Законы о государственных финансах. 1924-1927 гг.

 

 Первый документ раздела является большевистской программой в финансовых, налоговых и смежных вопросах. Некоторые его положения (снижение издержек в промышленности и при сборе сельскохозяйственного налога, установление "правильного" соотношения цен на промышленные и сельскохозяйственные товары) остались благими пожеланиями, другие (например, разграничение бюджетных полномочий между Союзом и республиками) были выполнены.

Остальные документы раздела устанавливали бюджетные права различных уровней власти. Показательно, что бюджетный федерализм СССР изначально был сведен к минимуму: ЦИК Союза стал утверждать бюджеты как союзных властей, так и союзных республик. Они лишились права самостоятельно вводить налоги и получали лишь определенные союзным центром доли от союзных налогов, а также относительно незначительные доходы, назначенные в их распоряжение опять-таки союзным центром. Законы о местных финансах также закрепляли финансовую централизацию страны и жестко ограничивали соответствующие полномочия местных советов.

Административные власти сохраняли весьма широкие бюджетные полномочия: наркомы с согласия наркома финансов или СНК могли менять назначения кредитов по своему ведомству. СНК имел право перераспределять ассигнования между ведомствами. Таким образом, утвержденный ЦИК бюджет имел для правительства в основном рекомендательное значение.

 

Постановление II Съезда Советов СССР о мероприятиях в области финансовой политики Союза Советских Социалистических Республик. 2.2.1924 г.

Заслушав доклад Народного комиссариата финансов Союза Советских Социалистических Республик, II Съезд Советов Союза Советских Социалистических Республик постановляет:

1. В виду того, что финансовое положение Союза Советских Социалистических Республик находится сейчас более чем когда бы то ни было в исключительной зависимости от роста и укрепления народного хозяйства Союза, признать возможным и необходимым всеми средствами финансовой политики способствовать максимально быстрому развитию производительных сил и оживлению товарооборота страны.

2. Такими средствам финансовой политики являются: денежная реформа, дальнейшая реформа налогового дела, реальный государственный и местный бюджет и посильность их для нынешнего состояния народного хозяйства, а также резкое увеличение доходов неналогового характера.

3. Дальнейшая налоговая реформа, связанная с количественным уменьшением, но с качественным улучшением налогов и налогового аппарата, должна быть построена: а) на всемерном развитии подоходно-поимущественного налога и полном выявлении его классового значения как регулятора накопления; б) на реорганизации единого сельско-хозяйственного налога на началах, указанных в настоящем Постановлении; в) на сокращении числа местных налогов; г) на постепенно проводимой дифференциации акцизных ставок применительно к качеству, дороговизне и продажной цене подакцизных продуктов; д) на улучшении исчислений прямых налогов и е) на усилении обложения непроизводительного потребления.

II 

4. Придавая особенно важное значение подоходно-поимущественному налогу, Съезд поручает Народному комиссариату финансов Союза Советских Социалистических Республик на ближайшей сессии Центрального Исполнительного Комитета Союза Советских Социалистических Республик сделать доклад о последней кампании по проведению этого налога и представить проект необходимых поправок и изменений к закону о подоходно-поимущественном налоге.

III 

5. Опыт последней кампании по проведению единого сельскохозяйственного налога и анализ ее результатов говорят о необходимости реорганизовать единый сельскохозяйственный налог на следующих основаниях:

а) налог должен быть прогрессивным с максимальным приближением его к подоходному и с освобождением от него бедноты;

б) налог должен исчисляться в золотых рублях, а не в натуральных единицах;

в) крестьянское прямое обложение как государственное, так и губернско-волостное (районное) в 1924-1925 годах должно быть организовано как единое в смысле одновременности установления окладов и одного окладного листа;

г) ставки налогов должны быть установлены не общие для всего Союза, а различные для разных районов применительно к их экономической мощности, типам крестьянского хозяйства, обеспеченности районов путями сообщения, наличию рынка сбыта и т.д.;

д) налог должен быть построен как налог на совокупность доходов крестьянского хозяйства, а не только с земледелия, как это имеет место сейчас.

6. В этих целях поручить Народному комиссариату финансов немедленно приступить к разработке конкретного проекта декрета о едином сельскохозяйственном налоге на 1924-1925 годы, представив его на утверждение Центрального Исполнительного Комитета Союза Советских Социалистических Республик.

Для того, чтобы налоговая система соответствовала разнородности крестьянского хозяйства отдельных районов, поручить Президиуму Центрального Исполнительного Комитета Союза Советских Социалистических Республик в кратчайший срок рассмотреть вопрос относительно возможности изменения в 1924-1925 годах системы обложения, внеся его на утверждение Центрального Исполнительного Комитета Союза Советских Социалистических Республик.

IV 

7. В области государственного и местного бюджета необходимо добиваться сведения их к таким размерам, которые обеспечивали бы полную реальность их исполнения и одновременно не задерживали бы восстановления народного хозяйства, крайне остро нуждающегося в накоплении капиталов.

Съезд поручает Совету Народных Комиссаров Союза Советских Социалистических Республик и советам народных комиссаров союзных республик продолжать борьбу по разгрузке государственного и местных бюджетов от всяких расходов, не имеющих значения первоочередной необходимости, а также расходов, вытекающих из неправильной и неэкономной постановки работы отдельных учреждений и предприятий.

8. В области увеличения доходов неналогового характера необходимо обратить самое серьезное внимание на максимально быстрый учет доходных возможностей республик в целях их всемерного использования; в частности, признать самой ударной областью работы в этом направлении возможно более быструю и правильную постановку лесного хозяйства, а также самое срочное рассмотрение балансов 1922-1923 годов всех промышленных, торговых и сельскохозяйственных предприятий, переведенных на начала коммерческого расчета, в целях извлечения определенной части прибыли этих предприятий в доход общегосударственного или местного бюджета.

VI 

9. Съезд считает, что выясняющееся на основе проекта Народного комиссариата финансов увеличение государственного бюджета на 1924-1925 годы в сравнении с истекшим годом является предельным и дает даже несколько больший рост, чем предполагаемое увеличение общественной продукции. Поэтому Съезд предлагает Совету Народных Комиссаров и Центральному Исполнительному Комитету Союза Советских Социалистических Республик принять к категорическому руководству и исполнению утвержденное 3-й сессией Центрального Исполнительного Комитета Союза Советских Социалистических Республик положение, согласно которому часть бюджетного дефицита, которая не может быть покрыта нормальными налогово-доходными поступлениями и кредитными операциями, не может превышать в текущем бюджетном году 180.000.000 рублей или 15.000.000 рублей в месяц.

Съезд поручает Народному комиссариату финансов Союза Советских Социалистических Республик продолжать свою работу по точному разграничению и установлению бюджетных прав Союза и отдельных союзных республик, внеся соответствующий проект на следующую сессию Центрального Исполнительного Комитета Союза Советских Социалистических Республик.

Одновременно Съездом поручается Президиуму Центрального Исполнительного Комитета Союза Советских Социалистических Республик создать специальную комиссию по рассмотрению вопроса о бюджетных правах Союза и республик и поручается Народному Комиссариату Финансов предварительно внести свои проекты на рассмотрение комиссии Центрального Исполнительного Комитета Союза Советских Социалистических Республик.

Съезд поручает Совету Народных Комиссаров Союза Советских Социалистических Республик в срочном порядке приступить к рассмотрению бюджета и представить таковой на утверждение Центрального Исполнительного Комитета Союза Советских Социалистических Республик.

VII 

10. В отношении местного бюджета Съезд считает необходимым:

а) более интенсивное использование всех неналоговых доходов от всех имуществ и предприятий, что имеет не только фискальное, но и огромное организующее хозяйственное значение, ибо эта работа местных советов и исполнительных комитетов должна сыграть роль важнейшего отправного пункта в деле оздоровления всей нашей системы хозяйства по отношению к тем предприятиям и имуществам, которые принадлежат советской власти;

б) в этих целях ускорить разграничение имуществ общесоюзного, республиканского и местного значения на основе постановления 3-й сессии Центрального Исполнительного Комитета Союза Советских Социалистических Республик и закона об имущественных правах местных советов. Работа по разграничению имуществ между отдельными бюджетными единицами должна быть закончена не позже 1-го апреля 1924 года.

Одновременно в законодательном порядке должен быть урегулирован вопрос по организации в доходной части местных бюджетов, нарушаемый несвоевременным внесением общесоюзными, республиканскими и местными торговыми и промышленными предприятиями и заведениями установленных в пользу местных бюджетов отчислений и надбавок;

в) в целях устранения резкой неравномерности в уровне удовлетворения насущных нужд местного населения различных районов и особенно окраин углубить начатую Народным комиссариатом финансов работу по пересмотру системы налогово-доходных отчислений местам на основе учета советами народных комиссаров союзных республик культурно-экономических особенностей, мощности местных бюджетов отдельных губерний, автономных областей и республик; поручить Президиуму Центрального Исполнительного Комитета Союза Советских Социалистических Республик обсудить и подготовить к ближайшей сессии Центрального Исполнительного Комитета Союза Советских Социалистических Республик вопрос о практических мероприятиях по улучшению материального положения отдельных республик и областей.

VIII 

11. Важнейшей очередной хозяйственной задачей Съезд Советов считает упорядочение денежного обращения, для чего необходимо в кратчайший срок закончить денежную реформу, правильно начатую введением червонца взамен падающего денежного знака, и ввести в обращение устойчивые казначейские билеты.

Съезд предлагает Центральному Исполнительному Комитету Союза Советских Социалистических Республик принять все необходимые меры к возможно более безболезненному проведению важнейшего для Союза дела денежной реформы и обязывает все государственные учреждения и предприятия оказывать Народному комиссариату финансов максимальное содействие в этом деле.

IX 

12. Наряду с проведением денежной реформы Съезд поручает Народному комиссариату финансов принять все необходимые меры к дальнейшему развитию и укреплению существующей сети кредитных учреждений, к возможно более быстрому удешевлению кредита, а также внимательно наблюдать за тем, чтобы политика кредитных учреждений всемерно способствовала установлению более правильного и нормального соотношения между ценами на сельско-хозяйственные и промышленные товары и была бы связана с общехозяйственным планом Союза.

13. Все эти мероприятия финансового характера должны способствовать внесению в народное хозяйство Союза Советских Социалистических Республик необходимых элементов устойчивого и планомерного развития и могут оказать особенно крупное продолжительное влияние на расширение товарооборота страны и дальнейшее развитие товарности сельского хозяйства.

Но одновременно Съезд подчеркивает, что для того, чтобы эти мероприятия дали весь необходимый положительный народно-хозяйственный результат, необходимо вместе с тем принять самые энергичные решительные меры в отношении оздоровления постановки дела во всех государственных, торговых, промышленных и сельскохозяйственных предприятиях в смысле понижения издержек производства и высоких накладных расходов как промышленности, так и торговли, в особенности при заготовке хлеба, и в смысле установления правильного и необходимого соотношения цен на промышленные и сельскохозяйственные продукты.

14. Съезд предлагает Центральному Исполнительному Комитету и Совету Народных Комиссаров Союза Советских Социалистических Республик обратить исключительное внимание на возможно более быстрое и положительное решение этих вопросов, которые совместно с финансовыми мероприятиями, одобряемыми Съездом, могут и должны оказать громаднейшее влияние на восстановление всего народного хозяйства Союза, на улучшение материального положения десятков миллионов рабочих и крестьян и еще более укрепят в обстановке ослабевающего буржуазного мира Советское рабоче-крестьянское государство.

 

 


Постановление ВЦИК о волостном бюджете. 16.10.1924 г. 

 

 

 


Постановление ЦИК СССР об утверждении поправок к временному положению о местных финансах. 29.10.1924 г. 

 

 


Временное положение о местных финансах 1923-1924 гг.[1] 

б) сады, находящиеся в городских поселениях в пользовании семей лиц, состоящих на службе в Красной армии и флоте, и обрабатываемые непосредственно членами указанных семей без применения наемного труда, если на семью приходится не более 120 кв. саж.[2]

в) плодовые сады (за исключением яблоневых и грушевых), виноградники, хмельники, ягодники, находящиеся в сельских местностях, общей площадью не более 1/4 десятины[3] в пользовании одного хозяйства, а также яблоневые и грушевые сады в сельских местностях, с числом плодоносных корней не более 60;

 

 

 


Постановление ЦИК СССР о бюджетных правах Союза ССР и входящих в его состав союзных республик. 29.10.1924 г.

 

I. Общие положения

 

II. Бюджетные права Союза ССР 

А. ЕНУКИДЗЕ 

 


Приложение. Перечень доходов союзных республик

 


Декрет ВЦИК и СНК РСФСР. Положение о бюджетных правах автономных советских социалистических республик. 21.4.1925 г. 

 

 


Декрет СНК РСФСР об утверждении списков крупных городов, для которых повышаются предельные ставки надбавок к государственным налогам и сборам и местных налогов и сборов. 28.4.1925 г. 

 

1) Москва, 2) Ленинград, 3) Ростов на Дону, 4) Саратов, 5) Казань, 6) Самара, 7) Нижний Новгород, 8) Астрахань, 9) Тула, 10) Царицын, 11) Свердловск, 12), Воронеж, 13) Ярославль, 14) Курск, 15) Уфа, 16) Оренбург, 17) Тверь, 18) Пенза, 19) Орел, 20) Гомель, 21) Смоленск, 22) Краснодар, 23) Омск, 24) Иркутск, 25) Новониколаевск[4], 26) Владивосток.

 

 


Постановление ЦИК и СНК СССР об изменении ст. ст. 126, 127 и 128 Временного положения о местных финансах. 14.8.1925 г. 

 

 


Постановление ЦИК и СНК СССР об изменении ст. 134 Временного положения о местных финансах. 11.9.1925 г. 

 

 

 


Постановление ЦИК и СНК СССР об изменении ст. ст. 6 и 7 Временного положения о местных финансах. 2.10.1925 г. 

 

 

 


Положение о местных финансах 25.4.1926 г.[5]

 

в) расходы по содержанию всех органов районных, волостных и соответствующих им исполнительных комитетов, а также расходы на содержание перечисленных ниже органов краевых, областных, губернских, окружных, уездных и им соответствующих исполнительных комитетов: 1) органов, ведающих административными делами, кроме местных органов Объединенного государственного политического управления, 2) земельных органов, 3) органов народного образования, 4) органов здравоохранения, 5) органов социального обеспечения, 6) органов коммунального и местного хозяйства[6];

ж) строения, принадлежащие военнослужащим Рабоче-крестьянской красной армии и их семьям – на основаниях, указанных в Кодексе законов о льготах и преимуществах для военнослужащих Рабоче-крестьянской красной армии и Рабоче-крестьянского красного флота Союза ССР и их семей[7] (Собр. Зак. СССР, 1924, № 21, ст. 198);

б) консульские представительства на началах взаимности[8];

ж) Общество строителей Международного красного стадиона в отношении организуемых им народных зрелищ и развлечений, за исключением содержимых обществом буфетов, киосков и иных хозяйственных предприятий, а также за исключением находящихся вне территории Красного стадиона (в г. Москве на Ленинских горах) кинотеатров[9].

 


Приложение к Положению о местных финансах 1926 г. Правила о порядке исчисления, взимания и распределения надбавок в местные средства к уравнительному сбору с государственных трестов и синдикатов, акционерных обществ (паевых товариществ), банков, обществ взаимного кредита и союзов кооперативов, а равно к подоходному налогу с государственных и кооперативных предприятий и смешанных обществ 

4. Причитающиеся с предприятия или отдельно облагаемой уравнительным сбором в губернском, окружном или соответствующем ему масштабе части предприятия суммы надбавки к уравнительному сбору, не покрываемые предусмотренными в ст. 2 настоящих Правил авансами, уплачиваются правлением, а в подлежащих случаях уполномоченным на то заведением в приходо-расходную кассу губернского, окружного или соответствующего ему финансового отдела одновременно с окладом уравнительного сбора. В случае нахождения отдельных заведений треста, акционерного общества, основной целью которого является эксплоатация промышленных предприятий, или союза кооперативов в различных губерниях, округах или соответствующих им административно-территориальных единицах, суммы надбавки переводятся губернским, окружным или соответствующим ему финансовым отделом и 14-дневный срок со дня поступления, согласно произведенного особой налоговой комиссией распределения, в приходо-расходные кассы губернских, окружных или соответствующих им финансовых отделов по месту нахождения отдельных заведений для зачисления в местные средства подлежащих административно-территориальных единиц[10].

 

 


Постановление ВЦИК об утверждении положения о местных финансах Р.С.Ф.С.Р. 19.11.1926 г. 

 

 


Положение о местных финансах Р.С.Ф.С.Р. 19.11.1926 г. 

 

17. На краевые (областные) съезды советов в районированных[11] местностях возлагается:

81. Налоги и сборы, предусмотренные настоящим Положением, взимаются в размерах, не превышающих предельных ставок, установленных соответствующими статьями Положения и расписанием предельных ставок, приложенным к настоящему Положению[12].