Законы об усилении трудовой дисциплины и охраны трудового законодательства. 1929 г.
Предлагаемые законы и постановления были изданы в связи с переходом к командно-административной системе управления экономикой и были направлены на усиление дисциплины работников административно-карательными и в меньшей степени экономическими методами. В частности, упразднялось третейское разбирательство конфликтов, а также в госпредприятиях и учреждениях были введены фиксированные штаты и оклады.
Постановление ЦИК и СНК СССР о мероприятиях по борьбе с нарушениями законодательства о труде. 2.1.1929 г.
Центральный Исполнительный Комитет и Совет Народных Комиссаров Союза ССР постановляют:
1. Народному комиссариату труда Союза ССР и народным комиссариатам труда союзных республик в пределах их компетенции предоставляется издавать обязательные постановления по вопросам найма рабочей силы, охраны труда и социального страхования с установлением административных взысканий за их нарушение. Административные взыскания могут устанавливаться за те нарушения, которые не содержат признаков преступлений, преследуемых в судебном порядке.
В качестве взыскания, налагаемого в административном порядке, может быть предусмотрен штраф в пределах не свыше ста рублей.
2. Штрафы налагаются:
а) до 25 рублей – инспекторами труда;
б) свыше 25 рублей – губернскими, окружными (или соответствующими им) органами труда.
3. Постановление инспектора труда о наложении штрафа может быть обжаловано в губернский, окружной (или соответствующий им) орган труда.
Постановление губернского, окружного (или соответствующего им) органа труда о наложении штрафа может быть обжаловано в непосредственно вышестоящий орган труда.
4. Жалобы на наложение штрафа подаются в двухнедельный срок.
Постановления по жалобам являются окончательными и дальнейшему обжалованию не подлежат. Обжалование приостанавливает приведение взыскания в исполнение.
5. Постановления о положении административных взысканий могут выноситься не позднее двухмесячного срока со дня совершения нарушения.
6. Принудительное взыскание штрафов производится органами рабоче-крестьянской милиции. При этом в изъятие из ст. 3 Постановления Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров Союза ССР от 4 января 1928 г. об ограничении наложения штрафов в административном порядке (Собр. Зак. Союза ССР, 1928, № 5, ст. 42), взыскание может быть обращено и на причитающуюся оштрафованному заработную плату.
7. За неправильное наложение административных взысканий соответствующие должностные лица подвергаются дисциплинарным взысканиям вплоть до увольнения от должности, а в подлежащих случаях несут ответственность в судебном порядке.
8. Народным комиссарам труда Союза ССР и союзных республик предоставляется делать руководителям всех учреждений и предприятий Союза ССР и союзных республик по принадлежности обязательные к исполнению предложения о наложении дисциплинарных взысканий вплоть до увольнения от должности на подчиненных им должностных лиц за нарушение законодательства о труде.
9. Центральным исполнительным комитетам союзных республик предлагается в месячный срок привести свое законодательство в соответствие со ст. ст. 1-8 настоящего Постановления.
Постановление СНК РСФСР об отмене утвержденного Советом Народных Комиссаров Р.С.Ф.С.Р. 23 марта 1923 года Положения о примирительных камерах и третейских судах. 28.2.1929 г.
Совет народных комиссаров Р.С.Ф.С.Р. постановляет:
Положение о примирительных камерах и третейских судах, утвержденное советом народных комиссаров 23 марта 1923 года (Собр. Узак., 1923, № 24, ст. 288), отменить.
Заместитель председателя Совета народных комиссаров
А. ЛЕЖАВА
Управляющий делами Совета народных комиссаров
В. СМОЛЬЯНИНОВ
Постановление СНК СССР о мерах к укреплению трудовой дисциплины в государственных предприятиях. 6.3.1929 г.
Успешное социалистическое строительство в нашей стране и связанный с ним подъем благосостояния и культурного уровня трудящихся масс немыслимы без огромного увеличения в ближайшие же годы продукции промышленности наряду с решительным улучшением качества этой продукции и снижением ее себестоимости. Уже в текущем году государственная планируемая промышленность должна увеличить продукцию свыше, чем на 20 %, и снизить себестоимость не менее, чем на 7 %. Улучшение оборудования промышленности, пуск новых фабрик, введение дополнительных смен позволяют достигнуть этих результатов при условии, если достаточно возрастет и производительность труда (на 17 % против прошлого года).
Между тем, несмотря на значительный рост производства и ряд крупных достижений, итоги первых четырех месяцев хозяйственного года вызывают опасение за успешное выполнение задачи повышения производительности труда и снижения себестоимости изделий.
Одной из главных причин, задерживающих рост нашей промышленности и всего хозяйства, является ослабление трудовой дисциплины среди некоторых отсталых групп рабочих на предприятиях промышленности и транспорта. В результате этого возросли прогулы, увеличилось число опозданий на работу, наблюдается небрежное обращение с машинами и материалами, невыполнение распоряжений администрации и другие нарушения правил внутреннего распорядка.
Эти ненормальные явления в значительной мере вызваны притоком на предприятия новых слоев рабочих, в большинстве связанных с деревней, не проведших школы производственной фабрично-заводской дисциплины. Большую роль в падении трудовой дисциплины играет недостаточное внимание к этому вопросу рабочих организаций, недостаточно твердая линия судебных органов и органов труда при разборе конфликтов, возникающих на почве нарушения правил внутреннего распорядка, а также слабость руководства предприятиями со стороны административно-технического персонала. Права, которые законом и правилами внутреннего распорядка предоставлены администрации для поддержания трудовой дисциплины, используются ею очень слабо.
Огромная задача социалистического переустройства всего народного хозяйства Советского Союза может быть решена только напряженными усилиями рабочих масс и при активном участии их во всей хозяйственной работе, путем выдвижения лучших представителей рабочих через профессиональные союзы в хозяйственно-административные органы, решительной борьбы с бюрократизмом, недостатками в области организации труда и нарушениями трудовой дисциплины, активного участия в работе предприятий через производственные совещания и в руководстве хозяйственной жизнью страны через всю систему советов и профессиональные организации. Это участие рабочих в хозяйственной работе предприятий, разумеется, не должно выражаться во вмешательстве в оперативную деятельность администрации, так как правильное руководство предприятием требует, чтобы администрация несла полную ответственность за всю оперативную работу, что возможно только при единоличии в области административного управления.
Совет Народных Комиссаров Союза ССР считает необходимым сосредоточить в настоящее время исключительное внимание как хозяйственных органов, так и профессиональных организаций на вопросах трудовой дисциплины и призывает широкие массы рабочих оказать дружную поддержку всем мероприятиям, направленным к ее укреплению.
В этих целях Совет Народных Комиссаров Союза ССР постановляет:
1. Предоставить администрации государственных предприятий (промышленных, транспортных и т.п.) право самостоятельно налагать на работников за нарушение трудовой дисциплины все взыскания, предусмотренные табелью взысканий.
Недовольные наложенными администрацией взысканиями рабочие и служащие могут обжаловать их в расценочно-конфликтные комиссии, решения которых являются окончательными.
2. Обязать биржи труда при посылке на работу безработных отдавать предпочтение лицам, которые не подвергались увольнению за грубое или систематическое нарушение трудовой дисциплины; при предоставлении работы лицам, уволенным за грубое или систематическое нарушение дисциплины, направлять их не на те предприятия, с которых они уволены.
3. Поручить Народному комиссариату труда Союза ССР дать указания органам труда о том, чтобы они при осуществлении надзора за деятельностью расценочно-конфликтных комиссий в вопросах трудовой дисциплины строго руководствовались настоящим Постановлением.
4. Предложить советам народных комиссаров союзных республик принять меры к тому, чтобы лечебные, судебные и иные учреждения, а также торговые предприятия обслуживали рабочих и в нерабочее время.
Постановление ЦИК и СНК СССР об имущественной ответственности рабочих и служащих за ущерб, причиненный ими нанимателям. 12.6.1929
Центральный Исполнительный Комитет и Совет Народных Комиссаров Союза ССР постановляют:
I
1. Рабочие и служащие несут имущественную ответственность перед нанимателем за причиненный последнему при исполнении служебных обязанностей ущерб в размере действительного ущерба, но не свыше одной трети своей тарифной ставки, если ущерб вызван небрежностью в работе или нарушением закона, правил внутреннего распорядка, специальных инструкций и распоряжений нанимателя.
Такую ответственность рабочие и служащие несут в случаях:
а) порчи, уничтожения или утраты орудий производства (машин, инструментов, приспособлений), инвентаря, спецодежды, предохранительных предметов, материалов и изделий;
б) недобора денежных сумм, утраты документов, полного или частичного обесценения документов, необходимости для нанимателя произвести излишние или штрафные выплаты;
в) недостачи сверх предусмотренных норм ценностей, переданных под ответственность нанявшегося работника для хранения или для других целей;
г) неправильного израсходования денежных сумм, выданных на хозяйственные нужды.
2. Рабочие и служащие несут имущественную ответственность перед нанимателем за причиненный последнему ущерб в пределах полного размера ущерба в следующих случаях:
а) когда ущерб причинен действиями работника, содержащими признаки деяний, преследуемых в уголовном порядке;
б) когда специальными законами на работника возложена полная либо повышенная, по сравнению с указанным в ст. 1 пределом, имущественная ответственность за ущерб, причиненный нанимателю при исполнении служебных обязанностей;
в) когда между работником и нанимателем имеется особый письменный договор о принятии на себя работником полной либо повышенной, по сравнению с указанным в ст. 1 пределом, имущественной ответственности за недостачу, сверх предусмотренных норм, ценностей, переданных под ответственность работника для хранения или для других целей;
г) когда ущерб причинен не при исполнении служебных обязанностей.
3. При определении размера ущерба принимаются во внимание только прямые убытки, но не упущенная нанимателем выгода.
4. В случаях, указанных в ст. 1, возмещение ущерба производится путем вычета нанимателем своей властью соответствующей суммы из заработной платы работника. Распоряжение нанимателя о производстве вычета может быть сделано не позднее месячного срока со дня обнаружения нанимателем причиненного ему работником ущерба.
Вычет может быть произведен не ранее истечения 7 дней со дня сообщения работнику распоряжения нанимателя. Если работником в указанный срок будет заявлено о незаконности вычета или о неправильности его размера, то вычет не производится и вопрос вносится нанимателем в 14-дневный срок на разрешение расценочно-конфликтной комиссии, а в подлежащих случаях – сессии народного суда по трудовым делам.
5. Вычет может производиться лишь с таким расчетом, чтобы при каждой выплате заработной платы удерживаемая путем вычета сумма вместе с иными удержаниями из заработной платы, производимыми в порядке судебного или бесспорного взыскания, не превысила 50 % причитающейся работнику заработной платы.
6. В случаях, указанных в ст. 2, возмещение ущерба при наличии спора, производится путем предъявления нанимателем судебного иска к работнику.
7. При установлении судебными органами размеров подлежащего возмещению ущерба должны учитываться не только причиненные убытки, но и та конкретная обстановка, при которой убытки были причинены. Недопустимо возложение на работника ответственности за такой ущерб, который может быть отнесен к категории нормального производственно-хозяйственного риска.
8. Правила настоящего Постановления не распространяются на те случаи причинения работником ущерба нанимателю, когд, согласно законам о государственном финансовом контроле возмещение ущерба производится путем начетов.
II
9. Внести следующие изменения в правила о примирительно-третейском судебном рассмотрении трудовых конфликтов от 29 августа 1928 года (Собр. Зак. Союза ССР, 1928, № 56, ст. 495):
а) изложить п. "к" ст. 12 в следующей редакции:
"к) вычета из заработной платы работника в случаях, предусмотренных в ст. 4 Постановления Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров Союза ССР от 12 июня 1929 года об имущественной ответственности рабочих и служащих за ущерб, причиненный ими нанимателям (Собр. Зак. Союза ССР, 1929, № 42, ст. 367), и оплаты брака":
б) изложить п. "а" ст. 15 в следующей редакции:
"а) по вопросам увольнения, а также вычета из заработной платы работника – 14 дней";
в) дополнить ст. 16 пунктом "б.1" следующего содержания:
"б.1) по делам о вычете из заработной платы работника – со дня заявления работником о незаконности вычета или о неправильности его размера".
Постановление СНК СССР о премировании в предприятиях государственной промышленности. 13.10.1929 г.
Совет Народных Комиссаров Союза ССР постановляет:
1. В целях поощрения инициативы отдельных работников и групп работников, непосредственно занятых на производстве в предприятиях государственной промышленности, допускается премирование их за достигаемые их усилиями результаты в работе: за экономию топлива, сырья и материалов, за снижение себестоимости как самих фабрикатов, так и полуфабрикатов и отдельных деталей, за увеличение выпуска изделий, за улучшение их качества, за улучшение техники безопасности и оздоровление условий труда и за другие технические и экономические улучшения.
2. Порядок премирования устанавливается в особом соглашении между теми же сторонами, которые заключили коллективный договор, действующий в данном предприятии.
В этом соглашении должны быть предусмотрены:
а) срок действия соглашения;
б) факторы премирования;
в) категории работников или групп, в отношении которых может применяться премирование;
г) нормы показателей, за улучшение которых выдаются премии, или порядок определения этих норм;
д) нормы премий или порядок определения этих норм;
е) сроки выплаты премий;
ж) способы распределения премий между отдельными работниками, в случае группового премирования.
Соглашение о премировании регистрируется в подлежащем органе труда в таком же порядке, как и коллективный договор.
3. Премия выдается только тому работнику или той группе работников, благодаря работе которых достигнуты соответствующие улучшения.
Премия не может иметь характера постоянной гарантированной доплаты к нормальной заработной плате.
Не допускается в связи с применением премирования установление в какой бы то ни было форме доплаты для непремируемых работников для того, чтобы выровнять их заработную плату.
4. Премия выплачивается не чаще одного раза в полугодие, а в сезонных производствах – по окончании сезона.
5. Обязательным условием применения премирования является закрепление, согласно ст. 2, в цифровом выражении соответствующих точных норм заданий и технических показателей.
Нормы заданий могут быть пересмотрены в сторону соответствующего повышения и до истечения срока соглашения в случае такого изменения производственной обстановки, которое не может не отразиться на цифровых величинах норм заданий и технических показателей, закрепленных согласно ст. 2. При этом же условии могут быть пересмотрены и нормы премий.
6. Число факторов премирования должно быть максимально ограничено, а при наличии нескольких факторов должна быть установлена точная зависимость между предусмотренными факторами премирования и премиями по этим факторам.
7. В соответствии с факторами премирования ведется точный учет результатов работы. В каждом предприятии выделяются специальные лица, отвечающие за правильность этого учета.
8. Премирование производится при условии, что достижения по отдельным факторам не сопровождаются ухудшением показателей по другим факторам.
9. Премировать за увеличение выпуска изделий и за снижение себестоимости можно лишь тех работников, которые не премированы по отдельным факторам, дающим в общем результате увеличение выпуска или снижение себестоимости.
Постановление СНК СССР о государственном нормировании заработной платы служащих в государственных учреждениях и предприятиях. 7.12.1929 г.
Совет Народных Комиссаров Союза ССР постановляет:
1. Государственное нормирование заработной платы проводится:
а) во всех государственных учреждениях Союза ССР и союзных республик, состоящих на общегосударственном и местном бюджетах;
б) во всех кредитных учреждениях, в том числе в государственных трудовых сберегательных кассах;
в) во всех органах социального страхования и учреждениях, содержащихся за счет средств социального страхования, а также во всех органах государственного страхования;
г) во всех управленческих аппаратах государственных предприятий (синдикатов, трестов, государственных акционерных обществ, торгов, комбинатов и т.п.), действующих на началах коммерческого (хозяйственного) расчета;
д) в управленческих аппаратах всех смешанных акционерных обществ;
е) в управленческих аппаратах всех коммунальных предприятий;
ж) во всех государственных учреждениях, содержащихся на специальные средства.
Сроки проведения государственного нормирования заработной платы в учреждениях и предприятиях, в которых оно еще не проведено до введения в действие настоящего Постановления, устанавливаются в отношении общесоюзных органов Народным комиссариатом труда Союза ССР по соглашению с Народным комиссариатом рабоче-крестьянской инспекции Союза ССР и Всесоюзным центральным советом профессиональных союзов, а в отношении республиканских и местных органов – народными комиссариатами труда союзных республик по соглашению с народными комиссариатами рабоче-крестьянской инспекции этих республик и республиканскими советами профессиональных союзов.
2. Государственное нормирование заработной платы проводится на основе:
а) твердой номенклатуры должностей;
б) твердых штатов;
в) твердых окладов для каждой штатной должности.
3. Твердая номенклатура должностей для всех учреждений и предприятий устанавливается Народным комиссариатом рабоче-крестьянской инспекции Союза ССР по согласованию с Народным комиссариатом труда Союза ССР и Всесоюзным центральным советом профессиональных союзов.
4. Для государственных учреждений, состоящих на общегосударственном и местном бюджетах, твердые штаты устанавливаются народными комиссариатами рабоче-крестьянской инспекции Союза ССР и союзных республик и их местными органами по принадлежности с участием подлежащих финансовых органов, заинтересованных ведомств и профессиональных союзов.
Для всех остальных учреждений и предприятий твердые штаты устанавливаются соответствующими ведомствами Союза ССР и союзных республик, а также отделами местных исполнительных комитетов, по принадлежности, с участием подлежащих органов профессиональных союзов.
Примечание 1. Для учреждений, которые содержатся частью за счет средств общегосударственного или местного бюджетов, а частью за счет специальных средств, штаты в целом устанавливаются в таком порядке, как штаты учреждений, полностью состоящих на бюджете.
Примечание 2. Органы рабоче-крестьянской инспекции имеют право в порядке рационализации аппарата устанавливать штаты и для отдельных учреждений и предприятий, не состоящих на бюджете.
5. Твердые оклады по центральным аппаратам ведомств и иных центральных учреждений Союза ССР и союзных республик устанавливаются народными комиссариатами труда Союза ССР и союзных республик, по принадлежности, с участием подлежащих финансовых органов, заинтересованных ведомств и учреждений и профессиональных союзов.
Твердые оклады по всем остальным учреждениям и предприятиям устанавливаются окружными, а в Российской Социалистической Федеративной Советской Республике – краевыми (областными) органами труда с участием заинтересованных учреждений и предприятий и профессиональных союзов, а по бюджетным учреждениям, кроме того, с участием подлежащих финансовых органов.
Должностные оклады для учреждений и предприятий, указанных в части второй настоящей статьи, устанавливаются местными органами труда на основе указаний народных комиссариатов труда Союза ССР и союзных республик, по принадлежности.
Народные комиссариаты труда Союза ССР и союзных республик имеют право в изъятие из части второй настоящей статьи непосредственно устанавливать должностные оклады для тех или иных учреждений и категорий должностных лиц либо возлагать установление окладов на окружные органы труда вместо органов труда краевых, областных и автономных республик.
6. Твердые оклады для должностей, равноценных по объему работы, квалификации и ответственности, как правило, должны быть одинаковыми во всех учреждениях и предприятиях одной и той же местности.
7. Ведомства и иные центральные учреждения Союза ССР и союзных республик, а также отделы местных исполнительных комитетов имеют право как в отношении своего аппарата, так и подведомственных им учреждений и предприятий вносить изменения в установленные штаты и установленное число окладов определенного размера. Эти изменения могут вноситься лишь с участием подлежащих органов профессиональных союзов.
При этом:
а) должна быть соблюдена установленная номенклатура должностей;
б) не должны быть превышены установленное для данного учреждения или предприятия число штатных должностей и предусмотренные на каждый месяц ассигнования на заработную плату;
в) за счет сокращения оперативного персонала не может быть увеличено число других должностей;
г) не должны изменяться установленные для каждой должности оклады.
8. О всех изменениях в штатах и окладах, произведенных в порядке ст. 7, должны уведомляться в десятидневный срок подлежащие органы рабоче-крестьянской инспекции и труда. Эти органы имеют право отменить произведенные изменения.
9. Кредиты на заработную плату по учреждениям и предприятиям, где проводится государственное нормирование, определяются в соответствии с установленными штатами и окладами с добавлением сумм:
а) на оплату сверхурочных работ, разрешенных в установленном порядке;
б) на выплату персональных надбавок сверх должностных окладов лицам высокой квалификации, которым эти оклады персонально присвоены;
в) на выплату выходных пособий и компенсации за неиспользованный отпуск, а также на оплату заместителей временно отсутствующих работников;
г) на оплату временных служащих там, где по характеру работы в течение операционного года может встретиться в этом необходимость;
д) на выплату периодических прибавок, установленных законодательством Союза ССР и союзных республик.
10. Кредиты на заработную плату, отпущенные согласно ст. 9, но не использованные в течение месяца по своему прямому назначению, не могут расходоваться на увеличение окладов, расширение штатов и на другие нужды.
При этом остаток от кредитов на заработную плату по бюджетным учреждениям по истечении месяца поступает в государственные средства по соответствующим бюджетам, общегосударственному и местным.
Примечание. Изъятия из настоящей статьи допускаются в отношении расходов на оплату членов временных рабочих контрольных комиссий, а такие на производимые в установленном порядке доплаты выдвиженцам к должностным окладам до размера их прежнего заработка.
11. В управленческих аппаратах предприятий, состоящих на коммерческом (хозяйственном) расчете, впредь до введения государственного нормирования заработной платы должны вводиться должностные оклады по коллективным договорам.
12. Наблюдение за правильным проведением государственного нормирования заработной платы возлагается в части штатов – на органы рабоче-крестьянской инспекции и в части заработной платы – на органы труда.
13. Инструкция по применению настоящего Постановления издается совместно народными комиссариатами труда, рабоче-крестьянской инспекции и финансов Союза ССР по согласованию с Всесоюзным центральным советом профессиональных союзов.
II
С введением в действие настоящего Постановления отменяются:
а) Постановление Совета Народных Комиссаров Союза ССР от 9 июня 1925 года о нормировании заработной платы служащих государственных учреждений (Собр. Зак. Союза ССР, 1925, № 42, ст. 321).
б) Постановление Совета Народных Комиссаров Союза ССР от 21 сентября 1926 года о государственном нормировании заработной платы служащих государственных учреждений и предприятий (Собр. Зак. Союза ССР, 1926, № 67, ст. 514).
в) ст. 7 Постановления Совета Народных Комиссаров Союза ССР от 15 апреля 1927 года об усилении деятельности Народного Комиссариата Труда Союза ССР, народных комиссариатов труда союзных республик и их местных органов в области охраны труда и регулирования заработной платы (Собр. Зак. Союза ССР, 1927, № 20, ст. 230).
г) Постановление Совета Народных Комиссаров Союза ССР от 30 сентября 1927 года о государственном нормировании заработной платы служащих государственных учреждений и предприятий (Собр. Зак. Союза ССР, 1927, № 59, ст. 589).
д) Постановление Совета Народных Комиссаров Союза ССР от 17 июля 1928 года об изменении ст. 3 Постановления Совета Народных Комиссаров Союза ССР от 21 сентября 1926 года о государственном нормировании заработной платы служащих государственных учреждений и предприятий (Собр. Зак. Союза ССР, 1928, № 48, ст. 430).
е) Постановление Совета Народных Комиссаров Союза ССР от 24 сентября 1928 года о государственном нормировании заработной платы служащих государственных учреждений и предприятий (Собр. Зак. Союза ССР, 1928, № 61, ст. 558).
ж) Постановление Совета Народных Комиссаров Союза ССР от 11 июня 1929 года об изменении действующих постановлений о государственном нормировании заработной платы (Собр. Зак. Союза ССР, 1929, № 38, ст. 334).
з) Ст. 3 Постановления Совета Народных Комиссаров Союза ССР от 20 августа 1929 года о порядке оплаты членов временных рабочих контрольных комиссий (Собр. Зак. Союза ССР, 1929, № 54, ст. 501).