Постановление СНК РСФСР о хозяйственном развитии районов Крайнего Севера. 1931 г.
Предлагаемое постановление, изданное 8 сентября 1931 г., хорошо показывает большевистскую политику по отношению к национальным окраинам: стремление добиться их промышленного развития любой ценой.
Заслушав доклад комиссии тов. Смидовича[1] "О хозяйственном развитии районов Крайнего Севера", Совет Народных Комиссаров РСФСР констатирует, что благодаря правильному проведению политики Советской власти на северных окраинах Союза ССР имеются следующие достижения в области хозяйственного развития и культурно-бытового строительства:
а) выделение малых народностей Севера в самостоятельные национальные административно-территориальные объединения;
б) освобождение туземцев и трудового населения Крайнего Севера от вековой эксплуатации частного капитала путем ликвидации в основном в районах расселения малых народностей частного торгово-посреднического и прочего предпринимательства, замененного кооперацией и государственными хозорганами;
в) развертывание в районах Крайнего Севера государственной, лесной, химической, рыбоконсервной, каменноугольной, нефтяной и кожевенной промышленности;
г) создание основ для реконструкции оленеводческого хозяйства путем организации оленеводческих совхозов и колхозов (организовано 10 совхозов, имеющих 115.000 оленей и 55 колхозов, имеющих 68.000 оленей); а также Оленеводтреста при Наркомземе РСФСР;
д) развитие в районах Крайнего Севера рыболовства (рост товарной рыбо-продукции в 1931 году до 598.000 тонн) на базе развертывающейся коллективизации рыболовецких хозяйств и строительства крупных государственных рыбопромышленных предприятий;
е) коллективизация сельских и промысловых туземных хозяйств Крайнего Севера с объединением в районах расселения малых народностей в колхозах до 12 % батрацко-бедняцких и середняцких хозяйств;
ж) организация для хозяйственного освоения Охотско-Камчатского края, Сахалина и Восточносибирского Севера и ЯАССР специальных государственных акционерных обществ – Камчатского, Сахалинского и Северо-Сибирского (Комсеверопуть);
з) организация планового снабжения населения Крайнего Севера предметами промыслового снаряжения и личного потребления с расширением торговой сети до 1398 единиц;
и) организация в районах расселения малых народностей Севера смешанной интегральной кооперации, с доведением кооперирования в среднем до 35 % взрослого населения, и укрепление кооперативных систем в других районах Крайнего Севера;
к) проведение ряда мероприятий по ветеринарному и зоотехническому обслуживанию оленеводческого хозяйства Крайнего Севера;
л) развитие мероприятий по здравоохранению и народному образованию населения Крайнего Севера, с доведением к 1931 году количества больничных коек до 1042, врачебных амбулаторий до 51, фельдшерских пунктов до 70 единиц и охват школами в 1930 году до 19 % детей туземцев школьного возраста;
м) организация 8 специальных комплексных культурных баз для обслуживания малых народностей Крайнего Севера.
Наряду с указанными достижениями в деле хозяйственного и культурного освоения районов Крайнего Севера, Совет Народных Комиссаров РСФСР отмечает:
а) отставание северных окраин СССР по сравнению с общим развитием страны как в хозяйственном, так и в социально-культурном отношении в связи с особыми географическими и естественноисторическими условиями и оторванностью Севера от культурных центров;
б) слабую изученность культурно-хозяйственного положения и производительных сил Севера, отсутствие систематических мероприятий по хозяйственному и культурному устройству Севера при недостаточном внимании местных органов, а также некоторых центральных ведомств к проблеме освоения Крайнего Севера;
в) слабую работу туземных советов и недостаточного ими руководства. В районах Крайнего Севера сохранились еще до сих пор эксплуататорские элементы, проводящие классовое угнетение бедняцких и середняцких туземных хозяйств, а также отсутствует достаточная борьба с ними (в частности до 65 % оленеводческого хозяйства находится в руках кулаков);
г) неправильное зачастую расходование местными исполкомами средств, отпущенных на нужды районов Крайнего Севера, и недостаточность учета и контроля за расходованием их по прямому назначению, а также невыполнение исполкомами ряда постановлений правительства, относящихся к районам Крайнего Севера;
д) недостаточность мероприятий, обеспечивающих значительное повышение культурного уровня, развитие народного образования и здравоохранения, политехнизацию школы и ликвидацию неграмотности туземного и прочего населения северных окраин и, главным образом, по подготовке кадров из среды этого населения;
е) перебои в товароснабжении отдельных районов Крайнего Севера, в связи с неравномерным порайонным распределением товаров товаропроводящими организациями. Недостаточно наложенное снабжение туземного населения и рабочих промышленных предприятий Крайнего Севера промтоварами и продуктами питания, отсутствие на местах организованного хлебопечения и общественного питания, а также мероприятий по созданию собственной продовольственной базы; неудовлетворительное снабжение туземного населения промысловым снаряжением и отсутствие проработанного ассортимента завозимых на Крайний Север товаров;
ж) чрезвычайно слабое развитие сухопутного (грунтового и железнодорожного), речного, морского, автомобильного и авиационного транспорта, а также всех видов связи, в частности, радио, в результате невнимательного отношения НКПС, НКВода, НКПиТ, Главдортранса РСФСР и ВОГВФ к потребностям северных районов;
з) отсутствие единого руководства строительством интегральной кооперации, разделенной до сих пор между Всекохотсоюзом и Центросоюзом, крайняя недостаточность мероприятий, способствующих коллективизации малых народностей Крайнего Севера, рационализации их хозяйства и укреплению всех сторон кооперативной работы, а также недостаточно четкое организационное оформление и слабое финансовое состояние интегральной кооперации;
и) отсутствие до последнего времени специального планирования культурного и хозяйственного строительства и научно-исследовательской работы на Крайнем Севере, как со стороны центральных ведомств и организаций, так и со стороны соответствующих областных и краевых исполкомов и Совнаркомов Бурят-Монгольской и Якутской АССР;
к) напряженное состояние бюджетов округов и районов Крайнего Севера, связанное с отсутствием местной промышленности и других местных доходных источников, а также необходимых финансовых мероприятий в районах расселения малых народностей Севера.
В целях обеспечения роста культурно-хозяйственного состояния малых народностей Крайнего Севера до уровня большинства районов СССР, а также для более полного и широкого использования природных богатств Севера, Совет Народных Комиссаров РСФСР постановляет:
1. Предложить Наркомзему и Наркомснабу РСФСР:
а) совместно с Комитетом Севера при ВЦИКе разработать и представить в месячный срок на утверждение Совнаркома РСФСР план социалистической реконструкции оленеводческого хозяйства Севера, с учетом необходимых мероприятий по ликвидации крупных феодальных оленеводческих хозяйств;
б) при разработке контрольных цифр по зоотехническому и ветеринарному обслуживанию животноводства Крайнего Севера, в особенности оленеводства, предусмотреть расширение сети егерных зоопунктов, опытных станций, бактериологических институтов и лабораторий, ветеринарно-врачебных пунктов и отрядов, обеспечив в то же время отпуск в 1932 году средств на совхозное и колхозное строительство;
в) в течение 1931-1934 гг. закончить первоначальное земельно-водное устройство населения Крайнего Севера на основе Постановления Президиума ВЦИК от 10 сентября 1930 года;
г) в месячный срок разработать план мероприятий по созданию на Севере собственных продовольственных баз и, в частности, принять срочные меры к организации при промышленных центрах Севера и в ближайших к ним местах сельско-хозяйственных овощных и молочно-мясных животноводческих совхозов.
2. Предложить Наркомснабу РСФСР:
а) в месячный срок по согласованию с Комитетом Севера при ВЦИКе уточнить районы деятельности интегральной кооперации на Крайнем Севере и внести на утверждение СНК РСФСР соответствующий проект постановления; принять действительные меры к укреплению интегральной кооперации в указанных районах и к недопущению развертывания в них деятельности других кооперативных систем;
б) выяснить на месте и устранить причины неравномерного порайонного распределения завозимых товаров товаропроводящими организациями, вызывающие перебои в снабжении отдельных районов, и выявить степень соответствия товарного ассортимента предъявляемым населением запросам;
в) организовать детальный и точный учет фактического выполнения плана товароснабжения Крайнего Севера в 1931/32 году и представить СНК РСФСР в течение первого квартала 1932 года исчерпывающий доклад о выполнении плана;
г) увеличить завоз товаров в районы Крайнего Севера до размеров, покрывающих потребность населения и стимулирующих развитие промыслового туземного хозяйства, в первую очередь, по линии необходимых средств и орудий промыслового производства, и соответственно увеличить нормы снабжения населения Крайнего Севера основными пищевыми продуктами;
д) в месячный срок разработать и представить на рассмотрение СНК РСФСР план развития пищевой (рыбоконсервной и проч.) промышленности на Севере в 1932 году.
3. Предложить Центросоюзу проработать план мероприятий по организации с 1932 года кооперативных сельскохозяйственных предприятий при промышленных центрах Крайнего Севера по типу пригородных хозяйств, а также общественного питания и хлебопечения.
4. Предложить Центросоюзу и Всекохотсоюзу усилить мероприятия по производственному кооперированию и коллективизации населения и по оказанию интегральной кооперации систематической помощи в плановом снабжении населения, особенно промысловым снаряжением, в рационализации основных промыслов и в организации кустарных и побочных промыслов.
5. Поручить уполномоченному Наркомвода[2] при Правительстве РСФСР:
а) совместно с Комитетом Севера при ВЦИКе разработать и представить на рассмотрение СНК РСФСР вопрос об организации и перспективах развития морского каботажного плавания вдоль берегов Крайнего Севера и постоянного моторно-катерного судоходства по притокам основных речных магистралей Северных окраин;
б) разработать вопрос об обеспечении ежегодных рейсов от портов Черного моря до Дальневосточных северных окраин для заброски товаров в эти районы, а также принять меры к срочному выполнению Постановления Президиума ВЦИК от 20.06.1930 о приобретении 2-х судов ледокольного типа для Ленско-Колымских районов, парусно-моторных шхун для плавания по побережью Северного полярного моря и речного флота для реки Колымы.
6. Предложить Главдортрансу РСФСР по согласованию с Комитетом Севера при ВЦИКе в полуторамесячный срок разработать и представить на рассмотрение СНК РСФСР план строительства грунтовых дорог в районах Крайнего Севера на 1932 год.
7. Просить Всесоюзное объединение гражданской авиации в месячный срок разработать план развития авиасвязи на Крайнем Севере и соответствующий доклад представить на рассмотрение СНК РСФСР.
8. Поручить уполномоченному НКПиТ[3] при Правительстве РСФСР особо выделить в контрольных цифрах на 1932 г. план развития всех видов связи (почтово-телеграфная, телефонная и радиосвязь) на Крайнем Севере.
9. Предложить Госплану РСФСР и ВСНХ РСФСР разработать план развития промышленности на Крайнем Севере в 1932 году (лесной, химической, кожевенной, каменноугольной, нефтяной, горной и промышленности по выработке стройматериалов).
10. Предложить СНК Якутской АССР и исполкомам Ленинградской и Уральской областей, Северного, Западно-Сибирского, Восточно-Сибирского и Дальне-Восточного краев в месячный срок разработать план развития коммунального строительства на 1932 год в районах Крайнего Севера и представить его на рассмотрение НКХоза РСФСР.
11. Поручить Комитету Севера при ВЦИКе разработать на 1932 год план расширения сети культурных баз на Крайнем Севере и соответствующий доклад в месячный срок представить на рассмотрение СНК РСФСР.
12. Предложить Комитету Севера при ВЦИКе совместно с заинтересованными исполкомами разработать план строительства в 1932 году в северных национальных округах и районах зданий социально-культурного и административно-хозяйственного назначения; предложить Наркомфину РСФСР изыскать источники финансирования указанного строительства по бюджету РСФСР и бюджетам соответствующих областных (краевых) исполкомов и ЦИКов АССР.
13. Предложить Госплану РСФСР:
а) определить совместно с Наркомфином РСФСР размеры долевого участия населения в кредитовании хозяйственных мероприятий в районах Крайнего Севера;
б) в связи с реорганизацией сети интегральной кооперации, вызываемой национальным районированием и необходимостью нового лавочно-складского строительства, предусмотреть в контрольных цифрах на 1932 год необходимые суммы на это строительство;
в) в целях уточнения целевых установок, устранения параллелизма и более четкого разграничения научно-исследовательской работы на Крайнем Севере, пересмотреть сеть, формы, методы и содержание работы научно-исследовательских учреждений, работающих на Крайнем Севере, независимо от их подчиненности;
г) обеспечить своевременное сообщение районам Крайнего Севера всех материалов для составления контрольных цифр на 1932 год.
14. Предложить НКРКИ РСФСР по согласованию с Комитетом Севера при ВЦИКе представить в ЭКОСО[4] РСФСР перечень наркоматов, в которых должны быть организованы специальные группы для обслуживания районов Крайнего Севера.
15. Отнести к районам Крайнего Севера, планируемым Госпланом, следующую территорию РСФСР, площадью 8.000.000 кв. килом. и с населением около 1.000.000 чел. (в том числе туземного населения - около 160.000 чел.)
по Ленинградской области:
Мурманский округ;
по Северному краю:
Ненецкий национальный округ и районы: Мезенский и Лешукенский, в области Коми - Ударский, Троице-Печорский, Ижмо-Печорский районы; все острова Северного полярного моря;
по Уральской области:
Ямальско-Ненецкий национальный округ,
Остяко-Вогульский национальный округ;
по Западносибирскому краю:
Парабельский, Карагасокский, Калпашевский и Александро-Ваховский районы;
по Восточносибирскому краю:
Таймырский Долгано-Ненецкий национальный округ,
Эвенкийский национальный округ,
Витимо-Олекминский национальный округ,
Туруханский район,
Катангский национальный район,
Баунтовский и Северо-Байкальский районы Б.М. АССР;
по Якутской АССР:
полностью всю республику;
по Дальневосточному краю:
Нижне-Амурский, Улетский, Чукотский, Корякский и Охотский национальные округа, Камчатский и Сахалинский округа, Гольдско-Самагирский, Сихотэ-Алинский нац. районы, Джелтулакский, Сугджаро-Токский, Верхне-Селемджинский, Верхне-Буреинский, Советско-Тумнинский (орочский) и Амуро-Тунгусский туземные районы.
Все острова Северного полярного, Охотского, Берингова и Камчатского морей.
16. Обязать Госплан РСФСР при составлении контрольных цифр на 1932 год обратить особое внимание на наиболее отсталые и отдаленные районы и национальные округа, в соответствии с перечнем национальных районов, поименованных в п. 15 настоящего Постановления.
17. Просить СНК СССР:
а) обязать союзные хозяйственные организации, работающие на Крайнем Севере, предусмотреть в контрольных цифрах 1932 г. расходы по культурно-бытовому обслуживанию населения в районах их деятельности;
б) предложить союзным наркоматам и отраслевым объединениям особо выделить районы Крайнего Севера в планах развития народного хозяйства Союза ССР.
[1] Имеется в виду Комитет содействия народностям северных окраин (Комитет Севера) при ЦИК СССР. Был создан в 1924 вместо полярного подотдела упраздненного наркомата по делам национальностей. Добивался ускорения развития народов Крайнего Севера и интеграции их в советский строй. Готовил соответствующие правительственные решения, контролировал деятельность местных властей. Упразднен в 1935, часть его функций была передана Гл. управлению Северного морского пути при СНК СССР. [2] Наркомвод – Народный комиссариат водного транспорта СССР.[3] НКПиТ – Народный комиссариат почт и телеграфов СССР.[4] ЭКОСО – Экономический совет.