Законы о начальных и средних школах. 1930-1936 гг.

 

 В 30-е гг. в СССР было введено всеобщее начальное обучение, проведено фактическое слияние начальных ("первой ступени") и средних ("второй ступени") школ, школьная программа по личному указанию И.В. Сталина была пересмотрена по образцу дореволюционных гимназий, были введены персональные звания для учителей.

 

Постановление ЦИК и СНК СССР о всеобщем обязательном начальном обучении. 14.8.1930 г. 

 

Для успешного социалистического строительства необходимо в кратчайший срок изжить культурную и техническую отсталость широких масс трудящихся. Эта задача не может быть разрешена без введения всеобщего начального обязательного обучения.

По сравнению с дореволюционным временем начальным обучением охвачен гораздо более широкий круг детей школьного возраста.

Однако подготовка и проведение всеобщего начального обучения шли до сих пор неудовлетворительным темпом. Советские органы, в частности народные комиссариаты просвещения и местные исполнительные комитеты, а также профессиональные и общественные организации уделяли этому делу совершенно недостаточное внимание.

Центральный исполнительный комитет и Совет народных комиссаров Союза ССР обращают внимание всех центральных и местных органов власти на то, что всеобщее начальное обучение является важнейшей политической задачей ближайшего времени. Вместе с тем, Центральный исполнительный комитет и Совет народных комиссаров Союза ССР подчеркивают, что действительных успехов в этом деле можно достигнуть только при условии активнейшего участия широких масс трудящихся и общественных организаций.

Призывая профессиональные, комсомольские, кооперативные и другие общественные организации, а также всех рабочих, трудящихся крестьян, особенно колхозников, и советскую интеллигенцию проявить наибольшую самодеятельность и энергию и добиться решительной победы на фронте всеобщего начального обучения, Центральный исполнительный комитет и Совет народных комиссаров Союза ССР постановляют:

1. Ввести с 1930-1931 гг. повсеместно в Союзе ССР всеобщее обязательное обучение детей (мальчиков и девочек) в возрасте 8, 9 и 10 лет в объеме не менее четырехлетнего курса начальной школы. В соответствии с этим принять осенью 1930 г. в трудовую школу всех детей этих возрастов, которые до настоящего времени не обучаются в школе.

Установить с 1930-1931 гг. обязательное прохождение всего курса для I ступени (первых четырех групп[1] трудовой школы) для всех детей, обучающихся в этих школах, независимо от возраста.

2. Ввести с 1930-1931 гг. обязательное обучение детей (мальчиков и девочек) в возрасте от 11 до 15 лет, не прошедших первых четырех групп трудовой школы. Для них организуются ускоренные специальные двухгодичные и одногодичные школы-курсы и группы при школах (в зависимости от их подготовки).

3. Ввести с 1930-1931 гг. всеобщее обязательное начальное обучение (мальчиков и девочек) в объеме школы семилетки в промышленных городах, фабрично-заводских районах и рабочих поселках, установив обязательное прохождение всего курса семилетней школы для всех детей, оканчивающих школу I ступени (первые четыре группы трудовой школы), начиная с окончивших в 1929-1931 гг.

Установить в тех же местностях с 1930-1931 гг. обязательное прохождение всего курса школы семилетки для всех детей, обучающихся в этих школах. В этих местностях должно быть обращено особое внимание на развертывание сети фабрично-заводских школ семилеток.

Правительства союзных и автономных республик и краевые (областные) исполнительные комитеты, а также районные исполнительные комитеты могут вводить обязательное семилетнее обучение и в других местностях, в первую очередь в районах сплошной коллективизации.

4. Значительно усилить с 1930-1931 гг. развертывание школ колхозной молодежи (как дневных, так и вечерних) с таким расчетом, чтобы в 1932-1933 гг. охватить ими основную массу колхозной молодежи.

5. В связи с особыми бытовыми и организационными трудностями допускается для внегородских поселений в отдельных культурно-отсталых республиках и автономных областях и некоторых отдаленных районах отступление (не более чем на 1-2 года) от указанных выше сроков проведения всеобщего обязательного начального обучения.

Эти отступления разрешаются в каждом отдельном случае правительствами соответствующих союзных республик.

6. Обязанность посылать в школу детей, для которых введено обязательное обучение, возлагается на их родителей, а также на тех лиц и на те учреждения, на попечении которых находятся дети.

За неисполнение этой обязанности устанавливается ответственность в порядке законодательства союзных республик.

7. Ответственность за проведение всех практических мероприятий, обеспечивающих осуществление всеобщего обязательного начального обучения, возлагается на городские, поселковые и сельские советы и районные исполнительные комитеты.

8. Чтобы обеспечить всеобщее обязательное начальное обучение необходимыми средствами, принять следующие меры:

а) начиная с 1930-1931 гг. должны быть значительно усилены ассигнования как по местному, так и по единому государственному бюджету, в частности по фондам на строительство школ, со специальной дотацией из общесоюзного бюджета; размер этой дотации устанавливается Советом народных комиссаров Союза ССР;

б) к финансированию всеобщего обучения, а также к строительству, ремонту и оборудованию школ всеобщего обучения должны быть привлечены хозяйственные, профсоюзные, кооперативные и другие общественные организации; в финансовых отделах хозяйственных органов по крупному капитальному строительству должны предусматриваться капитальные вложения на строительство школ для всеобщего обучения в размерах, утверждаемых правительством Союза ССР и правительствами союзных республик, по принадлежности;

в) должна быть привлечена самодеятельность широких трудящихся масс на основе социалистического соревнования (специальные отчисления, поступления от коллективной запашки культурных гектаров земли, помощь шефов, бесплатное трудовое участие и проч.).

9. При расходовании средств на школьное строительство в первую очередь удовлетворять нужды основных промышленных районов и рабочих центров, совхозов и районов сплошной коллективизации, а также культурно-отсталых национальных районов.

10. Чтобы обеспечить всеобщее обучение необходимыми школьными помещениями, предложить правительствам союзных республик издать постановления об использовании по прямому назначению школьных помещений, занятых для других надобностей, а также об использовании под школы всеобщего обучения бывших помещичьих усадеб, конфискованных кулацких домов и т.п.

11. Поручить правительствам союзных республик, а также органам, распределяющим строительные материалы, принять меры к обеспечению строительства и капитального ремонта школ всеобщего обучения необходимыми строительными материалами в полном соответствии с планом осуществления всеобщего начального обучения.

Городские, поселковые и сельские советы, а также районные исполнительные комитеты должны заканчивать ремонт школьных зданий и мебели, а также подготовку топлива, книг, учебных пособий и письменных принадлежностей до начала наступающего учебного года.

12. Чтобы обеспечить школы всеобщего начального обучения необходимыми педагогическими кадрами в соответствии с планами проведения всеобщего обучения, поручить правительствам союзных республик провести следующие мероприятия:

а) срочно развернуть сеть педагогических институтов и техникумов, а также специальных педагогических курсов, увеличить количество учащихся в них, а также вводить применение других форм подготовки учителей;

б) принять меры к привлечению на педагогическую работу учителей, работающих не по специальности;

в) привлечь к работе по всеобщему обучению в порядке производственной практики учащихся педагогических учебных заведений;

г) усилить коммунистическое и рабочее ядро среди учителей.

13. Поручить правительствам союзных республик установить нормальное количество учащихся на одного учителя.

14. Поручить правительствам союзных республик пересмотреть учебные планы и программы педагогических институтов, техникумов и курсов и провести в жизнь мероприятия, обеспечивающие марксистско-ленинскую и политехническую подготовку учителей.

15. Учитывая важность и сложность новых задач, возлагаемых на учительство, поручить правительствам союзных республик значительно улучшить материальное положение учителей трудовой школы.

Обеспечить с 1930-1931 гг. снабжение учителей сельской трудовой школы продовольствием и промышленными товарами по нормам, установленным для промышленных рабочих.

16. Чтобы улучшить обучение и чтобы предоставить детям наименее обеспеченных рабочих, батраков и бедноты действительную возможность успешно учиться, принять следующие меры:

а) с 1930-1931 гг. значительно усилить материальную помощь этим детям в виде бесплатного снабжения учебниками, письменными принадлежностями, обувью, одеждой, питанием, транспортом и т.п.;

для этого должны быть увеличены бюджетные ассигнования на эту помощь, привлечены средства общественных организаций, а также должны быть образованы специальные фонды в порядке, устанавливаемом Советом народных комиссаров Союза ССР;

предложить Народному комиссариату внешней и внутренней торговли Союза ССР и Центральному союзу потребительских обществ Союза ССР принять меры к созданию на местах фондов продовольствия, обуви и одежды для удовлетворения нуждающихся учащихся школ всеобщего обучения;

б) широко развернуть дополнительные занятия с отстающими школьниками, а также предварительную, до поступления в начальную школу, подготовку детей рабочих, батраков и деревенской бедноты; к этому необходимо привлечь в порядке общественной работы учителей, актив родителей, учащихся старших групп, пионерские организации, а также использовать в порядке производственной практики учащихся педагогических высших учебных заведений и техникумов;

в) всемерно усилить политехнический характер школ всеобщего обучения;

г) поручить правительствам союзных республик установить в трудовой школе нормальную продолжительность учебного года, как правило, не менее 225 учебных дней, с учетом местных особенностей.

17. В целях мобилизации средств и сил советской общественности для проведения всеобщего обязательного начального обучения создать в срочном порядке при краевых (областных) исполнительных комитетах, районных исполнительных комитетах, городских, поселковых и сельских советах комитеты содействия всеобщему обязательному обучению.

18. Поручить правительствам союзных республик на основе настоящего Постановления:

а) не позднее чем в 10-дневный срок издать постановления о введении всеобщего обязательного начального обучения;

б) при пересмотре пятилетнего плана культурного строительства разработать планы проведения всеобщего обязательного начального обучения, предусмотреть необходимость обеспечить выполнение этих планов средствами, школьными помещениями и педагогическими силами.

19. Поручить Народному комиссариату рабоче-крестьянской инспекции Союза ССР и народным комиссариатам рабоче-крестьянской инспекции союзных республик установить систематическое наблюдение за проведением всеобщего обязательного начального обучения.

 

Председатель ЦИК Союза ССР

М. КАЛИНИН

 

Заместитель председателя СНК Союза ССР

Я. РУДЗУТАК

 

Секретарь ЦИК Союза ССР

А. ЕНУКИДЗЕ

 


Постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) о структуре начальной и средней школы в СССР. 15.5.1934 г. 

 

1. В целях обеспечения четкой организационной структуры и порядка в школе установить общие для всего Союза ССР типы общеобразовательной школы: начальная школа, неполная средняя школа и средняя школа.

2. В начальной школе иметь 4 класса (с 1 по 4 включительно), в неполной средней – 7 классов (с 1 по 7 включительно), в средней – 10 классов (с 1 по 10 включительно).

3. Существующие в школах группы переименовать в классы, установив порядковый счет от 1 класса до 10.

4. Существующую в ряде школ для детей 7-летнего возраста так называемую нулевую группу переименовать в приготовительный класс.

5. Предложить Госплану Союза ССР представить в СНК Союза ССР план ускоренного развития сети средних школ.

6. Установить, что окончившие неполную среднюю школу имеют право преимущественного поступления в техникумы, а окончившие среднюю школу имеют право преимущественного поступления в высшие учебные заведения.

7. Заведующими начальными школами назначать впредь лишь тех педагогов, которые успешно окончили педагогический техникум, имеют трехгодичный стаж педагогической работы и получили надлежащую аттестацию со стороны соответствующих местных органов народного образования.

8. Заведующих начальными школами назначать наркомпросам союзных и автономных республик по представлению местных органов народного образования.

9. Заведующих неполными средними и средними школами именовать директорами.

10. Директорами неполных средних и средних школ назначать впредь лишь тех педагогов, которые успешно окончили высшее педагогическое учебное заведение и имеют трехгодичный стаж педагогической работы.

11. Директоров неполных средних и средних школ назначать наркомпросам союзных и автономных республик.

12. Воспретить лиц, имеющих специальное педагогическое образование, назначать на другую, не по специальности работу.

 

Председатель СНК СССР

В. МОЛОТОВ

 

Секретарь ЦК ВКП(б)

И. СТАЛИН

 


Постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) о преподавании гражданской истории в школах СССР. 15.5.1934 г. 

 

Совет народных комиссаров Союза ССР и Центральный комитет ВКП(б) констатируют, что преподавание истории в школах СССР поставлено неудовлетворительно. Учебники и само преподавание носят отвлеченный, схематический характер. Вместо преподавания гражданской истории в живой занимательной форме с изложением важнейших событий и фактов в их хронологической последовательности, с характеристикой исторических деятелей учащимся преподносят абстрактное определение общественно-экономических формаций, подменяя таким образом связное изложение гражданской истории отвлеченными социологическими схемами.

Решающим условием прочного усвоения учащимися курса истории является соблюдение историко-хронологической последовательности в изложении исторических событий с обязательным закреплением в памяти учащихся важных исторических явлений, исторических деятелей, хронологических дат. Только такой курс истории может обеспечить необходимую для учащихся доступность, наглядность и конкретность исторического материала, на основе чего только и возможны правильный разбор и правильное обобщение исторических событий, подводящие учащегося к марксистскому пониманию истории.

В соответствии с этим Совет народных комиссаров Союза ССР и Центральный комитет ВКП(б) постановляют:

1. Подготовить к июню 1935 года следующие новые учебники по истории:

а) история древнего мира;

б) история средних веков;

в) новая история;

г) история СССР;

д) новая история зависимых и колониальных стран.

2. Утвердить следующий список членов групп по составлению новых учебников по истории:

<...>[2]

3. В целях подготовки квалифицированных специалистов по истории восстановить с 1 сентября 1934 года исторические факультеты в составе Московского и Ленинградского университетов с контингентом осеннего приема на каждый из факультетов по 150 человек, установив срок обучения 5 лет. 

 

Председатель СНК СССР

В. МОЛОТОВ

 

Секретарь ЦК ВКП(б)

И. СТАЛИН

 


Постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) о преподавании географии в начальной и средней школе СССР. 15.5.1934 г. 

 

Совет народных комиссаров Союза ССР и Центральный комитет ВКП(б) устанавливают, что преподавание географии в начальной и средней школе страдает существенными недостатками, крупнейшими из которых являются отвлеченность и сухость изложения, недостаточность физико-географического материала, слабая ориентировка по карте, перегрузка преподавания и учебников по географии статистико-экономическим материалом и общими схемами, вследствие чего учащиеся выходят из школы, не обладая зачастую элементарными географическими познаниями.

Для устранения указанных недостатков СНК Союза СССР и ЦК ВКП(б) считают необходимым пересмотреть программы и учебники по географии для начальной и средней школы, предложив наркомпросам союзных республик руководствоваться следующими положениями:

1. В преподавании географии в начальной школе (3 и 4 классы) обеспечить закрепление в памяти учащихся основных географических названий (стран, рек, морей, гор, городов и т.п.) и прочное знание графической карты в пределах, установленных программой, добившись большей наглядности, доступности, популярности и занимательности изложения.

2. В преподавание географии в средней школе внести следующие изменения:

а) в программе 5 класса ограничиться физической географией и сохранить установленный объем программы, но упростить содержание, приспособив его к возрасту учащихся 5 класса;

б) в программе 6 класса сосредоточиться на физико-географическом обзоре частей света (Европа, Азия, Америка, Африка, Австралия), с добавлением основных сведений о важнейших государствах по каждой части света (политический строй, народное хозяйство и т.д.), сократив и упростив учебный материал применительно к возрасту учащихся этого класса;

в) в программе 7 класса оставить общий физико-географический обзор СССР, значительно увеличив его объем, а также обзор СССР по республикам, краям и областям с тем, чтобы решительно упростить и разгрузить учебный материал программы от экономических и статистических подробностей и одновременно расширить в этих обзорах географическую характеристику каждой из республик, краев и областей (описание рек, озер, морей, климата, флоры и фауны, характеристики населения крупнейших городов, железнодорожных и шоссейных дорог и т.д.);

г) по программе 8 класса экономическую географию СССР преподавать таким образом, чтобы, предпослав в начале обзор размещения производительных сил СССР и состояния народного хозяйства, дать затем подробную экономико-географическую характеристику каждого района;

д) в программу 9 класса ввести экономическую географию капиталистических стран.

3. Подготовить новые учебники по географии к июню 1935 года, для чего утвердить следующих авторов:

<...>[3]

4. Предложить Наркомпросу РСФСР и ОГИЗу издать в помощь учителям географии хрестоматию по географии, методику преподавания географии, библиографический указатель книг и географический журнал для учителей.

5. Предложить наркомпросам союзных республик, начиная с 1934 года, издать небольшую серию книг для занимательного чтения учащихся по географии (биографии великих путешественников, рассказы из жизни отдельных стран и народов, популярные описания важнейших путешествий и т.п.).

6. Предложить ОГИЗу и картотресту обеспечить издание по заявкам наркомпросов географических карт, атласов, картин, таблиц и других учебных пособий по географии.

 

Председатель СНК СССР

В. МОЛОТОВ

 

Секретарь ЦК ВКП(б)

И. СТАЛИН

 


Постановление ЦИК и СНК СССР о персональных званиях для учителей начальных и средних школ. 10.4.1936 г. 

 

Центральный Исполнительный Комитет и Совет Народных Комиссаров Союза ССР постановляют:

1. Установить нижеследующие персональные звания для учителей начальных и средних школ:

а) учитель начальной школы;

б) учитель средней школы;

в) заслуженный учитель школы.

Персональные звания учителей, присвоенные в установленном законом порядке, являются пожизненными, и лишение этих званий может быть произведено лишь по решению суда.

Учителям, получившим персональные звания, выдавать установленного образца аттестаты за подписью народного комиссара просвещения союзной республики.

Утвердить прилагаемые образцы единых для всех республик Союза ССР аттестатов на звание учителя начальной и средней школы.

2. Установить, что персональные звания присваиваются народными комиссарами просвещения союзных республик по представлению народных комиссаров просвещения автономных республик и заведующих областными (краевыми) отделами народного образования, а там, где не имеется областного (краевого) деления – по представлению заведующих окружными (городскими) и районными отделами народного образования, следующим лицам:

а) звание учителя начальной школы – окончившим средние педагогические учебные заведения (или приравненные к ним) и признанными пригодным для педагогической работы;

б) звание учителя средней школы – окончившим педагогические институты или университеты и признанным пригодными для педагогической работы.

Окончившим учительские институты и признанным пригодными для педагогической работы присваивать звание учителя средней школы с правом преподавания в первых семи классах средней школы.

Персональные звания присваивать указанным лицам лишь после прохождения ими одногодичного стажа педагогической работы в школах. В испытательный стаж учительской работы может быть зачислена также прежняя педагогическая работа учителя до поступления его в учебное заведение.

Обязать народных комиссаров просвещения публиковать приказы о присвоении персонального звания в официальных органах народных комиссариатов просвещения.

Лицам, ведущим в настоящее время педагогическую работу в начальной и средней школе, но не окончившим соответствующих учебных заведений, предоставляется право продолжать педагогическую работу с тем, чтобы в течение двух лет (до 1 августа 1938 года) сдать необходимые испытания и получить соответствующие аттестаты.

3. Установить, что звание заслуженного учителя присваивается на основании особого положения советами народных комиссаров союзных республик по представлению народных комиссаров просвещения учителям начальных и средних школ, особо отличившимся своей воспитательно-педагогической деятельностью.

 

Председатель ЦИК Союза ССР

М. КАЛИНИН

 

Председатель СНК Союза ССР

В. МОЛОТОВ

 

И.о. секретаря ЦИК Союза ССР

И. УНШЛИХТ[4]

 


Постановление ЦК ВКП(б) о педологических извращениях в системе наркомпросов. 4.7.1936 г. 

 

ЦК ВКП(б) устанавливает, что Наркомпрос РСФСР и наркомпросы других союзных республик допустили извращения в руководстве школой, выразившиеся в массовом насаждении в школах так называемых "педологов" и передоверии им важнейших функций по руководству школой и воспитанию учащихся. Распоряжениями Наркомпросов на педологов были возложены обязанности комплектования классов, организации школьного режима, направление всего учебного процесса "с точки зрения педологизации школы и педагога", определение причин неуспеваемости школьников, контроль за политическими воззрениями, определение профессии оканчивающих школы, удаление из школ неуспевающих и т.д.

Создание в школе, наряду с педагогическим составом, организации педологов, независимой от педагогов, имеющей свои руководящие центры в виде различных педологических кабинетов, областных лабораторий и научно-исследовательских институтов, раздробление учебной и воспитательной работы между педагогами и педологами при условии, что над педагогами был учинен контроль со стороны звена педологов – все это не могло не снижать на деле роль и ответственность педагога за постановку учебной и воспитательной работы, не могло не создавать фактическую бесконтрольность в руководстве школой, не могло не нанести вреда всему делу советской школы.

Этот вред был усугублен характером и методологией педологической работы в школе. Практика педологов, протекавшая в полном отрыве от педагога и школьных занятий, свелась в основном к ложно-научным экспериментам и проведению среди школьников и их родителей бесчисленного количества обследований в виде бессмысленных и вредных анкет, тестов и т.п., давно осужденных партией. Эти, якобы, научные "обследования", проводимые среди большого количества учащихся и их родителей, направлялись, по преимуществу, против неуспевающих или не укладывающихся в рамки школьного режима школьников и имели своей целью доказать, якобы, с "научной" "биосоциальной" точки зрения современной педологии наследственную и социальную обусловленность неуспеваемости ученика или отдельных дефектов его поведения, найти максимум отрицательных влияний и патологических извращений самого школьника, его семьи, родных, предков, общественной среды и тем самым найти повод для удаления школьников из нормального школьного коллектива.

В этих же целях действовала обширная система обследований умственного развития и одаренности школьников, некритически перенесенная на советскую почву из буржуазной классовой педологии и представляющая из себя форменное издевательство над учащимися, противоречащая задачам советской школы и здравому смыслу. Ребенку 6-7 лет задавались стандартные казуистические вопросы, после чего определялся его так называемый "педологический" возраст и степень его умственной одаренности.

Все это вело к тому, что все большее и большее количество детей зачислялось в категории умственно отсталых, дефективных и "трудных".

На основании отнесения подвергшихся педологическому "изучению" школьников к одной из указанных категорий педологи определяли подлежащих удалению из нормальной школы детей в "специальные" школы и классы для детей "трудных", умственно отсталых, психо-невротиков и т.д.

ЦК ВКП(б) устанавливает, что в результате вредной деятельности педологов комплектование "специальных" школ производилось в широком и все увеличивающемся масштабе. Вопреки прямому указанию ЦК ВКП(б) и СНК Союза ССР о создании двух-трех школ для дефективных и дезорганизующих учебу школьников Наркомпросом РСФСР было создано большое количество "специальных" школ различных наименований, где громадное большинство учащихся представляет вполне нормальных детей, подлежащих обратному переводу в нормальные школы. В этих школах наряду с дефективными детьми обучаются талантливые и одаренные дети, огульно отнесенные педологами на основании ложно-научных теорий к категории "трудных". Что же касается постановки дела в этих "специальных" школах, то ЦК ВКП(б) признает положение с учебной и воспитательной работой в них совершенно нетерпимым, граничащим с преступной безответственностью. "Специальные" школы являются по существу безнадзорными, постановка учебной работы, учебного режима и воспитания в этих школах отданы в руки наименее квалифицированных воспитателей и педагогов. Никакой серьезной исправительной работы в этих школах не организовано. В результате большое количество ребят, которые в условиях нормальной школы легко поддаются исправлению и становятся активными, добросовестными и дисциплинированными школьниками, в условиях "специальной" школы приобретают дурные навыки и наклонности и становятся все более трудно исправимыми.

ЦК ВКП(б) считает, что такие извращения воспитательной политики партии в практике органов наркомпросов могли сложиться в результате того, что наркомпросы до сих пор находятся в стороне от коренных и жизненных задач руководства школой и развития советской педагогической науки.

Только пренебрежением наркомпросов к руководству педагогической наукой и практикой можно объяснить тот факт, что антинаучная и невежественная теория отмирания школы, осужденная партией, продолжала до последнего времени пользоваться признанием в наркомпросах, и ее адепты в виде недоучившихся педологов насаждались во все более и более широких масштабах.

Только вопиющим невниманием наркомпросов к задачам правильной постановки дела воспитания подрастающего поколения и невежеством ряда их руководителей можно объяснить тот факт, что в системе наркомпросов педагогика была пренебрежительно объявлена "эмпирикой" и "наукообразной дисциплиной", а не сложившаяся еще, вихляющая, не определившая своего предмета и метода и полная вредных антимарксистских тенденций так называемая педология была объявлена универсальной наукой, призванной направлять все стороны учебно-воспитательной работы, в том числе педагогику и педагогов.

Только головотяпским пренебрежением к делу развития советской педагогической науки можно объяснить тот факт, что широкий, разносторонний опыт многочисленной армии школьных работников не разрабатывается и не обобщается и советская педагогика находится на задворках у наркомпросов, в то время как представителям нынешней так называемой педологии предоставляется широкая возможность проповеди вредных лженаучных взглядов и производство массовых, более чем сомнительных, экспериментов над детьми.

ЦК ВКП(б) осуждает теорию и практику современной так называемой педологии. ЦК ВКП(б) считает, что и теория и практика так называемой педологии базируется на ложно-научных, антимарксистских положениях. К таким положениям относится, прежде всего, главный "закон" современной педологии – "закон" фаталистической обусловленности судьбы детей биологическими и социальными факторами, влиянием наследственности и какой-то неизменной среды. Этот глубоко реакционный "закон" находится в вопиющем противоречии с марксизмом и со всей практикой социалистического строительства, успешно перевоспитывающего людей в духе социализма и ликвидирующего пережитки капитализма в экономике и сознании людей.

ЦК ВКП(б) устанавливает, что такая теория могла появиться лишь в результате некритического перенесения в советскую педагогику взглядов и принципов антинаучной буржуазной педологии, ставящей своей задачей в целях сохранения господства эксплуататорских классов доказать особую одаренность и особые права на существование эксплуататорских классов и "высших рас" и, с другой стороны – физическую и духовную обреченность трудящихся классов и "низших рас". Такое перенесение в советскую науку антинаучных принципов буржуазной педологии тем более вредно, что оно прикрывается "марксистской" фразеологией.

ЦК ВКП(б) считает, что создание марксистской науки о детях возможно лишь на почве преодоления указанных выше антинаучных принципов современной так называемой педологии и суровой критики ее идеологов и практиков на основе полного восстановления педагогики как науки и педагогов как ее носителей и проводников.

ЦК ВКП(б) постановляет:

1. Восстановить полностью в правах педагогику и педагогов.

2. Ликвидировать звено педологов в школах и изъять педологические учебники.

3. Предложить Наркомпросу РСФСР и наркомпросам других союзных республик пересмотреть школы для трудновоспитуемых детей, переведя основную массу детей в нормальные школы.

4. Признать неправильными постановления Наркомпроса РСФСР об организации педологической работы и Постановление СНК РСФСР от 7 марта 1931 года "Об организации педологической работы в республике".

5. Упразднить преподавание педологии как особой науки в педагогических институтах и техникумах.

6. Раскритиковать в печати все вышедшие до сих пор теоретические книги теперешних педологов.

7. Желающих педологов-практиков перевести в педагоги.

8. Обязать наркома просвещения РСФСР через месяц представить в ЦК ВКП(б) отчет о ходе выполнения настоящего Постановления.

 

ЦК ВКП(б)

 

[1] Группа (здесь) – класс.[2] Списки не приводятся.[3] Списки авторов не приводятся.[4] Уншлихт Иосиф (Юзеф) Станиславович (1879-1938) – политический деятель. С 1900 польский социал-демократ, с 1906 большевик. В октябре 1917 член Петроградского ВРК. Затем член коллегии НКВД, председатель Центральной коллегии по делам пленных и беженцев, нарком по военным делам Литовско-Белорусской республики, член РВС Западного фронта. В 1921-1923 заместитель председателя ВЧК (ГПУ), руководил высылкой за границу представителей интеллигенции. В 1925-1930 заместитель наркома по военным и морским делам, в 1933-1935 начальник Гл. управления гражданского воздушного флота, в 1934-1937 секретарь Союзного совета ЦИК СССР. Расстрелян по приговору военной коллегии Верховного суда по делу "Польской военной организации", в 1956 реабилитирован.