Load document

Манифест об усовершенствовании государственного порядка 1905 г.

 

Манифест 17.10.1905 г. является торжественным обращением императора Николая II к народу, фактически объявившем о предстоящем переходе России от абсолютной монархии к конституционной. Был издан для прекращения всеобщей забастовки и др. беспорядков осени 1905 г.

Непосредственным инициатором преобразования был председатель Комитета министров гр. С.Ю. Витте. 9.10.1905 г. он подал императору записку, в которой указывал, что законы 6.8.1905 г. о создании совещательной Государственной думы не удовлетворили даже умеренные круги. Доказывалось, что общество стремится к гражданской свободе, торжество которой неизбежно. Поэтому "лозунг свободы должен стать лозунгом правительственной деятельности. Другого исхода для спасения государства нет". Если правительство не станет во главе освободительного движения, то "казни и потоки крови только ускорят взрыв. За ним последует дикий разгул низменных человеческих страстей"[1]. Альтернативой преобразований Витте объявлял введение диктатуры, отказываясь от роли диктатора.

Некоторые находившееся не у дел сановники (члены Государственного совета И.Л. Горемыкин, генерал гр. А.П. Игнатьев, адмирал Н.М. Чихачев) выступали за подавление беспорядков силой, однако руководители армии и полиции (председатель Совета государственной обороны и главнокомандующий Петербургским военным округом вел. кн. Николай Николаевич, товарищ министра внутренних дел – заведующий полицией и петербургский генерал-губернатор генерал Д.Ф. Трепов) настаивали на реформах.

О переходе к новому порядку Витте предлагал объявить в утвержденном императором докладе председателя Комитета министров. Николай II настоял на оформлении уступки в виде манифеста. Его текст был написан членом Государственного совета кн. А.Д. Оболенским и отредактирован им и временно управляющим делами Комитета министров Н.И. Вуичем под руководством Витте. По предположению историков А.В. Островского и М.М. Сафонова, содержание манифеста было заимствовано из воззвания земского съезда, работавшего в сентябре 1905 г.

Рядом сановников по поручению императора были составлены другие проекты (не упоминавшие правительство и в большинстве менее радикальные). Витте объявил одобрение своего текста обязательным условием принятия должности главы правительства. Других приемлемых кандидатов на этот пост не было, и Николай II был вынужден утвердить проект Витте.

Манифест был поддержан либеральными консерваторами и правыми либералами (будущими октябристами[2] и мирнообновленцами), ставшими «конституционалистами по высочайшему повелению». Однако создававшаяся Конституционно-демократическая партия[3], а также крайне левые сочли его недостаточным и продолжали антиправительственную борьбу. Сторонники абсолютной монархии впоследствии осуждали манифест, считая, что Витте «вырвал» его у императора.

Манифест воодушевил часть революционеров и дезориентировал местные власти, что привело к массовым революционным демонстрациям и митингам во многих городах, а также ответным контрреволюционным и еврейским погромам октября 1905 г. (в Киеве, Томске и др. местах), устроенным монархически настроенным населением при содействии администрации. По мнению историка И.В. Лукоянова, именно вызванное манифестом усиление политической активности сторонников правительства позволило прекратить всеобщую забастовку в итоге подавить революцию 1905-1907 гг.

На основании манифеста была проведена частичная политическая амнистия 21.10.1905 и различные реформы, подытоженные Основными государственными законами 23.4.1906 г. (см.).

 

Божьей милостью мы, Николай Второй, император и самодержец всероссийский, царь Польский, великий князь финляндский и прочая, и прочая, и прочая.

Объявляем всем нашим верным подданным:

Смуты и волнения в столицах и во многих местностях империи нашей[1] великой и тяжкой скорбью преисполняют сердце наше. Благо российского государя неразрывно с благом народным и печаль народная — его печаль. От волнений, ныне возникших, может явиться глубокое нестроение народное и угроза целости и единству державы нашей. Великий обет царского служения повелевает нам всеми силами разума и власти нашей стремиться к скорейшему прекращению столь опасной для государства смуты. Повелев подлежащим властям принять меры к устранению прямых проявлений беспорядка, бесчинств и насилий, в охрану людей мирных, стремящихся к спокойному выполнению лежащего на каждом долга, мы, для успешного выполнения общих преднамечаемых нами к умиротворению государственной жизни мер, признали необходимым объединить деятельность высшего правительства[2]. На обязанность правительства возлагаем мы выполнение непреклонной нашей воли:

1. Даровать населению незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов[3].

2. Не останавливая предназначенных выборов в Государственную думу, привлечь теперь же к участию в Думе, в мере возможности, соответствующей кратности остающегося до созыва Думы срока, те классы населения, которые ныне совсем лишены избирательных прав, предоставив за сим дальнейшее развитие начала общего избирательного права вновь установленному законодательному порядку[4],

и 3. Установить как незыблемое правило, чтобы никакой закон не мог восприять силу без одобрения Государственной думы[5] и чтобы выборным от народа обеспечена была возможность действительного участия в надзоре за закономерностью действий поставленных от нас властей[6].

Призываем всех верных сынов России вспомнить долг свой перед Родиною, помочь прекращению сей неслыханной смуты и вместе с нами напрячь все силы к восстановлению тишины и мира на родной земле.

 

Дан в Петергофе в 17 день октября в лето от Рождества Христова тысяча девятьсот

пятое царствования же нашего одиннадцатое.

 

На подлинном собственною его императорского величества рукою подписано:

«Николай».

Полное собрание законов Российской империи. Собрание третье. 1905. Отделение I. СПб., 1908. С. 754-755

 

 

 

[1] В октябре 1905 г. проходила всеобщая политическая забастовка, в которой участвовало до 2 млн. человек. Было прервано железнодорожное сообщение. В некоторых городах (в т.ч. в обеих столицах) не работали городской транспорт, электричество, водопровод. Во многих местах (в т.ч. в столицах) были созданы революционные Советы рабочих депутатов. Значительная часть интеллигенции и служащих была объединена революционным Союзом союзов. В университетах происходили многолюдные собрания, на которых открыто велась революционная пропаганда, собирались средства на революционные цели и т.п. Имело место усиление революционного терроризма, направленного не только против высших сановников, но рядовых полицейских. В деревнях происходила крестьянская война: крестьяне в массовом порядке грабили и жгли помещичьи усадьбы. Армия и флот были ненадёжны, в их рядах имели место вооружённые восстания. [2] Объединённый Совет министров был создан именным указом о мерах к укреплению единства в деятельности министерств и главных управлений от 19.10.1905 г. Его содержание см. Основные государственные законы 23 апреля 1906 г. Статья 120 и примечание к ней.[3] Это поручение было выполнено далеко не полностью. Закон о неприкосновенности личности (под которой подразумевался прежде всего судебный контроль над арестами) так и не был издан до революции. Временные правила о собраниях, об обществах и союзах, а также законы о веротерпимости и печати, а также практика их применения далеко не обеспечивали соответствующие свободы. См. подробнее Основные государственные законы 23.4.1906 г. Статьи 78-81 и примечания к ним. [4] О выполнении этого пункта см. Указ об изменении Положения о выборах в Государственную думу... 1905. Существенно изменить избирательный закон, «не останавливая… выборов», оказалось невозможным. Поэтому Государственная дума была созвана не в середине января 1906 г. (как предусматривалось законами 6.8), а 27.4 т.г.[5] Важнейшее постановление манифеста. По законам 6.8.1905 г. Государственная дума пользовалась лишь законосовещательными правами, т.е. её заключение по законопроектам по общему правилу не было обязательным для императора. Исключение предусматривалось для законопроектов, отклонённых и Думой, и Государственным советом большинством 2/3 голосов. Такие проекты подлежали возвращению министру «для дополнительного соображения и внесения вновь на законодательное рассмотрение, если на это последует высочайшее соизволение» (Законодательные акты переходного времени. 1904-1908. М., 2010. С. 100). Однако получить поддержку 2/3 дореформенного Государственного совета, состоявшего из высших чиновников по назначению монарха, выборной Думе было бы практически невозможным. Указанное постановление манифеста превратило Государственную думу в законодательную палату. Впрочем, её полномочия были ограничены манифестом 20.2.1906 г. и Основными государственными законами 23.4.1906 г. (см. из статью 86 и примечание к ней), которые предусматривали издание законов с согласия не только Думы, но и реформированного Государственного совета и утверждения императора. [6] Это постановление манифеста выполнено не было. Предоставленное Государственной думе законами 6.8.1905 г. право запросов (подробнее см. Основные государственные законы 1906 г. Статья 108 и примечание к ней) не было расширено до 1917 г.