Правила о примирительно-третейском и судебном рассмотрении трудовых конфликтов. 1928 г.[1]
Предлагаемый закон, изданный 29 августа 1928 г., устанавливал правила третейско-примирительного разбирательства трудовых споров. При этом работник ставился в значительно более благоприятное положение по сравнению с работодателем.
I. Общие положения
1. Органами по рассмотрению трудовых конфликтов являются:
а) органы примирительно-третейского разбирательства (расценочно-конфликтные комиссии, примирительные камеры и третейские суды);
б) трудовые сессии народного суда.
Органами по рассмотрению дел о преследуемых в уголовном порядке нарушениях законов о труде и коллективных договоров являются трудовые сессии Народного суда.
2. Расценочно-конфликтные комиссии, примирительные камеры и третейские суды организуются и действуют на основании настоящих Правил и особых положений, издаваемых Народным комиссариатом труда Союза ССР по согласованию с правительствами союзных республик.
3. Настоящие Правила о примирительно-третейском разбирательстве не распространяются на категории работников, условия труда которых регулируются специальными узаконениями, поскольку этими узаконениями устанавливается иной порядок примирительно-третейского разбирательства трудовых конфликтов.
4. Народному комиссариату труда Союза ССР по согласованному представлению центрального комитета соответствующего профессионального союза и заинтересованного ведомства предоставляется в отдельных исключительных случаях устанавливать для отдельных отраслей народного хозяйства отступления от настоящих Правил.
5. Народным комиссариатам труда союзных республик предоставляется в соответствии с местными условиями и особенностями издавать постановления, дополняющие издаваемые Народным комиссариатом труда Союза ССР положения о расценочно-конфликтных комиссиях, примирительных камерах и третейских судах (ст. 2).
6. Трудовые сессии народного суда организуются согласно законодательству союзных республик.
Порядок рассмотрения означенными сессиями трудовых конфликтов определяется законодательством союзных республик в соответствии с настоящими Правилами.
Порядок рассмотрения дел о преследуемых в уголовном порядке нарушениях законов о труде и коллективных договоров определяется законодательством союзных республик.
В тех местностях, где трудовые сессии не организованы, все правила нижеследующих статей, касающиеся трудовых сессий, соответственно применяются к народным судам, губернским, окружным (и соответствующим им) судам по принадлежности.
II. Органы примирительно - третейского разбирательства
А. Расценочно-конфликтные комиссии
7. Расценочно-конфликтные комиссии организуются из равного числа представителей нанимателя и комитета рабочих и служащих предприятия или учреждения (фабрично-заводской комитет, местный комитет и т.д.).
В тех случаях, когда в предприятии или в учреждении не образован комитет рабочих и служащих, вопросы, отнесенные к ведению расценочно-конфликтных комиссий, разрешаются в групповой расценочно-конфликтной комиссии, организуемой при групповом комитете рабочих и служащих в составе представителя этого комитета и того нанимателя, который является стороной в конфликте.
8. В предприятиях с большим числом работников по соглашению между профессиональным союзом и нанимателем при крупных цехах, отделах или мастерских могут быть организованы цеховые расценочно-конфликтные комиссии.
Положение о цеховых расценочно-конфликтных комиссиях издается Народным комиссариатом труда Союза ССР по соглашению с Высшим советом народного хозяйства союза ССР и Всесоюзным центральным советом профессиональных союзов.
9. К ведению расценочно-конфликтных комиссий относится:
а) утверждение в случаях и пределах, предусмотренных в коллективном договоре или в законе, норм выработки, сдельных расценок, разбивки работ и должностей по тарифным разрядам, установление нормального процента брака, форм испытания, проб и иных новых условий труда, а также разрешение тех вопросов, которые законом или коллективным договором специально отнесены к ведению расценочно-конфликтных комиссий;
б) разрешение всех конфликтов, возникающих между работниками и нанимателем при применении законов о труде, коллективных и трудовых договоров и правил внутреннего распорядка.
10. Ведению расценочно-конфликтных комиссий не подлежат:
а) дела об увольнении и о восстановлении в должности работников, упомянутых в ст. 65;
б) дела о расторжении трудовых договоров с работниками по требованию профессионального союза;
в) вопросы изменения должностных окладов, установленных в порядке государственного нормирования заработной платы, и изменения штатов;
г) конфликты между работниками и нанимателем на почве предоставления и распределения жилых помещений, удовлетворения бытовых нужд работников и т.д., не вытекающие из обязательств по коллективным и трудовым договорам;
д) трудовые дела, разрешенные трудовой сессией народного суда, примирительной камерой или третейским судом, а также трудовые дела, находящиеся на рассмотрении этих органов;
е) дела о дисциплинарных взысканиях в порядке подчиненности.
11. Расценочно-конфликтные комиссии не вправе выносить решений, изменяющих, дополняющих или отменяющих условия коллективного договора, если такое право специально не оговорено в коллективном договоре.
12. Обязательному рассмотрению в расценочно-конфликтных комиссиях как основной первичной инстанции подлежат конфликты по вопросам:
а) перевода на другую работу и связанных с переводом сохранения заработка либо выдачи выходного пособия;
б) оплаты при недовыработке норм;
в) увольнение по непригодности и за неисполнение обязанностей;
г) компенсации за использование инструмента, принадлежащего работнику;
д) выдачи спецодежды и спецпитания и, в подлежащих случаях, денежной компенсации за них; применения сокращенного рабочего дня и удлиненного отпуска:
е) оплаты при выполнении работ разной квалификации при заместительстве;
ж) оплаты простоя;
з) оплаты подготовки к сдельному наряду;
и) оплаты незаконченного сдельного наряда;
к) вычета за порчу материалов, приспособлений и изделий и оплаты брака;
л) оплаты за время отстранения от работы;
м) выдачи денежной компенсации за непредоставленный отпуск;
н) размера оплаты за время испытания;
о) размера причитающейся работнику премии;
п) оплаты сверхурочных работ;
р) выплаты выходного пособия в случае расторжения трудового договора работником по вине нанимателя.
13. К числу конфликтов, подлежащих обязательному рассмотрению в расценочно-конфликтных комиссиях в качестве основной первичной инстанции, сверх предусмотренных в ст. 12, могут быть отнесены и иные конфликты, разрешение которых требует учета ближайшей обстановки и условий конфликта, а также особенностей работы предприятия, учреждения или организации.
Указанное отнесение в отношении предприятий и организаций общесоюзного значения и учреждений Союза ССР производится Народным комиссариатом труда Союза ССР по согласованию с Высшим советом народного хозяйства Союза ССР и Всесоюзным центральным советом профессиональных союзов, а в отношении всех остальных предприятий, учреждений и организаций – в порядке, определяемом законодательством союзных республик.
14. По всем остальным конфликтам, кроме предусмотренных в ст. ст. 12 и 13, возможно обращение по выбору работника либо в расценочно-конфликтную комиссию, либо в трудовую сессию народного суда.
15. Для подачи в расценочно-конфликтную комиссию заявлений о рассмотрении конфликтов устанавливаются следующие сроки:
а) по вопросам увольнения – 14 дней;
б) по вопросам оплаты сверхурочных работ – 1 месяц;
в) по всем остальным вопросам – 3 месяца.
16. Указанные в ст. 15 сроки исчисляются:
а) по делам об увольнении за неисполнение обязанностей – с момента совершения нарушения, дающего повод для возбуждения вопроса об увольнении;
б) по делам об увольнении во всех остальных случаях – со дня предъявления работнику расчета;
в) по всем остальным делам – со дня возникновения права на предъявление соответствующего требования.
17. Расценочно-конфликтные комиссии могут принимать к рассмотрению заявления, поданные с пропуском указанных в ст. 15 сроков, в тех случаях, когда срок пропущен по причинам, признаваемым ими уважительными.
18. Решения расценочно-конфликтных комиссий принимаются только по соглашению сторон и приобретают обязательную силу по подписании их председателем и секретарем соответствующего заседания.
19. Решения расценочно-конфликтных комиссий, утверждающие незаконные распоряжения нанимателя, недействительны и не освобождают последнего в подлежащих случаях от ответственности в уголовном, дисциплинарном и гражданском порядке.
20. Об обнаруженных при рассмотрении дел в расценочно-конфликтной комиссии незаконных действиях нанимателя, содержащих в себе признаки преступной бесхозяйственности, корысти, произвола или вредительских действий, а также о систематическом нарушении нанимателем законов о труде рабочая часть расценочно-конфликтной комиссии обязана сообщить через соответствующий комитет рабочих и служащих прокуратуре.
21. Дела, по которым в расценочно-конфликтной комиссии не достигнуто соглашения сторон или решения по которым отменены органами труда в порядке надзора, передаются на рассмотрение:
а) по вопросам установления новых условий труда – в примирительную камеру или в третейский суд;
б) о конфликтах искового характера – в трудовую сессию народного суда.
Б. Примирительные камеры
22. Примирительные камеры организуются по особому каждый раз соглашению соответствующих профессиональных союзов и нанимателей для разрешения отдельных возникших между ними трудовых конфликтов.
Примирительные камеры организуются при Народных комиссариатах труда Союза ССР и союзных республик и местных органах труда.
23. Примирительные камеры организуются при Народном комиссариате труда Союза ССР для разрешения конфликтов между профессиональными союзами и общесоюзными предприятиями и учреждениями, списки которых устанавливаются Народным комиссариатом труда Союза ССР по соглашению с заинтересованными ведомствами Союза ССР и Всесоюзным центральным советом профессиональных союзов.
Для разрешения конфликтов в остальных случаях примирительные камеры организуются при народных комиссариатах труда союзных республик или при местных органах труда в соответствии с правилами особого положения о примирительных камерах (ст. 2).
Примечание. Утвержденный Советом труда и обороны список промышленных предприятий, по которым разбор конфликтов, возникающих при заключении и исполнении коллективных договоров, производится при Народном комиссариате труда Союза ССР (Собр. Зак. Союза ССР, 1926, № 77, ст. 637), может быть изменяем Народным комиссариатом труда Союза ССР по соглашению с Высшим советом народного хозяйства Союза ССР и Всесоюзным центральным советом профессиональных союзов.
24. Примирительные камеры организуются в составе уполномоченных на разрешение данного конфликта представителей сторон (по одному от профессионального союза и нанимателя) и председателя, назначенного соответствующим органом труда.
25. К сведению примирительных камер относится разрешение:
а) всех конфликтов по вопросам заключения, изменения, дополнения и толкования коллективных договоров;
б) не получивших разрешения в расценочно-конфликтной комиссии вопросов об установлении новых условий труда (п. "а" ст. 9).
26. Для разрешения конфликтов по вопросам изменения, дополнения и толкования коллективных договоров примирительные камеры могут быть организованы только сторонами, заключившими данный договор.
27. Решения примирительных камер принимаются только по соглашению сторон.
Председатель примирительной камеры, не имея решающего голоса, содействует выработке удовлетворяющего стороны законного решения.
Решения примирительных камер приобретают обязательную силу по подписании их представителями сторон в примирительной камере и председателем.
В. Третейские суды
28. Третейские суды организуются по особому каждый раз соглашению соответствующих профессиональных союзов и нанимателей для разрешения отдельных возникших между ними трудовых конфликтов.
Третейские суды организуются при тех же органах труда, как и примирительные камеры (ст. 23).
29. Третейские суды для разрешения конфликтов между профессиональными союзами и государственными предприятиями и учреждениями организуются соответствующими органами труда также и по заявлению одной из сторон в конфликте. В этих случаях принятие третейского суда для другой стороны является обязательным.
30. Третейские суды организуются в составе уполномоченных на разрешения данного конфликта представителей сторон (по одному от профессионального союза и нанимателя) и председателя (суперарбитра), избираемого по соглашению сторон или назначаемого соответствующими органами труда по просьбе обоих сторон.
В случае организации третейского суда в порядке ст. 29 председатель (суперарбитр) назначается соответствующим органом труда.
31. Для разрешения конфликтов по вопросам изменения, дополнения или толкования коллективных договоров третейские суды могут быть организованы только между сторонами, заключившими данный договор.
32. К ведению третейских судов относится разрешение предусмотренных в ст. 25 конфликтов, которые рассматривались в примирительной камере, но не были ею разрешены или вовсе не рассматривались в примирительной камере.
33. Третейские суды, организованные в порядке ст. 29, не могут разрешать конфликтов по вопросам изменения или отмены условий коллективных договоров до истечения срока действия последних, если на это не будет дано согласия обоими сторонами.
34. Решения третейских судов принимаются по соглашению сторон, а при отсутствии соглашения – председателем третейского суда (суперарбитром).
Решения третейских судов приобретают обязательную силу по подписании их председателем (суперарбитром).
Г. Надзор за деятельностью расценочно-конфликтных комиссий, примирительных камер и третейских судов
35. Решения расценочно-конфликтных комиссий, примирительных камер и третейских судов окончательны и не нуждаются в чьем либо утверждении.
Означенные решения могут быть отменены лишь органами труда в порядке надзора.
36. Надзор за правильной организацией и деятельностью расценочно-конфликтных комиссий, примирительных камер и третейских судов и отмена их решений осуществляются исключительно Народным комиссариатом труда Союза ССР, народными комиссариатами труда союзных республик и местными органами труда по принадлежности, на основании настоящих Правил и особого положения, издаваемого Народным комиссариатом труда Союза ССР по согласованию с правительствами союзных республик.
37. Окончательной инстанцией надзора за решениями расценочно-конфликтных комиссий является губернский, окружной (или соответствующий им) орган труда.
Окончательной инстанцией надзора за решениями примирительных камер и третейских судов является орган труда непосредственно вышестоящий по отношению к тому органу труда, при котором были организованы соответствующие примирительная камера и третейский суд.
38. Решения расценочно-конфликтных комиссий, примирительных камер и третейских судов могут быть отменены лишь в случаях:
а) ухудшения условий труда по сравнению с законом или коллективным договором;
б) превышения максимальных норм, установленных законом или коллективным договором;
в) нарушения правил об организации и пределах ведения расценочно-конфликтных комиссий, примирительных камер и третейских судов и о порядке производства, ими дел, если это нарушение могло отразиться на существе решения;
г) подложности документов или ложности сведений, положенных в основу решения, если эти обстоятельства установлены судебным приговором или судебным решением либо иными бесспорными доказательствами;
д) обнаружения обстоятельств, которые остались неизвестными расценочно-конфликтной комиссии, примирительной камере или третейскому суду при разрешении дела, но имеют существенное значение для его правильного решения;
е) разрешения дела, находящегося на рассмотрении суда или уже разрешенного судом.
Примечание. По делам, разрешенным примирительными камерами и третейскими судами, в случаях, указанных в п. п. "а" и б", имеются в виду коллективные договоры, заключенные вышестоящими по отношению к сторонам органами.
39. Заявления об отмене в порядке надзора решений расценочно-конфликтных комиссий, примирительных камер и третейских судов могут быть поданы сторонами в 14-дневный срок со дня получения извещения о состоявшемся решении.
В такой же срок могут быть поданы в подлежащих случаях заявления об отмене постановлений органов труда, вынесенных при рассмотрении в порядке надзора решений расценочно-конфликтных комиссий, примирительных камер и третейских судов.
40. Все указанные в ст. 39 заявления должны рассматриваться надлежащими органами труда не позднее 7 дней со дня поступления их.
41. Органы труда могут по собственной инициативе (без заявлений сторон об отмене решений) отменять в порядке надзора решения расценочно-конфликтных комиссий, примирительных камер и третейских судов лишь при условии, если со дня вынесения соответствующего решения прошло не более 3 месяцев.
42. При отмене решения расценочно-конфликтной комиссии орган труда может направить дело для нового рассмотрения в ту же расценочно-конфликтную комиссию или в трудовую сессию народного суда.
43. Подача заявления об отмене в порядке надзора решения расценочно-конфликтной комиссии, примирительной камеры или третейского суда не приостанавливает приведения этого решения в исполнение, за исключением тех случаев, когда орган надзора признает необходимым по обстоятельствам дела приостановить исполнение.
44. В случаях отмены в порядке надзора решений расценочно-конфликтных комиссий, примирительных камер и третейских судов выплаченные на основании этих решений суммы могут быть обратно взысканы с работника лишь при условии, если отмененное решение было основано на подложных документах, представленных работником, или на сообщенных им ложных сведениях.
45. Надзор прокуратуры за деятельностью органов примирительно-третейского разбирательства осуществляется лишь в порядке общего надзора за деятельностью органов труда.
Постановления органов труда по отдельным решениям органов примирительно-третейского разбирательства могут быть опротестованы прокуратурой в вышестоящий орган труда лишь в случаях явной незаконности постановления или когда, по мнению прокуратуры, существенно нарушены интересы государства или трудящихся.
Д. Исполнение решений расценочно-конфликтных комиссий, примирительных камер и третейских судов
46. В случае неисполнения нанимателями решений расценочно-конфликтных комиссий, примирительных камер или третейских судов, которыми в пользу работников или профессионального союза присуждена определенная денежная сумма, эти решения приводятся в исполнение в принудительном порядке по выдаваемым органами труда документам, имеющим силу исполнительного листа.
В этих случаях органы труда одновременно разрешают вопрос о привлечении нанимателя к уголовной ответственности.
47. В случае неисполнения нанимателями решений расценочно-конфликтных комиссий, примирительных камер или третейских судов, в которых причитающиеся в пользу работников или профессионального союза суммы точно не определены, эти суммы определяются трудовой сессией в соответствии с упомянутыми решениями, после чего эти решения приводятся в исполнение в принудительном порядке по исполнительным листам, выдаваемым трудовой сессией.
III. Трудовые сессии народного суда
48. Рассмотрению в трудовых сессиях народного суда подлежат конфликты на почве применения наемного труда, возникающие вследствие неисполнения законов о труде, коллективных и трудовых договоров и правил внутреннего распорядка или вследствие неправильного применения табели взысканий в случаях:
а) когда конфликт, подлежащий обязательному рассмотрению в расценочно-конфликтной комиссии (ст. ст. 12 и 13), при рассмотрении расценочно-конфликтной комиссии не получил разрешения;
б) когда работник обратился в трудовую сессию по делу о конфликте, не подлежащем обязательному рассмотрению в расценочно-конфликтных комиссиях (ст. 14);
в) когда решение расценочно-конфликтной комиссии было отменено органом труда в порядке надзора (п. "б" ст. 21).
49. При обращении в трудовую сессию подача письменного искового заявления не обязательна.
50. Для подачи в трудовую сессию заявлений о рассмотрении конфликтов устанавливаются следующие сроки:
а) по делам об увольнении, а также по всем остальным делам в случаях, указанных в п. п. "а" и "б" ст. 48 – 14 дней;
б) во всех остальных случаях – 3 месяца.
51. Указанные в ст. 50 сроки исчисляются:
а) по делам об увольнении, не рассматривавшимся в расценочно-конфликтной комиссии – со дня предъявления работнику расчета;
б) по оставшимся неразрешенными при рассмотрении в расценочно-конфликтной комиссии делам об увольнении и по всем остальным оставшимся неразрешенными в расценочно-конфликтной комиссии делам – со дня извещения о том, что решение не состоялось;
в) по всем делам, по которым состоялось решение расценочно-конфликтной комиссии, отмененное в порядке надзора – со дня извещения об отмене решения расценочно-конфликтной комиссии.
52. Трудовые сессии могут принимать к рассмотрению исковые заявления, поданные с пропуском указанных в ст. 51 сроков, в тех случаях, когда срок пропущен по причинам, признаваемым ими уважительными.
53. Решения трудовых сессий могут быть обжалованы сторонами и опротестованы прокуратурой в кассационном порядке в губернский, окружной (или соответствующей им) суд в 14-дневннй срок со дня вынесения решения.
54. Не допускается обжалование и опротестование в кассационном порядке решений трудовых сессий:
а) по денежным искам на сумму не более месячного заработка работника, не связанным с увольнением работника;
б) по делам о наложении взысканий согласно табели, за исключением случаев увольнения.
55. Губернский, окружной (или соответствующий им) суд либо оставляет жалобу сторон или протест прокуратуры без последствий, либо отменяет решение трудовой сессии с передачей дела на вторичное рассмотрение трудовой сессии, либо выносит решение по существу дела (ст. 56), либо прекращает дело.
56. Губернский, окружной (или соответствующий им) суд, рассматривая обжалованное сторонами или опротестованное прокуратурой решение трудовой сессии, может вынести решение по существу дела без передачи его на новое рассмотрение трудовой сессии в случаях:
а) достаточной ясности фактической стороны дела;
б) необходимости изменения лишь мотивировки решения (ссылок на законы и т.п.);
в) нарушения трудовой сессией при вторичном рассмотрении дела указаний кассационной инстанции, данных ею при отмене первого решения трудовой сессии по данному делу.
57. Решения губернских, окружных (и соответствующих им) судов (ст. ст. 55 и 56), а равно и вторичные решения трудовых сессий, вынесенные в соответствии с указаниями кассационной инстанции, никакому обжалованию, опротестованию и пересмотру ни в каких случаях не подлежат.
58. Трудовые дела как в трудовых сессиях, так и в губернских, окружных (и соответствующих им) судах должны рассматриваться не позднее 7 дней со дня поступления их.
59. Решения трудовых сессий о взыскании в пользу работника определенной денежной суммы в части, не превышающей месячного заработка работника, подлежат немедленному исполнению. В остальной части немедленное исполнение решения может иметь место лишь по специальному определению трудовой сессии.
60. Взыскание присужденных сумм по искам трудящихся и профессиональных союзов к состоящим на общегосударственном и местном бюджете учреждениям и предприятиям может быть обращено не только на средства, ассигнованные по соответствующим главам и параграфам сметы, но и на средства, ассигнованные по всем другим главам и параграфам сметы.
61. В случае отмены в порядке надзора решений судебных органов, выплаченные на основании этих решений суммы могут быть обратно взысканы с работника лишь при условии, если отмененное решение было основано на представленных работником подложных документах или сообщенных им ложных сведениях.
62. Свои решения по трудовым делам судебные органы в копиях сообщают сторонам в 3-дневный срок со дня вынесения решения.
63. Опротестование прокуратурой решений трудовых сессий в порядке надзора допускается не позднее 3-месячного срока со дня вынесения соответствующих решений и притом лишь в совершенно исключительных случаях.
IV. Восстановление неправильно уволенных работников
64. Дела о восстановлении неправильно уволенных работников в должности или на работе, а также, в подлежащих случаях, дела о расторжении трудового договора по требованию работников или нанимателей, за исключениями, указанными ниже в ст. 65, рассматриваются в расценочно-конфликтных комиссиях и трудовых сессиях (п. "в" ст. 12, ст. 14 и п. "б" ст. 21).
65. Не подлежат рассмотрению в расценочно-конфликтных комиссиях и трудовых сессиях указанные в ст. 64 дела в отношении лиц, пользующихся правом найма и увольнения, во всех предприятиях и учреждениях (в том числе и в частных), а также в отношении иных категорий ответственных работников государственных, кооперативных и общественных предприятий и учреждений. Перечни этих категорий устанавливаются Народным комиссариатом труда Союза ССР и народными комиссариатами труда союзных республик по согласованию соответственно с Всесоюзным центральным советом профессиональных союзов и республиканскими советами профессиональных союзов.
Вопрос о восстановлении в должности упомянутых выше работников рассматривается исключительно вышестоящими в порядке подчиненности органами и лицами.
66. В случае признания расценочно-конфликтной комиссией или трудовой сессией народного суда по принадлежности произведенного увольнения неправильным ими выносится решение:
а) о восстановлении уволенного работника в должности или на работе;
б) о вознаграждении неправильно уволенного работника за время вынужденного прогула с момента увольнения до поступления на новую работу или до фактического восстановления в должности, из расчета фактического заработка уволенного за календарный месяц, предшествующий месяцу увольнения.
67. В тех случаях, когда неправильно уволенный работник уже имеет соответствующую по квалификации и оплате работу в другом предприятии или учреждении, расценочно-конфликтная комиссия или трудовая сессия может ограничиться установлением неправильности увольнения, не вынося решения о восстановлении работника в должности или на работе.
68. Право на получение вознаграждения за время вынужденного прогула сохраняется за неправильно уволенным работником на время до одного месяца во всех случаях; сверх же одного месяца лишь в случае, если неправильно уволенный работник в течение одного месяца со дня увольнения зарегистрировался на бирже труда и не отказывался без уважительных причин от предлагаемой работы.
69. В случае выполнения неправильно уволенным работником за время между увольнением и фактическим восстановлением в должности или получением новой постоянной работы платной работы или получения им пособия по безработице от органов социального страхования, подлежащее выплате вознаграждение за время вынужденного прогула уменьшаются на полученную им сумму.
Примечание. Органам социального страхования предоставляется право получить от подлежащего нанимателя суммы страхового пособия, выплаченные ими работнику, восстановленному в должности или на работе, за время его вынужденной безработицы.
70. В случае неисполнения нанимателем решения расценочно-конфликтной комиссии или трудовой сессии о восстановлении уволенного работника в должности или на работе, означенный работник имеет право на получение вознаграждения за все время прогула, вызванного неисполнением со стороны нанимателя соответствующего решения, до момента фактического восстановления в должности или на работе.
Это вознаграждение взыскивается с нанимателя без вторичного рассмотрения дела по существу в принудительном порядке по исполнительному листу, выдаваемому трудовой сессией (в отношении дел, разрешенных ею), или по имеющему силу исполнительного листа документу, выдаваемому подлежащим органом труда (в отношении дел, разрешенных в расценочно-конфликтных комиссиях).
71. В тех случаях, когда прежняя должность работника, восстановленного по решению расценочно-конфликтной комиссии или трудовой сессии, уже занята другим вновь принятым работником, наниматель в праве уволить последнего.
72. По рассматриваемым в трудовой сессии делам о восстановлении в должности или на работе неправильно уволенных работников трудовая сессия может по своей инициативе возложить на должностных лиц государственных, кооперативных и общественных предприятий и учреждений, произведших неправильное увольнение, обязанность возместить предприятию или учреждению убытки, причиненные последнему выплатой вознаграждения неправильно уволенному работнику. Указанное возмещение не может превышать трехмесячного заработка соответствующего должностного лица.