Конституция Союза Советских Социалистических Республик 1923 (1924) г.

 

Первая конституция СССР была подготовлена его ЦИКом по решению I Съезда советов в первой половине 1923 г., была одобрена (и предварительно введена в действие) ЦИКом СССР в июле 1923 г. и окончательно принята II Всесоюзным Съездом советов 31 января 1924 г.

По своему содержанию Конституция 1923 (1924) г. представляет собой развитие положений союзного договора 1922 г. в соответствии с основными принципами конституции РСФСР 1918 г. (см.). В частности, впервые в союзном конституционном праве упоминаются автономные республики. Увеличивается число союзных ведомств, что свидетельствует о быстрой централизации Советского союза. Показательно наличие собой главы об ОГПУ, а также включение его представителя в состав Верховного суда СССР с решающим голосом.

О поправках к Конституции 1923 (1924) г. см. ниже. Она действовала до принятия Конституции СССР 1936 г.(см.).

 

 

Постановление ЦИК СССР О Конституции Союза Советских Социалистических Республик. 6.7.1923 г.

 

 

 

 

 

 

24. При недостижении соглашения в согласительной комиссии вопрос переносится на рассмотрение совместного заседания Союзного Совета и Совета Национальностей, причем, в случае отсутствия большинства голосов Союзного Совета или Совета Национальностей, вопрос может быть передан, по требованию одного из этих органов, на разрешение очередного или чрезвычайного Съезда Советов Союза ССР[3].

 

34. Декреты и постановления ЦИК’а, его Президиума и СНК Союза ССР печатаются на языках, общеупотребительных в союзных республиках (русский, украинский, белорусский, грузинский, армянский, тюрко-татарский[5]).

 

 

46. Прокурор Верховного суда Союза ССР и его заместитель назначаются президиумом ЦИК’а Союза ССР. На обязанности прокурора Верховного суда Союза ССР лежит дача заключений по всем вопросам, подлежащим разрешению Верховного суда Союза ССР, поддержание обвинения в заседании его и, в случае несогласия с решениями пленарного заседания Верховного суда Союза ССР, опротестование их в президиум ЦИК’а Союза ССР[6].

 

 

 

 

 

57. Народный комиссар вправе единолично принимать решения по всем вопросам, подлежащим ведению соответствующего комиссариата, доводя о них до сведения коллегии. В случае несогласия с тем или иным решением народного комиссара, коллегия или отдельные ее члены, не приостанавливая исполнения решения, могут обжаловать его в СНК Союза ССР[8].

[1] Не приводится, т.к. повторяет декларацию, указанную в предыдущем документе.[2] Эта статья едва ли не впервые в советском праве ограничила законодательные полномочия СНК.[3] Статьи 23-24 предусматривают невозможную ситуацию. В действительности решения палат ЦИКа предрешались партийным руководством и конфликтов между ними не могло быть в принципе.[4] Фактически председателями ЦИК СССР по должности являлись председатели ЦИК союзных республик. Главным из них на практике являлся председатель ВЦИК.[5] Т.е. азербайджанский.[6] Конец статьи основан на принципе полновластия советов во всех вопросах, в т.ч. судебных. Поэтому высшей судебной инстанцией в СССР по конституции 1924 г. был не Верховный суд, а президиум ЦИК.[7] Деление не предусматривалось союзным договором 1922 г. и на конституционном уровне устанавливалось впервые.[8] Статьи 56-57 юридически закрепили переход от задуманного в 1917 коллегиального управления наркоматами к единоличному.