Законы о местах лишения свободы. 1930-1936 г.
Предлагаемые законы устанавливают правила управления лагерями. Они мало отличались от законодательства 20-х гг. и предписывали обязательный труд для всех заключенных. Их обеспечение должно было зависеть от его успешности. Также предусматривалась политическая и культурная работа с заключенными.
Положение об исправительно-трудовых лагерях. 7.4.1930 г.[1]
Раздел I. Общие положения
1. Исправительно-трудовые лагеря имеют задачей охрану общества от особо социально-опасных правонарушителей путем изоляции их, соединенной с общественно-полезным трудом, и приспособления этих правонарушителей к условиям трудового общежития.
2. В исправительно-трудовые лагеря могут направляться исключительно лица, приговоренные судом к лишению свободы на срок не ниже трех лет, либо лица, осужденные особым постановлением Объединенного государственного политического управления.
3. Лагеря находятся в ведении Объединенного государственного политического управления, которое осуществляет общее руководство их деятельностью.
Раздел II
А. Управление лагерями, их структура и предметы их ведения
4. Во главе исправительно-трудового лагеря стоит начальник лагеря.
К ведению начальника лагеря относится:
а) общее направление, руководство и надзор за деятельностью лагеря;
б) проведение всех мероприятий по изоляции лиц, направляемых в лагерь, с соблюдением режима, предусмотренного настоящим Положением;
в) целесообразное использование лагерями предоставленного им имущества и льгот, а также наиболее рациональное применение рабочей силы заключенных в хозяйственных предприятиях, обслуживаемых средствами лагерей на началах самоокупаемости;
г) издание на основе настоящего Положения инструкций о порядке работы отдельных частей лагеря и приказов внутреннего распорядка;
д) наложение на сотрудников лагеря дисциплинарных взысканий в пределах, установленных для начальников областных отделов Объединенного государственного политического управления;
е) руководство и направление деятельности производственных и других хозяйственных предприятий исправительно-трудового лагеря;
ж) распоряжение имуществом и финансами лагеря и его предприятий в пределах утвержденных Объединенным государственным политическим управлением производственно-финансовых планов; своевременное составление и точное выполнение производственно-финансовых планов;
з) заключение всякого рода договоров и сделок, выдача доверенностей на ведение дел в пределах прав, предоставленных ему Объединенным государственным политическим управлением;
и) проведение ряда мероприятий, направленных к повышению культурного уровня и квалификации заключенных и приспособлению их к условиям трудового общежития, путем приучения к общественно-полезному труду.
Б. Организационное строение лагерей
5. В каждом лагере должны быть организованы, помимо административной и производственно-эксплуатационной частей:
а) аттестационная комиссия,
б) культурно-воспитательная часть и
в) санитарная часть.
6. На аттестационную комиссию возлагается:
а) разработка аттестационных материалов о заключенных и представление на основе этих материалов начальнику лагеря о досрочном освобождении из лагеря и о переводе заключенных из одного режима в другой;
б) регистрация заключенных в лагере, разработка материалов в отношении возможности использования их труда;
в) учет рабочей силы заключенных с индивидуальным подходом к каждому заключенному, путем выяснения его здоровья, склонности к труду, квалификации и добросовестности в работе;
г) проработка и проведение в жизнь по надлежащем утверждении премирования труда заключенных.
7. На культурно-воспитательную часть возлагается:
а) организация и руководство работой школ ликвидации неграмотности, школ для малограмотных и курсов повышенного типа;
б) программно-методическое и политическое руководство школами фабрично-заводского ученичества и техническими курсами;
в) определение репертуара, наблюдение, инструктирование и контроль за театральной работой в лагерях;
г) руководство постановкой библиотечного дела в лагере, наблюдение за продвижением книги в среду заключенных и своевременным надлежащим пополнением библиотеки;
д) руководство работой клуба, красных уголков, музеев и т.п.;
е) издательская деятельность лагеря;
ж) руководство работой по физкультуре;
з) криминологическое обследование заключенных.
8. На санитарную часть возлагается:
а) профилактическая деятельность по борьбе с заболеваниями в лагере и организация врачебно-санитарного дела;
б) организация, заведывание и руководство всеми лечебными заведениями лагеря;
в) проведение санитарно-просветительной работы в лагере;
г) наблюдение за надлежащей постановкой санитарно-медицинского обслуживания вольнонаемных сотрудников и их семей.
9. Организационная структура и штатный состав работников каждого лагеря утверждается Объединенным Государственным Политическим Управлением.
Раздел III. Основные положения о порядке содержания заключенных
А. Поступление заключенных в лагеря
10. Лица, направляемые в лагеря для отбытия срока заключения, принимаются лишь по распоряжению Объединенного государственного политического управления и не иначе, как при заверенной копии судебного приговора или постановления коллегии или особого совещания Объединенного государственного политического управления.
11. Вместе с заключенными женщинами могут быть принимаемы в лагеря дети только в возрасте до 2 лет, которые помещаются с матерями.
Примечание. Дети старше 2 лет могут быть оставляемы при родителях впредь до передачи их лицам, которых родители укажут, или до помещения их в детский дом.
12. Все прибывающие в лагеря заключенные регистрируются и подвергаются медицинскому осмотру. Одновременно производится осмотр находящихся при заключенных вещей, причем вещи, могущие согласно правилам находиться в пользовании заключенных, остаются в их распоряжении; остальные вещи сдаются на хранение. Список вещей, допускаемых к хранению у заключенных, устанавливается инструкцией Объединенного государственного политического управления. Сданным на хранение вещам составляется опись, копия которой передается на руки заключенному.
Примечание. Деньги, отобранные у заключенного, зачисляются на его личный счет с предоставлением ему права расходовать их по выдаваемой квитанции на приобретение продуктов и других предметов из магазинов и предприятий лагеря.
13. После регистрации и осмотра все прибывшие в лагерь заключенные направляются для отбытия установленного карантина, причем все личные вещи: носильное платье, белье и друг., могущие служить источником заразы, дезинфицируются.
Б. Классификация заключенных
14. Для обеспечения условий более последовательного и целесообразного достижения задач исправительно-трудовых лагерей заключенные классифицируются по трем категориям в зависимости от их социального положения и характера совершенного преступления.
15. К первой категории относятся заключенные из трудящихся (рабочие, крестьяне и служащие), пользовавшиеся до вынесения приговора избирательными правами, осужденные впервые на сроки не выше 5 лет и не за контрреволюционные преступления.
Ко второй категории относятся те же заключенные, но осужденные на сроки выше 5 лет.
К третьей – относятся все нетрудовые элементы и лица, осужденные за контрреволюционные преступления.
16. К заключенным в лагерях применяются три вида режима: первоначальный, облегченный и льготный режим.
Заключенные, подвергающиеся первоначальному режиму, используются на общих работах, проживают в пределах лагеря в специальных помещениях, не имеют права свободного выхода из этих помещений и направляются на работу по общему списку.
Заключенные, подвергающиеся облегченному режиму, используются для постоянной работы в учреждениях, предприятиях и на промыслах, проживают в общежитиях, прикрепленных к предприятиям, имеют право отлучаться, направляются на работы по рабочим книжкам и могут быть премированы.
Сверх условий, установленных для облегченного режима, заключенные, подвергающиеся льготному режиму, имеют право на выход за пределы лагеря и занятие административно-хозяйственных должностей в управлении лагерем и по производству работ.
Примечание. Нетрудовые элементы и лица, осужденные за контрреволюционные преступления, не могут занимать административно-хозяйственных должностей.
17. Ко всем заключенным по поступлении в лагерь применяется первоначальный режим в течение следующих сроков: к заключенным первой категории – не менее полугода, к заключенным второй категории – не менее года и к заключенным третьей категории – не менее 2 лет.
Примечание. В зависимости от характера работ условия первоначального режима могут быть изменены начальником лагеря, но лишь при непременном условии, чтобы режим не приближался к условиям облегченного или льготного режима.
В. Общие условия труда заключенных
18. В соответствии с результатами медицинского освидетельствования, состоянием в той или другой категории (ст. ст. 14 и 15) и с условиями режима, который применяется к заключенному, и специальностью его заключенные разделяются на посылаемых: 1) на общие работы, 2) на работы в учреждениях, предприятиях, промыслах, лесозаготовках и проч. и 3) на работу по административно-хозяйственному управлению лагерем.
19. Общие работы производятся обязательно под надзором без права свободного передвижения, не вызываемого условиями работы.
20. Работа в учреждениях, предприятиях и на промыслах производится в соответствии со специальностью и квалификацией заключенных.
21. Все заключенные независимо от категории и режима пользуются продовольственным пайком в соответствии с характером выполняемой работы.
Продовольственные пайки разделяются на 4 категории:
1) основной, 2) трудовой, 3) усиленный и 4) штрафной.
Примечание 1. Норма пайков определяется Объединенным государственным политическим управлением, но во всяком случае не ниже необходимой калорийности.
Примечание 2. Питание стационарных больных производится по особым нормам. По заключению врача амбулаторным больным также увеличивается норма.
22. Заключенным по мере необходимости выдаются одежда, обувь, белье и постельные принадлежности.
23. К заключенным, которые проявят усердным отношением к труду и хорошим поведением признаки исправления, применяются следующие меры поощрения:
а) объявление благодарности в приказе по отдельному лагерю или по <...> лагерей с занесением в личное дело;
б) выдача премиального вознаграждения;
в) улучшение жилищных и бытовых условий (предоставление личного <...>, свободных прогулок, права получения и отправления корреспонденции вне нормы и очереди и т.п.).
24. Премироваться могут только заключенные, к которым применяется облегченный или льготный режим. Порядок и нормы премирования устанавливаются Объединенным государственным политическим управлением.
25. Премирование может заключаться: 1) в денежном вознаграждении, 2) в выдаче усиленного продовольственного пайка, 3) в более ускоренном переводе на облегченный или льготный режим и 4) в представлении со стороны аттестационной комиссии к досрочному освобождению с поселением или без поселения.
26. За порчу намеренную или по небрежности инструментов или материалов заключенные подвергаются дисциплинарному взысканию или вычетам из премиальной платы.
За систематическую порчу инструментов или материалов с целью принести вред предприятию заключенные привлекаются к уголовной ответственности.
27. Рабочий день заключенных по общему правилу не может превышать 8 часов. Отступления могут быть лишь в зависимости от сезонного характера работ или в особых случаях с разрешения Народного комиссариата труда Союза ССР.
28. Нормы оплаты и охраны труда заключенных устанавливаются Объединенным государственным политическим управлением по соглашению с Народным Комиссариатом труда союза ССР.
Г. Лечение и содержание больных заключенных
29. В случае болезненного состояния заключенные пользуются медицинской помощью врачебного персонала лагерей. Заключенные, требующие стационарного лечения, помещаются в лагерные лазареты, а в крайних случаях, когда нет лагерного лазарета – в общие больницы.
Д. Общие условия содержания заключенных
30. В зависимости от категории и режима заключенные проживают в специальных помещениях, общежитиях, при предприятиях, на промысле и вне лагерей.
31. Заключенные, плохо влияющие на других или подозреваемые в подготовке побега, могут быть переводимы в одиночные помещения или в специальные общие камеры под особым наблюдением.
32. Лица, упорно нарушающие установленный режим и распорядок, и симулянты могут быть направляемы в штрафные изоляторы и на особые (штрафные) работы.
Е. Свидания и переписка заключенных, передачи и посылки
33. Заключенным в исправительно-трудовых лагерях разрешаются свидания на основании специальной инструкции Объединенного государственного политического управления.
34. Переписка заключенных происходит с соблюдением следующих правил:
а) вся переписка просматривается администрацией;
б) переписка заключенных и поступающая к ним корреспонденция может быть конфискована, причем о конфискации объявляется заключенному.
35. Заключенные имеют право получать передачи, почтовые посылки и денежные переводы.
Порядок получения посылок и переводов устанавливается инструкцией Объединенного государственного политического управления.
Примечание. Получаемые заключенным деньги зачисляются на личный счет и на руки не выдаются.
Ж. Перевод заключенных и порядок выбытия их из лагеря
36. Перевод заключенных из одного лагеря в другой производится Объединенным государственным политическим управлением, а из одного отделения в другое – начальником лагеря.
При переводе из одного отделения в другое заключенные остаются в той же категории и в том же режиме, в которых они состояли к моменту перевода.
37. Срок заключения исчисляется с момента, указанного в приговоре или постановлении Объединенного государственного политического управления.
38. В случае получения законного распоряжения об освобождении заключенный подлежит освобождению немедленно же.
39. По истечении назначенного срока заключения заключенный освобождается немедленно распоряжением администрации лагеря без специального об этом запроса и ожидания постановления суда или Объединенного государственного политического управления об освобождении.
Немедленному же освобождению подлежит заключенный при общей или частной амнистии.
40. Для оказания материальной поддержки лицам, освобождаемым из лагерей, учреждается особый фонд.
Фонд этот составляется: 1) из частичных удержаний причитающегося заключенным премиального вознаграждения, 2) отчислений от заработной платы заключенных и 3) из прочих поступлений.
41. О смерти заключенного и ее причинах составляется санитарной частью лагеря соответствующий акт.
З. Условно-досрочное освобождение и поселение
42. К заключенным в лагерях, пользовавшимся до вынесения приговора избирательными правами и обнаруживающим исправление, может быть применено условно-досрочное освобождение с поселением в районе данного лагеря на неотбытый срок заключения или без поселения.
43. При переводе заключенного на поселение до срока или по истечении срока заключения место поселения определяется в зависимости от указаний приговора. Если место поселения в приговоре не указано, то оно определяется начальником лагеря.
И. Дисциплинарные меры воздействия
44. За нарушение установленных в лагере режима и правил внутреннего распорядка заключенные подвергаются следующим дисциплинарным взысканиям, налагаемым начальником лагеря в соответствии с характером проступка:
а) выговору простому или строгому;
б) ограничению или лишению права получения передач (посылок) на срок до одного месяца;
в) ограничению или лишению права переписки на срок до 3 месяцев;
г) ограничению права распоряжения состоящими на личном счете деньгами на тот же срок;
д) изоляции в отдельном помещении на срок до 30 суток;
е) изменению режима;
ж) посылке на штрафные работы на срок до 6 месяцев;
з) переводу в штрафное отделение на срок до одного года.
Условия и порядок применения перечисленных дисциплинарных мер определяются особой инструкцией Объединенного государственного политического управления.
К. Культурно-воспитательная работа
45. Культурно-воспитательная работа в лагерях должна соответствовать характеру всей исправительно-трудовой системы лагерей с преимущественным обслуживанием заключенных, происходящих из рабочего класса и крестьянства.
46. Все неграмотные заключенные в возрасте до 50 лет обязаны посещать в свободное время культурно-воспитательные учреждения лагеря. Клубная, театральная, научно-лекционная и иная просветительная работа организуется на основе самодеятельности заключенных.
Л. Применение оружия
47. Лица, принадлежащие к составу администрации и охраны лагеря, которым присвоено право ношения оружия, в праве прибегать к действию оружием в следующих случаях:
а) для защиты охраняемого поста или лица;
б) для защиты самого себя;
в) против заключенных, совершающих побег;
г) в случае возникновения беспорядка и насильственных действий со стороны заключенных против администрации лагеря.
48. За неправильное применение оружия указанные выше лица подлежат уголовной ответственности.
49. О каждом случае употребления оружия составляется соответствующим должностным лицом протокол с изложением обстоятельств дела, который направляется в Объединенное государственное политическое управление.
М. Побег заключенных
50. Отлучка без надлежащего разрешения заключенного из района командировки или места работы, где состоит заключенный, и неявка его к месту постоянного нахождения по истечении 6 часов после вечерней проверки рассматриваются как побег.
51. О каждом случае побега начальник лагеря производит расследование с донесением об этом в Объединенное государственное политическое управление.
Раздел IV. Прокурорский надзор за лагерями
52. Надзор за соблюдением настоящего Положения и правильностью содержания заключенных возлагается на прокуратуру той союзной республики, на территории которой расположены исправительно-трудовые лагеря; прокуратура республики в этом случае действует по специальному полномочию прокуратуры Верховного суда Союза ССР.
53. Прокуроры, наблюдающие за исправительно-трудовыми лагерями, имеют право:
1) посещать лагеря в любое время дня и ночи;
2) непосредственно опрашивать заключенных и принимать от них жалобы;
3) наблюдать за выполнением в исправительно-трудовых лагерях всех правил, касающихся труда заключенных, культурно-воспитательной работы и других правил, установленных настоящим Положением;
4) делать предложения администрации о немедленном устранении обнаруженных неправильностей;
5) приостанавливать исполнение постановлений администрации, нарушающих настоящее Положение;
6) приостанавливать исполнение неправильных постановлений о досрочном освобождении.
54. Жалобы администрации лагерей на указанные постановления прокурорского надзора, не приостанавливая проведения их в жизнь, подлежат направлению в Объединенное государственное политическое управление.
Председатель СНК Союза ССР
А.И. РЫКОВ
Заместитель управляющего делами СНК Союза ССР и СТО
И. МИРОШНИКОВ
Исправительно-трудовой кодекс РСФСР. 1.8.1933 г.[2]
Основные положения
1. Задачей уголовной политики пролетариата на переходный от капитализма к коммунизму период является защита диктатуры пролетариата и осуществляемого им социалистического строительства от посягательств со стороны классово-враждебных элементов и нарушений со стороны как деклассированных элементов, так и неустойчивых элементов из среды трудящихся.
2. Соответственно этому исправительно-трудовая политика преследует цели:
а) ставить осужденных в условия, преграждающие им возможность совершения действий, наносящих ущерб социалистическому строительству, и
б) перевоспитывать и приспособлять их к условиям трудового общежития путем направления их труда на общеполезные цели и организации этого труда на началах постепенного приближения труда принудительного к труду добровольному на основе соцсоревнования и ударничества.
3. Основным типом мест лишения свободы являются трудовые колонии различных видов, куда помещаются осужденные применительно к их трудовым навыкам, в зависимости от их классовой опасности, социального положения, возраста и успешности исправления.
4. Провозглашенная Конституцией РСФСР обязанность общественно-полезного труда для всех граждан распространяется также и на лишенных свободы, способных к труду.
Среди лишенных свободы обязательно проводится политико-воспитательная работа.
Труд лишенных свободы и проводимая среди них политико-воспитательная работа должны служить перевоспитанию и приучению их к работе и жизни в условиях трудового коллектива и приобщению их к участию в социалистическом строительстве.
5. В отношении всех осужденных, к которым нет необходимости применять изоляцию, основной мерой исправительно-трудового воздействия являются исправительно-трудовые работы без лишения свободы. Задачей этих работ является принудительное трудовое воспитание к дисциплине без ограничений, применяемых к лишенным свободы, соединяемое с политико-воспитательным воздействием.
6. Специальной задачей ссылки с исправительно-трудовыми работами является изоляция осужденных от прежней среды путем удаления их в определенные местности с одновременным воспитанием их к дисциплине путем исправительно-трудовых работ.
7. Труд, политико-воспитательная работа, режим и система льгот во всех исправительно-трудовых учреждениях строятся, исходя из основных задач исправительно-трудовой политики пролетарского государства, и не могут сопровождаться ни причинением физических страданий, ни унижением человеческого достоинства.
Раздел I. Исправительно-трудовые работы без лишения свободы
8. На исправительно-трудовые работы направляются лица, которым эти работы назначены:
а) судебным приговором;
б) постановлением административного органа;
в) постановлением наблюдательной комиссии в порядке досрочного освобождения.
9. Исправительно-трудовые работы, назначенные на срок до шести месяцев в отношении лиц, состоящих на постоянной работе, отбываются ими, как правило, по месту их работы. В исключительных случаях суд может постановить о направлении этих лиц на работы, организуемые исправительно-трудовыми органами.
Исправительно-трудовые работы, определенные судом на срок свыше шести месяцев в отношении лиц, состоящих на постоянной работе, отбываются ими в зависимости от приговора суда либо по месту их работы, либо на работах, организуемых исправительно-трудовыми органами.
Исправительно-трудовые работы колхозники независимо от срока отбывают в колхозах, членами которых они состоят. Суд в каждом отдельном случае вправе постановить об отбывании ими этих работ вне колхоза. В последнем случае эти лица направляются на исправительно-трудовые работы по усмотрению исправительно-трудовых органов.
Лица, не состоящие к моменту вынесения приговора или постановления соответствующего органа на постоянной работе, для отбывания назначенных им исправительно-трудовых работ направляются на работы, организуемые исправительно-трудовыми органами.
10. Для организации и проведения исправительно-трудовых работ образуются отделения:
а) районные – в районных центрах;
б) городские – в городах, выделенных из состава района в самостоятельные административно-территориальные единицы.
Направление на исправительно-трудовые работы в сельских местностях осуществляется сельсоветами, в городах, не являющихся районными центрами и не выделенных в самостоятельные административно-территориальные единицы – городскими советами, в поселках – поселковыми советами.
11. На отделения исправительно-трудовых работ возлагается:
а) организация массовых работ и производственных предприятий для использования труда лиц, отбывающих исправительно-трудовые работы;
б) учет лиц, которым назначены исправительно-трудовые работы;
в) направление состоящих на учете на работу;
г) перевод на исправительно-трудовые работы по месту жительства;
д) инструктирование сельсоветов, поселковых советов и горсоветов по проведению исправительно-трудовых работ.
12. Взятые на учет должны быть привлечены к работе не ранее десяти дней и не позднее одного месяца со дня объявления им постановления административных органов или со дня получения приговора суда органом, направляющим на исправительно-трудовые работы.
Если взятый на учет не будет направлен на работу в течение указанного срока, то время после истечения срока засчитывается в срок работ, причем лица, по вине которых взятый на учет не был привлечен своевременно к исправительно-трудовым работам, подлежат ответственности в уголовном или дисциплинарном порядке.
13. Не явившиеся в назначенный срок на учет, на работу или по повестке могут быть подвергнуты приводу.
14. Обязанные выполнять исправительно-трудовые работы не по месту своей постоянной работы при потере ими трудоспособности свыше 50 % не принимаются на учет, в этом случае, а также в случае потери трудоспособности свыше 50 % во время отбывания исправительно-трудовых работ отделение исправительно-трудовых работ ставит перед органами, назначившими эти работы, вопрос о замене их иной мерой.
15. Исправительно-трудовые работы не по месту постоянной работы выполняются осужденными на срок:
а) не более одного месяца – по месту жительства или не далее десяти километров от него;
б) более одного месяца и до трех месяцев включительно – в пределах района;
в) более трех месяцев и до шести месяцев включительно – в пределах края (области), автономной республики или автономной области;
г) более шести месяцев – как в пределах края (области), автономной республики или автономной области, так и в случаях необходимости вне их пределов.
16. Трудящиеся, которым назначены исправительно-трудовые работы без лишения свободы, могут направляться на сезонные работы в сельскохозяйственные колонии.
Никаким ограничениям, установленным для лишенных свободы, в частности в отношении передвижения за пределами колоний, распорядка дня в нерабочее время, свиданий, передач, переписки они подлежать не могут. В случае проживания в колонии они подчиняются действующим там правилам внутреннего распорядка. Если имеется хозяйственная возможность, они размещаются в отдельных от лишенных свободы помещениях.
17. Привлеченные к исправительно-трудовым работам обязаны отбывать их со своим инвентарем (лошади, телеги, инструменты и т.п.) только в случае:
а) соответствующей оговорки в приговоре суда или постановлении административного органа;
б) когда работы производятся на таком расстоянии от места постоянного жительства, что выполняющие их могут ежедневно возвращаться домой.
За использование принадлежащего им живого инвентаря трудящиеся получают за день работы разницу между стоимостью одной гужевой единицы (по нормированным местным ценам) и поденной ставкой чернорабочего; нетрудящиеся платы за использование их живого инвентаря не получают.
18. Беременные и кормящие грудью женщины не могут направляться на исправительно-трудовые работы вне места их жительства. Они вовсе не могут привлекаться к работам до родов и после родов в сроки, указанные Кодексом законов о труде РСФСР, и пользуются всеми льготами, установленными этим Кодексом для беременных и кормящих женщин.
19. Условия труда лиц, выполняющих исправительно-трудовые работы, регулируются общим законодательством о труде с изъятиями, устанавливаемыми Народным комиссариатом юстиции РСФСР по согласованию с ВЦСПС.
20. Из зарплаты лиц, выполняющих исправительно-трудовые работы по месту постоянной своей работы, производятся удержания в размере, установленном приговором суда или постановлением административного органа, но не свыше 25 %.
С заработка колхозников, выполняющих исправительно-трудовые работы в колхозах, членами которых они состоят, производятся удержания в размере, установленном приговором суда или постановлением административного органа, но не свыше 25 % их доходов, оцениваемых в трудоднях.
Единые средние нормы стоимости трудодня в колхозах устанавливаются Народным комиссариатом юстиции РСФСР по согласованию с соответствующими наркоматами.
21. Лица, отбывающие исправительно-трудовые работы на работах, организуемых исправительно-трудовыми органами, приравниваются в отношении вознаграждения, а равно в отношении питания и довольствия (в тех случаях, когда питание и довольствие согласно настоящему Кодексу им предоставляются) к лицам, содержащимся в местах лишения свободы.
22. Лицам, направленным на работу далее десяти километров от места жительства, должны предоставляться на месте работы жилище и питание.
23. В целях поощрения выполняющих исправительно-трудовые работы не по месту их постоянной работы применяются повышение оплаты, усиление питания, сокращение рабочего времени и т.п.
24. В течение срока выполнения исправительно-трудовых работ очередные отпуска не предоставляются и срок этот не засчитывается в стаж, необходимый для получения отпуска.
25. Присужденным к исправительно-трудовым работам членам колхозов и занимающимся сельским хозяйством единоличникам, в хозяйстве которых нет другого работника, могут быть предоставляемы наблюдательной комиссией отпуска для исполнения важнейших сезонных работ.
26. За неявку на учет или по вызову, за неявку на работу, несоблюдение установленных правил, самовольную отлучку, порчу по небрежности выданных для работы материалов и инструментов, за намеренно недоброкачественное исполнение работы и нарушение общей трудовой дисциплины к выполняющим исправительно-трудовые работы применяются следующие меры взыскания: а) замечание; б) выговор; в) перевод на другую работу; г) арест на срок до десяти суток.
Эти меры налагаются начальником отделения исправительно-трудовых работ, а по отношению к выполняющим исправительно-трудовые работы по месту своей постоянной работы – начальником отделения по согласованию с руководителем учреждения или предприятия.
При систематическом уклонении от исполнения исправительно-трудовых работ отделение исправительно-трудовых работ возбуждает перед учреждением, вынесшим приговор или постановление, ходатайство о назначении другой меры вместо исправительно-трудовых работ.
27. За небрежность, повлекшую за собой порчу инструментов или материалов, выполняющие исправительно-трудовые работы несут материальную ответственность, размеры и порядок которой устанавливаются инструкцией Народного комиссариата юстиции РСФСР по согласованию с ВЦСПС.
В случае умышленной порчи оборудования, инструментов, материалов и т.п. виновные привлекаются к уголовной ответственности.
Раздел II. Лишение свободы
Глава 1. Места лишения свободы
28. Местами лишения свободы являются:
А. Изоляторы для подследственных.
Б. Пересыльные пункты.
В. Исправительно-трудовые колонии: фабрично-заводские, сельскохозяйственные, массовых работ и штрафные.
Г. Учреждения для применения к лишенным свободы мер медицинского характера (институты психиатрической экспертизы, колонии для туберкулезных и др. больных).
Д. Учреждения для несовершеннолетних лишенных свободы (школы ФЗУ индустриального и сельскохозяйственного типа).
А. Изоляторы для подследственных
29. Изоляторы для подследственных предназначаются исключительно для лиц, находящихся под следствием или судом, и организуются как самостоятельные места лишения свободы или как отделения при других местах лишения свободы.
В изоляторах указанные лица содержатся только до вступления в силу приговора суда или постановления других уполномоченных на то органов.
В соответствии с этим строятся режим, правила содержания и внутреннего распорядка изолятора.
Б. Пересыльные пункты
30. Пересыльные пункты организуются или как самостоятельные учреждения, или как отделения при других местах лишения свободы.
31. Подследственные лишенные свободы размещаются в пересыльных пунктах отдельно от осужденных.
32. Ко всем пересыльным, состоящим под следствием, применяются общие правила режима, установленные для подследственных, а к осужденным пересыльным – правила режима, установленные для тех мест лишения свободы, в которых эти осужденные находились до их пересылки.
В. Исправительно-трудовые колонии
а) Фабрично-заводские и сельскохозяйственные исправительно-трудовые колонии
33. Фабрично-заводские колонии организуются в целях обучения лишенных свободы трудовым навыкам, повышения их трудовой квалификации, политико-воспитательного и дисциплинирующего воздействия на них и приучения их к жизни и работе в организованном коллективе на основе фабрично-заводского труда.
Сельскохозяйственные колонии организуются в тех же целях на основе сельскохозяйственного труда.
Лишенные свободы из среды трудящихся направляются в те или другие колонии применительно к их прежним трудовым навыкам.
Продукция сельскохозяйственных колоний обращается на удовлетворение потребностей системы исправительно-трудовых учреждений. Товарные излишки подлежат сдаче торгующим организациям.
б) Исправительно-трудовые колонии массовых работ
34. В колонии для массовых работ, находящиеся в отдаленных местностях, направляются лишенные свободы из среды классово-враждебных элементов, а также те трудящиеся, которые по характеру совершенного преступления являются наиболее классово-опасными, вынуждающими применение к ним более сурового режима.
В остальные колонии массовых работ могут направляться как указанные выше категории лишенных свободы, так и трудящиеся, совершившие преступления, не относящиеся к наиболее классово-опасным; к этой последней категории лишенных свободы применяется режим, установленный для содержащихся в сельскохозяйственных колониях.
в) Штрафные исправительно-трудовые колонии
35. В штрафные исправительно-трудовые колонии направляются осужденные, лишенные свободы, находившиеся ранее в других колониях и обнаружившие систематическое неподчинение установленному режиму или трудовой дисциплине.
36. Перевод в штрафные колонии производится в порядке дисциплинарной меры исключительно по распоряжению Главного управления исправительно-трудовыми учреждениями, а в автономных республиках – управлений исправительно-трудовыми учреждениями этих республик как по собственной инициативе, так и по инициативе наблюдательных комиссий.
37. Режим в штрафных колониях проводится на основе строгой изоляции лишенных свободы в пределах, установленных настоящим Кодексом.
К лишенным свободы, направляемым в штрафные колонии в целях их обслуживания, применяется режим, установленный для фабрично-заводских колоний.
Г. Медико-санитарные учреждения и учреждения для медицинской экспертизы
38. Порядок содержания лишенных свободы в учреждениях для медицинской экспертизы, в колониях для больных, в медико-санитарных учреждениях при местах лишения свободы и в карантине устанавливается инструкциями Главного управления исправительно-трудовыми учреждениями по согласованию с соответствующими управлениями Народного комиссариата здравоохранения РСФСР.
Д. Учреждения для несовершеннолетних
39. Для несовершеннолетних правонарушителей организуются школы фабрично-заводского ученичества особого типа, задачей которых является подготовлять из несовершеннолетних правонарушителей квалифицированных рабочих для промышленности и сельского хозяйства и давать им на основе коммунистического воспитания знания, необходимые для активного участия в социалистическом строительстве.
40. В школы, указанные в ст. 39, направляются несовершеннолетние в возрасте от 15 до 18 лет на основании:
а) приговоров судов;
б) постановлений комиссии по делам о несовершеннолетних и других уполномоченных на то органов.
41. С оканчивающих школы педагогический совет, образуемый в каждой школе, может снимать судимость.
42. Если срок приговора несовершеннолетнего оканчивается ранее окончания обучения в школе и если нет возможности обеспечить его дальнейшее обучение, педагогический совет может установить обязательный срок обучения, независимо от срока приговора, с тем, однако, чтобы все время обучения не превышало трех лет.
43. Положение об указанных в ст. 39 школах издается Народным комиссариатом юстиции РСФСР по согласованию с Народным комиссариатом просвещения РСФСР.
Глава 2. Прием и содержание лишенных свободы
44. В места лишения свободы, указанные в ст. 28 настоящего Кодекса, могут направляться лица:
а) находящиеся под следствием и судом по постановлению уполномоченных на то органов;
б) осужденные на срок не свыше трех лет;
в) осужденные на сроки свыше трех лет, если они согласно приговору суда должны отбывать лишение свободы в исправительно-трудовых учреждениях Народного комиссариата юстиции.
45. Для приема в места лишения свободы обязательно наличие приговора или постановления органов, уполномоченных на то законом, или открытого листа.
Порядок приема устанавливается инструкцией Главного управления исправительно-трудовыми учреждениями.
46. Женщины, лишенные свободы, могут иметь при себе детей в возрасте до четырех лет. Для этих детей обязательно организуются ясли.
47. В местах лишения свободы женщины обязательно размещаются отдельно от мужчин, а несовершеннолетние – отдельно от взрослых.
48. Помещения для лишенных свободы должны быть сухими, светлыми и достаточно просторными. Для каждого места лишения свободы устанавливается твердое штатное количество содержащихся, свыше которого ни одно лицо не может быть принято в место лишения свободы. Предельные нормы количества содержащихся по отдельным видам мест лишения свободы устанавливаются Главным управлением исправительно-трудовыми учреждениями по согласованию с Народным комиссариатом здравоохранения РСФСР[3].
Глава 3. Внутренний распорядок в местах лишения свободы
49. В колониях сельскохозяйственных, фабрично-заводских и массовых работ камеры от утренней и до вечерней поверки остаются открытыми. Время, не занятое на работах, на политико-воспитательных занятиях, лишенные свободы используют по своему усмотрению в пределах здания общежития и прогулочного двора – в фабрично-заводских колониях в пределах здания общежития и территории, установленной правилами внутреннего распорядка – в колониях сельскохозяйственных и массовых работ.
50. В изоляторах для подследственных, пересыльных пунктах и в штрафных колониях камеры находятся все время под охраной.
51. Подследственным, а также содержащимся в пересыльных пунктах и штрафных колониях предоставляется прогулка ежедневно не менее одного часа в установленное начальником места лишения свободы время.
52. Лишенным свободы предоставляются регулярные свидания, порядок которых определяется инструкцией Главного управления исправительно-трудовыми учреждениями.
Подследственным свидания предоставляются с разрешения органов, за которыми они числятся.
53. Свидания предоставляются в следующие сроки:
а) в фабрично-заводских и сельскохозяйственных колониях и в колониях для массовых работ – один раз в шесть дней;
б) в штрафных колониях – один раз в пятнадцать дней;
в) в изоляторах для подследственных и в пересыльных пунктах – один раз в десять дней.
54. Длительность свидания устанавливается начальником места лишения свободы в пределах от получаса до одного часа.
На каждое свидание к одному лишенному свободы одновременно допускается, как правило, не более трех человек.
Свидания лишенным свободы предоставляются в их нерабочее время.
55. В особых случаях начальник места лишения свободы может отступать от правил о свиданиях в пользу лишенных свободы, за исключением подследственных.
56. Всякого рода ограничения в пользовании при свиданиях с заключенными родным их языком, не общеупотребительным в данной местности, могут допускаться лишь в исключительных случаях в отношении подследственных по специальным постановлениям следственных органов.
57. Лишенным свободы можно передавать продукты и те из предметов широкого потребления, которые допускается иметь в камере, в том числе табачные изделия и спички. Передаваемые деньги зачисляются на личный счет лишенного свободы.
58. Передачами лишенные свободы пользуются в сроки, устанавливаемые инструкцией Главного управления исправительно-трудовыми учреждениями.
59. Лишенные свободы могут вести переписку без ограничений. Администрации предоставляется право просмотра переписки. В отношении подследственных контроль производится органами расследования, за которыми они числятся; в случае, если эти органы не найдут нужным специальный контроль, переписка подследственных просматривается в общем порядке.
60. Лишенным свободы разрешается иметь в камере вещи, необходимые в их обиходе. Перечень и количество вещей устанавливаются в зависимости от местных условий управлениями исправительно-трудовыми учреждениями края (области), автономной республики или автономной области на основании общих правил, устанавливаемых Главным управлением исправительно-трудовыми учреждениями.
61. Для удовлетворения потребностей лишенных свободы в добавочных продуктах питания и в предметах широкого потребления в местах лишения свободы могут организовываться ларьки. Сумма, на которую лишенные свободы могут ежемесячно покупать в ларьке, устанавливается управлением исправительно-трудовыми учреждениями края (области), автономной республики или автономной области.
62. В распоряжение лишенных свободы предоставляется 75 % заработка. Остальная часть заработка выдается лишенным свободы при освобождении их.
В особых случаях, а также в целях поощрения в распоряжение лишенных свободы может предоставляться полный заработок.
63. Для лишенных свободы устанавливается паек достаточной калорийности и питательности. Для работающих на производстве и на массовых работах, а также и для выполняющих особо тяжелые хозяйственные работы устанавливается рабочий паек. Для перевыполняющих норму выработки устанавливается усиленный паек.
64. Нормы пайка устанавливаются в зависимости от местных условий управлениями исправительно-трудовыми учреждениями края (области), автономной республики или автономной области на основе соответствующих распоряжений Главного управления исправительно-трудовыми учреждениями, согласованных с Народными комиссариатами здравоохранения и снабжения РСФСР.
65. Лишенным свободы из среды трудящихся, совершившим менее социально-опасные преступления, могут в целях развития самодеятельности и инициативы и рационального использования их знаний и навыков поручаться работы административно-хозяйственного, счетно-канцелярского, политико-воспитательного и технического характера, выполняемые низшим и средним персоналом мест лишения свободы.
В штрафных колониях привлечение лишенных свободы к этим работам допускается лишь в виде исключения.
Подследственные могут назначаться на указанные работы лишь с разрешения органов, за которыми они числятся.
Глава 4. Политико-воспитательная работа
66. Политико-воспитательная работа проводится культсоветом лишенных свободы, избираемым из среды самих лишенных свободы, под председательством помощника начальника места лишения свободы по политико-воспитательной части. Культсовет избирается на общем собрании лишенных свободы и состоит из различных секций, как-то: массово-производственной, культурно-массовой, санитарно-бытовой и редакционно-издательской.
Культсовет и его секции действуют на основании положения, издаваемого Главным управлением исправительно-трудовыми учреждениями.
67. Массово-производственная секция культсовета руководит проведением среди лишенных свободы ударничества, соцсоревнования и других социалистических методов организации труда и содействует мерами общественного характера выполнению лишенными свободы промфинплана места лишения свободы.
68. Культурно-массовая секция руководит политической и культурно-просветительной работой, работой по развитию общественности среди лишенных свободы и деятельностью их общественных организаций, а также обслуживанием лишенных свободы школой, кино, библиотекой, театром, физкультурной работой и т.д.
69. Лишенные свободы из числа классово-враждебных элементов не могут избираться на руководящую работу ни в какие ячейки самоуправления и общественные организации лишенных свободы. Во всем остальном они в отношении политико-воспитательной работы никаким ограничениям не подлежат.
Глава 5. Труд лишенных свободы
70. Организация труда лишенных свободы должна содействовать сохранению и повышению их квалификации и получению квалификации не имеющими ее.
В соответствии с этим в местах лишения свободы организуются предприятия индустриального типа, причем оборудование их, сырье и транспортные средства предоставляются в общем централизованном порядке.
71. За все работы производственного характера, в том числе подсобные и вспомогательные, а также за постоянные работы по обслуживанию места лишения свободы, исполняемые не в порядке очереди, лишенные свободы получают денежное вознаграждение. Общее содержание, политико-воспитательное, медико-санитарное и др. виды обслуживания, устанавливаемые настоящим Кодексом, предоставляются лишенным свободы безвозмездно.
72. Норма оплаты труда лишенных свободы определяется особой инструкцией, издаваемой Народным комиссариатом юстиции РСФСР и ВЦСПС.
73. При назначении на работу принимается во внимание заключение врача о состоянии здоровья лишенных свободы.
74. Условия труда лишенных свободы регулируются общими правилами Кодекса законов о труде РСФСР о рабочем времени, отдыхе, труде женщин и несовершеннолетних и об охране труда. Изъятия из этих правил устанавливаются Народным комиссариатом юстиции РСФСР по согласованию с ВЦСПС.
75. Производственные работы лишенных свободы, как правило, организуются на началах сдельщины.
Производственные работы, поддающиеся нормированию, должны быть нормированы.
Нормы выработки устанавливаются соответственно нормам выработки в предприятиях других госорганов.
76. Лишенные свободы (за исключением подследственных и содержащихся в штрафных колониях) могут в исключительных случаях под личную ответственность начальника места лишения свободы направляться в краткосрочные (не более чем от утренней до вечерней поверки) командировки по делам места лишения свободы.
Глава 6. Меры поощрения и премирование
77. За особо высокие показатели производительности труда на производстве, в политико-воспитательной работе и в других областях деятельности мест лишения свободы, а также за ценные производственные предложения и за общественно-полезную инициативу к лишенным свободы, кроме общих поощрительных мер, применяемых наблюдательными комиссиями, начальником места лишения свободы могут применяться следующие меры:
а) публичное одобрение с занесением в личное дело и с доведением до сведения всех лишенных свободы;
б) предоставление свиданий сверх установленной нормы;
в) улучшение питания;
г) премирование деньгами или вещами.
Кроме того, начальник места лишения свободы может в исключительных случаях разрешать лишенным свободы, за исключением подследственных и содержащихся в штрафных колониях, краткосрочные отпуска.
78. Сверх указанных в ст. 77 мер поощрения лишенным свободы (за исключением подследственных, пересыльных и содержащихся в штрафных колониях), отбывшим не менее одной трети срока лишения свободы, наблюдательные комиссии могут предоставлять за ударную работу и образцовую дисциплину отпуска из мест лишения свободы на срок до пятнадцати дней в каждом году с зачетом в срок лишения свободы.
В период важнейших сельскохозяйственных работ наблюдательные комиссии могут предоставлять отпуска сроком до трех месяцев колхозникам и единоличникам.
За особо продуктивную работу лишенным свободы наблюдательные комиссии могут производить зачет рабочих дней в порядке ст. 127 настоящего Кодекса.
Глава 7. Дисциплинарные меры
79. К лишенным свободы, нарушающим установленные в местах лишения свободы правила внутреннего распорядка и трудовой дисциплины, применяются следующие дисциплинарные меры:
1) замечание;
2) замечание с предупреждением о более строгом взыскании;
3) выговор, объявляемый при проверке и заносимый в личное дело;
4) возмещение причиненного ущерба;
5) ограничение или лишение на срок до одного месяца права свиданий, или права получения передач, или права распоряжения числящимися на счету деньгами;
6) отмена частью или полностью зачета рабочих дней (ст. 127);
7) перевод на режим штрафной колонии сроком до одного месяца;
8) перевод в места лишения свободы с более строгим режимом или в более отдаленные от места постоянного жительства лишенного свободы.
80. Все дисциплинарные меры налагаются обязательно письменными постановлениями и не иначе как после надлежащей проверки с личным объяснением лишенного свободы.
81. За исключением перевода в другие места лишения свободы и отмены зачета рабочих дней дисциплинарные меры налагаются начальником места лишения свободы; некоторые из этих мер могут быть налагаемы и постановлениями товарищеских судов согласно положению о последних.
Перевод в другие места лишения свободы в дисциплинарном порядке производится только Главным управлением исправительно-трудовыми учреждениями и управлениями исправительно-трудовыми учреждениями автономных республик как по собственной инициативе, так и на основе предложения наблюдательных комиссий, а отмена зачета рабочих дней по предложению тех же комиссий производится управлением края (области), автономной республики и автономной области.
82. Если поведение лишенного свободы, на которого была наложена дисциплинарная мера, свидетельствует об его исправлении, с него может быть снята наложенная дисциплинарная мера.
Право снятия дисциплинарных мер, наложенных начальником места лишения свободы, принадлежит как начальнику, так и наблюдательной комиссии, а мер, наложенных товарищеским судом – товарищескому суду или наблюдательной комиссии.
83. В местах лишения свободы организуются товарищеские суды, действующие на основании положения, издаваемого Главным управлением исправительно-трудовыми учреждениями.
В изоляторах для подследственных и в штрафных колониях товарищеские суды не организуются.
Глава 8. Медико-санитарные мероприятия
84. Проведение медико-санитарных мероприятий в местах лишения свободы осуществляется исправительно-трудовыми учреждениями под руководством Главного управления исправительно-трудовыми учреждениями на основании правил, издаваемых Народным комиссариатом юстиции РСФСР по согласованию с Народным комиссариатом здравоохранения РСФСР.
85. Смерть лишенного свободы и ее причины обязательно должны удостоверяться актом медицинского осмотра умершего.
Извещение о смерти лишенного свободы посылается его близким и в судебные или следственные органы, за которыми он числится.
Глава 9. Внутренняя охрана мест лишения свободы
86. В фабрично-заводских, в сельскохозяйственных колониях и в колониях для массовых работ охрана, поддержание дисциплины и порядка, а также конвоирование лишенных свободы до места работ и охрана их во время работы могут поручаться команде надзора, состоящей из самих лишенных свободы (внутренняя охрана).
В изоляторах для подследственных, в пересыльных пунктах и в штрафных колониях организация команд надзора из лишенных свободы допускается только с разрешения Главного управления исправительно-трудовыми учреждениями, а в автономных республиках – управлений исправительно-трудовыми учреждениями этих республик.
87. В команду надзора из лишенных свободы назначаются наиболее надежные лишенные свободы – трудящиеся, осужденные преимущественно за должностные или бытовые преступления.
Распоряжением начальника места лишения свободы команда надзора может быть вооружена. Во главе команды надзора находится старшина, назначаемый из числа штатных надзирателей или лишенных свободы.
Глава 10. Применение оружия
88. Работники начальствующего оперативного состава имеют право ношения оружия. Рядовой состав носит оружие только на службе.
Оружие может применяться для самообороны и обороны других лиц и при побегах лишенных свободы, когда все иные меры исчерпаны, в порядке, установленном правилами службы в исправительно-трудовых учреждениях.
За неправильное применение оружия виновные подлежат уголовной ответственности.
89. Если в наряде надзора из лишенных свободы имеется и штатный надзиратель или другое лицо оперативного состава, то оружие может применяться лишь с разрешения последнего.
90. О каждом случае применения оружия, как и о других серьезного характера происшествиях в местах лишения свободы составляется подробный протокол, копия которого направляется наблюдающему прокурору и в управление исправительно-трудовыми учреждениями края (области), автономной республики или автономной области.
Если в результате применения оружия кто-либо был убит или ранен, то об этом немедленно производится расследование.
Глава 11. Отлучки и побеги
91. Опоздание лишенного свободы из отпуска или из командировки без уважительных причин в течение не более 24 часов после вечерней поверки рассматривается как самовольная отлучка, а сверх 24 часов – как побег. Побегом считается также самовольный уход на любой срок с внешних работ, из места лишения свободы или с участков работы за пределы колонии.
92. В случае побега начальник места лишения свободы немедленно сообщает о побеге в ближайший орган милиции и самостоятельно принимает меры к розыску на территории места лишения свободы и к расследованию. Материалы расследования направляются не позднее трех дней со дня обнаружения побега в прокуратуру. О каждом побеге сообщается в управление исправительно-трудовыми учреждениями края (области), автономной республики или автономной области.
Глава 12. Освобождение лишенных свободы
93. Лишенные свободы освобождаются: а) на основании постановлений органов расследования и суда; б) по истечении срока приговора; в) вследствие досрочного освобождения; г) по амнистии.
94. Постановление об освобождении, полученное до вечерней поверки, приводится в исполнение немедленно, а полученное после вечерней поверки – утром следующего дня.
Освобождение по истечении срока приговора производится утром в последний день срока.
95. За незаконное содержание кого-либо в месте лишения свободы начальник последнего несет уголовную ответственность.
Глава 13. Посещения мест лишения свободы
96. Во всякое время дня и ночи без специального на то разрешения допускаются в места лишения свободы:
в пределах РСФСР – члены Президиума ЦИК СССР и ВЦИК, председатели СНК СССР и РСФСР и их заместители, народные комиссары юстиции и здравоохранения РСФСР, народные комиссары рабоче-крестьянской инспекции СССР и РСФСР, прокурор СССР, его заместитель и помощники, прокурор РСФСР и его помощники, прокуроры при Народном комиссариате юстиции РСФСР, члены коллегии Народного комиссариата юстиции РСФСР, начальник Главного управления исправительно-трудовыми учреждениями РСФСР, его заместитель и его помощники, а также начальники секторов и отделов и инспектора Главного управления исправительно-трудовыми учреждениями, которым по роду их работы это предоставлено;
в пределах автономной республики следующие должностные лица данной республики: члены президиума ЦИК этой республики, председатель ее СНК и его заместитель, народные комиссары юстиции, здравоохранения и рабоче-крестьянской инспекции, прокурор республики и его помощник, председатель главного суда, члены коллегии народного комиссариата юстиции, начальник управления исправительно-трудовыми учреждениями, а также начальники секторов и отделов и инспектора управлений исправительно-трудовыми учреждениями, которым по роду их работы это предоставлено;
в пределах каждого края, области, района и города – председатель и члены президиума соответствующих исполкомов и горсоветов городов, выделенных из состава района в самостоятельные административно-территориальные единицы, соответствующий прокурор и его наблюдающие за местами лишения свободы помощники, военные прокуроры, заведующие отделами (управлениями) здравоохранения и рабоче-крестьянской инспекции краевых и областных исполнительных комитетов, начальник краевого или областного управления исправительно-трудовыми учреждениями, его заместитель и его помощники, а также начальники секторов и отделов и инспектора краевых и областных управлений исправительно-трудовыми учреждениями, которым по роду их работы это предоставлено.
97. В дневное время от утренней и до вечерней поверки без специального на то разрешения допускаются в места лишения свободы:
в пределах РСФСР – члены ЦИК СССР и ВЦИК, члены СНК СССР и РСФСР, члены пленума Верховного суда СССР и члены президиума Верховного суда РСФСР, главный санитарный инспектор Народного комиссариата здравоохранения РСФСР, а также лица, имеющие по должности право вхождения во все советские учреждения;
в пределах автономных республик – члены ЦИК, СНК, председатель и заместитель председателя главсуда, а также представитель государственной санитарной инспекции народного комиссариата здравоохранения соответствующей автономной республики;
в пределах каждого края, области, района и города – члены президиумов соответствующих исполкомов и горсоветов, представители прокуратуры, члены президиума краевого или областного суда, председатели и члены коллегии военных трибуналов и по специальным мандатам своего учреждения – представители рабоче-крестьянской инспекции, инспектора санитарные и технические.
98. Прочие лица допускаются в места лишения свободы по специальным на то разрешениям Главного управления исправительно-трудовыми учреждениями или управлений исправительно-трудовыми учреждениями соответствующего края (области), автономной республики или автономной области.
99. Отдавать распоряжения при посещении мест лишения свободы могут только те лица, которые имеют на то право по занимаемой должности.
Раздел III. Ссылка, соединенная с исправительно-трудовыми работами
100. Организация отбывания ссылки, соединенной с исправительно-трудовыми работами, возлагается на местах на управления исправительно-трудовыми учреждениями края (области), автономной республики и автономной области.
101. Осужденные к ссылке с исправительно-трудовыми работами исполняют эти работы:
а) по найму в государственных, кооперативных и общественных предприятиях и учреждениях в порядке договоров этих предприятий и учреждений с исправительно-трудовыми учреждениями;
б) в предприятиях, специально организуемых для этой цели исправительно-трудовыми учреждениями;
в) на массовых работах, организуемых по договорам исправительно-трудовых учреждений с государственными и кооперативными органами;
г) в колониях для массовых работ.
102. Отбывающие ссылку с исправительно-трудовыми работами не могут без разрешения исправительно-трудовых органов отлучаться за пределы местности, предназначенной для их жительства, в пределах же этой местности они не ограничены в выборе жилья для себя и своих семей.
Отбывающие ссылку с исправительно-трудовыми работами в колониях для массовых работ никаким ограничениям, установленным для лишения свободы, не подлежат.
103. Отбывающие ссылку с исправительно-трудовыми работами приравниваются в отношении условий и оплаты труда к работникам соответствующей квалификации, работающим по трудовым договорам, с удержанием из основного заработка от 15 до 5% (в зависимости от времени, проведенного в ссылке) на возмещение организационных расходов исправительно-трудовых органов.
104. Размер удержаний устанавливается инструкцией Народного комиссариата юстиции РСФСР, предусматривающей постепенное уменьшение процента удержаний из зарплаты отбывающего ссылку с исправительно-трудовыми работами.
105. Среди отбывающих ссылку с исправительно-трудовыми работами проводится политико-просветительная работа.
106. Отбывающим ссылку с исправительно-трудовыми работами предоставляется отпуск на двенадцать рабочих дней в году без права оставлять на время отпуска район ссылки.
107. В случае утраты отбывающим ссылку с исправительно-трудовыми работами трудоспособности наблюдательная комиссия на основании заключения врачебной экспертизы возбуждает в ближайшем народном суде ходатайство о замене ему оставшегося срока ссылки иной мерой социальной защиты.
108. К отбывающим ссылку с исправительно-трудовыми работами, нарушающим установленный порядок и трудовую дисциплину, применяются следующие дисциплинарные меры: а) замечание, б) выговор, в) арест на срок до двадцати суток, г) перевод в более отдаленное место отбывания ссылки.
109. В случае злостного уклонения от исполнения исправительно-трудовых работ исправительно-трудовое учреждение ставит перед народным судом по месту исполнения приговора вопрос о замене ссылки лишением свободы.
Раздел IV. Наблюдательные комиссии
110. При местах лишения свободы, отделениях исправительно-трудовых работ и учреждениях, на учете у которых состоят отбывающие ссылку с исправительно-трудовыми работами, создаются наблюдательные комиссии.
Наблюдательные комиссии строят свою работу на основе максимального участия широких масс трудящихся в деятельности исправительно-трудовых учреждений и учитывают при рассмотрении дел осужденных классовую опасность совершенного преступления, социальное положение осужденного, мотивы совершенного им действия, успешность применения к нему исправительно-трудового воздействия и общие задачи, которые ставятся судебными и исправительно-трудовыми органами.
111. Наблюдательные комиссии создаются в составе от шести до десяти человек. В состав комиссии входят: народный судья (по месту нахождения исправительно-трудового учреждения), начальник исправительно-трудового учреждения или его помощник, представитель местной рабоче-крестьянской инспекции и представители общественных организаций, а также хозяйственных организаций, с которыми данное место лишения свободы по роду и характеру его производства наиболее тесно связано.
112. К работе в наблюдательных комиссиях привлекаются с правом совещательного голоса заведующие политико-воспитательной и производственной частью, врачи, педагоги и представители общественных организаций лишенных свободы данного места лишения свободы.
113. На каждое заседание наблюдательной комиссии обязательно приглашается прокурор или его помощник.
На заседания наблюдательных комиссий, на которых рассматриваются дела осужденных военными трибуналами, приглашаются представитель ближайшего военного трибунала с правом решающего голоса и военный прокурор.
114. Состав наблюдательных комиссий утверждается районными исполкомами, а в городах, выделенных из состава района в самостоятельные административно-территориальные единицы – горсоветами; те же органы заслушивают доклады наблюдательных комиссий об их деятельности.
115. Наблюдательные комиссии самостоятельно разрешают следующие вопросы:
а) об условно-досрочном освобождении лишенных свободы, а также отбывающих ссылку с исправительно-трудовыми работами и исправительно-трудовые работы без лишения свободы;
б) о зачете рабочих дней лишенным свободы, а также отбывающим исправительно-трудовые работы без лишения свободы и ссылку с исправительно-трудовыми работами;
в) об отпусках лишенным свободы, отпусках отбывающим ссылку с исправительно-трудовыми работами и предусмотренных ст. 25 отпусках отбывающим исправительно-трудовые работы без лишения свободы.
116. Наблюдательные комиссии дают заключения и ставят по собственной инициативе вопросы:
а) перед Президиумом ВЦИК и ЦИК СССР – об отмене или замене другою, более мягкой мерой социальной защиты в порядке частной амнистии лишения свободы, ссылки с исправительно-трудовыми работами и исправительно-трудовых работ без лишения свободы тем осужденным, в отношении которых по мотивированному постановлению комиссии нецелесообразно применять эти меры социальной защиты;
б) перед соответствующими судами – о применении условно-досрочного освобождения к осужденным до истечения установленного законом срока;
в) перед судом, вынесшим приговор – о снятии назначенных в качестве дополнительной меры ссылки и поражения в правах;
г) перед местным народным судом – о замене утратившим работоспособность ссыльным ссылки иною мерою социальной защиты;
д) перед судебно-следственными органами – об отмене лишения свободы как меры пресечения;
е) перед Главным управлением исправительно-трудовыми учреждениями или управлением исправительно-трудовыми учреждениями автономной республики – о переводе в штрафную колонию или в место лишения свободы другого вида или в более отдаленное место лишения свободы;
ж) перед управлением исправительно-трудовыми учреждениями края (области), автономной республики или автономной области – об отмене частью или полностью зачета рабочих дней лицам, упорно нарушающим общую или трудовую дисциплину, дезорганизующим работу места лишения свободы или проявившим себя в качестве упорных лодырей и симулянтов.
117. Наблюдательные комиссии сообщают в соответствующие органы:
а) об искривлениях уголовной политики в работе исправительно-трудового учреждения;
б) о неправильных действиях администрации исправительно-трудового учреждения.
118. Постановления наблюдательных комиссий могут быть опротестованы в трехдневный срок председателем наблюдательной комиссии, прокурором или начальником исправительно-трудового учреждения в краевой, областной или главный суд АССР по месту исполнения приговора.
Постановление наблюдательной комиссии проводится в жизнь через три дня, если за этот срок оно не было опротестовано.
119. В крупных исправительно-трудовых учреждениях в каждом цехе, отрасли производства или участке работ создаются цеховые наблюдательные комиссии в составе начальника исправительно-трудового учреждения или его помощника и двух представителей от общественных организаций.
120. Цеховые наблюдательные комиссии самостоятельно разрешают лишь вопрос о зачете рабочих дней. Постановления их могут быть в трехдневный срок опротестованы прокурором или начальником исправительно-трудового учреждения в наблюдательную комиссию.
121. Общее руководство деятельностью наблюдательных комиссий осуществляет Народный комиссариат юстиции РСФСР по Главному управлению исправительно-трудовыми учреждениями.
122. По всем вопросам своей компетенции наблюдательная комиссия сносится со всеми учреждениями непосредственно.
Техническое обслуживание наблюдательной комиссии возлагается на аппарат того исправительно-трудового учреждения, при котором она состоит.
123. Наблюдательные комиссии непосредственно руководят оказанием трудовой и других видов помощи освобождаемым из мест лишения свободы.
Раздел V. Условно-досрочное освобождение и зачет рабочих дней
124. Условно-досрочное освобождение может применяться наблюдательными комиссиями к лишенным свободы, а также и к отбывающим ссылку с исправительно-трудовыми работами и исполняющим исправительно-трудовые работы без лишения свободы по истечении не менее половины срока назначенной судом меры социальной защиты с исчислением этой половины включая сюда и зачет рабочих дней.
125. Условно-досрочное освобождение применяется к лишенным свободы или в виде полного освобождения от меры социальной защиты или же в виде перевода на исправительно-трудовые работы без лишения свободы на срок не свыше одного года.
126. К отбывающим ссылку с исправительно-трудовыми работами условно-досрочное освобождение применяется:
а) в виде перевода на оставшийся срок, но не более одного года, на исправительно-трудовые работы без лишения свободы в месте по выбору осужденного;
б) в виде полного освобождения как от ссылки, так и от исправительно-трудовых работ.
127. Наблюдательные комиссии могут поощрять особо продуктивную работу лишенных свободы, отбывающих ссылку с исправительно-трудовыми работами и исполняющих исправительно-трудовые работы без лишения свободы, путем зачета двух дней особо продуктивной работы за три дня срока, а работающим на работах, имеющих особо важное значение, систематически перевыполняющим производственную норму или давшим особо ценные производственные предложения или имеющим иные особые заслуги в деле выполнения промфинплана, путем зачета одного дня работы за два дня срока.
Перечень работ, на которых допускается зачет одного дня работы за два дня срока, утверждается краевыми (областными) управлениями исправительно-трудовых учреждений, а в автономных республиках и областях – управлениями исправительно-трудовыми учреждениями этих республик и областей.
128. Наблюдение за правилами применения условно-досрочного освобождения и зачета рабочих дней к нетрудовым элементам осуществляется краевыми (областными) управлениями исправительно-трудовыми учреждениями, а в автономных республиках и областях – управлениями исправительно-трудовыми учреждениями этих республик и областей.
Раздел VI. Управление исправительно-трудовыми учреждениями
129. Общее руководство и управление исправительно-трудовыми учреждениями принадлежит Народному комиссариату юстиции РСФСР по Главному управлению исправительно-трудовыми учреждениями.
130. Руководство и управление исправительно-трудовыми учреждениями автономной республики осуществляется народным комиссариатом юстиции этой республики по управлению исправительно-трудовыми учреждениями той же республики в соответствии с директивами Народного комиссариата юстиции РСФСР по Главному управлению исправительно-трудовыми учреждениями.
131. Руководство и управление исправительно-трудовыми учреждениями края (области) осуществляется краевыми (областными) управлениями исправительно-трудовыми учреждениями.
132. Руководство и управление исправительно-трудовыми учреждениями автономной области осуществляется управлением исправительно-трудовыми учреждениями автономной области, действующим под общим руководством краевого управления исправительно-трудовыми учреждениями.
При небольшом числе исправительно-трудовых учреждений в автономной области функции областного управления в отношении их исполняет инспектор.
133. Во главе места лишения свободы находится начальник, на которого возлагается:
а) руководство и управление деятельностью места лишения свободы;
б) выполнение судебных приговоров по отношению к лишенным свободы, проведение в жизнь исправительно-трудового законодательства и всех распоряжений вышестоящих органов;
в) руководство деятельностью производственных и хозяйственных предприятий места лишения свободы;
г) руководство политико-просветительной работой среди лишенных свободы;
д) распоряжение имуществом и денежными средствами мест лишения свободы согласно промфинплану и указаниям вышестоящих органов управления исправительно-трудовыми учреждениями;
е) организация наблюдательных комиссий и участие в их работе;
ж) наложение на сотрудников и лишенных свободы взысканий в порядке, указанном в уставе службы в исправ.-труд. учреждениях и в настоящем Кодексе.
134. Структура и штаты места лишения свободы устанавливаются по согласованию с рабоче-крестьянской инспекцией Главным управлением исправительно-трудовыми учреждениями РСФСР по представлению краевого (областного) управления исправ.-труд. учреждениями, а в автономных республиках и областях – управлениями исправительно-трудовыми учреждениями этих республик и областей.
Раздел VII. Средства системы исправительно-трудовых учреждений, порядок распоряжения ими и отчетности
135. Главное управление исправительно-трудовыми учреждениями является распорядителем всякого рода средств системы исправительно-трудовых учреждений РСФСР, руководит всей ее хозяйственной и финансовой деятельностью и отвечает за исполнение ее промфинпланов.
136. Управления исправительно-трудовыми учреждениями краев (областей), автономных республик и автономных областей в своей хозяйственной деятельности самостоятельны в пределах утвержденных промфинпланов.
137. Источниками средств системы исправительно-трудовых учреждений являются: а) доходы от производственной деятельности исправительно-трудовых учреждений; б) процентные удержания из зарплаты лиц, исполняющих исправительно-трудовые работы без лишения свободы по месту постоянной работы; в) в необходимых случаях ассигнования по госбюджету; г) прочие поступления.
138. Из чистого дохода от производственной деятельности, определяемого по годовым балансам управлений исправительно-трудовыми учреждениями края (области), автономной республики и автономной области, производятся следующие отчисления: а) на прирост оборотных средств и на капиталовложения исправительно-трудовых учреждений – в соответствии с утвержденным промфинпланом; б) 5 % в фонд премиального вознаграждения работников исправительно-трудовых учреждений; в) 5 % в фонд премирования ударников из числа лишенных свободы, а равно на улучшение мест лишения свободы и оказание помощи контингенту лиц, обслуживаемому системой исправительно-трудовых учреждений.
139. Остающаяся часть чистого дохода от производственной деятельности исправительно-трудовых учреждений и поступления от процентных удержаний из зарплаты лиц, исполняющих исправ.-трудработы без лишения свободы, обращаются:
а) на содержание Главного управления исправительно-трудовыми учреждениями, управлений исправительно-трудовыми учреждениями краев (областей), автономных республик и автономных областей, на содержание мест лишения свободы и отделений исправительно-трудовых работ и другие расходы оперативного характера по системе исправительно-трудовых учреждений;
б) на капиталовложения непроизводственного характера;
в) 5 % – на образование резерва Главного управления исправительно-трудовыми учреждениями, который расходуется Главным управлением исправительно-трудовыми учреждениями по согласованию с НКФ РСФСР.
140. Остальные средства системы исправительно-трудовых учреждений расходуются в порядке утвержденных смет.
141. На основе утвержденных финпланов исправительно-трудовые учреждения перечисляют в распоряжение вышестоящих исправительно-трудовых органов в порядке и в сроки, установленные этими органами, все поступления сверх определенных для них оборотных средств, а также сумм, необходимых им для покрытия непроизводственных расходов по утвержденным финпланам и сметам.
142. Распорядителями средств во всех исправительно-трудовых учреждениях является начальник и лица, им на то уполномоченные.
143. В целях регулирования и обеспечения выполнения производственной программы Главному управлению исправительно-трудовыми учреждениями предоставляется право при распределении сумм, отпускаемых на образование годовых и квартальных приростов собственных оборотных средств, оставлять в распоряжении управления исправительно-трудовыми учреждениями края (области), автономной республики и автономной области резерв в размерах, не превышающих 10 % распределяемой суммы.
144. Для снабжения лишенных свободы питанием и другими видами довольствия Главное управление исправительно-трудовыми учреждениями выделяет управлениям краевых (областных), автономных республик и автономных областей средства в соответствии с нормами расхода на эти нужды в сроки, устанавливаемые распоряжениями Главного управления исправительно-трудовыми учреждениями.
145. Бухгалтерский учет ведется в исправительно-трудовых учреждениях на основе инструкций Главного управления исправительно-трудовыми учреждениями.
Формы, срок и отчетность устанавливаются Главным управлением исправительно-трудовыми учреждениями по согласованию с Управлением народнохозяйственного учета РСФСР.
146. Годовые отчеты и балансы, а также сводно-годовой отчет и баланс исправительно-трудовых учреждений утверждаются в порядке, установленном на этот счет для хозорганов и предприятий.
147. Промфинпланы исправительно-трудовых учреждений составляются управлениями исправительно-трудовыми учреждениями краев (областей), автономных республик и автономных областей на основании директив и лимитов Главного управления исправительно-трудовыми учреждениями. Краевые и областные промфинпланы утверждаются Главным управлением исправительно-трудовыми учреждениями. Промфинпланы автономных республик утверждаются народными комиссариатами юстиции этих республик и направляются через Главное управление исправительно-трудовыми учреждениями на окончательное утверждение Народного комиссариата юстиции РСФСР. Сводный промфинплан исправительно-трудовых учреждений по РСФСР утверждается Народным комиссариатом юстиции РСФСР.
Постановление ВЦИК и СНК о дополнении статьи 20 Уголовного кодекса РСФСР и статей 28 и 79 Исправительно-трудового кодекса РСФСР. 20.9.1936 г.
В соответствии с Постановлением ЦИК и СНК Союза ССР от 8 августа 1936 г. "О дополнении Основных начал уголовного законодательства СССР и союзных республик" (С.З., 1936, № 44, ст. 370) Всероссийский центральный исполнительный комитет и Совет народных комиссаров РСФСР постановляют:
1. Дополнить ст. 20 Уголовного кодекса РСФСР примечанием следующего содержания:
"Примечание. Верховному суду СССР, Верховному суду РСФСР, краевым и областным судам, железнодорожным и водно-транспортным судам и военным трибуналам принадлежит право в отношении лиц, осужденных за наиболее опасные преступления, определять лишение свободы в виде заключения в тюрьму".
2. Дополнить ст. 28 Исправительно-трудового кодекса РСФСР примечанием следующего содержания:
"Примечание. Направление осужденных к лишению свободы для отбывания наказания в тюрьму может иметь место лишь при том условии, если в приговоре суда есть специальное указание о заключении осужденного в тюрьму".
3. Дополнить ст. 79 Исправительно-трудового кодекса РСФСР примечанием следующего содержания:
"Примечание. Органам НКВД Союза ССР предоставляется право переводить в дисциплинарном порядке в тюрьму лиц, отбывающих наказание в исправительно-трудовых лагерях и исправительно-трудовых колониях и систематически нарушающих в этих местах лишения свободы распорядок, совершающих побеги и т.п. Перевод этих лиц в тюрьму может иметь место по постановлению начальника республиканского, краевого или областного управления НКВД Союза ССР на срок до одного года с санкции прокурора соответствующего лагеря, и по постановлению начальника ГУЛАГ НКВД Союза ССР на срок до двух лет с санкции прокурора Союза ССР.
В случае опротестования прокуратурой постановления органов НКВД Союза ССР о направлении заключенного в тюрьму, исполнение этого постановления приостанавливается".
За председателя ВЦИК
Н. КРЫЛЕНКО[4]
Заместитель председателя СНК РСФСР
Т. РЫСКУЛОВ
Заместитель секретаря ВЦИК
Н. НОВИКОВ
[1] Утверждено постановлением СНК СССР.[2] Утвержден постановлением ВЦИК и СНК РСФСР.[3] Статья на практике не выполнялась.[4] Крыленко Николай Васильевич (1885-1938) – политический деятель. С 1904 большевик, участник революции 1905-1907, неоднократно арестовывался. Участник I мировой войны, прапорщик (1913). С 1917 был председателем армейского комитета, участник октябрьского переворота. Нарком-член Комитета по военным и морским делам (1917-1918), верховный главнокомандующий российской армией (1917-1918), обеспечил захват большевиками управлению ею и ее демобилизацию. В 1918-1922 был председателем Верховного ревтрибунала, в 1922-1929 – старшим помощником прокурора, в 1929-1931 – прокурором РСФСР. Нарком юстиции РСФСР (1931-1936) и СССР (1936-1938). Председатель Всесоюзной шахсекции, основатель шахматного движения в СССР. Потерпел поражение в борьбе с А.Я. Вышинским за главенство в судебной системе СССР. Расстрелян по приговору военной коллегии Верховного суда, в 1956 реабилитирован.