Законы о местных советах. 1930-1933 г.
Проведенное в начале 1930-х гг. преобразование местных советов было связано в первую очередь с коллективизацией. Их основной задачей было объявлено содействие ей. Для этого были расширены права сельских советов. В частности, они получили право иметь собственные бюджеты. В сельсоветах были созданы секции, которые по законам 20-х гг. (см. Законы о местном управлении. 1924-1927 гг.) действовали лишь в городских советах.
Также было улучшено управление коренными народами Крайнего Севера. Для этого были созданы кочевые советы, передвигавшиеся с соответствующими племенами.
Постановление Президиума ЦИК СССР. Основные положения об организации сельских советов в Союзе ССР. 3.2.1930 г.
В целях дальнейшего укрепления сельских советов как органов пролетарской диктатуры, как руководителей широко развернувшейся коллективизации сельского хозяйства и связанной с этим ликвидации кулачества как класса, а также как организаторов активности батрацких, бедняцких и середняцких масс в деле дальнейшего подъема сельского хозяйства и его социалистического переустройства Президиум Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР предлагает центральным исполнительным комитетам союзных республик провести в жизнь организацию сельских советов на нижеследующих основаниях.
1. Организация сельских советов
1. Сельские советы, как правило, образуются во всех селах, за исключением тех мелких селений, которые могут объединяться в единый сельский совет без ущерба для политической, хозяйственной и культурной жизни этих мелких селений.
2. В районах сплошной коллективизации при объединении ряда сел в единый колхоз организация сельских советов должна в основном совпадать с первичной ячейкой коллективного хозяйства (производственный участок и т.п.). При этом следует исходить из необходимости сохранения сельских советов по-прежнему во всех селах.
Установление точных границ сельских советов, а также принципов организационного построения коллективных хозяйств возлагается на окружные исполнительные комитеты с утверждением их решений президиумами центральных исполнительных комитетов союзных республик.
При установлении границ сельских советов необходимо учитывать численность и плотность населения, его национальный состав, состояние дорог и средств связи.
3. Избиратели различных слоев трудящегося населения участвуют в выборах депутатов в сельские советы по одинаковой, установленной согласно Конституции, норме.
Порядок выборов в сельские советы и сроки, на которые они избираются, устанавливаются центральными исполнительными комитетами союзных республик в соответствии с основными положениями о выборах в советы, издаваемыми Центральным Исполнительным Комитетом Союза ССР.
4. Избиратели имеют право отзыва в любое время избранных ими и не оправдавших их доверия депутатов.
Взамен отозванных депутатов производятся довыборы.
5. Для выполнения решений сельского совета и ведения текущей работы сельским советом из числа его членов избираются председатель и секретарь, при чем последний может быть избран и не из состава членов совета. В сельских советах, объединяющих значительное количество населения, могут быть избираемы президиумы.
6. Для осуществления контроля за финансово-хозяйственной деятельностью и за постановкой массовой работы сельского совета одновременно с выборами сельского совета и на тот же срок полномочий избирается ревизионная комиссия. Ревизионная комиссия осуществляет свой контроль непрерывно, поддерживая теснейшую связь с избирателями и в случае надобности своевременно доводя до их сведения о недостатках, существующих в работе сельсовета.
2. Права и обязанности сельских советов
7. Сельский совет является высшим органом власти в пределах его территории. Как орган пролетарской диктатуры в деревне, сельский совет организует активное участие трудящихся масс деревни в государственном управлении и в социалистическом, хозяйственном и культурном строительстве.
8. Сельские советы разрешают все вопросы местного (сельского) значения и обсуждают вопросы районного, окружного, областного (краевого), республиканского и общесоюзного значения.
Сельские советы наблюдают за исполнением на их территории всеми гражданами и должностными лицами законов и распоряжений советской власти, борясь со всякими попытками противодействия мероприятиям советской власти, а также борясь со всеми искажениями классовой пролетарской линии в применении законов и при проведении в жизнь всех мероприятий.
В современных условиях обострения классовой борьбы сельские советы должны особенно решительно пресекать антисоветскую борьбу кулацких элементов.
9. В порядке и в пределах, устанавливаемых законодательством, сельским советам предоставляется право издания обязательных постановлений и наложения административных взысканий и штрафов за их невыполнение.
Для рассмотрения и разрешения имущественных и трудовых споров, а также мелких уголовных дел и для укрепления революционной законности при сельских советах организуются на основе законодательства Союза ССР и союзных республик сельские суды.
10. В целях укрепления обороноспособности Союза ССР сельские советы содействуют соответствующим организациям в проведении мероприятий по военизации населения, по пропаганде и распространению военных знаний, по организации допризывной подготовки и территориальных сборов, по недопущению в Красную армию классово-чуждых элементов.
3. Задачи сельских советов в области хозяйственного и культурного строительства
11. Основной задачей сельских советов является руководство социалистическим переустройством сельского хозяйства путем организации коллективных хозяйств и других кооперативных объединений.
Сельский совет заботится о всемерном повышении урожайности, о расширении посевных площадей, о развитии в обобществлении животноводства как в неколлективных хозяйствах, так и в коллективизированных еще крестьянских хозяйствах.
Вместе с тем сельский совет оказывает помощь существующим на его территории советским хозяйствам (зерновым, животноводческим, льноводческим и т.д.) и другим государственным социалистическим предприятиям.
12. В целях руководства организацией и работой коллективных хозяйств сельские советы:
а) периодически заслушивают отчеты о деятельности всех учреждений и предприятий, участвующих в колхозном строительстве, а также самих колхозов, находящихся на территории сельских советов;
б) рассматривают и утверждают планы коллективных хозяйств и других кооперативных организаций и в случае несоответствия их общегосударственным планам и производственным заданиям дают соответствующие указания для их переработки;
в) дают заключения по ходатайствам коллективных хозяйств о предоставлении им кредита, инвентаря и т.п.;
г) руководят развертывающимся в коллективных хозяйствах новым строительством (жилищ, различных хозяйственных построек, школ, клубов, больниц и т.д.).
13. В селах тех районов, которые еще не охвачены сплошной коллективизацией, сельские советы заботятся о всемерном подъеме индивидуальных бедняцких и середняцких хозяйств (путем организации простейших кооперативных объединений, проведения агроминимума, расширения посевных площадей и т.д.), направляя развитие этих индивидуальных хозяйств в сторону их скорейшей коллективизации и развертывания вокруг задач коллективизации большой разъяснительной и подготовительной работы.
Сельские советы организуют батрацкие, бедняцкие и середняцкие массы для борьбы с кулачеством, всемерно ограничивая в еще неколлективизированных районах его эксплуататорские тенденции и добиваясь хозяйственного вытеснения капиталистических элементов с тем, чтобы с переходом сел данных районов на сплошную коллективизацию перейти к окончательной ликвидации кулачества.
14. Сельские советы наблюдают за правильным и целесообразным использованием земель и угодий как коллективными хозяйствами, так и единоличными хозяйствами и, в случае необходимости, ставят вопрос об отобрании земель и угодий от организаций и лиц, нарушающих законы о национализации земли и не выполняющих производственных планов и заданий, а также не выполняющих своих обязательств перед государством.
Сельские советы руководят всей деятельностью земельных обществ, находящихся на их территории, направляя их работу в сторону социалистического переустройства сельского хозяйства. Сельский совет имеет право отмены, изменения и утверждения постановлений земельных обществ.
В районах сплошной коллективизации земельные общества ликвидируются, при чем все их права и обязанности полностью передаются сельским советам.
15. Сельские советы наблюдают за своевременным выполнением коллективными хозяйствами и неколлективизированными еще крестьянскими хозяйствами, а также различными общественными организациями и предприятиями всех обязательств перед государством по взносам сельскохозяйственного налога, погашению кредитов, сдаче государству товарной продукции, по выполнению договоров по контрактации, выполнению производственных планов и заданий, особенно при проведении хлебозаготовительной и посевной кампании, а также наблюдают за правильным и целесообразным использованием инвентаря в полном соответствии с задачами социалистического переустройства деревни.
16. Сельские советы наблюдают за правильным использованием рабочей силы и агротехнических кадров, а также за организацией и за постановкой на должную высоту дисциплины труда в коллективных и советских хозяйствах; за исполнением государственными и общественными учреждениями, организациями и отдельными лицами законов и правил об охране труда, о заработной плате, а также коллективных и трудовых договоров и других мероприятий, проводимых советской властью в области организации и охраны труда.
В случаях нарушения законов о труде сельские советы принимают меры к устранению этих нарушений, а также привлекают виновных к ответственности.
17. Сельские советы руководят организацией и постановкой работы различных культурных и бытовых учреждений (избы-читальни, дома колхозников, школы, клубы, ясли, общественные столовые и т.п.), больниц и других санитарных учреждений, а также организуют благоустройство деревни (водоснабжение, дороги, связь и т.д.) в целях большего обслуживания трудящегося населения, его социалистического воспитания и социалистического переустройства его быта.
18. Сельские советы наблюдают за проведением в жизнь законов о социальном обеспечении крестьян и крестьянок, а также установленных законом льгот и преимуществ красноармейцам, краснофлотцам, бывшим красногвардейцам и красным партизанам и их семьям. Сельские советы принимают необходимые меры содействия по скорейшей коллективизации хозяйств трудящихся крестьян, входящих в перечисленные выше категории.
4. Бюджет и бюджетные права сельских советов
19. В целях дальнейшего развертывания социалистической, хозяйственной и культурной деятельности сельских советов, а также в целях усиления роли сельских советов в социалистическом переустройстве быта широких масс трудящихся крестьян во всех сельских советах должны быть образованы самостоятельные бюджеты.
План, порядок и сроки введения сельских бюджетов устанавливаются законодательством союзных республик, при чем в районах сплошной коллективизации сельские бюджеты должны быть обязательно введены с 1930-31 бюджетного года.
20. Бюджеты сельских советов должны обслуживать административные, хозяйственно-общественные и культурные нужды местного значения. На сельские бюджеты относятся расходы по содержанию сельских советов, местных учреждений народного образования и народного здравоохранения, расходы на пенсионирование, дорожное дело, связь, благоустройство населенных пунктов, а также расходы, связанные с развитием сельского хозяйства и содержанием имуществ и предприятий, находящихся в распоряжении сельских советов.
21. В доходную часть сельских бюджетов должны быть включены поступления от следующих источников:
а) неналоговые доходы от имуществ и предприятий местного значения, расположенных на территории сельского совета, в том числе и от передаваемых сельским советам как земельными обществами на основании ст. 52 Основных Положений о землеустройстве и землепользовании, так и другими организациями;
б) местные налоги и сборы, взимаемые на территории сельского совета;
в) отчисления от единого сельскохозяйственного налога, взимаемого на территории сельского совета в размерах, определяемых законодательством союзных республик, но не менее 30 проц. всех поступлений сельскохозяйственного налога на территории сельского совета;
г) отчисления от государственных доходов, при чем размеры и порядок отчислений от государственных доходов определяются законодательством союзных республик;
д) отчисления от тех реализуемых на территории сельского совета государственных займов и в тех размерах, которые определяются для каждого данного займа при его выпуске;
е) средства, образуемые коллективными хозяйствами в виде фондов улучшения бытовых и культурно-просветительных учреждений;
ж) отчисления и целевые доходные статьи, передаваемые в бюджет сельского совета по постановлению коллективных хозяйств;
з) средства самообложения, при чем эти средства расходуются сельскими советами на те нужды, которые определены постановлениями общих собраний граждан.
22. В области налоговой сельские советы учитывают источники обложения и производят взыскание налогов и сборов, а также выполняют другие обязанности по налогам, возлагаемые на них законодательством союзных республик.
23. На сельские советы возлагается организация распространения государственных займов, а также проведение широкой разъяснительной работы об их значении и содействие держателям займов в проведении установленных законами операций с займами.
5. Организация массовой работы сельских советов
24. Важнейшей задачей сельских советов является вовлечение широких трудящихся масс деревни и непосредственное государственное управление и организация батрацких, бедняцких и середняцких слоев деревни для дальнейшего подъема и социалистического переустройства сельского хозяйства.
25. В целях вовлечения в повседневную работу сельских советов широких масс трудящихся, а также для привлечения к этой работе всех членов сельских советов при сельских советах организуются различные секции. Количество и название секций определяются законодательством союзных республик с тем, однако, чтобы организация секций охватывала все важнейшие области работы сельских советов.
Работа сельскохозяйственной секции, образуемой при всех сельских советах, должна строиться по типу производственных совещаний. Основное внимание секций должно уделяться организации и работе коллективных хозяйств, организации в них производства, труда и быта, развертыванию в них культурно-просветительной работы и т.д.
В состав секций сельских советов должны особенно широко вовлекаться батраки и бедняки, как основное ядро актива сельских советов.
26. При всех сельских советах организуются группы бедноты. Сельские советы должны всемерно способствовать развертыванию работы групп бедноты, ставить на их обсуждение все важнейшие вопросы своей работы и т.п. Группы бедноты должны являться главной опорой сельских советов при проведении ими всех мероприятий.
27. Сельские советы проводят широкие мероприятия по повышению политического и культурного уровня трудящихся масс деревни, обращая особое внимание на работу среди женщин - батрачек, беднячек и середнячек. Сельские советы принимают все меры к развертыванию среди женщин культурно-просветительной и политической работы, привлекая их к повседневной работе советов, к активному участию в колхозном строительстве и т.д. При развертывании нового строительства, особенно в коллективных хозяйствах и советских хозяйствах, сельские советы должны уделять особое внимание организации всяческого рода бытовых учреждений (общественные столовые и прачечные, ясли, детские сады и т.д.), могущие способствовать дальнейшему раскрепощению трудящихся женщин, особенно батрачек и беднячек.
28. Члены сельских советов как представители трудящихся масс деревни должны принимать самое активное участие в повседневной работе советов и всячески способствовать решению стоящих перед сельсоветами задач, являясь передовыми работниками в социалистическом переустройстве сельского хозяйства.
Члены сельских советов держат тесную связь со своими избирателями и периодически отчитываются перед ними о своей работе как по своей инициативе, так и по требованию избирателей. Кроме того, по поручению сельского совета они отчитываются перед избирателями о его деятельности, широко разъясняя трудящимся все мероприятия советской власти и организуя трудящихся на проведение этих мероприятий в жизнь.
29. В случаях, когда обнаруживается полная бездеятельность сельского совета или извращение им классовой пролетарской линии, выражающиеся в слабом руководстве социалистическим переустройством деревни и связанной с этим ликвидаций кулачества, как класса, а также в слабой работе по организации батрачества и бедноты и т.п., производятся досрочно перевыборы сельского совета.
Порядок досрочных перевыборов определяется законодательством союзных республик.
30. Сельские советы отчитываются перед своими избирателями не реже трех раз в год. Помимо этого, сельские советы регулярно созывают общие собрания избирателей и намечают вопросы для этих собраний. Постановления общих собраний проводятся в жизнь сельским советом.
На собрания, созываемые сельским советом, лица, лишенные избирательных прав, не допускаются.
Для обсуждения вопросов, имеющих крупное общественное значение, сельские советы проводят расширенные заседания пленумов совета с привлечением на них батрацкого, бедняцкого и середняцкого актива особенно из числа колхозников.
Постановление ВЦИК об утверждении Положения о сельских советах РСФСР. 1.1.1931 г.
ВЦИК постановляет:
1. Утвердить и ввести в действие нижеследующее Положение о сельских советах РСФСР.
2. С изданием указанного в ст. 1 Положения отменить Положение о сельских советах, утвержденное 2 сессией ВЦИК XI созыва[1] (С.У., 1924, № 82, ст. 827).
3. Поручить СНК РСФСР в месячный срок внести в установленном порядке в действующее законодательство РСФСР изменения, вытекающие из указанного в ст. 1 Положения.
Положение о сельских советах РСФСР. 1.1.1931 г.
I. Общие положения
1. Сельсовет на объединяемой им территории является высшим органом власти, через который пролетариат проводит свою диктатуру.
2. Сельсовет, руководствуясь во всей своей работе действующими законами и директивами вышестоящих органов, выполняет следующие основные задачи:
а) организует батрацко-бедняцкие и середняцкие массы деревни, осуществляет мероприятия по социалистической перестройке сельского хозяйства и быта деревни, участвует в индустриализации страны, ведет наступление на кулацкие и другие классово-враждебные элементы и проводит ликвидацию кулачества как класса на основе сплошной коллективизации;
б) разрешает все вопросы сельского значения и обсуждает вопросы районного, краевого, областного, республиканского и общесоюзного значения, представляя свои предложения по ним в вышестоящие органы;
в) руководит всеми учреждениями, предприятиями и организациями, состоящими в его ведении, наблюдает за деятельностью неподведомственных ему учреждений, предприятий и организаций, находящихся на его территории, и содействует мероприятиям, проводимым на его территории государственными органами и общественными организациями;
г) принимает меры к выполнению всеми предприятиями, организациями и отдельными гражданами возлагаемых на них государственных заданий;
д) ведет борьбу со всеми искажениями классовой пролетарской политики и наблюдает за исполнением на его территории всеми гражданами и должностными лицами законов и распоряжений Советской власти.
3. Сельсовет в пределах предоставленных ему прав издает обязательные постановления и налагает административные взыскания.
4. Сельсовет, имеющий самостоятельный бюджет, пользуется правами юридического лица.
5. Сельсовет непосредственно подчиняется районному исполкому.
В сельских местностях, присоединенных к городам, сельсоветы подчиняются соответствующим городским или районным советам этих городов.
Городские или районные советы в отношении подчиненных им сельсоветов осуществляют все права и обязанности, присвоенные районному исполкому.
II. Предметы ведения сельского совета
6. В области организации и проведения выборов в советы и на съезды советов сельсовет:
а) организует сельскую избирательную комиссию и проводит отчетную и избирательную кампании;
б) выявляет лиц, подлежащих лишению избирательных прав, и ведет постоянный учет лиц, лишенных избирательных прав, по спискам, утвержденным районным исполкомом;
в) избирает делегатов на районный съезд советов.
7. В области организационно-массовой работы сельсовет:
а) вовлекает рабочих, батраков, колхозников, а также бедняцко-середняцкие слои деревни в свою работу;
б) принимает меры к вовлечению женщин в советское строительство и выдвижению их на руководящую работу;
в) проводит систематическую работу среди батрачества и бедноты, принимает меры к организации и улучшению работы групп батрачества и бедноты и ставит на их обсуждение важнейшие вопросы, подлежащие рассмотрению сельсоветом;
г) проводит политические и хозяйственные кампании в деревне, организуя для этого широкие массы трудящихся;
д) принимает все меры к подготовке и переподготовке советских и колхозных кадров;
е) созывает общие собрания избирателей (не допуская на эти собрания лиц, лишенных избирательных прав), отчитывается перед ними в своей работе не реже трех раз в год и ставит на их обсуждение важнейшие вопросы советского, хозяйственного и культурного строительства.
8. В области национальной политики сельсовет проводит мероприятия по защите прав и интересов национальных меньшинств, повышению их политического, экономического и культурного уровня и вовлечению их в советское строительство.
9. В области планово-статистической работы сельсовет:
а) составляет план хозяйственного и социально-культурного строительства на территории, объединяемой сельсоветом, и представляет его на утверждение в районный исполком;
б) утверждает оперативные планы учреждений и предприятий, находящихся в непосредственном ведении сельсовета, и контролирует их выполнение;
в) рассматривает оперативные планы не подчиненных сельсовету учреждений, предприятий и организаций, находящихся на территории сельсовета, дает по ним свое заключение и содействует их выполнению;
г) избирает сельских уполномоченных по статистике и проводит необходимые статистические работы;
д) ведет подворные книги.
10. В области социалистического переустройства и развития сельского хозяйства сельсовет:
а) принимает меры к укреплению существующих колхозов и к организации новых;
б) рассматривает и утверждает планы коллективных хозяйств и других кооперативных организаций;
в) периодически заслушивает отчеты о деятельности всех учреждений и предприятий, участвующих в колхозном строительстве, а также самих колхозов, находящихся на территории сельсовета;
г) дает заключение по ходатайствам коллективных хозяйств о предоставлении им кредита, инвентаря и т.п.;
д) руководит в коллективных хозяйствах новым строительством;
е) наблюдает за правильным использованием рабочей силы и агротехнического персонала, а также за организацией и постановкой дисциплины труда в коллективных и советских хозяйствах;
ж) приостанавливает незаконные постановления колхозов и других сельскохозяйственных кооперативных объединений с немедленным сообщением об этом районному исполкому;
з) принимает меры к переходу простейших сельскохозяйственных кооперативных объединений в более высшие формы, а в районах, не охваченных сплошной коллективизацией, к подъему единоличных бедняцких и середняцких хозяйств, направляя развитие этих хозяйств в сторону коллективизации;
и) способствует организации и укреплению совхозов и машинно-тракторных станций;
к) принимает меры к расширению посевных площадей, повышению урожайности и развитию животноводства и специальных сельскохозяйственных культур; наблюдает за целесообразным использованием сельскохозяйственного инвентаря; проводит мероприятия по землеустройству, мелиорации, улучшению водного хозяйства;
л) проводит законы и распоряжения о национализации земли; наблюдает за правильным и целесообразным использованием земель и угодий как коллективными, так и единоличными хозяйствами и в случае необходимости ставит перед вышестоящими органами вопрос об отобрании у них земель и угодий;
м) руководит всей деятельностью земельных обществ; утверждает, изменяет и отменяет постановления земельных обществ и ликвидирует эти общества в районах сплошной коллективизации, руководствуясь постановлением районного исполкома по каждому отдельному случаю.
11. В области промышленности сельсовет:
а) эксплуатирует состоящие в его ведении промышленные предприятия и организует новые;
б) заведует и распоряжается месторождениями общераспространенных ископаемых (камень, песок, глина и т.п.), имеющими сельское значение;
в) принимает меры к организации и развитию кустарных промыслов и к производственному кооперированию кустарей;
г) осуществляет надзор за работой промышленных предприятий, не подведомственных сельсовету, и содействует выполнению их промфинпланов.
12. В области лесного хозяйства сельсовет:
а) заведует лесами местного значения;
б) организует кустарные лесные и лесохимические промыслы;
в) организует охрану лесов местного значения, участвует в охране лесов и лесонасаждений общегосударственного значения; принимает меры борьбы с лесными пожарами и лесонарушениями;
г) разрешает отпуск леса из лесов местного значения;
д) распределяет льготный фонд отпуска древесины из лесов общегосударственного значения.
13. В области снабжения, кооперации и торговли сельсовет:
а) принимает меры к полному кооперированию трудящихся и к улучшению работы кооперативных организаций;
б) наблюдает за своевременным и правильным отчислением средств в фонд кооперирования и коллективизации батрачества и бедноты и участвует в распределении этих средств, наблюдает за правильным их использованием и принимает меры к обеспечению своевременного возврата ссуд, выдаваемых из этих фондов;
в) наблюдает за исполнением торговой сетью правил о торговле и осуществляет контроль за соблюдением установленных цен;
г) осуществляет надзор за рынками, базарами и ярмарками;
д) устанавливает арендную плату за торгово-складочные помещения и места под торговлю.
14. В области бюджетно-финансовой сельсовет:
а) составляет сельский бюджет и представляет его на утверждение районного исполкома; утверждает кассовые планы в пределах сельского бюджета; при отсутствии самостоятельного бюджета составляет приходо-расходную смету;
б) передвигает кредиты по сельскому бюджету в пределах одного и того же раздела;
в) учитывает источники обложения и производит взимание налогов и сборов;
г) разрешает вопросы об отсрочке, рассрочке, сложении и возврате сумм по местным налогам и сборам и налоговым доходам, подлежащим зачислению полностью в сельский бюджет;
д) взыскивает штрафы и недоимки по всем налогам и сборам, поступающим на территории сельсовета; составляет описи имущества недоимщиков и продает это имущество с публичных торгов;
е) производит опись наследственных имуществ, принимает меры к их охране и сообщает районному исполкому сведения об открывающихся наследствах;
ж) принимает все меры к мобилизации средств населения по линии сельскохозяйственного кредита, кооперации всех видов, общественных организаций, государственных займов и государственных трудовых сберегательных касс;
з) организует и проводит самообложение населения;
и) производит учет страховых объектов и сбор платежей по обязательному окладному страхованию, а также способствует развитию всех видов добровольного страхования.
15. В области местного хозяйства, благоустройства и дорожного строительства сельсовет:
а) осуществляет строительство и ремонт своих коммунальных предприятий и муниципализированного фонда (жилых зданий, школ, больниц и т.п.), организует правильную их эксплоатацию и ведет учет муниципализированного фонда; составляет инвентарные описи имущества; устанавливает плату за жилые здания муниципализированного фонда; организует пожарную охрану на селе;
б) содержит в исправности и строит новые дороги, мосты, переправы, гати и мелиоративные сооружения (каналы, плотины и т.п.) сельского значения.
16. В области связи сельсовет принимает меры к развитию местной связи (почта, телеграф, телефон, радио), рассматривает проекты организации сельской связи, разрабатываемые органами Наркомпочтеля, и дает заключение по этим проектам.
17. В области труда сельсовет:
а) осуществляет надзор за точным соблюдением всеми учреждениями, предприятиями и частными лицами законодательства о труде;
б) регистрирует заключенные трудовые договоры с батраками, а также наблюдает за выполнением нанимателями этих договоров;
в) привлекает в установленных случаях население к трудовой, транспортной и дорожной повинности.
18. В области народного просвещения сельсовет:
а) принимает меры к поднятию культурно-политического уровня трудящихся масс деревни, проводит работу по всеобщему обязательному обучению и ликвидации неграмотности, организует культурно-просветительные учреждения, состоящие на сельском бюджете, и руководит их работой;
б) руководит общественным воспитанием детей; организует дошкольные учреждения (детские сады, ясли, площадки и т.п.); проводит мероприятия по борьбе с детской беспризорностью и безнадзорностью; организует опеку над малолетними и попечительство над несовершеннолетними;
в) организует массовое распространение сельскохозяйственных и других профессионально-технических знаний, проводит прикрепление школ колхозной молодежи и других учебных заведений к совхозам, колхозам, а также фабрикам и заводам, организует школьно-земельные участки и мастерские при школах и других просветительных учреждениях;
г) организует снабжение беднейших учащихся обувью, одеждой, питанием и т.п.
19. В области здравоохранения сельсовет:
а) руководит лечебными и санитарными учреждениями, состоящими на сельском бюджете;
б) принимает меры к организации санитарного надзора и к предупреждению заразных и социальных болезней и ведет борьбу с ними;
в) принимает меры к распространению среди населения санитарно-просветительных знаний и развитию физической культуры;
г) организует опеку над слабоумными и душевнобольными.
20. В области социального обеспечения сельсовет:
а) ведет учет лиц, имеющих право на социальное обеспечение, назначает и выплачивает пенсии и пособия;
б) организует производственные артели инвалидов и другие виды трудовой помощи инвалидам;
в) проводит в жизнь установленные законом льготы и преимущества инвалидам из числа бывших красногвардейцев, красных партизан гражданской войны и красноармейцев, жертвам кулацкого насилия, а также семьям красноармейцев и семьям лиц, погибших на фронтах и в борьбе с контрреволюцией; принимает меры к скорейшей коллективизации крестьянских хозяйств указанных категорий;
г) руководит работой крестьянских обществ взаимопомощи;
д) организует попечительство над совершеннолетними (слепые, глухонемые и т.п.) и в подлежащих случаях – опеку над имуществом лиц, безвестно отсутствующих или умерших.
21. В области укрепления обороноспособности страны сельсовет:
а) ведет учет допризывников, военнослужащих, военнообязанных и подлежащих зачислению в тыловое ополчение;
б) ведет учет конского состава, повозок и упряжи;
в) участвует в проведении очередных призывов граждан на действительную военную службу;
г) защищает правовые и имущественные интересы семей призванных в Рабоче-крестьянскую красную армию;
д) принимает меры к развитию работы общественных организаций по пропаганде и распространению военных знаний, а также развитию стрелкового и других видов спорта;
е) оказывает помощь в проведении всех видов учебных, поверочных сборов и сборов допризывников;
ж) проводит борьбу с уклонениями от обязательной военной службы, а также от призыва и поставки при мобилизации.
22. В области судебно-следственной сельсовет:
а) организует сельский общественный суд и заслушивает доклады о его работе;
б) организует выборы народных заседателей для участия в народном суде;
в) приводит в исполнение судебные решения;
г) совершает в подлежащих случаях нотариальные действия;
д) организует применение труда лиц, отбывающих принудительные работы без содержания под стражей.
23. В области охраны революционного порядка и общественной безопасности сельсовет:
а) обеспечивает революционный порядок и общественную безопасность на своей территории и ведет решительную борьбу с выступлениями кулацких и других антисоветских элементов, направленными против проводимых Советской властью мероприятий;
б) принимает меры к предупреждению преступлений, к обнаружению и задержанию преступников и охране места и следов преступления;
в) производит обыски, выемки и задержание отдельных лиц;
г) проводит мероприятия по борьбе с пьянством, хулиганством, тайным винокурением (самогоноварением) и шинкарством и осуществляет надзор за торговлей спиртными напитками;
д) назначает сельских исполнителей;
е) приводит в исполнение постановления о наложении административных взысканий.
24. В области общего управления сельсовет:
а) регистрирует все акты гражданского состояния, за исключением актов перемены имени и фамилии; выдает удостоверения личности и справки;
б) регистрирует местные отделения добровольных обществ и союзов, действующих на объединяемой сельсоветом территории, и наблюдает за их деятельностью;
в) наблюдает за проведением в жизнь законов о религиозных объединениях.
III. Организация сельских советов
25. Сельсовет образуется, как правило, в каждом селении и избирается по расчету – один депутат на сто человек населения, но в общем числе не менее трех членов.
Мелкие селения могут объединяться для выборов общего сельсовета в тех случаях, когда это не влечет за собою ущерба для хозяйственной, политической и культурной жизни, а также для национальных интересов населения.
В зависимости от местных условий установленная настоящей статьей норма представительства может быть изменяема по постановлениям циков автономных республик, краевых (областных) исполкомов и областных исполкомов автономных областей с немедленным сообщением об этом Президиуму ВЦИК.
26. Одновременно с избранием сельсовета избираются кандидаты в члены сельсоветов в количестве, равном одной трети общего числа членов.
27. В выборах сельсовета принимает участие все население, находящееся к моменту выборов на территории сельсовета, пользующееся избирательным правом согласно Конституции РСФСР.
Избиратели различных слоев населения (рабочие, крестьяне, служащие и т.д.), проживающие на территории сельсовета, участвуют в выборах в сельсовет по одинаковой (установленной ст. 25) норме.
28. Сельсовет избирается сроком на один год.
Досрочные перевыборы сельсовета производятся:
а) в случае выбытия из состава сельсовета более половины его членов, после того как весь кандидатский список исчерпан;
б) в случае требования двух третей избирателей и
в) в случаях извращения сельсоветом классовой пролетарской политики, засорения его чуждыми элементами и бездеятельности сельсовета.
Вопрос о досрочном переизбрании сельсовета по указанным основаниям разрешается районным исполкомом.
29. Члены и кандидаты в члены сельсовета обязаны принимать активное участие в повседневной работе сельсовета, его секций и депутатских групп и поддерживать неразрывную связь с избирателями и сельскими общественными организациями, исполнять поручения, возложенные на них сельсоветом, его президиумом или председателем, и отчитываются в своей работе перед сельсоветом и избирателями.
30. Члены сельсовета и кандидаты могут участвовать с правом совещательного голоса на заседаниях и совещаниях учреждений и организаций, действующих на территории, объединяемой сельсоветом.
31. Избиратели имеют право во всякое время отозвать избранных ими и не оправдавших их доверия депутатов сельсовета. Отозванного депутата заменяет кандидат, а в случае отсутствия кандидатов производятся довыборы.
Постановление об отзыве того или иного депутата принимается большинством голосов избирателей и считается действительным при наличии на собрании не менее 40 % избирателей по данному избирательному участку.
Принятые решения об отозвании считаются окончательными и обжалованию по существу не подлежат.
32. Сельсовет не имеет права лишать полномочий отдельных членов совета, за исключением случаев лишения их избирательных прав.
Сельсовет обязан ставить перед избирателями вопрос об отзыве депутатов в случаях:
а) искажения депутатом в своей работе классовой пролетарской политики;
б) систематического невыполнения депутатских обязанностей;
в) недопустимого для депутата поведения.
33. Заседания сельсовета действительны при наличии не менее половины числа членов сельсовета.
34. Для разрешения наиболее важных вопросов созываются расширенные заседания совета с привлечением на них с правом совещательного голоса рабочих, батраков, колхозников, бедняцкого и середняцкого актива, членов секций, представителей профессиональных, партийных, комсомольских, кооперативных и других общественных организаций, представителей женских делегатских собраний, а также сельских должностных лиц (врачей, агрономов, учителей, землеустроителей и т.п.).
35. В целях приближения власти к населению организуются выездные заседания сельсовета.
36. Исполнительными органами сельсовета являются:
а) президиум при наличии в составе сельсовета не менее 15 членов;
б) председатель и
в) уполномоченные сельсовета.
37. Президиум сельсовета образуется в количестве членов, устанавливаемом районным исполкомом, и пользуется между заседаниями сельсовета всеми правами сельсовета, за исключением разрешения вопросов, отнесенных действующими узаконениями или специальными постановлениями районного исполкома к исключительному ведению пленума сельсовета.
38. Председатель сельсовета избирается сельсоветом из состава его членов и проводит в пределах предоставленных ему сельсоветом прав необходимые мероприятия от имени сельсовета, доводя о них до сведения президиума или пленума сельсовета на ближайшем заседании таковых.
39. Председатель сельсовета не имеет права прекращать исполнение своих обязанностей без согласия районного исполкома, а члены президиума сельсовета – без согласия сельсовета.
40. Секретарь сельсовета избирается сельсоветом, как правило, из числа его членов, а в исключительных случаях – из числа других лиц, пользующихся избирательными правами.
41. Для установления постоянной связи отдельных селений с объединяющим их сельсоветом в этих селениях избираются уполномоченные сельсовета.
Уполномоченный не избирается в селении, в котором находится сельсовет.
42. Уполномоченный сельсовета избирается на общем собрании избирателей данного селения из числа проживающих в этом селении членов сельсовета, а в случае отсутствия таковых – из числа кандидатов в члены сельсовета. При отсутствии в составе сельсовета членов и кандидатов в члены от данного селения уполномоченный избирается из числа избирателей. Уполномоченный утверждается сельсоветом.
43. Уполномоченный сельсовета проводит в селении, представителем которого он является, свою работу под общим руководством и по специальным указаниям сельсовета; уполномоченный отчитывается в своей работе перед сельсоветом и общим собранием избирателей соответствующего селения и не имеет права прекращать исполнение своих обязанностей без согласия сельсовета.
44. Для усиления непосредственной связи сельсовета с трудящимися в крупных селениях к группам дворов, кварталам и т.п. прикрепляются отдельные члены совета.
Прикрепленные к группе дворов, кварталу и т.п. члены сельсовета проводят свою работу под руководством сельсовета.
45. При сельсоветах образуются ревизионные комиссии, имеющие своей непосредственной задачей осуществление действительного и систематического контроля над хозяйственно-финансовой деятельностью сельсовета и подведомственных ему учреждений и предприятий, а также над постановкой массовой работы сельсовета.
Сельские ревизионные комиссии организуются и действуют в порядке, установленном особым законом.
46. В целях вовлечения в практическую работу сельсовета широких трудящихся масс деревни при сельсовете образуются следующие секции: сельскохозяйственные (производственные совещания) как общие, так и специально женские, культурно-просветительная, финансово-налоговая, торгово-кооперативная и бытовая; в зависимости от местных условий могут быть образованы и другие секции.
В селениях, которые не являются местом пребывания сельсовета, образуются поселенные секции.
В тех случаях, когда на территории сельсовета находятся колхозы или производственные участки крупных колхозов, а также совхозы или значительные промышленные предприятия, при них организуются депутатские группы.
Секции, депутатские группы, а также общие собрания избирателей действуют на основании особых о них положений.
Постановление ВЦИК об утверждении положения о городских советах. 20.1.1933 г.
ВЦИК постановляет:
1. Утвердить нижеследующее Положение о городских советах.
2. Положение о городских советах, утвержденное 2 сессией ВЦИК XII созыва 24 октября 1925 года, с последующими изменениями и дополнениями (СУ, 1925, № 91, ст. ст. 661, 662; 1927, № 4, ст. 26; 1929, № 11, ст. 119; № 31, ст. 321) отменить.
3. Предложить СНК в месячный срок разработать проект постановления об изменении законодательства РСФСР, вытекающем из нового Положения о городских советах, и представить его на утверждение Президиума ВЦИК.
Положение о городских советах. 20.1.1933 г.
Глава I. Общие положения
1. Городские советы являются органами пролетарской диктатуры.
Объединяя и вовлекая все трудящееся население в социалистическое строительство и управление государством, городские советы, как высшие органы власти на своей территории, разрешают все местные вопросы, руководят подчиненными им учреждениями и предприятиями, а также обсуждают деятельность Правительства и вышестоящих исполкомов.
2. Городские советы оказывают содействие неподчиненным городскому совету государственным и кооперативным предприятиям и учреждениям, контролируют их деятельность без вмешательства в оперативную работу.
3. В своей работе городские советы руководствуются законами и распоряжениями вышестоящих органов, а также наказами избирателей[2].
4. Городские советы образуются во всех городах, рабочих и курортных поселках.
Городские советы избираются сроком на один год по нормам, установленным особыми законами.
Одновременно с избранием членов городского совета выбираются кандидаты к ним в количестве 1/3 общего числа членов совета.
Досрочные перевыборы совета производятся по требованию собраний избирателей, объединяющих не менее 1/3 всех избирателей города или поселка, или по постановлению соответствующих съездов советов и их исполкомов.
5. В городах с населением свыше 100.000 жителей по постановлению городского совета могут быть образованы районные советы.
В отдельных случаях центральные исполнительные комитеты автономных республик, краевые и областные исполкомы могут разрешать образование районных советов в городах с населением менее 100.000 жителей.
Районные советы в городах действуют на основании особого о них закона.
6. Городские советы избирают делегатов на районные, областные и краевые съезды советов, на республиканские съезды советов автономных республик, на всероссийские и всесоюзные съезды советов; порядок избрания делегатов определяется Конституциями РСФСР и СССР и специальными законами.
7. Городские советы подчиняются районным и вышестоящим съездам советов, их исполнительным комитетам, СНК РСФСР, ВЦИК и его Президиуму.
Советы городов, являющихся центрами АССР, краев и областей, подчиняются непосредственно ЦИК АССР, краевым и областным исполкомам. Тем же органам могут быть подчинены по специальному постановлению Президиума ВЦИК советы других городов и рабочих поселков, имеющих крупное промышленное и культурное значение.
8. К городам, указанным во втором абзаце ст. 7, могут быть присоединены прилегающие и непосредственно связанные с городом сельские местности.
Порядок присоединения сельских местностей к городам и взаимоотношения городского совета с соответствующими сельскими советами определяются особыми законами.
Глава II. Основные задачи городских советов
9. По народно-хозяйственному планированию и учету городские советы:
а) разрабатывают планы развития подчиненного городскому совету хозяйства и социально-культурного строительства и обеспечивают выполнение этих планов; участвуют в составлении и дают заключения по планам неподчиненных им предприятий, учреждений и организаций;
б) руководят учетно-статистическими работами.
10. По развитию и технической реконструкции социалистической промышленности городские советы:
а) обеспечивают выполнение промфинпланов подчиненными горсовету промышленными предприятиями, их техническую реконструкцию, освоение новых производств, выполнение планов капитального строительства, укрепление единоначалия и хозрасчета, мобилизацию внутренних ресурсов, улучшение качества продукции, а также всемерно содействуют в этом направлении работе неподчиненных городскому совету предприятий;
б) развертывают производство массовой продукции на базе местного сырья; изыскивают новые источники местного сырья и топлива;
в) принимают меры к укреплению и развитию промысловой кооперации, к усилению производства ею предметов широкого потребления и строительных материалов к развертыванию промыслов и производств, обслуживающих социалистическую промышленность и сельское хозяйство.
11. По социалистической реконструкции городского хозяйства городские советы:
а) руководят коммунальным и жилищным хозяйством города, планируют и регулируют коммунальное и жилищное хозяйство и строительство по всем категориям застройщиков и осуществляют технический контроль над жилищно-коммунальным и культурно-бытовым строительством в городе;
б) регулируют, в соответствии с законом, распределение и заселение жилой площади, принимают меры к своевременному ремонту домов, контролируют соблюдение всеми пользователями строений технических и санитарных правил;
в) проводят планировку и регулируют застройку города, принимая меры к наиболее рациональному размещению различных видов строительства (промышленного, транспортного, жилищного, социально-культурного);
г) принимают меры к развитию и укреплению жилищной кооперации и регулируют ее деятельность;
д) организуют и осуществляют строительство общественно-бытовых учреждений: парков культуры и отдыха, яслей, детских садов, площадок, общественных прачечных, бань;
е) принимают меры к всемерному развитию энергетического хозяйства для обеспечения электрической и тепловой энергией промышленности и потребностей населения города;
ж) организуют городской транспорт, проводят мероприятия по его развитию и реконструкции, осуществляют дорожно-мостовое строительство, проводят благоустройство улиц и упорядочение уличного движения;
з) организуют и улучшают водоснабжение, канализацию и очистку города;
и) проводят мероприятия по улучшению эксплуатации городских земель и лесов и по озеленению города;
к) организуют производство и использование местных и новых строительных материалов, а также производство простейшего оборудования для нужд коммунального и жилищного хозяйства;
л) организуют противопожарную охрану города, укрепляя государственные и общественные противопожарные организации, а также содействуют противопожарной охране неподчиненных горсовету промышленных предприятий.
12. По социалистическому переустройству сельского хозяйства городские советы:
а) на присоединенной к городу сельской территории руководят колхозным строительством и подготовкой руководящих кадров для колхозов, оказывают помощь строительству и организационному укреплению совхозов и МТС и проводят мероприятия по ликвидации кулачества, как класса, на основе сплошной коллективизации;
б) организуют производственную помощь совхозам, колхозам и единоличным крестьянским хозяйствам, уделяя особое внимание мероприятиям по повышению урожайности, и обеспечивают своевременное выполнение ими своих обязательств перед государством;
в) организуют обслуживание населения прилегающих к городу сельских местностей сетью городских культурно-бытовых учреждений и оказывают всемерную помощь по развитию и укреплению сельских культурно-бытовых учреждений;
г) организуют дома крестьянина и руководят их работой.
13. По организации труда и подготовке кадров городские советы:
а) оказывают помощь предприятиям в плановом наборе рабочей силы;
б) развертывают мероприятия по подготовке новых кадров для всех отраслей народного хозяйства и социально-культурного строительства;
в) широко развертывают мероприятия, обеспечивающие вовлечение женщин в производство;
г) принимают меры к повышению производительности труда, наиболее широкому развертыванию новых социалистических форм труда и укреплению производственной дисциплины, ведут борьбу с текучестью рабочей силы, прогулами, обезличкой и уравниловкой на предприятиях и в учреждениях;
д) содействуют развитию рационализаторской и изобретательской работы;
е) проводят работу по улучшению и оздоровлению условий труда, организуют надзор за состоянием техники безопасности и промышленной санитарии.
14. По снабжению, потребительской кооперации и торговле городские советы:
а) обеспечивают развертывание товарооборота, развитие и улучшение работы государственной и кооперативной торговой сети; устанавливают порядок торговли и осуществляют контроль за ассортиментом и качеством товаров и за соблюдением установленных цен;
б) организуют на городских и пригородных землях совхозы, огороды, молочные фермы, откормочные пункты и т.п., содействуют устройству пригородных хозяйств государственными, кооперативными и другими общественными организациями;
в) обеспечивают всемерную помощь заводоуправлениям по организации и руководству рабочим снабжением;
г) организуют строительство столовых, фабрик-кухонь, хлебозаводов; принимают меры к улучшению и удешевлению общественного питания, к обеспечению санитарного состояния столовых и улучшению обслуживания потребителя;
д) организуют торговлю совхозов, колхозов, колхозников и трудящихся единоличников на городских базарах и рынках, ведут борьбу с частником и перекупщиком-спекулянтом;
е) принимают меры к улучшению хранения продуктов и товаров, к расширению сети складов и хранилищ;
ж) обеспечивают правильное и своевременное составление и выполнение заготовительных планов.
15. По транспорту и связи городские советы:
а) содействуют улучшению работы всех видов внегородского транспорта и его реконструкции; организуют транспорт для связи города с близлежащими фабриками, заводами, совхозами, колхозами и т.п.;
б) принимают меры к правильной и своевременной организации погрузочно-разгрузочных работ и их механизации;
в) оказывают всемерную помощь органам связи в их работе, содействуют развитию телефонной связи и радиофикации;
г) содействуют развитию гражданской авиации, строительству аэродромов, аэропортов и т.п.
16. По финансам и бюджету городские советы:
а) составляют, утверждают и исполняют городской бюджет и утверждают отчет по его исполнению;
б) устанавливают перечни доходов и расходов бюджетов районных советов города и контрольные цифры для составления этих бюджетов; утверждают одобренные районными советами города районные бюджеты и отчеты по исполнению этих бюджетов;
в) устанавливают, в пределах закона, местные налоги и сборы, взимают местные и государственные налоги и сборы, обеспечивают полное поступление неналоговых доходов;
г) обеспечивают выполнение планов мобилизации средств населения через распространение государственных займов, развитие сберегательного дела, усиление паенакопления в кооперации, развитие всех видов добровольного страхования и т.п.;
д) наблюдают за деятельностью кредитных учреждений, обеспечивают правильное проведение кредитной политики и укрепление кредитной дисциплины;
е) заключают займы и совершают другие кредитные операции в пределах, установленных действующим законодательством;
ж) составляют и утверждают финансовые планы всех отраслей народного хозяйства и социально-культурного строительства.
17. Осуществляя ленинскую национальную политику и борясь с ее искажениями, городские советы:
а) принимают меры к наиболее полному удовлетворению бытовых и социально-культурных нужд национальных меньшинств, к обучению и обслуживанию их на родном языке;
б) проводят мероприятия по вовлечению национальных меньшинств во все отрасли народного хозяйства и подготовке из них квалифицированных кадров.
18. По социально-культурному строительству городские советы:
а) руководят осуществлением всеобщего обучения, окончательной ликвидацией неграмотности и малограмотности, развертыванием всех видов массовой политико-просветительной работы;
б) проводят политехнизацию школы и развертывают массовое профессионально-техническое образование;
в) организуют массовое дошкольное и внешкольное воспитание детей охрану материнства и младенчества, охрану здоровья детей и подростков; принимают меры к окончательной ликвидации детской беспризорности;
г) проводят санитарно-оздоровительные и лечебно-профилактические мероприятия, руководят физкультурными учреждениями;
д) организуют производственное обучение и трудовое устройство инвалидов, назначают и производят выплату пенсий; содействуют развитию общественных организаций в системе органов социального обеспечения;
е) утверждают сеть учреждений народного образования, здравоохранения и социального обеспечения, принимают меры к наиболее полному охвату и обслуживанию трудящихся этими учреждениями;
ж) ведут регистрацию актов гражданского состояния.
19. По укреплению революционной законности и охране революционного порядка городские советы:
а) организуют охрану социалистической собственности и всех других завоеваний пролетарской революции;
б) наблюдают за выполнением законов советской власти, издают обязательные постановления и контролируют правильность наложения административных взысканий;
в) осуществляют общее руководство и контроль над деятельностью органов милиции и осуществляют мероприятия по проведение паспортной системы;
г) организуют городские судебные органы, осуществляют общее руководство их деятельностью, организуют юридическую помощь трудящимся;
д) наблюдают за постановкой исправительно-трудового дела.
20. Участвуя в строительстве и укреплении вооруженных сил пролетарского государства, городские советы:
а) оказывают содействие мероприятиям, проводимым органами военного ведомства; обеспечивают успешное проведение призывов и сборов по всем видам военной подготовки;
б) обеспечивают осуществление льгот, предоставляемых военнослужащим и военнообязанным РККА и их семьям, а также выдачу пособий членам семей призванных в РККА;
в) содействуют распространению военных знаний среди трудящихся и развертыванию добровольных обществ по укреплению обороны страны.
21. По советскому строительству городские советы:
а) руководят подготовкой и проведением выборов в советы;
б) привлекают массовые организации трудящихся к постоянному участию в государственном управлении, к борьбе с бюрократическими извращениями в государственном и кооперативном аппарате и принимают меры к улучшению состава работников госаппарата;
в) организуют через городские органы рабоче-крестьянской инспекции совместно с профсоюзами шефство фабрик и заводов над учреждениями;
г) организуют проверку фактического исполнения учреждениями и организациями законов, постановлений и распоряжений вышестоящих органов и городского совета;
д) наблюдают за деятельностью добровольных обществ, обеспечивая активное участие их в социалистическом строительстве.
Глава III. Пленум и президиум городского совета
22. Пленум городского совета рассматривает все важнейшие вопросы политической, хозяйственной и культурной жизни, руководит работой президиума и всех органов городского совета.
Пленум городского совета производит выборы на съезды советов, избирает президиум, председателя городского совета, его заместителей, секретаря и заведующих отделами, устанавливает перечень секций городского совета и определяет объем их работы, в соответствии с действующим законодательством.
Пленум городского совета обязательно рассматривает: а) план хозяйственного и социально-культурного строительства; б) городской бюджет и отчет по его исполнению; в) вопросы заключения займов; г) проект общей перепланировки города; д) план работы городского совета; е) отчет о деятельности президиума городского совета; ж) доклад мандатной комиссии городского совета о результатах проверки полномочий депутатов городского совета; з) доклад о выполнении наказов избирателей.
23. Сроки созыва пленума городского совета определяются самим пленумом.
Заседания пленума действительны при наличии не менее половины его членов. Все решения принимаются простым большинством голосов присутствующих на пленуме.
24. Президиум городского совета между заседаниями пленума осуществляет все мероприятия от имени городского совета.
Свои постановления по вопросам, отнесенным к исключительной компетенции пленума городского совета (ст. 22), президиум обязательно представляет на утверждение пленума.
25. Постановления президиума и пленума городского совета могут быть отменены вышестоящими исполкомами и пленумами городских советов.
Глава IV. Отделы и инспектуры городского совета
26. При городских советах городов, непосредственно подчиненных центральным исполнительным комитетам автономных республик, краевым и областным исполкомам, образуются отделы: 1) коммунальный, 2) финансовый, 3) снабжения, 4) рабоче-крестьянской инспекции, 5) труда, 6) народного образования, 7) здравоохранения и 8) социального обеспечения.
Кроме того, при президиумах указанных городских советов образуются плановая комиссия и организационный отдел.
При советах городов, к которым присоединены сельские местности, образуются земельные отделы.
По постановлению центральных исполнительных комитетов автономных республик, краевых и областных исполкомов помимо указанных отделов, при городских советах отдельных крупных городов могут быть образованы другие отделы и введены должности инспекторов по отдельным отраслям работы.
27. При городских советах, подчиненных районным исполкомам, образуются отделы: коммунальный, финансовый, народного образования, а также инспектура - труда, здравоохранения и социального обеспечения.
Кроме того, при президиумах указанных городских советов образуется плановая комиссия.
По постановлению центральных исполнительных комитетов автономных республик, краевых и областных исполкомов, при отдельных городских советах некоторые из указанных в настоящей статье отделов и инспектур могут не образовываться.
28. Заведующие отделами городского совета и руководители инспектур ответственны за свою работу как перед городским советом, так и перед соответствующим отделом (управлением) того исполкома, которому городской совет непосредственно подчинен.
Глава V. Секции городских советов
29. Секции городских советов являются основными массовыми органами советов, вовлекающими широкие массы трудящихся в управление государством путем участия в практической работе городского совета.
Постановлением пленума городского совета на секции может быть возложено выполнение отдельных обязанностей отделов городского совета и его инспектур.
30. При городских советах образуются секции: коммунального хозяйства, финансово-бюджетная, кооперативно-торговая, рабоче-крестьянской инспекции, социально-культурная.
В промышленных городах и рабочих поселках, кроме того, образуется промышленная секция, а в городах, к которым присоединены сельские местности – сельскохозяйственная секция.
Постановлением пленума городского совета секции, ведущие работу в смежных отраслях, могут быть объединены, а также могут быть созданы, кроме перечисленных, другие секции.
31. Члены и кандидаты в члены городского совета входят в ту или иную секцию по своему выбору, но обязательно должны работать в одной из секций.
32. Кроме членов и кандидатов в члены городского совета, в состав каждой секции входят лица, выделяемые профессиональными организациями, делегатскими собраниями работниц, комсомолом и другими общественными организациями, представители научных учреждений и высших учебных заведений, колхозов, Красной армии и персонально привлеченные лица.
В состав секций обязательно включаются руководители соответствующих отделов и инспектур.
В работе секции все ее члены пользуются правом решающего голоса.
33. Решения секции, вынесенные в пределах ее компетенции, для проведения в жизнь передаются заведующим отделами и руководителям инспектур, а в подлежащих случаях – также и руководителям соответствующих учреждений городского совета. В случае несогласия с решением секции руководитель отдела или инспектуры в пятидневный срок переносит вопрос на разрешение председателя или президиума городского совета.
34. При несогласии секции с постановлением президиума городского совета секция может перенести вопрос на разрешение пленума городского совета.
35. Для подготовки вопросов к заседаниям секции и для руководства текущей работой секция избирает, на срок полномочий городского совета, председателя из числа членов городского совета и бюро, в состав которого включается руководитель соответствующего отдела или инспектуры.
Глава VI. Депутатские группы
36. Депутатские группы являются ячейками городского совета на предприятиях, через которые городской совет организует рабочих на борьбу за лучшее выполнение производственных задач и привлекает к участию в работе городского совета коллектив трудящихся данного предприятия.
37. Депутатские группы образуются на всех предприятиях, где имеется не менее 3 членов и кандидатов в члены городского совета.
В крупных пролетарских центрах депутатские группы могут образовываться по особому постановлению президиума городского совета и при отдельных учреждениях и организациях.
В состав депутатских групп, помимо членов и кандидатов в члены городского совета, входят члены секции и советский актив, работающий на данном предприятии.
38. Депутатские группы:
а) организуют рабочую общественность для выполнения промфинплана своего предприятия, а также промфинпланов связанных с ним предприятий и учреждений;
б) принимают меры к проведению в жизнь на данном предприятии постановлений городского совета и вышестоящих органов;
в) участвуют в проведении мер по улучшению культурно-бытового обслуживания рабочих предприятий, в которых образована депутатская группа, и осуществляют общественный контроль над работой учреждений, проводящих это обслуживание;
г) наблюдают за проведением в жизнь наказов, данных рабочими предприятия, в котором образована депутатская группа, и добиваются выполнения этих наказов;
д) организуют доклады о деятельности городского совета для рабочих своего предприятия.
39. Решения депутатских групп по вопросам работы данного предприятия реализуются через его заводоуправление.
Глава VII. Члены и кандидаты в члены городского совета
40. Член городского совета должен быть передовым борцом за строительство социализма и своим примером организовывать трудящиеся массы на выполнение задач социалистического строительства.
Член городского совета обязан:
а) принимать активное участие в работе городского совета и его органов, выполняя даваемые ими поручения;
б) принимать все меры к выполнению наказов избирателей, поддерживать с ними постоянную связь, передавая в городской совет и иные органы их предложения, заявления и жалобы;
в) отчитываться перед избирателями не реже двух раз в год, освещая в этих отчетах как деятельность совета и его органов, так и свою работу в качестве члена совета;
г) проверять выполнение законов, распоряжений вышестоящих органов и постановлений городского совета и сообщать городскому совету о замеченных неправильностях в работе предприятий и учреждений.
41. Избиратели, пославшие в городской совет депутата, имеют право во всякое время отозвать его. Вопрос об отзыве депутата может решаться на очередных или специально для этого созываемых собраниях при наличии не менее 40 % избирателей. Решение об отзыве принимается простым большинством голосов и является окончательным.
42. Городские советы не могут лишать полномочий членов городского совета, за исключением случая утраты ими избирательных прав, но обязаны ставить перед избирателями вопрос об отзыве отдельных депутатов в случаях искажения ими в своей работе классовой пролетарской политики, нарушений революционной законности, систематического невыполнения депутатских обязанностей, непринятия мер к выполнению наказов избирателей и недопустимого для депутата поведения.
43. Для выполнения депутатских обязанностей член городского совета по предъявлении своего мандата пользуется свободным доступом в учреждения и предприятия, находящиеся на территории городского совета, и к их должностным лицам, а также имеет право требовать справки и объяснения, за исключением сведений секретного характера, для получения которых требуется разрешение президиума городского совета.
44. Члены городского совета не могут быть арестованы без уведомления о том президиума или председателя городского совета.
45. Члены городского совета, как правило, выполняют свои депутатские обязанности в нерабочее время. В исключительных случаях, при назначении заседания пленума или президиума городского совета в рабочее время, учреждение или предприятие, в котором работают члены городского совета или члены президиума, обязано освободить их от работы на необходимое время.
46. Предусмотренные настоящей главой правила распространяются и на кандидатов в члены городского совета.
47. Полномочия членов и кандидатов в члены городского совета проверяются мандатной комиссией, которая избирается на первом пленуме городского совета и по выполнении этой работы распускается.
Постановление ВЦИК и СНК РСФСР об утверждении положения о кочевых советах в национальных округах и районах северных окраин РСФСР. 20.8.1933
ВЦИК и СНК постановляют:
1. Утвердить и ввести в действие нижеследующее Положение о кочевых советах в национальных округах и районах северных окраин РСФСР.
2. Распространить действие указанного в ст. 1 Положения на следующие народы, ведущие кочевой и полукочевой образ жизни: саами (лопари), маньси (вогулы), хантэ (остяки), ненцы (самоеды), юраки, маду (енисейские самоеды), нганасаны (тавгийцы), селькупы (остяко-самоеды), эвенки (собственно тунгусы), эклембей (негидальцы), эвены (ламуты), нанэй[3] (гольды), удэ[4], нани (орочи), ораведланы (чукчи), немылланы (коряки), одулы (юкагиры), этели (чуванцы), юнты (эскимосы), унарганы (алеуты), кеты (енисейцы), нивухи[5] (гиляки), саха (долганы), туфы (карагассы).
3. Предоставить право ЦИК АССР, краевым и областным исполкомам по согласованию с Комитетом севера при Президиуме ВЦИК допускать для отдельных местностей отступления от указанного в ст. 1 Положения.
4. С изданием указанного в ст. 1 Положения считать утратившим силу: Постановление ВЦИК и СНК 25 октября 1926 г. об утверждении временного Положения об управлении туземных народностей и племен северных окраин РСФСР (СУ, № 73, ст. 575)[6] со всеми последующими дополнениями и изменениями (СУ, 1927, № 41, ст. 260; 1928, № 29, ст. 213; № 35, ст. 255; № 80, ст. 548; 1929, № 7, ст. 73; № 41, ст. 433; 1932, № 9, ст. 42, п. 1 ст. 1).
Положение о кочевых советах в национальных округах и районах северных окраин РСФСР. 20.8.1933 г.
I. Общие положения
1. Кочевой совет является высшим органом советской власти на объединяемой им территории.
2. Кочевой совет, руководствуясь в своей работе действующими законами и указаниями вышестоящих органов советской власти, выполняет следующие основные задачи:
а) осуществляет мероприятия по социалистической перестройке сельского и промыслового хозяйства и участвует в развитии и укреплении хозяйства Советского Союза;
б) принимает меры к вовлечению трудящихся в советское строительство;
в) проводит на основе ленинской национальной политики мероприятия по поднятию экономического, культурного и политического уровня трудящихся и перестройке их быта на социалистических началах;
г) проводит установленные законом для нетрудовых элементов ограничения и предупреждает враждебные советской власти действия;
д) разрешает все вопросы местного значения и обсуждает вопросы районного, окружного, областного, краевого, республиканского и общесоюзного значения, представляя свои предложения по ним в вышестоящие органы;
е) руководит подведомственными и наблюдает за деятельностью неподведомственных учреждений, предприятий и организаций, находящихся на его территории, и содействует успешному осуществлению проводимых ими мероприятий;
ж) принимает меры к выполнению на его территории всеми предприятиями, организациями и отдельными гражданами возлагаемых на них государственных заданий;
з) наблюдает за осуществлением революционной законности на своей территории.
3. Кочевой совет непосредственно подчиняется райисполкому[7].
4. Кочевой совет издает обязательные постановления по следующим вопросам:
а) охраны общественного порядка (борьба с хулиганством и т.п.);
б) проведения мер общественной санитарии;
в) ведения охоты и промыслов;
г) борьбы с потравами ягельников, лугов, огородов и т.п.;
д) борьбы с эпизоотиями;
е) борьбы со стихийными бедствиями (пожарами и т.п.);
ж) времени и порядка производства торговли и установления распорядка на ярмарках и других местах, отведенных для торговли.
За нарушение обязательных постановлений кочевой совет налагает административные взыскания в виде штрафа до десяти рублей и принудительных работ до пяти дней.
5. Кочевой совет пользуется правами юридического лица, причем заключать сделки и вступать в обязательства он может в пределах соответствующих сметных ассигнований (п. "а" ст. 13).
Кочевой совет имеет гербовую печать.
II. Предметы ведения кочевых советов
6. В области проведения выборов в советы и на съезды советов кочевой совет:
а) в сроки, установленные вышестоящими органами власти, организует избирательную комиссию и проводит отчетную и избирательную кампании;
б) ведет учет лиц, лишенных избирательных прав, по спискам, утвержденным райисполкомом;
в) избирает делегатов на районный съезд советов.
7. В области организационно-массовой работы кочевой совет:
а) вовлекает рабочих, батраков, колхозников и бедняцко-середняцкое население в практическую работу кочевых советов и принимает меры к выдвижению их на руководящую государственную и общественную работу, обращая особое внимание на вовлечение в работу женщин; проводит постоянную работу среди батрачества и бедноты, принимает меры к улучшению организации и деятельности групп батрачества и бедноты;
б) содействует развитию соцсоревнования и ударничества среди трудящихся и проводит хозяйственно-политические кампании;
в) созывает общие собрания избирателей (не допуская на эти собрания лиц, лишенных избирательных прав), отчитывается перед ними в своей работе не реже двух раз в год и ставит на их обсуждение важнейшие вопросы советского, хозяйственного и культурного строительства.
8. В области планово-учетной работы кочевой совет:
а) разрабатывает план хозяйственного и социально-культурного строительства на объединяемой им территории, представляя его на утверждение районного исполкома;
б) утверждает оперативные планы подведомственных учреждений и предприятий и контролирует их выполнение;
в) рассматривает и дает заключения по планам неподведомственных учреждений и предприятий;
г) ведет учет населения и хозяйства в пределах своей территории.
9. В области социалистического переустройства и развития хозяйства кочевой совет:
а) принимает меры к развитию и организационно-хозяйственному укреплению кооперации, простейших производственных объединений и колхозов; заслушивает отчеты этих организаций об их деятельности, а также о работе всех учреждений, участвующих в кооперативно-колхозном строительстве;
б) наблюдает за соблюдением сроков охоты, содействует введению новых средств и орудий охоты, организации и развитию промыслов, в частности улучшению обработки шкур пушного зверя и оленя, путем организации кустарных мастерских в колхозах и простейших производственных объединениях;
в) принимает меры к снабжению населения неводами и другими орудиями лова и транспортными средствами, содействует улучшению рыбных промыслов, в частности охране нерестилищ;
г) принимает меры к повышению оленьего поголовья и к организации ветеринарной и зоотехнической помощи;
д) содействует развитию специальных отраслей сельского хозяйства (огородничество, животноводство и т.п.);
е) принимает меры к развитию кустарных мастерских по пошивке одежды и обуви, по выделке предметов широкого потребления и домашнего обихода из местного сырья и особенно предметов, имеющих экспортное значение;
ж) способствует организации, укреплению и развитию государственных производственных предприятий (промпредприятия, совхозы и др.); оказывает им помощь в их работе и осуществляет контроль за их деятельностью;
з) участвует в работе по земельно-водному устройству трудового населения; принимает меры к охране угодий от хищнического использования и ведет борьбу с пережитками вотчинных наследственных владений;
и) наблюдает за правильным использованием путей кочевания и принимает меры к их оборудованию, а также устройству троп и других путей сообщения;
к) оказывает содействие выявлению и разработке недр на своей территории.
10. Кочевой совет принимает меры к охране ягельников, лесов местного и государственного значения и проводит борьбу с лесными пожарами.
11. В области развития кооперации, советской торговли и снабжения трудового населения кочевой совет:
а) принимает меры к полному кооперированию трудящихся и расширению сети государственных и кооперативных торговых организаций;
б) наблюдает за исполнением торговой сетью правил о торговле и осуществляет контроль за соблюдением торговыми предприятиями установленных цен на товары;
в) принимает меры к своевременному завозу товаропродуктов, орудий промысла и огнеприпасов и наблюдает за правильным снабжением ими населения.
12. Кочевой совет активно участвует в проведении на его территории заготовок, контролирует выполнение заготовительных планов, способствует быстрой сдаче оленьей продукции, продукции охоты и рыбной ловли на торгово-заготовительные и кооперативные пункты и т.п.
13. В области бюджетно-финансовой работы кочевой совет:
а) составляет и представляет на утверждение райисполкома приходо-расходную сметы кочевого совета;
б) учитывает источники обложения и производит взимание установленных законом налогов и сборов;
в) взыскивает штрафы и недоимки по всем налогам и сборам, поступающим на территории кочевого совета;
г) составляет описи имущества недоимщиков и по утверждении их районным исполкомом продает описанное имущество с торгов;
д) производит опись наследственных имуществ, принимает меры к их охране и сообщает районному исполкому сведения об открывающихся наследствах;
е) проводит работу по самообложению, распространению госзаймов, принимает меры к мобилизации средств населения.
14. Кочевой совет строит и ремонтирует дома для кочевых советов на зимних и летних стоянках, школы, больницы, заезжие дома, дома культуры, ветеринарные пункты и др.
15. Кочевой совет содействует развитию почтовой и других видов связи.
16. В области труда кочевой совет:
а) осуществляет надзор за точным соблюдением всеми учреждениями, предприятиями и частными лицами законодательства о труде;
б) проверяет и регистрирует заключенные трудовые договоры с батраками, а также наблюдает за выполнением нанимателями этих договоров;
в) привлекает в установленных законом случаях население к трудовой повинности;
г) содействует различным хозяйственным организациям в вербовке рабочей силы.
17. В области народного просвещения кочевой совет:
а) проводит работу по ликвидации неграмотности, по осуществлению всеобщего обучения и по организации политико-просветительных (красные чумы, уголки и читальни и т.п.) и дошкольных учреждений;
б) содействует снабжению учащихся детей бедноты обувью и одеждой;
в) ведет борьбу с детской беспризорностью, организует опеку над малолетними и попечительство над несовершеннолетними.
18. В области здравоохранения кочевой совет принимает меры к организации лечебного обслуживания и санитарного просвещения населения и ведет борьбу с заразными и социальными болезнями; организует охрану материнства и младенчества; осуществляет опеку над слабоумными и душевнобольными, а также проводит необходимые мероприятия по обеспечению санминимума и оздоровлению быта.
19. В области социального обеспечения кочевой совет:
а) ведет учет лиц, имеющих право на социальное обеспечение, возбуждает перед районным исполкомом вопросы о назначении пенсий и пособий в порядке социального обеспечения и организует производственную и трудовую помощь инвалидам гражданской войны, бывшим красным партизанам, демобилизованным красноармейцам и их семьям, а также семьям красноармейцев и лицам, пострадавшим от кулацкого террора и в борьбе с контрреволюцией;
б) руководит работой кочевых обществ взаимопомощи;
в) организует попечительство над нуждающимися в защите своих прав совершеннолетними (слепые, глухонемые и т.п.) и в подлежащих случаях опеку над имуществом лиц, безвестно отсутствующих или умерших, а также заботится об устройстве престарелых лиц, не имеющих своего хозяйства, и семей, потерявших кормильцев;
г) принимает меры к охране сирот от бытовой эксплуатации и созданию помощи им путем проведения культурно-массовых и других мероприятий и мер общественного воздействия.
20. Кочевой совет организует общественный суд и заслушивает доклады с его работе, проводит выборы народных заседателей для участия в заседаниях народного суда и приводит в исполнение судебные решения.
21. В области обеспечения революционного порядка и общественной безопасности кочевой совет:
а) принимает меры к охране социалистической собственности и ведет борьбу с выступлениями кулацких и других враждебных советской власти элементов;
б) ведет борьбу со всякого рода преступлениями на своей территории, принимает меры как к предупреждению преступлений, так и к обнаружению и задержанию преступников, охране места и следов преступления, производит обыски, выемки, борется с пьянством, хулиганством, тайным винокурением (самогоноварение) и т.п.;
в) назначает исполнителей кочевого совета и приводит в исполнение постановления о наложении административных взысканий.
22. Кочевой совет регистрирует все акты гражданского состояния, за исключением перемены фамилий; выдает необходимые справки и удостоверения; регистрирует местные отделения добровольных обществ и союзов и наблюдает за их деятельностью.
23. Кочевой совет принимает меры к развитию деятельности добровольных общественных организаций и распространению военных знаний и стрелкового дела среди трудящихся.
III. Организация кочевых советов
24. Кочевые советы организуются в национальных округах и районах северных окраин РСФСР на территориях, освояемых по преимуществу кочевым или полукочевым населением.
Границы территории кочевых советов утверждаются по представлению районных исполкомов окружными исполкомами с немедленным доведением до сведения соответствующего ЦИК АССР, краевого или областного исполкома, а в Якутской АССР – районными исполкомами с немедленным доведением до сведения ЦИК Якутской АССР.
25. Кочевой совет образуется при наличии не менее 200 человек жителей.
В отдельных случаях в зависимости от местных условий по постановлению районного исполкома кочевой совет может быть образован и при наличии менее 200 человек населения.
26. Кочевой совет избирается по норме: один депутат на 30 человек жителей.
Примечание. ЦИК АССР, соответствующим краевым и областным исполкомам предоставляется право в зависимости от местных условий вносить необходимые изменения в установленные настоящей статьей нормы представительства с немедленным сообщением об этом Президиуму ВЦИК.
27. Одновременно с избранием членов кочевого совета избираются кандидаты в члены кочевого совета в количестве одной трети общего числа членов.
28. При кочевых советах образуются ревизионные комиссии, имеющие своей непосредственной задачей осуществление систематического контроля над хозяйственно-финансовой деятельностью кочевого совета и подведомственных ему учреждений и предприятий.
Ревизионные комиссии действуют применительно к Положению о ревизионных комиссиях при сельсоветах.
29. Кочевой совет избирается сроком на один год.
Досрочные перевыборы кочевого совета производятся: а) в случае выбытия из его состава более половины членов после того, как весь кандидатский список исчерпан; б) по требованию двух третей избирателей; в) по постановлению вышестоящего исполкома.
Вопросы о досрочном переизбрании кочевого состава по основаниям, указанным в пп. "а" и "б" настоящей статьи, разрешаются районным исполкомом.
30. Члены и кандидаты в члены совета обязаны принимать активное участие в повседневной работе кочевого совета и его секций, поддерживать неразрывную связь с избирателями и местными общественными организациями, исполнять поручения, возложенные на них кочевым советом, его президиумом или председателем, и отчитываться в своей работе перед советом и избирателями.
31. Избиратели кочевого совета имеют право во всякое время отозвать избранных ими и не оправдавших их доверия депутатов совета.
Вопросы об отзыве депутатов ставятся на общем собрании избирателей как самими избирателями, так и кочевым советом и разрешаются при наличии не менее 40% избирателей. Решения общих собраний об отзыве депутатов окончательны и обжалованию не подлежат.
32. Заседания кочевого совета действительны при наличии свыше половины числа членов. Отсутствующие члены заменяются кандидатами.
33. Для разрешения наиболее важных вопросов во время летних и зимних стоянок кочевой совет созывает расширенные заседания совета с привлечением на них с правом совещательного голоса рабочих совхозов, колхозников, батрацкого и бедняцко-середняцкого актива, представителей общественных организаций и должностных лиц (врач, учитель и др.).
34. Исполнительными органами кочевого совета являются:
а) президиум (при наличии в составе кочевого совета не менее семи членов);
б) председатель;
в) уполномоченные кочевого совета.
35. Президиум кочевого совета образуется в количестве трех членов и пользуется между заседаниями кочевого совета всеми правами кочевого совета.
36. Председатель кочевого совета избирается кочевым советом из состава его членов и проводит в пределах предоставленных ему кочевым советом прав необходимые мероприятия от имени кочевого совета, доводя о них до сведения президиума или пленума кочевого совета на ближайшем заседании таковых.
37. Председатель кочевого совета не имеет права прекращать исполнения своих обязанностей без согласия районного исполкома, а члены президиума кочевого совета – без согласия кочевого совета.
38. Для установления связи с отдельными кочевыми группами, кочующими не по линии передвижения кочевого совета, общими собраниями этих групп избираются уполномоченные кочевого совета, утверждаемые кочевым советом.
Постоянная связь между уполномоченными и кочевыми советами поддерживается через председателя совета.
39. Уполномоченные кочевого совета проводят в своей группе работу под общим руководством кочевого совета. Уполномоченные отчитываются в своей работе перед кочевым советом и общим собранием избирателей своей группы и не имеют права прекращать исполнения своих обязанностей без согласия кочевого совета.
40. В целях вовлечения трудящихся в практическую работу кочевых советов при кочевых советах могут быть образованы производственная и культурно-бытовая секции.
В тех случаях, когда на территории кочевого совета находятся колхозы или совхозы, при них могут быть организованы депутатские группы.
41. Кочевой совет ведет свою работу на родном языке населения, причем у народов, имеющих свою письменность, делопроизводство ведется преимущественно на этом языке.
42. Кочевой совет имеет два временных местопребывания на летних и зимних стоянках основной массы населения, а остальное время передвигается с основной массой кочевого населения.
43. Каждый кочевой совет должен иметь собственные средства передвижения (олени, собаки, нарты, упряжь и пр.), а также зимние и летние оборудованные помещения как на местах стоянок, так и в пути (дома, чумы, палатки и пр.).
[1] См выше Законы о местном управлении. 1924-1928 гг.[2] Статья четко показывала, что советы исполняли прежде всего распоряжения вышестоящего начальства, а наказы избирателей были для них второстепенными.[3] Нанэй – нанайцы.[4] Удэ – вероятно, удэгейцы (малочисленный народ Приморья и Приамурья).[5] Нивухи – нивхи.[6] См. выше Законы о местном управлении. 1924-1928 гг.[7] Статья дополнительно подчеркивает подчиненное положение советов.