Российская Империя. Конституционный эксперимент (1904-1917)
- Программа Российской социал-демократической рабочей партии 1903 год
- Программа Конституционно-демократической партии 1905-1906 гг
- Проект основного закона Российской империи, составленный С.А. Муромцевым 1905 г.
- Положение о выборах в Государственную думу 1905 г.
- Манифест об усовершенствовании государственного порядка 1905 г.
- Воззвание Союза 17 октября 1905 г.
- Воззвание Союза русского народа 1905 г.
- Законы о политических свободах. 1905-1906 гг.
- Указ о мерах к укреплению единства в деятельности министерств и главных управлений. 1905 г
- Указ об изменении положения о выборах в Государственную думу и изданных в дополнение к нему узаконений. 1905 г.
- Программа Партии социалистов-революционеров 1906 г.
- Учреждение Государственной думы 1906 г.
- Учреждение Государственного совета 1906 г.
- Основные государственные законы 1906 г.
- Акты об изменении порядка выборов в Государственную думу 1907 г.
- Котляревский С.А. Юридические предпосылки русских основных законов 1912 г.
- Указ об утверждении временного Положения о военной цензуре. 1914 г.
- Отречение Николая II и отказ великого князя Михаила Александровича. 1917 г.
Общая информация об историческом периоде
К началу ХХ в. социально-политический строй Российской империи вызывал почти всеобщее недовольство. Крестьяне, владевшие землёй на общинном праве (т.е. коллективно) и желавшие отомстить за злоупотребления крепостным правом, не считали частную земельную собственность помещиков законной. За II половину XIX в. крестьянское население России практически удвоилось. В Европейской России были распаханы практически все пригодные для обработки земли. Между тем экстенсивный тип воспроизводства крестьянского хозяйства и существовавшая в общинах практика наделения землёй новых поколений предполагали постоянное увеличение землепользования. По этим причинам в начале ХХ в. усилилась борьба крестьян за безвозмездный захват всех помещичьих земель.
В отличие от западноевропейских стран, в России не удалось решить крестьянский вопрос до появления рабочего. К началу ХХ в. промышленные рабочие в России и других странах в значительном большинстве отличались низким жизненным уровнем, придерживались коллективистских настроений и добивались радикального передела собственности.
Представители образованных классов начала ХХ в. не считали императора Николая II представителем бога на Земле и не были готовы ему безоговорочно подчиняться. Т.н. "образованное общество" требовало либеральных реформ, в то время как правительство в конце XIX в. проводило контрреформы.
Положение усугубили реформы министра финансов С.Ю. Витте, имевшие отличные экономические и провальные политические результаты. Государственная монополия на продажу водки привела к значительному увеличению государственных доходов, однако возложила на власть ответственность за народное пьянство. Введение «золотого рубля» способствовало притоку иностранных инвестиций, однако было невыгодно экспортёрам продовольствия: помещикам и зажиточным крестьянам, как и высокие пошлины на ввоз промтоваров. Активная финансовая поддержка крупных предприятий проводилась за счёт сельского хозяйства, а также вызывала недовольство тех предпринимателей, которым средств не хватило. Всеобщее недовольство было усилено экономическим кризисом 1900-1905 гг., а также неудачной русско-японской войной.
Простые рецепты выхода из кризиса отсутствовали. Николай II считал решение крестьянского вопроса основной задачей своего царствования. Однако выполнение крестьянских требований противоречило правовому принципу неприкосновенности частной собственности, было бы гибельным с экономической стороны (помещики давали значительную часть товарного зерна, необходимого для экспорта) и привело бы к увеличению крестьянского землевладения менее чем на треть, быстро бы "съеденному" приростом населения, остававшимся очень высоким. Неприемлемость требований крестьян крайне затрудняло предоставление им политических прав, а т.н. "цензовая" конституция с участием во власти лишь представителей имущих или образованных классов подорвала бы крестьянский монархизм, основанный на представлении о царе как защитнике простого народа от "бар".
Тем не менее революция 1905-1907 гг. вынудила правительство приступить к достаточно радикальным реформам. В результате преобразования государственного строя Россия, по мнению большинства современных историков, перешла к начальной стадии конституционной монархии. Были введены ограниченные политические свободы. Законодательная власть была разделена между императором и двумя палатами: Государственным советом (наполовину назначенным монархом, наполовину избранным высшими слоями населения) и выборной Государственной думой.
В 1906-1907 гг. она избиралась с решающим участием крестьян, что привело к её непримиримому конфликту с императорским правительством и практической невозможности совместного законодательства, предусмотренного конституцией. Поэтому в 1907 г. император собственной властью издал новое положение о выборах. Решающее влияние на них стали оказывать помещики. После этого при сохранении высшей исполнительной власти у императора Дума стала определять направление законодательства.
Помимо преобразования государственного строя, была проведена крестьянская реформа, освободившая крестьян от личной зависимости от общины и предоставившая им право укреплять землю в личную собственность. Местное самоуправление было распространено на некоторые окраины, а также улучшено его финансовое положение. Было введено страхование рабочих крупных предприятий и железных дорог от травм и болезней. Значительно увеличилось число учебных заведений, особенно начальных. Был проведён ряд других реформ.
Обострение социально-политических противоречий, введение ограниченных свобод и создание народного представительства привели к складыванию в начале ХХ в. многопартийной системы. Она отличалась большим числом партий и острыми противоречиями между ними при отсутствии согласия о базовых ценностях.