Законы о планировке городов. 1933-1935 гг.
Первый предлагаемый закон преследовал цель внести планомерность в реконструкцию городов и строительство новых. Важнейшей попыткой его реализации на практике стал первый Генеральный план реконструкции Москвы. Он предусматривал улучшение дорожного движения путем главным образом сноса большого числа зданий в центре города. План был выполнен не в полной мере.
Постановление ЦИК и СНК СССР о составлении и утверждении проектов планировки и социалистической реконструкции городов и других населенных мест союза ССР. 27.6.1933 г.
В целях коренного улучшения и упорядочения дела планировки новых социалистических городов и реконструкции старых городов Центральный исполнительный комитет и Совет народных комиссаров Союза ССР постановляют:
1. Строительство всех видов в районах, где расположены или намечаются к строительству группы самостоятельных или комбинированных предприятий и обслуживающих их городов и поселков, связанных между собой единой системой транспорта, общей энергетической или сырьевой базой, взаимным производственным, коммунальным и социально-культурным обслуживанием, производится на основе схем районной планировки.
2. Строительство новых городов и поселков и реконструкция существующих производится на основе проектов планировки этих населенных мест.
3. Схемы районной планировки утверждаются Советом народных комиссаров Союза ССР по представлению советов народных комиссаров союзных республик и с заключением Государственной плановой комиссии Союза ССР и Всесоюзного совета по делам коммунального хозяйства при ЦИК Союза ССР.
Проекты планировки населенных мест утверждаются:
а) по населенным местам с расчетным количеством населения до 50 тыс. человек – советами народных комиссаров автономных республик и краевыми (областными) исполнительными комитетами, а в союзных республиках, не имеющих краевого (областного) деления – советами народных комиссаров этих республик по представлению народных комиссариатов коммунального хозяйства соответствующих союзных и автономных республик или краевых (областных) отделов коммунального хозяйства;
б) по старым населенным местам с расчетным количеством населения от 50 до 100 тыс. чел. – советами народных комиссаров союзных республик по представлению советов народных комиссаров автономных республик, краевых (областных) исполнительных комитетов, а в союзных республиках, не имеющих краевого (областного) деления, по представлению народных комиссариатов коммунального хозяйства этих республик;
в) по вновь строящимся городам с расчетным количеством населения от 50 до 100 тысяч чел. и по старым городам с расчетным количеством населения от 100 до 300 тыс. чел. – советами народных комиссаров союзных республик по представлению народных комиссариатов коммунального хозяйства этих республик;
г) по вновь строящимся городам с расчетным количеством населения свыше 100 тыс. человек и реконструируемым городам с расчетным количеством населения свыше 300 тыс. чел. – Советом народных комиссаров Союза ССР по представлению советов народных комиссаров союзных республик с заключением Всесоюзного совета коммунального хозяйства при ЦИК Союза ССР.
Примечание: Проекты планировки поселков на землях железнодорожного и водного транспорта утверждаются органами Народного комиссариата путей сообщения и Народного комиссариата водного транспорта по согласованию с республиканскими и краевыми (областными) органами коммунального хозяйства.
4. Выбор мест для строительства новых промышленных и транспортных предприятий или для расширения существующих производится одновременно с выбором мест для устройства обслуживающих эти предприятия городов и поселков и в соответствии с утвержденной схемой районной планировки. Если такой схемы не имеется, то места строительства обязательно согласовываются с правительством соответствующей союзной республики.
5. Строительство новых и расширение существующих промышленных и транспортных предприятий, как правило, допускается лишь при наличии утвержденных проектов планировки обслуживающих эти предприятия населенных мест.
6. Проекты планировки населенных мест должны удовлетворять следующим основным требованиям:
а) обеспечивать возможность дальнейшего развития и роста населенного места в соответствии с общими перспективами развития народного хозяйства Союза ССР;
б) обеспечивать наиболее благоприятные условия деятельности и развития новых и расширения существующих промышленных и транспортных предприятий;
в) обеспечивать создание наиболее благоприятных условий труда и жизни населения;
г) предусматривать места для строительства учреждений по социально-культурному и бытовому обслуживанию в целях планомерной перестройки быта на социалистических началах, в соответствии с общим ходом развития народного хозяйства Союза ССР;
д) содержать указания по архитектурно-художественному оформлению как населенного места в целом, так и отдельных его частей (кварталов, улиц, площадей и т.д.);
е) предусматривать создание внутри населенного места, а также на его периферии системы связанных между особой зеленых насаждений (парки культуры и отдыха, бульвары, скверы и т.п.) и охранных защитных зон;
ж) предусматривать создание непосредственно связанной с населенным пунктом пригородной сельскохозяйственной зоны;
з) обеспечивать осуществление мероприятий по пожарной охране.
7. Общее руководство осуществлением планировки и социалистической реконструкции городов и других населенных мест на всей территории Союза ССР, а также разработка основных общесоюзных правил и норм планировки и устройства городов и других населенных мест осуществляется Всесоюзным советом по делам коммунального хозяйства при ЦИК Союза ССР.
8. В пределах каждой союзной республики руководство, контроль и наблюдение за производством планировочных работ и за точным выполнением утвержденных проектов планировки при строительстве и реконструкции городов осуществляются народным комиссариатом коммунального хозяйства союзной республики независимо от того, какими ведомствами, учреждениями и организациями проводятся указанные работы и строительство.
9. Изменение утвержденных схем районной планировки и проектов планировки населенных мест допускается только с разрешения органов, утверждающих эти схемы и проекты.
10. Всесоюзному совету по делам коммунального хозяйства при ЦИК Союза ССР поручается в 2-месячный срок по согласованию с заинтересованными народными комиссариатами Союза ССР и союзных республик издать инструкцию о порядке составления, рассмотрения и утверждения схем районной планировки и проектов планировки населенных мест.
11. Правительствам союзных республик предлагается в месячный срок внести в законодательство этих республик изменения, вытекающие из настоящего Постановления.
Председатель ЦИК Союза ССР
М. КАЛИНИН
Заместитель председателя СНК Союза ССР
В. КУЙБЫШЕВ
И.о. секретаря ЦИК Союза ССР
А. МЕДВЕДЕВ
Постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) о Генеральном плане реконструкции города Москвы. 10.7.1935 г.
Стихийно развивавшаяся на протяжении многих веков Москва отражала даже в лучшие годы своего развития характер варварского российского капитализма. Узкие и кривые улицы, изрезанность кварталов множеством переулков и тупиков, неравномерная застройка центра и периферии, загроможденность центра складами и мелкими предприятиями, низкая этажность и ветхость домов при крайней их скученности, беспорядочное размещение промышленных предприятий, железнодорожного транспорта и других отраслей хозяйства и быта мешают нормальной жизни бурно развивающегося города, в особенности городскому движению, и требуют коренного и планомерного переустройства.
ЦК ВКП(б) и СНК СССР устанавливают, что на основе решений июньского пленума ЦК ВКП(б) 1931 года широко развернуты работы по реконструкции городского хозяйства Москвы, благодаря чему жизненные условия трудящихся города значительно улучшены – строительство метрополитена и канала Москва-Волга[1], расширение важнейших центральных улиц и площадей, сооружение гранитных набережных и усовершенствованных мостовых, общественных, жилых домов и школ, фабрик-кухонь и столовых общественного питания, заводов механизированного хлебопечения и холодильников, развитие теплофикации и упорядочение снабжения населения топливом, рост водоснабжения, улучшение дела очистки города и т.д.
Огромные работы по реконструкции городского хозяйства Москвы, производимые в настоящее время, еще больший размах этих работ в ближайшем будущем придают твердому плану застройки города исключительное значение, ибо широкое развертывание строительства Москвы без единого плана может в дальнейшем чрезвычайно осложнить жизнь и переустройство города.
ЦК ВКП(б) и СНК СССР отвергают проекты сохранения существующего города как законсервированного музейного города старины с созданием нового города за пределами существующего. ЦК ВКП(б) и СНК СССР отвергают также предложения о сломке сложившегося города и постройке на его месте города по совершенно новому плану. ЦК ВКП(б) и СНК СССР считают, что при определении плана Москвы необходимо исходить из сохранения основ исторически сложившегося города, но с коренной перепланировкой его путем решительного упорядочения сети городских улиц и площадей. Важнейшими условиями этой перепланировки являются: правильное размещение жилых домов, промышленности, железнодорожного транспорта и складского хозяйства, обводнение города, разуплотнение и правильная организация жилых кварталов с созданием нормальных, здоровых условий жизни населения города.
ЦК ВКП(б) и СНК СССР считают, что во всей работе по перепланировке города должно быть достигнуто целостное архитектурное оформление площадей, магистралей, набережных, парков с использованием при строительстве жилых и общественных зданий лучших образцов классической и новой архитектуры, а также всех достижений архитектурно-строительной техники. Холмистый рельеф Москвы, Москва-река и Яуза, разрезающие город в разных направлениях, богатейшие парки города – Ленинские горы, парк им. Сталина[2], Сокольнический парк, Останкинский, Покровско-Стрешневский с Химкинским водохранилищем – все это позволяет объединить все разнообразие отдельных частей города, создать подлинно социалистический город.
Исходя из этого, ЦК ВКП(б) и СНК СССР постановляют:
Утвердить следующий генеральный план реконструкции города Москвы на 10 лет и на ближайшие 3 года, представленный московскими организациями.
I. Планировка города Москвы
1. При определении размеров и планировке территории города Москвы исходить из Постановления июньского Пленума ЦК ВКП(б) 1931 года о нецелесообразности создания городов-гигантов с нагромождением большого количества предприятий в сложившихся крупных городских центрах и недопустимости строить в дальнейшем новые промышленные предприятия в г. Москве.
В соответствии с этим ограничить пределы роста г. Москвы и принять в основу расчетов роста территории города численность городского населения примерно в 5 миллионов человек, с полным обслуживанием бытовых и культурных потребностей этого населения (жилища, городской транспорт, водоснабжение и канализация, школы, больницы, торговая сеть, столовые и т.д.).
2. Ввиду того, что территория г. Москвы в современных границах (28,5 тыс. гектаров) переуплотнена застройками в отдельных частях города, перенаселена и не обеспечивает нормального размещения растущего населения города, признать необходимым постепенное расширение территории города до 60 тыс. га.
Расширение территории города Москвы произвести в первую очередь за счет прилегающих к городу с юго-западной стороны земельных площадей, расположенных за Ленинскими горами вдоль Москва-реки, от Кунцево до Ленино (б. Царицыно), площадью в 16 тыс. га, как наиболее здоровой для жилья, высокой и удобной по расположению пригородной территории.
Приступить к постепенной застройке нового юго-западного района с проведением водопровода, канализации и других коммунальных предприятий по обслуживанию населения. Построить к концу десятилетия в этом районе новых жилых домов площадью в 1 миллион кв. метров.
Кроме того, расширение территории г. Москвы производить также за счет земельных площадей, расположенных:
а) в восточной части города, в направлении:
Измайлово, площадью около 2445 га,
Перово-Кусково 2400 га;
б) в юго-восточной части города, в направлении:
Текстильщики, расположенные между Рязанским шоссе и городом Люблино, площадью около 2730 га,
Люблино – площадью около 1635 га,
Новинки-Ногатино площадью около 815 га;
в) в западной части города в направлении с. Терехово, Мневники, Хорошево, Щукино площадью 1700 га;
г) в северо-западной и северной частях города в направлении Тушино, Захарково, Авиагородок, Ховрино, Лихоборы, Медведково и др. площадью около 3100 га.
3. Закрепить за г. Москвой все намеченные по генеральному плану для городской застройки пригородные территории как резервные земли города, подлежащие включению в городскую черту по мере их освоения застройкой. Подчинить в административном отношении все населенные пункты, находящиеся на этих территориях, Моссовету и обязать Моссовет ввести немедленно те же правила отвода земельных участков для застройки этих территорий, какие установлены для Москвы, а также принять практические меры к охране зеленых насаждений и санитарному надзору на этих территориях.
Поручить Моссовету и Мособлисполкому совместно с Наркомземом в трехмесячный срок определить точные границы и порядок присоединения к городу резервируемых за гор. Москвой территорий, и предложения по этому вопросу внести на утверждение СНК СССР.
За пределами этой территории создать лесо-парковый защитный пояс в радиусе до 10 км, состоящий из равномерно расположенных крупных лесных массивов, берущих свое начало в загородных лесах и служащих резервуаром чистого воздуха для города и местом отдыха для населения. Приступить к соединению этих зеленых массивов зелеными полосами с центром города по следующим направлениям: а) от Сокольнического и Измайловского зеленых массивов – по берегам Яузы; б) от Ленинских гор и парка им. Горького – вдоль набережной Москва-реки; в) от Останкинского зеленого массива – по Самотеке и Неглинной. Помимо крупных массивов зелени на территории города приступить к образованию новых районных парков и бульваров.
Привести в полный порядок с планировкой и благоустройством городские бульвары Садового и Бульварного кольца, парк Ленинских гор, Измайловский парк им. Сталина, Сокольнический парк им. Бубнова, Красно-Пресненский, Останкинский парк и парк Покровское-Стрешнево с расширением его и включением в его состав Химкинского водохранилища.
4. Для обводнения города максимально использовать волжскую воду, поступающую в результате сооружения канала Волга-Москва, для чего создать два водных кольца: одно от Клязьминского водохранилища по Восточному каналу через Измайловский парк, Текстильщики, Южный порт у Кожухово по Москва-реке к Химкинскому водохранилищу, другое – внутригородское, получаемое в результате сооружения Северного внутригородского канала, соединяющего Химкинское водохранилище с рекой Яузой до Москва-реки.
5. Превратить набережные Москва-реки в основную магистраль города, с облицовкой берегов реки гранитом и устройством вдоль набережных широких проездов-улиц со сквозным на всем их протяжении движением.
Закончить постройкой к концу 1938 г. гранитные набережные вдоль берегов реки Москвы в черте города от Шелепихи до Кожухово (46 км, не считая 18 км уже построенных и строящихся в 1935 году) и устроить асфальтированные проезды-улицы вдоль этих набережных с доведением их ширины до 40-50 метров.
Покрыть в течение трех лет гранитными набережными берега Водоотводного канала на протяжении 8 км (включая строящиеся набережные в 1935 году) с устройством асфальтированных проездов-улиц с доведением их ширины до 25-30 метров.
Построить в течение трех лет набережные вдоль берегов реки Яузы на протяжении 20 км и устроить вдоль набережных асфальтированные проезды-улицы шириною 25-30 метров.
Развернуть застройку в ближайшие 3 года домами и архитектурно оформить Краснопресненскую, Смоленскую, Дорогомиловскую, Бережковскую, Причальную, Котельническую, Ново-Спасскую и Ростовскую набережные и в течение последующих лет десятилетия все остальные набережные Москва-реки, Водоотводного канала и часть набережных реки Яузы от ее устья до Садового кольца.
Спланировать и очистить от мелких построек к 1937 г. территорию Лужников.
Снести к 1938 г. мелкие строения на стрелке Водоотводного канала для постройки на этом месте монумента спасения челюскинцев с соответствующим оформлением участка.
Провести работу по дренажу, укреплению берегов и распланировке территории Ленинских гор.
Ввиду того, что набережные Москвы-реки и Яузы после обводнения и облицовки их берегов гранитом, а также проведения асфальтированных проездов станут лучшей по удобству для жизни частью города, застройку их производить только жилыми и общественными зданиями.
6. Принимая в основу планировки города исторически сложившуюся радиально-кольцевую систему улиц, дополнить ее системой новых улиц, разгружающих центр от движения и позволяющих установить прямую транспортную связь районов города между собой без обязательного проезда через центр города.
Исходя из этого, параллельно набережным создать новый проспект, идущий от площади им. Дзержинского[3] к Дворцу Советов[4] и Лужникам и далее, по специально сооружаемому мосту с эстакадным подъездом к нему, через Москва-реку и Ленинские горы в новый юго-западный район.
Для продолжения начатых работ по пробивке проспекта по направлению к Дворцу Советов расширить в 1936 году улицу Волхонку на отрезке между улицей им. Фрунзе и Антипьевским переулком и к 1937 г. снести жилой квартал, выходящий на фасад заканчиваемой к этому времени строительством гостиницы Моссовета. Снести к моменту сооружения Дворца Советов все промежуточные здания между Моховой и Манежной улицами, а также между Волхонкой и Б. Каменным мостом. Предопределить застройку проспекта зданиями правительственных учреждений, а также зданиями общественного и научного характера.
7. Красную площадь расширить вдвое, а центральные площади – им. Ногина[5], им. Дзержинского, им. Свердлова[6] и Революции[7] - в 3-летний срок реконструировать и архитектурно оформить.
Территорию Китай-города освободить от существующей мелкой застройки за исключением отдельных крупных сооружений и вместо них построить несколько монументальных зданий государственного значения.
Высокий холмистый берег (Зарядье) освободить от мелких построек с сооружением на этом участке монументального здания Дома промышленности с оформлением сходов к реке.
8. В целях облегчения передвижения как транспорта, так и пешеходов приступить к выпрямлению и расширению существующих основных радиальных и кольцевых магистралей с доведением их ширины не менее чем до 30-40 метров. Расширение улиц произвести за счет сноса некоторых зданий и немедленной ликвидации клумб и газонов на улицах, а на некоторых улицах также и деревьев, насаженных вдоль улиц, сужающих проезжую ширину улиц и мешающих движению (например, на Мещанской, Каляевской, Дорогомиловской, Тульской и др.).
На всех пересечениях колец с радиальными магистралями произвести сломку торцевых зданий, закрывающих выходы бульваров, и образуемые площади архитектурно оформить.
Развернуть в течение десятилетия работы по созданию трех сквозных пересекающих весь город широких улиц путем соединения, спрямления и расширения ряда улиц и небольших проездов по следующим направлениям:
Первое – от Измайловского парка до Ленинских гор на новую юго-западную территорию с образованием на Ленинских горах центрального городского парка и с использованием по этой трассе Б. Черкизовской ул., Преображенской, Стромынки, Русаковской, Краснопрудной, Каланчевской, Кировской, Театрального проезда, Охотного ряда, Моховой, Волхонки, Остоженки, Чудовки, Хамовнического плаца, ул. Б. Кочек и Лужников.
Второе – от Всехсвятского по Ленинградскому шоссе к заводу им. Сталина с использованием по этой трассе Ленинградского шоссе, ул. им. Горького, Кузнецкого моста, Пушечной ул., Новой и Старой площади, улиц: Солянки, Яузской, Интернациональной, Радищевской, Б. Каменщиков, Крутицкого вала, Симоновского вала, Велозаводской ул. и Тюфелевого бульвара.
Третье – от Останкинского парка через Марьину рощу, Рождественку, Китай-город, Балчуг, Б. и М. Ордынки, Люсиновскую, Земляную, Б. Тульскую на Серпуховское шоссе.
9. Реконструировать следующие, помимо центральных, городские площади с первоочередной их застройкой хорошими по архитектуре зданиями: привокзальные площади и подъезды к ним – Комсомольская, Киевская, Курского и Саратовского[8] вокзалов, Савеловская, Белорусско-Балтийского вокзала[9], Крестовская застава, Арбатскую, Смоленскую, Советскую, Пушкинскую, Триумфальную, Сокольнического круга, Коммуны[10], Крымскую, Красных ворот, Таганскую, Крестьянскую, имени 1905 года, Преображенскую, Октябрьскую, Добрынинскую и Калужскую заставы. При планировке и оформлении площадей обеспечить широкий проезд и предусмотреть выделение на площадях закрытых для проезда мест со стоянками для автомашин.
10. Одобрить в основном представленные МК ВКП(б) и Моссоветом регулятивные красные линии основных уличных магистралей, предусматривающие также в порядке регулятивном:
а) пробивку новых радиальных улиц в восточной и юго-восточной частях города: улицу от площади им. Ногина к Проломной заставе, улицу от Яузских ворот к заводу им. Сталина и улицу от Покровских ворот к Курскому вокзалу;
б) пробивку параллельных улиц к старым радиальным, плотно застроенным и перегруженным движением: Ново-Кировской и Ново-Арбатской.
11. Провести следующие новые кольцевые магистрали:
а) Центрального полукольца по линии: Спасо-Глинищевского пер. – Б. Комсомольского пер. – Фуркасовского пер. – Кузнецкого моста – проезда Художественного театра – ул. им. Огарева с выходом на Кропоткинскую площадь;
б) продолжения Бульварного кольца в Замоскворечьи;
в) нового бульварного кольца с использованием в основном трассы Камер-Коллежского вала;
г) нового паркового кольца, связывающего парковые массивы города: Останкино, Сокольники, Измайлово, Введенские горы, Ленинские горы, Лужники, Красно-Пресненский парк, Петровский и Тимирязевский парки.
12. Предусмотреть в перспективе в порядке регулятивном пробивку для разгрузки центра города от транзитного движения следующих улиц, связывающих по прямым направлениям узловые пункты и районы города между собой:
а) магистрали, связывающей по прямой линии площадь Белорусско-Балтийского вокзала с Комсомольской площадью;
б) магистрали, связывающей по прямой линии площадь Белорусско-Балтийского вокзала с площадью Киевского вокзала;
в) магистрали, связывающей по прямой линии Комсомольскую площадь с Абельмановской заставой в Пролетарском районе, и
г) магистрали, связывающей по прямой линии Фрунзенский, Ленинский, Кировский и Пролетарский районы по линии Шелепиха – Октябрьская площадь – завод им. Сталина[11].
Поручить Моссовету в течение года, на основе утвержденных красных линий, разработать и утвердить детальные планы застройки улиц и площадей города, оформляемых в течение ближайших десяти лет.
13. Для нормального размещения пятимиллионного населения города и правильной организации жилого квартала установить следующие основные принципы застройки и заселения города:
а) при планировке и застройке новых, а также при перепланировке нынешних московских кварталов вместо мелких кварталов в 1 1/2 – 2 га, плотно застроенных (на 50-60 проц.) мелкими домами, изрезанных при этом большим количеством пересекающих магистрали переулков, строить крупные кварталы в 9-15 га;
б) застройку кварталов производить небольшим количеством крупных домов, расположенных друг от друга на некотором небольшом расстоянии для лучшего освещения и проветривания квартала;
в) застройку территории города осуществлять из расчета постепенного снижения плотности заселения, которая, несмотря на среднюю плотность в 350 человек на га жилого квартала, достигает в настоящее время в пределах Садового кольца 1000 и более человек на 1 га жилого квартала, с доведением плотности в перспективе равномерно для всего города до 400 человек на 1 га жилого квартала. В отдельных, наиболее удобных и ценных для жилых зданий районах (например, на набережных) плотность заселения может быть допущена до 500 человек на 1 га жилого квартала за счет повышения этажности домов;
г) к постройке в Москве допускать жилые дома высотой не ниже шести этажей, а на широких магистралях и в пунктах города, требующих наиболее выразительного и парадного оформления (на набережных, площадях и широких улицах), более высокие дома в 7-10-14 этажей.
14. Для лучшего обслуживания населения города культурно-бытовыми учреждениями развернуть строительство сети школ, амбулаторий, столовых, детских садов, детских яслей, магазинов, физкультурных площадок и т.п. ЦК ВКП(б) и Совнарком СССР считают неправильным стремление к замкнутому размещению всех этих учреждений в каждом большом доме только для жильцов этого дома. ЦК ВКП(б) и Совнарком СССР считают, что школы, амбулатории, столовые, детские сады, детские ясли, театры, кино, клубы, больницы, стадионы и другие виды учреждений культурно-бытового обслуживания населения должны размещаться в центре ряда кварталов в расчете на обслуживание населения, проживающего не в одном, а в десятках домов.
15. В интересах правильной организации территории г. Москвы и обеспечения здоровых условий для жизни населения вывести постепенно из г. Москвы все опасные в пожарном отношении и вредные в санитарно-гигиеническом отношении предприятия, а также отдельные большей частью мелкие предприятия, расположение которых мешает планировке улиц и площадей города.
16. Разгрузить город от сортировочных и технических железнодорожных станций с постепенным выводом их, а также внутригородских прирельсовых складов за пределы города.
Соединить сходящиеся к Москве линии железных дорог тоннелями, построив в первую очередь тоннель, соединяющий линию Курской железной дороги с линией Октябрьской железной дороги.
Перенести часть линий Окружной железной дороги в направлении к юго-западу и юго-востоку от нынешней ее трассы, предусмотрев в будущем сооружение второй Окружной железной дороги за пределами города для полной разгрузки города от всех грузовых транзитных железнодорожных потоков.
Электрифицировать все движение в Московском железнодорожном узле и, в первую очередь, пригородное.
Поручить НКПС разработать в соответствии с этим план реконструктивных работ по Московскому железнодорожному узлу.
II. Строительство и реконструкция городского хозяйства Москвы
Осуществление установленного плана расширения, перепланировки и архитектурного оформления города Москвы требует громадного строительства и реконструкции ее городского хозяйства, радикально улучшающего бытовые и культурные условия жизни населения города.
Утвердить следующую, представленную МК ВКП(б) и Моссоветом, программу строительства и реконструкции городского хозяйства города Москвы на десятилетний период (1936-1945 гг.) и на ближайшие три года (1936-1937-1938 гг.):
1. Жилищное строительство в Москве в течение десятилетия определить в объеме 15 млн. кв. метров (около 2500 домов), из них в течение ближайшего трехлетия в объеме 3 млн. кв. метров (около 500 домов), в том числе:
в 1936 г. - 800 тыс. кв. метров;
-"- 1937 г. - 1000 -"-;
-"- 1938 г. - 1200 -"-.
Установить, что не менее 25 % этой программы жилищного строительства должно быть осуществлено силами и средствами Московского совета.
2. Построить 6 новых гостиниц на 4000 номеров и, кроме того, в ближайшие 3 года закончить строительство гостиницы Моссовета в Охотном ряду с надстройкой Гранд-Отеля и достроить вторую очередь гостиницы на площади Киевского вокзала.
3. Увеличить к концу 1938 года, наряду с дальнейшим развитием строительства Метрополитена, московский внутригородской пассажирский транспорт в следующих размерах:
Количество вагонов трамвая до 2650 шт.
Количество троллейбусов-------1000 -"-
Количество автобусов------------1500 -"-
Количество такси------------------2500 -"-.
Построить новые пассажирские трамвайные линии в течение десятилетки на протяжении 400 километров, в том числе за трехлетие – 100 км.
В связи с развитием метро, автобусного и троллейбусного движения в центре города считать необходимым снять с наиболее напряженных улиц трамвайное движением с перенесением его на окраинные улицы города.
4. Ликвидировать разнотипность замощений на проездах-улицах и между линиями трамвая, применяя сплошное асфальтирование улиц за исключением подъемов, где допускать замощение брусчаткой небольших размеров и клинкером. Уложить все трамвайные пути в черте города на прочные основания: бетонные и щебеночные. Замостить в течение 10 лет 10 млн. кв. метров улиц и площадей города Москвы усовершенствованными мостовыми с тем, чтобы полностью все улицы и площади города покрыть асфальтом. В течение ближайших 3 лет замостить усовершенствованными покрытиями 2,5 млн. кв. метров улиц и площадей Москвы.
Установить, что замощению улиц г. Москвы усовершенствованными покрытиями должно, как правило, предшествовать строительство водостоков.
5. Для улучшения связи между районами, расположенными по обеим сторонам Москва-реки, и для обеспечения возможности сквозного прохождения по Москва-реке больших волжских судов построить в течение десятилетия 11 новых мостов на высоте уровня Бородинского моста (до 8,6 метра над уровнем воды при отметке 120) и 3 моста реконструировать путем подъема на тот же уровень.
Из указанных мостов построить к началу 1938 года взамен ныне существующих 4 новых места через Москва-реку: 1) Большой Каменный, 2) Крымский, 3) Москворецкий и 4) Краснохолмский и три моста через Водоотводный канал: 1) М. Каменный, 2) Чугунный и 3) М. Краснохолмский мосты. К этому же сроку поднять существующие на Москва-реке мосты: 1) Устьинский, 2) Ново-Спасский и 3) мост МББ ж.д.
На новых местах построить следующие мосты: 1) мост от Лужников на Ленинские горы с эстакадным подходом для соединения нынешней территории города через Лужники с новой юго-западной территорией, 2) два моста через Москва-реку и Водоотводный канал для продолжения Бульварного кольца от Дворца Советов в Замоскворечье, 3) мост через Москва-реку для соединения Пролетарского района с Кировским, 4) мост взамен существующего Даниловского деревянного у завода им. Сталина.
Построить Крестовский, Остаповский, Митьковский и Ленинградский путепроводы. Строительство Крестовского путепровода закончить в 1938 году.
6. Для обводнения реки Яузы и других водоемов города осуществить следующие работы:
а) построить к 1939 году в северной части города канал для соединения Химкинского водохранилища с рекой Яузой, который вместе с Яузой создаст внутригородское водное кольцо;
б) расширить русло реки Яузы до 20-25 метров;
в) очистить, привести в порядок и обводнить все имеющиеся на территории города пруды.
7. Для своевременной подготовки московского водопровода к приему волжской воды и подачи ее населению немедленно развернуть строительство Сталинской водопроводной станции на волжской воде с доведением ее мощности в 1937 году до 25 млн. ведер в сутки, а в 1938 году – до 50 млн. ведер. В последующие годы построить северную станцию на волжской воде мощностью в 50 млн. ведер в сутки и Пролетарскую станцию на юго-востоке города мощностью в 25 млн. ведер в сутки. Общую мощность московского водопровода к 1945 году увеличить до 180 млн. ведер воды в сутки, а к 1939 году – до 106 млн. ведер.
8. Для ликвидации имеющегося в настоящее время отставания московской канализации от достигнутого уровня водоснабжения, а также для развития канализации в соответствии с установленным ростом водоснабжения осуществить следующие работы:
а) мощность канализационных каналов, отводящих канализационные воды на очистные сооружения, увеличить к 1945 году до 120 млн. ведер в сутки, а к 1939 году – до 90 млн. ведер;
б) увеличить общую мощность очистных сооружений к 1945 году до 100 млн. ведер, а в течение ближайших 3 лет – до 62 млн. в сутки.
9. Важнейшей задачей реконструкции городского хозяйства Москвы является ее теплофикация – основное средство для высвобождения города от дальнепривозного топлива, для рационализации ее теплового хозяйства и дальнейшего повышения электроснабжения города.
ЦК ВКП(б) и СНК СССР устанавливают необходимость увеличения мощности теплофикационных станций к 1945 году до 675 тыс. кВт, вместо существующих 89 тыс. кВт.
К началу 1939 года теплофикационную мощность московских станций увеличить до 275 тыс. кВт за счет строительства к этому сроку Сталинской ТЭЦ в 100 тыс. киловатт, Фрунзенской ТЭЦ – до 50 тыс. кВт, ТЭЦ завода им. Сталина – до 25 тыс. кВт, ТЭЦ ВТИ – в 1936 году – до 64 тыс. кВт и 1-й МГЭС в 1937 году – до 24 тыс. кВт.
10. Учитывая недостаточность мощности существующего в Москве газового завода для удовлетворения самых неотложных нужд города, обязать НКТП[12] путем развития дальнего газоснабжения Москвы обеспечить подачу газа в город к 1945 году до 600 млн. куб. метров в год. Впредь до кардинального разрешения вопроса газоснабжения Москвы считать необходимым наряду с увеличением мощности существующего газового завода построить около Москвы и ввести в эксплуатацию к началу 1938 года коксогазовый завод мощностью не менее 200 млн. куб. метров газа в год, с одновременной выработкой кокса для нужд промышленности Москвы и Московской области.
11. Приступить с 1936 г. к реконструкции подземных устройств города Москвы, путем укладки телефонного, телеграфного, осветительного, силового кабелей, газовых и водопроводных труб в единый коллектор, позволяющий без раскрытия мостовых контролировать, регулировать и ремонтировать эти сооружения.
12. Построить в Москве за десятилетие 530 школьных зданий и в ближайшие три года – 390 школьных зданий.
Построить за десять лет не менее 17 больниц и 27 диспансеров, в том числе в течение ближайших трех лет – 6 больниц и 3 диспансера.
13. Построить в Москве в течение десяти лет для культурного обслуживания населения:
а) 50 кинотеатров, в том числе 5 кинотеатров в ближайшие три года;
б) 3 дома культуры, детский дом культуры и 7 клубов.
14. Имея в виду неуклонный рост советской торговли, общественного питания и материального положения трудящихся, установить необходимость строительства:
а) 9 крупных универсальных магазинов, из них 2 в течение ближайших трех лет;
б) 5 холодильников емкостью всего на 50 тыс. тонн, из них 2 холодильника в течение ближайших трех лет;
в) капитальных овощехранилищ под землей емкостью на 600 тыс. тонн хранения картофеля и овощей, из них на 150 тыс. тонн в ближайшие три года;
г) 3 элеваторов емкостью 175 тыс. тонн, из них один элеватор в 1937 г.;
д) 6 хлебозаводов, из них один к 1937 году;
е) 5 крупных фабрик для заготовки полуфабрикатов столовым общественного питания, в том числе 3 в течение ближайших трех лет.
15. Для разгрузки центра города от грузового движения вывести базисные склады из пределов Китай-города и Бульварного кольца.
16. Для выполнения принятой программы реконструктивных работ по г. Москве, связанных со сносом домов и переселением живущих в них, обязать Моссовет создать специальный маневренный жилой фонд в 100 тыс. кв. метров.
17. Для обеспечения в строительстве и планировке Москвы твердой дисциплины и полного соответствия застройки территории утвержденному генеральному плану города установить:
а) строительство на территории г. Москвы и резервированной за городом территории вне зависимости от ведомственной подчиненности может производиться лишь с разрешения президиума Московского совета, под его контролем и с точным выполнением требований Моссовета;
б) всякого рода строительство на территории г. Москвы может допускаться лишь при условии утверждения или согласования с Моссоветом планов застройки и архитектурных проектов этого строительства.
18. Одобрить в основном представленный МК ВКП(б) и Моссоветом проект постановления о правилах и порядке застройки г. Москвы, поручив Совету труда и обороны уточнить его и внести соответствующие изменения в действующее законодательство по этим вопросам.
19. Все предусмотренные генеральным планом Москвы реконструктивные работы на десять лет (1936-1945 гг.) и на ближайшие три года (1936-1937-1938 гг.) внести в соответствующие годовые и пятилетний планы.
20. Поручить Госплану СССР совместно с МК ВКП(б) и Моссоветом определить размеры ассигнований, сроки и очередность выдачи денежных средств и материальных фондов, необходимых для осуществления плана работ, предусмотренных настоящим Постановлением, и внести на утверждение ЦК и СНК.
* * *
СНК СССР и ЦК ВКП(б) подчеркивают, что задача партийных и советских организаций Москвы состоит не только в том, чтобы выполнить формально план реконструкции города Москвы, но прежде всего в том, чтобы строить и создавать высококачественные сооружения для трудящихся, чтобы строительство в столице СССР и архитектурное оформление столицы полностью отражали величие и красоту социалистической эпохи.
СНК СССР и ЦК ВКП(б) уверены, что московские большевики, советские организации, инженеры, архитекторы и рабочие-строители, показавшие уже немало образцов высококачественной работы, сумеют с честью выполнить возложенные на них задачи.
Председатель СНК СССР
В. МОЛОТОВ
Секретарь ЦК ВКП(б)
И. СТАЛИН
[1] Первая очередь Московского метрополитена была построена в 1933-1935 гг. и открыта 15.5.1935 г. Канал Волга – Москва-река был построен в 1932-1937 гг.[2] Ныне Измайловский парк.[3] Ныне Лубянская площадь.[4] Дворец советов – проектировавшееся здание высотой 420 м, место сессий Верховного совета, празднеств и т.п. Должен был самым высоким зданием мира. Его строительство началось в 1931 г. на месте взорванного храма Христа-Спасителя. До Великой Отечественной войны был построен его фундамент. В военное время строительство было заморожено, после окончания войны из-за необходимости восстановления экономики не возобновлялось. В 1958-1960 гг. в фундаменте был сооружен крупнейший в мире открытый зимний плавательный бассейн.[5] Ныне Славянская пл.[6] Ныне Театральная площадь.[7] Ныне Манежная площадь.[8] Ныне Павелецкий вокзал.[9] Ныне Белорусский вокзал.[10] Ныне Суворовская площадь.[11] Впоследствии ЗИЛ.[12] НКТП – Народный комиссариат топливной промышленности.