Постановления о научных организациях. 1987-1990 гг.
Политика по отношению к научным организациям в годы "Перестройки" отличалась противоречивостью. Первый предлагаемый документ требует усилить связь науки с практикой и финансировать только востребованные исследования. В то же время указ 1990 г. предоставлял Академии наук обширные привилегии и независимость.
Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР о переводе научных организаций на полный хозяйственный расчет и самофинансирование. 30.9.1987 г.[1]
Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР отмечают, что последовательное проведение курса XXVII съезда партии на ускорение социально-экономического развития требует всемерного наращивания темпов и максимального использования достижений научно-технического прогресса, коренной перестройки деятельности научно-исследовательских, проектных, конструкторских и технологических организаций.
Созданный в стране научно-технический потенциал, позволяющий решать крупные народнохозяйственные задачи, используется недостаточно эффективно. Допущено отставание по ряду важнейших научных направлений, не обеспечивается опережающее развитие науки и техники с учетом происходящей в мире научно-технической революции.
Развитие науки осуществлялось в последнее время не путем повышения эффективности деятельности научных организаций, а в основном за счет создания новых учреждений и увеличения численности их работников. Уровень и качество научных исследований и разработок зачастую не соответствуют современным научно-техническим требованиям и перспективам развития народного хозяйства.
Деятельность многих институтов и проектно-конструкторских организаций не оказывает существенного влияния на повышение технического уровня производства, допускается распыление сил и средств на выполнение работ, не имеющих ни научной, ни практической ценности.
Отсутствует должная ответственность и заинтересованность научных коллективов в решении стоящих перед ними задач, в высоких результатах проводимых исследований. Слабо стимулируются творчество и инициатива, поиск новых нетрадиционных решений.
Методы управления научными организациями устарели, опираются в основном на администрирование и директивность. Не применяется экономический подход к управлению наукой, отсутствует необходимая зависимость между доходами коллективов и результатами исследований.
Не отвечают современным требованиям сложившиеся методы хозяйствования в научных организациях, практика их взаимоотношений с заказчиками, а также с вышестоящими органами управления. Они не обеспечивают должной ответственности за технический уровень, качество и обновляемость продукции, сокращение затрат и сроков создания новых техники, технологии и материалов. Система планирования, финансирования и экономического стимулирования в научных организациях слабо увязана с интересами предприятий и не нацелена на достижение высоких конечных результатов производства.
Государственный комитет СССР по науке и технике, Академия наук СССР, министерства и ведомства СССР, Советы Министров союзных республик в своей практической деятельности смирились с низким техническим уровнем проводимых научных исследований и разработок, не обеспечивают концентрации сил и ресурсов научных организаций на приоритетных направлениях научно - технического прогресса, позволяющих вывести народное хозяйство на передовые позиции в мире, не осуществляют необходимого контроля за деятельностью подведомственных научно-исследовательских и проектно-конструкторских организаций, зачастую загружают их работой по составлению всякого рода справок, отчетов и докладов.
В целях коренного улучшения деятельности научно-исследовательских, проектных, конструкторских и технологических организаций, усиления их роли и ответственности в решении задач ускорения научно-технического прогресса, повышения эффективности общественного производства и во исполнение решений июньского (1987 г.) Пленума ЦК КПСС об осуществлении научных исследований и разработок на принципах хозяйственного расчета и самофинансирования Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР постановляют:
1. Считать необходимым осуществить перевод на полный хозяйственный расчет и самофинансирование научно-исследовательских, проектных, конструкторских и технологических организаций (далее именуемых "научные организации"), используя новый хозяйственный механизм в науке и научном обслуживании как главный экономический рычаг ускорения научно-технического прогресса в народном хозяйстве и основу жизнедеятельности коллективов этих организаций. Исходить из того, что их деятельность должна осуществляться в соответствии с положениями Закона СССР о государственном предприятии (объединении).
2. Установить, что главной задачей научных организаций в новых условиях хозяйствования является последовательное претворение в жизнь стратегического курса партии на ускорение социально-экономического развития народного хозяйства, обеспечение передовых рубежей в научно-техническом прогрессе, полная мобилизация научного потенциала, создание атмосферы творчества в научных коллективах.
Первостепенное внимание уделять укреплению связей науки с производством, предусматривать непосредственное включение научных коллективов в работы по всему циклу "научные исследования, разработки – производство – сбыт – обслуживание". Повысить темпы и уровень исследований по всем направлениям развития советской науки и техники, резко увеличить практическую отдачу труда ученых, конструкторов и технологов. Обеспечить постоянную готовность науки к реализации запросов современной жизни, практики революционных преобразований, происходящих в стране, выходу на мировой технический уровень производства и качества продукции.
Активно развивать приоритетные направления научно-технического прогресса, обеспечивать выполнение работ по государственным целевым научно-техническим программам и планам межотраслевых научно-технических комплексов, практически ускорять создание принципиально новых техники, технологии и материалов, революционизирующих производство и позволяющих обеспечить высший мировой уровень и конкурентоспособность создаваемой продукции.
В кратчайший срок перестроить всю работу межотраслевых научно-технических комплексов. Считать важнейшей задачей научных организаций, обеспечивающих деятельность этих комплексов, Госплана СССР, Государственного комитета СССР по науке и технике, министерств и ведомств СССР, Советов Министров союзных республик многократное сокращение продолжительности цикла работ по созданию, освоению и широкомасштабному производству высокоэффективных видов техники, технологии и материалов новых поколений на главных направлениях научно-технического прогресса.
Обеспечить безусловное выполнение работ, определенных Комплексной программой научно-технического прогресса стран – членов СЭВ до 2000 года, активно развивать и углублять интеграцию и кооперацию в сфере исследований и разработок с научными организациями и предприятиями социалистических стран.
3. Повысить ответственность научных организаций за научно-технический уровень и качество выпускаемой в народном хозяйстве по их профилю деятельности продукции (работ, услуг).
В полной мере использовать широкие возможности развития инициативы и предприимчивости научных работников и инженеров, существенно повысить качество и творческую отдачу интеллектуального кадрового потенциала, с тем чтобы эффективность и окупаемость производимых затрат стали нормой деятельности и главным критерием оценки результатов труда как научного коллектива в целом, так и каждого его работника.
Установить, что научные организации несут всю полноту ответственности за реализацию в исследованиях и разработках перспективных требований к техническому уровню и качеству продукции (работ, услуг), их соответствие мировым стандартам и конкурентоспособность. Они обязаны обеспечить удовлетворение требований заказчиков, рентабельную работу, выполнение обязательств перед бюджетом, банками и вышестоящим органом.
I. Основные принципы хозяйственной деятельности научных организаций
4. Государственному комитету СССР по науке и технике, Госстрою СССР, Госагропрому СССР, министерствам, ведомствам СССР и Советам Министров союзных республик обеспечить коренную перестройку деятельности научных организаций в новых условиях хозяйствования. Исходить из того, что научные организации наряду с производственными предприятиями являются социалистическими товаропроизводителями и в основу их работы должны быть положены принципы полного хозяйственного расчета и самофинансирования. Они обеспечивают свое научно-техническое и социальное развитие за счет средств, заработанных путем реализации разработок потребителям, и несут полную ответственность за результаты своей хозяйственной деятельности.
Научно-техническая продукция научных организаций является товаром. К научно-технической продукции относятся законченные научно-исследовательские, проектные, конструкторские, технологические работы и услуги, изготовленные опытные образцы или партии изделий (продукции), выполненные в соответствии с требованиями, предусмотренными в хозяйственном договоре, и принятые заказчиком.
5. Установить, что основным источником научно-технического, социального развития и материального стимулирования (оплаты труда) научной организации является ее прибыль (доход).
Перейти к целевому финансированию конкретных научно-исследовательских и проектно-конструкторских работ по договорам с заинтересованными в этих работах заказчиками вместо финансирования содержания организации. Источниками финансирования таких работ должны быть в основном средства объединений, предприятий и организаций, а также средства централизованных фондов и резервов министерств и ведомств и кредиты банков, а в необходимых случаях бюджетные ассигнования.
6. Министерства и ведомства обязаны концентрировать научно-технический потенциал на решении крупных научно-технических проблем в приоритетных направлениях научно-технического прогресса, своевременной разработке новых техники, технологии и материалов, превосходящих по своим параметрам и показателям мировой уровень.
Госплану СССР, Государственному комитету СССР по науке и технике совместно с Госагропромом СССР, Госстроем СССР, министерствами и ведомствами СССР и Советами Министров союзных республик определять объемы средств централизованных фондов развития производства, науки и техники, направляемых на финансирование важнейших отраслевых научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ и экономических исследований, выполняемых научными, в том числе и отраслевыми, организациями, на пятилетний период (с разбивкой по годам), а также на 1988-1990 годы.
Министерства и ведомства СССР, Госагропром СССР, Госстрой СССР и Советы Министров союзных республик самостоятельно определяют конкретную тематику этих работ и заключают договоры на их выполнение.
Повысить ответственность министерств и ведомств за рациональное расходование средств централизованного фонда развития производства, науки и техники.
Министерствам и ведомствам СССР, Госстрою СССР, Госагропрому СССР, Советам Министров союзных республик установить строгий контроль за использованием средств централизованных фондов развития производства, науки и техники, направляемых на финансирование исследований и разработок.
Государственному комитету СССР по науке и технике, Госстрою СССР и Госагропрому СССР осуществлять периодические проверки фактического расходования указанных средств министерствами, ведомствами, территориальными органами и научными организациями и о результатах проверок докладывать Совету Министров СССР.
7. В целях повышения ответственности научных организаций в своевременном удовлетворении требований заказчиков и усиления роли потребителей в определении тематики, научно-технического уровня, качества и сроков выполнения исследований и разработок радикально поднять роль договорных отношений.
Установить, что договор является основным документом, регламентирующим отношения научной организации (объединения) с заказчиком научно - технической продукции, включая министерства и ведомства. Договоры заключаются на выполнение научно - исследовательских, проектных, конструкторских и технологических работ по созданию новых техники, технологии и материалов, на изготовление, испытание и поставку опытных образцов или партий изделий (продукции), освоение их в производстве, на оказание научно-технических услуг, на выполнение других работ по профилю деятельности научной организации.
При невыполнении обязательств, обусловленных договором, научная организация, объединение или предприятие-разработчик несут материальную ответственность: возвращают заказчику полученные средства, выплачивают штрафы в соответствии с условиями договора и действующим законодательством.
8. Осуществить переход к оплате научно-технической продукции по договорным ценам. Цены на научно-исследовательские, проектные, конструкторские и технологические работы, опытную продукцию, научно-технические услуги и другие виды работ согласовываются научной организацией с заказчиком до начала работ в зависимости от требуемых эффективности, качества и сроков выполнения работ. Превышение затрат по сравнению с договорной ценой, допущенное исполнителем без согласования с заказчиком, компенсируется им за счет собственных средств.
Если работа прекращается по вине заказчика, то она оплачивается им по фактически произведенным затратам с уровнем рентабельности, предусмотренным в цене на данную работу.
9. Обеспечить широкое внедрение конкурсных начал в научно-технической сфере, включая фундаментальные исследования, проведение параллельных разработок по наиболее важным проблемам науки и техники, ликвидацию монопольного положения отдельных головных институтов, всемерное поощрение научно-технического творчества трудящихся.
10. Установить, что при отсутствии заказчиков на исследования и разработки, длительной бесплодной работе научной организации и в случае, когда принятые этой организацией и вышестоящим органом меры по обеспечению эффективной работы не дали положительных результатов, научная организация прекращает свою деятельность.
II. Научные организации в составе производственных объединений и предприятий
11. Научные организации, входящие в состав производственных объединений и предприятий, обязаны обеспечить повышение технического уровня и улучшение организации производства, совершенствование технологических процессов, повышение качества, обеспечение конкурентоспособности продукции и своевременное ее обновление.
Направить деятельность этих научных организаций в основном на обеспечение собственных нужд производственных объединений и предприятий, а их расходы относить в этом случае на себестоимость продукции объединения или возмещать за счет средств фонда развития производства, науки и техники объединения.
Работы, выполняемые по договорам с другими предприятиями и организациями, учитывать как научно-техническую продукцию в общих итогах деятельности производственных объединений.
Прибыль (доход) научной организации, входящей в производственное объединение, включать в общую массу его прибыли (дохода) и распределять в установленном порядке.
12. Научные организации действуют в составе производственных объединений и предприятий на хозрасчетных началах как структурные единицы в соответствии с положениями о них, утверждаемыми объединениями. Они могут иметь отдельные баланс и счета в учреждениях банков.
III. Научные организации в составе научно-производственных объединений
13. Повысить эффективность работы научных организаций, входящих в состав научно-производственных объединений. Исходить из того, что они должны обеспечить решение основных задач, поставленных перед объединениями по созданию в кратчайшие сроки высокоэффективных комплексов, машин, оборудования, приборов и материалов и технологических процессов, определяющих научно-технический прогресс отрасли.
Деятельность указанных научных организаций должна быть направлена, как правило, на выполнение договоров объединений с заказчиками. Их научно-техническая продукция учитывается наряду с продукцией производственно-технического назначения в общих итогах работы научно-производственного объединения. Совместную деятельность научных и производственных подразделений объединение планирует исходя из условий своего функционирования как единого научно-производственного комплекса. До производственных и научно-производственных объединений одновременно с государственным заказом могут доводиться государственные заказы по развитию науки и техники.
14. Научные организации действуют в составе научно-производственных объединений как структурные единицы или самостоятельные организации, которые пользуются правами, предусмотренными Законом СССР о государственном предприятии (объединении).
Научно-производственное объединение руководит самостоятельными научными организациями, входящими в его состав, осуществляя по отношению к ним функции вышестоящего органа в соответствии с действующим законодательством.
IV. Научные организации, непосредственно подчиненные министерствам и ведомствам
15. Установить, что научные организации, находящиеся в непосредственном подчинении министерств и ведомств, должны обеспечивать проведение исследований и разработок общеотраслевого характера, активно содействовать широкому применению в отраслях народного хозяйства прогрессивных технологий, новых форм и методов управления производством. Они полностью отвечают за высокий технический уровень производства и продукции отрасли, обеспечивают проведение единой научно-технической политики.
16. Министерствам и ведомствам доводить до научных организаций:
государственные заказы по развитию науки и техники;
лимиты государственных централизованных капитальных вложений для развития опытно-экспериментальных производств, нового строительства и решения особо важных задач в соответствии с перечнем объектов, включенных в государственный план, объемов строительно-монтажных и подрядных работ, централизованно распределяемых материально-технических ресурсов.
Объем работ определяется научными организациями самостоятельно как сумма договоров с заказчиками на создание, производство, поставку новых техники, технологии, материалов и оказание научно-технических услуг.
17. Научные организации с разрешения вышестоящего органа могут использовать формы хозяйственного расчета, основанные на нормативном распределении прибыли или дохода.
Утверждать научным организациям следующие экономические нормативы:
платы за основные производственные фонды, трудовые, природные ресурсы;
отчислений от расчетной прибыли (дохода) в государственный (в том числе в местный) бюджет;
отчислений от расчетной прибыли (дохода), а также от амортизации, предназначенной на полное восстановление основных фондов, в централизованный фонд развития производства, науки и техники и резервы министерства;
образования фонда научно-технического и социального развития;
образования фонда материального поощрения и общего фонда заработной платы для научных организаций, применяющих форму хозяйственного расчета, основанную на нормативном распределении прибыли;
образования фонда валютных отчислений.
В научных организациях, применяющих форму хозяйственного расчета, основанную на нормативном распределении дохода, единый фонд оплаты труда формируется как остаток хозрасчетного дохода коллектива после образования из него фонда научно-технического и социального развития.
Научным организациям обеспечить очередность распределения полученной прибыли (дохода) и направления использования фондов научно-технического и социального развития и материального поощрения (для научных организаций, применяющих форму хозяйственного расчета, основанную на нормативном распределении прибыли) в порядке, установленном для объединений и предприятий соответствующих министерств.
Предоставить право научным организациям использовать средства фонда научно-технического и социального развития для финансирования поисковых исследований и работ по созданию научного задела.
18. Министерствам и ведомствам при установлении научным организациям экономических нормативов:
а) обеспечить тесную увязку общегосударственных интересов с хозрасчетными интересами научных организаций и заинтересованностью работников этих организаций в высоких результатах труда, творческом подходе к решению стоящих перед ними задач;
б) предусматривать в качестве основного критерия оценки их деятельности народнохозяйственную экономическую и социальную значимость и результативность исследований и разработок, их перспективность, научно - технический уровень по сравнению с мировыми достижениями;
в) учитывать специфику и профиль научных организаций, повышать заинтересованность трудовых коллективов в новейших исследованиях, обеспечивающих нетрадиционные подходы к решению стоящих задач.
V. Академические и вузовские научные организации
19. Установить, что академические и вузовские научные организации обязаны сосредоточить основное внимание на всемерном развитии фундаментальных исследований по важнейшим направлениям естественных, технических и общественных наук как основы для неуклонного движения страны по пути прогресса.
На базе этих фундаментальных работ они должны обеспечить создание теоретических основ по принципиально новым видам техники и технологий, революционизирующим общественное производство, и быстрейшую их передачу в народное хозяйство, а также проведение с участием отраслевой и заводской науки поисковых и высокоэффективных прикладных работ отраслевого и межотраслевого характера.
20. Поручить Государственному комитету СССР по науке и технике совместно с Академией наук СССР определить порядок финансирования фундаментальных исследований в области общественных, естественных и технических наук, работ по межотраслевым научно-техническим проблемам общегосударственного значения, а также созданию принципиально новой техники, революционизирующей производство.
21. Государственному комитету СССР по науке и технике, Академии наук СССР и Министерству высшего и среднего специального образования СССР определить порядок и обеспечить активное участие академических и вузовских научных организаций в реализации государственных целевых научно-технических программ межотраслевого характера Комплексной программы научно-технического прогресса стран – членов СЭВ до 2000 года.
22. Установить, что научные исследования и разработки, выполняемые академическими и вузовскими научными организациями по договорам с министерствами, ведомствами, объединениями, предприятиями и организациями, финансируются за счет средств заказчиков.
Распространить на академические и вузовские научные организации основные принципы и условия выполнения договорных работ, установленные настоящим Постановлением.
23. Академии наук СССР, Государственному комитету СССР по науке и технике и Министерству высшего и среднего специального образования СССР разработать и представить в 6-месячный срок необходимые предложения по постепенному переходу академических и вузовских научных организаций на новые методы финансирования и хозяйствования с учетом специфики их деятельности и положений, изложенных в данном Постановлении.
VI. Организация работы по переводу научных организаций на новые условия хозяйствования
24. Министерствам и ведомствам СССР и Советам Министров союзных республик осуществить перевод научных организаций на условия работы, предусмотренные данным Постановлением, в сроки, установленные для перевода объединений и предприятий отраслей народного хозяйства на полный хозяйственный расчет и самофинансирование.
25. Утратил силу.
26. Отменить начиная с 1988 года планирование ассигнований из бюджета на содержание научных организаций по базовому методу и установить, что бюджетные средства в сметах этих организаций предусматриваются и учитываются отдельно по каждой конкретной теме.
Государственному комитету СССР по науке и технике осуществлять распределение выделенных из бюджета ассигнований на науку по народнохозяйственным комплексам и направлениям развития науки и техники, исходя из необходимости обеспечения бюджетным финансированием работ по важнейшим теоретическим исследованиям, межотраслевым научно-техническим проблемам, имеющим общегосударственное значение, по созданию принципиально новых техники и технологии, революционизирующих общественное производство. Совместно с Госпланом СССР и Министерством финансов СССР разработать и утвердить методологию определения размеров выделяемых из бюджета ассигнований на конкретные темы научных исследований и разработок.
27. Установить, что оплата труда работников научно-исследовательских, конструкторских, технологических, проектных, изыскательских и других научных организаций, переведенных на полный хозяйственный расчет и самофинансирование, производится в соответствии с Постановлениями ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 мая 1985 г. № 462, от 17 сентября 1986 г. № 1115 и Совета Министров СССР и ВЦСПС от 17 октября 1986 г. № 1231 (СП СССР, 1986, № 35, ст. 182).
Поручить Государственному комитету СССР по труду и социальным вопросам совместно с ВЦСПС определить порядок применения ставок и окладов, предусмотренных указанными Постановлениями, в этих организациях.
Предоставить право руководителям указанных научных организаций, переведенных на полный хозяйственный расчет и самофинансирование, привлекать в необходимых случаях на определенный срок высококвалифицированных специалистов на работу в качестве консультантов в порядке и на условиях, предусмотренных подпунктом "б" пункта 2 Постановления Совета Министров СССР от 20 января 1986 г. № 85.
28. Государственному комитету СССР по труду и социальным вопросам совместно с Государственным комитетом СССР по науке и технике и ВЦСПС переработать с учетом требований настоящего Постановления систему аттестации научных работников, усилив ее роль в создании действенного механизма оценки их труда.
29. Государственному комитету СССР по науке и технике совместно с Государственным комитетом СССР по труду и социальным вопросам продолжить работу по совершенствованию действующих и поиску новых форм организации научного труда, направленных на углубление зависимости его оплаты труда от результатов работы.
Считать важнейшим фактором повышения эффективности работы научных организаций формирование высококвалифицированных научных коллективов, широкое привлечение к разработкам талантливых научных и практических работников, создание эффективной системы оптимального обновления коллектива, неуклонное наращивание научного и творческого потенциала, отвечающего современным требованиям. С этой целью последовательно вводить в практику работы научных организаций систему заключения контрактов между администрацией научной организации и группами ученых или отдельными специалистами на проведение научно-технических и опытно-конструкторских работ.
30. Признать необходимым повысить ответственность Государственного комитета СССР по науке и технике, Госстроя СССР, Госагропрома СССР, министерств и ведомств и усилить их контроль за деятельностью научных организаций. Министерствам и ведомствам провести тщательный анализ деятельности подведомственных научных организаций, уточнить их профиль и специализацию, выявить малоэффективные, укрепить их, а где необходимо, преобразовать или ликвидировать по согласованию с местными органами в соответствии с порядком, установленным Законом СССР о государственном предприятии (объединении). Исходя из стоящих перед отраслями задач создавать инженерные и сервисные центры, внедренческие организации, другие мобильные и гибкие коллективы, обеспечивающие повышение эффективности использования ресурсов и качества продукции (работ, услуг).
31. Госплану СССР, Государственному комитету СССР по науке и технике, министерствам, ведомствам СССР и Советам Министров союзных республик внести изменения в утвержденные в пятилетнем плане показатели, вытекающие из условий перевода научных организаций на полный хозяйственный расчет и самофинансирование.
32. Государственному комитету СССР по статистике и Министерству финансов СССР внести необходимые изменения в бухгалтерскую и статистическую отчетность научных организаций, вытекающие из настоящего Постановления.
33. Поручить Государственному комитету СССР по науке и технике проводить необходимую организаторскую и методическую работу с министерствами, трудовыми коллективами объединений, предприятий и организаций по реализации мероприятий, связанных с выполнением настоящего Постановления. Давать в необходимых случаях министерствам и ведомствам разъяснения по его применению.
34. Установить, что предусмотренный настоящим Постановлением экономический механизм хозяйствования научных организаций является общим для всех отраслей народного хозяйства.
Предоставить право Госстрою СССР, Госагропрому СССР, министерствам и ведомствам непроизводственной сферы по согласованию с Госпланом СССР и Государственным комитетом СССР по науке и технике применять отдельные положения настоящего Постановления с учетом специфики деятельности подведомственных научных организаций.
* * *
Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР выражают уверенность в том, что ученые и инженерно-технические работники, рабочие и служащие объединений, научно-исследовательских, проектных, конструкторских и технологических организаций сделают все необходимое для успешного выполнения поставленных задач по коренному повышению эффективности научных исследований и разработок, обеспечат практическую перестройку работы по ускорению научно-технического прогресса.
Указ президента СССР о статусе Академии наук СССР. 23.8.1990 г.
Академия наук СССР является крупнейшим научным учреждением страны. В ее институтах и лабораториях сосредоточены лучшие научные силы, ученые с мировым именем, талантливая молодежь. Своей работой они определяют уровень фундаментальных исследований в стране и вносят достойный вклад в развитие мировой науки.
Глубокие преобразования, происходящие в стране, требуют создания условий для свободного и плодотворного научного творчества, широкого и беспрепятственного использования научных знаний в сферах техники и технологии, образования и культуры, во всех областях созидательной деятельности людей. Эти задачи должны решаться на основе последовательной демократизации и децентрализации системы управления, разгосударствления собственности, предоставления институтам и лабораториям Академии наук СССР широких прав в организации их деятельности. Вместе с тем, как показывает мировой опыт, масштабность и эффективность фундаментальных исследований во многом определяется надежной и возрастающей материальной и финансовой поддержкой со стороны государства, осуществлением мер, способствующих повышению в обществе престижа членов Академии и всех ученых.
В целях создания благоприятных условий для дальнейшего развития фундаментальной науки, сохранения и укрепления интеллектуального потенциала советского общества постановляю:
1. Установить, что Академия наук СССР является общесоюзной самоуправляемой организацией. Она действует на основе законов СССР и Устава Академии без какого-либо вмешательства государственных и иных структур, самостоятельно обеспечивая эффективную работу институтов, лабораторий и других подразделений в области фундаментальных научных исследований и подготовки научных кадров.
2. Передать основные фонды и другое государственное имущество, находящееся в настоящее время в пользовании институтов, лабораторий, предприятий и организаций Академии наук СССР, в ее исключительную собственность, определив статус последней в соответствии со статьями 10 и 17 Закона СССР "О собственности в СССР".
3. Сохранить и впредь целевое государственное финансирование фундаментальных научных исследований Академии наук СССР из общесоюзного государственного бюджета, имея в виду, что результаты этих исследований безвозмездно передаются Академией наук СССР государству с соблюдением норм авторского и изобретательского права.
4. Установить, что Академия наук СССР, ее организации и учреждения должны на договорных началах тесно взаимодействовать с академиями наук союзных республик, добиваясь совместными усилиями повышения общего уровня фундаментальных исследований в стране.
Считать одной из основных задач Академии наук СССР организацию широких международных связей путем создания совместных научных организаций и центров, обмена учеными и использования других форм современного международного научного сотрудничества.
5. Совету Министров СССР в месячный срок принять постановление, обеспечивающее реализацию настоящего Указа; в постановлении предусмотреть:
перечень, порядок и сроки передачи государственного имущества, находящегося в пользовании Академии наук СССР, в ее исключительную собственность;
порядок и сроки формирования общесоюзного госбюджетного фонда фундаментальных исследований и утверждения положения о нем;
увеличение госбюджетных ассигнований для улучшения материального обеспечения научных работников системы Академии наук СССР, включая пересмотр действующих окладов и ставок;
предоставление права Академии наук СССР и ее организациям образовывать из своих средств специальные фонды для решения социальных вопросов;
введение в Академии наук СССР контрактной системы приглашения на работу сотрудников, включая ученых из-за рубежа, с предоставлением права самостоятельно устанавливать ставки оплаты труда лицам, работающим по контрактам, а также командирования на контрактной основе ученых Академии наук СССР в международные научные центры и зарубежные научные организации и лаборатории.
[1] Приводится с поправками, внесенными постановлением Совета министров СССР от 21.12.1989 г.