Указы о митингах и шествиях. 1992-1993 гг.

 

 

Предлагаемые указы в отсутствие соответствующего закона ввели ограниченную свободу уличных собраний и шествий.

 

Указ Президента Российской Федерации о порядке организации и проведения митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования. 25.5.1992 г.

 

 

В целях обеспечения права граждан на проведение митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования постановляю:

 

1. Впредь до урегулирования законом Российской Федерации порядка организации и проведения митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования исходить из положений Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 г., о праве граждан собираться свободно и без оружия, проводить митинги, уличные шествия, демонстрации и пикетирование при условии предварительного уведомления властей.

В соответствии с Декларацией прав и свобод человека и гражданина осуществление указанного права не должно нарушать права и свободы других лиц. Запрещается использование этого права для насильственного изменения конституционного строя, разжигания расовой, национальной, классовой, религиозной ненависти, для пропаганды насилия и войны.

 

2. До принятия соответствующего закона Российской Федерации нормы Указа Президиума Верховного Совета СССР от 28 июля 1988 г. "О порядке организации и проведения собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций в СССР" на территории Российской Федерации применяются в части, не противоречащей Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой Верховным Советом Российской Федерации 22 ноября 1991 года.

 

3. Органам внутренних дел Российской Федерации осуществлять необходимые мероприятия по охране общественного порядка при проведении митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования, по предупреждению и пресечению противоправных действий и обеспечению привлечения виновных лиц к ответственности в соответствии с законодательством.

 

4. Министерству юстиции Российской Федерации, Министерству внутренних дел Российской Федерации и Министерству безопасности Российской Федерации в месячный срок представить проект закона о порядке организации и проведения митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования для внесения в порядке законодательной инициативы в Верховный Совет Российской Федерации.

 

Президент Российской Федерации

 

Б. ЕЛЬЦИН

 

 

 

Указ Президента Российской Федерации об утверждении Временного положения о порядке уведомления органов исполнительной власти г. Москвы о проведении митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования на улицах, площадях и в иных открытых общественных местах города. 24.51993[1]

 

Согласно Федеральному закону от 18 июля 1995 г. № 107-ФЗ[2] собрания, митинги, демонстрации, шествия, пикетирования и иные публичные мероприятия в городе Москве - столице Российской Федерации проводятся в соответствии с Федеральным законом "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях"

В целях обеспечения прав граждан на проведение митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования в столице Российской Федерации – городе Москве постановляю:

1. Утвердить прилагаемое Временное положение о порядке уведомления органов исполнительной власти г. Москвы о проведении митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования на улицах, площадях и в иных открытых общественных местах города.

2. Настоящий Указ вступает в силу с момента его опубликования.

 

Президент Российской Федерации

Б. ЕЛЬЦИН

 


Временное положение о порядке уведомления органов исполнительной власти г. Москвы о проведении митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования на улицах, площадях и в иных открытых общественных местах города

 

1. Настоящее Временное положение определяет порядок уведомления органов исполнительной власти г. Москвы о проведении мирных (невооруженных) митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования <[1]> на улицах, площадях и в иных открытых общественных местах города.

2. Уведомление о проведении митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования (далее именуемых – массовые акции) подается в органы исполнительной власти уполномоченными (организаторами массовых акций) трудовых коллективов предприятий, учреждений и организаций, общественных организаций (объединений), общественной самодеятельности и отдельных групп граждан в срок не ранее пятнадцати и не позднее десяти дней до намечаемой даты их проведения с предоставлением выписки из протокола о проведении данного мероприятия.

О массовой акции с количеством участников свыше 5 тысяч человек письменно уведомляется мэр, до 5 тысяч – префект административного округа, до 1 тысячи – глава районной управы[3].

3. В уведомлении указываются цель, форма, место проведения массовой акции или маршруты движения, время начала и окончания акции, предполагаемое количество участников, фамилии, имена, отчества уполномоченных (организаторов), место их жительства, дата подачи уведомления, номер контактного телефона. Оговариваются формы и методы гарантированного обеспечения уполномоченными (организаторами) при проведении массовой акции общественного порядка, организации медицинской помощи, использования звукоусиливающей аппаратуры. Указываются лица, ответственные за эти участки обеспечения.

Уведомление подписывают не менее трех уполномоченных (организаторов).

Орган исполнительной власти принимает уведомление и на его копии письменно подтверждает дату и время получения.

4. Уведомление о проведении массовой акции органом исполнительной власти не принимается в случае, если:

акция противоречит принципам Декларации прав и свобод человека и гражданина, общепринятым нормам общественной морали и нравственности;

в уведомлении отсутствуют обязательства уполномоченных (организаторов) обеспечивать соблюдение общественного порядка, а также если они или уполномочившие их организации неоднократно не выполняли взятые обязательства по ранее проводившимся массовым акциям;

акция совпадает по форме, месту, времени, но не по направленности и целям с другой массовой акцией, уведомление о которой в установленные сроки подано ранее либо одновременно;

акция создает реальную угрозу нормальному функционированию предприятий, учреждений и организаций;

создается необходимость прекращения работы пассажирского и железнодорожного транспорта из-за невозможности изменения маршрута его движения.

5. Орган исполнительной власти вправе по согласованию с уполномоченными (организаторами) изменить время, место (маршрут) и порядок проведения массовой акции в целях обеспечения общественного порядка, нормальной работы транспорта, государственных и общественных органов, предприятий, учреждений и организаций.

6. Рекомендуется воздерживаться от планирования, проведения массовых акций вблизи от линий электропередачи высокого напряжения, газопроводов высокого давления теплотрасс большого диаметра, особо взрыво- и пожароопасных объектов, строящихся объектов и коммуникаций.

7. Массовые акции проводятся в соответствии с целями, изложенными в уведомлении, в указанные в нем сроки и в обусловленных местах (маршрутах).

Предельные сроки проведения массовых акций одними и теми же уполномоченными (организаторами) не должны одновременно превышать пяти дней, не могут начинаться ранее 7 часов и заканчиваться позднее 22 часов[4].

8. Государственные и общественные организации, должностные лица, а также граждане не вправе препятствовать массовым акциям, проводимым с соблюдением установленного настоящим Временным положением порядка.

9. Уполномоченные (организаторы) массовой акции не вправе проводить ее, если уведомление не было подано в срок или не было принято, и обязаны прекратить ее подготовку.

10. Отказ в принятии исполнительным органом власти уведомления о проведении массовой акции может быть обжалован в вышестоящий орган исполнительной власти или суд.

11. Рассмотрев уведомление о проведении массовой акции, соответствующий орган исполнительной власти сообщает уполномоченным (организаторам) о принятом решении не позднее пяти дней до намечаемой даты проведения массовой акции.

В эти же сроки орган исполнительной власти информирует о целях массовой акции государственные органы, которым она адресуется.

Указанные государственные органы обязаны рассмотреть по существу вопросы, явившиеся причинами проведения массовой акции, принять по ним необходимые решения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и сообщить о них уполномоченным (организаторам) массовой акции.

Руководители государственных органов несут персональную ответственность за организацию работы с публичными обращениями граждан[5].

 

[1] Приводится с поправками, внесенными указом президента от 20.10.1998 г.[2] Указанный закон "О внесении изменения в закон Российской федерации "О статусе столицы Российской федерации" гласил: " Собрания, митинги, демонстрации, шествия, пикетирования и иные публичные мероприятия в городе Москве - столице Российской Федерации проводятся в соответствии с Федеральным законом "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях".[3] в ред. указа президента России от 20.10.98 № 1272[4] в ред. указа президента России от 20.10.98 № 1272[5] в ред. указа президента России от 20.10.98 № 1272