Постановления о Государственном банке и коммерческих банках СССР. 1988-1990 г.

 

Предлагаемые документы значительно отличаются от советских законов о Госбанке. Он превращается в классический центральный банк, отвечающий лишь за денежное обращение и регулирование банковского сектора и не выдающий кредиты предприятиям (такая выдача практиковалась и в дореволюционное, и в советское время).

Положение 1988 г. оставляет банк в подчинение Совета министров, закон 1990 обеспечивает ему независимость от исполнительной власти, но устанавливает контроль над ним Центрального совета из представителей центральных банков союзных и автономных республик.

Закон о коммерческих банках с многочисленными поправками действует до сих пор.

 

Устав Государственного банка Союза Советских Социалистических Республик. 1.9.1988[1]

1. Государственный банк Союза Советских Социалистических Республик (Госбанк СССР) является главным банком страны, единым эмиссионным центром, организатором кредитных и расчетных отношений в народном хозяйстве.

Госбанк СССР подведомствен Совету Министров СССР.

Госбанк СССР обеспечивает централизованное плановое управление денежно-кредитной системой страны, регулирует деятельность специализированных, коммерческих, акционерных, кооперативных банков и других кредитных учреждений в СССР, осуществляет проведение единой политики государства в области денежного обращения, кредитования, финансирования, расчетов и кассовых операций, всемерно содействует соблюдению общегосударственных интересов, развитию инициативы и предприимчивости предприятий, объединений и организаций, укреплению хозяйственного расчета, осуществлению их прав, предусмотренных Законом СССР о государственном предприятии (объединении) и Законом СССР о кооперации в СССР.

2. Главными задачами Госбанка СССР являются:

повышение эффективности использования общегосударственных кредитных ресурсов в целях достижения высоких конечных результатов в работе народного хозяйства страны и ее регионов, внедрение действенного противозатратного кредитного механизма на основе строгого соблюдения принципов кредитования (материальная обеспеченность, срочность, возвратность и платность кредитов);

всемерное укрепление денежного обращения в стране, повышение устойчивости и покупательной способности советского рубля;

внедрение наиболее экономичных и прогрессивных форм кредитования и расчетов, способствующих ускорению оборачиваемости оборотных средств, повышению фондоотдачи и рентабельности производства, укреплению платежной дисциплины в народном хозяйстве;

анализ денежно-кредитных отношений в народном хозяйстве и их прогнозирование;

координация деятельности банков в СССР, осуществление контроля по всем основным направлениям деятельности специализированных банков СССР, а также анализ проводимых ими мер по перестройке работы в новых условиях хозяйствования;

применение в деятельности банков СССР автоматизированной системы управления банковскими операциями на основе использования современных средств вычислительной техники.

3. Госбанк СССР в соответствии с возложенными на него задачами:

а) участвует в разработке проектов государственного плана экономического и социального развития СССР, государственного бюджета СССР, сводного финансового баланса государства, баланса денежных доходов и расходов населения, сводного валютного плана страны;

б) разрабатывает с участием специализированных банков СССР и представляет в Совет Министров СССР на утверждение проекты сводных кредитных планов СССР;

в) концентрирует кредитные ресурсы, образуемые за счет средств государственного бюджета СССР и средств, находящихся в расчетах, и передает их за плату другим банкам для кредитования;

образует резерв в размерах, определяемых сводным кредитным планом СССР на соответствующий год. Этот резерв используется им для удовлетворения дополнительных потребностей в денежных средствах, возникающих в ходе выполнения государственного плана экономического и социального развития СССР;

образует фонд регулирования кредитных ресурсов банковской системы СССР за счет части привлеченных банками ресурсов и депозитов. Размеры привлекаемых средств определяются Правлением Госбанка СССР по согласованию с Госпланом СССР и Министерством финансов СССР;

г) составляет с участием Советов Министров союзных республик и представляет совместно с Госпланом СССР и Министерством финансов СССР в Совет Министров СССР на утверждение проект квартального сводного кассового плана СССР и эмиссионные результаты по союзным республикам, определяет порядок разработки кассовых планов союзных и автономных республик, краев, областей, автономных областей, автономных округов, городов и районов; подготавливает и осуществляет совместно с Госпланом СССР, Министерством финансов СССР, Советами Министров союзных республик и с участием специализированных банков СССР мероприятия по укреплению денежного обращения в стране и повышению покупательной способности советского рубля;

д) осуществляет в централизованном порядке регулирование денежного обращения в стране, монопольное право выпуска в обращение на территории СССР в размерах, определяемых Советом Министров СССР, билетов Государственного банка СССР, государственных казначейских билетов СССР и монет, организует их изготовление, перевозку и хранение, создает в своих учреждениях и в учреждениях специализированных банков СССР резервные фонды билетов Государственного банка СССР, государственных казначейских билетов СССР и монет, устанавливает размеры этих фондов и распоряжается ими;

е) организует и совместно со специализированными банками СССР осуществляет инкассацию наличных денег в системе банков СССР;

ж) определяет совместно со специализированными банками СССР на единой методологической основе обязательные для всех учреждений банков состав объектов кредитования, условия выдачи и погашения кредитов, льготы при кредитовании, меры кредитного воздействия на ссудозаемщиков и условия их применения, устанавливает правила расчетов и ведения кассовых операций в народном хозяйстве, порядок ведения учета и отчетности в банках СССР, размер и порядок внесения платы за привлекаемые из других банков ресурсы;

з) устанавливает с участием специализированных банков СССР и по согласованию с Госпланом СССР и Министерством финансов СССР размеры процентных ставок за пользование кредитами;

и) организует и осуществляет через свои республиканские банки и через свои управления на местах, а также через районные и городские отделения специализированных банков СССР кассовое исполнение государственного бюджета СССР, устанавливает по согласованию с Министерством финансов СССР порядок совершения операций по кассовому исполнению государственного бюджета СССР;

к) обеспечивает проведение единой валютной политики государства. В этих целях разрабатывает совместно с Внешэкономбанком СССР общие для всех банков СССР порядок и правила осуществления операций в иностранной валюте. Устанавливает официальные курсы иностранных валют к советскому рублю, обязательные для применения на всей территории СССР, и публикует эти курсы в печати, осуществляет аккредитацию в СССР представительств иностранных банков и иных кредитных организаций, представляет интересы СССР в отношениях с центральными банками других государств, в международных банках и иных финансово-кредитных организациях; имеет право получать у иностранных и международных банков и у других финансово-кредитных организаций кредиты, размещать займы, предоставлять кредиты и займы иностранным и международным банкам, кредитным и другим организациям, принимать средства на счета и во вклады от этих банков и организаций, заключать с ними корреспондентские и иные договоры, принимать на себя поручительства и выдавать гарантии по денежным обязательствам советских и иностранных юридических лиц, а также международных организаций;

дает разрешения на создание совместных с банками других стран финансово-кредитных организаций на территории СССР, может в установленном порядке участвовать в капитале акционерных или иных обществ за границей и на территории СССР, решает другие вопросы внешнеэкономической деятельности в пределах своей компетенции;

л) проводит совместно со специализированными банками СССР работы по автоматизации и механизации банковских операций, обеспечивает централизованное обслуживание всех банков СССР через единую вычислительную систему;

м) устанавливает по согласованию с Государственным комитетом СССР по статистике перечень отчетности специализированных банков в СССР;

н) составляет сводный баланс банков СССР;

о) осуществляет подготовку кадров для системы банков СССР в средних специальных учебных заведениях Госбанка СССР;

п) осуществляет контроль за проведением специализированными банками СССР прогрессивной кредитной политики, эффективным воздействием кредитно-расчетного механизма на конечные результаты расширенного воспроизводства, соблюдением платежной дисциплины в народном хозяйстве, разработкой и выполнением мероприятий по укреплению денежного обращения, кассовым исполнением государственного бюджета СССР на соответствующих территориях, правильным и единообразным применением всеми банками СССР и их учреждениями нормативных актов Госбанка СССР по вопросам банковской деятельности;

р) рассматривает подлежащие согласованию с ним проекты нормативных актов специализированных банков СССР, обязательные для их клиентуры или затрагивающие вопросы деятельности других банков СССР;

с) регистрирует уставы коммерческих, акционерных, кооперативных банков и других кредитных учреждений, создаваемых на территории СССР.

4. Госбанку СССР предоставляется право:

а) издавать обязательные для всех специализированных, коммерческих, акционерных, кооперативных банков и других кредитных учреждений, а также их клиентуры нормативные акты, определяющие правила по составлению и исполнению кредитных и кассовых планов, организации денежного обращения, кредитованию, финансированию, расчетам, ведению кассовых операций, учету и отчетности, контролю за расходованием фондов оплаты труда (фондов заработной платы) и по другим основным вопросам банковской деятельности; давать в пределах своей компетенции указания специализированным банкам СССР и другим банкам и кредитным учреждениям, обязательные для исполнения;

б) получать от специализированных, коммерческих, акционерных, кооперативных банков и других кредитных учреждений отчетные и иные материалы, необходимые для составления проектов сводных кредитных, кассовых и валютных планов, анализа хода исполнения этих планов и осуществления единой государственной политики в области денежного обращения, кредитования, расчетов и валютных операций;

в) получать от министерств и ведомств, исполкомов краевых и областных Советов народных депутатов плановые и отчетные материалы, необходимые для составления кассовых планов;

г) получать в установленном порядке от Государственного комитета СССР по статистике, республиканских и местных органов государственной статистики в соответствии с действующей государственной отчетностью данные, необходимые для анализа денежно-кредитных отношений, исполнения кредитных и кассовых планов;

д) устанавливать для учреждений специализированных банков СССР, осуществляющих кассовое обслуживание предприятий, объединений, организаций и учреждений, лимит остатка денег в оборотной кассе;

е) устанавливать признаки и порядок определения платежности билетов Государственного банка СССР, государственных казначейских билетов СССР и монет.

Госбанк СССР наряду с правами, указанными в настоящем Уставе, имеет также другие права, предоставленные ему в соответствии с законодательством СССР.

5. Госбанк СССР в своей деятельности руководствуется законами СССР, иными решениями Верховного Совета СССР и его Президиума, постановлениями и распоряжениями Совета Министров СССР, настоящим Уставом, обеспечивает соблюдение законодательства всеми своими учреждениями, а также подведомственными предприятиями и организациями, обобщает практику применения законодательства по вопросам, входящим в компетенцию банков СССР, разрабатывает предложения по его совершенствованию и вносит их в Совет Министров СССР.

Госбанк СССР и его учреждения не вправе выполнять указания и требования, не соответствующие действующему законодательству, настоящему Уставу и нормативным актам Госбанка СССР в области кредитования, финансирования и расчетов.

6. Госбанк СССР проводит свою работу на основе сочетания коллегиальности и единоначалия в обсуждении и решении всех вопросов по руководству деятельностью Банка.

В Госбанке СССР образуется Правление в составе Председателя Правления, назначаемого Верховным Советом СССР, а в период между сессиями Верховного Совета СССР – Президиумом Верховного Совета СССР, заместителей Председателя, назначаемых Советом Министров СССР, а также членов Правления, утверждаемых Советом Министров СССР.

Правление Госбанка СССР находится в г. Москве.

Председатель Правления Госбанка СССР включается в установленном порядке в состав Совета Министров СССР и пользуется правами, предоставленными министрам СССР. Председатель Правления Госбанка СССР возглавляет Совет банков СССР.

7. Председатель Правления Госбанка СССР руководит всей деятельностью Госбанка СССР и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Госбанк СССР задач.

Председатель Правления Госбанка СССР:

а) на основе и во исполнение законов СССР, иных решений Верховного Совета СССР и его Президиума, постановлений и распоряжений Совета Министров СССР издает приказы и другие указания по вопросам деятельности Госбанка СССР, а также постановления и иные нормативные акты, направленные на обеспечение единой государственной политики в области денежного обращения, кредитования, финансирования и расчетов в народном хозяйстве;

б) разрешает в пределах эмиссионного результата, утвержденного кассовым планом, временный выпуск денег в обращение по отдельным союзным республикам сверх предусмотренного им кассовым планом эмиссионного результата или уменьшение установленного задания по изъятию денег из обращения за счет свободных кассовых ресурсов других союзных республик либо увеличения им задания по изъятию денег из обращения;

в) распоряжается в соответствии с действующим законодательством всем имуществом и средствами Госбанка СССР, выдает доверенности, устанавливает порядок подписания обязательств и выдачи доверенностей от имени Госбанка СССР, а также осуществляет представительство в СССР и за границей по всем вопросам деятельности Госбанка СССР;

г) создает, реорганизует и ликвидирует учреждения Госбанка СССР, а также подведомственные предприятия и организации;

д) утверждает штатное расписание центрального аппарата Госбанка СССР, типовую структуру республиканских банков и управлений Госбанка СССР на местах;

е) утверждает фонды оплаты труда работников республиканских банков Госбанка СССР;

ж) назначает должностных лиц Госбанка СССР согласно утвержденной номенклатуре и увольняет их, устанавливает в соответствии с действующим законодательством должностные оклады, поощряет отличившихся работников, налагает дисциплинарные взыскания;

з) утверждает положения о структурных подразделениях центрального аппарата и об учреждениях Госбанка СССР;

и) распределяет обязанности между заместителями Председателя Правления Госбанка СССР, устанавливает степень ответственности своих заместителей и руководителей структурных подразделений центрального аппарата Госбанка СССР за состояние дел на порученном участке работы.

Председатель Правления Госбанка СССР может поручать решение отдельных вопросов, входящих в его компетенцию, своим заместителям, руководителям структурных подразделений центрального аппарата Госбанка СССР, а также руководителям республиканских банков и управлений Госбанка СССР на местах.

8. Правление Госбанка СССР на своих заседаниях рассматривает:

основные вопросы организации и осуществления единой политики в области кредитования, расчетов, денежного обращения, учета и отчетности, банковского контроля и другие вопросы деятельности банков СССР;

проекты сводных кредитных планов СССР, сводных кассовых планов СССР, а также меры по обеспечению выполнения этих планов;

вопросы деятельности республиканских банков и управлений Госбанка СССР на местах, а также подведомственных предприятий и организаций;

вопросы подбора, расстановки, воспитания, подготовки и переподготовки кадров;

проекты важнейших приказов, постановлений и других нормативных актов Госбанка СССР;

годовой отчет и баланс Госбанка СССР, годовой отчет о работе государственной системы банков СССР и сводный баланс банков СССР;

отчеты руководителей республиканских банков и управлений Госбанка СССР на местах, структурных подразделений центрального аппарата Госбанка СССР.

Решения Правления Госбанка СССР проводятся в жизнь, как правило, постановлениями и приказами Председателя Правления Госбанка СССР. В случае разногласий между Председателем и Правлением Председатель проводит в жизнь свое решение, докладывая о возникших разногласиях Совету Министров СССР, а члены Правления, в свою очередь, могут сообщить свое мнение в Совет Министров СССР.

9. Госбанк СССР со всеми своими учреждениями является единой централизованной системой.

Госбанк СССР образует в союзных республиках республиканские банки с прямым подчинением Госбанку СССР, а в автономных республиках, краях, областях, автономных областях, городах Москве, Ленинграде и столицах союзных республик – управления Госбанка СССР.

Республиканские банки Госбанка СССР возглавляют председатели правлений, а управления Госбанка СССР – начальники, назначаемые Председателем Правления Госбанка СССР.

В республиканских банках Госбанка СССР образуются правления в составе председателя правления, а также его заместителей и членов правления, назначаемых Председателем Правления Госбанка СССР. Функции правления республиканского банка Госбанка СССР определяются Председателем Правления Госбанка СССР.

Республиканские банки и управления Госбанка СССР на местах обеспечивают проведение единой политики государства в области денежного обращения, кредитования, расчетов, кассовых операций, осуществляют координацию деятельности учреждений специализированных, коммерческих, акционерных, кооперативных банков и других кредитных учреждений на соответствующих территориях и контроль за деятельностью этих банков и учреждений.

Республиканские банки и управления Госбанка СССР на местах в пределах предоставленных им Госбанком СССР прав распоряжаются закрепленными за ними средствами и имуществом и заключают от имени Госбанка СССР договоры с другими организациями.

Председатели правлений республиканских банков Госбанка СССР и начальники республиканских (АССР), краевых, областных и городских управлений Госбанка СССР возглавляют советы банков, в которые входят руководители соответствующих учреждений специализированных банков СССР и представители других экономических ведомств, управлений (отделов) исполкомов местных Советов народных депутатов.

10. Численность и фонд оплаты труда работников центрального аппарата Госбанка СССР утверждаются Советом Министров СССР.

11. Взаимоотношения Госбанка СССР со специализированными, коммерческими, акционерными, кооперативными банками и другими кредитными учреждениями в вопросах использования кредитных ресурсов строятся на принципах платности.

12. Госбанк СССР является юридическим лицом и действует на принципах полного хозяйственного расчета и самофинансирования.

Государство не несет ответственности по обязательствам Госбанка СССР, так же как и Госбанк СССР не несет ответственности по обязательствам государства, за исключением случаев, когда такая ответственность возлагается на него Правительством СССР или когда он примет на себя такую ответственность.

13. Главным показателем хозрасчетной деятельности Госбанка СССР является прибыль.

Прибыль по долговременным нормативам, утвержденным в установленном порядке, направляется в государственный бюджет СССР, а также на образование фондов экономического стимулирования и пополнение уставного и резервного фондов Госбанка СССР.

14. В Госбанке СССР создаются следующие фонды:

а) уставный фонд;

б) резервный фонд;

в) фонд долгосрочного кредитования;

г) фонд основных средств;

д) фонд производственного и социального развития;

е) фонд материального поощрения;

ж) фонд валютных отчислений.

С разрешения Совета Министров СССР Госбанк СССР может иметь и другие фонды.

Уставный фонд определяется в сумме 1.500 млн. рублей и служит обеспечением обязательств Госбанка СССР.

Резервный фонд предназначается для покрытия возможных убытков по операциям Госбанка СССР. Отчисления в резервный фонд производятся за счет прибыли Госбанка СССР до достижения им размера уставного фонда. Если резервный фонд частично или полностью будет израсходован на покрытие убытков, то отчисления в этот фонд возобновляются и производятся впредь до достижения им установленного размера.

Фонд долгосрочного кредитования образуется за счет прибыли Госбанка СССР, а также средств, выделяемых для этих целей. Размер этого фонда ежегодно определяется Советом Министров СССР при утверждении кредитного плана Банка.

Фонд основных средств состоит из принадлежащих Госбанку СССР зданий, сооружений, оборудования и другого имущества, относящегося к основным средствам.

Положения о порядке образования и использования фондов экономического стимулирования Банка утверждаются Госбанком СССР по согласованию с Госпланом СССР, Министерством финансов СССР и ВЦСПС.

15. Госбанк СССР осуществляет ревизию деятельности своих учреждений, а в необходимых случаях также проверку специализированных, коммерческих, акционерных, кооперативных банков и других кредитных учреждений.

Госбанк СССР вправе получать от специализированных банков СССР и других банков и кредитных учреждений, а также от министерств, ведомств, предприятий, объединений и организаций материалы, необходимые для контрольно-ревизионной работы.

16. В установленные сроки Госбанк СССР представляет на утверждение в Совет Министров СССР годовой отчет о работе государственной системы банков СССР и сводный баланс банков СССР.

17. Госбанк СССР и его учреждения освобождаются от уплаты государственных и местных налогов и сборов и государственной пошлины.

18. Госбанк СССР и его учреждения имеют печать с изображением Государственного герба СССР и со своим наименованием.

 

 


Закон СССР о государственном банке СССР. 11.12.1990 г.

Глава I. Общие положения

Статья 1. Государственный банк СССР 

Государственный банк СССР (Госбанк СССР) является центральным банком страны.

Статья 2. Государственный банк СССР и центральные банки республик – единая система 

1. Госбанк СССР вместе с центральными (государственными, национальными) банками союзных и автономных республик (далее именуемыми "центральные банки республик") и их учреждениями образует единую систему центральных банков, основанную на общей денежной единице и выполняющую функции резервной системы.

2. Высшим органом управления системой центральных банков в части выполнения функций резервной системы является Центральный совет Госбанка СССР (далее именуемый "Центральный совет").

Указания Госбанка СССР, связанные с выполнением решений Центрального совета, обязательны для всех банков на территории СССР.

3. Деятельность Госбанка СССР и центральных банков республик, связанная с осуществлением функций резервной системы, регулируется настоящим Законом.

Деятельность центральных банков республик за рамками резервной системы регулируется банковским законодательством республик.

Статья 3. Госбанк СССР – юридическое лицо 

1. Госбанк СССР является юридическим лицом.

2. Союз ССР не несет ответственности по обязательствам Госбанка СССР за исключением случаев, когда он сам принял на себя такую ответственность.

Госбанк СССР не несет ответственности по обязательствам Союза ССР за исключением случаев, когда он сам принял на себя такую ответственность.

3. Госбанк СССР представляет интересы СССР в отношениях с центральными банками других стран, в международных банках и иных финансово-кредитных организациях, где межгосударственное сотрудничество осуществляется на уровне центральных банков страны.

4. Госбанк СССР имеет устав, который утверждается Центральным советом.

Статья 4. Основные задачи Госбанка СССР и центральных банков республик 

Основными задачами Госбанка СССР и центральных банков республик как единой системы являются:

а) обеспечение устойчивости общей денежной единицы;

б) проведение единой государственной политики в области кредита, денежного обращения, расчетов и валютных отношений;

в) защита интересов кредиторов и вкладчиков банков на основе определения общих для всех республик правил регулирования деятельности коммерческих банков и контроля за их соблюдением;

г) содействие развитию экономики, созданию единого рынка СССР и его интеграции в мировую экономику.

Статья 5. Основные функции резервной системы. Взаимодействие Госбанка СССР и центральных банков республик 

1. Госбанк СССР и центральные банки республик в рамках резервной системы выполняют следующие функции:

а) осуществляют эмиссию денег и организуют их обращение;

б) являются кредитором последней инстанции для коммерческих банков;

в) организуют расчеты между банками;

г) обслуживают государственный долг СССР и республик;

д) проводят операции на рынке ценных бумаг, с союзным бюджетом и бюджетами республик по продаже и покупке иностранной валюты на свободном рынке, предусмотренные настоящим Законом для Госбанка СССР и центральных банков республик;

е) выдают коммерческим банкам лицензии на совершение банковских операций и операций в иностранной валюте;

ж) осуществляют контроль за деятельностью коммерческих банков.

2. Госбанк СССР и центральные банки республик, взаимодействуя в выполнении функций резервной системы, выступают органичными звеньями единой системы, в которой обязательства одного банка одновременно являются обязательствами всех остальных банков. Регулирование их текущей деятельности осуществляется Центральным советом исходя из задач, указанных в статье 4 настоящего Закона, в соответствии с экономической целесообразностью и требованиями рациональной организации банковского дела.

Статья 6. Подотчетность Госбанка СССР 

1. Госбанк СССР подотчетен Верховному Совету СССР и независим от исполнительных и распорядительных органов государственной власти.

2. Деятельность Госбанка СССР может проверяться соответствующим комитетом Верховного Совета СССР или по его поручению аудиторской организацией.

Статья 7. Уставный капитал и фонды Госбанка СССР 

1. Уставный капитал Госбанка СССР составляет 1.500 млн. рублей.

2. Госбанк СССР может создавать целевые фонды, предусмотренные его уставом.

Статья 8. Распределение консолидированной прибыли Госбанка СССР 

1. Госбанк СССР и центральные банки республик освобождаются от уплаты всех видов налогов, сборов и государственной пошлины.

2. Консолидированная прибыль Госбанка СССР образуется в результате выполнения Госбанком СССР и центральными банками республик функций резервной системы.

3. Консолидированная прибыль Госбанка СССР после пополнения фондов, предусмотренных его уставом и уставами центральных банков республик, перечисляется не реже одного раза в год равными долями (по 1/3):

а) в союзный бюджет;

б) в бюджеты республик пропорционально величине их валового национального продукта;

в) в бюджеты республик пропорционально численности их населения.

4. Прибыль центральных банков республик, не связанная с выполнением функций резервной системы, распределяется в порядке, установленном законодательством республик.

Статья 9. Отчетность Госбанка СССР 

1. Госбанк СССР ежегодно представляет Верховному Совету СССР не позднее 15 апреля отчет о своей работе, сводные (консолидированные) баланс и счет прибылей и убытков с включением операций центральных банков республик, связанных с выполнением функций резервной системы.

Консолидированные баланс и счет прибылей и убытков Госбанка СССР должны быть удостоверены аудиторской организацией.

2. Госбанк СССР ежеквартально публикует сводный (консолидированный) баланс и данные, характеризующие состояние денежного обращения страны.

Глава II. Денежная система СССР 

Статья 10. Денежная единица СССР 

1. Официальной денежной единицей СССР является рубль. Один рубль состоит из 100 копеек.

2. Официальное соотношение между рублем и золотом или другими драгоценными металлами не устанавливается.

Статья 11. Платежные средства 

1. Рубль является единственным законным платежным средством на всей территории СССР.

2. Виды платежных документов в рублях, имеющих хождение на территории СССР, определяются Госбанком СССР.

3. Использование иностранной валюты, а также любых платежных документов в иностранной валюте на территории СССР допускается только с разрешения Госбанка СССР, который определяет порядок и сферу их обращения.

4. Нормативные акты Госбанка СССР, регулирующие порядок и сферу обращения иностранной валюты и платежных документов в рублях и иностранной валюте, обязательны для исполнения на всей территории СССР.

Статья 12. Эмиссия наличных денег (денежных знаков) 

1. Исключительное право выпуска наличных денег в обращение и изъятия их из обращения принадлежит Госбанку СССР в соответствии с функциями резервной системы.

2. Эмиссия наличных денег осуществляется в форме банковских билетов (банкнот) Госбанка СССР и металлической монеты.

Банкноты и монета являются безусловным обязательством Госбанка СССР и обеспечиваются всеми его активами.

3. Достоинство (номинал) банкнот и металлической монеты и их отличительные признаки определяются Госбанком СССР.

Статья 13. Организация обращения денежных знаков 

1. Обращение денежных знаков организуется Госбанком СССР и центральными банками республик.

2. Госбанк СССР:

а) определяет порядок ведения кассовых операций в народном хозяйстве;

б) организует изготовление банкнот и металлической монеты;

в) устанавливает правила перевозки, хранения и инкассации наличных денег;

г) обеспечивает создание резервных фондов банкнот и металлической монеты;

д) устанавливает признаки и порядок определения платежности денежных знаков, а также порядок замены поврежденных банкнот и монеты и их уничтожения.

Глава III. Денежно-кредитное регулирование

Статья 14. Управление денежным обращением 

1. Управление денежным обращением в стране осуществляется Госбанком СССР и центральными банками республик в соответствии с функциями резервной системы на основе Главных направлений единой государственной денежно-кредитной политики путем регулирования объема и структуры денежной массы в обращении, состоящей из наличных денег в обращении, денежных средств на счетах и во вкладах юридических лиц и граждан, других безусловных денежных обязательств банков.

2. Основными экономическими методами регулирования денежной массы в обращении являются:

а) определение объема кредитов, предоставляемых Госбанком СССР и центральными банками республик коммерческим банкам;

б) покупка и продажа ценных бумаг и иностранной валюты;

в) определение норм обязательных резервов, размещаемых коммерческими банками в Госбанке СССР и центральных банках республик;

г) определение процентных ставок по кредитам, предоставляемым Госбанком СССР и центральными банками республик коммерческим банкам.

Статья 15. Главные направления единой государственной денежно-кредитной политики 

Главные направления единой государственной денежно-кредитной политики утверждаются Верховным Советом СССР ежегодно одновременно с государственным планом и бюджетом.

В Главные направления единой государственной денежно-кредитной политики включаются:

а) анализ и прогноз экономической конъюнктуры в увязке с показателями социального и экономического развития страны и республик, союзного и республиканских бюджетов;

б) экономически обоснованные максимальные границы денежной массы в обращении;

в) основные направления процентной и валютной политики;

г) основные методы денежно-кредитного регулирования.

Проект Главных направлений единой государственной денежно-кредитной политики подготавливается Госбанком СССР совместно с центральными банками республик в сотрудничестве с Правительством СССР и правительствами республик.

Статья 16. Регулирование уровня процентных ставок 

Госбанк СССР осуществляет регулирование уровня банковских процентных ставок в стране путем изменения ставки по кредитам, предоставляемым Госбанком СССР и центральными банками республик.

Статья 17. Временные меры по ограничению денежной массы в обращении 

1. В случае устойчивого превышения максимальных границ денежной массы и инфляционного роста цен, в условиях невозможности приостановления этих процессов экономическими методами регулирования, предусмотренными в статье 14 настоящего Закона, Центральным советом могут проводиться дополнительные меры путем ограничения объема кредитных вложений коммерческих банков, установления пределов изменения процентных ставок по их активным и пассивным операциям, пределов комиссионного вознаграждения коммерческих банков. Эти меры могут проводиться дифференцировано в зависимости от типа банка, вида кредита, отрасли, региона.

2. Временные меры по ограничению денежной массы в обращении вводятся на основании Главных направлений единой государственной денежно-кредитной политики либо Центральным советом самостоятельно. В последнем случае они вводятся на срок до шести месяцев. Этот срок может быть продлен Президентом СССР с последующим утверждением Верховным Советом СССР.

Статья 18. Регулирование курса рубля к денежным единицам иностранных государств 

Госбанк СССР регулирует курс рубля к денежным единицам иностранных государств путем установления официальных котировок курса и совершения операций по продаже и покупке иностранной валюты за рубли на свободном валютном рынке.

Глава IV. Операции Госбанка СССР и центральных банков республик в рамках единой системы

Статья 19. Операции с банками 

Госбанк СССР и центральные банки республик вправе:

а) предоставлять коммерческим банкам кредиты на срок по соглашению с заемщиком;

б) покупать, продавать и совершать иные сделки с векселями и чеками, имеющими подписи трех обязанных по ним лиц с известной платежеспособностью, сроком платежа в течение трех месяцев с даты покупки;

в) покупать, хранить и продавать государственные ценные бумаги;

г) предоставлять кредиты на срок, не превышающий трех месяцев, под залог:

векселей, удовлетворяющих требованиям пункта "б" настоящей статьи, в размере, не превышающем 90 процентов их номинальной стоимости;

ценных бумаг, предусмотренных пунктом "в" настоящей статьи, в размере, не превышающем 90 процентов их номинальной стоимости;

д) покупать и продавать иностранную валюту и платежные документы в иностранной валюте, выставляемые советскими и иностранными банками.

Статья 20. Операции на рынке ценных бумаг 

В целях регулирования денежного обращения Госбанк СССР и центральные банки республик могут покупать и продавать по рыночным ценам векселя, удовлетворяющие требованиям пункта "б" статьи 19 настоящего Закона, и государственные ценные бумаги.

Статья 21. Операции с союзным бюджетом и бюджетами республик 

Госбанк СССР и центральные банки республик могут предоставлять Министерству финансов СССР и министерствам финансов республик кредиты на общих условиях в пределах лимита задолженности, устанавливаемого Верховным Советом СССР.

В пределах этого лимита Госбанк СССР и центральные банки республик могут покупать государственные ценные бумаги у Министерства финансов СССР и министерств финансов республик для их последующего размещения. В исключительных случаях Президент СССР может разрешить краткосрочный кредит на ограниченную сумму сверх установленного лимита с последующим утверждением Верховным Советом СССР.

Статья 22. Обслуживание государственного долга 

Госбанк СССР и центральные банки республик осуществляют обслуживание государственного долга СССР и республик путем проведения операций по размещению государственных займов, их погашению и выплате процентов по ним.

Статья 23. Кассовое исполнение союзного бюджета и бюджетов республик 

Госбанк СССР и центральные банки республик осуществляют кассовое исполнение союзного бюджета и бюджетов республик через свои учреждения и коммерческие банки.

Нормативные акты Госбанка СССР по вопросам кассового исполнения бюджетов согласовываются с Министерством финансов СССР и обязательны для выполнения всеми банками на территории СССР.

Статья 24. Организация расчетов между банками 

Госбанк СССР и центральные банки республик организуют расчеты между коммерческими банками через корреспондентские счета, открываемые этими банками в Госбанке СССР и центральных банках республик, или иными способами, приемлемыми для коммерческих банков.

Статья 25. Операции в иностранной валюте 

Госбанк СССР и центральные банки республик вправе осуществлять любые операции в иностранной валюте в СССР и за границей, которые соответствуют законодательству СССР и используются в международной банковской практике.

Статья 26. Управление золотовалютными резервами Госбанка СССР 

Госбанк СССР управляет золотовалютными резервами, которые находятся на балансе Госбанка СССР и служат обеспечением его обязательств.

Операции по размещению и хранению этих резервов осуществляются Госбанком СССР самостоятельно или через уполномоченные банки и организации.

Глава V. Регулирование Госбанком СССР и центральными банками республик деятельности коммерческих банков в СССР

Статья 27. Принципы взаимоотношений Госбанка СССР и центральных банков республик с коммерческими банками 

Госбанк СССР и центральные банки республик своей деятельностью способствуют созданию общих условий для функционирования коммерческих банков и внедрению принципов добросовестной банковской конкуренции.

Госбанк СССР и центральные банки республик не вмешиваются в текущую деятельность коммерческих банков. Регулирующие и контрольные функции Госбанка СССР и центральных банков республик ограничены пределами настоящего Закона и направлены на поддержание стабильности денежно-кредитной системы, защиту интересов банковских кредиторов и вкладчиков.

Статья 28. Выдача лицензий на совершение банковских операций. Общесоюзная книга регистрации коммерческих банков 

1. Лицензии на совершение банковских операций выдаются центральными банками республик в порядке, предусмотренном Законом СССР "О банках и банковской деятельности".

Общесоюзным коммерческим банкам лицензии на совершение банковских операций выдаются Госбанком СССР.

2. Госбанк СССР ведет Общесоюзную книгу регистрации коммерческих банков.

Статья 29. Выдача лицензий на проведение операций в иностранной валюте 

Госбанк СССР и центральные банки республик выдают коммерческим банкам лицензии на осуществление операций в иностранной валюте в СССР и за границей в соответствии с правилами, устанавливаемыми Госбанком СССР.

Госбанк СССР может вводить ограничения для коммерческих банков на объемы привлечения кредитов из-за границы в соответствии с общегосударственной политикой управления внешним долгом.

Статья 30. Полномочия Госбанка СССР по определению порядка формирования страховых и резервных фондов 

Госбанк СССР определяет порядок формирования из прибыли коммерческих банков страховых и резервных фондов, предназначенных для покрытия возможных убытков.

Статья 31. Экономические нормативы, устанавливаемые для коммерческих банков 

Госбанк СССР устанавливает для коммерческих банков следующие экономические нормативы:

а) минимальный размер уставного капитала;

б) предельное соотношение между размером собственных средств банка и суммой его активов;

в) показатели ликвидности баланса;

г) размер обязательных резервов, размещаемых в Госбанке СССР и центральных банках республик;

д) максимальный размер риска на одного заемщика;

е) максимальные размеры валютного, процентного и курсового рисков.

Статья 32. Предельное соотношение между размером собственных средств банка и суммой его активов 

Предельное соотношение между размером собственных средств банка и суммой его активов определяется по методологии, устанавливаемой Госбанком СССР.

Статья 33. Показатели ликвидности баланса 

Госбанк СССР устанавливает показатели ликвидности баланса коммерческого банка в виде нормативного соотношения между активами и обязательствами банка с учетом сроков их погашения, а также возможности реализации активов.

Статья 34. Размер обязательных резервов 

Госбанк СССР устанавливает размер обязательных резервов, размещаемых в Госбанке СССР и центральных банках республик, в процентном отношении ко всем обязательствам коммерческого банка или к какой-либо их части.

Коммерческие банки поддерживают остаток средств на резервных счетах в Госбанке СССР и центральных банках республик в размерах, установленных обязательными резервными требованиями.

Средства, находящиеся на резервных счетах, не могут использоваться для кредитных операций коммерческих банков.

Статья 35. Максимальный размер риска на одного заемщика 

Госбанк СССР устанавливает максимальный размер риска на одного заемщика в процентном отношении к общей сумме собственных средств банка. В расчет риска включается вся сумма вложений и кредитов данному заемщику, а также выданные по его поручению гарантии, поручительства и иные обязательства.

Статья 36. Максимальные размеры валютного, процентного и курсового рисков 

Госбанк СССР ограничивает для коммерческих банков максимальную сумму несбалансированности различных видов активов и пассивов по их валютной и процентной структуре.

Глава VI. Учет и отчетность банков. Контроль Госбанка СССР и центральных банков республик за деятельностью коммерческих банков

Статья 37. Правила учета в банках 

Госбанк СССР устанавливает правила бухгалтерского учета во всех банках.

Статья 38. Отчетность и информация, представляемые коммерческими банками 

Госбанк СССР совместно с центральными банками республик устанавливают для коммерческих банков объем и формы отчетных и иных информационных материалов, необходимых для выполнения ими своих аналитических и контрольных функций.

 

Статья 39. Контрольные функции Госбанка СССР и центральных банков республик 

1. Госбанк СССР и центральные банки республик осуществляют контроль за соблюдением коммерческими банками банковского законодательства.

2. Госбанк СССР и центральные банки республик могут назначить сплошную или выборочную проверку операций коммерческих банков.

Проверка деятельности коммерческих банков проводится ревизионными службами Госбанка СССР и центральных банков республик или по их поручению аудиторской организацией.

Статья 40. Полномочия Госбанка СССР и центральных банков республик по устранению нарушений банковского законодательства 

1. При обнаружении нарушений коммерческим банком банковского законодательства Госбанк СССР или центральный банк республики дают ему обязательные указания об устранении в определенный срок выявленных нарушений.

2. В случаях систематического несоблюдения коммерческим банком экономических нормативов, неисполнения предписаний Госбанка СССР и центральных банков республик в отношении сроков и условий устранения нарушений, непредставления или представления недостоверной отчетности, убыточной деятельности, возникновения положения, угрожающего интересам вкладчиков и кредиторов банка, Госбанк СССР или центральный банк республики может:

а) ставить перед учредителями (участниками) коммерческого банка вопрос о проведении мероприятий по финансовому оздоровлению банка (увеличении собственных средств, изменении структуры активов и других), о реорганизации или ликвидации банка;

б) применить санкцию в виде:

взыскания денежного штрафа в размере дополнительного дохода, полученного в результате неправомерных действий банка;

повышения нормы обязательных резервов;

назначения временной администрации по управлению банком на период, необходимый для его финансового оздоровления;

отзыва лицензии на совершение банковских операций.

Статья 41. Порядок разрешения споров 

Решения, принимаемые Госбанком СССР и центральными банками республик в порядке исполнения ими функций лицензирования и контроля, могут быть оспорены коммерческими банками или их учредителями в суде или государственном арбитраже по принадлежности.

Глава VII. Организация управления Госбанком СССР и центральными банками республик

Статья 42. Полномочия Центрального совета 

Центральный совет как высший орган управления Госбанком СССР и центральными банками республик решает все принципиальные вопросы деятельности единой системы центральных банков, в той числе:

а) принимает проект Главных направлений единой государственной денежно-кредитной политики;

б) определяет объемы и виды операций Госбанка СССР и центральных банков республик с коммерческими банками, на рынке ценных бумаг, на свободном валютном рынке, с союзным бюджетом и бюджетами республик;

в) устанавливает процентные ставки по операциям Госбанка СССР и центральных банков республик с коммерческими банками, союзным бюджетом и бюджетами республик;

г) утверждает нормативы обязательных резервов коммерческих банков, размещаемых в Госбанке СССР и центральных банках республик, и другие экономические нормативы, регулирующие деятельность банков в СССР;

д) принимает меры к ограничению кредитных вложений и процентных ставок по операциям коммерческих банков при невозможности приостановления инфляционных процессов экономическими методами денежно-кредитного регулирования;

е) определяет виды платежных документов в рублях и иностранной валюте, имеющих хождение на территории СССР, а также порядок использования иностранной валюты на территории СССР и сферу ее обращения;

ж) устанавливает правила проведения Госбанком СССР и центральными банками республик операций в иностранной валюте;

з) вводит для коммерческих банков ограничения на объемы привлечения кредитов из-за границы;

и) рассматривает отчет о работе Госбанка СССР, годовые сводные (консолидированные) баланс, счет прибылей и убытков;

к) назначает заместителей Председателя Госбанка СССР (кроме первого заместителя) и членов Правления Госбанка СССР;

л) утверждает смету расходов Госбанка СССР;

м) утверждает устав Госбанка СССР.

Статья 43. Состав Центрального совета и порядок его формирования 

1. Центральный совет состоит из 12 членов:

а) Председателя Госбанка СССР и его первого заместителя, назначаемых Верховным Советом СССР по представлению Президента СССР сроком на 6 лет;

б) десяти членов Центрального совета из числа председателей центральных банков или других полномочных представителей республик, назначаемых Президентом СССР по представлению Совета Федерации с последующим утверждением Верховным Советом СССР сроком на 4 года.

2. Председатель Госбанка СССР, его первый заместитель и члены Центрального совета могут быть освобождены от должности Верховным Советом СССР только по их личному заявлению, а также в случаях болезни и невозможности исполнения своих обязанностей.

Статья 44. Консультативный орган Центрального совета

1. Председатели центральных банков республик могут работать в составе консультативного органа Центрального совета – Совета по денежно-кредитной политике.

2. Функции Совета по денежно-кредитной политике, а также порядок его работы определяются Центральным советом.

Статья 45. Порядок работы Центрального совета 

1. Заседания Центрального совета проводятся не реже одного раза в три месяца.

По решению Председателя Госбанка СССР или требованию не менее чем трех членов Центрального совета могут проводиться внеочередные заседания Центрального совета.

2. Заседание Центрального совета считается правомочным, если в нем участвует не менее двух третей его членов.

На заседании Центрального совета председательствует Председатель Госбанка СССР, а в его отсутствие – первый заместитель Председателя Госбанка СССР.

3. Решения Центрального совета принимаются, как правило, простым большинством голосов его членов, присутствующих на заседании. Для принятия решений по вопросам, предусмотренным статьями 14 и 17 настоящего Закона, требуется большинство в две трети голосов членов Центрального совета, присутствующих на заседании.

4. Центральный совет может приглашать на свои заседания председателей центральных банков республик, не вошедших в его состав, с правом совещательного голоса.

Статья 46. Правление Госбанка СССР 

1. Правление Госбанка СССР является постоянно действующим исполнительным органом Центрального совета и руководящим органом Госбанка СССР.

2. Правление Госбанка СССР:

а) подготавливает материалы к заседаниям Центрального совета;

б) разрабатывает проект Главных направлений единой государственной денежно-кредитной политики и составляет годовой отчет Госбанка СССР, сводные (консолидированные) баланс и счет прибылей и убытков;

в) подготавливает нормативные акты и другие указания во исполнение решений Центрального совета, взаимодействует с центральными банками республик в выполнении функций резервной системы;

г) организует экономические исследования и готовит методические разработки в области банковского дела, разрабатывает предложения по совершенствованию деятельности банков в СССР;

д) обеспечивает взаимодействие Госбанка СССР с органами государственной власти и управления СССР, центральными банками зарубежных стран и международными валютно-финансовыми организациями;

е) осуществляет руководство текущей деятельностью Госбанка СССР.

3. В состав Правления Госбанка СССР входят Председатель Госбанка СССР, его заместители и члены Правления.

Статья 47. Председатель Госбанка СССР 

1. Председатель Госбанка СССР:

а) ведет заседания Центрального совета и подписывает его решения;

б) представляет в Верховный Совет СССР проект Главных направлений единой государственной денежно-кредитной политики и годовой отчет Госбанка СССР;

в) издает нормативные акты и другие указания во исполнение решений Центрального совета;

г) приостанавливает действие указаний центральных банков республик по выполнению функций резервной системы, противоречащих настоящему Закону или решениям Центрального совета;

д) представляет Госбанк СССР в стране и за границей;

е) руководит работой Правления Госбанка СССР.

2. В отсутствие Председателя Госбанка СССР его функции выполняет его первый заместитель.

 

Президент Союза Советских Социалистических Республик

М. ГОРБАЧЕВ

 


Закон СССР о банках и банковской деятельности. 11.12.1990 г.

Глава I. Общие положения

Статья 1. Понятие банка 

Банком является учреждение, созданное для привлечения денежных средств и размещения их от своего имени на условиях возвратности, платности и срочности.

Банк является юридическим лицом.

Статья 2. Банковские операции 

1. Банки принимают и размещают денежные вклады, привлекают и предоставляют кредиты, осуществляют расчеты по поручению клиентов и банков - корреспондентов и их кассовое обслуживание.

Банки могут также совершать иные операции, не противоречащие законодательству и предусмотренные их уставами, в частности все или некоторые из следующих:

а) ведение счетов клиентов и банков-корреспондентов;

б) финансирование капитальных вложений по поручению владельцев или распорядителей инвестируемых средств;

в) выпуск платежных документов и иных ценных бумаг (чеков, аккредитивов, векселей, акций, облигаций и других);

г) покупка, продажа и хранение государственных платежных документов и иных ценных бумаг и другие операции с ними;

д) выдача поручительств, гарантий и иных обязательств за третьих лиц, предусматривающих их исполнение в денежной форме;

е) приобретение права требования из поставки товаров и оказания услуг, принятие рисков исполнения таких требований и инкассация этих требований (факторинг);

ж) покупка у организаций и граждан и продажа им иностранной валюты;

з) покупка и продажа в СССР и за границей драгоценных металлов, природных драгоценных камней, а также изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней;

и) привлечение и размещение драгоценных металлов на счета и во вклады и иные операции с этими ценностями в соответствии с международной банковской практикой;

к) доверительные операции (привлечение и размещение средств, управление ценными бумагами и другие) по поручению клиентов;

л) оказание консультативных услуг, связанных с банковской деятельностью.

Операции, предусмотренные настоящей статьей, могут проводиться как в рублях, так и в иностранной валюте.

2. Банки обязаны выполнять операции по кассовому исполнению союзного бюджета и бюджетов республик по поручению Государственного банка СССР и центральных банков республик.

3. Банкам запрещается осуществлять деятельность в сфере материального производства и торговли материальными ценностями, а также по всем видам страхования.

Статья 3. Фирменное наименование 

Термин "Банк" или иные словосочетания с применением этого термина могут быть использованы в фирменном наименовании или рекламных целях лишь учреждениями, имеющими право на совершение банковских операций в соответствии с настоящим Законом.

Статья 4. Разграничение ответственности государства и банков 

Банки в СССР не отвечают по обязательствам государства, государство не отвечает по обязательствам банков, кроме случаев, предусмотренных настоящим Законом, другими законодательными актами Союза ССР и республик, и случаев, когда банки или государство принимают на себя такую ответственность.

Статья 5. Банковская система СССР 

Банковская система СССР включает:

а) Государственный банк СССР (Госбанк СССР) и центральные (государственные, национальные) банки союзных и автономных республик (далее именуемые "центральные банки республик") и их учреждения.

Деятельность Госбанка СССР регулируется Законом СССР "О Государственном банке СССР". Деятельность центральных банков республик регулируется законами республик об этих учреждениях, а по вопросам, связанным с выполнением функций резервной системы, также Законом СССР "О Государственном банке СССР".

Положения настоящего Закона применяются к Госбанку СССР и центральным банкам республик лишь в случаях, прямо предусмотренных этим Законом;

б) коммерческие банки.

Деятельность коммерческих банков регулируется настоящим Законом и издаваемыми в соответствии с ним другими законами СССР и республик.

Деятельность банков с участием иностранного капитала, банков, уставной капитал которых полностью принадлежит иностранным участникам (далее именуемых "иностранные банки"), а также филиалов банков других стран регулируется, помимо настоящего Закона, законодательными актами Союза ССР и республик об иностранных инвестициях в СССР.

Статья 6. Коммерческие банки и их виды 

1. Коммерческие банки осуществляют на договорных условиях кредитно-расчетное и иное банковское обслуживание юридических лиц и граждан путем совершения операций и оказания услуг, предусмотренных статьей 2 настоящего Закона.

2. Коммерческие банки различаются:

по принадлежности уставного капитала и способу его формирования – в форме акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью, с участием иностранного капитала, иностранные банки и другие;

по видам совершаемых операций – универсальные и специализированные;

по территории деятельности – общесоюзные, республиканские, региональные;

по отраслевой ориентации.

3. Для финансирования общесоюзных, республиканских, региональных и иных программ могут создаваться специальные коммерческие банки в порядке и на условиях, предусматриваемых законодательными актами Союза ССР и республик.

Статья 7. Уставы коммерческих банков 

1. Коммерческие банки действуют в соответствии с их уставами.

2. В уставе банка должны содержаться:

а) наименование банка и его местонахождение (почтовый адрес);

б) перечень операций, осуществляемых банком;

в) размер уставного фонда и перечень иных фондов, образуемых банком;

г) положение о том, что банк является юридическим лицом;

д) положения об органах управления банка, их структуре, порядке образования и функциях.

В устав могут включаться также иные, не противоречащие законодательству положения, связанные с особенностями деятельности банка.

Статья 8. Независимость коммерческих банков 

Коммерческие банки независимы от исполнительных и распорядительных органов государственной власти и управления при принятии ими решений, связанных с текущей банковской деятельностью.

Работникам органов государственной власти и управления запрещается участие, в том числе путем совмещения должностей, в органах управления банков.

Статья 9. Союзы и ассоциации коммерческих банков 

Коммерческие банки могут создавать союзы, ассоциации и иные объединения для координации своей деятельности и защиты своих интересов.

Глава II. Порядок открытия и прекращения коммерческих банков

Статья 10. Учредители, акционеры (участники) коммерческих банков 

1. Учредителями, акционерами (участниками) коммерческих банков могут быть юридические лица и граждане, за исключением Советов народных депутатов всех уровней и их исполнительных органов, политических организаций и специализированных общественных фондов. Доля участия любого из учредителей, акционеров (участников) не должна превышать 35 процентов размера уставного капитала.

2. При создании иностранных банков и банков с участием иностранного капитала один из иностранных учредителей должен быть банком.

Статья 11. Лицензионный порядок деятельности коммерческих банков 

Коммерческие банки осуществляют свою деятельность на основании лицензий на совершение банковских операций, получаемых от центрального банка республики, на территории которой они находятся.

Общесоюзным коммерческим банкам лицензии на совершение банковских операций выдаются Госбанком СССР.

Статья 12. Документация, необходимая для получения лицензии 

Для получения лицензии на проведение банковских операций представляются следующие документы:

а) ходатайство о выдаче лицензии;

б) учредительные документы: учредительный договор, устав банка, протокол о принятии устава и назначении руководящих органов банка;

в) экономическое обоснование;

г) заключение аудиторской организации о финансовом положении учредителей;

д) сведения о профессиональной пригодности руководителей (председателя и главного бухгалтера) банка, предлагаемых учредителями;

е) другие документы, предусмотренные законодательством республик.

Статья 13. Дополнительная документация для получения лицензии банком с участием иностранного капитала, иностранным банком или филиалом банка другой страны 

Для получения лицензии на совершение банковских операций банком с участием иностранного капитала, иностранным банком или филиалом банка другой страны дополнительно к документам, указанным в статье 12 настоящего Закона, представляются следующие легализованные в установленном порядке документы:

а) иностранными юридическими лицами:

решение соответствующего органа иностранного учредителя (участника) о его участии в создании банка на территории СССР или об открытии филиала;

письменное согласие контрольного органа страны местопребывания иностранного учредителя (участника) на его участие в создании банка на территории СССР или открытие филиала в тех случаях, когда это предусмотрено законодательством соответствующей страны;

б) иностранными гражданами:

подтверждение первоклассного иностранного банка о платежеспособности данного лица;

рекомендации не менее чем от двух иностранных юридических лиц или граждан с известной платежеспособностью.

Статья 14. Полномочия центральных банков республик в отношении размера капитала иностранных банков и банков с участием иностранного капитала 

Для обеспечения всем коммерческим банкам равных конкурентных условий центральные банки республик могут предъявлять дополнительные требования к учредителям иностранных банков и банков с участием иностранного капитала относительно минимального и максимального размеров их уставного капитала.

Статья 15. Срок для рассмотрения ходатайства 

1. Ходатайства о выдаче лицензии рассматриваются в срок, не превышающий одного месяца с момента получения ходатайства и всех документов, предусмотренных настоящим Законом для выдачи лицензии, если иной срок не предусмотрен законодательством республик.

2. В случае превышения центральным банком республики или Госбанком СССР указанного срока рассмотрения ходатайства центральный банк республики или Госбанк СССР уплачивает учредителям коммерческого банка штраф в размере 0,01 процента от суммы объявленного уставного капитала коммерческого банка за каждый день просрочки.

3. Ходатайство считается рассмотренным в день отправки соответствующего решения учредителям коммерческого банка.

Статья 16. Основания для отказа в выдаче лицензий на проведение банковских операций 

1. Центральный банк республики или Госбанк СССР может отказать в выдаче лицензии на проведение банковских операций по любому из следующих оснований:

а) несоответствие учредительного договора и устава действующему в СССР законодательству;

б) неудовлетворительное финансовое положение учредителей (по заключению аудиторской организации), угрожающее интересам вкладчиков и кредиторов банка.

2. Центральный банк республики или Госбанк СССР могут также не выдать лицензию на проведение банковских операций, если придут к выводу о профессиональной непригодности руководителей банка. Руководители банка (председатель и главный бухгалтер) должны обладать безупречной деловой репутацией и иметь опыт банковской работы.

Статья 17. Регистрация коммерческих банков 

1. Одновременно с выдачей лицензии на проведение банковских операций центральный банк республики или Госбанк СССР производят регистрацию коммерческого банка и сообщат ему регистрационный номер.

2. Коммерческий банк получает статус юридического лица с момента его регистрации.

3. Центральные банки республик сообщают Правлению Госбанка СССР о регистрации коммерческих банков и представляют копии выданных им лицензий для записи в Общесоюзную книгу регистрации коммерческих банков.

4. Коммерческие банки не подлежат регистрации в исполнительном комитете районного, районного в городе, городского Советов народных депутатов.

Статья 18. Порядок открытия коммерческими банками филиалов и представительств на территории СССР 

1. Коммерческие банки могут открывать на территории СССР свои филиалы и представительства с их регистрацией в центральном банке республики, на территории которой открывается филиал или представительство. Для регистрации филиала или представительства коммерческий банк сообщает центральному банку республики свой регистрационный номер.

2. Филиалы коммерческих банков могут осуществлять банковские операции только с момента их регистрации.

3. Об открытии филиала или представительства коммерческого банка центральный банк республики сообщает в Правление Госбанка СССР для занесения филиала или представительства в Общесоюзную книгу регистрации коммерческих банков.

4. Порядок открытия представительств банков других стран регулируется законодательством Союза СССР и республик.

Статья 19. Основания для отзыва лицензии на проведение банковских операций 

1. Центральный банк республики или Госбанк СССР могут отозвать лицензию на проведение банковских операций в случаях:

а) обнаружения недостоверных сведений, на основании которых выдана лицензия;

б) задержки начала деятельности более чем на один год с даты выдачи лицензии;

в) осуществления операций, запрещенных статьей 2 настоящего Закона, а также выходящих за пределы специальной правоспособности коммерческого банка, предусмотренной его уставом;

г) на основаниях, предусмотренных статьей 40 Закона СССР "О Государственном банке СССР";

д) выявления нарушений банком требований антимонопольного законодательства.

2. Отзыв лицензии действует как решение о ликвидации банка.

Отзыв лицензии является крайней мерой, которой, как правило, должны предшествовать предупредительные меры, направленные на устранение допущенных нарушений.

Статья 20. Обязанность коммерческих банков извещать центральный банк республики или Госбанк СССР об изменениях в учредительных документах 

Коммерческие банки обязаны в месячный срок уведомлять центральные банки республик или Госбанк СССР об изменениях, внесенных в учредительные документы, с приложением нотариально заверенных копий измененных документов. При наличии в изменениях учредительных документов оснований для отказа в выдаче лицензии, предусмотренных в статье 16 настоящего Закона, лицензия может быть отозвана с последствиями, предусмотренными статьей 19 настоящего Закона.

Статья 21. Прекращение коммерческого банка 

Коммерческий банк прекращается в соответствии с законодательством об акционерных обществах и обществах с ограниченной ответственностью, а также в случаях, предусмотренных настоящим Законом и Законом СССР "О Государственном банке СССР".

Статья 22. Порядок обжалования и разрешения споров 

Коммерческие банки или их учредители могут обжаловать в суде или государственном арбитраже по принадлежности решения, принимаемые Госбанком СССР и центральными банками республик в порядке исполнения ими функций лицензирования и контроля.

Глава III. Обеспечение финансовой прочности банка и защита интересов его клиентов

Статья 23. Соблюдение коммерческими банками экономических нормативов 

В целях обеспечения финансовой прочности банка и защиты интересов его клиентов коммерческие банки соблюдают экономические нормативы, устанавливаемые Госбанком СССР в соответствии с Законом СССР "О Государственном банке СССР", а также создают страховые и резервные фонды.

Статья 24. Банковская тайна 

1. Банки в СССР гарантируют тайну по операциям, счетам и вкладам своих клиентов и корреспондентов. Все служащие банка обязаны хранить тайну по операциям, счетам и вкладам банка, его клиентов и корреспондентов.

2. Справки по операциям и счетам юридических лиц и иных организаций могут выдаваться самим организациям, их вышестоящим органам, государственным налоговым инспекциям, судам, следственным органам, органам арбитража, аудиторским организациям.

3. Справки по счетам и вкладам граждан выдаются, кроме самих клиентов и их представителей, также судам и следственным органам по делам, находящимся в их производстве, в случаях, когда на денежные средства и иные ценности клиентов, находящиеся на счетах и во вкладах, может быть наложен арест, обращено взыскание или применена конфискация имущества.

4. Справки по счетам и вкладам в случае смерти их владельцев выдаются лицам, указанным владельцем счета или вклада в сделанном банку завещательном распоряжении, государственным нотариальным конторам по находящимся в их производстве наследственным делам о вкладах умерших вкладчиков, а также иностранным консульским учреждениям.

Статья 25. Наложение ареста и обращение взыскания на денежные средства и другие ценности, находящиеся в банках 

1. На денежные средства и другие ценности юридических лиц, иностранных и международных организаций, находящиеся в банках, арест может быть наложен не иначе как по решениям судов, постановлениям следственных органов или органов арбитража, а взыскание может быть обращено лишь по исполнительным листам, выданным судами, по приказам органов арбитража и другим исполнительным документам, а также по требованию государственных налоговых инспекций.

2. На денежные средства и другие ценности граждан, находящиеся в банках, арест может быть наложен и взыскание обращено только на основании приговора или решения суда.

Конфискация денежных средств и других ценностей граждан может быть произведена на основании вступившего в законную силу приговора или вынесенного в соответствии с законом постановления о конфискации имущества.

Глава IV. Отношения между банками и обслуживание коммерческими банками клиентуры

Статья 26. Межбанковские депозитные, кредитные и другие операции

1. Коммерческие банки на договорных началах могут привлекать и размещать друг у друга средства в форме депозитов, кредитов и совершать другие взаимные операции, предусмотренные их уставами.

2. При недостатке средств для кредитования клиентуры и выполнения принятых обязательств коммерческие банки могут обращаться за получением кредитов в центральные банки республик. Порядок и условия осуществления таких операций определяются Госбанком СССР.

Статья 27. Процентные ставки по кредитам коммерческих банков 

Процентные ставки и величина комиссионного вознаграждения по операциям коммерческих банков устанавливаются ими самостоятельно с учетом положений, предусмотренных в статье 17 Закона СССР "О Государственном банке СССР".

Статья 28. Договорный характер отношений банка и его клиента 

1. Отношения между банками и клиентами носят договорный характер.

2. Клиенты самостоятельно выбирают банки для кредитно-расчетного и кассового обслуживания, могут обслуживаться по всем видам банковских операций в одном или нескольких банках.

Статья 29. Антимонопольные правила 

1. Банкам запрещается использовать свои союзы, ассоциации и другие объединения для достижения соглашений, направленных на монополизацию рынка банковских операций в вопросах установления процентных ставок и размеров комиссионного вознаграждения, на ограничение конкуренции в банковском деле.

2. Соблюдение антимонопольных правил контролируется Госбанком СССР, центральными банками республик, а также органами, создаваемыми для этих целей в соответствии с антимонопольным законодательством.

Статья 30. Формы расчетов 

Банки осуществляют расчеты в народном хозяйстве страны в формах, устанавливаемых Госбанком СССР либо принятых в международной банковской практике.

Статья 31. Обеспечение возвратности кредитов 

1. Банки принимают в качестве обеспечения своевременного возврата кредита залог, гарантии, поручительства и обязательства в других формах, принятых в банковской практике.

2. Банки могут принимать решения о предоставлении кредита без обеспечения (бланковый кредит).

Статья 32. Объявление заемщика неплатежеспособным 

1. Заемщик – юридическое лицо, не выполняющий обязательств по своевременному возврату полученных кредитов, может быть объявлен банком неплатежеспособным.

2. Об объявлении заемщика неплатежеспособным банк извещает основных кредиторов, вышестоящий орган, исполнительный комитет Совета народных депутатов, в котором зарегистрировано предприятие, учредителей (участников) заемщика.

Статья 33. Меры в отношении заемщика, объявленного неплатежеспособным 

1. В отношении заемщика, объявленного неплатежеспособным, по предложению банка могут быть предприняты следующие меры:

а) передача оперативного управления администрации, назначенной с участием банка-кредитора;

б) реорганизация.

2. Предложенные банком меры осуществляются в зависимости от правого статуса заемщика его вышестоящим органом, исполнительным комитетом Совета народных депутатов, учредителями (участниками).

Глава V. Внешнеэкономическая деятельность банков

Статья 34. Банковские операции в иностранной валюте

Коммерческие банки могут совершать операции в иностранной валюте по лицензии Госбанка СССР или центрального банка республики.

Правила выдачи лицензий на совершение операций в иностранной валюте устанавливаются Госбанком СССР.

Статья 35. Филиалы и представительства банков за границей 

Банки могут открывать свои филиалы за границей с разрешения центральных банков республик, а представительства за границей – при их уведомлении.

Центральные банки республик информируют Правление Госбанка СССР о выданных разрешениях, а также представляют ему сводные статистические данные об операциях филиалов коммерческих банков за границей.

Глава VI. Сберегательное дело в СССР

Статья 36. Сберегательные вклады населения 

1. Сберегательные вклады населения в СССР могут приниматься всеми коммерческими банками.

2. Банки самостоятельно устанавливают условия, на которых они осуществляют операции по приему вкладов населения.

Для обеспечения устойчивости денежного обращения и предотвращения инфляционного роста цен Госбанк СССР может вводить ограничения, предусмотренные статьей 17 Закона СССР "О Государственном банке СССР".

3. Доходы по вкладам не подлежат налогообложению.

4. Прием денег во вклады осуществляется банками с выдачей вкладчику вкладного документа.

Статья 37. Обязанности банков по обеспечению сохранности вкладов 

Коммерческие банки, принимающие вклады населения, должны использовать привлеченные средства таким образом, чтобы обеспечить сохранность средств и своевременность исполнения обязательств перед вкладчиками.

С этой целью коммерческие банки, кроме Сбербанка СССР, обязаны создавать межбанковские фонды страхования вкладов населения в порядке и на условиях, определяемых центральными банками республик.

Статья 38. Банк трудовых сбережений и кредитования населения СССР 

1. Банк трудовых сбережений и кредитования населения СССР (Сбербанк СССР) является специализированным коммерческим банком, осуществляющим операции по привлечению денежных средств населения и их размещению.

2. Сохранность и своевременность возврата вкладов населения в Сбербанке СССР гарантируется Госбанком СССР.

3. Денежные средства, привлеченные Сбербанком СССР, используются им на кредитование населения и другие цели в соответствии с главными направлениями единой государственной денежно-кредитной политики, предусмотренными Законом СССР "О Государственном банке СССР", в том числе для размещения в долговые обязательства СССР и республик.

4. Устав Сбербанка СССР утверждается Центральным советом Госбанка СССР.

Председатель Сбербанка СССР назначается Центральным советом Госбанка СССР по представлению Председателя Госбанка СССР и является членом Правления Госбанка СССР.

Статья 39. Вкладчики 

1. Вкладчиками могут быть граждане СССР, иностранные граждане и лица без гражданства.

2. Вкладчики свободны в выборе банка для хранения своих сбережений, могут иметь вклады в одном или нескольких банках.

3. Вкладчики могут распоряжаться вкладами, получать по вкладам доход в виде процентов и в иной форме, предлагаемой банками, совершать безналичные расчеты.

4. Вкладчик имеет право сделать распоряжение банку о выдаче вклада на случай своей смерти любому лицу или государству.

Вклад, по которому не сделано распоряжение, в случае смерти вкладчика банки выдают наследникам в порядке, установленном законодательством Союза ССР и республик.

Статья 40. Права несовершеннолетних по вкладам 

1. Несовершеннолетний, который сам внес вклад на свое имя, распоряжается этим вкладом самостоятельно.

2. Вкладами, внесенными кем-либо на имя несовершеннолетнего, распоряжаются:

а) до достижения несовершеннолетним 15 лет – родители или иные законные представители несовершеннолетнего;

б) по достижении несовершеннолетними 15 лет – сами несовершеннолетние, но с согласия своих родителей или иных законных представителей.

Глава VII. Учет и отчетность в коммерческих банках и контроль за их деятельностью

Статья 41. Учет и отчетность в коммерческих банках 

Правила бухгалтерского учета в коммерческих банках, характер и объем отчетных и иных материалов, представляемых ими в центральные банки республик и Госбанк СССР, устанавливаются Госбанком СССР.

Статья 42. Публикация годовых балансов и счетов прибылей и убытков

Коммерческие банки публикуют годовой баланс и счет прибылей и убытков по формам и в сроки, которые устанавливаются Госбанком СССР, после подтверждения достоверности представленных в них сведений аудиторской организацией.

Статья 43. Контроль Госбанка СССР и центральных банков республик 

Центральные банки республик и Госбанк СССР осуществляют контроль за деятельностью коммерческих банков в соответствии с Законом СССР "О Государственном банке СССР".

Статья 44. Аудиторские проверки 

Деятельность коммерческих банков подлежит проверке аудиторскими организациями, уполномоченными в соответствии с законодательством на осуществление таких проверок.

Глава VIII. Особенности применения настоящего закона

Статья 45. Особенности применения Закона 

1. Действие настоящего Закона не распространяется на банки, находящиеся в СССР, созданные на основании международных договоров Союза ССР и республик.

2. Действие статьи 2 распространяется на Госбанк СССР и центральные банки республик в пределах, устанавливаемых их уставами.

3. Действие статей 24, 25 распространяется на Госбанк СССР и центральные банки республик.

 

Президент Союза Советских Социалистических Республик

М. ГОРБАЧЕВ[2]

 

[1] Утвержден постановлением Совета министров СССР.[2] Горбачев Михаил Сергеевич (р. в 1931) – партийный деятель. Первый секретарь Ставропольского горкома (1966-1968) и крайкома (1970-1978), секретарь (1978-1985) и генеральный секретарь (1985-1991) ЦК КПСС, председатель Президиума Верховного совета (1988-1989) и Верховного совета СССР (1989-1990), президент СССР (1990-1991).