Законы об издании местными властями обязательных постановлений. 1925-1927 гг.
Предлагаемые законы дополняют и уточняют Законы о порядке издания обязательных постановлений 1921-1924 гг. (см.). Они ограничивали круг вопросов, по которым допускалось издание обязательных постановлений, и в то же время усиливали ответственности за их нарушение.
Декрет ВЦИК и СНК о порядке издания волостными и районными исполнительными комитетами обязательных постановлений и о наложении ими административных взысканий. 6.4.1925 г.
В развитие ст. 14 утвержденного 2-й сессией Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета XI созыва Положения о волостных съездах советов и волостных исполнительных комитетах (п. п. "л" и "м") (Собр. Узак., 1924, № 82, ст. 826), Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет и Совет Народных Комиссаров Р.С.Ф.С.Р. постановляют:
1. Волостные и районные исполнительные комитеты могут издавать обязательные постановления по следующим вопросам:
а) принятия санитарных мер (в первую очередь – мер борьбы с загрязнением питьевой воды);
б) организации и проведения мер общественной борьбы со стихийными бедствиями;
в) принятия противопожарных мер;
г) борьбы с эпидемиями, эпизоотиями и вредителями;
д) расквартирования проходящих войск;
е) потравы и порчи лугов, зеленей и посевов.
2. При необходимости издания обязательных постановлений по вопросам, не перечисленным в ст. 1, волостные исполнительные комитеты и районные исполнительные комитеты входят в уездные исполнительные комитеты (окружные исполнительные комитеты) с ходатайством об издании уездными исполнительными комитетами в пределах их ведения соответствующих обязательных постановлений.
3. Обязательные постановления могут быть издаваемы волостными и районными исполнительными комитетами на срок не свыше одного года.
4. За нарушение обязательных постановлений волостных и районных исполнительных комитетов устанавливаются взыскания в административном порядке в виде принудительных работ или штрафа в размере:
а) принудительные работы не свыше пяти дней и
б) штраф не свыше трех рублей.
Примечание 1. Уездные (окружные) исполнительные комитеты в соответствии с местными условиями устанавливают период времени, в который принудительные работы в сельских местностях не могут применяться и должны быть перенесены на другое время.
Примечание 2. Принудительные работы, по общему правилу, отбываются по месту жительства лица, на которое они наложены. В случае необходимости они могут назначаться и в других местах, но во всяком случае отстоящих не более как на десять верст от местожительства лица, выполняющего работу.
5. Обязательные постановления должны быть подписаны председателем волостного или районного исполнительного комитета, скреплены секретарем и опубликованы путем расклейки и через сельские советы во всеобщее сведение.
6. Обязательные постановления вступают в силу через две недели после их опубликования, за исключением обязательных постановлений по расквартированию войск, по борьбе со стихийными бедствиями, эпидемиями и эпизоотиями, вступающих в силу немедленно после их опубликования.
7. Все обязательные постановления немедленно по их издании препровождаются в президиум уездного (окружного) исполнительного комитета.
8. Наблюдение за исполнением населением обязательных постановлений возлагается на милицию и сельские советы.
В случае нарушения обязательного постановления составляется членом сельского совета, милицией или сельским исполнителем протокол, который подписывается также нарушителем и свидетелями, если таковые будут.
Примечание. При отказе нарушителя подписать протокол об этом заносится в протокол с указанием мотивов отказа. Отказ нарушителя в подписании протокола не останавливает его направления.
9. При наложении взысканий в административном порядке соблюдаются следующие правила:
а) взыскание в административном порядке может быть наложено в течение двух недель со дня обнаружения проступка. После истечения означенного срока нарушитель может быть преследуем лишь в судебном порядке;
б) если до наложения взысканий в административном порядке указанное нарушение обязательного постановления было принято судом к своему рассмотрению, то нарушитель не может быть подвергнут взысканию за то же деяние в административном порядке.
10. Постановление о наложении взыскания должно быть изложено в письменной форме и предъявлено лицу, над которым приводится в исполнение.
11. Волостные и районные исполнительные комитеты имеют право налагать административные взыскания в указанных в ст. 4 пределах за нарушения обязательных постановлений, издаваемых губернскими, областными, уездными и окружными исполнительными комитетами, если в самих обязательных постановлениях это право предоставлено волостным и районным исполнительным комитетам.
12. Неправильное наложение взыскания влечет за собой не только его отмену, но и ответственность наложивших его должностных лиц по 1-й части ст. 106 Уголовного Кодекса.
13. В получении штрафа нарушителю выдается расписка. В выполнении принудительных работ выдается соответствующее удостоверение.
Примечание. В волостных и районных исполнительных комитетах ведутся ведомости поступления штрафов и применения принудительных работ.
14. Подвергшийся взысканию в административном порядке вправе просить надлежащий волостной (районный) исполнительный комитет о пересмотре вынесенного в отношении его постановления, а также обжаловать его в уездный (окружной) исполнительный комитет. Подача жалобы не приостанавливает исполнения.
15. Народному комиссариату внутренних дел совместно с Народным комиссариатом юстиции поручается издать в двухнедельный срок инструкцию по применению настоящего Постановления[1].
Председатель Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета
М. КАЛИНИН
Заместитель председателя Совета Народных Комиссаров
А. ЛЕЖАВА
Секретарь Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета
А. КИСЕЛЕВ
Циркуляр НКЮ и НКВД РСФСР о порядке издания волостными и районными исполнительными комитетами обязательных постановлений и о наложении ими административных взысканий. 26.2.1926 г.
I. Порядок разработки проектов обязательных постановлений и условий, которым они должны удовлетворять
1. Волостные и районные исполнительные комитеты могут издавать обязательные постановления лишь по вопросам:
а) принятия санитарных мер (в первую очередь – мер борьбы с загрязнением питьевой воды);
б) принятия противопожарных мер;
в) организации и проведения мер общественной борьбы со стихийными бедствиями;
г) борьбы с эпидемиями, эпизоотиями и вредителями;
д) расквартирования проходящих войск;
е) потравы и порчи лугов, зеленей и посевов.
По вопросам, которые не входят в этот перечень, обязательные постановления волостными и районными исполнительными комитетами издаваться не могут, а если встречается необходимость в издании таковых обязательных постановлений, волостные и районные исполнительные комитеты входят в вышестоящие исполнительные комитеты с мотивированным представлением об издании таковых обязательных постановлений.
Примечание. Обязательное постановление, изданное по такому ходатайству вышестоящим исполнительным комитетом, по его особому о том постановлению, может действовать лишь в пределах той волости или района, исполнительный комитет которых возбудил соответствующее ходатайство.
2. Обязательные постановления не должны противоречить действующим законам Союза ССР и РСФСР, а равно постановлениям и инструкциям и другим актам подлежащих народных комиссариатов и вышестоящих исполнительных комитетов или повторять содержание означенных актов.
3. Проекты обязательных постановлений предварительно должны быть разработаны при непременном участии заинтересованных в их издании должностных лиц и согласованы в части проведения их в жизнь с волостной милицией или районным административным отделением.
4. В каждом обязательном постановлении должны быть предусмотрены налагаемые за нарушение его взыскания в административном порядке в размерах не свыше:
а) трех рублей штрафа и
б) пяти дней принудительных работ.
5. Обязательные постановления должны быть приняты на заседании волостного или районного исполнительного комитета, подписаны председателем и скреплены секретарем.
II. Издание обязательных постановлений и вступление их в силу
6. Обязательные постановления могут быть издаваемы на срок не свыше 1 года и вступают в силу через две недели со дня их опубликования во всеобщее сведение в каждом селении.
Примечание. В целях более основательного ознакомления населения с издаваемыми обязательными постановлениями волостные и районные исполнительные комитеты могут продлить срок вступления их в силу свыше двух недель.
7. Обязательные постановления по вопросам:
а) расквартирования проходящих войск;
б) борьбы со стихийными бедствиями;
в) борьбы с эпидемиями, эпизоотиями и вредителями, как исключение, вступают в силу немедленно по опубликовании.
8. Обязательные постановления должны быть независимо от рассылки всем сельским советам опубликованы во всеобщее сведение путем вывешивания их на видных местах во всех селениях, входящих в состав данной волости или района.
При вывешивании обязательного постановления на нем должна быть сделана пометка секретарем или уполномоченным сельского совета (члена сельсовета) с указанием числа, месяца и года вывешивания, каковой срок считается днем опубликования обязательного постановления в данном селении.
9. Сельские советы через уполномоченных сельских советов (членов сельсовета) и сельских исполнителей до вступления в силу обязательного постановления должны принимать меры к его зачитыванию на собрании граждан (сходе) каждого селения с разъяснением как цели издания обязательного постановления, так и обязанностей, которые возлагаются им на селение.
III. Учет обязательных постановлений и порядок направления их в вышестоящий исполнительный комитет
10. Волостные и районные исполнительные комитеты должны вести точный учет всех издаваемых ими обязательных постановлений путем занесения в особую книгу полностью всего содержания обязательного постановления с указанием времени принятия и опубликования его в каждом селении.
11. Сельские советы должны вести учет получаемых обязательных постановлений, издаваемых волостными или районными исполнительными комитетами, путем занесения в журнал или ведомость наименования обязательного постановления, времени его получения и опубликования в каждом селении, объединяемом сельским советом.
Примечание. Указанные сведения о каждом обязательном постановлении сельские советы обязаны своевременно сообщать волостному или районному исполнительному комитету.
12. Все принятые на заседании волостного или районного исполнительного комитета обязательные постановления не позднее 3-дневного срока должны быть направлены в копиях в президиум уездного или окружного исполнительного комитета и соответствующему помощнику прокурора.
IV. Порядок составления протокола о нарушении обязательных постановлений
13. В случае нарушения обязательного постановления, вступившего в силу, должен быть составлен протокол или милицией, или членом сельского совета, или уполномоченным сельского совета в селении, где нет сельского совета, или сельским исполнителем. Протокол подписывается нарушителем и свидетелями, если последние окажутся налицо, причем подписи свидетелей помещаются перед подписью составителя протокола.
Примечание. При отсутствии свидетелей для составления протокола о совершенном нарушении приглашаются понятые.
14. Отказ нарушителя от подписания протокола заносится в протокол с указанием причин отказа нарушителя, причем этот отказ не приостанавливает направления протокола по принадлежности.
15. Составленный протокол должен содержать в себе нижеследующие сведения:
а) год, месяц и число составления протокола;
б) наименование должностного лица, составляющего протокол;
в) имя, отчество, фамилию и возраст лица, на которое составляется протокол;
г) социальное и имущественное положение нарушителя;
д) место жительства нарушителя;
е) сущность нарушения;
ж) каким обязательным постановлением волостного или районного исполнительного комитета оно предусмотрено (в случаях, предусмотренных в ст. 30 настоящей инструкции, указывается обязательное постановление соответствующего исполнительного комитета);
з) объяснения и подпись нарушителя, а также свидетелей или понятых;
и) подпись лица, составляющего протокол.
16. Составленный протокол направляется в волостную милицию или районное административное отделение.
V. Порядок наложения административных взысканий
17. При вынесении постановления о наложении взыскания на нарушителя обязательного постановления волостные или районные исполнительные комитеты должны учитывать недостаточное знание сельским населением действующих узаконений, а также бытовые условия сельской жизни, представляющие часто большие затруднения в деле проведения мероприятий, устанавливаемых обязательными постановлениями, и налагать взыскания лишь в тех случаях, когда такая мера представляется действительно целесообразной в том смысле, что может способствовать предупреждению в будущем подобных нарушений.
18. Постановление о наложении взыскания на нарушителя выносится на заседании волостного или районного исполнительного комитета по докладу начальника волостной милиции или районного административного отделения, причем при определении размера взыскания волостные или районные исполнительные комитеты должны учитывать социальное и имущественное положение нарушителя и значительность нарушения.
19. Постановление о наложении взыскания должно содержать сведения о личности нарушителя, его роде занятий и совершенном нарушении, а также о времени и месте нарушения и размере наложенного взыскания.
Примечание. В постановлении своем о наложении взыскания в виде штрафа волостной или районный исполнительный комитет может предусмотреть замену штрафа в случае неуплаты принудительными работами из расчета за 60 коп. штрафа – один день принудительных работ.
20. Постановление о наложении взыскания может быть вынесено лишь в течение двухнедельного срока со дня составления протокола о нарушении обязательного постановления.
21. По истечении двухнедельного срока лицо, нарушившее обязательное постановление, может преследоваться только в судебном порядке и только в случае, когда нарушение обязательного постановления сопровождалось совершением деяния, за которое установлена ответственность по Уголовному кодексу РСФСР.
В этом случае все дело подлежит направлению для рассмотрения в судебном порядке.
22. Постановление о наложении взыскания должно быть изложено в письменной форме, подписано председателем волостного или районного исполнительного комитета или их заместителями, а также и секретарем и предъявлено в пятидневный срок нарушителю.
23. Неправильное наложение взыскания влечет за собой не только его отмену, но ответственность наложивших его должностных лиц по первой части ст. 106 Уголовного Кодекса РСФСР.
VI. Порядок приведения в исполнение постановления о наложении взысканий
24. Постановление о наложении взысканий приводится в исполнение органами милиции при содействии сельских исполнителей.
25. Подвергшийся взысканию в виде штрафа должен внести таковой в кассу местного волостного или районного исполнительного комитета или в сельский совет в двухнедельный срок со дня предъявления оштрафованному под расписку постановления о наложении взыскания.
Примечание. В получении штрафа лицу, подвергшемуся взысканию, выдается квитанция, а в выполнении принудительных работ – удостоверение. В том и в другом случае должны быть точно указаны размеры выполненного взыскания с занесением в особую ведомость поступления штрафов или выполнения принудительных работ, которая для этой цели должна быть введена в волостных или районных исполнительных комитетах и в сельских советах.
26. При неуплате нарушителем штрафа в двухнедельный срок сельский совет делает соответствующую отметку на обороте постановления о наложении взыскания и препровождает таковое постановление в волостную милицию или районное административное отделение.
27. В случаях, предусмотренных примечанием к ст. 19, начальник волостной милиции или районного административного отделения приводит в исполнение постановление волостного или районного исполнительного комитета о замене штрафа принудительными работами.
28. Если в постановлении о наложении взыскания волостным или районным исполнительным комитетом не была указана возможность замены штрафа принудительными работами, то таковая замена может быть произведена постановлением волостного или районного исполнительного комитета по докладу начальника волостной милиции или административного отделения.
29. Подвергшийся взысканию в виде принудительных работ поступает в распоряжение волостного или районного исполнительного комитета для направления на работы и используется по месту своего жительства или во всяком случае не далее 10 верст от него.
Примечание. Волостные и районные исполнительные комитеты точно руководствуются постановлениями уездных или окружных исполнительных комитетов, устанавливающих в соответствии с местными условиями период времени, в который принудительные работы в сельских местностях применяться не могут и переносятся на другое время.
30. В тех случаях, когда краевые, областные, губернские, окружные или уездные исполнительные комитеты предоставляют изданными ими обязательными постановлениями право волостным районным исполнительным комитетам налагать взыскания за нарушение этих обязательных постановлений, волостные и районные исполнительные комитеты налагают взыскания в размерах не свыше 3 рублей штрафа или 5 дней принудительных работ с соблюдением порядка вынесения постановлений о наложении взысканий и приведения их в исполнение, установленного настоящей Инструкцией.
VII. Порядок обжалования
31. Лицо, подвергшееся взысканию в административном порядке, может просить подлежащий волостной или районный исполнительный комитет о пересмотре вынесенного в отношении его постановления, а также обжаловать его в уездный или окружной исполнительный комитет.
Примечание. Подача заявлений о пересмотре или жалобы не приостанавливает приведения в исполнение постановления о наложении взыскания.
32. С изданием настоящей Инструкции изданная ранее Инструкция Народного комиссариата внутренних дел и Народного комиссариата юстиции № 349/124 "По применению Постановления Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров от 6 апреля 1925 года о порядке издания волостными или районными исполнительными комитетами обязательных постановлений и о наложении ими административных взысканий" (Бюллетень НКВД, 1925, № 27, "Еженедельн. Сов. Юст." № 26 - 25 г.) отменяется.
Декрет ВЦИК и СНК РСФСР об утверждении Положения об издании местными исполнительными комитетами и городскими советами обязательных постановлений и о наложении за их нарушение взысканий в административном порядке. 28.6.1926 г.
Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет и Совет Народных Комиссаров Р.С.Ф.С.Р. постановляют:
1. Утвердить прилагаемое Положение об издании местными исполнительными комитетами и городскими советами обязательных постановлений и о наложении за их нарушение взысканий в административном порядке и ввести его в действие с 1 августа 1926 года.
2. Предложить краевым, областным, губернским, окружным и уездным исполнительным комитетам в месячный срок опубликовать списки обязательных постановлений, отменяемых или изменяемых в соответствии с настоящим Положением.
3. Предложить Совету Народных Комиссаров Р.С.Ф.С.Р. в месячный срок издать списки узаконений, утративших силу с введением в действие настоящего Положения.
4. Предложить центральным исполнительным комитетам автономных советских социалистических республик в месячный срок опубликовать списки постановлений, отменяемых или изменяемых в соответствии с настоящим Положением.
5. Предложить Народным комиссариатам внутренних дел и юстиции по соглашению с заинтересованными ведомствами в месячный срок издать инструкцию по применению настоящего Положения.
6. Поручить всем ведомствам в месячный срок издать список ведомственных актов, утративших силу с введением в действие настоящего Положения.
Председатель Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета
М.И. КАЛИНИН
Заместитель председателя Совета Народных Комиссаров
А. СМИРНОВ
Секретарь Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета
А. КИСЕЛЕВ
Положение об издании местными исполнительными комитетами и городскими советами обязательных постановлений и о наложении за их нарушение взысканий в административном порядке. 28.9.1926 г.
Раздел I. Об издании обязательных постановлений
1. Краевые, областные, губернские, окружные и уездные исполнительные комитеты и их президиумы, а также городские советы и их президиумы имеют право издавать, в пределах соответствующей территории, обязательные постановления на основаниях и в порядке, определяемом настоящим Положением.
Примечание. Городские советы городов, имеющих население, не превышающее пяти тысяч человек, в отношении издания обязательных постановлений и наложения за их нарушение административных взысканий, приравниваются к волостным и районным исполнительным комитетам, права которых определены декретом Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров от 6 апреля 1925 года (Собр. Узак., 1925, № 24, ст. 170).
2. Отделы исполнительных комитетов и другие местные учреждения, кроме поименованных в ст. 1, права издания обязательных постановлений не имеют и должны, в случае необходимости, входить в соответствующие исполнительные комитеты или городские советы с ходатайством об издании последними обязательных постановлений.
3. Исполнительные комитеты и городские советы не имеют права поручать подведомственным им учреждениям издавать обязательные постановления, а равно передавать нижестоящим исполнительным комитетам свои полномочия в отношении издания обязательных постановлений.
4. Инструкции по применению обязательных постановлений издаются тем же органом, которым издано соответствующее обязательное постановление.
5. Обязательные постановления не должны противоречить действующим на территории Р.С.Ф.С.Р. законам, а равно постановлениям, инструкциям и другим актам народных комиссариатов и вышестоящих исполнительных комитетов, или повторять содержание означенных актов.
6. Путем издания обязательных постановлений могут регулироваться только вопросы, предусмотренные ст. 7 и 8 настоящего Положения, а также вопросы, по которым право издания обязательных постановлений предоставлено соответствующим исполнительным комитетам, их президиумам, городским советам и их президиумам особыми узаконениями.
7. Краевые, областные, губернские и окружные исполнительные комитеты, их президиумы и городские советы соответствующих городов и их президиумы вправе издавать обязательные постановления по нижеследующим вопросам:
а) охраны революционного порядка и безопасности, а также государственного и общественного имущества;
б) проведения противопожарных мер;
в) борьбы со стихийными бедствиями и оплаты труда населения, привлекаемого к трудовой и гужевой повинности;
г) охраны здоровья населения и борьбы с заразными и социальными болезнями;
д) борьбы с эпизоотиями и вредителями;
е) порядка открытия и деятельности театров, кино, клубов, заведений для игр и т.п.;
ж) порядка записи актов гражданского состояния;
з) порядка деятельности предприятий общественного пользования (трамвай, автобусы, столовые, рестораны, трактиры, чайные, гостиницы, ночлежные дома, бани, купальни, парикмахерские и т.п.);
и) санитарного содержания жилищ, домовых прачечных, дворов, улиц и других мест общественного пользования, освещения лестниц и номерных знаков на фасаде домов, а также принятия мер по осушке подвальных помещений;
к) ремонта, восстановления и сноса строений или отдельных частей таковых, грозящих обвалом, а также очистки крыш от снега;
л) ремонта и содержания в исправности труб, мостовых, водопроводных сетей и водосточных труб, а также санитарной охраны естественных и искусственных водоемов;
м) охраны лесов и насаждения, лугов, посевов и зеленей от хищений и истребления;
н) порядка деятельности торгово-промышленных и промышленных предприятий в соответствии с требованиями общественной безопасности;
о) времени и порядка производства торговли, установления распорядка на ярмарках, рынках, базарах и других местах, отведенных для торговли;
п) расквартирования проходящих войск.
8. Уездные исполнительные комитеты, их президиумы, городские советы уездных городов и иных городов, население которых превышает пять тысяч человек, и их президиумы вправе издавать обязательные постановления по нижеследующим вопросам:
а) охраны революционного порядка и безопасности, а также государственного и общественного имущества;
б) проведения противопожарных мер;
в) борьбы со стихийными бедствиями;
г) борьбы с эпидемическими заболеваниями;
д) борьбы с эпизоотиями и вредителями;
е) санитарного содержания мест общественного пользования (столовые, рестораны, трактиры, чайные, гостиницы, ночлежные дома, бани, купальни, парикмахерские и т.п.), а в городских поселениях – также жилищ, дворов и улиц;
ж) ремонта, восстановления и сноса строений или отдельных частей таковых, грозящих обвалом, а также очистки крыш от снега;
з) ремонта и содержания в исправности в городских поселениях тротуаров, водопроводных сетей и водосточных труб, а также санитарной охраны водоемов в городских и сельских местностях;
и) охраны лесов и насаждения, лугов, посевов и зеленей от хищений, истребления, потравы и порчи;
к) времени и порядка производства торговли, установления распорядка на ярмарках, рынках, базарах и других местах, отведенных для торговли;
л) расквартирования проходящих войск.
9. Обязательные постановления могут быть изданы на срок не более одного года со дня введения в действие. По истечении срока его действия обязательное постановление теряет силу, если не будет подтверждено и вновь опубликовано органом, его издавшим.
10. Обязательные постановления должны быть подписаны председателем исполнительного комитета или городского совета, или их заместителями, скреплены секретарем и опубликованы во всеобщее сведение.
11. В каждом обязательном постановлении должна быть предусмотрена территория, на которую распространяется действие данного обязательного постановления, при чем последнее может распространяться как на всю территорию соответствующей административно-территориальной единицы, так и на определенную часть ее с точным обозначением таковой.
12. В обязательном постановлении должен быть указан срок вступления его в силу. Срок этот не может быть менее двух недель со дня опубликования обязательного постановления в каждой местности, на которую распространяется его действие, за исключением случаев особой срочности, как-то: расквартирование проходящих войск, борьба со стихийными бедствиями, эпидемиями, эпизоотиями.
13. В каждом обязательном постановлении должна быть предусмотрена за нарушение его ответственность в административном порядке или в судебном порядке, когда таковая установлена Уголовным кодексом Р.С.Ф.С.Р.
14. Действие обязательных постановлений распространяется как на частных лиц, так и на государственные учреждения и предприятия и общественные организации, при чем соответствующие должностные лица несут в административном порядке такую же ответственность, как и частные лица.
15. Обязательные постановления, издаваемые окружными и уездными исполнительными комитетами, их президиумами, городскими советами и их президиумами, должны быть в двухдневный срок со дня их подписания препровождены в вышестоящий исполнительный комитет; обязательные постановления, издаваемые краевыми, областными и губернскими исполнительными комитетами и их президиумами, должны быть в тот же срок препровождены в Народный комиссариат внутренних Дел Р.С.Ф.С.Р. или в народный комиссариат внутренних дел соответствующей автономной республики.
Раздел II. О взысканиях, налагаемых в административном порядке
16. За нарушение обязательных постановлений в административном порядке налагается одно из следующих взысканий:
а) предупреждение;
б) штраф;
в) принудительные работы.
17. Постановления о предупреждении нарушителя выносятся в случае признания нецелесообразности применения штрафа или принудительных работ, в виду незначительности нарушения, недостаточной осведомленности нарушителя и т.п.
18. Предельный размер взысканий, предусматриваемых обязательными постановлениями краевых, областных, губернских и окружных исполнительных комитетов, а равно соответствующих им городских советов, устанавливается:
а) для городов – не свыше ста рублей штрафа или одного месяца принудительных работ;
б) для сельских поселений – не свыше десяти рублей штрафа или двух недель принудительных работ.
19. Предельный размер взысканий, предусматриваемых обязательными постановлениями уездных исполнительных комитетов, а равно городских советов уездных городов и иных городов, население которых превышает пять тысяч человек, устанавливается:
а) для городов – не свыше пятидесяти рублей штрафа или двух недель принудительных работ;
б) для сельских поселений – не свыше пяти рублей штрафа или одной недели принудительных работ.
20. В случае неуплаты штрафа соответствующим исполнительным комитетам и городским советам предоставляется право заменять таковой принудительными работами, предельные сроки каковых не должны превышать сроков, предусмотренных в ст. 18 и 19 настоящего Постановления.
Замена штрафа принудительными работами должна быть предусмотрена в самом обязательном постановлении. Самая замена производится распоряжением органа, налагающего взыскание.
21. Право наложения административных взысканий за нарушения обязательных постановлений предоставляется:
а) за нарушения, совершенные в пределах губернского (областного) города – начальнику губернского (областного) административного отдела или его заместителю;
б) за нарушения, совершенные в пределах округа и уезда – начальникам окружного и уездного административного отдела или их заместителям;
в) за нарушения, совершенные в пределах прочих городов, имеющих более пяти тысяч человек населения – президиуму городского совета.
Примечание. За нарушения, совершенные в пределах главного города края (районированной области), взыскания налагаются начальником соответствующего окружного административного отдела или его заместителем.
22. В городах Москве и Ленинграде отдельными обязательными постановлениями губернских исполнительных комитетов и городских советов право наложения административных взысканий в размере до десяти рублей штрафа может быть предоставлено начальникам отделений милиции.
23. За нарушение обязательных постановлений, устанавливающих в городах порядок в общественных местах и правила уличного движения, краевым, областным, губернским, окружным исполнительным комитетам, городским советам соответствующих городов и их президиумам предоставляется право поручать взимание штрафа на месте совершения сотрудникам милиции, непосредственно наблюдающим за выполнением обязательных постановлений.
24. В предусмотренных ст. 23 обязательных постановлениях должен быть указан точный состав нарушения и размер штрафа, при чем в краевых, областных, губернских и окружных городах продельный размер штрафа устанавливается не свыше одного рубля, а в остальных городах – не свыше пятидесяти копеек.
25. При отказе нарушителя от уплаты штрафа на месте (ст. 23), штраф налагается в общем порядке с тем, что размер его может быть увеличен не больше, чем в три раза, если возможность такого увеличения предусмотрена обязательным постановлением.
Примечание. В городах Москве, Ленинграде и Ростове-на-Дону при отказе от уплаты штрафа на месте совершения нарушения штраф с увеличением размера его не более, чем в три раза, налагается начальником отделения милиции.
26. О нарушении обязательного постановления составляется протокол милицией, а в подлежащих случаях – тем органом, которому право составления протокола предоставлено в силу специальных узаконений. В сельских местностях протокол может быть составлен также членом сельского совета.
Примечание. Протокол не составляется в случаях, указанных в ст. 23 и 24.
27. Протокол подписывается его составителем, лицом, совершившим нарушение, и свидетелями, если таковые имеются. Лицо, привлекаемое за нарушение обязательного постановления, может отказаться от подписания протокола и изложить в протоколе мотивы своего отказа, при чем отказ этот не останавливает дальнейшего направления протокола.
28. Протокол о нарушении обязательного постановления препровождается в соответствующий административный отдел для разрешения вопроса о наложении взыскания в административном порядке или для направления на рассмотрение в судебном порядке, когда за нарушение данного обязательного постановления предусмотрена ответственность в судебном порядке (ст. 13) или когда нарушение обязательного постановления сопровождалось совершением деяния, за которое установлена ответственность по Уголовному кодексу Р.С.Ф.С.Р.
29. Постановление о наложении взыскания в административном порядке может быть вынесено не позднее месячного срока со дня совершения соответствующего нарушения; по истечении указанного срока дело подлежит прекращению.
30. Если дело о нарушении обязательного постановления было принято к своему рассмотрению судом, то нарушитель не может быть подвергнут взысканию в административном порядке, за исключением случаев, когда означенное дело будет направлено судом на рассмотрение в административном порядке.
31. Постановление о наложении взыскания должно быть изложено в письменной форме и вручено лицу, на которое оно наложено.
32. Постановление о наложении на нарушителя административного взыскания приводится в исполнение милицией.
Примечание. В случае нарушения военнослужащим, состоящим в рядах Рабоче-крестьянской красной армии, обязательного постановления, протокол об этом направляется подлежащему войсковому начальнику, который принимает необходимые меры дисциплинарного воздействия по правилам Дисциплинарного устава Рабоче-крестьянской красной армии, уведомляя о наложении взыскания орган, сообщивший о нарушении обязательного постановления.
33. При наложении административного взыскания в виде штрафа, сумма такового должна быть внесена в кассу финансового отдела или в волостной или районный исполнительный комитет или в сельский совет по месту нарушения или по месту жительства нарушителя, не позднее двух недель со дня вручения постановления о наложении взыскания.
34. К приведению в исполнение постановления о наложении взыскания должно быть приступлено не позже двухмесячного срока со дня вынесения постановления о наложении взыскания. В случаях, когда к приведению в исполнение постановления о наложении взысканий к моменту истечения указанного срока не будет приступлено, таковое постановление считается утратившим силу.
35. Принудительное взыскание штрафов осуществляется путем обращения взыскания на имущество нарушителя, с применением установленных законом правил об имуществах, на которые не может быть обращено взыскание по государственным налогам.
36. Выбор порядка принудительного взыскания штрафа в зависимости от имущественного положения нарушителя принадлежит тому органу или лицу, которым наложено данное взыскание (ст. 21).
37. Лица, на которых наложено взыскание в виде принудительных работ, подлежат направлению для отбывания таковых в распоряжение бюро принудительных работ или отделения принудительных работ, где таковые имеются, а где таковых не имеется – в распоряжение соответствующих исполнительных комитетов или городских советов.
Примечание. Взыскание в виде принудительных работ не может быть применено к лицам, признанным нетрудоспособными.
38. На лиц, поступивших для отбытия принудительных работ в распоряжение бюро или отделения принудительных работ, распространяются все правила главы IV Исправительно-трудового кодекса Р.С.Ф.С.Р. ("О бюро принудительных работ без содержания под стражей"), за исключением ст. 37, 38 и 39 означенного Кодекса.
39. Принудительные работы, как общее правило, выполняются по месту жительства лиц, их пополняющих; в исключительных случаях эти работы могут выполняться и в других местах, но не далее, чем на расстоянии десяти верст от места жительства.
Примечание. Отбывание принудительных работ крестьянами-земледельцами не может быть назначаемо на время важнейших полевых работ.
40. Подвергшийся взысканию в административном порядке может просить наложивший взыскание орган о пересмотре вынесенного в отношении его постановления о наложении взыскания, а также обжаловать это постановление в порядке ст. 41-44 настоящего Положения.
41. Жалобы подаются:
а) на взыскания, наложенные президиумом городского совета (п. "в" ст. 21), в президиум уездного или окружного исполнительного комитета;
б) на взыскания, наложенные начальником уездного или окружного административного отдела – в президиум уездного или окружного исполнительного комитета;
в) на взыскания, наложенные начальником губернского (областного) административного отдела – в президиум губернского (областного) исполнительного комитета[2].
42. Жалоба на наложение в административном порядке взыскания может быть подана как непосредственно в органы, предусмотренные ст. 41, так и через органы, наложившие взыскание.
43. Жалоба, поданная в трехдневный срок после вручения постановления о наложении взыскания (ст. 31), приостанавливает приведение взыскания в исполнение.
44. При отклонении жалобы органами, указанными в ст. 41, жалоба может быть подана в президиум вышестоящего исполнительного комитета или Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета по принадлежности, без приостановки приведения в исполнение постановления о наложении взыскания.
45. Неправильное наложение взыскания влечет за собой его отмену и привлечение в подлежащих случаях наложившего взыскание к ответственности по ст. 105 и 106 Уголовного кодекса Р.С.Ф.С.Р.
Постановление ВЦИК и СНК РСФСР об обязательных постановлениях сельских советов экономически мощных и многонаселенных сел. 5.3.1928 г.
В дополнение и развитие Положения об издании волостными и районными исполнительными комитетами и городскими советами заштатных городов и сельскими советами обязательных постановлений и о наложении за их нарушение взысканий в административном порядке (Собр. Узак., 1927, № 120, ст. 812), Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет и Совет Народных Комиссаров Р.С.Ф.С.Р. постановляют:
1. Отдельным сельским советам экономически мощных и многонаселенных сел, в которых образованы исполнительные комитеты постановлениями соответствующих губернских и окружных исполнительных комитетов, может быть предоставлено право издания обязательных постановлений в пределах, определенных последующими статьями настоящего Постановления.
2. Право издания обязательных постановлений может быть предоставлено сельским советам только по следующим вопросам:
а) принятия санитарных мер,
б) принятия противопожарных мер,
в) потравы и порчи лугов, зеленей и посевов.
3. За нарушение обязательных постановлений, издаваемых сельскими советами, могут быть устанавливаемы административные взыскания в виде:
а) предупреждения,
б) штрафа не свыше одного рубля,
в) принудительных работ на срок до трех дней.
Председатель Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета
М. КАЛИНИН
Заместитель председателя Совета Народных Комиссаров
А. СМИРНОВ
Секретарь Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета
Ян ПОЛУЯН
[1] См. следующий документ (второй вариант инструкции). [2] Постановление ВЦИК и СНК от 24.1.1927 г. заменило статью следующим текстом: " Жалобы подаются:а) на взыскания, наложенные президиумом городского совета (п. "в" ст. 21) – в президиум уездного или окружного исполнительного комитета;б) на взыскания, наложенные начальниками уездного или окружного административного отдела или их заместителями, за нарушение обязательных постановлений на территории уездного или окружного города – в президиум соответствующего городского совета, а за нарушение обязательных постановлений на остальной части территории уезда или округа – в президиум уездного или окружного исполнительного комитета (п. "б" ст. 21);в) на взыскания, наложенные начальником губернского (областного) административного отдела или его заместителем (п. "а" ст. 21) – в президиум соответствующего городского совета".