Законы о переходе к командно-административной системе управления промышленностью. 1930-1941 гг.

 

Предлагаемые законы вводят жесткое подчинение предприятий государству, отчисление в бюджет их прибыли, запрещают не санкционированные экономические связи между предприятиями, вводят уголовную ответственность за невыполнение плана и выпуск бракованной продукции.

 

Постановление ЦИК и СНК СССР о переносе начала хозяйственного года с 1 октября на 1 января. 20.9.1930 г.[1] 

 

После тяжелых лет гражданской войны советская власть, приступив к восстановлению народного хозяйства, установила вместо обычного календарного года исчисление хозяйственного года с 1 октября по 30 сентября. Это решение было вынесено с целью охватить в исчислении хозяйственного года цикл сельскохозяйственного производства, которое в то время опиралось на индивидуальное, раздробленное крестьянское хозяйство.

В настоящее время огромный рост совхозов и колхозов, ведущих плановое хозяйство, и планомерное проведение посевных кампаний позволяют в значительной мере определить результаты следующего сельскохозяйственного года.

Достигнутые уже успехи в индустриализации страны и в организации социалистического сельскохозяйственного производства в огромной степени укрепили и повысили роль планового начала во всем народном хозяйстве. Возрастающая же с каждым годом роль нового строительства как в развитии промышленности и сельскохозяйственного производства, так и в коммунальном и жилищном деле и в культурном развитии страны требует, чтобы в планировании хозяйственного года был охвачен весь строительный сезон, который оканчивается в ноябре-декабре месяце.

Исходя из этого, Центральный исполнительный комитет и Совет народных комиссаров Союза ССР постановляют:

1. Установить хозяйственный год с 1 января по 31 декабря, начиная с 1931 г.

2. Поручить Совету народных комиссаров Союза ССР утвердить не позднее 5 октября 1930 г. народно-хозяйственный и финансовый план и бюджет на октябрь-декабрь 1930 г.

3. Контрольные цифры, финансовый план и единый государственный бюджет Союза ССР на 1931 г. должны быть составлены с таким расчетом, чтобы окончательные хозяйственные задания были доведены до заводов, фабрик и других предприятий не позднее конца декабря 1930 г.

Контрольные цифры, финансовый план и единый государственный бюджет Союза ССР на 1931 г. должны быть внесены на утверждение сессии Центрального исполнительного комитета Союза ССР не позднее середины декабря 1930 г.

 


Постановление ВЦИК и СНК РСФСР о дополнении Уголовного кодекса РСФСР статьями 128-а и 128-б. 20.3.1931 г. 

 


Постановление ЦИК и СНК СССР. Положение об отчислении в доход государства прибылей государственных предприятий. 3.9.1931 г. 

 

Центральный исполнительный комитет и Совет народных комиссаров Союза ССР постановляют:

1. Из прибыли государственных предприятий, действующих на началах хозяйственного расчета, производятся отчисления в доход государства (включая подоходный налог) по общесоюзному, республиканскому или местному бюджету по принадлежности.

2. Государственные промышленные, сельскохозяйственные, транспортные и другие предприятия (кроме торговых предприятий и банков – ст. 4), финансируемые по общегосударственному или местному бюджету, в тех случаях, когда накопления, предусмотренные финансовыми планами этих предприятий, не покрывают их затрат на капитальное строительство и увеличение оборотных средств, отчисляют в доход государства (включая подоходный налог) 10 % чистой прибыли.

3. Если накопления предприятий, указанных в ст. 2, превышают их затраты на капитальное строительство и увеличение оборотных средств, в связи с чем финансирование этих предприятий по общегосударственному и местному бюджету не производится, отчисления от прибылей в доход государства устанавливаются в увеличенном размере.

Размер отчислений в этих случаях определяется Советом труда и обороны, экономическими советами союзных республик или местными исполнительными комитетами по принадлежности, но не может быть меньше 20 % чистой прибыли (включая подоходный налог).

4. Отчисления (включая подоходный налог) от прибылей торговых предприятий производятся в размере 85 %, а от прибылей Государственного и других банков – в размере 50 %.

5. По акциям (паям) государственных акционерных обществ дивиденды не выплачиваются.

6. Отчисления производятся от прибыли, выведенной по балансам предприятий за истекший квартал, причем впредь до выяснения годовой суммы прибыли в доход государства вносится лишь 85 % причитающейся за каждый квартал суммы.

7. Для определения размера квартальных платежей по отчислениям в доход государства все государственные предприятия обязаны предоставлять финансовым органам по принадлежности балансы в сроки, установленные Постановлением Совета народных комиссаров Союза ССР от 9 мая 1931 г. (С.З. СССР, 1931, № 27, ст. 219).

8. Отчисления в доход государства вносятся 15 числа каждого месяца в следующем порядке:

а) в течение первого месяца каждого квартала плательщики вносят 30 % от квартальной суммы отчислений, запроектированной к платежу в бюджет утвержденным финансовым планом хозяйственного органа;

б) по получении баланса определяется размер отчислений по фактической прибыли истекшего квартала. В счет этих отчислений зачитывается платеж, произведенный в первом месяце квартала, а остаток вносится равными долями в течение второго и третьего месяца квартала.

Примечание 1. Народным комиссариатам финансов Союза ССР и союзных республик по принадлежности предоставляется по соглашению с заинтересованным ведомством устанавливать иные сроки платежа.

Примечание 2. В случае непредставления баланса за истекший квартал отчисления в доход государства вносятся в размерах, предусмотренных на данный квартал утвержденным финансовым планом плательщика.

После представления баланса определяется размер отчислений и производится перерасчет.

 9. По окончании операционного года одновременно с утверждением годового баланса определяется, исходя из выведенной в нем годовой прибыли и установленного процента отчислений, окончательная сумма отчислений в доход государства. Если эта сумма превышает уже внесенные платежи, то доплата производится предприятием не позднее 15 августа следующего за отчетным года. Излишне уплаченные суммы зачитываются в ближайший платеж данного предприятия.

10. В случае непредставления балансов в установленные сроки лица, виновные в задержке представления балансов, привлекаются к ответственности в дисциплинарном порядке.

11. За непредставление или несвоевременное представление указанных в ст. 7 балансов на плательщиков могут налагаться подлежащими финансовыми органами штрафы в размере не свыше 1000 рублей.

12. За несвоевременное внесение платежей по отчислениям от прибылей в доход государства взимается пеня в размере, установленном за просрочку платежей по налогу с оборота.

13. Изъятия из настоящего положения устанавливаются Народным комиссариатом финансов Союза ССР.

14. Инструкция по применению настоящего положения издается Народным комиссариатом финансов Союза ССР. 

Председатель ЦИК Союза ССР

М.КАЛИНИН

 

Заместитель председателя

СНК Союза ССР

Я.РУДЗУТАК

 

Секретарь ЦИК Союза ССР

А.ЕНУКИДЗЕ

 


Постановление СНК СССР об организации и составе Комитета цен при Совете труда и обороны. 11.10.1931 г. 

 

Для разрешения вопросов, относящихся к установлению отпускных, оптовых и розничных цен на продукты промышленности и сельского хозяйства, обеспечения проведения на практике установленных цен в государственно-кооперативном торговом аппарате в соответствии с задачами развертывания советской торговли и ликвидации остатков спекуляции со стороны частных торговцев Совет народных комиссаров Союза ССР постановляет:

1. Образовать при Совете труда и обороны Комитет цен.

2. Утвердить следующий состав комитета: т.т. В. Молотов (председатель), Г. Гринько[2], И. Зеленский[3], М. Калманович, В. Куйбышев, А. Микоян[4], С. Орджоникидзе[5], П. Постышев[6], А. Розенгольц[7], Я. Рудзутак, Н. Шверник[8] и Я. Яковлев[9].

 

Председатель СНК Союза ССР

В. МОЛОТОВ (СКРЯБИН)

 

Управляющий делами СНК Союза ССР

П. КЕРЖЕНЦЕВ

 


Постановление ЦИК и СНК СССР о порядке изъятия предприятий из местной и республиканской промышленности. 13.10.1931 г. 

 

Центральный исполнительный комитет и Совет народных комиссаров Союза ССР постановляют:

1. Изъятие отдельных предприятий из республиканской и местной промышленности и передача их в ведение общесоюзных, республиканских и краевых (областных) органов по принадлежности допускается лишь с начала нового операционного года по балансам на 1 января соответствующего года.

2. Передача предприятий из республиканской и местной промышленности в ведение общесоюзных органов допускается не иначе, как по постановлениям Совета народных комиссаров Союза ССР с предварительным заключением правительств соответствующих союзных республик и с вызовом на заседание представителей областных и краевых исполнительных комитетов.

3. Передача предприятий промышленности автономных республик, а также краевой (областной), районной и городской промышленности в ведение республиканских органов допускается лишь по постановлению совета народных комиссаров соответствующей союзной республики.

Передача предприятий районного и городского значения в ведение органов автономных республик или краевых (областных) органов допускается лишь по постановлению совета народных комиссаров автономной республики или президиума краевого (областного) исполнительного комитета по принадлежности.

Вопросы об изъятии предприятий из промышленности автономных республик, краевой (областной), районной и городской должны рассматриваться с участием представителей заинтересованных советов народных комиссаров автономных республик, краевых (областных) и районных исполнительных комитетов и городских советов.

4. Поручить Совету народных комиссаров Союза ССР внести в действующее законодательство изменения, вытекающие из настоящего Постановления.

 

Председатель ЦИК Союза ССР

А.Г. ЧЕРВЯКОВ

 

Председатель СНК Союза ССР

В. МОЛОТОВ (СКРЯБИН)

 

Секретарь ЦИК Союза ССР

А. ЕНУКИДЗЕ

 


Постановление СНК СССР о ликвидации ненормальных фактов прямого товарообмена между хозяйственными органами. 18.10.1931 г. 

 

1. Совет народных комиссаров Союза ССР признает, что Народный комиссариат рабоче-крестьянской инспекции Союза ССР и Центросоюз своевременно возбудили вопрос о ненормальных фактах прямого товарообмена (обмен 2 вагонов мануфактуры на кожевенные, обувные и другие товары между Иваново-Вознесенским текстильным трестом и Нижегородским краевым союзом потребительской кооперации; обмен железа, проволоки и т.д. на готовое платье, мебель и др. заводом "Серп и молот" в Москве; обмен продовольственных и других товаров на топливо (коксик) между Днепропетровским кооперативом и Каменской конторой 8-го строительного треста и др.), ведущих на деле к срыву установленного государством плана товарного и в частности промышленного снабжения и к подрыву нашей валюты.

2. В виду того, что указанные факты прямого товарообмена между хозяйственными органами представляют грубое оппортунистическое извращение установленных партией и государством принципов хозяйственного расчета и наносят вред интересам рабочего класса, предложить соответствующим комиссариатам (Высшему совету народного хозяйства, Народному комиссариату снабжения, Народному комиссариату земледелия и др.) и Центросоюзу принять немедленные меры к ликвидации всех договоров и отдельных соглашений о прямом товарообмене между отдельными хозяйственными органами или между хозяйственными органами и кооперацией, а руководителей тех организаций, которые допустят продолжение практики прямого товарообмена после опубликования настоящего Постановления, привлекать к уголовному суду как за совершение преступления, граничащего со взяточничеством.

 

Председатель СНК Союза ССР

В. МОЛОТОВ (СКРЯБИН)

 

Управляющий делами СНК Союза ССР

П. КЕРЖЕНЦЕВ

 

 


Постановление Совета труда и обороны СССР о прибылях предприятий, входящих в объединения и тресты. 2.12.1931 г. 

 

В целях стимулирования хозяйственного расчета государственных предприятий и усиления заинтересованности их в выполнении производственной программы и плановых накоплений Совет труда и обороны постановляет:

1. При составлении годового промфинплана объединения (тресты) оставляют в распоряжении своих предприятий часть их накоплений, предусмотренных промфинпланом.

2. Размер оставляемых предприятиям накоплений (прибыли) определяется объединением (трестом) для каждого предприятия в отдельности на целый хозяйственный год при утверждении промфинплана предприятия.

3. Установленная для каждого предприятия сумма накоплений (прибыли) оставляется предприятию путем среднегодового процентного начисления на утвержденную для данного предприятия плановую себестоимость на 1932 г.

4. Оставляемые в распоряжении предприятия накопления включаются в финансовый план предприятия и используются в плановом порядке:

а) на предусмотренное планом социально-культурное, бытовое и жилищное строительство;

б) на предусмотренные планом нижелимитные капитальные работы;

в) на увеличение собственных оборотных средств предприятия, если планом объединения предусмотрен прирост оборотных средств за счет собственных накоплений.

5. При наличии сверхплановых накоплений (прибыли), полученных в результате перевыполнения количественных и качественных показателей, сверхплановая прибыль остается в распоряжении предприятия на усиление его маневровых способностей на протяжении операционного года. По выявлении результатов операционного года из указанной сверхплановой прибыли 50 % расходуется предприятием сверх плана по его усмотрению на нужды, связанные с дальнейшим развертыванием производства, на улучшение быта рабочих и служащих, на их индивидуальное премирование и др.

6. Впредь до утверждения годового отчета объединению (тресту) предоставляется право разрешать предприятию авансовое расходование сверхплановых накоплений (ст. 5), в размере не более 25 % на основе данных квартальной бухгалтерской или оперативной отчетности.

 

Председатель СТО

В. МОЛОТОВ (СКРЯБИН)

 

За секретаря СТО

И. МЕЖЛАУК

 

 

Постановление ЦИК и СНК СССР об ответственности за выпуск недоброкачественной продукции. 8.12.1933 г. 

 

 


Постановление СНК СССР о сокращении отчетности. 27.4.1934 г. 

 

Совет народных комиссаров Союза ССР отмечает, что действующая периодическая отчетность предприятий, строительств и учреждений страдает значительными бюрократическими излишествам, несмотря на проведенное в 1933 году сокращение отчетности.

В соответствии с Постановлением Центрального исполнительного комитета и Совета народных комиссаров Союза ССР от 15 марта 1934 г. об организационных мероприятиях в области советского и хозяйственного строительства (СЗ СССР, 1934, № 15, ст. 103), предусматривающим резкое сокращение существующих форм учета и отчетности сверху донизу, Совет народных комиссаров Союза ССР постановляет:

1. Обязать народные комиссариаты, центральные управления Союза ССР и Центральное управление народно-хозяйственного учета Госплана Союза ССР сократить и упростить формы учета и периодической отчетности, исходя из следующего:

а) ликвидировать все формы или их отдельные части, которые не используются для оперативно-технического руководства и не разрабатываются;

б) сохранить только те формы и их отдельные части, которые являются безусловно необходимыми для нужд оперативно-технического руководства и народно-хозяйственного учета;

в) установить разный объем отчетности, особенно технической, для различных ступеней каждой системы (предприятие-трест, трест-главк, народный комиссариат), сокращая объем ее по мере перехода к верхним звеньям;

г) провести в жизнь возможно более широкое использование форм общей отчетности для нужд банков, финансовых, снабжающих, плановых органов и проч., ликвидировав в максимальной степени представление им специальных справок и сведений;

д) максимально сократить количество адресов, в которые представляется отчетность; удлинить сроки и заменить отчетность телеграфную почтовой, за исключением отчетности по выполнению ударных и сезонных заданий.

Обязать народные комиссариаты и центральные управления Союза ССР работу по сокращению отчетности вести таким образом, чтобы к этой работе были привлечены не только учетно-статистические, но и оперативные работники, а к пересмотру технической отчетности – также и инженерно-технические работники.

2. Обязать народных комиссаров и руководителей центральных учреждений Союза ССР внести на рассмотрение СНК Союза ССР с заключением ЦУНХУ Госплана Союза ССР проекты сокращения отчетности по всей подведомственной им системе от предприятия до народного комиссариата (с приложением инструкций по заполнению форм отчетности и табели отчетности) в следующие сроки:

а) Наркомвод, Наркомсвязи, ВЦСПС, Наркомвнешторг и Комзаг СНК Союза ССР – к 15 мая 1934 г.;

б) Наркомснаб Союза ССР – к 15 мая по торговле и к 1 июля 1934 г. по остальным отраслям;

в) Центросоюз – к 15 мая по торговле и к 15 июля 1934 г. по остальным отраслям;

г) Наркомлегпром Союза ССР – пк 1 июня 1934 г.;

д) НКПС, Наркомтяжпром, Наркомфин Союза ССР, Государственный банк и Цудортранс – к 15 июня 1934 г.;

е) Наркомлес, Наркомзем Союза ССР, Наркомсовхозов и Всекопромсовет – к 1 июля 1934 г.

3. Обязать все ведомства за 10 дней до установленных выше сроков внести свои предложения в ЦУНХУ Госплана Союза ССР для предварительного согласования.

4. Обязать народные комиссариаты и центральные учреждения Союза ССР произвести пересмотр и упрощение форм бухгалтерского учета и отчетности и к 15 июля 1934 года представить их на утверждение Совета народных комиссаров Союза ССР.

5. Обязать советы народных комиссаров союзных республик не позднее 1 августа 1934 года внести на утверждение Совета народных комиссаров Союза ССР проекты сокращения отчетности для системы необъединенных народных комиссариатов (Наркомпрос, Наркомздрав, Наркомхоз, Наркомсобес и др.).

6. В целях решительного сокращения форм первичного учета, приспособления их к нуждам оперативно-технического руководства и приведения их в соответствие с установленными формами отчетности, обязать все народные комиссариаты и центральные учреждения Союза ССР пересмотреть систему первичного учета и документооборота и внести свои согласованные с ЦУНХУ Госплана Союза ССР предложения на утверждение Совета народных комиссаров Союза ССР в следующие сроки:

Наркомвод, Наркомсвязи, Наркомвнешторг, Комзаг СНК Союза ССР, Центросоюз и ВЦСПС – к 1 августа 1934 г.;

Наркомлегпром Союза ССР и Всекопромсовет – к 1 сентября 1934 г.;

Наркомтяжпром, НКПС, Наркомлес, Наркомзем Союза ССР, Наркомсовхозов, Наркомфин Союза ССР, Государственный банк и Цудортранс – к 1 октября 1934 г.;

Наркомснаб Союза ССР по торговле – к 1 августа 1934 г. и по остальным отраслям – к 1 октября 1934 г.

7. Обязать Госплан Союза ССР и ЦУНХУ Госплана Союза ССР, с привлечением заинтересованных народных комиссариатов и центральных учреждений Союза ССР, закончить к 1 июля 1934 года работу по приведению форм плановых показателей в соответствие с показателями периодической отчетности с тем, чтобы плановые показатели на 1935 год были составлены по единообразным формам.

8. Запретить директорам предприятий и руководителям учреждений заполнение всех форм "дикой", не утвержденной руководителем соответствующего ведомства и ЦУНХУ отчетности, кем бы эта отчетность ни требовалась.

Запретить всем государственным органам и общественным организациям со дня опубликования настоящего Постановления требовать от предприятий, строительств и учреждений отчетность по формам, не утвержденным руководителями соответствующих ведомств и ЦУНХУ.

9. Признавая необходимым сохранить в 1934 году установленные ЦИК и СНК Союза ССР формы учета и отчетности для сельских советов, колхозов и районных исполнительных комитетов, обязать ЦУНХУ Госплана Союза ССР к 1 сентября 1934 года представить предложения о дальнейшем упрощении и сокращении этих форм на 1935 год.

10. Исходя из того, что разбухание отчетности является одним из худших проявлений бюрократизма - обязать Комиссию советского контроля привлекать к строгой ответственности всех лиц как требующих, так и представляющих незаконную отчетность, независимо от занимаемого положения.

 

Председатель СНК Союза ССР

В. МОЛОТОВ

 

Заместитель управляющего делами СНК Союза ССР

И. МЕЖЛАУК

 


Постановление СНК СССР о прекращении беспроектного и бессметного строительства. 3.9.1934 г.  

 

Совет народных комиссаров Союза ССР, устанавливая крупные успехи в деле строительства и рост хозяйственных кадров, отмечает недопустимое отставание утверждения проектов и смет по ряду строек промышленности, транспорта и других отраслей народного хозяйства от установленных правительством сроков, что ведет к бесхозяйственному расходованию средств и материалов. Вместе с тем Совет народных комиссаров устанавливает, что специальные банки долгосрочных вложений в недостаточной степени осуществляют возложенный на них контроль за соблюдением финансово-сметной дисциплины в строительстве.

Совет народных комиссаров Союза ССР постановляет:

1. Запретить всем народным комиссариатам и центральным учреждениям Союза ССР, советам народных комиссаров союзных и автономных республик, краевым, областным, районным исполнительным комитетам и городским советам производить строительные и монтажные работы по объектам строительства, которые не имеют утвержденных в установленном законом порядке технических проектов и смет к ним.

2. Предложить Народному комиссариату финансов Союза ССР, Банку финансирования капитального строительства промышленности и электрохозяйства, Сельскохозяйственному банку, Банку финансирования коммунального и жилищного строительства и Банку финансирования капитального строительства кооперации прекратить с 1 октября 1934 года финансирование всех объектов строительства, не имеющих утвержденных в установленном порядке технических проектов и смет к ним, за исключением строительств, которым предоставлены отсрочки в порядке, установленном Постановлением СНК Союза ССР от 27 апреля 1933 года о порядке контроля, осуществляемого банками долгосрочных вложений при финансировании капитального строительства (СЗ СССР, 1933, № 28, ст. 169).

3. Запретить с 1 октября 1934 года строительство и финансирование отдельных частей промышленных и транспортных строек (отдельных цехов, корпусов и т.п.), имеющих технические проекты и сметы, если нет утвержденного проекта и сметы всего строительства.

По особо крупным объектам, список которых утверждается Советом народных комиссаров Союза ССР, допустить строительство и финансирование отдельных частей, имеющих технические проекты и сметы, при наличии утвержденного генерального плана всего строительства.

4. Финансирование подготовительных работ производить лишь в пределах планов и смет по этим работам, утвержденных в том же порядке, какой установлен для технических проектов при наличии генерального плана всего строительства.

5. Установить, что жилищное и культурно-бытовое строительство (бани, столовые, школы, клубы, больницы и т.д.) промышленных и транспортных предприятий, местных исполнительных комитетов и советов включается в титульные списки в общей сумме затрат.

Финансирование этого строительства может производиться при наличии проектов и смет по отдельным объектам. Для финансирования жилищного и культурно-бытового строительства во вновь строящихся поселках требуется, кроме того, наличие утвержденного в установленном порядке проекта планировки поселка.

6. Исходя из необходимости усиления финансово-смежной дисциплины на строительстве и повышения качества технических проектов и смет, которые должны играть организующую и дисциплинирующую роль на стройках, установить, начиная с новых объектов строительства 1935 года, следующий порядок утверждения проектов и смет:

а) по особо важным объектам, список которых ежегодно устанавливается Советом народных комиссаров Союза ССР, генеральные планы и сметы утверждаются Советом труда и обороны по докладу соответствующего народного комиссариата или центрального учреждения Союза ССР с заключением Госплана и Наркомфина Союза ССР, а технические проекты и сметы к ним утверждаются соответствующими народными комиссарами и руководителями центральных учреждений Союза ССР;

б) по прочим объектам строительства союзного подчинения, включаемым в титульные списки, утверждаемые Советом народных комиссаров Союза ССР, проекты и сметы утверждаются народными комиссарами и руководителями центральных учреждений Союза ССР.

В изъятие из указанного порядка, технические проекты и сметы по отдельным группам менее важных объектов строительства Народного комиссариата тяжелой промышленности и Народного комиссариата путей сообщения могут утверждаться, по поручению народных комиссаров, начальниками главных управлений этих народных комиссариатов в порядке, специально устанавливаемом Советом труда и обороны;

в) по объектам строительства республиканского подчинения проекты и сметы утверждаются советами народных комиссаров союзных республик или, по их поручению, соответствующими народными комиссарами союзных республик;

г) по объектам строительства краевого и областного подчинения, а также строительства автономных республик проекты и сметы утверждаются краевыми и областными исполнительными комитетами и советами народных комиссаров автономных республик.

7. Предложить Государственной плановой комиссии Союза ССР, народным комиссариатам и центральным учреждениям Союза ССР, советам народных комиссаров союзных и автономных республик, местным исполнительным комитетам и советам не включать в план капитального строительства на 1935 год тех строек, по которым на 1 декабря 1934 года не будет предусмотренных настоящим Постановлением проектов и смет.

8. Обязать все народные комиссариаты и центральные учреждения Союза ССР в двухдекадный срок пересмотреть программы работ проектных организаций с тем, чтобы обеспечить окончание проектировочных работ по сверхлимитным объектам строительства 1935 года не позднее 1 декабря 1934 года.

 

Председатель СНК Союза ССР

В. МОЛОТОВ

 

Управляющий делами СНК Союза ССР

И. МИРОШНИКОВ[10]

 


Постановление ЦИК и СНК СССР о передаче государственных предприятий, зданий и сооружений. 29.4.1935 г. 

 

Исходя из того, что государственные предприятия, здания и сооружения являются собственностью рабоче-крестьянского государства, Центральный Исполнительный Комитет и Совет Народных Комиссаров Союза ССР постановляют:

1. Установить, что государственные предприятия, здания и сооружения не могут продаваться и приобретаться за деньги государственными органами друг у друга, а могут лишь передаваться от одного органа другому Советом Народных Комиссаров Союза ССР или – по решению Совета Народных Комиссаров Союза ССР и в порядке, им устанавливаемом – советами народных комиссаров союзных республик.

2. Поручить Совету Народных Комиссаров Союза ССР, в соответствии с настоящим Постановлением, внести изменения в действующее законодательство Союза ССР о передаче государственного имущества.

 

Председатель ЦИК Союза ССР

М. КАЛИНИН

 

Председатель СНК Союза ССР

В. МОЛОТОВ

 

Секретарь ЦИК Союза ССР

И. АКУЛОВ[11]

 

 

Указ Президиума Верховного Совета СССР о запрещении продажи, обмена и отпуска на сторону оборудования и материалов и об ответственности по суду за эти незаконные действия. 10.2.1941 г.

[1] В этот день было издано постановление СНК, немедленно введенное в действие. Оно было утверждено постановлением ЦИК от 10.1.1931 г.[2] Гринько Григорий Федорович (1890-1938) – полит. деятель. В 1906-1912 эсер, затем член украинской партии боротьбистов, с 1920 большевик. В 1919-1920 член Всеукраинского ревкома, затем был наркомом просвещения и председателем Госплана Украины, Киевского горсовета и губисполкома, заместителем председателя Госплана и наркома земледелия СССР, в 1930-1937 нарком финансов СССР. Расстрелян по приговору военной коллегии Верховного суда по делу "Правотроцкистского блока". В 1959 реабилитирован.[3] Зеленский Исаак Абрамович (1890-1938) – полит. деятель. С 1906 большевик. Арестовывался и ссылался. В 1917 председатель Басманного совета, участник большевистского переворота в Москве. Служил членом коллегии наркомата продовольствия, секретарем и первым секретарем Московского комитета РКП(б), секретарем ЦК ВКП(б) и его Среднеазитского бюро, первым секретарем ЦК КП Узбекистана. В 1931-1937 председатель правления Центросоюза. Расстрелян по приговору военной коллегии Верховного суда по делу "Правотроцкистского блока". В 1959 реабилитирован.[4] Микоян Анастас Иванович (1895-1978) – полит. деятель. Участник I мировой войны, с 1915 большевик, с 1917-1918 один из руководителей большевиков в Закавказье. Был секретарем Юго-Восточного бюро ЦК РКП(б) и Северо-Кавказского крайкома ВКП(б). Нарком внутренней и внешней торговли (1926-1930), снабжения (1930-1934), пищевой промышленности (1934-1938), нарком (министр) внешней торговли (1938-1949) СССР. В 1935-1965 член политбюро (президиума) ЦК ВКП(б) (КПСС). В 1942-1945 член ГКО, ведал продовольственно-вещевым снабжением Красной армии. В 1946-1955 заместитель, в 1955-1964 первый заместитель председатель Совета министров, в 1953-1955 вновь министр торговли. В 1964-1965 председатель, в 1965-1974 член президиума Верховного совета. В 1964 выступал против отставки Н.С. Хрущева.[5] Орджоникидзе (Серго) Григорий Константинович (1886-1937) – полит. деятель и террорист. С 1903 большевик, участвовал в терактах Камо. Неоднократно арестовывался, в 1912 был приговорен к каторжным работам. Участник Октябрьского переворота, в годы Гражданской войны на руководящей работе в Красной армии. Руководил захватом Закавказья, был первым секретарем Закавказского и Северо-Кавказского крайкомов компартии, руководил созданием ЗСФСР. Заместитель председателя СНК, нарком рабоче-крестьянской инспекции и председатель ЦКК ВКП(б) (1926-1930), председатель ВСНХ (1930-1932) и нарком тяжелой промышленности (с 1932) СССР. Возражал против арестов не замешанных в оппозиционной активности большевиков. Застрелился.[6] Постышев Павел Петрович (1887-1939) – гос. деятель. С 1904 большевик, арестовывался и ссылался. В 1917 заместитель председателя Иркутского совета, затем был на руководящей работе в Сибири и Дальнем Востоке (председатель Прибайкальского губисполкома и др.). Затем был секретарем Киевского губкома и ЦК КП(б) Украины. В 1930-1933 секретарь ЦК ВКП(б), в 1932-1933 заведовал его организационно-инструкторским отделом. В 1933-1937 второй секретарь ЦК КП(б) Украины, одновременно первый секретарь ее Харьковского (1933-1934) и Киевского губкомов (1834-1937). Активно способствовал репрессиям, считается одним из организаторов голода 30-х гг. на Украине. Первый секретарь Кубышевского обкома ВКП(б) (1937-1938). Расстрелян, в 1956 реабилитирован. [7] Розенгольц Аркадий Павлович (1889-1938) – полит. деятель. С 1908 большевик. В 1917 член Московского ВРК. В годы Гражданской войны член РВС армии и Западного фронта. Затем был начальником ВВС Красной армии, полпредом в Англии. В 1930 нарком внутренней и внешней торговли, в 1930-1937 нарком внешней торговли. Расстрелян по приговору военной коллегии Верховного суда по делу "Правотроцкистского блока". В 1988 реабилитирован.[8] Шверник Николай Михайлович (1888-1970) – полит. деятель. С 1905 большевик. Неоднократно арестовывался и ссылался. В годы Гражданской войны был военным комиссаром дивизии, председателем Самарского горисполкома. С 1921 на профсоюзной работе. Был наркомом рабоче-крестьянской инспекции, секретарем Ленинградского и Уральского обкомов ВКП(б). В 1930-1944 первый секретарь ВЦСПС. В 1938-1946 председатель Совета национальностей ВС СССР. В 1942-1951 председатель Чрезвычайной комиссии по расследованию злодеяний захватчиков. Первый заместитель председателя (1944-1946) и председатель (1946-1953) Президиума Верховного совета СССР. Председатель ВЦСПС (1953-1956) и Комитета партийного контроля (1956-1962) и комиссии по реабилитации жертв репрессий (1962-1966) при ЦК КПСС. [9] Яковлев (наст. фамилия Эпштейн) Яков Аркадьевич (1896-1938) – полит. деятель. С 1913 большевик. В 1919 возглавлял большевистское восстание в Харькове, затем был председателем Екатеринославского и Харьковского губкомов компартии и Владимирского губисполкома. Работал гл. редактором "Крестьянской газеты", председателем Всесоюзного совета колхозов., заместителем наркома рабоче-крестьянской инспекции. В 1929-1934 первый нарком земледелия СССР, один из руководителей коллективизации. Затем был зав. с.х. отделом ЦК ВКП(б), и.о. первого секретаря ЦК КП(б) Белоруссии. Расстрелян по приговору военного коллегии Верховного суда, в 1957 реабилитирован.[10] Мирошников Иван Иванович (1894-1938) – государственный деятель. С 1917 большевик. Участник Гражданской войны. В 1921-1935 помощник управляющего делами СНК РСФСР и СССР, в 1925-1933 заместитель управляющего делами и секретарь СНК СССР, в 1933-1937 управляющий делами СНК СССР, в 1937-1938 заместитель наркома финансов. Расстрелян, в 1956 реабилитирован.[11] Акулов Иван Алексеевич(1888-1937) – политический деятель. С 1907 большевик. Арестовывался. В 1917-1921 был секретарем Екатеринбургского и Уральского областного комитетов компартии, председателем Вятского и Оренбургского губкомов, секретарь Киргизского и Крымского обкомов компартии, затем на профсоюзной работе, в 1931-1932 первый заместитель председателя ОГПУ, в 1932 секретарь ЦК КП(б), в 1933-1935 прокурор СССР, в 1935-1937 секретарь ЦИК СССР. Расстрелян по приговору военной коллегии Верховного суда по обвинению в участии в контрреволюционном военном заговоре, в 1954 реабилитирован.