Законы о высших и центральных органах власти РСФСР. 1924-1927 гг.
Предлагаемые документы были изданы в связи с образованием СССР. Некоторые из них были составлены по образцу Законов о высших и центральных органах власти СССР 1923-1924 гг. Центральное место в них занимает вопрос о взаимоотношениях союзных и республиканских властей.
Декрет СНК РСФСР. Временная инструкция о порядке направления дел, поступающих от союзных органов на отзыв и заключение Совета Народных Комиссаров и Экономического совещания Р.С.Ф.С.Р. и представителя Р.С.Ф.С.Р. в Совете Народных Комиссаров Союза С.С.Р., и о порядке заявления народными комиссариатами Р.С.Ф.С.Р. протестов на постановления органов Союза С.С.Р. 14.4.1924 г.
Совет Народных Комиссаров Р.С.Ф.С.Р. постановляет:
Утвердить следующие временные правила о порядке направления дел, поступающих от союзных органов на отзыв и заключение Совета Народных Комиссаров и Экономического совещания Р.С.Ф.С.Р. и представителя Р.С.Ф.С.Р. в Совете Народных Комиссаров Союза С.С.Р., и о порядке заявления народными комиссариатами Р.С.Ф.С.Р. протестов на постановления органов Союза С.С.Р.:
1. Все дела, направляемые союзными органами на заключение и отзыв Совета Народных Комиссаров и Экономического совещания и представителя Р.С.Ф.С.Р. в Совете Народных Комиссаров Союза С.С.Р., направляются управляющим делами Совета Народных Комиссаров Союза С.С.Р. персонально управляющему делами Совета Народных Комиссаров и Экономического совещания Р.С.Ф.С.Р.
2. В отношении дел, поступающих от союзных органов на заключение Совета Народных Комиссаров и Экономического совещания Р.С.Ф.С.Р., управляющий делами Совета Народных Комиссаров на основании предоставленных ему прав дает распоряжение о подготовке и направляет их к рассмотрению по принадлежности – в большой Совет Народных Комиссаров, малый Совет Народных Комиссаров или Экономическое совещание в порядке обычной подготовки дел, предусмотренной "Наказом" (Собр. Узак., 1924, № 23, ст. 228).
3. Дела, поступающие из Совета Народных Комиссаров или Совета труда и обороны Союза С.С.Р. на заключение и отзыв представителя Р.С.Ф.С.Р., направляются управляющим делами Совета Народных Комиссаров через секретариат на заключение соответствующих заинтересованных ведомств, по соглашению с представителем Р.С.Ф.С.Р.
4. Заключения отдельных ведомств Р.С.Ф.С.Р., предусмотренные п. 3 настоящей инструкции, направляются ведомствами секретарю Совета Народных Комиссаров Р.С.Ф.С.Р. и в копии – представителю Р.С.Ф.С.Р.
5. Секретариат Совета Народных Комиссаров Р.С.Ф.С.Р. составляет сводку всех заключений, предусмотренных в п. п. 3 и 1 настоящей инструкции, и направляет эту сводку за подписью управляющего делами представителю Р.С.Ф.С.Р.
Подлинные документы и дела остаются в управлении делами Совета Народных Комиссаров Р.С.Ф.С.Р. и хранятся в общем архиве Совета Народных Комиссаров.
6. Представитель Р.С.Ф.С.Р. в Совете Народных Комиссаров Союза С.С.Р. по получении от управления делами сводки, предусмотренной п. 5, и по ознакомлении с материалами дает делу дальнейший ход, извещая управляющего делами Совета Народных Комиссаров и Экономического совещания Р.С.Ф.С.Р. о своем согласии на передачу дела в союзные органы, или же просит произвести дополнительную подготовку дела и подбор недостающих материалов и заключений. В союзные органы дело направляет управляющий делами, прилагая письменное согласие представителя.
Примечание. В случае расхождения между заинтересованными ведомствами или между ведомствами и представителем Р.С.Ф.С.Р. в Совете Народных Комиссаров Союза С.С.Р. вопрос рассматривается Советом Народных Комиссаров или Экономическим совещанием Р.С.Ф.С.Р. по принадлежности.
7. Поступающие от союзных органов на заключение Совета Народных Комиссаров или Экономического совещания Р.С.Ф.С.Р. дела, предусмотренные п. 2 настоящей инструкции, после рассмотрения их в соответствующих правительственных органах направляются за подписью управляющего делами Совета Народных Комиссаров и Экономического совещания Р.С.Ф.С.Р. в управление делами Совета Народных Комиссаров Союза с приложением протокола постановлений Совета Народных Комиссаров или Экономического совещания.
8. Народные комиссариаты Р.С.Ф.С.Р. (объединенные и необъединенные) в случае необходимости опротестования решений союзных органов направляют в установленные сроки письменные заявления о протесте с приложением мотивов протеста представителю Р.С.Ф.С.Р. в Совете Народных Комиссаров Союза С.С.Р. и одновременно управляющему делами Совета Народных Комиссаров и Экономического совещания Р.С.Ф.С.Р. Представитель республики и управляющий делами по взаимному соглашению устанавливают направление протеста: подлежит ли протест предварительному, до внесения в союзные органы, обсуждению в Совете Народных Комиссаров или Экономическом совещании Р.С.Ф.С.Р. или же представитель, пользуясь предоставленным ему правом, вносит в установленном порядке протест в союзные органы.
9. Если представитель находит необходимым по существу протеста получение дополнительных материалов, он требует их от заинтересованных народных комиссариатов.
10. Срочные постановления Совета Народных Комиссаров и Экономического совещания Р.С.Ф.С.Р., требующие утверждения Совета Народных Комиссаров Союза С.С.Р. или совета труда и обороны, направляются секретарем Совета Народных Комиссаров Р.С.Ф.С.Р. секретарю Совета Народных Комиссаров или Совета труда и обороны Союза С.С.Р. непосредственно и в копии – представителю Р.С.Ф.С.Р. в Совете Народных Комиссаров Союза С.С.Р.
Декрет ВЦИК и СНК. Положение о постоянном представителе Р.С.Ф.С.Р. при Совете Народных Комиссаров Союза С.С.Р. 11.8.1924 г.
На основании примечания к п. "в" ст. 2 Положения о Совете Народных Комиссаров Союза С.С.Р. (Собр. Узак., 1923, № 107, ст. 1032) и в целях организации ближайшей связи Правительства Р.С.Ф.С.Р. с Правительством Союза С.С.Р., непосредственного выявления в общесоюзном строительстве политических, экономических, культурных, бытовых и т.п. особенностей и нужд Р.С.Ф.С.Р. и защиты особых интересов республики, преимущественно же тех из них, которые связаны с деятельностью необъединенных народных комиссариатов Р.С.Ф.С.Р., Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет и Совет Народных Комиссаров Р.С.Ф.С.Р. постановляют:
1. Назначить при Совете Народных комиссаров Союза С.С.Р. постоянного представителя Р.С.Ф.С.Р.
2. На постоянного представителя Р.С.Ф.С.Р. возложить:
а) осуществление через законодательные органы Союза С.С.Р. законодательных предложений Правительства Р.С.Ф.С.Р.;
б) систематическое выявление и защиту особых потребностей Р.С.Ф.С.Р. и пожеланий Правительства республики в состоящих при Совете Народных Комиссаров Союза С.С.Р. учреждениях и комиссиях;
в) выполнение отдельных поручений и заданий Правительства Р.С.Ф.С.Р. при рассмотрении вопросов в Совете Народных Комиссаров Союза С.С.Р. и внесение поправок и изменений в проекты общесоюзных декретов на основе директив Правительства Р.С.Ф.С.Р.
3. Для выполнения этих задач постоянный представитель Р.С.Ф.С.Р. при Совете Народных Комиссаров Союза С.С.Р.:
а) участвует с правом совещательного голоса в заседаниях Совета Народных Комиссаров и Совета труда и обороны Союза С.С.Р., а равно комиссий, образуемых означенными органами;
б) вносит в Совет Народных Комиссаров и Совет труда и обороны Союза С.С.Р. по поручению Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета, Совета Народных Комиссаров и Экономического совещания Р.С.Ф.С.Р. проекты постановлений законодательных органов Союза С.С.Р.;
в) дает заключения по проектам постановлений, рассматриваемым высшими органами Союза С.С.Р., руководствуясь постановлениями Совета Народных Комиссаров или Экономического совещания Р.С.Ф.С.Р. или указаниями председателя Совета Народных Комиссаров Р.С.Ф.С.Р., состоявшимися по соглашению с заинтересованными ведомствами, или в случае отсутствия возражений со стороны ведомств по поручению Малого совета народных комиссаров;
г) осведомляет президиум Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета, Совет Народных Комиссаров Р.С.Ф.С.Р., а равно и другие заинтересованные органы Р.С.Ф.С.Р. о всех важнейших возникающих в органах Союза С.С.Р. законодательных предложениях, о ходе их обслуживания и о проводимых в означенных органах мероприятиях.
4. В своей деятельности постоянный представитель руководствуется исключительно постановлениями, распоряжениями и директивами Президиума Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета, Совета Народных Комиссаров Р.С.Ф.С.Р. и Экономического совещания Р.С.Ф.С.Р.
5. Ближайшее направление деятельности постоянного представителя принадлежит председателю Совета Народных Комиссаров Р.С.Ф.С.Р.
6. Постоянный представитель назначается и отзывается Президиумом Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета по представлению Совета Народных Комиссаров Р.С.Ф.С.Р.
7. Для осведомления постоянного представителя о законодательной деятельности Правительства Р.С.Ф.С.Р. управление делами Совета Народных Комиссаров Р.С.Ф.С.Р. регулярно посылает постоянному представителю все проколы Совета Народных Комиссаров, Экономического совещания и Малого совета народных комиссаров, а равно копии ходатайств, протестов и отношений, направляемых указанными органами в органы Союза С.С.Р., с приложением всех необходимых материалов.
8. Постоянный представитель действует через аппарат управления делами Совета Народных Комиссаров Р.С.Ф.С.Р., в каковом выделяется для обслуживания его особый секретарь.
9. Заместителем представителя Р.С.Ф.С.Р. при Совете Народных Комиссаров Союза С.С.Р. является управляющий делами Совета Народных Комиссаров Р.С.Ф.С.Р.
10. Представителю Р.С.Ф.С.Р. при Совете Народных Комиссаров Союза С.С.Р. предоставляется по отдельным вопросам с разрешения председателя Совета Народных Комиссаров Р.С.Ф.С.Р. право приглашать в качестве докладчиков представителей соответствующих ведомств; однако представитель Р.С.Ф.С.Р. не освобождается от обязанности личного присутствия в заседаниях Совета Народных Комиссаров и Совета труда и обороны Союза С.С.Р.
Декрет ВЦИК и СНК РСФСР о порядке прохождения законопроектов через Президиум Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета и Совет Народных Комиссаров. 22.9.1924 г.
Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет и Совет Народных Комиссаров Р.С.Ф.С.Р. постановляют:
1. Проекты декретов и постановлений вносятся в Президиум Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета народными комиссариатами, постоянными комиссиями и управлением делами Совета Народных Комиссаров, Центральным статистическим управлением, Всероссийским центральным советом профессиональных союзов и Всероссийским центральным союзом потребительских обществ не иначе как через Совет Народных Комиссаров.
2. В случае внесения указанными в п. 1 учреждениями законопроектов непосредственно в Президиум Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета секретариат Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета препровождает законопроекты в Совет Народных Комиссаров, не внося их в повестку заседания Президиума Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета.
3. На заседаниях Президиума Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета присутствует в качестве постоянного представителя Совета Народных Комиссаров председатель малого Совета Народных Комиссаров, а по законопроектам народных комиссариатов, касающимся общих норм политической и экономической жизни или вносящим коренные изменения в существующую государственную практику, обязаны присутствовать народные комиссары или их заместители.
4. В случаях принятия Президиумом Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета постановления о переработке поступающих из Совета Народных Комиссаров законопроектов последние возвращаются для переработки не в отдельные народные комиссариаты, а в Совет Народных Комиссаров.
5. В случаях отмены постановлений Совета Народных Комиссаров Президиум Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета предлагает Совету Народных Комиссаров пересмотреть свое постановление в направлении, указанном Президиумом Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета, после чего пересмотренное Советом Народных Комиссаров постановление вновь поступает на утверждение Президиума Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета.
6. В случае внесения Президиумом Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета поправок и изменений в декреты и постановления, принятые Советом Народных Комиссаров, секретариат Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета извещает о принятых поправках и изменениях председателя Совета Народных Комиссаров, препровождая протокол Президиума Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета с указанием, какие именно изменения и в каких пунктах Президиум Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета вносит в текст постановления, самое же опубликование декрета или постановления производится по особому постановлению Президиума Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета.
Декрет ВЦИК. Общее положение о народных комиссариатах Р.С.Ф.С.Р. 17.8.1925 г.
Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет постановляет утвердить нижеследующее Общее Положение о Народных Комиссариатах Р.С.Ф.С.Р.
Глава первая. Общее положение
1. На основании ст. 67 Основного закона (Конституции) Союза С.С.Р. и в соответствии со ст. 37 Конституции Р.С.Ф.С.Р. при Всероссийском Центральном Исполнительном Комитете в качестве его исполнительных органов действуют нижеследующие Народные Комиссариаты:
1) Высший совет народного хозяйства.
2) Народный комиссариат финансов.
3) Народный комиссариат рабоче-крестьянской инспекции.
4) Народный комиссариат труда.
5) Народный комиссариат по внутренней торговле.
6) Народный комиссариат внутренних дел.
7) Народный комиссариат земледелия.
8) Народный комиссариат юстиции.
9) Народный комиссариат просвещения.
10) Народный комиссариат здравоохранения.
11) Народный комиссариат социального обеспечения.
2. Указанные в предыдущей статье народные комиссариаты Р.С.Ф.С.Р. делятся на:
а) объединенные народные комиссариаты;
Б) необъединенные народные комиссариаты.
3. Объединенными народными комиссариатами Р.С.Ф.С.Р. являются:
1) Высший совет народного хозяйства.
2) Народный комиссариат финансов.
3) Народный комиссариат рабоче-крестьянской инспекции.
4) Народный комиссариат труда.
5) Народный комиссариат по внутренней торговле.
4. Необъединенными народными комиссариатами Р.С.Ф.С.Р. являются:
1) Народный комиссариат внутренних дел.
2) Народный комиссариат земледелия.
3) Народный комиссариат юстиции.
4) Народный комиссариат просвещения.
5) Народный комиссариат здравоохранения.
6) Народный комиссариат социального обеспечения.
5. Все народные комиссариаты Р.С.Ф.С.Р. осуществляют свои задачи на основании настоящего Положения и особых положений о каждом из них, утверждаемых Всероссийским Центральным Исполнительным Комитетом, руководствуясь постановлениями Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров Р.С.Ф.С.Р. и относящимися к их деятельности постановлениями Центрального Исполнительного Комитета Союза С.С.Р., Совета Народных Комиссаров Союза С.С.Р., изданными на основании ст. 1 Конституции Союза С.С.Р., постановлениями Совета труда и обороны, а также распоряжениями народных комиссаров Союза, изданными в пределах их компетенции (ст. 68 Конституции Союза С.С.Р., ст. ст. 3 и 4 Положения о совете труда и обороны).
6. На народные комиссариаты Р.С.Ф.С.Р. возлагается:
а) общее руководство деятельностью всех подведомственных им учреждений, надзор за ними в области исполнения законов и распоряжений высших органов власти, принятие в установленном порядке надлежащих мер к немедленному устранению неправильных действий;
б) разработка в пределах своего ведения по заданиям высших органов власти, а равно и по собственной инициативе, проектов законов и постановлений, внесение их в Совет Народных Комиссаров Р.С.Ф.С.Р.;
в) издание в пределах своего ведения постановлений, распоряжений и инструкций, циркуляров, приказов и т.п.;
г) разработка смет и штатов народного комиссариата, внесение их на утверждение в установленном порядке;
д) разрешение жалоб, приносимых на действия и распоряжения подведомственных им учреждений и лиц, направление указанных жалоб по принадлежности, если они касаются предметов, выходящих за пределы компетенции народного комиссариата.
7. Постановления и распоряжения (п. "в" ст. 6) народных комиссариатов Р.С.Ф.С.Р. могут быть приостанавливаемы, изменяемы или отменяемы Всероссийским Съездом Советов, Всероссийским Центральным Исполнительным Комитетом и его Президиумом и Советом Народных Комиссаров Р.С.Ф.С.Р., а распоряжения объединенных народных комиссариатов Р.С.Ф.С.Р. – также и соответствующими объединенными народными комиссариатами Союза С.С.Р. в случаях, упомянутых в ст. 10 настоящего Положения. Председателю Совета Народных Комиссаров Р.С.Ф.С.Р. принадлежит право приостанавливать распоряжения народных комиссаров Р.С.Ф.С.Р. с последующим об этом докладом в Совет Народных Комиссаров Р.С.Ф.С.Р.
8. Центральные исполнительные комитеты автономных республик, краевые и областные исполнительные комитеты и их президиумы, а также губернские исполнительные комитеты вправе приостанавливать под своей ответственностью распоряжения народных комиссариатов Р.С.Ф.С.Р. лишь в исключительных случаях. О приостановке распоряжения перечисленные органы власти немедленно сообщают Президиуму Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета и Совету Народных Комиссаров Р.С.Ф.С.Р. и соответствующему народному комиссариату Р.С.Ф.С.Р.
Глава вторая. Об объединенных народных комиссариатах Р.С.Ф.С.Р.
9. Объединенные народные комиссариаты Р.С.Ф.С.Р., перечисленные в ст. 3 настоящего Положения, непосредственно подчиняясь Всероссийскому Центральному Исполнительному Комитету, его Президиуму и Совету Народных Комиссаров Р.С.Ф.С.Р., осуществляют в своей деятельности директивы соответствующих объединенных народных комиссариатов Союза С.С.Р.
10. Распоряжения объединенных народных комиссариатов Р.С.Ф.С.Р. могут быть приостанавливаемы, изменяемы или отменяемы соответствующими объединенными народными комиссариатами Союза С.С.Р. только в тех случаях, когда эти распоряжения противоречат заданиям и директивам соответствующих объединенных народных комиссариатов Союза С.С.Р. или общесоюзному законодательству, с одновременным доведением об этом до сведения Совета Народных Комиссаров Р.С.Ф.С.Р.
Примечание. Право объединенных народных комиссариатов Союза С.С.Р. приостанавливать распоряжения одноименных объединенных Народных Комиссариатов Р.С.Ф.С.Р. не распространяется на случаи, когда распоряжения эти основываются на точном предписании Совета Народных Комиссаров Р.С.Ф.С.Р.
В последнем случае объединенные народные комиссариаты Союза С.С.Р. входят с представлениями в Совет Народных Комиссаров Союза С.С.Р.
11. Взаимоотношения между объединенными народными комиссариатами Р.С.Ф.С.Р. и одноименными народными комиссариатами автономных республик, входящих в состав Р.С.Ф.С.Р., определяются конституциями автономных республик, утверждаемыми Всероссийским Съездом Советов и другими законодательными актами Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета, его Президиума и Совета Народных Комиссаров Р.С.Ф.С.Р., к ним относящимися.
Глава третья. О необъединенных народных комиссариатах Р.С.Ф.С.Р.
12. Необъединенные народные комиссариаты Р.С.Ф.С.Р., перечисленные в ст. 4 настоящего Положения, непосредственно подчиняются Всероссийскому Центральному Исполнительному Комитету, его Президиуму и Совету Народных Комиссаров Р.С.Ф.С.Р. и осуществляют в своей деятельности их постановления, директивы и задания.
13. Взаимоотношения необъединенных народных комиссариатов Р.С.Ф.С.Р. с одноименными народными комиссариатами автономных республик, входящих в состав Р.С.Ф.С.Р., определяются конституциями автономных республик и постановлениями, издаваемыми Всероссийским Центральным Исполнительным Комитетом и его Президиумом.
Глава четвертая. О народных комиссарах Р.С.Ф.С.Р.
14. Во главе каждого народного комиссариата стоит избираемый и отзываемый Всероссийским Центральным Исполнительным Комитетом народный комиссар, которому принадлежит руководство и управление народным комиссариатом Р.С.Ф.С.Р., а равно контроль и надзор за подчиненными народному комиссариату учреждениями и лицами.
15. Народный комиссар вправе единолично принимать решения по всем вопросам, подлежащим ведению соответствующего народного комиссариата.
В частности, народному комиссару принадлежит право:
а) определения круга дел, подлежащих ведению каждого из его заместителей и членов коллегии;
б) назначения, перемещения и увольнения в соответствии с действующими узаконениями личного состава народного комиссариата;
в) надзора за деятельностью подчиненных народному комиссариату учреждений и лиц;
г) распоряжения кредитами народного комиссариата Р.С.Ф.С.Р. и утверждения проектов смет с соблюдением установленных правил;
д) опротестования в Совет Народных Комиссаров Р.С.Ф.С.Р. для внесения в подлежащих случаях в Президиум Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета постановлений центральных исполнительных комитетов, президиумов центральных исполнительных комитетов, советов народных комиссаров и народных комиссариатов автономных республик, а равно местных органов власти;
е) опротестования в Президиум Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета постановлений Совета Народных Комиссаров Р.С.Ф.С.Р.
16. Все постановления, исходящие от имени народного комиссариата Р.С.Ф.С.Р., все представления в Совет Народных Комиссаров, а также все сношения с высшими государственными органами подписываются народным комиссаром.
17. Народные комиссары Р.С.Ф.С.Р. ответственны перед Всероссийским Центральным Исполнительным Комитетом, его Президиумом и Советом Народных Комиссаров Р.С.Ф.С.Р., а равно перед соответствующими народными комиссарами Союза С.С.Р.
Глава пятая. О заместителях народных комиссаров Р.С.Ф.С.Р.
18. Заместители народных комиссаров являются ближайшими помощниками народного комиссара по управлению народным комиссариатом.
19. В случае отъезда или болезни народного комиссара его обязанности исполняет заместитель.
20. Заместитель народного комиссара участвует в заседаниях Совета Народных Комиссаров Р.С.Ф.С.Р. с совещательным голосом. В случае отсутствия народного комиссара по болезни или вследствие отъезда заместитель его участвует с правом решающего голоса.
21. Заместитель народного комиссара назначается Советом Народных Комиссаров Р.С.Ф.С.Р.
Глава шестая. О коллегиях при народном комиссариате Р.С.Ф.С.Р.
22. При каждом народном комиссаре под его председательством образуется коллегия, члены которой утверждаются Советом Народных Комиссаров Р.С.Ф.С.Р. Число членов коллегии по каждому народному комиссариату определяется Советом Народных Комиссаров Р.С.Ф.С.Р.
23. В случае несогласия коллегии с тем или иным решением народного комиссара коллегия, не приостанавливая решения, может обжаловать его в Совет Народных Комиссаров Р.С.Ф.С.Р. или в Президиум Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета. Такое же право принадлежит отдельным членам коллегии.
За председателя Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета
П. СМИДОВИЧ
И.о. секретаря Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета
Ян ПОЛУЯН
Декрет ВЦИК и СНК РСФСР о порядке опротестования объединенными народными комиссариатами Р.С.Ф.С.Р. постановлений и распоряжений соответствующих народных комиссариатов Союза С.С.Р. 21.9.1925 г.
В развитие ст. 38 Конституции Р.С.Ф.С.Р. и в дополнение общего Положения о народных комиссариатах Р.С.Ф.С.Р.[1] (Собр. Узак., 1925, № 70, ст. 553), Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет и Совет Народных Комиссаров Р.С.Ф.С.Р. постановляют:
1. Объединенные народные комиссариаты Р.С.Ф.С.Р. опротестовывают постановления и распоряжения соответствующих народных комиссариатов Союза С.С.Р. в случаях несоответствия таковых законодательству Союза С.С.Р. или законодательству Р.С.Ф.С.Р.
Примечание. Опротестование не приостанавливает приведения в исполнение соответствующего постановления или распоряжения народного комиссариата Союза С.С.Р.
2. Протесты объединенных народных комиссариатов Р.С.Ф.С.Р. на постановления и распоряжения соответствующих народных комиссариатов Союза С.С.Р. представляются за подписью соответствующего народного комиссара или его заместителя в Совет Народных Комиссаров Р.С.Ф.С.Р. с одновременным сообщением копий таковых протестов подлежащим народным комиссариатам Союза С.С.Р.
3. Совет Народных Комиссаров Р.С.Ф.С.Р. в случае признания протеста уважительным принимает соответствующее постановление и направляет таковое или в порядке ст. 59 Конституции Союза С.С.Р., или в порядке ст. 7 Общего Положения о народных комиссариатах Союза С.С.Р.
Председатель Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета
М.И. КАЛИНИН
Заместитель председателя Совета Народных Комиссаров
А. ЛЕЖАВА
И.о. секретаря Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета
Ян ПОЛУЯН
Постановление ВЦИК об утверждении Положения о членах Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета. 24.10.1925 г.
Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет постановляет утвердить нижеследующее Положение о членах Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета.
Положение о членах Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета
1. Члены Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета и кандидаты к ним избираются на Всероссийских Съездах Советов до следующего очередного Всероссийского Съезда Советов.
2. Члены Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета имеют право законодательной инициативы и право запроса на сессионных (пленарных) заседаниях Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета.
3. Члены Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета в период между сессиями Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета принимают участие в работе Президиума Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета, или выполняя свои обязанности, предусмотренные настоящим Положением, не отрываясь от своей основной работы (сельского хозяйства, работы на производстве и т.д.), или выполняя особые задания Президиума Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета, или же находясь на постоянной работе в центральных и местных органах.
4. Члены Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета обязаны присутствовать на всех заседаниях сессий Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета, в комиссиях, в которых они состоят, а равно выполнять особые задания Президиума Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета.
Примечание. В тех случаях, когда члены Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета не могут присутствовать на заседаниях сессий Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета, в комиссиях, членами коих они являются, или выполнить даваемые им особые задания, они обязаны извещать об этом Президиум Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета.
5. Члены Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета имеют право присутствовать с совещательным голосом в заседаниях Президиума Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета, а также на всех заседаниях и совещаниях центральных и местных органов Советской власти, государственных учреждений и общественных организаций, находящихся в пределах Р.С.Ф.С.Р., а равно возбуждать вопросы об отмене или пересмотре их незакономерных постановлений и действий и обжаловать последние в вышестоящие органы.
6. Члены Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета могут выступать от имени Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета лишь в тех случаях, когда они имеют на то полномочия от Президиума Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета.
7. Все члены Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета имеют право свободного входа во все советские учреждения на территории Российской Социалистической Федеративной Советской Республики по предъявлении своих мандатов, а также получать во всех советских и общественных учреждениях и организациях необходимые им сведения и справки.
Примечание. Секретные данные члены Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета могут получать лишь по особому разрешению председателя или секретаря Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета.
8. Члены Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета обязаны знакомить население с работой Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета и с вопросами, обсуждающимися на заседаниях Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета.
9. Члены Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета за все время своей работы на местах должны поддерживать письменную связь с Президиумом Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета.
Примечание. Служебные телеграммы и почтовая корреспонденция, посылаемые членами Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета по адресу Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета, принимаются почтовыми и телеграфными учреждениями бесплатно и оплачиваются Всероссийским Центральным Исполнительным Комитетом в установленном порядке.
10. Члены Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета, отправляемые Президиумом Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета в командировку, получают соответствующие мандаты и обязаны по возвращении немедленно представить доклад о своей поездке.
Примечание. Расходы, связанные с поездками членов Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета, отправляемых Президиумом Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета в командировку, оплачиваются Президиумом Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета.
11. Дела о преступлениях и служебных упущениях членов Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета могут быть начаты производством только с разрешения Президиума Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета.
12. Члены Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета вызываются для допроса в качестве свидетелей судебными или административными властями в общем порядке.
В случае невозможности явиться к допросу члены Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета, сообщая причины своей неявки, могут просить о допросе их в месте их службы или на дому.
В особо исключительных случаях, если член Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета по тем или иным мотивам признает для себя невозможным дать показания, он обязан сообщить об этом следственным властям и одновременно Президиуму Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета с изложением мотивов своего отказа.
13. Органы судебно-следственной власти не вправе применять в отношении членов Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета предусмотренные соответствующими статьями Уголовно-процессуального кодекса Р.С.Ф.С.Р.[2] меры против неявки свидетелей и обязаны обратиться в этих случаях в Президиум Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета за надлежащими указаниями.
14. Члены Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета не могут быть отстранены от должности в связи с возбуждаемым против них судебным делом, подвергнуты аресту и задержанию, обыску и осмотру судебными или административными органами без специального постановления Президиума Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета.
В особо экстренных случаях принятие вышеуказанных мер может иметь место с согласия председателя Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета с последующим его докладом об этом на ближайшем заседании Президиума Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета.
15. Члены Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета могут быть преданы суду или подвергнуты административному взысканию только по постановлению Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета или его Президиума. Законченные материалы расследования по делам, по которым члены Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета привлекаются к ответственности, должны представляться предварительно в Президиум Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета. Разрешение вопросов о предании суду и наложении административного взыскания может иметь место только после истребования от обвиняемого личной явки или письменных объяснений по запросу Президиума Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета.
16. Исключение из состава членов Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета производится Всероссийскими Съездами Советов и в исключительных случаях по постановлению Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета с представлением состоявшегося постановления об исключении на окончательное утверждение ближайшего Всероссийского Съезда Советов.
17. Порядок оплаты труда членов Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета определяется особым постановлением Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета.
18. Выбывшие из состава Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета члены заменяются кандидатами.
19. Члены Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета, не явившиеся на заседания Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета, заменяются кандидатами, причем в этих случаях кандидаты получают право решающего голоса.
20. Кандидаты в члены Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета, если не заменяют членов (ст. ст. 18, 19), пользуются на всех заседаниях Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета правом совещательного голоса.
21. На кандидатов распространяются все права и обязанности, установленные настоящим Положением для членов Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета.
Председатель Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета
М. КАЛИНИН
Секретарь Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета
А. КИСЕЛЕВ
Постановление ВЦИК и СНК РСФСР о порядке внесения вопросов в верховные органы Союза С.С.Р. 20.9.1926 г.
В соответствии со ст. 33 Конституции Союза С.С.Р., ст. 49 Положения о Центральном Исполнительном Комитете Союза С.С.Р. (Собр. Узак., 1923, № 106, ст. 1030), пунктом "в" ст. 4 Положения о Совете Народных Комиссаров Союза С.С.Р. (Собр. Узак., 1923, № 107, ст. 1032) и ст. 5 Положения о Совете труда и обороны Союза С.С.Р. (Собр. Узак., 1923, № 9, ст. 946), Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет и Совет Народных Комиссаров Р.С.Ф.С.Р. постановляют:
1. Совет Народных Комиссаров Р.С.Ф.С.Р. вносит законодательные предположения, проекты мероприятий и прочие вопросы в Совет Народных Комиссаров и Совет труда и обороны Союза С.С.Р. непосредственно. В Совет труда и обороны перечисленные проекты и вопросы могут вноситься также Экономическим совещанием Р.С.Ф.С.Р.
Примечание 1. Указанные в ст. 1 проекты и вопросы подлежат внесению в Совет Народных Комиссаров и Совет труда и обороны Союза С.С.Р. через Президиум Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета в тех случаях, когда эти проекты и вопросы были направлены на предварительное рассмотрение Совета Народных Комиссаров и Экономического совещания Р.С.Ф.С.Р. Всероссийским Центральным Исполнительным Комитетом или его Президиумом, а также в тех случаях, когда проекты и вопросы, в силу ст. ст. 26 и 27 Конституции Р.С.Ф.С.Р., должны восходить на рассмотрение Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета или его Президиума.
Примечание 2. Постоянный представитель Р.С.Ф.С.Р. при Совете Народных Комиссаров Союза С.С.Р. вносит вопросы в Совет Народных Комиссаров и Совет труда и обороны Союза С.С.Р. или по специальному поручению Совета Народных Комиссаров и Экономического совещания Р.С.Ф.С.Р., или по предложению председателя Совета Народных Комиссаров и Экономического совещания Р.С.Ф.С.Р. и его заместителей.
2. Вносимые в Совет Народных Комиссаров и Совет труда и обороны Союза С.С.Р. проекты и предположения Правительства Р.С.Ф.С.Р. должны быть изложены в форме проектов постановлений Совета Народных Комиссаров или Совета труда и обороны Союза С.С.Р. и должны обязательно сопровождаться объяснительными записками и другими необходимыми материалами.
3. Все проекты постановлений Совета Народных Комиссаров Р.С.Ф.С.Р., вносимые им от своего имени в Совет Народных Комиссаров Союза С.С.Р. или Совет труда и обороны, должны быть подписаны председателем Совета Народных Комиссаров Р.С.Ф.С.Р. или его заместителем, а направляемые от имени Экономического совещания Р.С.Ф.С.Р. – председателем Экономического совещания Р.С.Ф.С.Р. или его заместителем.
Примечание. Проекты постановлений, направляемые постоянным представителем Р.С.Ф.С.Р. при Совете Народных Комиссаров Союза С.С.Р. как в порядке примечания к ст. 1 настоящего Постановления, так и в порядке отзыва на проекты постановлений Совета Народных Комиссаров Союза С.С.Р., могут быть подписаны постоянным представителем Р.С.Ф.С.Р. при Совете Народных Комиссаров Союза С.С.Р. или его заместителем согласно Положению о постоянном представителе Р.С.Ф.С.Р. при Совете Народных Комиссаров Союза С.С.Р. (Собр. Узак., 1924, N 70, ст. 691).
4. Порядок и сроки согласования вопросов, законодательных предположений и проектов мероприятий, вносимых, согласно предыдущим статьям, в Совет Народных Комиссаров Союза С.С.Р. или Совет труда и обороны, с заинтересованными ведомствами Союза С.С.Р. и союзными республиками определяются законодательством Союза С.С.Р.
5. В Центральный Исполнительный Комитет Союза С.С.Р. или его Президиум вопросы, предположения и проекты могут вноситься Советом Народных Комиссаров Р.С.Ф.С.Р. исключительно через Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет или его Президиум.
Председатель Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета
М. КАЛИНИН
Заместитель председателя Совета Народных Комиссаров
А. ЛЕЖАВА
За секретаря Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета
С. АСФЕНДИАРОВ[3]
Постановление ВЦИК об изменении статьи 8 Общего положения о народных комиссариатах Р.С.Ф.С.Р. 18.11.1926 г.
Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет постановляет:
Разделить ст. 8 общего Положения о народных комиссариатах Р.С.Ф.С.Р. (Собр. Узак., 1925, № 70, ст. 553) на следующие две статьи 8 и 8-а:
Ст. 8. Распоряжения народных комиссариатов Р.С.Ф.С.Р. могут быть приостанавливаемы центральными исполнительными комитетами или президиумами центральных исполнительных комитетов автономных республик при явном несоответствии данного распоряжения Конституции, или законодательству Р.С.Ф.С.Р., или законодательству автономной республики. О приостановке распоряжения центральные исполнительные комитеты или президиумы центральных исполнительных комитетов автономных республик немедленно сообщают Совету Народных Комиссаров Р.С.Ф.С.Р. и соответствующему народному комиссару Р.С.Ф.С.Р.
Ст. 8-а. Краевые и областные исполнительные комитеты и их президиумы, а также губернские исполнительные комитеты вправе приостанавливать под своей ответственностью распоряжения народных комиссариатов Р.С.Ф.С.Р. лишь в исключительных случаях. О приостановке распоряжения перечисленные органы власти немедленно сообщают Президиуму Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета, Совету Народных Комиссаров Р.С.Ф.С.Р. и соответствующему народному комиссариату Р.С.Ф.С.Р.
Председатель Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета
М. КАЛИНИН
Секретарь Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета
А. КИСЕЛЕВ
Постановление ВЦИК об утверждении Положения о бюджетной комиссии Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета. 18.11.1926 г.
Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет постановляет:
Утвердить нижеследующее Положение о Бюджетной Комиссии Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета.
Положение о бюджетной комиссии Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета
1. Для осуществления возлагаемой на Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет задачи по рассмотрению и утверждению государственного бюджета Р.С.Ф.С.Р. (ст. 17 п. "д" раздела II гл. 2 Конституции Р.С.Ф.С.Р.[4]) и отчета об исполнении этого бюджета (Постановление 2 сессии Центрального Исполнительного Комитета Союза С.С.Р. III созыва от 25 апреля 1926 г.) образуется бюджетная комиссия Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета.
2. На бюджетную комиссию возлагается выполнение следующих заданий:
а) рассмотрение одобренного Советом Народных Комиссаров Р.С.Ф.С.Р. государственного бюджета Р.С.Ф.С.Р. во всех его частях;
б) рассмотрение отчета об исполнении государственного бюджета Р.С.Ф.С.Р. после прохождения его в Совете Народных Комиссаров Р.С.Ф.С.Р.;
в) обсуждение одобренного Советом Народных Комиссаров Р.С.Ф.С.Р. перспективного плана народного хозяйства Р.С.Ф.С.Р. (ст. 17 п. "г" раздела II гл. 2 Конституции Р.С.Ф.С.Р.) в части увязки его с бюджетом, а также и ориентировочных контрольных цифр по осуществлению этого плана;
г) представление Президиуму Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета или сессии Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета заключения по своду местных бюджетов Р.С.Ф.С.Р., утвержденных местными съездами советов;
д) представление Президиуму Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета или сессии Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета заключения по вопросу об исполнении местного бюджета Р.С.Ф.С.Р. в целом;
е) обсуждение вопросов, связанных с определением бюджетных прав Р.С.Ф.С.Р. и входящих в ее состав автономных республик и автономных областей, а также общих директив по составлению и рассмотрению бюджетными инстанциями государственного и местного бюджетов и отчетов об исполнении этих бюджетов;
ж) рассмотрение представлений Совета Народных Комиссаров Р.С.Ф.С.Р. по всякого рода вопросам, связанным с утверждением государственного и местного бюджетов и отчетов об исполнении этих бюджетов;
з) рассмотрение, по предложению Президиума Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета, обжалований автономными республиками, краевыми, областными и губернскими исполнительными комитетами, народными комиссариатами и центральными учреждениями постановлений Совета Народных Комиссаров Р.С.Ф.С.Р. по вопросам бюджетного характера, вносимых во Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет;
и) обсуждение всех прочих вопросов, касающихся государственного и местного бюджетов, передаваемых на рассмотрение Комиссии Президиумом Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета, а также вопросов бюджетного характера, возникающих по инициативе самой бюджетной комиссии или отдельных ее членов, включая и структурно-штатные вопросы.
3. Указанные в ст. 2, п. п. "а", "б", "г" и "д" настоящего Положения государственный и местный бюджеты во всех своих частях и отчеты об исполнении этих бюджетов передаются в бюджетную комиссию:
а) государственный бюджет и отчет об исполнении его Советом Народных Комиссаров Р.С.Ф.С.Р. одновременно с представлением их на утверждение Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета;
б) местный бюджет Р.С.Ф.С.Р. и отчет об исполнении его в целом – в установленные сроки.
4. При рассмотрении Всероссийским Центральным Исполнительным Комитетом и Всероссийским Съездом Советов государственного и местного бюджетов и отчетов об исполнении их председатель или член бюджетной комиссии выступает в качестве содокладчика.
5. Народный комиссариат финансов Р.С.Ф.С.Р. одновременно с представлением в Совет Народных Комиссаров Р.С.Ф.С.Р. проекта государственного бюджета, а Государственная плановая комиссия Р.С.Ф.С.Р. – заключения по нему, представляют в бюджетную комиссию Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета копии смет, проектов бюджетов и заключений.
Копии местных бюджетов по утверждении их местными съездами советов представляются в бюджетную комиссию Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета одновременно с доставлением их в Народный комиссариат финансов Р.С.Ф.С.Р.
Отчет об исполнении государственного бюджета Р.С.Ф.С.Р. представляется Народным комиссариатом финансов Р.С.Ф.С.Р. в бюджетную комиссию Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета одновременно с представлением его в Совет Народных Комиссаров Р.С.Ф.С.Р.
Бюджетная комиссия Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета имеет право требовать от соответствующих органов представления всякого рода материалов, касающихся государственного и местного бюджетов.
6. Бюджетная комиссия, по получении поименованных в ст. 5 настоящего Положения материалов, поручает членам комиссии, для доклада бюджетной комиссии, предварительную проработку бюджетов автономных республик, смет народных комиссариатов и центральных ведомств Р.С.Ф.С.Р., проходящих по государственному бюджету Р.С.Ф.С.Р., а равно местных бюджетов. Членам комиссии предоставляется право требовать необходимые материалы и участвовать в рассмотрении порученных им смет и бюджетов во всех инстанциях.
7. Члены бюджетной комиссии Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета и кандидаты к ним в количестве, устанавливаемом Всероссийским Центральным Исполнительным Комитетом, избираются сессией Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета.
8. Бюджетная комиссия Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета выделяет из своей среды президиум из пяти лиц, в том числе – председателя бюджетной комиссии Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета и его заместителя. Председатель бюджетной комиссии и его заместитель утверждаются Президиумом Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета.
Секретарь бюджетной комиссии Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета избирается комиссией из числа членов президиума комиссии.
9. На президиум бюджетной комиссии возлагается:
а) созыв пленарных заседаний комиссии;
б) разработка вопросов организационного характера, связанных с деятельностью бюджетной комиссии, и ведение секретарской части;
в) подготовка бюджетных и отчетных материалов к пленарным заседаниям комиссии и предварительное рассмотрение их.
10. При обсуждении в бюджетной комиссии государственного и местного бюджетов и отчетов об исполнении этих бюджетов, на заседаниях комиссии присутствуют представители Совета Народных Комиссаров Р.С.Ф.С.Р. и автономных республик.
11. Бюджетная комиссия имеет право вызывать представителей ведомств центральных и местных учреждений и приглашать сведущих лиц для заслушания их объяснений.
12. Заседания комиссии считаются состоявшимися, если в них присутствует не менее половины состава членов комиссии, при чем все вопросы решаются простым большинством голосов.
13. Заседания президиума комиссии считаются действительными, если в них присутствуют, кроме председателя или его заместителя, не менее двух членов президиума, при чем все вопросы решаются простым большинством голосов.
14. Доклады бюджетной комиссии как по построению государственного и местного бюджетов Р.С.Ф.С.Р., так и об исполнении их, кроме изложения обстоятельств дела и соображений комиссии, должны содержать заключение ее в виде проектов постановлений.
15. Бюджетная комиссия Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета и ее президиум обслуживаются секретариатом Президиума Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета.
Председатель Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета
М. КАЛИНИН
Секретарь Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета
А. КИСЕЛЕВ
Постановление ВЦИК о порядке оплаты труда членов и кандидатов в члены Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета. 16.5.1927 г.
Президиум Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета, на основании ст. 17 Положения о членах Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета (Собр. Узак., 1925, № 87, ст. 643), постановляет:
1. Члены и кандидаты в члены Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета, занятые на постоянной ответственной работе в учреждениях и предприятиях, получают содержание по месту своей работы соответственно занимаемым должностям и за выполнение своих депутатских полномочий особого вознаграждения от Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета не получают.
2. Члены и кандидаты в члены Президиума Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета получают содержание из кассы Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета по ставкам ответственных политических работников, установленным по городу Москве.
3. Все остальные члены и кандидаты в члены Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета, не состоящие одновременно членами и кандидатами в члены Центрального Исполнительного Комитета Союза С.С.Р., работающие на местах и получающие оклад содержания менее ста рублей в месяц или не несущие постоянной работы в учреждениях и предприятиях, получают ежемесячно дополнительно из кассы Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета на расходы, связанные с выполнением своих депутатских полномочий (объезды в пределах своей территории, отчет перед избирателями, выписка газет и т.п.), шестьдесят рублей.
4. Члены и кандидаты в члены Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета, по тем или иным причинам в период их полномочий лишившиеся возможности выполнять те или иные обязанности в учреждениях и предприятиях (болезнь, безработица), получают ежемесячно, если они не состоят одновременно членами и кандидатами в члены Центрального Исполнительного Комитета Союза С.С.Р., из кассы Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета сумму, равную окладу содержания по последней занимаемой ими должности, но не свыше ставки ответственного политического работника.
5. Суточные за время сессий Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета, а равно суточные при командировках по отдельным поручениям Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета и его Президиума оплачиваются членам и кандидатам в члены Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета и его Президиума из кассы Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета в размере суммы, равной одной тридцатой месячного содержания, установленного для ответственных политических работников, работающих в центре.
6. Все члены и кандидаты в члены Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета, не состоящие одновременно членами и кандидатами в члены Центрального Исполнительного Комитета Союза С.С.Р., пользуются правом бесплатного проезда по всем железнодорожным и водным путям сообщения Союза С.С.Р.
7. Настоящее Постановление ввести в действие с 16 апреля 1927 года.
Председатель Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета
М. КАЛИНИН
Секретарь Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета
А. КИСЕЛЕВ
[1] Имеется в виду предыдущий документ.[2] См. Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР 1924 г.[3] Асфендиаров Санджар Джафарович (1889-1938) – политический деятель и историк. Участник I мировой войны (военный врач). В 1917 примкнул к большевикам. В 1919-1924 входил в СНК Туркестанской АССР в качестве наркома здравоохранения, наркома земледелия, заместителя председателя. В 1925-1927 заместитель секретаря ЦИК СССР и секретарь его Совета национальностей. Впоследствии был ректором Казахского гос. университета (1928-1931), нарком здравоохранения Казахстана (1931-1934) и др. Расстрелян по приговору военной коллегии Верховного суда, в 1958 реабилитирован.[4] См. Конституция РСФСР 1925 г.