Союзные законы о судоустройстве и уголовном судопроизводстве. 1924 г.
Предлагаемые законы, изданные в связи с образованием СССР, закрепляли в общесоюзном масштабе основные принципы судоустройства и уголовного судопроизводства РСФСР (см. Законы о прокуратуре, адвокатуре и судопроизводству. 1922 г.; Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР 1923 г.).
Основы судоустройства Союза ССР и союзных республик. 29.10.1924 г.[1]
Ст. 1. Задачами суда являются: а) ограждение завоеваний пролетарской революции, рабоче-крестьянской власти и правопорядка, ею установленного; б) защита интересов и прав трудящихся и их объединений; в) укрепление общественно-трудовой дисциплины и солидарности трудящихся и их правовое воспитание; г) осуществление революционной законности в личных и имущественных отношениях граждан.
Ст. 2. На территории союзных республик действует следующая единая основная система судебных учреждений: народный суд, губернский (или соответствующий ему) суд и верховный суд (в автономных республиках – главный или высший суд).
Примечание. Отступления от настоящей системы судебных учреждений в зависимости от национально-культурных условий союзных или автономных республик и особенностей их административно-хозяйственного деления допускаются не иначе, как по особым постановлениям Президиума Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР, по представлению центрального исполнительного комитета подлежащей союзной республики.
Ст. 3. Судебные учреждения строятся на началах:
а) отправления судебной деятельности исключительно трудящимися;
б) избираемости судей и народных заседателей советами, съездами советов и иными их органами в порядке, установленном законодательством Союза ССР и союзных республик в отношении судебных органов союзных республик, и законодательством Союза ССР – в отношении Верховного суда Союза ССР, военных трибуналов и других судебных органов Союза ССР;
в) единства судебной политики в Союзе ССР, проводимой на основании законодательства Союза ССР и законодательства союзных республик Верховным судом Союза ССР, народными комиссариатами юстиции и верховными судами союзных республик.
Ст. 4. Судьей может быть всякий не опороченный по суду гражданин и гражданка Союза ССР, отвечающие следующим условиям:
а) иметь право избирать и быть избранными в совет;
б) иметь стаж общественной политической работы в рабоче-крестьянских общественных, профессиональных или партийных рабочих организациях или стаж практической работы в органах советской юстиции или в соответствующих административных государственных органах.
Сроки и условия обязательного для судьи стажа определяются по принадлежности законодательством Союза ССР и законодательством союзных республик.
Примечание. Лица, исключенные из общественных организаций за порочащие проступки, не могут быть народными судьями.
Ст. 5. Все дела рассматриваются по существу в одной инстанции, апелляция не допускается. На приговоры и решения могут быть приняты жалобы в кассационном порядке.
Ст. 6. В основе судебной системы каждой из союзных республик лежит народный суд. Народный суд, как правило, действует в составе одного судьи и двух заседателей.
Случаи отправления народными судами их деятельности без народных заседателей устанавливаются законодательством союзных республик.
Ст. 7. Губернские (или соответствующие им) суды, являясь кассационно-ревизионной инстанцией для народных судов, действуют как органы первой инстанции для дел особой категории, определяемой законодательством союзных республик в пределах основ уголовного судопроизводства Союза ССР.
Ст. 8. Губернские (или соответствующие им) суды, вместе с тем являются по отношению к народным судам органами судебного управления и, в качестве таковых, подчинены народному комиссариату юстиции данной республики.
Ст. 9. Губернские (или соответствующие им) суды при разрешении дел в качестве первой инстанции действуют, как правило, в составе одного члена суда и двух народных заседателей. При рассмотрении дел в качестве кассационной инстанции губернский суд, как правило, действует в составе трех постоянных судей.
Ст. 10. В каждой союзной республике для осуществления высшего судебного надзора и непосредственного руководства судебной практикой на основании законодательства этой республики действует верховный суд, а в автономных республиках – главные или высшие суды на основании соответствующих положений о них.
Ст. 11. Верховный суд республики, являясь кассационно-ревизионной инстанцией для дел, разрешенных губернскими (или соответствующими им) судами, действует, вместе с тем, как суд первой инстанции для дел исключительной подсудности, определяемой законодательством союзных республик. Права верховного суда каждой из союзных республик на рассмотрение, отмену или изменение приговоров и решений любого суда данной республики в порядке высшего судебного надзора, а равно порядок и пределы отправления этого права, устанавливаются законами каждой союзной республики, а по отношению к главным и высшим судам автономных республик – положениями об этих судах.
Ст. 12. Народные комиссары юстиции союзных и автономных республик осуществляют надзор за всей судебной практикой всех судебных органов данной республики, опротестовывая и направляя через прокурорский надзор к пересмотру любой приговор и решение, вынесенные судами данной республики, в том числе и верховным судом республики, в порядке, определяемом законодательством данной республики.
В организационной области на народных комиссаров юстиции союзных и автономных республик возлагается общее руководство, организация, ревизия и инструктирование всех судебных учреждений данной республики, прокуратуры, органов следствия, нотариатов, судебных исполнителей, защиты и проч.
Примечание. Права народных комиссаров юстиции союзных республик и прокуратуры союзных республик в отношении организации военных трибуналов, их личного состава (председателя и членов) и прокуратуры военных трибуналов, действующих на территории союзных республик, определяются Положением о Верховном суде Союза ССР[2].
Ст. 13. Во главе прокуратуры в качестве прокурора республики стоит народный комиссар юстиции данной республики.
Ст. 14. На прокуратуру союзных и автономных республик возлагается: 1) надзор на территории данной республики за законностью действий органов советской власти, государственных и общественных учреждений и частных лиц; 2) опротестование в порядке кассационности и в порядке надзора приговоров, решений и определений, выносимых судами данной республики; 3) непосредственный надзор и наблюдение за производством дознания, розыска и предварительного следствия по уголовным делам; 4) поддержание обвинения по уголовным делам в суде; 5) наблюдение за исполнением приговоров, за законностью содержания под стражей, за состоянием и деятельностью мест заключения; 6) ограждение интересов государства и трудящихся по гражданским делам.
Прокуратура строится на началах централизации и подчинена исключительно прокурору республики и действует на основании особых положений, республиками издаваемых; прокурор республики подотчетен и подведомственен исключительно верховным органам своей республики.
Ст. 15. Организация судебно-следственных органов устанавливается законодательством союзных республик.
Ст. 16. При Центральном Исполнительном Комитете Союза ССР согласно ст. ст. 43-48 Основного закона (Конституции) Союза ССР состоит Верховный суд Союза ССР.
Организация и компетенция Верховного суда Союза ССР, взаимоотношения его с верховными судами союзных республик, а равно взаимоотношения прокурора Верховного суда Союза ССР с Верховным судом Союза ССР, верховными судами союзных республик и с прокурорами верховных судов союзных республик определяются Положением о Верховном суде Союза ССР.
Ст. 17. Для оказания юридической помощи населению, в том числе в целях выполнения задач судебной защиты, учреждаются коллегии защитников.
Коллегии защитников обладают правом дисциплинарного надзора за действиями своих членов и организуются на началах самопополнения под контролем губернских (областных) исполнительных комитетов. Коллегии защитников действуют на основе особого о них Положения, основные принципы которого издаются в порядке общесоюзного законодательства.
Ст. 18. Для совершения и засвидетельствования актов, договоров, для выполнения иных нотариальных действий учреждаются нотариальные конторы, состоящие при губернских судах и действующие под непосредственным руководством и наблюдением.
Во главе нотариальных контор стоят нотариусы, назначаемые и утверждаемые губернскими и уездными исполнительными комитетами по представлениям губернских судов из числа лиц, имеющих право быть избранными в народные судьи и выдержавших соответствующее испытание.
Организация и предметы ведения нотариальных контор определяются Положением о государственном нотариате, основные принципы которого издаются в порядке общесоюзного законодательства.
Примечание. Отдельные функции нотариальных контор могут, согласно законодательству союзных республик, поручаться народным судам, волостным или районным исполнительным комитетам и иным органам.
Ст. 19. Для приведения в исполнение судебных решений и определений при губернских судах состоят судебные исполнители, действующие под непосредственным руководством и наблюдением губернских судов.
Все приговоры, решения, определения и судебные приказы всех судебных учреждений Союза ССР, союзных и автономных республик, а равно постановления и требования прокуратуры и подтвержденные прокуратурой постановления судебно-следственных органов подлежат введению в исполнение всеми судебными, следственными и административными органами, в пределах их компетенции, по всей территории Союза ССР.
Ст. 20. Порядок надзора за деятельностью Объединенного государственного политического управления, осуществляемый согласно ст. 63 Основного закона (Конституции) Союза ССР, определяется особо и утверждается Центральным Исполнительным Комитетом Союза ССР.
Порядок надзора за деятельностью государственных политических управлений союзных республик со стороны прокурорского надзора союзной республики определяется положениями, издаваемыми центральными исполнительными комитетами союзных республик в соответствии с Положением о надзоре за Объединенным государственным политическим управлением и утверждаемыми Центральным Исполнительным Комитетом Союза ССР.
Ст. 21. Для рассмотрения дел о воинских преступлениях при округах, корпусах, фронтах, отдельных армиях и флотах, а также при дивизиях образуются военные трибуналы, действующие на основании положения, издаваемого в порядке общесоюзного законодательства на основе Положения о Верховном суде.
Примечание 1. В особо исключительных случаях по постановлениям Президиума Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР или, соответственно, президиумов центральных исполнительных комитетов союзных или автономных республик, рассмотрению в военной коллегии Верховного суда Союза ССР или, соответственно, в военных трибуналах подлежат также и иные, угрожающие крепости и мощи Красной армии преступления.
Примечание 2. Взаимоотношения прокуратуры при трибуналах и прокуратуры союзных республик, а равно взаимоотношения между прокуратурой союзных и автономных республик и военными трибуналами определяются Положением о Верховном суде Союза ССР и особым Положением о военных трибуналах и прокуратуре при них.
Ст. 22. Имущественные споры между государственными учреждениями и предприятиями рассматриваются: а) Высшей арбитражной комиссией при Совете труда и обороны Союза ССР; б) высшими арбитражными комиссиями при экономических совещаниях союзных республик, арбитражными комиссиями при советах народных комиссаров автономных республик и местными (областными и губернскими) арбитражными комиссиями, организуемыми при исполнительных комитетах областей и губерний.
В своей деятельности арбитражные комиссии руководствуются общими началами советской хозяйственной политики, союзным законодательством и законодательством союзных республик.
Положение о Высшей арбитражной комиссии при Совете труда и обороны Союза ССР издается в порядке общесоюзного законодательства.
Положения о высших арбитражных комиссиях при экономических совещаниях союзных республик, арбитражных комиссиях при совете народных комиссаров автономных республик и местных арбитражных комиссиях издаются союзными республиками в соответствии с Положением о Высшей арбитражной комиссии при Совете труда и обороны Союза ССР.
Порядок надзора за деятельностью арбитражных комиссий со стороны руководящих судебных учреждений Союза ССР и союзных республик устанавливается по принадлежности: в отношении Высшей арбитражной комиссии – Положением о Верховном суде Союза ССР, в отношении союзных республик – положениями о судоустройстве этих республик.
Ст. 23. Порядок дисциплинарных взысканий, налагаемых на должностных лиц, устанавливается особым законодательством союзных республик на основе начал, вырабатываемых законодательством Союза ССР.
Ст. 24. Для рассмотрения дел особой категории, требующих специального состава суда и специального порядка рассмотрения, должны в порядке законодательства союзных республик создаваться судебно-административные органы постоянного и временного характера, как-то: судебно-земельные комиссии, камеры народных судов по трудовым делам, комиссии по делам о несовершеннолетних и т.п.
Примечание. Учреждение судебно-административных органов в автономных республиках разрешается постановлениями центральных исполнительных комитетов этих республик с утверждением центрального исполнительного комитета соответствующей союзной республики.
Председатель ЦИК Союза ССР
М. КАЛИНИН
Секретарь ЦИК Совета ССР
А. ЕНУКИДЗЕ
Основы уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик. 31.10.1924 г.[3]
1. Порядок производства уголовных дел в судебных учреждениях Союза ССР определяется:
а) настоящим Положением об основах уголовного судопроизводства;
б) издаваемым в порядке общесоюзного законодательства особым положением о Верховном суде Союза ССР и издаваемыми в порядке общесоюзного законодательства специальными положениями, определяющими особенности производства в военно-судебных учреждениях;
в) уголовно-процессуальными законами союзных республик.
2. Порядок производства уголовных дел в судебных учреждениях союзных республик определяется:
а) настоящим Положением об основах уголовного судопроизводства;
б) издаваемыми на основании и в развитие этих основ уголовно-процессуальными законами союзных республик.
3. Применение судом мер социальной защиты определяется уголовными законами, действовавшими в момент совершения преступления. Законы, отменяющие вовсе применение мер социальной защиты к данному деянию или смягчающие эти меры, имеют обратную силу.
4. Уголовное преследование возбуждается прокуратурой, судебными и иными органами Союза ССР и союзных республик в случаях и порядке, установленных законом.
Прокурор, следователи, судьи и органы дознания обязаны принимать к производству все заявления государственных органов, общественных организаций и частных лиц о преступлениях.
Порядок возбуждения уголовного преследования определяется законодательством союзных республик.
Порядок возбуждения дел особой важности и персональной подсудности членов Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров Союза ССР, дел по обвинению высших должностных лиц Союза ССР в преступлениях по должности и иных дел, подсудных Верховному суду Союза ССР, а равно дел, подсудных военным трибуналам, определяется в порядке общесоюзного законодательства.
5. Судебные органы не вправе отказать в принятии к своему производству или прекратить уголовное преследование в отношении общественно опасного деяния на том основании, что в уголовном законе не указано признаков этого деяния, а также под предлогом неполноты, неясности или противоречия законов[4].
6. Уголовное преследование не может быть возбуждено, а возбужденное не может быть продолжено и подлежит прекращению во всякой стадии процесса:
а) за смертью обвиняемого;
б) за истечением давности;
в) за примирением обвиняемого с потерпевшим в случаях, особо предусмотренных законодательством союзных республик;
г) за отсутствием жалобы потерпевшего, если дело может быть возбуждено не иначе, как по такой жалобе, за исключением случаев, когда прокуратура признает необходимым возбудить дело по собственной инициативе;
д) при отсутствии признаков общественно опасных деяний в действиях, приписываемых обвиняемому;
е) вследствие акта об амнистии Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР и центральных исполнительных комитетов союзных республик или акта о помиловании в отношении отдельных лиц, или прекращения дела о них постановлениями тех же органов власти Союза ССР или союзных республик в пределах предоставленных им полномочий.
Примечание. Изъятия из п. п. "а", "б", "в", "г" настоящей статьи устанавливаются законодательством союзных республик.
7. Предварительное расследование преступлений производится под надзором прокуратуры. Органами, производящими предварительное расследование преступлений, являются органы дознания, следователи и иные должностные лица, коим это предоставлено общесоюзными законами и законами союзных республик. Пределы полномочий органов дознания и следствия, порядок принятия мер пресечения и порядок надзора за ними со стороны прокуратуры определяются уголовно-процессуальными законами союзных республик в соответствии с нижеследующими статьями.
8. Производство предварительного следствия, как правило, обязательно по всем делам, рассматриваемым губернскими и соответствующими им судами, а равно Верховным судом Союза ССР и верховными судами союзных республик, а также высшими и главными судами автономных республик в качестве судов первой инстанции.
Обязательность предварительного следствия по делам других категорий, рассматриваемым в судебных учреждениях союзных и автономных республик, может быть устанавливаема в порядке законодательства союзных республик.
9. Никто не может быть лишен свободы иначе, как в случаях и порядке, указанных в законе.
10. Лишение свободы может быть назначено в качестве меры пресечения лишь по делам о преступлениях, за которые законом предусмотрено лишение свободы или более тяжкая мера социальной защиты, и притом лишь при наличии достаточных оснований полагать, что обвиняемый скроется от следствия или суда, или же что пребывание обвиняемого на свободе будет препятствовать расследованию, или если нахождение его на свободе будет признано общественно опасным. Лишение свободы в качестве меры пресечения допускается также в случаях возбуждения в установленном порядке дела о признании обвиняемого общественно опасным.
Лишение свободы в качестве меры пресечения не может продолжаться долее двух месяцев. В случае если по сложности дела или по другим обстоятельствам предварительное следствие не могло быть окончено к моменту истечения этого срока, срок этот может быть продолжен не долее, однако, одного месяца и не иначе, как по особому распоряжению губернской прокуратуры.
Лишение свободы в качестве меры пресечения может быть заменено поручительством профессиональных и иных рабочих, крестьянских и общественных организаций. Замена лишения свободы денежным и имущественным залогом не допускается.
Примечание. В наименее населенных местностях республик, где пути сообщения не организованы и сношения затруднены, указанные в настоящей статье сроки могут быть удвоены постановлением центрального исполнительного комитета подлежащей союзной республики по представлению соответствующего центрального исполнительного комитета автономной республики или губернского (областного) исполнительного комитета.
11. Каждый судья и каждый прокурор, обнаруживший в пределах района его деятельности лишение кого-либо свободы без законного постановления уполномоченных на то органов или свыше срока, установленного законом или назначенного судебным приговором, обязан немедленно освободить неправильно лишенного свободы. В случаях применения органами дознания в качестве меры пресечения лишения свободы последнее обязательно подлежит утверждению ближайшим следователем, народным судьей или прокурором в порядке и в сроки, определяемые статьей 12 настоящих Основ.
Примечание. Порядок производства и утверждения арестов, производимых органами Объединенного государственного политического управления в пределах его компетенции, определяется особыми правилами, издаваемыми Центральным Исполнительным Комитетом Союза ССР.
Правила производства и утверждения арестов, производимых государственным политическим управлением союзных республик, утверждаются центральным исполнительным комитетом этих республик и представляются на утверждение Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР.
12. Органы дознания должны о всяком случае задержания подозреваемых в преступлениях направить в течение 24 часов сообщение суду, которому подсудно данное дело, или же народному судье, в районе которого произошло преступление или был задержан подозреваемый. По делу, по которому обязательно производство предварительного следствия, органы дознания о задержании обвиняемого должны сообщить в тот же срок следователю или прокурору.
В течение 48 часов, считая с момента получения извещения от органов дознания о произведенном задержании, суд, народный судья или следователь обязаны постановить либо о подтверждении ареста, либо об отмене его. Органы дознания изменяют меру пресечения немедленно по получении соответствующего извещения.
13. Каждое дело подлежит рассмотрению в том суде, в районе которого было совершено преступление. Изъятия из этого правила устанавливаются законодательством Союза ССР и союзных республик по принадлежности. Подсудность по роду дел, рассматриваемых судебными учреждениями союзных республик, устанавливается законодательством союзных республик. Дела о государственных преступлениях во всяком случае подлежат ведению губернских или соответствующих им судов, а равно главных и высших судов автономных республик в качестве судов первой инстанции.
Подсудность дел, подлежащих ведению Верховного суда Союза ССР и военных трибуналов, определяется в порядке общесоюзного законодательства.
Никакие пререкания между судами по вопросу о подсудности не допускаются.
14. Судебные заседания публичны, за исключением случаев, положительно указанных законодательством Союза ССР и союзных республик.
Судебные приговоры объявляются публично.
15. Рассмотрение на суде уголовных дел ведется, как общее правило, на языке большинства местного населения. Вместе с тем на судебные учреждения возлагается обязанность принимать все доступные им меры, чтобы обеспечить возможность ведения уголовных дел на языке обвиняемых, если последние принадлежат к национальному меньшинству. В этих случаях суд до назначения дела к слушанию решает в распорядительном заседании вопрос о языке, на котором будет вестись производство дела, руководствуясь интересами наиболее полного выяснения дела, интересами гласности суда и интересами обвиняемых. Если участвующие в деле лица не владеют языком, на котором ведется данное дело, то следственные органы и суд обязаны пригласить переводчика и через последнего ставить заинтересованных лиц в известность о каждом процессуальном действии.
16. В случае необходимости выполнения вне пределов территории Союза ССР отдельных процессуальных действий по уголовным делам, находящимся в производстве судебных учреждений Союза ССР и союзных республик, судебные учреждения сносятся с подлежащими судебными или административными органами иностранных государств через Народный комиссариат по иностранным делам.
Судебные учреждения Союза ССР и союзных республик могут принимать от иностранных судебных мест поручения по выполнению отдельных процессуальных действий на территории Союза ССР не иначе, как через посредство Народного комиссариата по иностранным делам.
Выдача лиц, привлеченных к следствию или суду, а также осужденных судебными учреждениями, по требованию правительств иностранных государств, обращенному к Правительству Союза ССР, допускается только в случаях и порядке, установленных договорами, соглашениями и конвенциями Союза ССР с иностранными государствами, или по специальным соглашениям Правительства Союза ССР с иностранными правительствами, а также специальным законом, издаваемым в порядке общесоюзного законодательства.
17. Судья, прокурор, следователь или лицо, производящее дознание, не могут принимать участия в производстве дел в каких бы то ни было его стадиях, если они лично, прямо или косвенно заинтересованы в этом деле.
Порядок отвода этих лиц от участия в деле и случаи обязательного отвода определяются законодательством союзных республик.
18. Обвинение на суде поддерживается прокуратурой и другими указанными в законе должностными лицами, а также уполномоченными на то представителями общественных организаций рабочих и трудового крестьянства. Порядок и условия поддержания обвинения прокуратурой, другими должностными лицами и представителями общественных организаций рабочих и трудового крестьянства, а равно случаи, когда право обвинения на суде предоставляется потерпевшему или другим частным лицам, устанавливаются законодательством союзных республик; потерпевшему и другим частным лицам, которым предоставлено право обвинения, а равно гражданскому истцу и гражданскому ответчику предоставляется иметь на суде представителей своих интересов.
Обвиняемым предоставляется право иметь при производстве дела в суде защитников. В случае невозможности для обвиняемого пригласить защитника суд по заявлению обвиняемого обязан назначить ему защитника. К защите допускаются представители общественных организаций рабочих и трудового крестьянства, а также другие лица, круг которых определяется законодательством Союза ССР и союзных республик по принадлежности.
Случаи обязательного допущения защитника, случаи обязательного назначения судом защитника и случаи недопущения участия защитников определяются законодательством союзных республик.
19. По делам о преступлениях, за которые мерой социальной защиты может быть назначено лишение свободы на срок не ниже 6 месяцев, явка подсудимого обязательна, и слушание дела в отсутствие подсудимого допускается лишь при прямо выраженном согласии подсудимого или же в том случае, если суд придет к убеждению, что подсудимый уклоняется от суда. Суд вправе однако признать по любому делу явку подсудимого обязательной.
20. Суд не ограничен никакими формальными доказательствами, и от него зависит по обстоятельствам дела допустить те или иные доказательства. Клятва и присяга на суде как доказательство не допускаются.
21. Суд обязан разъяснить участвующим в деле лицам их процессуальные права и обеспечить им соответствующую этим правам возможность защиты своих интересов. Подсудимому всегда принадлежит право последнего слова.
22. При обнаружении во время судебного заседания необходимости изменения первоначальной формулировки обвинения, когда это изменение влечет за собой применение более тяжкой меры социальной защиты, суд по ходатайству о том обвиняемого, защитника или прокурора приостанавливает слушание дела и направляет его для нового предварительного расследования, предания суду и рассмотрения в общем порядке.
23. Суд основывает свой приговор на имеющихся в деле данных, рассмотренных в судебном заседании. Оценка имеющихся в деле доказательств производится судьями по их внутреннему убеждению, основанному на рассмотрении всех обстоятельств дела в их совокупности.
24. Приговоры должны содержать в себе точные указания того, что именно совершено осужденным, и какая в отношении его определена судом мера социальной защиты.
25. Все дела рассматриваются по существу в одной инстанции. Аппеляция не допускается. Приговоры проверяются высшими судебными инстанциями по жалобам и протестам лишь в кассационно-ревизионном порядке или в порядке высшего судебного надзора.
26. Основаниями для отмены приговоров в кассационно-ревизионном порядке являются:
а) такое нарушение форм судопроизводства, которое помешало суду всесторонне рассмотреть дело и повлияло или могло повлиять на вынесение правильного приговора;
б) нарушение или неправильное применение законов Союза ССР или союзной республики, если при этом допущенная судом ошибка повлекла за собой назначение иной меры социальной защиты, нежели та, которая должна бы быть определена судом при правильном применении закона.
В отношении судебных учреждений союзных республик в порядке законодательства этих республик могут быть установлены и другие поводы к отмене приговоров, а равно и случаи недопущения вовсе обжалования.
При рассмотрении судом дела, переданного ему из кассационной инстанции для нового рассмотрения по существу, усиление меры социальной защиты, избранной при первом рассмотрении дела, допускается только в случае, если приговор был опротестован прокуратурой.
27. Кассационные инстанции при рассмотрении дел не связаны поводами, указанными в кассационной жалобе. Кассационные суды, не входя в поверку фактических обстоятельств, установленных судом, разрешавшим дело по существу, могут:
а) отменить приговор и возвратить его в низшую инстанцию для нового рассмотрения;
б) изменить приговор, если это возможно без особого производства по поверке доказательств.
28. Приговор суда, вошедший в законную силу, может быть пересмотрен в порядке надзора верховным судом подлежащей союзной республики и высшим или главным судом автономной республики, если ими будет признано, что судом, вынесшим приговор, при рассмотрении дела было допущено существенное нарушение форм судопроизводства или законов Союза ССР или союзных республик.
При рассмотрении дел в порядке надзора суды вправе вынести определение как об отмене приговоров и о новом рассмотрении дела, так и об отмене всего производства по делу и о назначении нового производства предварительного следствия.
29. Порядок рассмотрения дел в порядке надзора в Верховном суде Союза ССР определяется Положением о нем.
Право и порядок пересмотра приговоров, вошедших в законную силу, губернскими или соответствующими им судами устанавливаются законодательством союзных республик.
30. Пересмотр и возобновление уголовных дел по вновь открывшимся обстоятельствам допускается лишь по постановлениям верховных судов союзных республик и высших или главных судов автономных республик и Верховного суда Союза ССР по представлению прокурорского надзора и лишь по отношению дел, отнесенных к их компетенции. Порядок пересмотра устанавливается законодательством Союза ССР и союзных республик по принадлежности.
31. Обвинительный приговор приводится в исполнение лишь по вступлении его в законную силу.
Приговор признается вступившим в законную силу по истечении срока, установленного для обжалования, если жалоба принесена не была; в случае же принесения жалобы приговор вступает в законную силу в день оставления жалобы без последствия судом второй инстанции.
Жалобы могут быть не пропущены лишь в случаях, точно предусмотренных законодательством Союза ССР и союзных республик по принадлежности.
В тех случаях, когда жалоба принесена лишь в части приговора, приговор в остальной части считается вступившим в законную силу в день истечения срока, установленного для обжалования.
Надзор за исполнением приговоров принадлежит прокуратуре.
32. Все приговоры судебных учреждений, распоряжения прокуратуры и постановления следственных властей Союза ССР и союзных и автономных республик подлежат приведению в исполнение всеми судебными, следственными и административными органами по всей территории Союза ССР.
[1] Утверждены постановлением ЦИК СССР.[2] См. Законы о высших и центральных органов власти СССР. 1923-1924 гг.[3] Утверждены постановлением президиума ЦИК СССР.[4] Статья хорошо показывает обвинительный уклон советского правосудия и непризнания им принципа презумпции невиновности.