Постановление Верховного Совета СССР о перестройке управления народным хозяйством на современном этапе экономического развития страны. 30.6.1987 г.

 

Заслушав и обсудив доклад члена Политбюро ЦК КПСС, Председателя Совета Министров СССР депутата Рыжкова Н.И.[1], Верховный Совет СССР отмечает, что осуществляемая в стране перестройка – это прямое продолжение дела Великого Октября, она неразрывно связана с ним и едина в главном – целенаправленном созидании социализма.

Предложенные Правительством меры по перестройке управления народным хозяйством, преодолению противоречий между сложившейся системой руководства экономикой и уровнем развития производительных сил направлены на практическую реализацию выработанного XXVII съездом партии, январским и июньским (1987 г.) Пленумами ЦК КПСС стратегического курса на ускорение социально-экономического развития страны, полное использование возможностей социализма в интересах дальнейшего подъема народного благосостояния. Эти меры, выработанные на базе глубокого марксистско-ленинского анализа, объективных закономерностей развития народного хозяйства – результат творческих усилий всего советского народа, партийных, советских и хозяйственных органов, общественных организаций, трудовых коллективов и работников науки.

Верховный Совет СССР считает, что за период, прошедший после апрельского (1985 г.) Пленума ЦК КПСС[2], советское общество прочно встало на путь коренных преобразований во всех сферах жизни и деятельности, активного и заинтересованного участия в этом широких масс трудящихся. В то же время продолжают сохраняться крупные недостатки в организации общественного производства. Все еще дают о себе знать бесхозяйственность, нарушения дисциплины, допускается значительное отставание в торговом и бытовом обслуживании населения, медленно развивается материальная база социальной сферы. Затягивается перестройка работы аппарата управления, имеют место факты противодействия прогрессивным начинаниям. В этих условиях безотлагательным делом является перестройка в экономике, осуществление кардинальных перемен в системе управления ею.

Намеченная научно обоснованная программа совершенствования системы управления имеет целостный характер. Она предусматривает широкую демократизацию руководства народным хозяйством, расширение самостоятельности предприятий, перевод их на принципы полного хозрасчета, самофинансирования и самоуправления. Качественно преобразуются планирование, система экономического стимулирования, организационные структуры управления. Претерпевают глубокие изменения отраслевое и территориальное управление. Осуществляется решительный переход от преимущественно административных к преимущественно экономическим методам. Многие элементы нового подхода к управлению экономикой апробированы практикой, получили широкую поддержку трудовых коллективов. Ярким свидетельством этого явилось заинтересованное и активное участие советских людей в обсуждении проекта Закона СССР о государственном предприятии (объединении).

Верховный Совет СССР поддерживает решения июньского (1987 г.) Пленума ЦК КПСС по вопросам коренной перестройки управления экономикой и считает необходимым положить их в основу работы всех органов государственной власти и управления, трудовых коллективов и общественных организаций.

Верховный Совет Союза Советских Социалистических Республик постановляет:

1. Одобрить намеченные Правительством СССР меры по перестройке управления народным хозяйством на современном этапе экономического развития страны, направленные на более полное раскрытие возможностей социализма, придание экономике высокого динамизма, гибкости и восприимчивости к научно-техническому прогрессу, на демократизацию производственной жизни, всемерное развитие живого творчества масс и активизацию человеческого фактора.

Ключевое значение в осуществлении предусмотренных преобразований имеет принятие Закона СССР о государственном предприятии (объединении). Закон призван закрепить коренные изменения условий хозяйствования, переход на преимущественно экономические методы управления, значительно раздвинуть границы самостоятельности и повысить ответственность предприятий, в полной мере гарантировать права, вытекающие из их ведущей роли в общественном социалистическом производстве, определить основные направления перестройки деятельности органов государственного управления.

В ходе осуществления мер по перестройке управления народным хозяйством должны быть обеспечены последовательная реализация ленинского принципа демократического централизма, повышение роли трудовых коллективов, создание таких организационных и экономических условий, когда каждый коллектив, каждый работник реально становится подлинным хозяином на производстве, по-государственному проявляет заботу об укреплении дисциплины и порядка на производстве, о приумножении народного богатства.

Намечаемые меры требуют решительного улучшения работы хозяйственных кадров, поворота в их мышлении, широкого использования экономических методов управления, новых форм организации труда. Необходимо всемерно поддерживать инициативу и социалистическую предприимчивость кадров, повышать их ответственность за порученное дело, высокую эффективность производства, воспитывать у них умение работать в условиях широкого демократизма и гласности.

2. Совету Министров СССР при проведении в жизнь экономической стратегии партии:

обеспечить поэтапное и последовательное осуществление всего комплекса мер по перестройке управления народным хозяйством на принципах полного хозяйственного расчета, самофинансирования и самоуправления, с тем чтобы войти в тринадцатую пятилетку с хорошо отлаженным хозяйственным механизмом;

нацелить систему управления на глубокие преобразования в экономике, ускорение научно-технического прогресса, повышение эффективности и качества работы, подчинение производства удовлетворению общественных потребностей, запросов и нужд советских людей;

осуществить меры по коренному изменению планирования и материально-технического обеспечения, управления научно-техническим прогрессом, по совершенствованию финансово-кредитной системы, ценообразования, управления трудом и социальным развитием, улучшению дела статистики; добиваться постоянного поддержания соответствия целостной системы управления, всех ее элементов изменяющимся условиям и новым задачам социально-экономического развития страны;

коренным образом улучшить деятельность центральных экономических органов, министерств и ведомств, Советов Министров союзных республик, местных органов управления, совершенствовать стиль, формы и методы их работы, решительно преодолевать проявления ведомственности и местничества, бюрократизма и формализма.

3. Центральным экономическим органам, и прежде всего Госплану СССР, в соответствии с намеченными мерами по перестройке управления экономикой сосредоточить внимание на научно обоснованном перспективном развитии народного хозяйства, определении его структуры, темпов и пропорций, обеспечивать сбалансированность роста общественного производства, увязку общегосударственных интересов с интересами отраслей, регионов и предприятий, постоянно совершенствовать хозяйственный механизм в целях создания наиболее благоприятных условий для деятельности основного звена производства – предприятий и объединений. Осуществить решительный переход к экономическим методам управления и хозяйствования, придать новый облик централизованному управлению народным хозяйством, широко используя всю систему экономических рычагов и в первую очередь долговременные стабильные экономические нормативы.

4. Министерствам, государственным комитетам и ведомствам, руководствуясь одобренными июньским (1987 г.) Пленумом ЦК КПСС направлениями коренной перестройки управления отраслями народного хозяйства, решительно изменить формы и методы руководства объединениями, предприятиями и организациями, перейти от административных к преимущественно экономическим методам, обеспечить необходимые условия и простор для применения полного хозяйственного расчета, самофинансирования и самоуправления, добиваться на этой основе ускорения научно-технического прогресса, удовлетворения потребностей народного хозяйства и населения в высококачественной продукции.

Главным в совершенствовании отраслевого управления должно стать упрощение организационных структур, значительное сокращение звенности, повышение уровня концентрации производства, формирование объединений новых типов, укрупнение министерств.

Министерствам и ведомствам, Советам Министров союзных республик, местным Советам народных депутатов в своей работе по решению задач увеличения производства товаров народного потребления, расширения услуг, охраны окружающей среды, других вопросов развития социальной сферы усилить взаимодействие, работать слаженно и целеустремленно.

5. Верховным Советам, Советам Министров союзных и автономных республик перестроить систему руководства народным хозяйством республик в целях обеспечения комплексного экономического и социального развития территорий, увеличения вклада каждой республики в укрепление единого народнохозяйственного комплекса страны. Исключить при этом неоправданное дублирование в республиках структуры управления союзного уровня, развивать демократизм и гласность, вести непримиримую борьбу с администрированием, местничеством и бюрократизмом в аппарате управления. Добиваться дальнейшей активизации деятельности местных Советов народных депутатов в хозяйственном и социально-культурном строительстве.

6. Местным Советам народных депутатов в ходе перестройки управления хозяйством на своих территориях обеспечить комплексное развитие экономики, значительно повысить уровень развития социальной сферы, обеспечивать наиболее полное удовлетворение потребностей населения в продуктах питания, высококачественных товаров народного потребления и услугах, жилье, медицинском, транспортном и других видах обслуживания, усилить природоохранную деятельность. В полной мере реализовывать предоставленные им широкие права в руководстве экономическим и социальным развитием за счет изыскания и приведения в действие резервов, лучшего использования творческого потенциала регионов, создания условий для повышения эффективности, высокопроизводительной работы объединений, предприятий и организаций, независимо от их ведомственной подчиненности, и увеличения на этой основе доходной базы местных бюджетов. Всемерно расширять кооперативные формы производства и обслуживания населения, индивидуальную трудовую деятельность граждан. Принимать меры к реальному осуществлению полномочий трудовых коллективов, активному проведению в жизнь принципов социальной справедливости.

7. Совету Министров СССР рассмотреть предложения и замечания постоянных комиссий Совета Союза и Совета Национальностей, а также депутатов Верховного Совета СССР, высказанные при обсуждении вопроса о перестройке управления народным хозяйством на современном этапе экономического развития страны, и принять необходимые меры.

 

 

[1] Рыжков Николай Иванович (р. в 1929) – политический деятель. В 1950-1975 работал на Уралмаше, его главный инженер (1965-1970), директор (1970-1971) и генеральный директор (1971-1975). Затем служил первым заместителем министра тяжелого и транспортного машиностроения СССР (1975-1979) и председателя Госплана (1979-1982), секретарем ЦК КПСС (1982-1985), председателем Совета министров СССР (1985-1991). Поддерживал идеи "рыночного социализма". После отставки в 1991 кандидат КПСС в президенты РСФСР, получил 13, 359 млн. голосов (17 %). В 1995-2003 депутат Государственной думы, с 2003 член Совета федерации от администрации Белгородской обл.[2] На этом пленуме было впервые объявлено о "Перестройке".