Законы о государственных подрядах и поставках. 1923-1927 гг.
Предлагаемый закон устанавливает обязательность сдачи части государственных заказов с публичного торга, а также устанавливает дополнительные (по сравнению с общим гражданским законодательством) гарантии их исполнения. Дополнительная защита прав подрядчиков и поставщиков не устанавливалась.
Декрет ЦИК и СНК СССР. Положение о государственных подрядах и поставках. 27.7.1923 г.
В отмену Положения о государственных подрядах и поставках от 30 сентября 1921 года (Собр. Узак., 1921, № 69, ст. 549) с изменениями от 4 июля 1922 года (прилож. 5-ое к Гражданскому Кодексу Р.С.Ф.С.Р.)[1], и декрета Совета Народных Комиссаров от 4 октября 1921 г. о порядке привлечения подрядчиков и поставщиков к выполнению заданий, возлагаемых на них государственными органами (Собр. Узак., 1921, № 68, ст. 529), Центральный Исполнительный Комитет и Совет Народных Комиссаров постановляют:
Раздел I
1. Сдача подрядов и поставок государственными учреждениями и предприятиями, в том числе и действующими на началах коммерческого расчета, на сумму свыше десяти тысяч рублей золотом, производится обязательно путем публичных торгов, о дне и условиях коих заблаговременно публикуется во всеобщее сведение. Порядок публичных торгов определяется особой инструкцией Совета Народных Комиссаров.
Примечание 1. В случае стихийных бедствий государственные органы, сдающие подряды и поставки, для борьбы с означенными бедствиями могут заключать соответствующие договоры и без производства торгов.
Примечание 2. Сдача подрядов и поставок без публичных торгов для государственных органов, не находящихся на государственном бюджете, допускается исключительно в тех случаях, если операция подряда и поставки входит в круг их оперативной производственной или коммерческой деятельности.
Примечание 3. Подряды и поставки между государственными органами заключаются без производства торгов.
2. Договоры на сумму в сто тысяч рублей в золотом исчислении подлежат утверждению соответствующего народного комиссара, а договоры, заключаемые органами, состоящими на местном бюджете – утверждению президиума соответствующего губернского исполнительного комитета.
Примечание 1. Народным комиссарам предоставляется право устанавливать в инструкционном порядке обязательность представления подведомственными им органами договоров на сумму ста тысяч рублей золотом и ниже на утверждение тех или иных органов данного ведомства. Такое же право в отношении органов, состоящих на местном бюджете, предоставляется губернским исполнительным комитетам.
Примечание 2. Правило настоящей статьи не распространяется на государственные тресты и синдикаты, правления железных дорог и пароходств, поскольку иное не предусмотрено их уставами или инструкциями подлежащего народного комиссариата.
3. В договоры, подлежащие утверждению согласно предыдущей статьи, обязательно должно быть включаемо указание срока, необходимого для получения утверждения, в течение какового срока подрядчик (поставщик) не вправе отказаться от принятых им условий договора или требовать их изменения. В случае неполучения уведомления об утверждении или неутверждении договора в указанный срок, договор считается вступившим в силу.
Раздел II. Отношения между государственным органом, сдающим подряд (поставку), и подрядчиком (поставщиком)
4. По договору подряда подрядчик обязуется на свой страх и риск выполнить определенные задания государственного учреждения или предприятия (возведение, ремонт сооружений, заготовка дров, перевозка и т.д.), последнее же обязуется дать определенное вознаграждение за выполненные задания.
5. По договору поставки поставщик (продавец) обязуется доставить государству к определенному сроку известное количество вещей (товаров), определенных родовыми признаками, а государство обязуется уплатить условленную цену в деньгах или натуре.
Примечание. На сделки купли-продажи, не подходящие под понятие поставки, данное в настоящей статье, правила сего Положения не распространяются.
6. Отношения между государственным органом, сдающим подряд (поставку), и подрядчиком (поставщиком) регулируются общими постановлениями Гражданского кодекса Р.С.Ф.С.Р.[2], в частности главой VII раздела об обязательственном праве (подряд) и соответствующими статьями главы IV того же раздела (купля-продажа) с нижеуказанными отступлениями.
7. В случае неуплаты в срок рабочим заработанного ими вознаграждения со стороны подрядчика орган, сдающий подряд, вправе удовлетворить рабочих при бесспорности их требования из сумм, причитающихся к выдаче подрядчику.
8. Предупреждение, предусмотренное ст. 223 Гражданского кодекса, должно быть заявлено подрядчиком в письменной форме органу, сдавшему подряд, который обязан назначить комиссию для проверки заявления.
9. Определение вознаграждения, причитающегося подрядчику, в форме процентного начисления на расходы, понесенные подрядчиком по выполнению работы, воспрещается под страхом недействительности договора.
10. С неисправного подрядчика или поставщика орган государства взыскивает одновременно убытки и условленную неустойку.
11. Учреждение или предприятие, сдавшее подряд (поставку), может авансировать подрядчика (поставщика) условленными в договоре суммами в соответствии с организационными подготовительными расходами, действительно потребными для выполнения договора подряда (поставки), но не свыше двадцати пяти процентов цены договора.
Примечание. Когда подрядчиками (поставщиками) являются государственные учреждения или предприятия, смешанные акционерные общества, а равно всероссийские и областные кооперативные объединения, государственный орган, сдающий подряд (поставку), вправе увеличивать сумму выдаваемого аванса за предел двадцати пяти процентов договора, с тем, чтобы сумма аванса, превышающая двадцать пять процентов, была полностью обеспечена залогом.
Раздел III. Порядок приемки исполнения по договорам подрядов и поставок
12. При приеме исполнения по договорам подрядов (поставок), государственные учреждения и предприятия обязаны составлять подробный приемочный акт. Последний датируется днем окончания приемки (исполнение по договору), и копия его немедленно передается подрядчику (поставщику).
Раздел IV. Обеспечение исполнения договора подрядчиком (поставщиком)
13. В обеспечение подрядов и поставок подрядчики и поставщики должны вносить залог в размере не менее десяти процентов цены договора. Залог может быть представлен как самим контрагентом по договору подряда или поставки, так и другими лицами.
Примечание. От представления залога могут быть освобождаемы за исключением случая, предусмотренного примечанием к статье 11, государственные учреждения или предприятия, смешанные акционерные общества, а также всероссийские и областные кооперативные объединения, выступающие в качестве подрядчиков (поставщиков).
14. Претензии государства, вытекающие из договоров, удовлетворяются из имущества подрядчика (поставщика) преимущественно перед всеми долгами его, за исключением недоимок по государственным налогам и сборам и задолженности по заработной плате рабочим и служащим.
15. В договор государственного подряда (поставки) под страхом недействительности его, должно включаться условие о неустойке как на случай просрочки, так и на случай неисполнения договора подрядчиком (поставщиком). Размер неустойки за неисполнение договора не может быть ниже десяти процентов суммы договора.
Предложить народному комиссару путей сообщения все имеющиеся у него поправки и дополнения к данному Положению внести в Совет Народных Комиссаров Союза С.С.Р. для обсуждения по существу.
Председатель Центрального Исполнительного Комитета
Н. НАРИМАНОВ
Заместитель председателя Совета Народных Комиссаров
Л. КАМЕНЕВ
Секретарь Центрального Исполнительного Комитета
А. ЕНУКИДЗЕ
Положение о государственных подрядах и поставках. 11.5.1927 г.[3]
Раздел I. Общие положения
1. По договору государственного подряда подрядчик обязуется за свой риск выполнить определенную работу по заданию государственного учреждения или предприятия (заказчика), а заказчик обязуется уплатить за выполнение задания условленное вознаграждение.
2. По договору государственной поставки поставщик (продавец) обязуется доставить государственному учреждению или предприятию (покупателю) к назначенному сроку условленное количество вещей (товаров), определенных родовыми признаками, а покупатель обязуется принять их и уплатить условленную цену.
3. Настоящее Положение не распространяется:
а) на договоры подряда (поставки), в которых подрядчиком (поставщиком) является государственный орган;
б) на договоры поставки, в которых условленный срок доставки товара не превышает двух недель со дня заключения договора;
в) на договоры подряда и поставки на сумму не свыше 5000 рублей.
Примечание. Приложенные к настоящему Положению Правила производства публичных торгов на государственные подряды и поставки распространяются на те государственные органы, которые принимают участие в торгах в качестве соревнователей.
4. Отношения между сторонами по государственным подрядам и поставкам во всем, что не предусмотрено настоящим Положением, регулируются постановлениями гражданских кодексов союзных республик о подряде и купле-продаже.
Раздел II. Порядок сдачи государственных подрядов и поставок
5. Государственные учреждения и предприятия под страхом недействительности договора сдают подряды и поставки на сумму свыше 10.000 рублей за изъятиями, установленными в ст. 6, путем публичных торгов. Советам народных комиссаров союзных республик предоставляется в зависимости от местных условий повышать вышеуказанную предельную сумму подрядов и поставок, но не свыше чем до 25.000 рублей.
Порядок публичных торгов определяется Правилами, приложенными к настоящему Положению (Приложение 1).
6. В изъятие из ст. 5 сдача подрядов и поставок может производиться без публичных торгов в следующих случаях:
а) если названные договоры заключаются государственными учреждениями и предприятиями с кооперативными организациями всех видов и степеней или с акционерными обществами (паевыми товариществами) с преобладанием государственного или кооперативного капитала;
б) для государственных предприятий, действующих на началах коммерческого (хозяйственного) расчета, в тех случаях: 1) когда предмет договора подряда или поставки входит в круг их оперативной производственной или коммерческой деятельности или 2) когда они будут освобождены от производства публичных торгов особым на каждый раз разрешением учреждения, в непосредственном ведении которого эти предприятия состоят;
в) в случае стихийных бедствий, а на путях сообщения также в случае внезапной порчи путей, когда подряды и поставки имеют своей целью борьбу с означенными бедствиями или же восстановление путей;
г) когда объявленные торги не состоялись.
7. Порядок утверждения вышестоящими органами договоров подряда и поставки, заключаемых государственными предприятиями, действующими на началах коммерческого (хозяйственного) расчета, а равно правлениями железных дорог, определяется их уставами или инструкциями соответствующего ведомства Союза ССР или союзной республики, по принадлежности.
Порядок утверждения договоров подряда и поставки, заключаемых государственными учреждениями и предприятиями, состоящими на общегосударственном бюджете, определяется инструкциями соответствующего ведомства Союза ССР или союзной республики, по принадлежности, по соглашению с подлежащим народным комиссаром финансов.
Порядок утверждения договоров подряда и поставки, заключаемых органами, состоящими на местном бюджете, устанавливается инструкциями советов народных комиссаров автономных республик, краевых, областных, губернских и окружных исполнительных комитетов, по принадлежности.
В инструкциях должны быть предусмотрены сроки для утверждения договоров, при чем таковые сроки для договоров ценой свыше 150.000 рублей не должны превышать одного месяца, а для договоров ценой не свыше 150.000 рублей – двух недель.
В случае неполучения заказчиком (покупщиком) уведомления об утверждении или неутверждении договора в указанный срок договор считается вступившим в силу.
8. В случаях, когда согласно ст. 7 договор подряда или поставки подлежит утверждению вышестоящих органов, подрядчик (поставщик) не в праве в течение срока, установленного для утверждения договора (ст. 7, часть четвертая), отказаться от принятых им условий договора и требовать их изменения.
9. В случае отказа в утверждении договора внесенное подрядчиком (поставщиком) обеспечение для участия в торгах возвращается ему в двухдневный срок со дня получения государственным органом, производившим торги, извещения о неутверждении договора.
Раздел III. Взаимные отношения сторон по договорам государственного подряда и государственной поставки
10. Определение причитающегося подрядчику вознаграждения в форме процентного начисления на расходы, понесенные подрядчиком по выполнению работы, воспрещается под страхом недействительности договора.
11. В случае неуплаты в срок заработной платы лицам, занятым на работах у подрядчика (поставщика) по выполнению государственного подряда (поставки), заказчик (покупатель) вправе удовлетворить указанных лиц, при бесспорности их требования, из сумм, причитающихся к выдаче подрядчику (поставщику).
Кроме того, в отношении частных подрядчиков и поставщиков применяется, в подлежащих случаях, Постановление Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров Союза ССР от 17 декабря 1926 г. "О мерах обеспечения правильной выплаты заработной платы рабочим, служащим и крестьянам, занятым на работах у частных лиц и предприятий по исполнению государственных подрядов и поставок, а также взносов на социальное страхование указанных лиц" (Собр. Зак. Союза ССР, 1926, № 77, ст. 624).
12. В случае недоброкачественности материалов, доставленных заказчиком, или при наличии других не зависящих от подрядчика обстоятельств, грозящих прочности или годности работы, подрядчик обязан своевременно в письменной форме предупредить о том заказчика, под страхом ответственности за убытки, которые заказчик понесет вследствие указанных обстоятельств, а заказчик обязан проверить действительность содержащихся в этом заявлении данных через назначаемую им комиссию.
13. Заказчик (покупатель) может выдать подрядчику (поставщику) аванс в соответствии с организационными подготовительными расходами, действительно потребными для выполнения договора подряда (поставки), но не свыше 25 % цены договора.
Когда подрядчиками (поставщиками) являются акционерные общества (паевые товарищества) с участием государственного или кооперативного капитала, а равно кооперативные организации всех видов и степеней, заказчик (покупатель) вправе увеличивать сумму выдаваемого аванса сверх 25 % цены договора с тем, чтобы сумма аванса, превышающая 25 % цены договора, была полностью обеспечена залогом.
В случае необходимости проведения операций по заготовке сырья основными (и приравненными к ним постановлением Народного комиссариата внешней и внутренней торговли Союза ССР или народных комиссариатов торговли союзных республик, по принадлежности) заготовителями путем заключения договоров поставки с первичными кооперативами и мелкими поставщиками покупатель может выдавать при поставках ценой не свыше 10.000 рублей авансы в размере свыше 25 % цены договора без обеспечения залогом суммы аванса.
Раздел IV. Обеспечение исполнения договора подрядчиком (поставщиком)
14. В обеспечение исполнения подрядчиком (поставщиком) договора подряда (поставки) должен быть внесен залог в размере не менее 10 % цены договора. Залогодателем может быть как подрядчик (поставщик), так и другие лица.
Правила о порядке обеспечения залогом исполнения по договорам государственных подрядов и поставок прилагаются к настоящему Положению (Приложение 2).
15. От представления залога, предусмотренного ст. 14, могут быть по усмотрению заказчика (покупателя) освобождены акционерные общества (паевые товарищества) с преобладающим участием государственного или кооперативного капитала, а также кооперативные организации не ниже районного, губернского или соответствующего ему значения в нерайонированных местностях и не ниже окружного значения в районированных местностях.
В случаях, предусмотренных частью третьей ст. 13, от представления залога могут быть освобождены первичные кооперативы, а равно являющиеся непосредственными производителями поставляемого сырья мелкие поставщики.
Примечание. В порядке законодательства союзных республик от обязательного представления залога могут быть освобождаемы и другие, кроме указанных в настоящей статье, кооперативные организации.
16. За полное или частичное невыполнение договора подряда с подрядчика взыскивается неустойка в размере 10 % цены договора. За невыполнение договора поставщиком с него взыскивается неустойка в размере 10 % цены невыполненной части поставки. За невыполнение договоров поставки, заключенных Народным комиссариатом по военным и морским делам и его органами, с поставщика взыскивается неустойка в размере 10 % цены договора как при полном, так и при частичном невыполнении договора.
Установленный в первой части настоящей статьи размер неустойки может быть увеличен по соглашению сторон; установление в договоре неустойки в меньшем размере недействительно и в таком случае применяется первая часть настоящей статьи.
За просрочку в исполнении договора подрядчиком (поставщиком) с него взыскивается за каждый день просрочки неустойка в размере одной пятнадцатой процента цены просроченной части договора, если в последнем не установлен иной размер неустойки.
Просрочка, превышающая по договору подряда тридцать дней, а по договору поставки пятнадцать дней, признается неисполнением договора со всеми вытекающими отсюда последствиями. Сторонам предоставляется установить и иные сроки для признания просрочки неисполнением договора.
17. С неисправного подрядчика (поставщика) заказчик (покупатель) взыскивает одновременно убытки и неустойку.
18. При наличии достаточных к тому оснований неустойка может быть сложена.
По тем договорам, которые не подлежат утверждению вышестоящих органов (ст. 7), неустойка может быть сложена полностью или частично непосредственно самим заказчиком (покупателем). В остальных случаях неустойка может быть сложена не иначе, как с разрешения того органа, которым утвержден договор.
Примечание. Порядок сложения неустоек по договорам подряда и поставки, заключаемым органами Народного комиссариата по военным и морским делам, устанавливается Народным комиссариатом по военным и морским делам.
Раздел V. Прием исполнения и производство расчетов
19. При приеме (как частичном, так и окончательном) исполнения по договорам подряда и поставки заказчик (покупатель) обязан составлять подробный приемочный акт или иной, удостоверяющий исполнение договора, документ, который датируется днем окончания приема и копия которого немедленно передается подрядчику (поставщику).
Платежи, причитающиеся подрядчику (поставщику) по мере выполнения договора, а равно и в окончательный расчет, не могут производиться до представления счетов, подтвержденных приемочными актами или другими документами, удостоверяющими исполнение договора.
20. Подрядчик (поставщик) не позднее месячного срока со дня окончания подряда (поставки) или отстранения его от выполнения договора обязан представить окончательный счет с оправдательными документами, а по строительным подрядам также исполнительную смету.
Заказчик (покупатель) обязан не позднее как в месячный срок со дня получения окончательного счета оправдательных документов, а в подлежащих случаях и исполнительной сметы, проверить их, составить окончательный расчет и копию последнего вручить подрядчику (поставщику).
Если в месячный срок со дня получения окончательного расчета подрядчик (поставщик) не представит возражений, то окончательный расчет считается принятым.
Все вышеуказанные сроки могут быть по соглашению сторон увеличены или сокращены.
21. После вручения подрядчику (поставщику) копии окончательного расчета (ст. 20) и по представлении подрядчиком (поставщиком) заказчику (покупателю) доказательств производства полного расчета с рабочими, служащими и крестьянами, занятыми у него по выполнению данного подряда (поставки), внесенный согласно ст. 14 залог возвращается заказчиком (покупателем) полностью или в части, установленной в окончательном расчете, немедленно, если в договоре не предусмотрен иной срок.
Председатель ЦИК Союза ССР
М. КАЛИНИН
Заместитель Председателя СНК Союза ССР
А. ЦЮРУПА
Секретарь ЦИК Союза ССР
А. ЕНУКИДЗЕ
Приложение 1.
Правила производства публичных торгов на государственные подряды и поставки
1. Государственный орган, сдающий подряд (поставку), обязан:
а) выработать проект предлагаемого к заключению договора;
б) выработать технические условия выполнения работ, а в случае надобности заготовить образцы и выработать подробное описание изделий, материалов и работ; при сдаче подряда на строительные работы также составить предварительные сметы на основании норм урочного положения и иных соответствующих норм;
в) объявить заблаговременно (ст. 2) о предстоящих торгах путем публикации с допущением к торгам всех желающих в них участвовать или только лиц, удовлетворяющих определенным условиям (ст. 4).
2. Публикация о торгах в тех случаях, когда предполагаемая цена подряда (поставки) не превышает 100.000 рублей, производится не позднее как за 7 дней до начала устного соревнования один раз в официальном органе печати, определяемом правительством соответствующей союзной республики; публикация же о торгах, предстоящих в г. Москве, производится один раз в "Известиях ЦИК Союза ССР и ВЦИК".
Когда предполагаемая цена подряда (поставки) превышает 100.000 рублей, публикация производится не позднее как за 14 дней до начала устного соревнования один раз в официальном органе печати, определяемом правительством соответствующей союзной республики, и один раз в "Известиях ЦИК Союза ССР и ВЦИК"; публикация же о торгах, предстоящих в г. Москве, производится один раз в "Известиях ЦИК Союза ССР и ВЦИК".
Примечание. Указанные в ст. 2 настоящих Правил сроки могут быть удлинены в порядке законодательства союзных республик.
3. В публикации должно быть указано:
а) название государственного органа, объявляющего торги;
б) предмет торгов (род, количество и качество предметов подряда или поставки) и место выполнения подряда или сдачи поставки;
в) предварительная цена подряда (поставки);
г) место подачи запечатанных пакетов, телеграмм и открытых письменных заявлений;
д) место и время (с точным указанием часа) устного соревнования;
е) время осмотра в учреждении или предприятии проекта договора, планов, смет и образцов, а также подробного описания изделий, материалов и работ и технических условий их выполнения (ст. 1);
ж) размер обеспечения, требуемого для участия в торгах;
з) особые условия согласно ст. 4 настоящих Правил.
4. Государственный орган, сдающий подряд (поставку) с торгов вправе допустить соревнование всех желающих или установить условия, которым должны удовлетворять соревнователи, как то: категорию, к которой должен принадлежать соревнователь (государственный орган, кооперативная организация и т.д.), признаки и степень кредитоспособности его, опытности, наличие рекомендаций государственных органов о добросовестно выполненных ранее работах и т.п.
5. Публичные торги состоят:
а) в подаче до начала устного соревнования запечатанных пакетов, телеграмм или открытых письменных заявлений с предложением цен;
б) в устройстве в указанный в объявлении срок устного соревнования.
Явка на устное соревнование для лиц, подавших запечатанные пакеты, телеграммы или открытые письменные заявления, не обязательна. Лица, не подавшие до начала устного соревнования запечатанные пакеты, телеграммы или открытые письменные заявления, к устному соревнованию не допускаются.
6. Каждый желающий торговаться должен лично или через представителя до начала устного соревнования представить или прислать по почте в учреждение или предприятие, в котором будут производиться торги:
а) удостоверение личности или засвидетельствованную копию удостоверения, за исключением тех случаев, когда торгующийся лично известен торговой комиссии, а в подлежащих случаях также доверенность и указание места жительства (местонахождения) торгующегося или представителя;
б) документы, удостоверяющие представление обеспечения в подлежащие учреждения в виде денежной суммы в размере, указанном в публикации (ст. 3 п. "ж"), или в виде другого равноценного имущества по соглашению с органом, сдающим подряд (поставку).
7. Государственные органы, акционерные общества (паевые товарищества) с исключительным или преобладающим участием государственного или кооперативного капитала, а также кооперативные организации, указанные в ст. 15 Положения о государственных подрядах и поставках, допускаются к участию в торгах без представления обеспечения.
8. Торги производятся при объявившем их государственном органе особой торговой комиссией, которая назначается органом, объявившим торги, в составе председателя и не менее двух членов.
Комиссия ведет протокол о производстве торгов и составляет торговый лист, которые подписываются по окончании торгов всеми членами комиссии и желающими из числа соревнователей.
Примечание. Каждому участнику в торгах предоставляется право подать особое письменное заявление о допущенных при производстве торгов неправильностях, которое приобщается к протоколу.
9. Соревнователи, явившиеся на устное соревнование, перед началом его должны расписаться в торговом листе, который прилагается к протоколу о производстве торгов. После открытия заседания торговой комиссии ее председатель вскрывает пакеты и телеграммы и оглашает сделанные в них, а равно в открытых письменных заявлениях, предложения, которые заносятся в торговый лист. После этого открывается устное соревнование, которое начинается с низшей цены, предложенной в запечатанных пакетах, телеграммах или заявлениях.
10. При устном соревновании каждый соревнователь может неограниченное число раз заявлять о понижении цены подряда (поставки). Устное соревнование считается законченным, когда дальнейшее снижение цен никем из соревнователей не предлагается.
11. Если по окончании торгов таковые, по докладу торговой комиссии будут признаны учреждением, производившим торги, невыгодными для государства, то не позднее как через 7 дней после устного соревнования производится устная переторжка в том же городе, где производились торги, о чем вывешивается объявление в помещении учреждения, производившего торги.
12. На переторжку допускаются соревнователи как участвовавшие, так и не участвовавшие в торгах. Переторжка считается состоявшейся при наличии хотя бы одного предложения.
В том случае, когда предложенные на переторжке условия окажутся менее выгодными, чем выявившиеся на торгах, органом, производившим торги, могут быть оставлены в силе первоначальные торги.
13. Торги считаются несостоявшимися, если к моменту устного соревнования, указанного в объявлении, налицо будет менее двух предложений.
14. После окончания торгов или переторжки никакие заявления с предложением новых цен и условий как от лиц участвовавших, так и от лиц, не участвовавших в торгах или переторжке, не принимаются.
Все производство по торгам и переторжке представляется на следующий день с заключением торговой комиссии на утверждение руководителя государственного органа, сдающего подряд (поставку).
Утверждение или неутверждение торгов или переторжки должно последовать в трехдневный срок после их производства.
15. По утверждении торгов или переторжки руководителем государственного органа договор подряда (поставки) заключается с предложившим на торгах или переторжке наиболее выгодные для заказчика (покупателя) условия; при равных же условиях предпочтение оказывается выступающим в качестве соревнователей государственным органам и акционерным обществам (паевым товариществам) с исключительным или преобладающим участием государственного или кооперативного капитала, а при отсутствии их - кооперативным организациям.
Примечание. При определении выгодности условий заказчик (покупатель) не обязан оставить подряд (поставку) за соревнователем, предложившим самую низкую цену, но имеет право руководствоваться, кроме предложенных соревнователями цен, также их кредитоспособностью, опытностью и тому подобными данными, могущими в совокупности обеспечить максимальную выгоду для заказчика (покупателя).
16. Если по утверждении торгов соревнователь откажется в установленный срок подписать договор на условиях, предложенных им на торгах или переторжке, орган, сдающий подряд (поставку), вправе удержать представленное данным соревнователем обеспечение (ст. 6 п. "б").
Если по оставлении подряда (поставки) за соревнователем, освобожденным от представления обеспечения (ст. 7), он откажется подписать договор на условиях, предложенных им на торгах или переторжке, орган, сдающий подряд (поставку), вправе взыскать с него сумму в размере установленного для прочих соревнователей обеспечения.
17. Всем соревнователям, не получившим подряда (поставки), представленное ими обеспечение возвращается обратно в двухдневный срок со дня утверждения или неутверждения торгов или переторжки.
18. В пятидневный срок со дня утверждения торгов или переторжки органом, производившим торги, должен быть заключен договор на условиях, принятых на торгах или переторжке, с соблюдением ст. 7 Положения о государственных подрядах и поставках.
Председатель ЦИК Союза ССР
М. КАЛИНИН
Заместитель председателя СНК Союза ССР
А. ЦЮРУПА
Секретарь ЦИК Союза ССР
А. ЕНУКИДЗЕ
Приложение 2.
Правила о порядке обеспечения залогом исполнения по договорам государственных подрядов и поставок
1. Представляемое в залог по государственным подрядам и поставкам имущество должно быть принято к моменту подписания договора при особых объявлениях с точным указанием предмета залога и его стоимости.
2. Предметом залога могут быть: деньги, золото, серебро и платина в слитках и изделиях, драгоценные камни, золотая и серебряная монета, облигации государственных займов Союза ССР, иностранная валюта, варрантные и складочные свидетельства, право застройки, строения, принадлежащие залогодателю на праве собственности, а в зависимости от согласия заказчика (покупателя) также и другое, не изъятое из оборота имущество.
3. Оценка представляемого в залог имущества производится назначаемой заказчиком (покупателем) комиссией с обязательным участием одного или нескольких экспертов. Расходы по приглашению экспертов возлагаются на залогодателя.
4. Произведенная комиссией оценка является обязательной для залогодателя; в случае недостаточности представляемого в залог имущества, выяснившейся в результате произведенной оценки, подрядчик (поставщик) обязан дополнительно представить в залог имущество соответствующей ценности.
5. Золото, серебро и платина в слитках и изделиях, а равно драгоценные камни допускаются к принятию в залог лишь в тех случаях, когда в месте заключения договора имеются для их оценки соответствующие оценщики и специалисты при кассовых учреждениях Государственного банка или Народного комиссариата финансов.
6. Прием в залог золотой и серебряной несоветской монеты и иностранной валюты производится по проверке ее действительности экспертом-специалистом.
7. При оценке слитков, золотой и серебряной монеты и иностранной валюты принимается курс, публикуемый фондовыми биржами или фондовыми отделами при товарных биржах на день приема указанных ценностей. Изделия из золота, серебра и платины оцениваются по количеству содержащегося в них чистого металла.
8. Облигации государственных займов Союза ССР принимаются в залог по курсу, устанавливаемому Народным комиссариатом финансов Союза ССР.
9. При приеме в залог права застройки залогодатель обязан представить: а) нотариально удостоверенный договор о праве застройки и б) справку местного коммунального отдела, а в подлежащих случаях земельных и других местных органов, определяемых законодательством союзных республик по принадлежности, о лежащих на праве застройки задолженности и арестах.
При приеме в залог строений залогодатель обязан представить:
а) в отношении городских строений от местного коммунального отдела, а в отношении строений, находящихся в сельских местностях, от подлежащего (согласно законодательству соответствующей республики) местного органа справку о принадлежности строения залогодателю и о лежащих на строении задолженности и арестах;
б) подробную опись закладываемых строений;
в) удостоверение о застраховании в сумме не меньшей суммы оценки, установленной в порядке ст. 4.
10. Залог права застройки и строений производится с соблюдением правил, установленных гражданскими кодексами соответствующих союзных республик по месту нахождения участков, сданных под застройку, и предоставляемых в залог строений.
11. При приеме в залог составляется подробная опись принимаемых вещей в двух экземплярах, один из которых выдается залогодателю, а другой присоединяется к договору подряда (поставки).
12. Поступающие в залог деньги и ценности (золото, серебро и платина в слитках и изделиях, драгоценные камни, золотая и серебряная несоветская монета, иностранная валюта и облигации государственных займов Союза ССР) должны быть сдаваемы на имя заказчика (покупателя) в кассовые учреждения Государственного Банка или Народного Комиссариата Финансов для хранения согласно установленных для вкладов и залогов правил.
При этом драгоценные камни должны быть подвергнуты описи в отношении качества, веса, формы и прочих, обнаруженных при производстве оценки, признаков, помещены в особую упаковку и опечатаны печатями заказчика (покупателя) и залогодателя.
13. Заложенное имущество, за исключением права застройки и строений, а также имущества, упомянутого в ст. 12, передается непосредственно залогодержателю. Заложенное имущество может быть оставлено на ответственном хранении у залогодателя в случаях, когда залогодателем является акционерное общество (паевое товарищество) с преобладающим участием государственного или кооперативного капитала либо кооперативная организация, а равно в других случаях, специально предусмотренных законодательством Союза ССР и союзных республик.
Передаваемое в залог имущество должно быть страхуемо залогодателем в течение всего времени нахождения его в залоге.
В случае невзноса страховых премий залогодателем таковые вносятся залогодержателем. В случае повреждения или гибели имущества страховое вознаграждение поступает залогодержателю. Хранение принятого в залог имущества и расходы по страхованию его, а равно расходы по совершению залога производятся за счет подрядчика (поставщика).
14. Вместо залога в обеспечение подряда и поставки могут быть принимаемы гарантийные письма кредитных учреждений и государственных предприятий, действующих на началах коммерческого (хозяйственного) расчета, если по уставу названных учреждений и предприятий допускается выдача таких писем. Прием в качестве залога в обеспечение подряда и поставки векселей подрядчика (поставщика), а равно поручительства учреждений и предприятий, состоящих на общегосударственном бюджете, не допускается.
Председатель ЦИК Союза ССР
М. КАЛИНИН
Заместитель председателя СНК Союза ССР
А. ЦЮРУПА
Секретарь ЦИК Союза ССР
А. ЕНУКИДЗЕ
[1] См. Законы о подрядах и поставках. 1921-1922 гг.[2] См. Гражданский кодекс РСФСР 1922 г.[3] Утверждено постановлением ЦИК и СНК СССР.