Законы о милиции. 1925-1931 гг.
Предлагаемые законы развивали Законы о милиции 1917-1920 гг. (см.). Декрет 1925 г. более подробно устанавливал порядок назначения и увольнения милиционеров, предъявляемые к ним требования и т.п. Постановление 1931 г. делало дальнейшие шаги в деле централизации и милитаризации милиции. В связи с упразднением НКВД она стала самостоятельным ведомством. Местные советы и их исполкомы утратили всякое участие в назначении милицейских начальников, сохранив лишь формальное право "отвода". Если Положение 1925 подчиняло службу милиционеров трудовому законодательству (с исключениями), то постановление 1931 устанавливало обратное.
Декрет ВЦИК и СНК РСФСР о введении в действие Положения о службе Рабоче-крестьянской милиции. 28.9.1925 г.
Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет и Совет Народных Комиссаров Р.С.Ф.С.Р. постановляют:
1. Прилагаемое ниже Положение о службе Рабоче-крестьянской милиции утвердить и ввести в действие с 1 октября 1925 года.
2. Изменения и дополнения настоящего Положения, необходимые в целях приспособления его к бытовым условиям отдельных автономных республик, утверждаются Президиумом Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета по представлению центральных исполнительных комитетов соответствующих автономных республик.
3. Народному комиссариату внутренних дел поручается представить в Совет Народных Комиссаров в месячный срок список декретов, постановлений и инструкций, подлежащих отмене в связи с введением в действие настоящего Положения.
4. Народному комиссариату внутренних дел по соглашению с Народным комиссариатом труда и Всесоюзным центральным советом профессиональных союзов поручается в двухмесячный срок издать инструкцию по применению настоящего Положения.
Председатель Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета
М.И. КАЛИНИН
Заместитель председателя Совета Народных Комиссаров
А. ЛЕЖАВА
И.о. секретаря Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета
Ян ПОЛУЯН
Положение о службе Рабоче-крестьянской милиции 28.9.1925 г.
I. Общие положения
1. Порядок приема, увольнения и прохождения службы, устанавливаемый настоящим Законом, распространяется на работников строевого состава милиции, активного состава уголовного розыска и административно-хозяйственного персонала Рабоче-крестьянской милиции, поименованных в прилагаемом списке[1].
Примечание. Права и обязанности, а равно порядок приема и увольнения и прохождения службы остальных категорий служащих, за исключением лиц, поименованных в приложении 1, определяются Кодексом законов о труде и правилами внутреннего распорядка, вырабатываемыми в порядке ст. 55 Кодекса законов о труде.
2. В области внутренней службы милиция руководствуется:
а) настоящим Положением и другими узаконениями;
б) Дисциплинарным уставом Рабоче-крестьянской милиции;
в) постановлениями Народного комиссариата внутренних дел и приказами начальника милиции республики;
г) постановлениями и распоряжениями местных исполнительных комитетов, а также распоряжениями местных административных отделов.
3. Определение личных и служебных качеств и степени политической подготовки работников милиции производится на основании аттестаций в порядке, устанавливаемом особой инструкцией, издаваемой Народным комиссариатом внутренних дел по соглашению с Народным комиссариатом труда и Народным комиссариатом юстиции.
II. Общие права и обязанности работников милиции
4. В осуществление задач Рабоче-крестьянской милиции по охране революционного порядка и народного достояния и борьбе с посягательствами на него работники милиции обязаны прилагать все усилия к возможно лучшему их выполнению, не останавливаясь перед возникающими для них тягостями и опасностью для здоровья и жизни.
5. На работников, поименованных в ст. 1 настоящего Положения, как на лиц наемного труда распространяется Кодекс законов о труде и изданные в его развитие постановления за нижеследующим изъятием: оперативная работа лиц, на которых распространяется настоящее Положение, в случае необходимости не ограничивается установленными Кодексом законов о труде пределами рабочего времени; работа может возлагаться на них также в ночное время, в праздничные дни и в установленные дни отдыха.
Примечание 1. В случаях, указанных в настоящей статье, работникам милиции и уголовного розыска взамен общеустановленных согласно ст. ст. 110, 111 и 112 Кодекса законов о труде еженедельных дней отдыха должны предоставляться по соглашению с местными органами профессионального союза другие выходные дни в свободное от оперативной работы время.
Примечание 2. За проработанные работниками милиции и уголовного розыска дни отдыха и ночное время краевые, областные и губернские исполнительные комитеты по соглашению с органами профессионального союза выплачивают дополнительное вознаграждение в виде добавочного содержания к основному окладу в том случае, если им не были предоставлены другие выходные дни.
6. Поскольку иное не вытекает из настоящего Положения, к работникам Рабоче-крестьянской милиции применяется Кодекс законов о труде.
7. За потерю и умышленную порчу находящегося на руках казенного оружия, боеприпасов и снаряжения работники милиции привлекаются к судебной ответственности по ст. ст. 108 и 196 Уголовного кодекса Р.С.Ф.С.Р.
8. При состоянии на службе работникам милиции выдается за счет соответствующего учреждения милиции установленного образца форменная одежда.
9. При состоянии на службе работники милиции должны исполнять все служебные приказания своих начальников.
Примечание. Работники милиции обязаны также выполнять распоряжения, относящиеся к компетенции милиции и даваемые членами Правительства Союза С.С.Р. и Р.С.Ф.С.Р., а также членами правительства автономных республик.
10. Работник милиции, получивший преступный приказ, не исполняя его, немедленно докладывает о том следующему высшему в порядке подчиненности начальнику и в подлежащих случаях сообщает о том соответствующему правительственному органу, руководствуясь необходимостью быстро предупредить возможность преступления.
Если полученное приказание он считает хотя и не преступным, но все же не согласованным с законом, то докладывает об этом начальнику, отдавшему приказ, и если данное приказание последним будет подтверждено вновь, то исполняет его.
Примечание. При точном исполнении работником милиции приказа, отданного по службе начальником, этот последний один отвечает за последствия своего приказа, кроме случая исполнения преступного приказа, когда вместе с отдавшим такой приказ начальником отвечает и исполнивший его работник милиции.
III. Личный состав
11. Личный состав милиции пополняется приемом на службу из числа трудящихся, имеющих право выборов в советы по Конституции Р.С.Ф.С.Р.
12. Лица, поступившие на службу в милицию, считаются состоящими на государственной службе и не могут занимать должности по найму в государственных учреждениях и предприятиях других ведомств, в общественных и кооперативных организациях, а равно занимать какие-либо должности в частных учреждениях и предприятиях.
Примечание. Совместительство работников милиции допускается лишь в пределах своего ведомства и не иначе, как по разрешению в каждом отдельном случае Народного комиссариата внутренних дел и соответствующих краевых, областных и губернских исполнительных комитетов.
13. Лица, поступающие на службу в милицию и активный состав уголовного розыска, обязываются прослужить в течение одного года, в чем одновременно с подачей заявления дают подписку по прилагаемой ниже форме[2]. По окончании годичного срока службы подписка может быть возобновлена.
Примечание. Лица, прошедшие обучение в специальной милицейской школе, курсах и резервах, обязаны прослужить в рядах милиции дополнительно в течение срока, какой был затрачен на их обучение, но не менее года.
14. С объявлением мобилизации работники милиции считаются мобилизованными и могут быть призваны в Красную армию на основании особых узаконений.
15. За самовольное оставление службы до истечения обязательного срока службы, согласно подписке, с целью уклонения от службы на срок долее шести суток работники милиции подлежат уголовной ответственности по ст. ст. 108, 204 и 205 Уголовного Кодекса.
IV. Определение на службу
16. Лица, поступающие на службу в милицию на строевую и административную, а также на активную уголовно-розыскную работу, должны удовлетворять следующим условиям:
а) пользоваться избирательным правом в советы по Конституции Российской Социалистической Федеративной Советской Республики;
б) иметь от роду двадцать один год, а в исключительных случаях – не менее восемнадцати лет;
в) удовлетворять по состоянию здоровья требованиям правил для определения на службу в милицию и не иметь болезней, препятствующих несению службы в Рабоче-крестьянской милиции, перечисленных в особой инструкции, издаваемой Народным комиссариатом внутренних дел совместно с Народным комиссариатом здравоохранения Р.С.Ф.С.Р.;
г) соответствовать по своему образованию требованиям программы трудовой школы не ниже первой ступени[3].
Примечание. Лица, состоящие под судом и следствием, а также лица, пораженные в правах за преступления (ст. 40 Уголовного Кодекса), не могут приниматься в Рабоче-крестьянскую милицию.
17. Всем лицам, принимаемым на службу в милицию, производится поверка знаний и степени пригодности к милицейской службе в испытательных комиссиях, образуемых согласно особой инструкции, издаваемой Народным комиссариатом внутренних дел Р.С.Ф.С.Р. по соглашению с Народным комиссариатом труда и Всесоюзным советом профессиональных союзов. В исключительных случаях допускается прием на службу без предварительного прохождения испытательной комиссии по распоряжению не ниже начальника отдела милиции Центрального административного управления или начальника милиции губернии (края, области).
18. Лица, выдержавшие испытание и зачисленные в резерв, при последующем назначении их на вакантные должности вторичному испытанию не подвергаются.
19. При определении на службу в строевой состав преимущество при прочих равных условиях дается лицам, проходившим действительную военную службу в Красной армии.
V. Допущение к исполнению должности и назначение на должность
20. В отношении назначения и утверждения на должности соблюдается нижеследующий порядок.
Все начальствующие лица управлений и учреждений милиции по степени подчиненности распределяются в порядке следующих инстанций:
1 инстанция. Начальник милиции волости (района). Непосредственно начальнику милиции волости (района) подчинены: личный состав управления милиции волости (района) и волостной (районный) милиционер.
2 инстанция. Начальник уездного (окружного) управления милиции. Непосредственно ему подчинены его помощник и начальник отделения уездного (окружного) управления милиции, начальники милиции районов в уезде (округе) и отделений в уездном (окружном) городе, начальники уездного (окружного) резерва милиции.
3 инстанция. Начальник губернского (областного, краевого) административного отдела, начальник милиции губернии (области, края). В непосредственном его подчинении состоят: начальники подотделов милиции и уголовного розыска губернского (областного, краевого) административного отдела, начальники уездных (окружных) управлений милиции, начальники районов и отделений в губернском (областном, краевом) городе, начальник губернской (областной, краевой) милицейской школы, начальник губернского (областного, краевого) резерва, заведующий адресным столом в губернском (областном, краевом) городе.
4 инстанция. Начальник центрального административного управления Народного комиссариата внутренних дел – начальник милиции республики. Непосредственно ему подчинены: начальники отделов милиции и уголовного розыска Центрального административного управления, начальники милиции губернии (области, края) и начальники школ среднего командного состава милиции.
Лица, состоящие в резерве при отделах милиции и уголовного розыска Центрального административного управления, подчиняются начальнику милиции республики, а состоящие в резерве при административных отделах губернии (области, края) – начальнику милиции губернии (области, края).
21. Назначение и утверждение на нижеперечисленные должности производятся в следующем порядке:
а) начальники отделов милиции и уголовного розыска Центрального административного управления и их помощники, начальники и комиссары школ среднего командного состава назначаются начальником Центрального административного управления и утверждаются народным комиссаром внутренних дел;
б) прочие работники отделов милиции и уголовного розыска Центрального административного управления допускаются начальниками отделов по принадлежности и назначаются начальником Центрального административного управления;
в) начальники милиции губернии (области, края), их помощники по строевой части, начальники подотделов милиции и уголовного розыска губернии (области, края), административного отдела – начальники милиции уездов (округов), а равно начальники и комиссары резервов в городах Москве и Ленинграде, начальники губернских (областных, краевых) школ и комиссары их назначаются соответствующим исполнительным комитетом и утверждаются Народным комиссаром внутренних дел;
г) прочие работники губернских (областных, краевых) управлений милиции, за исключением указанных в п. п. "б" и "в" настоящей статьи, допускаются к исполнению должности помощником начальника милиции губернии (области, края) по строевой части и назначаются начальником милиции губернии (области, края);
д) начальник уездного (окружного) резерва милиции назначается начальником милиции уезда;
е) начальники учебной, строевой и хозяйственной части школ среднего командного состава назначаются начальником школ и утверждаются начальником милиции Республики;
ж) начальник отделения уголовного розыска в уездном (окружном) управлении милиции назначается начальником милиции уезда (округа) по предварительному соглашению с начальником подотдела уголовного розыска губернского (областного, краевого) административного отдела; оперативные работники отделения уголовного розыска того же управления назначаются начальником милиции уезда (округа) по представлению начальника отделения уголовного розыска;
з) участковые надзиратели назначаются в губернском (областном, краевом) городе начальником милиции губернии (области, края), а в уездных (окружных) городах – начальником милиции уезда (округа);
и) старшие и младшие милиционеры допускаются в губернских (областных, краевых) управлениях милиции начальником строевого отделения подотдела милиции административного отдела, а назначаются начальником милиции губернии (области, края), а в уездных (окружных) назначаются начальником милиции уезда (округа).
Остальные работники милиции допускаются к исполнению должностей начальником соответствующего административного отдела и назначаются на должность начальником следующего по инстанции административного отдела.
22. Представление о назначении на должность должно исходить от начальников, допускающих к исполнению должности, не позже двухнедельного испытательного срока со дня вступления в должность милиционеров и не позже месячного срока для лиц командного и активного состава.
VI. Переводы
23. Переводом называется перемещение работника милиции на такую же или соответствующую должность Рабоче-крестьянской милиции. Переводы могут производиться по усмотрению соответствующего начальника независимо от согласия переводимого или по личным просьбам работника милиции.
24. Лица, о которых состоялось распоряжение о переводе, должны отправляться к новому месту службы в срок, указанный в предписании.
Примечание. Для устройства личных дел переводимому должен быть предоставлен с освобождением его от служебных обязанностей сверх срока, указанного в предписании, необходимый срок по усмотрению начальника, но не менее сорока восьми часов.
В предписании должны быть точно указаны число и месяц явки переведенного к новому месту службы.
25. Работники, не прибывшие к новому месту службы в указанный в предписании срок без уважительных причин к тому, подлежат ответственности в дисциплинарном или судебном порядке (ст. 108 Уголовного кодекса).
VII. Смещение на низшие должности, отстранение от должности и временное замещение должностей
26. Смещение на низшие должности производится:
а) в аттестационном порядке в соответствии с инструкцией, предусмотренной ст. 3 настоящего Положения, но не более как на два тарифных разряда;
б) в дисциплинарном порядке в соответствии с правилами Дисциплинарного устава Рабоче-крестьянской милиции.
27. Отстранение от должности есть временное воспрещение исполнять обязанности по занимаемой должности.
28. Отстранение от должности производится лишь в исключительных и не терпящих отлагательства случаях или распоряжением начальников, назначающих на должности, или лицами, снабженными соответствующими на то полномочиями, под их личную ответственность, причем начальник, отстранивший от должности, немедленно доносит об этом своему непосредственному начальнику с изложением причин отстранения.
29. В каждом случае отстранения от должности, за исключением случаев отстранения по требованию следственных властей (ст. 142 Уголовно-процессуального кодекса), начальник, распоряжением которого отстраненный от должности был назначен на должность, немедленно делает распоряжение о производстве дознания в порядке п. 3 ст. 97 Уголовно-процессуального кодекса.
30. Если при производстве указанного в ст. 29 настоящего Положения дознания выяснится, что причиной отстранения работника милиции является совершение им преступлений и поступков, не совместимых со служебным положением работника Рабоче-крестьянской милиции (взяточничество, укрывательство преступников, пьянство, злоупотребление властью и т.п.), отстраненный может быть уволен до решения суда в порядке ст. 36 настоящего Положения. В других случаях работник возвращается к исполнению своей прежней должности или получает иное соответствующее назначение.
31. Начальник, отстранивший подчиненного от должности без уважительных причин, подлежит ответственности в дисциплинарном или судебном порядке на основании ст. ст. 105 и 106 Уголовного кодекса.
32. Лица, замещающие свыше одного месяца временно отлучившихся работников милиции (больных, отпускных, командированных), пользуются правами и несут обязанности по этим должностям, сохраняя при этом свои штатные должности и получая свое содержание по фактически выполняемой должности, если содержание этой должности превышает оклад жалованья основной его штатной должности.
VIII. Увольнение от службы
33. Увольнение от службы производится:
а) по собственному желанию работников и
б) независимо от их желания.
34. По собственному желанию работники милиции, не выслужившие обязательного срока службы, могут быть по уважительным причинам уволены по их ходатайству распоряжением начальника.
35. Лица, состоящие на службе, если пожелают оставить таковую, увольняются не ранее окончания срока подписки, причем увольняемый должен предупредить о своем желании оставить службу в милиции не позже как за месяц; в случае отсутствия к моменту окончания срока подписки заместителя увольняющийся может быть задержан на службе в милиции не более двух недель по истечении срока подписки.
Примечание. Если увольняющийся не предупредил о своем желании оставить службу в милиции за месяц до окончания срока подписки, он может быть задержан на службе в милиции для подыскания заместителя на срок не более одного месяца.
36. Увольнение работников милиции от службы независимо от их желания производится с последующим уведомлением местного комитета (профуполномоченного) и с соблюдением условий, указанных в примечаниях 2 и 3 ст. 47 Кодекса Законов о Труде:
а) в случаях, предусмотренных ст. 47 Кодекса Законов о Труде;
б) в порядке ст. 30 настоящего Положения;
в) в аттестационном порядке в соответствии с инструкцией, предусмотренной ст. 3 настоящего Положения;
г) по неспособности нести службу согласно постановлению о том врачебной комиссии.
Примечание. Работники милиции при увольнении в случаях, указанных в п. п. "в" и "г" ст. 47 Кодекса Законов о Труде, а также п. п. "б", "в" и "г" настоящей статьи, увольняются распоряжениями соответствующих начальников с последующим уведомлением местного комитета; во всех остальных случаях увольняются с соблюдением п. "в" ст. 161 Кодекса законов о труде.
37. Начальник, уволивший от службы подчиненного без законных к тому оснований, указанных в ст. 36 настоящего Положения, подлежит ответственности в дисциплинарном или судебном порядке, согласно ст. ст. 105 и 106 Уголовного кодекса.
IX. О пребывании в резерве
38. Срок пребывания в резерве не должен превышать одного месяца.
Примечание. Лица, зачисленные в резерв для прохождения курса обучения, состоят в резерве в течение всего срока, предусмотренного учебной программой.
39. Лица, состоящие в резерве, удовлетворяются содержанием:
а) назначенные из резерва на штатную должность – по окладу этой должности;
б) лица, снятые с штатных должностей, зачисленные в резерв и уволенные за неиспользованием вновь на штатной должности – по окладу прежней должности;
в) лица, вновь принятые и зачисленные в резерв, а затем уволенные за неиспользованием на штатной должности – по ставке той должности, на которую они предназначались при приеме.
40. Если в пределах данной губернии или области не имеется вакантных должностей, то лица, срок пребывания которых в резерве истекает, могут быть назначены на соответствующие вакантные должности в другие губернии или области по распоряжению начальника милиции республики.
41. Лица, состоящие в резерве и не получившие в течение одного месяца назначения на штатную должность, определенную при приеме, назначаются с их согласия на низшие должности или исключаются из резерва с увольнением от службы.
X. Об отпусках
42. Работникам милиции на основании ст. ст. 114 и 115 и в соответствии со ст. ст. 116, 117, 118, 119 и 120 Кодекса законов о труде предоставляется право на отпуск; равным образом на них распространяются все гарантии, указанные в ст. ст. 91 и 92 Кодекса законов о труде.
43. Право увольнения в отпуска работников милиции принадлежит их начальникам в порядке инстанции (ст. 20), в отношении начальников милиции губернии (области, края) и уезда (округа) увольнение допускается лишь по согласованию с президиумом соответствующего исполнительного комитета.
Примечание. Внеочередные отпуска допускаются в следующих случаях: а) смерти или тяжелой опасности для жизни и болезни ближайших родственников; б) внезапного разорения тех же лиц от несчастного случая (пожара, наводнения и проч.) и в других особо уважительных случаях.
44. Продолжительность внеочередных отпусков не должна превышать одного месяца.
45. Лица, пользующиеся очередным и внеочередным отпуском, сохраняют право на все виды довольствия по занимаемой должности.
46. Лица, пользовавшиеся внеочередным отпуском, не лишаются права на очередной отпуск.
47. Если лицо пользуется отпуском вне постоянного места службы, то на проезд его от места службы к избираемому им месту жительства и обратно прибавляется поверстный срок согласно особым расписаниям, объявляемым в приказах начальника милиции Республики.
48. По объявлении работников милиции мобилизованными все лица, пользующиеся очередным и внеочередным отпуском, обязаны немедленно явиться к месту службы.
Письмо ВЦИК об организации систематического контроля над работой милиции и о введении регулярной отчетности милиции перед населением. 19.11.1928 г.
Предпринятым в текущем году Народным комиссариатом рабоче-крестьянской инспекции Союза ССР обследованием рабоче-крестьянской милиции установлены серьезные недостатки в работе и состоянии милиции и уголовного розыска.
В числе основных недочетов работы отмечается крайне недостаточная связь милиции и уголовного розыска с рабочими и крестьянскими массами населения.
Практикуемая на местах отчетность милиции перед населением до сего времени не была введена в систему и носила случайный характер. Руководство и контроль местных исполнительных комитетов и городских советов над органами милиции и уголовного розыска в большинстве случаев недостаточен, при чем надлежащего внимания к их работе не уделялось.
В результате органы милиции и уголовного розыска пошли по пути ведомственной замкнутости, бюрократизации и постепенного превращения в изолированные от влияния местных органов и широкой общественности учреждения. Это ни в какой мере не отвечает тем требованиям, которые положены в основу построения исполнительных органов советской власти в области взаимоотношений с населением.
В целях устранения подобных явлений в будущем, Президиум Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета предлагает всем местным исполнительным комитетам:
1) организовать систематический контроль над работой милиции и уголовного розыска, привлекая к осуществлению этой задачи соответствующие секции исполнительных комитетов и городских советов;
2) установить регулярную отчетность милиции и уголовного розыска на пленумах исполнительных комитетов и городских советов;
3) при содействии профессиональных и других общественных организаций проводить регулярную и широкую отчетность милиции и уголовного розыска на рабочих собраниях на фабриках и заводах, а также на сельских сходах;
4) принять меры к широкому освещению деятельности милиции и уголовного розыска в местной прессе.
В целях наиболее успешного осуществления вышеуказанных мероприятий, Президиум Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета рекомендует обеспечить соответствующее наблюдение со стороны президиумов исполнительных комитетов и городских советов за проведением указанных мер.
Постановление СНК СССР. Положение о рабоче-крестьянской милиции. 25.5.1931 г.
Раздел I. Общие положения
1. Рабоче-крестьянская милиция является административно-исполнительным органом советской власти. Основная задача рабоче-крестьянской милиции – похранять революционный порядок и общественную безопасность, необходимые для социалистического строительства.
Рабоче-крестьянская милиция наблюдает за проведением в жизнь законов и распоряжений центральных и местных органов власти, регулирующих революционный порядок и общественную безопасность, ведет борьбу с преступностью и расследует дела о преступлениях, охраняет государственное и общественное имущество, а также личную безопасность граждан и их имущество.
2. Являясь органом диктатуры пролетариата, рабоче-крестьянская милиция в своей работе опирается на широкие трудящиеся массы и привлекает их к непосредственному выполнению отдельных возложенных на нее задач. С этой целью она организует добровольные общества содействия милиции и руководит их деятельностью.
Раздел II. Организация рабоче-крестьянской милиции
3. Милиция делится на:
а) общую милицию;
б) ведомственную милицию.
4. Центральными органами милиции являются главные управления милиции союзных республик, состоящие при советах народных комиссаров этих республик.
Местными органами милиции являются управления милиции краевых (областных) и автономных республик, районные и городские.
Примечание. Распоряжением начальников главных управлений милиции союзных республик, в зависимости от местных условий, могут быть организованы межрайонные организации.
5. Начальники местных органов милиции непосредственно подчиняются начальникам вышестоящих органов милиции и несут перед ними полную ответственность за состояние и работу соответствующего органа милиции.
В то же время в своей работе они руководствуются указаниями советов народных комиссаров автономных республик, местных исполнительных комитетов и городских советов, при которых состоят соответствующие органы милиции.
6. Начальники главных управлений милиции союзных республик назначаются советами народных комиссаров союзных республик.
7. Начальники управлений милиции краев (областей) и автономных республик назначаются начальником главного управления милиции союзной республики.
Начальники районных и городских управлений милиции назначаются: в Российской Социалистической Федеративной Советской Республике – начальниками управлений милиции краев (областей) или автономных республик; в других союзных республиках – начальниками главных управлений милиции союзных республик.
Советы народных комиссаров автономных республик, местные исполнительные комитеты и городские советы имеют право отвода.
8. Советы народных комиссаров союзных республик на основе настоящего Положения издают положения о главных управлениях милиции союзных республик и о местных органах милиции.
9. Ведомственная милиция организуется на основе соглашений главных управлений милиции союзных республик или управлений милиции краев (областей) и автономных республик с государственными и общественными органами для специальной охраны отдельных предприятий, сооружений и иного имущества этих органов.
Ведомственная милиция действует на основе общих положений и уставов милиции и дополнительных инструкций, необходимых ввиду особых условий ее службы.
10. Милиция имеет в своем составе учебные заведения для подготовки и переподготовки работников милиции, а также строевые части.
11. Милиция снабжается вооружением, снаряжением и вещевым довольствием в централизованном порядке по тем же нормам, какие установлены для военизированной охраны.
12. Милиция всех союзных республик имеет единую форму обмундирования с одинаковыми должностными знаками различия и однотипное вооружение.
13. Снабжение работников милиции обмундированием, вооружением и снаряжением производится по табелям, которые утверждаются начальниками главных управлений милиции союзных республик.
14. Расходы на содержание милиции, за исключением ведомственной, относятся на бюджеты союзных республик, краевые (областные) бюджеты и бюджеты автономных республик, а также на районные и городские бюджеты.
Кредиты, предусматриваемые на содержание милиции по местным бюджетам и по бюджетам автономных республик, централизуются в распоряжении главных управлений милиции союзных республик.
15. Ведомственная милиция содержится за счет средств, отпускаемых теми государственными и общественными органами, которые специально обслуживаются этой милицией. Средства на содержание ведомственной милиции зачисляются этими государственными и общественными органами на текущие счета тех управлений милиции, в состав которых входят части ведомственной милиции, как целевые средства этих управлений.
16. Начальники главных управлений милиции союзных республик на основе настоящего Положения и других действующих законов утверждают:
а) уставы о службе в рабоче-крестьянской милиции;
б) дисциплинарные уставы рабоче-крестьянской милиции;
в) положения об учебных заведениях рабоче-крестьянской милиции;
г) дополнительные инструкции для ведомственной милиции.
Раздел III. Обязанности и права рабоче-крестьянской милиции
А. Обязанности общей милиции
17. Общая милиция выполняет следующие обязанности по охране революционного порядка и общественной безопасности:
а) наблюдает за порядком на улицах, в садах, парках и других местах общественного пользования; предупреждает и прекращает нарушение порядка в этих местах;
б) наблюдает за выполнением установленных правил по организации шествий и демонстраций;
в) наблюдает за содержанием улиц, садов, парков и других мест общественного пользования в чистоте и исправном состоянии;
г) наблюдает за санитарным состоянием домов и дворов;
д) надзирает за соблюдением правил уличного движения, а также правил пользования трамваями, автобусами и т.п.;
е) надзирает за соблюдением правил общественной безопасности при производстве строительных, дорожных и других работ;
ж) оповещает подлежащие органы и население о наступивших стихийных бедствиях, принимает меры к их ликвидации, устанавливает порядок и охраняет имущество во время стихийных бедствий и оказывает необходимую помощь пострадавшим;
з) оказывает первую помощь лицам, пострадавшим от преступлений и несчастных случаев, а также больным и лицам, находящимся в беспомощном состоянии в местах общественного пользования; направляет этих лиц, в случае необходимости, в ближайшее лечебное заведение и вызывает скорую помощь;
и) надзирает за соблюдением правил об обществах, не преследующих цели извлечения прибыли;
к) надзирает за соблюдением правил о публичных зрелищах, играх и увеселениях;
л) надзирает за соблюдением правил о собраниях верующих;
м) надзирает за соблюдением административных правил о порядке открытия и производства торговли и промыслов; выдает в случаях, предусмотренных законом, разрешения на торговлю специальными предметами (охотничьим оружием, боевыми припасами и т.п.) и производство этих предметов и надзирает за их производством;
н) охраняет государственное общественное имущество;
о) надзирает за соблюдением домоуправлениями и гражданами правил о прописке и выписке, а также ведет учет населения по особым правилам об адресных столах;
п) надзирает за соблюдением обязательных постановлений по вопросам, относящимся к задачам милиции; привлекает нарушителей обязательных постановлений к ответственности в порядке, установленном этими постановлениями, а в подлежащих случаях непосредственно налагает административные взыскания; приводит в исполнение административные взыскания, наложенные местными исполнительными комитетами и городскими советами, и содействует другим органам, имеющим право налагать административные взыскания, в принудительном исполнении этих взысканий;
р) оказывает содействие должностным лицам всех ведомств при исполнении ими служебных обязанностей в тех случаях, когда отдельные граждане или группы граждан отказываются подчиниться законным требованиям этих должностных лиц или оказывают им сопротивление.
18. Общая милиция выполняет следующие обязанности по борьбе с преступностью:
а) предупреждает и прекращает преступления;
б) обнаруживает и расследует совершенные преступления;
в) разыскивает лиц, скрывающихся от расследования, суда и исполнения приговора;
г) разыскивает похищенное имущество;
д) приводит в исполнение приговоры судов о ссылке и высылке, ведет учет высланных и сосланных и имеет специальный надзор за ними.
19. Общая милиция выполняет следующие обязанности по обслуживанию населения:
а) выдает гражданам удостоверения личности;
б) разыскивает по заявлениям заинтересованных лиц и органов пропавших несовершеннолетних в возрасте до 14 лет, а также лиц, безвестно отсутствующих, если имеются основания полагать, что они сделались жертвой преступления или несчастного случая;
в) принимает на хранение найденные вещи, документы и другие ценности;
г) принимает пригульный скот и разыскивает его владельцев.
20. Общая милиция выполняет следующие обязанности по обороне страны:
а) принимает меры против уклонения от обязательной военной службы;
б) содействует проведению учета военнослужащих и военнообязанных;
в) содействует проведению учета и других мероприятий по военно-конской и военно-повозочной, военно-судовой, военно-автотранспортной и другим повинностям.
21. Другие обязанности сверх указанных в ст. ст. 17-20 могут быть возложены на милицию только по постановлению Совета народных комиссаров Союза ССР.
Б. Обязанности ведомственной милиции
22. Ведомственная милиция наряду со специальной охраной отдельных предприятий, сооружений и имущества государственных и общественных органов выполняет на территории охраняемых предприятий и сооружений обязанности общей милиции.
В. Права милиции
23. Милиция имеет право:
а) предъявлять отдельным гражданам и должностным лицам учреждений, предприятий и организаций требования о соблюдении установленных законом правил и распоряжений органов власти и принимать законные меры к устранению нарушений;
б) требовать в установленном порядке содействия дворников, ночных сторожей, сельских исполнителей, членов обществ содействия милиции и других граждан;
в) пользоваться всеми свободными и занятыми в данный момент средствами передвижения и связи, принадлежащими государственным и общественным органам и частным лицам: 1) для преследования скрывающихся преступников; 2) для доставления в лечебные заведения лиц, нуждающихся безотлагательно в медицинской помощи (пострадавших от преступлений, несчастных случаев и т.д.);
г) вызывать в установленном порядке граждан в качестве подозреваемых, свидетелей, экспертов и понятых по находящимся в производстве милиции делам о преступлениях и нарушениях; в случае неявки этих лиц подвергать их принудительному приводу;
д) входить в жилые помещения, а также в помещения учреждений, предприятий и организаций: 1) при преследовании и розыске лиц, подозреваемых в совершении преступлений или бежавших из-под стражи; 2) для проверки соблюдения правил о прописке и выписке; 3) для прекращения совершающихся преступлений;
е) производить при расследовании преступлений аресты, обыски и выемки в порядке, установленном уголовно-процессуальными законами;
ж) задерживать лиц, привлекаемых к административной ответственности – для составления протокола и пьяных – до вытрезвления;
з) применять оружие в случаях и порядке, установленных уставами о службе в рабоче-крестьянской милиции.
Раздел IV. Служба в рабоче-крестьянской милиции
24. К работникам оперативно-строевого состава милиции относятся лица, непосредственно несущие постовую службу и выполняющие оперативную работу по охране революционного порядка и общественной безопасности и работу по политическому воспитанию работников милиции, а также лица, руководящие этой работой.
25. К работникам административно-хозяйственного состава милиции относятся лица, выполняющие работу по административному, медико-санитарному и хозяйственному обслуживанию органов милиции, а также педагогический персонал учебных заведений милиции.
26. Работники оперативно-строевого и административно-хозяйственного состава милиции делятся по занимаемым должностям на работников высшего, старшего, среднего и младшего начальствующего состава и рядового состава.
27. На работников оперативно-строевого и административно-хозяйственного состава милиции не распространяется общее законодательство о труде. Условия труда, условия и порядок приема на службу, порядок прохождения службы и увольнения со службы этих работников регулируются уставами о службе в рабоче-крестьянской милиции (ст. 16) с соблюдение следующих положений:
а) рабочее время устанавливается для лиц начальствующего состава – ненормированное, для лиц рядового состава, занятых физическим трудом – 8 часов в день и для лиц рядового состава, занятых конторским трудом – 6 1/2 часов;
б) при сменной работе и непрерывном дежурстве устанавливается одинаковая днем и ночью продолжительность рабочего времени;
в) в случае необходимости работники с нормированным рабочим временем должны выполнить оперативную работу и сверх нормального рабочего времени без особой оплаты;
г) в случае необходимости работники обязаны работать в дни еженедельного отдыха и в революционные дни: при этом взамен неиспользованных дней еженедельного отдыха и революционных дней им предоставляются другие выходные дни;
д) продолжительность ежегодного отпуска устанавливается в зависимости от рода служебных обязанностей, но не может быть меньше 12 рабочих дней;
е) женщины, занятые умственным и конторским трудом, освобождаются от работы в течение 42 дней до и 42 дней после родов, а занятые физическим трудом – в течение 56 дней до и 56 дней после родов;
ж) женщины, начиная с 5 месяца беременности, не могут посылаться на работу в ночное время, а также в командировки вне места постоянной работы;
з) матери, кормящие грудью, пользуются во время работы перерывами для кормления ребенка; эти перерывы засчитываются в рабочее время.
28. Работники оперативно-строевого и административно-хозяйственного состава милиции при поступлении на службу дают письменное обязательство прослужить не менее 2 лет. Остающиеся на дальнейшей службе вновь дают такое же обязательство.
29. Работники оперативно-строевого и административно-хозяйственного состава милиции, обучавшиеся в учебных заведениях милиции, обязаны по окончании обучения прослужить в милиции два месяца за каждый месяц обучения, но в общем не менее 2 лет.
30. За самовольное досрочное оставление службы работники оперативно-строевого и административно-хозяйственного состава милиции несут ответственность по положению о воинских преступлениях.
31. Работники оперативно-строевого и административно-хозяйственного состава милиции обучаются специальным и военным знаниям по программам, издаваемым начальниками главных управлений милиции союзных республик.
32. Для работников оперативно-строевого и административно-хозяйственного состава милиции устанавливается воинская дисциплина.
33. Работники милиции обязаны точно выполнять все служебные приказы своих начальников, кроме явно противозаконных.
Если подчиненный точно выполнит служебный приказ начальника, то начальник один отвечает за последствия своего приказа.
Если подчиненный выполнит явно противозаконный приказ начальника, то вместе с отдавшим приказ начальником отвечает и подчиненный, исполнивший его.
34. Работники оперативно-строевого и административно-хозяйственного состава милиции обязаны на службе носить установленную форму обмундирования с должностными знаками различия и присвоенное им по должности оружие.
35. Для поддержания дисциплины и улучшения работы оперативно-строевого и административно-хозяйственного состава милиции к этим работникам применяются особые меры поощрения и дисциплинарные взыскания (ст. ст. 36 - 38).
36. За образцово-выдающееся выполнение служебных обязанностей, проявление самоотверженности, героизма и иные особые заслуги к работникам оперативно-строевого и административно-хозяйственного состава милиции применяются следующие меры поощрения:
а) благодарность, объявляемая в приказе;
б) дополнительный очередной отпуск;
в) денежная награда;
г) награждение именным подарком;
д) награждение почетной грамотой;
е) награждение орденами Союза ССР и союзных республик.
37. За служебные проступки, которые не влекут за собой уголовного преследования, к работникам оперативно-строевого и административно-хозяйственного состава милиции применяются следующие дисциплинарные взыскания:
а) замечание;
б) выговор;
в) строгий выговор;
г) воспрещение отлучки из места расположения строевой части или учебного заведения милиции на срок до одного месяца;
д) назначение вне очереди на службу до 3 нарядов;
е) арест до 20 суток;
ж) смещение на низшую должность;
з) увольнение со службы.
38. Награждение орденами Союза ССР и союзных республик производится в порядке, установленном особыми законами.
Порядок применения других мер поощрения, а также дисциплинарных взысканий определяется дисциплинарными уставами рабоче-крестьянской милиции (ст. 16).
39. Совершенные лицами оперативно-строевого и административно-хозяйственного состава милиции преступления, направленные против установленного порядка несения службы в милиции, признаются воинскими преступлениями.
40. Лица оперативно-строевого и административно-хозяйственного состава милиции по делам о воинских преступлениях подсудны военным трибуналам, а по делам об иных преступлениях – общим судам.
41. Размеры заработной платы работников оперативно-строевого и административно-хозяйственного состава милиции устанавливаются Советом народных комиссаров Союза ССР.
42. Для работников оперативно-строевого и административно-хозяйственного состава милиции устанавливаются периодические прибавки к заработной плате за выслугу лет в следующем размере: за 3 года непрерывной службы в милиции – 10 %, за 6 лет – 20 %, за 9 – 30 % и за 12 лет – 50 % основного оклада по занимаемой в данный момент должности.
При исчислении прибавки к заработной плате за выслугу лет для лиц, окончивших учебные заведения милиции, время обучения в них принимается в расчет в двойном размере.
43. Работникам милиции воспрещается работа по совместительству, а также платная работа не по найму. Это воспрещение не распространяется:
а) на литературную, педагогическую, медицинскую, научную, художественную и артистическую работу, поскольку она совместима с исполнением служебных обязанностей;
б) на работу лиц среднего, старшего и высшего начальствующего состава в качестве специалистов в государственных и общественных органах.
При этом указанная работа по совместительству допускается не иначе, как с разрешения в каждом отдельном случае начальника соответствующего управления милиции.
44. Прием на работу и увольнение, условия труда и дисциплинарная ответственность остальных работников милиции, кроме работников оперативно-строевого и административно-хозяйственного состава, регулируются общим законодательством о труде.
45. Все работники милиции имеют право состоять членами профессионального союза.
В органах милиции местные комитеты не организуются. Вместо них организуются культурно-бытовые комиссии. Эти комиссии действуют на основе специальных положений, издаваемых Всесоюзным центральным советом профессиональных союзов по согласованию с начальниками главных управлений милиции союзных республик.
Раздел V. Обеспечение и льготы для работников рабоче-крестьянской милиции и их семей
46. Работники высшего, старшего, среднего и младшего начальствующего состава милиции и их семьи пользуются государственным обеспечением наравне с лицами высшего, старшего, среднего и младшего сверхсрочной службы начальствующего состава Рабоче-крестьянской красной армии и их семьями.
Права по назначению пенсий и пособий в порядке государственного обеспечения лицам начальствующего состава Рабоче-крестьянской красной армии и их семьям, предоставленные Народному комиссариату по военным и морским делам, в отношении работников милиции и их семей осуществляются начальниками главных управлений милиции союзных республик.
47. Остальные работники милиции и их семьи обеспечиваются в порядке социального страхования.
48. Работники оперативно-строевого состава милиции, независимо от социального страхования, страхуются в обязательном порядке за счет органов милиции в Госстрахе. Это страхование предусматривает выплату Госстрахом единовременного страхового вознаграждения в случае смерти или увечья при исполнении служебных обязанностей.
Это вознаграждение не учитывается при назначении пенсий и пособий по социальному страхованию.
49. На работников оперативно-строевого и административно-хозяйственного состава милиции и членов их семей распространяются все льготы в области народного образования, землепользования, сельского хозяйства, налогов и жилищ, предусмотренные законами для военнослужащих Рабоче-крестьянской красной армии и членов их семей.
50. Работники оперативно-строевого и административно-хозяйственного состава милиции пользуются скидками с квартирной платы в домах, в которых эта плата взимается по ставкам местных советов. Размер скидок устанавливается местными исполнительными комитетами и городскими советами.
51. Для удовлетворения жилой площадью нуждающихся в ней семейных милиционеров и начальствующего состава милиции местные исполнительные комитеты и городские советы выделяют не менее 5 % из состоящего в их ведении жилищного фонда нового строительства.
52. Работники оперативно-строевого и административно-хозяйственного состава милиции в отношении продовольственного снабжения приравниваются к промышленным рабочим.
Заместитель председателя СНК Союза ССР
Я. РУДЗУТАК
Управляющий делами СНК Союза ССР
П. КЕРЖЕНЦЕВ[4]
[1] Приложение 1 не приводится.[2] Приложение 2 не приводится.[3] Т.е. начальной школы (с 1923 школа 1-й ступени имела 4-летний курс).[4] Керженцев (нас. фамилия Лебедев) Платон Михайлович (1881-1940) – сын члена I Гос. думы М.Д. Лебедева, полит. деятель. С 1904 большевик, арестовывался и ссылался. В 1919-1920 руководи РОСТА, в 1921-1923 полпред в Швеции, в 1923-1925 член редколлегии "Правды", руководил внедрением т.н. "научной организации труда", в 1925-11926 полпред в Италии, затем был заместителем управляющего ЦСУ, заместителем зав. агитационно-пропагандистским отделом ЦК ВКП(б), директором Института литературы, искусства и языка Комакадемии, управляющим делами СНК СССР (1930-1933), председателем Комитета радиофикации и радиовещания (1933-1936) и Комитета по делам искусств (1936-1938). С 1938 зам. гл. редактора БСЭ.