Лесной кодекс РСФСР 1923 г.

 

 Предлагаемый документ является первым в российской истории полным законом о лесном хозяйстве и использовании леса. Он основывался на принципе государственной собственности на леса и в то же время учитывал достижения науки о лесах.

 

Постановление президиума ВЦИК о введении в действие Лесного кодекса, принятого II сессией X созыва 7-го июля 1923 года. 25.7.1923 г.

 

Во исполнение постановления X Всероссийского Съезда Советов о мероприятиях по укреплению и развитию сельского хозяйства (п. 2) и в целях постановки государственного лесного хозяйства на твердых основаниях, обеспечивающих древесиною как трудовое население, так и государственные потребности и лесную промышленность, Президиум Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета постановляет:

1. Утвержденный II сессией Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета X созыва 7-го июля 1923 года Лесной Кодекс ввести в действие с 1-го августа 1923 года.

2. Поручить Совету Народных Комиссаров составить и утвердить список законов, отменяемых в связи с введением в действие Лесного Кодекса.

3. На Народный комиссариат земледелия возложить обязанность в двухлетний срок в порядке, предусмотренном в Кодексе, обследовать и передать трудовым землепользователям лесные участки местного значения и земельные площади, не имеющие лесохозяйственного значения, для обращения последних в сельскохозяйственные угодия на удовлетворение нужд того же населения.

 

Председатель Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета

П. СМИДОВИЧ[1]

 

Секретарь Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета

А. ЕНУКИДЗЕ 

 


Лесной кодекс РСФСР. 7.7.1923 г.

 

Раздел I. Основные положения 

1. Все леса и земельные площади, предназначенные для выращивания древесины и для нужд лесного хозяйства, отграниченные в установленном для того порядке от земель иного назначения, составляют собственность рабоче-крестьянского государства и образуют единый государственный лесной фонд.

2. Из состава государственного лесного фонда могут быть исключаемы для передачи в земельный фонд следующие площади, не имеющие защитного характера:

а) лесные участки, приобретенные крестьянскими обществами и товариществами в дореволюционное время в целях расширения землепользования или предоставленные им в законном порядке для той же цели до издания Земельного кодекса;

б) незначительные лесные площади, вклинивающиеся в земли трудового землепользования и создающие неудобства для ведения сельского хозяйства.

Примечание. Исключение площадей из государственного лесного фонда производится соответствующим[2] народным комиссариатом земледелия.

 3. Исключенные из лесного фонда и подлежащие передаче в земельный фонд земельные площади (ст. 2) с произрастающей на них древесной растительностью поступают в заведывание землеустроительных учреждений и предоставляются ими землепользователям на основании и условиях, предусмотренных Земельным кодексом.

Примечание. Произрастающий на исключенных из лесного фонда площадях лес товарного характера реализуется лесными органами соответствующего Народного комиссариата земледелия на общих основаниях.

 4. Единый государственный лесной фонд разделяется на:

а) леса местного значения;

б) леса общегосударственного значения.

 

Раздел II. О лесах местного значения 

5. В состав лесов местного значения выделяются лесные участки, расположенные вне крупных лесных массивов, а именно:

а) бывшие крестьянские, общественные и переселенческие лесные наделы;

б) леса, находившиеся в подворном крестьянском владении (отруба, хутора);

в) другие леса, принадлежавшие до национализации лесов сельским обществам и товариществам крестьян и находившиеся в их лесном или подсечном пользовании и не имеющие общегосударственного значения.

Примечание 1. В лесах севера, в местностях с лесистостью более пятидесяти процентов, где не было лесов крестьянских владений, из лесов государственного значения могут быть выделяемы лесные дачи, предназначенные исключительно для удовлетворения в древесине трудовых объединений с расчетом не более двух десятин на душу.

Примечание 2. Из означенных в ст. 5 площадей не включаются в число лесов местного значения такие лесные участки, которые сдерживают сыпучие пески, охраняют берега рек от размывов, горные склоны от обвалов и задерживают развитие оврагов (ст. 41 Лесного кодекса).

 6. Предположения о выделении лесов местного значения (ст. 5) составляются губернскими земельными управлениями и с заключениями губернских экономических совещаний утверждаются соответствующим народным комиссариатом земледелия.

7. Леса местного значения, по признании их таковыми соответствующим народным комиссариатом земледелия, передаются губернскими земельными органами в бессрочное пользование: земельным обществам, сельскохозяйственным коммунам и артелям, всякого рода другим объединениям трудовых землепользователей, а также отдельным землепользователям на основании особых правил и условий, вырабатываемых соответствующим народным комиссариатом земледелия.

8. На лесопользователей, в ведение которых передаются леса местного значения, возлагается:

а) охрана лесов от лесных пожаров, самовольных порубок, неправильной пастьбы скота и б) соблюдение плана лесного хозяйства, утверждаемого губернским лесным органом.

9. Хозяйство в лесах местного значения ведется по упрощенным планам, составляемым согласно особой инструкции соответствующего Народного комиссариата земледелия, за счет лесопользователей; наблюдение за выполнением этих планов возлагается на губернские лесные органы.

10. Неправильное ведение лесного хозяйства в отведенных землепользователям лесных участках карается согласно уголовному закону.

11. Расчистка и обращение лесов местного значения в другие угодия могут быть допускаемы на основаниях и в порядке, указанных ст. ст. 59-62 Лесного кодекса.

12. Для удовлетворения хозяйственных потребностей в древесине советских хозяйств могут быть выделяемы небольшие лесные дачи, находящиеся на территории данных советских хозяйств или примыкающие к ним. Порядок эксплоатации и охраны этих дач определяется особыми правилами, издаваемыми соответствующим народным комиссариатом земледелия.

 

Раздел III. О лесах общегосударственного значения 

Глава 1. Общие положения 

13. Все леса, оставшиеся в едином государственном лесном фонде после выделения из него лесов местного значения, составляют леса общегосударственного значения.

14. Леса общегосударственного значения по роду пользования разделяются на: а) леса собственно государственные и б) леса особого назначения.

15. Ведение хозяйства в лесах государственного значения осуществляется лесными органами соответствующего народного комиссариата земледелия.

 

Глава 2. Организация лесного хозяйства 

16. Для ведения правильного лесного хозяйства в дачах государственного значения, по особым инструкциям соответствующего народного комиссариата земледелия составляется план хозяйства, устанавливающий оборот рубки или хозяйства, размер и порядок всех лесных пользований, а равно основания работ по лесовозобновлению, лесоразведению и уходу за лесом.

17. Размер ежегодного отпуска леса из дач государственного значения определяется не свыше годичного прироста по сметам, составляемым лесничими: по дачам, устроенным и обследованным согласно утвержденному плану хозяйства, а по прочим дачам – на основании особых расчетов, производимых по правилам, устанавливаемым в инструкционном порядке соответствующим народным комиссариатом земледелия.

18. Сметы отпускам леса по всем лесничествам рассматриваются губернскими лесными органами и представляются в общей губернской сводке в соответствующий народный комиссариат земледелия на утверждение.

19. В исключительных случаях могут быть допускаемы сверхсметные отпуски растущего леса, но не иначе как с особого в каждом случае постановления соответствующего народного комиссариата земледелия, утверждаемого Советом труда и обороны. Произведенные сверхсметные отпуски должны быть покрыты уменьшением отпусков в последующие годы.

20. Лес мертвый или поврежденный до степени прекращения роста, бурелом, а равно подлежащий вырубке при прочистках и прореживаниях, проведении дорог и проч., отпускается сверхсметно, с зачетом или без зачета в счет смет, на основаниях, установленных инструкцией для отпуска леса.

21. Стоимость лесных материалов на корне определяется таксами. Таксы составляются губернскими земельными управлениями на основании особой инструкции соответствующего народного комиссариата земледелия и с заключением губернского экономического совещания утверждаются Советом труда и обороны.

22. Оценочная по таксам стоимость лесных материалов, предназначаемых к отпуску, может быть в зависимости от рыночных цен или в случае исключительной ценности древесины данного участка повышаема до тридцати процентов губернскими земельными управлениями с утверждением областного экономического совещания, а где нет такового – губернским экономическим совещанием; повышение оценочной стоимости свыше тридцати процентов таксовой цены утверждается соответствующим народным комиссариатом земледелия.

23. Древесина, предназначенная к отпуску из лесов общегосударственного значения, продается губернскими лесными органами соответствующего народного комиссариата земледелия без торгов по таксам на корню:

а) государственным учреждениям и предприятиям, состоящим на государственном бюджете, а равно местным учреждениям, состоящим на местном бюджете, в пределах их плановых заданий и смет;

б) трудовым землепользователям, переселенцам и расселенцам, а равно рабочим и служащим государственных учреждений и предприятий в пределах норм. Нормы устанавливаются в зависимости от лесистости местности и климатических условий губернским земельным управлением и утверждаются губернским исполнительным комитетом;

в) без торгов по таксам с прибавкой некоторого процента, устанавливаемого соответствующим народным комиссариатом земледелия, государственным объединениям и предприятиям, основной задачей коих является механическая или химическая обработка древесины, в пределах их производственной программы, также государственным учреждениям и предприятиям – в пределах их собственной потребности[3].

24. С понижением таксы уездными земельными управлениями до семидесяти пяти процентов и лесничими до пятидесяти процентов может отпускаться мертвый лес на топливо и постройки, не свыше норм, беднейшему трудовому населению (семьям красноармейцев, переселенцам, расселенцам[4] и др.) в зависимости от имущественного положения и степени нужды в лесе по удостоверениям о том волостных исполнительных комитетов[5].

25. Бесплатно может быть отпускаема губернскими земельными управлениями, согласно особой инструкции соответствующего народного комиссариата земледелия, древесина лицам, пострадавшим от стихийных бедствий (пожары, наводнения и пр.), на общественные надобности (школы, больницы и пр.) и на нужды лесного хозяйства (постройки и ремонт хозяйственных строений в лесничествах, дорог и пр.), а равно переселенцам для возведения усадебных построек в районах, назначенных для колонизации.

26. Потребители древесины, получившие таковую на основании ст. ст. 23-25 настоящего Кодекса, обязываются употреблять ее по прямому назначению, без права переуступки лесосек.

Потребителям воспрещается перепродажа лесных материалов и дров, а также употребление древесины на корне или в заготовленном виде на расплату со служащими, рабочими, подрядчиками, а равно производство работы на условии долевого отчисления продукции.

Примечание 1. Означенное запрещение не распространяется на остатки от заготовок (щепа, сучья и пр.), не пригодные на поделку или заготовку дров.

Примечание 2. Государственным учреждениям и предприятиям, основной задачей коих являются механическая или химическая обработка древесины, в пределах их производственного плана разрешается также и перепродажа лесных материалов и дров[6]

27. Отпуск древесины из лесных массивов, сдаваемых в долгосрочную аренду на концессионных началах, предусматривается особыми договорами на основании ст. ст. 53-57 Лесного кодекса[7].

28. С торгов лес продается из остатков годичной сметы всем прочим потребителям после удовлетворения государственных потребностей в древесине и нужд местного населения[8].

29. Продажа леса, как без торгов, так и с торгов, производится на основании особых правил и условий, устанавливаемых соответствующим народным комиссариатом земледелия и народным комиссариатом финансов[9].

30. В условиях продажи леса (ст. 29) должны быть определены: а) размер залогов в обеспечение очисток мест рубок, а для частных лиц, кроме того, и в обеспечение правильного исполнения договора; б) сроки для исполнения операций по заготовке и вывозке леса и по очистке мест рубок; в) сроки уплаты денег за лес; г) порядок освидетельствования заготовленных материалов и мест рубок; д) порядок учета и обмера заготовленных материалов; е) ответственность за нарушение условий; ж) причины, влекущие прекращение договора и уплату неустойки; з) способ учета отпускаемой древесины.

31. Рубка леса и заготовка приобретенного, как без торгов, так и с торгов, допускается только по лесорубочным билетам.

32. Предоставление древесины в полное распоряжение покупателей допускается либо по договорам, либо при условии полной оплаты или обеспечения таковой соответствующими гарантиями.

 

Глава 3. Побочные пользования в лесах 

33. К лесным побочным пользованиям относятся: пастьба скота, сенокошение, охота, сбор орехов, сбор лесной подстилки и мха, рыбная ловля в лесных озерах и речках, а равно добыча на территории лесничеств торфа, глины, песка и камня.

34. Пастьба скота в лесах общегосударственного значения разрешается согласно инструкции соответствующего народного комиссариата земледелия при условии соблюдения всех правил, обеспечивающих естественное возобновление леса и сохранение молодняков.

35. Платность или бесплатность побочных пользований устанавливается губернскими земельными органами и утверждается губернскими исполнительными комитетами.

36. Губернским лесным органам предоставляется право находящиеся в пределах лесных дач земельные участки обращать на удовлетворение потребностей лесного хозяйства (питомники, служебные наделы и т.п.) и лесной промышленности (пастбища, лесные склады, пристани и т.п.). Эксплоатация этих участков производится на особых основаниях.

Примечание. Пастбища, лесные склады и пристани должны быть предоставляемы государственным лесопромышленным предприятиям в первую очередь.

 

Раздел IV. О лесах особого назначения 

37. К лесам особого назначения относятся лесные дачи, выделяемые из лесов общегосударственного значения для удовлетворения особых нужд государства.

38. К лесам особого назначения относятся в частности:

а) защитные лесные дачи;

б) учебно-опытные лесные дачи и памятники природы;

в) горнозаводские леса;

г) городские;

д) эксплуатируемые на основе концессионных договоров;

е) предоставленные государственным транспортным или промышленным предприятиям и их объединениям в порядке создания комбинированных хозяйств.

39. Лесные дачи особого назначения передаются для целей, указанных в ст. 38, соответствующим учреждениям и предприятиям на основании особых положений, вырабатываемых соответствующим народным комиссариатом земледелия и утверждаемых Советом Народных Комиссаров или Советом труда и обороны по принадлежности.

40. Леса особого назначения поступают обратно в состав общегосударственного лесного фонда в следующих случаях:

а) по истечении срока пользования, на каковой они были предоставлены, и

б) по миновании надобности в этих лесах для учреждений, которым леса эти были переданы.

41. Защитными признаются леса и кустарники:

а) сдерживающие сыпучие пески или препятствующие их распространению;

б) предохраняющие от понижения уровня воды в истоках и устьях рек и речек;

в) охраняющие берега рек и водных источников от обрывов, размывов и повреждений ледоходом;

г) удерживающие оползни земли, обрывы скал или препятствующие размыву почвы, образованию снежных обвалов и быстрых потоков;

д) имеющие значение снегосборных и снегозащитных полос;

е) имеющие гигиеническое или эстетическое значение, а также

ж) подлежащие по каким-либо научным основаниям сохранению в их естественном состоянии (памятники природы).

42. Признание лесных площадей защитными и условия пользований в этих лесах определяются особыми правилами, вырабатываемыми соответствующим народным комиссариатом земледелия и утверждаемыми Советом труда и обороны.

43. для обслуживания лечебных учреждений (курортов) общегосударственного значения могут быть выделяемы незначительные лесные площади, имеющие характер парков, каковые и передаются в ведение Народного комиссариата здравоохранения. Все эти леса объявляются защитными.

44. Защитные леса категорий "д", "е" и "ж" ст. 41 могут быть передаваемы в ведение других ведомств и учреждений на особых условиях, устанавливаемых соответствующим народным комиссариатом земледелия.

45. Для учебных и учебно-опытных целей лесных, лесотехнических и высших сельскохозяйственных учебных заведений могут отводиться необходимые для того лесные дачи.

46. Доходы, выручаемые от эксплуатации учебно-опытных лесных дач, поступают в качестве специальных средств в распоряжение соответствующего учебного заведения или учреждения и расходуются на развитие в нем учебно-опытного дела и нужды лесного хозяйства в учебно-опытных дачах по сметам и в установленном порядке.

47. Для удовлетворения горнозаводской промышленности, а равно государственных транспортных и промышленных предприятий и их объединений в порядке создания комбинированных хозяйств могут быть назначаемы дачи с годичным приростом древесины, достаточным для покрытия производственной потребности в древесине горных заводов и указанных в настоящей статье предприятий.

48. Лесные дачи, предназначенные для удовлетворения предприятий, перечисленных в ст. 47, эксплуатируются на основании особых договоров, заключаемых соответствующим народным комиссариатом земледелия с Высшим советом народного хозяйства или Народным комиссариатом путей сообщения, утверждаемых Советом труда и обороны.

49. Состоящие при городах и поселениях городского типа лесные площади на бывших городских землях считаются городскими лесами и включаются в городскую черту на общих основаниях с городскими землями согласно разделу первому части второй Земельного кодекса о городских землях.

Примечание 1. Дачные поселения, состоящие в ведении городских советов, приравниваются в отношении права на пользование лесными площадями к городским поселениям.

Примечание 2. В состав городских лесов не включаются лесные дачи и парки, предназначенные для учебных целей и переданные лесным, лесотехническим и высшим сельскохозяйственным учебным заведениям, хотя бы они находились в городской черте.

 50. Признание той или иной лесной площади, подлежащей передаче городам, разрешается соглашением губернских земельных органов и коммунальных отделов и утверждается соответствующим народным комиссариатом земледелия.

51. Городские леса состоят в заведывании городских советов и могут быть объявляемы заповедными полностью или в отдельных их частях по постановлению городского совета.

52. Хозяйство в городских лесах ведется парковое, по особым правилам и инструкциям, издаваемым народным комиссариатом внутренних дел по соглашению с соответствующим народным комиссариатом земледелия.

53. Концессионными лесами являются лесные площади, предназначаемые для использования и эксплуатации древесины на лесосеках, отводимых концессионеру в порядке особых договоров, утверждаемых Советом Народных Комиссаров по представлению Главного концессионного комитета.

54. Районы лесных концессий устанавливаются Советом труда и обороны по представлениям соответствующего народного комиссариата земледелия, согласованным с Высшим советом народного хозяйства.

55. Лесохозяйственная единица, предназначенная для концессионного пользования, остается в общем административном заведывании соответствующего народного комиссариата земледелия; концессионеру же представляется ежегодно в течение договорного срока использование древесины на лесосеках, отводимых ему согласно плану хозяйства.

56. В концессионных договорах должны быть предусмотрены:

а) границы концессионного участка;

б) срок концессии;

в) порядок составления общего и частного плана хозяйства;

г) порядок отвода лесосек, предназначенных ежегодно в рубку;

д) размер, способы и сроки взносов платы, причитающейся с концессионера;

е) особые последствия, связанные с нарушением концессионером договора;

ж) другие условия, регулирующие пользование объектом концессии.

57. Надзор и контроль за выполнением концессионером плана лесного хозяйства осуществляется органами соответствующего Народного Комиссариата Земледелия на общих основаниях.

 

Раздел V. Обращение лесных площадей в другой вид угодий 

58. Соответствующему народному комиссариату земледелия предоставляется право государственным объединениям и предприятиям, основной задачей коих является механическая или химическая обработка древесины, отводить в лесах с неполным сбытом древесины, по особым договорным соглашениям, лесосеки вперед в размере до десяти годичных смет, с условием разработки их в очередности, предусмотренной планом хозяйства.

59. Расчистка или обращение лесных площадей в другой вид угодий в лесах государственного и местного значения, не признанных защитными, могут быть разрешаемы в следующих случаях:

а) для государственных потребностей: железных дорог, бечевников, для устройства полигонов, стрельбищ, лагерей, зданий и других надобностей государственного значения;

б) когда улучшение земледельческого хозяйства неминуемо вызывает необходимость расширения хозяйственных угодий за счет лесных;

в) в целях колонизационных, предусмотренных особыми законодательными актами.

60. Расчистка и обращение лесной почвы в другой вид угодий в случаях, указанных в ст. 59, разрешаются губернским земельным управлением в уездах, с лесистостью свыше тридцати пяти процентов, с условием, чтобы площадь лесного участка, подлежащего расчистке, в каждом отдельном случае не превышала пятидесяти десятин. Во всех остальных случаях расчистка лесных площадей разрешается соответствующим народным комиссариатом земледелия.

61. Передача лесных площадей, разрешенных под расчистку, производится в порядке землеустройства с составлением акта, которым устанавливается срок вырубки леса в зависимости от размера площади и условий сбыта леса.

62. Лес, произрастающий на участках, разрешенных к обращению в другой вид угодий, отпускается на общих основаниях.

 

Раздел VI. Об органах управления государственным лесным фондом 

63. Заведывание лесами единого государственного лесного фонда осуществляется лесными органами соответствующего народного комиссариата земледелия.

64. Государственный лесной фонд, сообразно с потребностями охранения и управления, а также в зависимости от экономических условий, разделяется на лесничества, а эти последние на объезды и обходы. Разделения на лесничества утверждаются соответствующим народным комиссариатом земледелия. Число объездов и обходов и их границы устанавливаются губернскими лесными органами.

65. Ведение хозяйства и управление лесами по лесничествам возлагается на лесничих. В помощь им определяются помощники лесничих.

66. Для производства ревизий в лесничествах, согласования и руководства хозяйственной деятельностью лесничих состоят областные, губернские и районные инспектора лесов.

67. Для охранения лесов по объездам и обходам состоит лесная стража: лесные объездчики и лесники.

68. Компетенция лесных органов, а также права и обязанности всех лесных специалистов и лесной стражи определяются положением о соответствующем народном комиссариате земледелия.

 

Раздел VII. Об охране лесов 

69. На губернские лесные органы и лесничих возлагается организация охраны лесов вверенных им лесничеств от пожаров, самовольных порубок и всяких иных повреждений, равно как от всякого незаконного пользования в лесах.

70. На лесную стражу под руководством лесничего и его помощника возлагается непосредственный надзор за вверенными их охранению участками леса. Лесная стража наблюдает за исполнением установленных предосторожностей от лесных пожаров и принимает меры к предупреждению всяких других повреждений леса.

71. На лесничих возлагается обязанность наблюдать, чтобы в лесах местного значения и особого назначения соблюдались все правила охраны лесов и чтобы рубка в них не принимала характера опустошительной.

72. Лесничие, их помощники и лесная стража вооружаются огнестрельным оружием и в отношении задержания самовольных порубщиков, а также производства обысков и отобрания похищенных лесных материалов и призывов граждан для тушения лесных пожаров пользуются правами милиции.

73. Лесничие, их помощники и лесная стража имеют наблюдение за точным пополнением правил об охоте в пределах вверенных их ведению участков.

 

 

[1] Смидович Петр Гермогенович (1874-1935) – политический деятель. С 1898 социал-демократ, с 1903 большевик. Участвовал в Московском восстании 1905 г. В 1917 был членом Московского ВРК, в 1918-1919 – председателем Московского совета и губсовнархоза, в 20-30-е гг. был членом президиума ВЦИК (его председателем не являлся), председателем Госкомитета по земельному устройству еврейских трудящихся, Комитета содействия северным окраинам, Комитета по заповедникам.[2] Т.е. союзной или автономной республики.[3] Постановлением ВЦИК от 16.10.1924 статья была заменена следующим текстом: " Древесина, предназначенная к отпуску из лесов общегосударственного значения, продается губернскими лесными органами:а) без торгов по таксам – трудовым землепользователям, переселенцам и расселенцам, а равно рабочим и служащим государственных учреждений и предприятий в пределах норм. Нормы устанавливаются в зависимости от лесистости местности и климатических условий губернскими земельными управлениями и утверждаются губернскими исполнительными комитетами;б) по соревнованию – исходя из оценочной стоимости леса государственным и местным учреждениям и предприятиям, как состоящим на государственном бюджете, так и выделенным на хозяйственный расчет, а равно объединенной в кооперативные общереспубликанские центры кооперации, лесной и по переработке дерева.Примечание. Государственным и местным учреждениям и предприятиям, состоящим на государственном бюджете, допускается продажа леса на корню по оценке без соревнования с особого утверждения Экономического совещания Р.С.Ф.С.Р."[4] Постановлением ВЦИК от 16.10.1924 после "расселенцам" были вставлены слова "трудовым землепользователям, освобожденным от сельско-хозяйственного налога".[5] Постановлением ВЦИК от 16.10.1924 статья была дополнена примечанием: "В случае недостатка мертвого леса губернским земельным управлениям предоставляется право разрешать льготные отпуски древесины беднейшему трудовому населению из сырорастущего леса в порядке, предусмотренном настоящей статьей Лесного кодекса".[6] Постановлением ВЦИК от 16.10.1924 статья была заменена следующим текстом: " Потребители древесины, получившие таковую в порядке п. "а" и примечания к ст. 23, а равно 24 и 25 статей настоящего Кодекса, обязываются употреблять ее по прямому назначению, без права переуступки лесосек.Потребителям этих категорий воспрещается перепродажа лесных материалов и дров, а также употребление древесины на корню или в заготовленном виде на расплату со служащими, рабочими, подрядчиками, а равно производство работы на условии долевого отчисления продукции.Примечание. Означенное запрещение не распространяется на остатки от заготовок леса (щепа, сучья и проч.), непригодные на поделку или заготовку дров".[7] Постановлением ВЦИК от 16.10.1924 статья была заменена следующим текстом: " Отпуск древесины из лесов особого назначения (ст. 38) устанавливается положениями, вырабатываемыми согласно ст. 39, и особыми договорами на основании ст. ст. 53-57 Лесного Кодекса".[8] Постановлением ВЦИК от 16.10.1924 статья была заменена следующим текстом: " Лес, оставшийся непроданным на соревнованиях, произведенных в порядке ст. 23 настоящего Кодекса, предлагается к продаже с торгов на общих основаниях для всех категорий лесопокупателей, как-то: государственных учреждений и предприятий, кооперации и частных лиц, причем лес, оставшийся непроданным на соревнованиях, ставится на первые торги без понижения его оценки".[9] Постановлением ВЦИК от 16.10.1924 статья была заменена следующим текстом: " Продажа леса как без торгов, так и по соревнованию и с торгов производится на основании особых правил и условий, устанавливаемых соответствующими народными комиссариатами земледелия по соглашению с народным комиссариатом финансов и народным комиссариатом внутренней торговли".