Законы о начальном и среднем образовании. 1923-1927 гг.

 

В области начального и среднего образования в 20-е гг. наиболее важные мероприятия были посвящены подготовке к введению всеобщего начального образования. Также в этот период продолжалась борьба с частным обучением детей.

 

Декрет СНК РСФСР. Устав единой трудовой школы. 18.12.1923 г. 

 

А. Общее положение 

1. Единая трудовая школа имеет целью дать детям возможность приобрести знание и навыки, необходимые им для разумной организации как своей личной жизни, так и жизни в обществе трудящихся.

2. В единой трудовой школе обучаются дети в возрасте от 8 до 17 лет включительно, составляя девять последовательных групп с годичным курсом каждая.

Примечание. Допускается по постановлению школьного совета прием и пребывание в каждой группе школ 1-й ступени и 2-й ступени учащихся, не достигших соответствующего возраста в пределах одного года и перешедших за этот возраст в пределах трех лет.

3. Единая трудовая школа разделяется на две ступени:

1) школа 1-й ступени для детей от 8 до 12 лет включительно, содержит четыре возрастных группы учащихся и

2) школа 2-й ступени для детей от 12 до 17 лет включительно, содержит пять возрастных групп учащихся.

Примечание 1. Школа 2-й ступени должна включать в себя два законченных концентра: 1-й обнимает первые три года обучения и 2-й – два последних года обучения.

Примечание 2. Школа 1-й ступени может быть расширена до пяти-, шести- и семилетнего курса, при чем последние один, два или три года по программам должны соответствовать первому, второму и третьему школы 2-й ступени.

4. В первую (младшую) группу школы 1-й ступени принимаются без испытаний дети восьмилетнего возраста.

Примечание. Правила для приема во все группы 2-й ступени и в промежуточные группы 1-й ступени единой трудовой школы определяются особыми положениями, утверждаемыми Народным комиссариатом просвещения.

5. В единой трудовой школе обучаются совместно дети обоих полов.

6. Преподавание в школе какого бы то ни было вероучения и исполнение в школе обрядов культа не допускается.

7. Школы 1-й и 2-й ступени являются школами государственными; существование частных школ не допускается.

8. При каждой школе имеются следующие должности:

1) заведующий школой; 2) школьные работники; 3) школьный врач; 4) технический персонал.

Число должностных лиц каждой категории устанавливается штатами, утвержденными в установленном порядке.

Примечание. В школах с числом групп не менее семи устанавливается должность заместителя заведующего; во всех школах 2-й ступени и в школах 1-й ступени, имеющих не менее пяти групп – должность секретаря школьного совета.

 9. При каждой школе организуется школьный совет, функции которого определяются ст. ст. 20, 21, 23 и 24 настоящего Устава.

 

Б. Управление школой 

10. Ответственное руководство педагогической, хозяйственной и административной частью каждой школы возлагается на заведующего школой, который председательствует в школьном совете.

Примечание. Заведующий с разрешения отдела народного образования может передоверить ведение хозяйственной работы другому школьному работнику, за работу которого он несет полную ответственность.

 11. Заведующий школой назначается отделом народного образования из лиц с педагогическим стажем и обязан вести в школе педагогическую работу. Кандидат на должность заведующего может выдвигаться как школьным советом, так и профессиональными и партийными организациями.

Примечание. Кандидаты на должности заместителя заведующего и секретаря школьного совета намечаются заведующим из лиц педагогического персонала и утверждаются отделами народного образования.

 12. На заведующего школой возлагается обязанность следить за всем ходом учебно-воспитательного дела в соответствии с основными положениями трудовой школы (за правильной постановкой самоуправления учащихся, организацией детского труда, политического воспитания учащихся и проч.).

13. Забота о содержании в порядке здания, а также о ремонте, отоплении, освещении его и о снабжении школы всеми хозяйственными и учебными материалами и пособиями лежит на ответственности заведующего, который ведет за своей подписью от имени школы всю текущую переписку и отчетность по школе.

14. Заведующий школой или кто-либо из школьных работников по его поручению обязан периодически делать доклады о постановке дела в школе как с педагогической, так и с хозяйственной стороны на расширенных пленумах сельских советов, районных советов и на отчетных заседаниях школьного совета с привлечением трудящихся.

15. Заведующий отвечает за общий ход учебно-воспитательного дела, за состояние и сохранность вверенного ему школьного имущества.

16. Заместитель заведующего в отсутствие заведующего несет все обязанности последнего, в остальное же время исполняет отдельные поручения, возлагаемые на него заведующим.

17. Школьные работники назначаются и увольняются отделами народного образования, при чем кандидатуры могут выдвигаться заведующим школой, партийными и профессиональными организациями из лиц, удовлетворяющих требованиям, установленным Народным комиссариатом просвещения; преимущество при прочих равных условиях отдается лицам с общественным стажем.

Примечание. Школьно-санитарный врач назначается органами Народного комиссариата здравоохранения по соглашению с органами Народного комиссариата просвещения и входит в состав школьного совета.

18. Школьные работники несут в учреждениях учебно-воспитательную работу, согласно распределению между ними этой работы, установленному советом, и сообразно руководящим указаниям заведующего. На обязанности врача лежат периодические медицинские осмотры учащихся и наблюдение за их здоровьем и санитарным состоянием школы.

Примечание. Мероприятия по врачебно-санитарному надзору в школе производятся в соответствии с положениями и инструкциями отдела по охране здоровья детей и подростков, согласованными с Народным комиссариатом просвещения в Главном совете по охране здоровья детей и подростков.

19. Технический персонал школы назначается и увольняется заведующим школой с соблюдением существующих законоположений и с доведением о том до сведения отдела народного образования; названный персонал подчиняется непосредственно заведующему и несет работу по школе, согласно его распоряжениям и указаниям.

 

В. Школьный совет 

20. Школьный совет составляется из всех школьных работников школы, одного представителя от технического персонала и врача. В школьный совет имеют право входить представители местных органов Российской коммунистической партии, отделов по работе среди женщин, профессиональных союзов и советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов, а также представитель Российского коммунистического союза молодежи по уполномочию районного или уездного комитета Российского коммунистического союза молодежи, по одному представителю от каждой организации; кроме того, в школах, заключающих в себе старшие группы учащихся, начиная с четвертого года обучения, в совете участвуют представители учащихся по одному от группы.

Примечание. В школьных советах школ, в которых обучаются дети из детского дома, не имеющего собственной школы, участвует также представитель от коллектива воспитателей детского дома.

 21. Школьный совет созывается заведующим не менее одного раза в месяц, при чем его рассмотрению подлежат следующие вопросы:

а) заслушание и обсуждение распоряжений и инструкций подлежащих центральных и местных органов, ведающих народным образованием, и обсуждение мер для проведения таковых в жизнь;

б) утверждение программы и плана занятий каждой школьной группы и всей школы в целом, составляемых коллективом школьных работников в соответствии с программами и учебными планами Народного комиссариата просвещения;

в) установление методов проработки учебного материала;

г) организация труда и отдыха учащихся;

д) распределение занятий в школе по часам дня и по дням недели;

е) периодическое заслушивание отчетов школьных работников, школьно-санитарного врача и представителей учащихся о проведении в жизнь намеченного плана работ, об отклонениях от него и об общих достижениях учащихся;

ж) обсуждение вопросов, связанных с приемом учащихся, распределение их по группам и перевод из группы в группу с выдачей удостоверения об окончании школы или той или иной ее группы;

з) заслушание и обсуждение отчетов о содействии школе тех или иных групп населения и организаций, об общественной работе школы и др.;

и) установление способов учета и проверки работ учащихся на основании утвержденных инструкций и правил;

к) распределение учебно-воспитательной работы и работы по заведыванию вспомогательными учебно-педагогическими учреждениями школы между отдельными школьными работниками;

л) обсуждение и утверждение сводок учета методической работы школы;

м) представление в отдел народного образования об удалении из школы кого-либо из учащихся;

н) заслушивание и обсуждение проектов улучшения постановки дела в школе;

о) заслушание и обсуждение всякого рода заявлений, касающихся жизни и работы учащихся.

Примечание. Кроме вопросов, перечисленных в предыдущей статье, школьный совет обсуждает вопросы по учебно-воспитательной части школы, предложенные для обсуждения названному совету отделом народного образования, заведующим школой или через него другими членами совета. 

22. Заведующий школой в случае своего несогласия с постановлениями совета имеет право приостанавливать исполнение этих постановлений, при чем право окончательного разрешения вопроса принадлежит отделу народного образования.

23. Совет может для разработки тех или иных вопросов по учебно-вспомогательной части выделять из себя как постоянные, так и временные комиссии, работающие по инструкциям, утвержденным советом.

24. В исключительных случаях заведующий школой имеет право принимать самостоятельные те или иные меры, решая вопросы, указанные в ст. 21, без предварительного обсуждения этих вопросов в школьном совете и докладывая о принятом решении в ближайшем заседании школьного совета.

Примечание. Копии протоколов школьного совета и комиссий, выделяемых им, ежемесячно представляются в отдел народного образования; сводки учета методической работы школьного совета представляются в отдел народного образования не менее трех раз в год.

25. В целях обмена наблюдениями и опытом отдельных школьных работников одна из лучших наиболее активных школ по назначению отдела народного образования организует объединение прилегающих школ и периодически, не менее раза в три месяца, созывает педагогическое совещание работников данного объединения.

 

Г. Учащиеся 

28. Окончившие полный девятилетний курс единой трудовой школы пользуются правом поступления в высшее учебное заведение в соответствии с существующими на этот счет положениями.

29. Перевод учащихся из группы в группу, а также выдача удостоверений в окончании школьного курса или успешной проработке курса какой-либо группы производится по постановлениям школьного совета согласно результатам учета работы учащихся применительно к инструкциям, утвержденным Народным комиссариатом просвещения.

30. Как при поступлении в школу, так и в течение учебного года учащиеся подвергаются тщательному медицинскому осмотру для определения состояния и изменения их физического и психического здоровья.

 

Д. Учебно-воспитательная часть 

31. Объем и содержание преподавания определяются программами, издаваемыми Народным комиссариатом просвещения.

32. В основу работы школы кладется всестороннее теоретическое и практическое изучение трудовой деятельности людей и ее организации. Вся работа по ознакомлению с силами и явлениями природы, жизнью общества в настоящем и прошлом концентрируется около этого основного стержневого вопроса.

33. Работа школы должна опираться на окружающую производственную деятельность. В соответствии с этим задачей школьного совета является построение учебного плана в тесной связи с местным производством.

34. Производственному труду (сельско-хозяйственному и т.п.), органически связанному с обучением, в школе должно быть отведено видное место.

35. Вся работа в школе и весь строй жизни ее должны способствовать выработке в учащихся классового пролетарского самосознания и инстинктов, осознанию солидарности всех трудящихся в борьбе с капиталом, а равно подготовке к полезной производительной и общественно-политической деятельности.

В этих целях должны быть используемы коллективный труд в школе и вне последней, установление связи с трудящимися массами, организация юных пионеров, коллективное чтение и беседы и т.п.

36. В школах как 1-й, так и 2-й ступени вводится детское самоуправление, начиная с элементарнейших его форм, постепенно развивающееся в стройную оформленную организацию.

37. Никакие наказания в школе не допускаются.

38. Школьные занятия продолжаются в течение десяти месяцев, при чем как начало, так и конец этих занятий для отдельных районов устанавливаются местным губернским отделом народного образования.

Примечание. Сроки и продолжительность зимнего и весеннего перерывов в школьных занятиях определяются Народным комиссариатом просвещения. 

39. В период учебных занятий эти занятия не происходят лишь в дни, установленные подлежащим учреждением в качестве дней праздничных и отдыха.

 

Е. Права школ 

40. Все имущество, как то: оборудование, инвентарь, учебные пособия, библиотека и проч. школы находится в ее пользовании, составляя государственную собственность, и может быть отчуждено или передано другим учреждениям или лицам лишь с согласия губернского отдела народного образования и в соответствии с действующими узаконениями.

41. Каждой школе должен быть отведен земельный участок согласно нормам, утвержденным Президиумом Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета 26 февраля 1923 года, школьные участки освобождаются от промыслового налога на основании Постановления Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров от 20 июня 1923 года (Собр. Узак., 1923, N 61, ст. 572).

42. Школы пользуются льготами при оплате коммунальных услуг при заготовке топлива, при отпуске лесных строительных материалов и прочими льготами, кои предоставляются государственным учреждениям.

43. Каждая школа имеет свою печать, согласно существующим правилам.

 

 

 

 

 

 

 

Постановление НКВД и наркомата просвещения РСФСР. Инструкция о порядке занятия с детьми вне школы. 22.12.1923 г. 

 

 


 

 


Постановление ВЦИК и СНК РСФСР о введении в Р.С.Ф.С.Р. всеобщего начального обучения и построении школьной сети. 31.8.1925 г.

 

В целях осуществления в течение ближайших лет всеобщего обязательного обучения на территории Российской Социалистической Федеративной Советской Республики и согласования системы школьных учреждений и социального воспитания с потребностями населения и его национальным составом Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет и Совет Народных Комиссаров Р.С.Ф.С.Р. постановляют:

1. Предельным сроком для введения всеобщего обязательного обучения на всей территории Р.С.Ф.С.Р. считать 1933/1934 учебный год. В первую очередь всеобщее обучение должно быть проведено в тех областях и губерниях, где это окажется возможным по состоянию местного бюджета и школьной сети, а также плотности населения. Принять меры к тому, чтобы к десятилетию Октябрьской Революции была обеспечена общедоступность школ первой ступени при условии добровольного посещения ее, а в следующие годы было осуществлено всеобщее начальное обучение.

Примечание. Краевым, областным и губернским исполнительным комитетам, по соглашению с Народным комиссариатом просвещения Р.С.Ф.С.Р., предоставляется по мере развертывания школьной сети право издавать постановления об обязательности посещения школ первой ступени и до истечения предусмотренного ст. 1 десятилетнего срока.

2. Впредь до открытия школ первой ступени в числе, достаточном для действительного введения всеобщего начального обучения, школы второй ступени и школы-семилетки могут открываться лишь в определенных отношениях к числу школ первой ступени в соответствии с правилами ст. ст. 11 и 12 настоящего Постановления.

4. Сеть трудовых школ первой ступени должна соответствовать по своей численности и густоте числу и территориальному распределению населения губернии (области).

При осуществлении всеобщего обучения в первую очередь, развивается сеть в тех местностях, где последняя в настоящее время слабо развита, с особым учетом сети школ национальных меньшинств.

5. Число трудовых школ первой ступени строится из расчета одного учащего на сорок детей (комплект).

6. Нормальным типом трудовой школы первой ступени является четырехкомплектная школа с четырьмя последовательными группами[2].

7. Предельная величина радиуса района, обслуживаемого одной трудовой школой первой ступени, устанавливается в три версты.

Примечание. Увеличение радиуса допускается не иначе как с разрешения Народного комиссариата просвещения в зависимости от местных условий при непременной организации или подвоза учащихся в школу, или школьных ночлежных пунктов (интернатов) и питания учащихся.

8. Трудовая школа первой ступени может быть и двухкомплектной, с восьмьюдесятью учащимися, и однокомплектной – с сорока учащимися; в таких случаях один учащий занимается с двумя группами, причем в однокомплектной школе прием производится один раз в два года.

Ни в коем случае не допускается больше двух групп на одного учащего.

9. Местности с малолюдным кочующим населением обслуживаются или школами ближайших селений при непременном выполнении условий, указанных в ст. 5 и в примечании к ст. 7, или передвижными школами.

10. Сеть школ национальных меньшинств в тех местностях, где они не живут компактными массами, строится на основании уменьшения комплекта до тридцати учащихся и увеличения радиуса района, обслуживаемого одной трудовой школой свыше трех верст, с соблюдением условий, установленных примечанием к ст. 7, а также организации передвижных школ.

11. Впредь до осуществления в данной местности утвержденной Народным комиссариатом просвещения сети школ первой ступени одна трудовая школа-семилетка (три комплекта повышенного типа) может открываться на сорок комплектов учащихся школ первой ступени.

В каждой из дополнительных групп трудовой школы первой ступени повышенного типа полагается не свыше сорока учащихся.

12. Впредь до полного осуществления в данной местности утвержденной Народным комиссариатом просвещения сети школ первой ступени один комплект учащихся трудовой школы второй ступени может открываться на двадцать комплектов школ первой ступени.

Примечание. В тех местах, где в настоящее время на один комплект учащихся второй ступени приходится меньше двадцати комплектов школ первой ступени, дальнейшее открытие школ второй ступени прекращается впредь до установления нормального соотношения.

13. Трудовая школа второй ступени состоит из пяти групп. В каждой группе полагается не свыше сорока учащихся.

14. Трудовые школы первой и второй ступени, а также школы первой ступени повышенного типа содержатся на местные средства, причем распределение расходов на содержание этих школ между губернскими, уездными и волостными исполнительными комитетами регулируются законодательством о местных финансах.

15. Из государственного бюджета по смете Народного комиссариата просвещения на содержание педагогического персонала школ первой и второй ступени и школ первой ступени повышенного типа, а также на школьное строительство отпускаются губернским исполнительным комитетам, приступившим к осуществлению всеобщего обучения, пособия в порядке долевых отчислений (субвенций), размер которых зависит от экономической мощности губернии (области), густоты школьной сети и размера местных расходов на массовое народное образование.

16. Порядок отпуска долевых отчислений (субвенций) и их расходование определяется общими положениями о долевом участии государства в финансировании местных бюджетов.

17. С 1 октября 1925 года ассигнования в порядке долевых отчислений из общегосударственных средств производятся лишь на школы, вошедшие в утвержденную сеть.

18. Сеть трудовых школ первой ступени общего и повышенного типа, а также школы второй ступени вместе с финансовым планом по их осуществлению и содержанию разрабатывается в годичный срок губернскими (областными) исполнительными комитетами и с заключением Народного комиссариата просвещения и Народного комиссариата финансов Р.С.Ф.С.Р. представляется на утверждение Совета Народных Комиссаров Р.С.Ф.С.Р.

Примечание. Сеть трудовых школ первой ступени повышенного типа и второй ступени может утверждаться лишь после утверждения для данной губернии (области) сети школ первой ступени.

19. В развитие вышеизложенных положений Народный комиссариат просвещения издает подробные инструкции о порядке составления сети и финансового плана, по открытию и содержанию сети трудовых школ первой ступени общего и повышенного типа, а также школ второй ступени.

Примечание. Инструкцию по составлению финансового плана Народный комиссариат просвещения согласовывает с Народным комиссариатом финансов Р.С.Ф.С.Р.

20. Ссуды местным органам на капитальный ремонт, восстановление и постройку школьных зданий подлежат выдаче из особого школьно-строительного фонда, положение о котором поручается разработать Народному комиссариату просвещения по соглашению с Народным комиссариатом финансов Р.С.Ф.С.Р.

21. Для приведения в точную известность количества детей всех возрастов, подлежащих обучению и обучающихся в школах всех ступеней, а также в целях установления степени соответствия существующей сети школ потребностям в ней, Центральное статистическое управление производит не позже января 1926 года однодневную перепись воспитательных учреждений всех типов, а также всех детей и подростков до семнадцати лет.

22. Утвержденная Советом Народных Комиссаров сеть педагогических техникумов увеличивается с таким расчетом, чтобы к 1934 году названные учебные заведения вполне обеспечивали бы потребность в новых работниках для трудовых школ первой ступени.

23. В период до 1934 года подготовка педагогического персонала ведется, помимо педагогических техникумов, также путем организации Народным комиссариатом просвещения соответствующего числа краткосрочных педагогических курсов.

24. Учащиеся в педагогических техникумах и курсах обеспечиваются стипендиями в пределах, отпускаемых Народному комиссариату просвещения по бюджету сумм, причем учащиеся обязываются за стипендию службой в трудовых школах первой ступени: оканчивающие педагогические техникумы – в течение пяти лет, оканчивающие краткосрочные педагогические курсы – в течение трех лет.

 

 


Декрет СНК РСФСР о подготовке преподавателей для школ национальностей нерусского языка. 21.11.1925

 

образование, национальные

В целях обеспечения в республике школ повышенного типа национальностей нерусского языка педагогическим персоналом, владеющим в достаточной степени для педагогической работы материнским языком, Совет Народных Комиссаров Р.С.Ф.С.Р. постановляет провести как первый этап в организации высшего педагогического образования для указанных национальностей нижеследующие мероприятия:

1. Ввести на физико-техническом, естественном и экономическо-общественном отделениях педагогических институтов и педагогических факультетов государственных университетов преподавание родного языка и методики преподавания на том же языке как дисциплины, обязательные для студентов соответственных национальностей, согласно разработанному Народным комиссариатом просвещения плану.

2. Организовать лингвистические национальные отделения, имеющие целью подготовку преподавателей родного языка и родной литературы для школ повышенного типа в следующих высших педагогических учебных заведениях:

а) в 1925 году: на педагогическом факультете Второго московского государственного университета[3] – еврейское; в Восточном педагогическом институте в Казани[4] – чувашское и тюрко-татарское; в Кубанском педагогическом институте[5] – украинское и в Ленинградском педагогическом институте[6] имени А.И. Герцена – эстонское;

б) в 1926 году: в Ленинградском педагогическом институте имени А. И. Герцена – латышское, финское и польское; на педагогическом факультете Пермского государственного университета – народа Коми; в Восточном педагогическом институте в Казани – марийское и вотское; на педагогическом факультете Саратовского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского – немецкое и мордовское; в Крымском педагогическом институте[7] – тюрко-татарское; в Горском педагогическом институте[8] – осетинское, чечено-ингушское и адыгейское и на педагогическом факультете Иркутского государственного университета – монголо-бурятское.

3. Реорганизовать педагогические техникумы повышенного типа в нормальные, возложив на них подготовку педагогического персонала для трудовых школ первой ступени: немецкого и эстонского – с 1 ноября 1925 года; латышского, чувашского (в городе Ульяновске) и народа Коми (в Усть-Сысольске[9]) – к 1 октября 1926 года.

 

Заместитель председателя Совета Народных Комиссаров

А. ЛЕЖАВА

 

Управляющий делами Совета Народных Комиссаров

В. СМОЛЬЯНИНОВ

 

 


Постановление СНК РСФСР о порядке введения всеобщего обязательного начального обучения в Р.С.Ф.С.Р. 22.4.1927 г. 

 

Во исполнение Постановления 3 сессии Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета XII созыва от 19 ноября 1926 года о мероприятиях по введению всеобщего начального обучения (Собр. Узак., 1926, № 90, ст. 658) и в развитие примечания к статье 1 декрета Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров Р.С.Ф.С.Р. от 31 августа 1925 года о введении в Р.С.Ф.С.Р. всеобщего начального обучения и построении школьной сети (Собр. Узак., 1925, № 69, ст. 543) Совет Народных Комиссаров Р.С.Ф.С.Р. постановляет:

1. Постановления об обязательности посещения детьми школ первой ступени издаются краевыми, областными и губернскими исполнительными комитетами, а также советами народных комиссаров автономных республик и могут вводиться в действие по отдельным округам, уездам, районам, волостям, городам, рабочим поселкам и селениям по представлению соответствующих исполнительных комитетов, городских советов и советов рабочих поселков.

Примечание. В рабочих поселках и отдельных селениях вопрос обязательности посещения детьми школ первой ступени разрешается постановлением окружных и уездных исполнительных комитетов.

2. Предусмотренные выше Постановления об обязательности посещения детьми школ первой ступени могут быть издаваемы лишь при соблюдении нижеследующих условий:

а) наличия мест в школьных зданиях или в специальных приспособленных наемных помещениях для всех детей школьного возраста, допуская производство занятий в указанных зданиях не более как в две смены;

б) обеспечения всех школ учительским персоналом с соблюдением норм нагрузки каждого учителя, установленных декретом Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров Р.С.Ф.С.Р. от 31 августа 1925 года;

в) оплаты учительского персонала по ставкам не ниже установленных законом;

г) бесплатного обучения в школах первой ступени;

д) обеспечения школ средствами, необходимыми на расходы по учебному и хозяйственному содержанию школ первой ступени;

е) бесплатного снабжения детей учебниками и учебными пособиями;

ж) действительного обеспечения посещения школы детьми беднейшего населения данной местности.

3. Обязательность обучения устанавливается на первый год лишь для детей восьмилетнего возраста и затем на основе нормального четырехгодичного курса начальной школы последовательно из года в год распространяется на другие возрасты детей школьного возраста.

4. Обязанность обучать детей возлагается на всех граждан, имеющих на своем иждивении детей и проживающих в местности, на которую распространяется действие Постановления, причем общая продолжительность годичного пребывания детей в школе определяется продолжительностью нормального учебного года. Забота об обучении всех беспризорных и круглых сирот, не состоящих на чьем-либо иждивении, а также физически-дефективных и умственно-отсталых детей возлагается в полной мере на местные органы народного образования и регулируется специальными постановлениями и инструкциями, издаваемыми Народным комиссариатом просвещения Р.С.Ф.С.Р. по соглашению с Народным комиссариатом здравоохранения Р.С.Ф.С.Р. или народными комиссариатами просвещения автономных республик по соглашению с народными комиссариатами здравоохранения соответствующих республик.

5. Родители и другие лица, имеющие детей на своем иждивении, а также соответствующие должностные лица учреждений, в которых находятся дети, за отказ посылать детей в школу первой ступени в тех местностях, где введено обязательное посещение детьми школ первой ступени, подлежат административной ответственности в порядке обязательных постановлений, издаваемых краевыми, областными и губернскими исполнительными комитетами или советами народных комиссаров автономных республик по принадлежности.

6. От административной ответственности, предусмотренной в предыдущей статье, соответствующие лица освобождаются:

а) когда школой было отказано в приеме ребенка за временным недостатком места;

б) в случае болезни ребенка;

в) в случае стихийного бедствия.

 

Заместитель председателя Совета Народных Комиссаров

А. СМИРНОВ

 

Управляющий делами Совета Народных Комиссаров

В. СМОЛЬЯНИНОВ

 

 


Постановление СНК РСФСР о состоянии школ повышенного типа. 23.7.1927 г. 

 

Заслушав доклад Народного комиссариата просвещения Р.С.Ф.С.Р. о состоянии школ повышенного типа, Совет Народных Комиссаров констатирует, что целевая установка, принятая Народным комиссариатом просвещения для этих школ, соответствует принципам трудовой политехнической школы и задачам хозяйственного и культурного роста страны.

Совет Народных Комиссаров отмечает, что в основном эта целевая установка, как и новые методы школьной работы, преподанные Народным комиссариатом просвещения, дают уже свои положительные результаты. Это особенно видно на практике работы школы крестьянской молодежи, которая становится в деревне школой, готовящей общественников, кооператоров – будущих руководителей и организаторов новой деревни. Однако ряд условий, в которых протекает еще и поныне работа школы повышенного типа, затрудняет полное осуществление намеченной системы повышенного образования.

К условиям, задерживающим развитие школы повышенного типа, относятся в первую очередь:

а) крайняя недостаточность учебного и хозяйственного оборудования школы и изношенность школьных зданий;

б) недостаточное руководство повышенным образованием со стороны как центральных, так и местных органов Народного комиссариата просвещения;

в) еще недостаточная оплата труда учителя и, как результат этого, недостаточный уровень подготовки значительной части школьных работников, слабый приток новых педагогических сил и убыль старых квалифицированных кадров;

г) отсутствие твердо установленных программ, учебной сетки и учебников, а также и твердых правил, регулирующих жизнь и работу школы;

д) слабый интерес к повышенному образованию со стороны местных, хозяйственных и советских органов и общественных организаций, затрудняющий, в частности, профессионализацию школ второй ступени;

е) невысокий процент обслуживания школой детей рабочих и крестьян, в особенности детей низкооплачиваемых категорий рабочих, батраков и бедноты.

В целях устранения причин, препятствующих делу развития повышенного образования и для создания условий, содействующих успешному развитию этого вида образования в стране, Совет Народных Комиссаров Р.С.Ф.С.Р. постановляет:

1. Установленную Народным комиссариатом просвещения систему повышенного образования проводить повсеместно.

2. Поручить Народному комиссариату просвещения Р.С.Ф.С.Р. закончить к началу 1927-1928 учебного года работу по пересмотру и составлению учебных планов и программ по всем типам школ повышенного общего образования, при чем по профессионализированным школам второй ступени провести эту работу согласованно с заинтересованными ведомствами и организациями. Для обеспечения проведения этих программ в жизнь предложить всем краевым, областным и губернским исполнительным комитетам строго держаться учебных сеток, установленных Народным комиссариатом просвещения.

3. Поручить Народному комиссариату просвещения Р.С.Ф.С.Р. обеспечить составление в течение 1927-1928 учебного года основных учебников и учебных пособий по всем дисциплинам школ повышенного типа. Признать необходимым как учебные планы и программы, так и основные комплекты учебников закрепить на срок не менее чем три-четыре года.

4. В работе по составлению программ и учебников особое внимание обратить на постановку преподавания в школах обществоведения и, вместе с этим, общественно-политического воспитания учащихся, обеспечив участие в работе над этими программами и учебниками наиболее квалифицированных педагогов.

5. В целях качественного усиления педагогического персонала школ повышенного типа признать необходимым:

а) увеличить заработную плату учителей школ повышенного типа в соответствии с Постановлениями Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров Р.С.Ф.С.Р. от 11 июля 1927 года об установлении периодических прибавок учителям начальных школ и всех школ социального воспитания повышенного типа и о минимальных ставках заработной платы для некоторых групп работников, состоящих на местном бюджете (Собр. Узак., 1927, № 66, ст. 450 и 451);

б) распространить льготы, установленные декретом Совета Народных Комиссаров от 21 апреля 1926 года о мерах по улучшению положения сельского учительства (Собр. Узак., 1926, № 26, ст. 207), и на учителей школ повышенного типа в фабрично-заводских поселках;

в) поручить Народному комиссариату просвещения в планах по повышению квалификации учительства особенное внимание уделить курсовой и самообразовательной работе педагогического персонала школ повышенного типа, в частности обществоведов, и обеспечить издание периодических методических журналов для учителей-специалистов по основным школьным дисциплинам;

г) для усиления педагогического персонала деревенских и заводских школ поручить Народному комиссариату просвещения основную массу стипендиатов, оканчивающих высшие педагогические учебные заведения, направлять для работы в сельских и заводских школах повышенного типа;

д) обратить особенное внимание на развитие и рост школ повышенного типа национальных меньшинств, имея в виду, прежде всего, обеспечение школ с педагогическим уклоном.

6. В целях создания условий действительной общедоступности школ повышенного типа для детей трудящихся обратить внимание краевых, областных и губернских исполнительных комитетов на необходимость расширения практики стипендиального обеспечения для беднейших учащихся школ крестьянской молодежи, фабрично-заводских семилеток и старших групп девятилеток по местным бюджетам и усилить отпуск стипендий для этих категорий учащихся по государственному бюджету. Признать необходимым организацию, при помощи местных бюджетов и в особенности в порядке общественной инициативы, общежитий при школах повышенного типа.

7. Признать необходимым с 1927-1928 бюджетного года в центральных и местных школьно-строительных фондах выделять средства на строительство и капитальный ремонт школ повышенного типа в районах, где удовлетворение потребности в повышенном образовании особенно отстает.

8. Поручить краевым, областным и губернским исполнительным комитетам увеличить нормы учебно-хозяйственных расходов по школам второй ступени.

9. Поручить Народному комиссариату просвещения к началу нового учебного года издать общие правила о работе школ повышенного типа, о правах и обязанностях административного и педагогического персонала. Соответственно измененный устав единой трудовой школы представить на утверждение Совета Народных Комиссаров Р.С.Ф.С.Р.

10. В отношении специальных нужд отдельных типов школ повышенного образования признать необходимым: по школам крестьянской молодежи – обеспечить их агрономами с нормой оплаты участковых агрономов.

11. Совет Народных Комиссаров предлагает всем государственным и хозяйственным органам оказать всемерное содействие Народному комиссариату просвещения в его работе по укреплению общего повышенного образования в стране и, в частности, поручает Народному комиссариату земледелия Р.С.Ф.С.Р. принять меры к максимально-возможному обеспечению деревенской школьной сети земельными участками, мертвым и живым сельско-хозяйственным инвентарем, семенами и агрономической помощью, а Высшему совету народного хозяйства Р.С.Ф.С.Р. – оказать содействие в оборудовании мастерских для школ повышенного типа, в особенности для фабрично-заводских семилеток, и в строительстве и капитальном ремонте этих школ в рабочих районах.

 

Заместитель председателя Совета Народных Комиссаров

А. СМИРНОВ

 

Управляющий делами Совета Народных Комиссаров

В. СМОЛЬЯНИНОВ

 

 

[1] т.е. профсоюзных.[2] Т.е. классами.[3] Второй московский государственный университет был создан в 1918 на основе Московских высших женских курсов. В 1930 разделен на Второй московский гос. мед. институт (ныне Российский исследовательский мед. университет), Московский институт тонкой химической технологии (ныне – Московский гос. университет тонких химических технологий), Московский гос. пед. институт (ныне –Московский пед. гос. университет). [4] Ныне Казанский гос. пед. университет.[5] Ныне Кубанский гос. университет.[6] Ныне Российский гос. пед. университет.[7] впоследствии Крымский и гос. университет и Таврический национальный университет, в 2014 стал ядром Крымского федерального университета.[8] Ныне Северо-Осетинский гос. университет.[9] Ныне Сыктывкар.