Закон СССР о конституционном надзоре в СССР. 1989 г.
Предлагаемый закон, изданный 23.12.1989 г., впервые в советской истории вводит юридический контроль над конституционностью законодательства и административных распоряжений. Контроль должен был быть общий и как предварительный, так и последующий. Инициативой контроля обладали органы власти. При этом сохранялось полновластие советов: Съезд народных депутатов мог 2/3 голосов отменять решение Комитета конституционного надзора.
Этот комитет просуществовал до фактического развала политической системы СССР в августе 1991 г. и не пользовался значительным влиянием.
I. Общие положения
Статья 1. Цели конституционного надзора в СССР
Конституционный надзор в СССР учрежден в целях обеспечения соответствия актов государственных органов и общественных организаций Конституции СССР, конституциям союзных и автономных республик, охраны конституционных прав и свобод личности, прав народов СССР, демократических основ советского общества.
Статья 2. Органы конституционного надзора
Конституционный надзор в СССР осуществляют Комитет конституционного надзора СССР и органы конституционного надзора союзных и автономных республик.
Статья 3. Основные принципы деятельности органов конституционного надзора
Органы конституционного надзора в СССР действуют на основе социалистической законности, коллегиальности и гласности.
Органы конституционного надзора в СССР самостоятельны и подчиняются только Конституции СССР, конституциям союзных и автономных республик.
Какое бы то ни было вмешательство в деятельность органов конституционного надзора не допускается и влечет ответственность в соответствии с законом.
Статья 4. Законодательство о конституционном надзоре в СССР
Задачи, организация и порядок осуществления конституционного надзора в СССР определяются Конституцией СССР, конституциями союзных и автономных республик, настоящим Законом, а также законами союзных и автономных республик об органах конституционного надзора.
II. Состав и порядок избрания комитета Конституционного надзора СССР
Статья 5. Состав Комитета конституционного надзора СССР
Комитет конституционного надзора СССР избирается из числа специалистов в области политики и права в составе Председателя, заместителя Председателя и 25 членов Комитета, в том числе по одному из каждой союзной республики.
Статья 6. Избрание Комитета конституционного надзора СССР
Председатель, заместитель Председателя, члены Комитета конституционного надзора СССР избираются Съездом народных депутатов СССР сроком на десять лет.
Предложения о персональном составе Комитета конституционного надзора СССР представляются Съезду народных депутатов СССР Председателем Верховного Совета СССР.
Избранным считается лицо, получившее большинство голосов от общего числа народных депутатов СССР.
В целях обеспечения преемственности в деятельности Комитета конституционного надзора СССР его состав обновляется наполовину каждые пять лет.
Вновь избранные члены Комитета вступают в должность с момента окончания срока полномочий выбывающих из его состава лиц.
Статья 7. Присяга лиц, избранных в Комитет конституционного надзора СССР
Председатель Верховного Совета СССР приводит к присяге лиц, избранных в Комитет конституционного надзора СССР.
Текст присяги: "Торжественно клянусь добросовестно выполнять возложенные на меня обязанности члена Комитета конституционного надзора СССР, подчиняться при этом всем положениям Конституции Союза Советских Социалистических Республик и ничему кроме них".
Статья 8. Досрочное прекращение полномочий лица, избранного в Комитет конституционного надзора СССР
Полномочия лица, избранного в Комитет конституционного надзора СССР, могут быть досрочно прекращены по его просьбе об отставке; по состоянию здоровья, препятствующему выполнению им своих обязанностей; в случае нарушения присяги; в связи с вступившим в отношении его в законную силу обвинительным приговором суда.
Решение о досрочном прекращении полномочий лица, входящего в состав Комитета конституционного надзора СССР, принимается по представлению Председателя Верховного Совета СССР Съездом народных депутатов СССР.
В период между Съездами народных депутатов СССР полномочия лица, избранного в Комитет конституционного надзора СССР, могут быть приостановлены в случае нарушения им присяги или вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда. Решение о приостановлении полномочий принимается Верховным Советом СССР по представлению Председателя Верховного Совета СССР.
Статья 9. Дополнительное избрание в Комитет конституционного надзора СССР
В случае досрочного выбытия лица, входившего в состав Комитета конституционного надзора СССР, Съездом народных депутатов СССР на оставшийся срок полномочий дополнительно избирается в состав Комитета другое лицо.
В случае досрочного выбытия лица, входившего в состав Комитета конституционного надзора СССР, менее чем за год до истечения срока его полномочий выборы нового члена Комитета вместо выбывшего не проводятся.
III. Полномочия и порядок деятельности комитета Конституционного надзора СССР
Статья 10. Акты, поднадзорные Комитету конституционного надзора СССР
Комитет конституционного надзора СССР рассматривает вопросы о соответствии Конституции СССР:
проектов законов СССР и иных актов, внесенных на рассмотрение Съезда народных депутатов СССР;
законов СССР и иных актов, принятых Съездом народных депутатов СССР;
конституций союзных республик.
Комитет конституционного надзора СССР осуществляет надзор за соответствием Конституции СССР и законам СССР, принятым Съездом народных депутатов СССР:
законов СССР и иных актов, принятых Верховным Советом СССР, постановлений Совета Союза и Совета Национальностей, а также проектов актов, внесенных на рассмотрение этих органов.
Комитет конституционного надзора СССР осуществляет надзор за соответствием Конституции СССР и законам СССР, принятым Съездом народных депутатов СССР и Верховным Советом СССР:
указов и постановлений Президиума Верховного Совета СССР;
распоряжений Председателя Верховного Совета СССР;
законов союзных республик;
постановлений и распоряжений Совета Министров СССР;
международных договорных и иных обязательств СССР и союзных республик, представленных на ратификацию или утверждение;
руководящих разъяснений Пленума Верховного Суда СССР;
актов Генерального прокурора СССР и Главного государственного арбитра СССР, имеющих нормативный характер, а также нормативных правовых актов других государственных органов и общественных организаций, в отношении которых в соответствии с Конституцией СССР не осуществляется прокурорский надзор.
Надзорные функции Комитета конституционного надзора СССР не распространяются на приговоры и иные решения судов, решения органов расследования, прокуратуры, государственного арбитража по гражданским, уголовным, административным, арбитражным делам.
Статья 11. Рассмотрение разногласий
В случае возникновения разногласий между Союзом ССР и республиками, между союзными республиками, между союзными республиками и национально-государственными, национально-территориальными образованиями по поводу конституционности актов, принятых их органами государственной власти и управления, Комитет конституционного надзора СССР рассматривает эти разногласия по инициативе любой из спорящих сторон в соответствии с правилами, установленными настоящим Законом и Регламентом Комитета конституционного надзора СССР.
Статья 12. Внесение вопросов на рассмотрение Комитета конституционного надзора СССР
Комитет конституционного надзора СССР принимает вопрос к рассмотрению:
1) по поручению Съезда народных депутатов СССР – в отношении проектов законов СССР и иных актов, внесенных на рассмотрение Съезда народных депутатов СССР;
2) по предложениям не менее одной пятой народных депутатов СССР, Председателя Верховного Совета СССР, высших органов государственной власти союзных республик – в отношении законов СССР и иных актов, принятых Съездом народных депутатов СССР;
3) по поручению Съезда народных депутатов СССР, по предложениям Верховного Совета СССР, Президиума Верховного Совета СССР, высших органов государственной власти союзных республик – в отношении конституций и законов союзных республик;
4) по поручению Съезда народных депутатов СССР, по предложениям не менее одной пятой членов Верховного Совета СССР, Председателя Верховного Совета СССР, высших органов государственной власти союзных республик – в отношении законов СССР и иных актов, принятых Верховным Советом СССР, постановлений Совета Союза и Совета Национальностей, а также проектов актов, внесенных на рассмотрение этих органов; постановлений и распоряжений Совета Министров СССР; международных договорных и иных обязательств СССР и союзных республик;
5) по поручению Съезда народных депутатов СССР, по предложениям Верховного Совета СССР, его палат, Президиума Верховного Совета СССР, Председателя Верховного Совета СССР, постоянных комиссий палат и комитетов Верховного Совета СССР, Совета Министров СССР, высших органов государственной власти союзных республик, Комитета народного контроля СССР, Верховного Суда СССР, Генерального прокурора СССР, Главного государственного арбитра СССР, общесоюзных органов общественных организаций и Академии наук СССР – в отношении нормативных правовых актов других государственных органов и общественных организаций.
Комитет конституционного надзора СССР вправе также по собственной инициативе рассматривать вопросы о соответствии Конституции СССР и законам СССР актов высших органов государственной власти и управления СССР, других органов, образуемых или избираемых Съездом народных депутатов СССР и Верховным Советом СССР.
Если органы государственного управления, судебные, прокурорские и иные правоохранительные и правоприменительные органы, общественные организации и граждане обнаружат расхождение между законом или иным нормативным актом и Конституцией СССР, они доводят об этом до сведения органа, уполномоченного передать вопрос на рассмотрение Комитета конституционного надзора СССР.
Комитет конституционного надзора СССР вправе отклонить как не соответствующие его компетенции отдельные поручения, предложения и обращения.
Статья 13. Принятие вопросов к рассмотрению по собственной инициативе Комитета конституционного надзора СССР
Право вносить вопрос на рассмотрение по собственной инициативе Комитета конституционного надзора СССР принадлежит Председателю, заместителю Председателя и членам Комитета конституционного надзора СССР.
Решение рассмотреть вопрос принимается большинством голосов членов Комитета, участвующих в заседании.
Статья 14. Председатель Комитета конституционного надзора СССР
Председатель Комитета конституционного надзора СССР осуществляет общее руководство работой Комитета, созывает его заседания по собственной инициативе или по предложению не менее трех членов Комитета, председательствует на них, а также выполняет другие функции, возложенные на него настоящим Законом.
Заместитель Председателя Комитета конституционного надзора СССР выполняет по уполномочию Председателя Комитета отдельные его функции и замещает Председателя в случае его отсутствия или невозможности осуществления им своих обязанностей.
В случае невозможности осуществления Председателем Комитета и его заместителем их функций Комитет избирает из своего состава временного Председателя, действующего в этом качестве до возвращения Председателя или его заместителя к выполнению своих обязанностей либо до избрания Съездом народных депутатов СССР нового Председателя и заместителя Председателя Комитета.
Статья 15. Члены Комитета конституционного надзора СССР
Член Комитета конституционного надзора СССР пользуется правом решающего голоса по всем вопросам, рассматриваемым Комитетом.
Член Комитета не имеет права публично высказывать свое мнение о соответствии или несоответствии Конституции СССР и законам СССР актов и проектов актов, находящихся на рассмотрении Комитета, до принятия Комитетом заключения по этому вопросу.
Статья 16. Подготовка к рассмотрению вопроса в Комитете конституционного надзора СССР
Председатель Комитета конституционного надзора СССР поручает подготовку к рассмотрению вопроса на заседании Комитета одному или нескольким членам Комитета и устанавливает срок ее завершения, который не должен превышать шести месяцев. В ходе подготовки вопроса члены Комитета вправе:
истребовать от государственных органов и общественных организаций любые относящиеся к данному вопросу документы и иную информацию;
заслушивать объяснения должностных лиц соответствующих государственных органов и общественных организаций;
привлекать в качестве консультантов ученых и практических работников.
Отказ должностных лиц государственных органов и общественных организаций в предоставлении Комитету требуемых документов и иной информации, а также сообщение ими ложных сведений влекут за собой ответственность в соответствии с законом.
Статья 17. Рассмотрение вопроса Комитетом конституционного надзора СССР
Председатель Комитета конституционного надзора СССР ставит вопрос на заседании Комитета в течение одного месяца после окончания подготовки к рассмотрению вопроса. Проект заключения Комитета и относящиеся к нему материалы рассылаются участникам заседания не позднее чем за пятнадцать дней до заседания.
Заседание правомочно при наличии не менее двух третей лиц, избранных в Комитет.
Заседания Комитета проводятся открыто. Закрытое заседание допускается лишь в случае необходимости сохранения государственной или иной охраняемой законом тайны.
В заседании Комитета вправе участвовать представитель органа, по инициативе которого рассматривается данный вопрос, и представитель органа, издавшего акт или внесшего проект акта.
В заседании Комитета могут участвовать:
Председатель Верховного Совета СССР;
заместители Председателя Верховного Совета СССР, председатели палат Верховного Совета СССР, председатели комитетов Верховного Совета СССР и постоянных комиссий его палат;
Председатель Совета Министров СССР;
Председатель Комитета народного контроля СССР;
Председатель Верховного Суда СССР, Генеральный прокурор СССР, Главный государственный арбитр СССР, Министр юстиции СССР.
Председательствующий или по его поручению один из членов Комитета излагает существо рассматриваемого вопроса.
Представитель органа, по инициативе которого рассматривается данный вопрос, и органа, издавшего акт или внесшего проект акта, вправе высказать свое мнение по рассматриваемому вопросу. По решению Комитета в заседании могут быть выслушаны и другие лица.
Для принятия заключения Комитет проводит совещание, на котором присутствуют только лица, входящие в его состав.
Заключение Комитета объявляется в открытом заседании и подлежит опубликованию.
Статья 18. Заключение Комитета конституционного надзора СССР
В заключении Комитета конституционного надзора СССР содержится вывод о соответствии или несоответствии рассматриваемого акта, проекта акта или их отдельных положений Конституции СССР или законам СССР, а в надлежащих случаях также международным обязательствам СССР. Заключение должно быть аргументированным.
Заключение Комитета принимается простым большинством голосов от числа лиц, входящих в состав Комитета. Эти лица не вправе воздерживаться от голосования. В случае разделения голосов поровну голос Председателя Комитета является решающим.
Член Комитета, имеющий особое мнение, может изложить его в письменной форме. В этом случае оно включается самостоятельной частью в заключение Комитета.
Статья 19. Направление заключений Комитета конституционного надзора СССР Съезду народных депутатов СССР и Верховному Совету СССР
Заключения Комитета конституционного надзора СССР относительно проектов законов СССР и иных актов, внесенных на рассмотрение Съезда народных депутатов СССР, законов СССР и иных актов, принятых Съездом, представляются Съезду народных депутатов СССР.
Заключения Комитета конституционного надзора СССР относительно конституций и законов союзных республик представляются Съезду народных депутатов СССР или Верховному Совету СССР.
Принятие Комитетом конституционного надзора СССР заключений, указанных в настоящей статье, не приостанавливает действия законов СССР и иных актов, принятых Съездом народных депутатов СССР, конституций союзных республик или их отдельных положений.
Заключение Комитета конституционного надзора СССР о несоответствии Конституции СССР акта, принятого Съездом народных депутатов СССР, а также Конституции союзной республики или их отдельных положений может быть отклонено решением Съезда, принятым двумя третями голосов от общего числа народных депутатов СССР. Заключение Комитета конституционного надзора СССР ставится на обсуждение и голосование в течение ближайшего по времени заседания Съезда.
Статья 20. Направление заключения Комитета конституционного надзора СССР органу, издавшему акт
Заключение Комитета конституционного надзора СССР во всех случаях направляется органу, издавшему акт, по поводу которого принято заключение; органу, по инициативе которого рассматривается вопрос, и одновременно – Президиуму Верховного Совета СССР.
Статья 21. Приостановление действия или утрата силы акта, не соответствующего Конституции СССР или закону СССР
Принятие Комитетом конституционного надзора СССР заключения о несоответствии акта или его отдельных положений Конституции СССР или закону СССР, кроме заключений, указанных в статье 19 настоящего Закона, приостанавливает действие акта полностью или в отдельной части до устранения указанного несоответствия.
Сообщение о том, что акт или его отдельные положения не подлежат применению, публикуется и рассылается в том же порядке, в каком был опубликован и разослан акт, действие которого приостановлено.
Заключение Комитета конституционного надзора СССР, констатирующее, что каким-либо нормативным правовым актом или его отдельными положениями нарушаются основные права и свободы человека, закрепленные в Конституции СССР и в международных актах, участником которых является СССР, влечет за собой утрату силы такого акта или его отдельных положений с момента принятия заключения Комитета.
Статья 22. Устранение несоответствия акта Конституции СССР или закону СССР
Орган, издавший акт, в трехмесячный срок устраняет указанное в заключении Комитета конституционного надзора СССР несоответствие акта или его отдельных положений Конституции СССР или закону СССР. В необходимых случаях срок устранения несоответствия может быть продлен постановлением Президиума Верховного Совета СССР.
По истечении указанного срока, если несоответствие не будет устранено, Комитет входит с представлением соответственно на Съезд народных депутатов СССР, в Верховный Совет СССР или Совет Министров СССР об отмене не соответствующего Конституции СССР или закону СССР акта подотчетного им органа или должностного лица либо отдельных положений акта.
В случае отклонения заключения Комитета Верховным Советом СССР вопрос рассматривается Съездом народных депутатов СССР, решение которого является окончательным. Решение об отклонении Съездом народных депутатов СССР заключения Комитета принимается двумя третями голосов от общего числа народных депутатов СССР. Если предложение об отклонении заключения Комитета не получит на Съезде необходимого числа голосов, акт или его отдельные положения, не соответствующие Конституции СССР или закону СССР, утрачивают силу.
Статья 23. Право законодательной инициативы Комитета конституционного надзора СССР
В соответствии с Конституцией СССР Комитету конституционного надзора СССР принадлежит право законодательной инициативы.
Если Комитет обнаруживает, что соблюдению положений Конституции СССР препятствует отсутствие соответствующего законодательного акта, а также в иных случаях, он входит с представлением на Съезд народных депутатов СССР или в Верховный Совет СССР о необходимости подготовки и принятия такого акта.
IV. Статус лиц, избранных в Комитет конституционного надзора СССР
Статья 24. Независимость лиц, избранных в Комитет конституционного надзора СССР
Лица, избранные в Комитет конституционного надзора СССР, при выполнении своих обязанностей независимы и подчиняются только Конституции СССР. Они не должны запрашивать или получать указания от каких-либо государственных органов и общественных организаций, должностных лиц.
Статья 25. Несовместимость статуса лица, избранного в Комитет конституционного надзора СССР, с вхождением в состав других органов
Лицо, избранное в Комитет конституционного надзора СССР, не может быть одновременно народным депутатом, входить в состав органов, акты которых поднадзорны Комитету.
Статья 26. Право присутствовать на заседаниях государственных органов
Председатель, заместитель Председателя и члены Комитета конституционного надзора СССР имеют право присутствовать на заседаниях Съезда народных депутатов СССР, Верховного Совета СССР и Президиума Верховного Совета СССР.
Статья 27. Неприкосновенность лиц, избранных в Комитет конституционного надзора СССР
Лицо, избранное в Комитет конституционного надзора СССР, не может быть привлечено к уголовной ответственности, арестовано или подвергнуто мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке, без согласия Комитета. Решение о согласии принимается тайным голосованием двумя третями голосов состава Комитета конституционного надзора СССР.
Лицо, избранное в Комитет конституционного надзора СССР, не может быть привлечено к какой-либо ответственности за выраженное им мнение или голосование при рассмотрении дел в Комитете.
V. Иные вопросы организации и деятельности Комитета конституционного надзора СССР
Статья 28. Регламент Комитета конституционного надзора СССР
Комитет конституционного надзора СССР принимает Регламент Комитета.
Статья 29. Публикация заключений и иных материалов Комитета конституционного надзора СССР
Заключения и иные материалы Комитета конституционного надзора СССР публикуются в "Ведомостях Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР".
Статья 30. Секретариат Комитета конституционного надзора СССР
Информационно-справочную и другую вспомогательную работу выполняет Секретариат Комитета конституционного надзора СССР. Положение о Секретариате Комитета, его структура и штаты утверждаются Комитетом конституционного надзора СССР.
Статья 31. Печать Комитета конституционного надзора СССР
Комитет конституционного надзора СССР имеет печать с изображением Государственного герба Союза Советских Социалистических Республик и своим наименованием.