Закон СССР о статусе народных депутатов в СССР. 1972 г.[1]
Предлагаемый закон, принятый 20 сентября 1972 г., отражает формальное повышение статуса депутатов на рубеже 1960-1970-х гг. В то же время в условиях номинального конституционализма постановления о законодательных правах депутатов, их неприкосновенности и праве запросов (введенном этим законом) практического значения не имели. Было закреплено право депутатов обращаться в органы власти с требованиями о прекращении нарушений прав граждан, что окончательно превратило депутатов в своеобразных омбудсменов.
В соответствии с Конституцией СССР советский народ осуществляет государственную власть через советы народных депутатов, составляющие политическую основу СССР.
Депутаты уполномочены народом участвовать в осуществлении советами государственной власти, выражать его волю и интересы.
Быть народным депутатом – высокая честь и большая ответственность. Народ возлагает на депутатов важные государственные и общественные обязанности. Долг депутатов – отдавать все силы и знания делу строительства коммунизма, всемерно способствовать дальнейшему упрочению союза рабочих, крестьян и интеллигенции, дружбы всех наций и народностей СССР, социально-политического и идейного единства советского общества, повышению материального и культурного уровня жизни трудящихся, усилению могущества социалистической Родины. Депутаты призваны претворять в жизнь избирательную платформу нерушимого блока коммунистов и беспартийных, воплощающую политику Коммунистической партии, интересы народа.
Всей своей деятельностью депутат должен оправдывать доверие избирателей, всегда быть на уровне требований, предъявляемых к нему народом.
I. Общие положения
Статья 1. Депутаты – полномочные представители народа в советах
Депутаты являются полномочными представителями народа в органах государственной власти – советах народных депутатов.
В соответствии с Конституцией СССР депутат Верховного Совета СССР, верховного совета союзной республики, верховного совета автономной республики, краевого, областного совета народных депутатов, совета народных депутатов автономной области, автономного округа, районного, городского, районного в городе, поселкового и сельского совета народных депутатов получает свои полномочия в результате избрания его в совет на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
Статья 2. Участие депутатов в осуществлении советами государственной власти
Осуществление советами государственной власти основывается на активном участии каждого депутата во всей работе совета.
Участвуя в работе советов, депутаты решают вопросы государственного, хозяйственного и социально-культурного строительства, организуют проведение решений Советов в жизнь, осуществляют контроль за работой государственных органов, предприятий, учреждений и организаций.
В своей деятельности депутат руководствуется общегосударственными интересами, учитывает запросы населения избирательного округа, а также экономические, культурные, национальные и иные особенности союзной, автономной республики, автономной области, автономного округа, от которых депутат избран или на территории которых находится его избирательный округ.
Депутат строит свою работу на основе законодательства Союза ССР, союзной, автономной республики, а также решений соответствующих советов народных депутатов.
Статья 3. Законодательство о полномочиях депутатов
Полномочия депутатов советов народных депутатов в СССР определяются на основе Конституции СССР настоящим Законом, а также:
законодательством Союза ССР – для депутатов Совета Союза и Совета Национальностей Верховного Совета СССР;
законодательством Союза ССР и союзных республик – для депутатов верховных советов союзных республик;
законодательством Союза ССР, союзных и автономных республик – для депутатов верховных советов автономных республик;
законодательством Союза ССР и союзных республик, а в автономных республиках – также законодательством автономных республик – для депутатов краевых, областных советов народных депутатов, советов народных депутатов автономных областей, автономных округов, районных, городских, районных в городах, поселковых и сельских советов народных депутатов.
Статья 4. Срок полномочий депутата
Полномочия депутата начинаются со дня его избрания в совет народных депутатов. Избираемая советом мандатная комиссия проверяет полномочия депутатов. совет по представлению мандатной комиссии принимает решение о признании полномочий депутатов, а в случае нарушения законодательства о выборах – о признании выборов отдельных депутатов недействительными.
Полномочия депутата заканчиваются в день выборов в совет нового созыва.
Статья 5. Сочетание депутатской деятельности с выполнением производственных и служебных обязанностей
Депутат осуществляет свои полномочия, не порывая с производственной или служебной деятельностью. Депутатские полномочия осуществляются безвозмездно.
Депутат активно участвует в производственной и общественно-политической жизни, подает пример исполнения советских законов, соблюдения трудовой дисциплины, правил социалистического общежития.
Статья 6. Связь депутата с избирателями, его подотчетность и ответственность перед ними
Депутат поддерживает связь с избирателями, с коллективами и общественными организациями, выдвинувшими его кандидатом в депутаты, а также с предприятиями, учреждениями, организациями, государственными и общественными органами, расположенными на территории его избирательного округа.
Депутат ответственен перед избирателями и им подотчетен.
Депутат, не оправдавший доверия избирателей или совершивший действия, не достойные высокого звания депутата, может быть в любое время отозван по решению большинства избирателей в установленном законом порядке.
Статья 7. Наказы избирателей
Избиратели дают наказы своим депутатам.
Соответствующий совет рассматривает наказы, одобренные собраниями избирателей, утверждает план мероприятий по выполнению наказов, учитывает их при разработке планов экономического и социального развития и составлении бюджета, организует выполнение наказов и информирует граждан об их реализации.
Депутат участвует в организации населения на выполнение наказов избирателей и в контроле за их реализацией предприятиями, учреждениями и организациями, добивается претворения наказов в жизнь.
Порядок внесения, рассмотрения, учета и выполнения наказов избирателей определяется законодательством Союза ССР, союзных, автономных республик.
Статья 8. Взаимоотношения депутата с советом и его органами
Депутат как член коллегиального представительного органа государственной власти обязан принимать активное участие в деятельности Сове, постоянных комиссий и других органов Сова, в состав которых он избран, выполнять поручения Сота и его органов.
Совет может заслушивать сообщения депутатов о выполнении ими депутатских обязанностей, решений и поручений совета и его органов.
Президиумы верховных советов, исполнительные комитеты советов оказывают депутатам соответствующих советов необходимую помощь в их работе, информируют депутатов о деятельности совета и его органов, о ходе выполнения планов экономического и социального развития, реализации наказов избирателей, о мерах, принятых по критическим замечаниям и предложениям депутатов, содействуют изучению депутатами советского законодательства, опыта работы советов.
Статья 9. Обеспечение государством условий для осуществления депутатских полномочий
Советское государство гарантирует каждому депутату условия для беспрепятственного и эффективного осуществления его прав и обязанностей.
Лица, препятствующие депутату в осуществлении его полномочий или посягающие на честь и достоинство депутата как представителя государственной власти, несут ответственность в соответствии с законом.
Статья 10. Досрочное прекращение полномочий депутата
Полномочия депутата прекращаются досрочно в случае отзыва депутата избирателями.
Полномочия депутата могут быть прекращены досрочно по решению совета, принимаемому в связи с личным заявлением депутата о сложении им депутатских полномочий ввиду обстоятельств, препятствующих их выполнению, либо в связи с вступившим в законную силу обвинительным судебным приговором в отношении лица, являющегося депутатом.
II. Деятельность депутата в совете
Статья 11. Участие депутата в сессиях совета
На сессиях совета депутаты на основе коллективного, свободного, делового обсуждения рассматривают и решают важнейшие вопросы, отнесенные к ведению Совета.
Депутат обязан присутствовать на каждой сессии совета и активно участвовать в ее работе.
Президиум Верховного Совета СССР, президиум верховного совета союзной республики, президиум верховного совета автономной республики, исполнительный комитет совета заблаговременно сообщает депутату о времени созыва и месте проведения сессии совета, о вопросах, вносимых на рассмотрение совета, и предоставляет ему необходимые материалы по этим вопросам.
В случае невозможности прибыть на сессию депутат сообщает об этом соответственно в президиум верховного совета или в исполнительный комитет совета.
Статья 12. Права депутата на сессии совета
Депутат пользуется решающим голосом по всем вопросам, рассматриваемым советом на сессии, имеет право избирать и быть избранным в органы совета.
Депутат вправе предлагать вопросы для рассмотрения советом, вносить предложения по повестке дня сессии, порядку рассмотрения и существу обсуждаемых вопросов, по персональному составу создаваемых Советом органов и кандидатурам должностных лиц, избираемых, назначаемых или утверждаемых Советом, обращаться с запросами, участвовать в прениях, задавать вопросы, вносить проекты решений и поправки к ним, выступать с обоснованием своих предложений и по мотивам голосования, давать справки.
Депутат вправе вносить предложения о заслушивании на сессии совета отчета или информации любого органа либо должностного лица, подотчетного или подконтрольного совету.
Депутат по обсуждаемому на сессии вопросу может передать председательствующему свои предложения и замечания в письменной форме.
Статья 13. Право законодательной инициативы депутатов верховных советов
Депутат Верховного Совета СССР, депутат верховного совета союзной республики, депутат верховного совета автономной республики обладает правом законодательной инициативы в верховном совете, в который он избран.
Статья 14. Депутатский запрос
Депутат имеет право запроса к соответствующим государственным органам и должностным лицам.
Депутат Верховного Совета СССР, депутат верховного совета союзной республики, депутат верховного совета автономной республики имеет право обратиться с запросом соответственно к Совету министров СССР, совету министров союзной республики, совету министров автономной республики, к министрам и руководителям других органов, образуемых Верховным Советом СССР, союзной, автономной республики.
Депутат верховного совета союзной республики, депутат верховного совета автономной республики имеет также право обратиться с запросом к руководителям расположенных на территории соответствующей республики предприятий, учреждений и организаций союзного подчинения по вопросам, отнесенным к ведению республики, а депутат верховного совета автономной республики – также к руководителям расположенных на территории автономной республики предприятий, учреждений и организаций республиканского (союзной республики) подчинения по вопросам, отнесенным к ведению автономной республики.
Депутат краевого, областного совета, совета автономной области, автономного округа, районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского совета имеет право обратиться с запросом к исполнительному комитету, руководителям его отделов и управлений, а также к руководителям расположенных на территории совета предприятий, учреждений и организаций по вопросам, отнесенным к ведению соответствующего совета.
Запрос может быть внесен депутатом или группой депутатов в письменной или устной форме. Запрос, внесенный в письменной форме, подлежит оглашению на сессии совета.
Обсуждение советами запросов депутатов – действенное средство контроля за работой государственных органов и должностных лиц.
Государственный орган или должностное лицо, к которому обращен запрос, обязаны дать устный или письменный ответ на запрос на сессии совета в сроки и в порядке, установленные законами Союза ССР, союзной, автономной республики.
Статья 15. Порядок рассмотрения предложений и замечаний депутатов, внесенных на сессии совета
Предложения и замечания, высказанные депутатами на сессии совета или переданные в письменной форме председательствующему на сессии, рассматриваются советом либо направляются им на рассмотрение соответствующим государственным и общественным органам и должностным лицам.
Государственные и общественные органы, а также должностные лица, которым направлены предложения и замечания депутатов, внесенные на сессии совета, обязаны в установленные сроки рассмотреть эти предложения и замечания и о результатах сообщить непосредственно депутату, а также соответственно в президиум верховного совета, совет министров, исполнительный комитет совета.
Контроль за рассмотрением и реализацией предложений и замечаний депутатов осуществляется соответственно президиумом верховного совета, советом министров, исполнительным комитетом совета.
Статья 16. Участие депутата в работе органов совета
Депутат, избранный в президиум верховного совета, исполнительный комитет, постоянные комиссии и другие органы совета, вправе вносить вопросы на рассмотрение указанных органов, участвует в подготовке вопросов к рассмотрению, в их обсуждении и принятии по ним решений, а также в организации проведения в жизнь решений совета и его органов и в контроле за их выполнением.
Статья 17. Проведение депутатом проверок работы государственных органов, предприятий, учреждений и организаций
По поручению совета или его органов депутат может проверять работу государственных органов, предприятий, учреждений и организаций по вопросам, относящимся к ведению совета, знакомиться с необходимыми документами. О результатах проверки депутат информирует соответствующие государственные органы, предприятия, учреждения, организации и, в случае необходимости, вносит предложения об улучшении их работы, устранении выявленных недостатков, привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении государственной дисциплины и законности.
Депутат вправе возбуждать в совете и его органах вопрос о необходимости проведения проверок работы государственных органов, предприятий, учреждений и организаций.
III. Деятельность депутата в избирательном округе
Статья 18. Работа депутата среди населения в избирательном округе
Активная работа депутатов в избирательных округах – необходимое условие эффективной деятельности совета, укрепления его связей с населением.
Поддерживая постоянную связь со своими избирателями, депутат информирует их о работе совета, о выполнении планов экономического и социального развития, решений совета и наказов избирателей, участвует в организации исполнения законов, решений совета и его органов, изучает общественное мнение, сообщает совету и его органам о нуждах и потребностях населения, принимает меры к их удовлетворению, вносит на рассмотрение соответствующих органов и должностных лиц предложения по вопросам, возникающим в связи с его депутатской деятельностью.
В своей работе в избирательном округе депутат опирается на помощь и поддержку актива совета, общественных организаций, органов общественной самодеятельности населения, трудовых коллективов.
Статья 19. Рассмотрение депутатом предложений, заявлений и жалоб избирателей
Депутат рассматривает поступившие к нему предложения, заявления и жалобы, принимает меры к их правильному и своевременному разрешению, ведет прием граждан, изучает причины, порождающие жалобы, и вносит свои предложения в совет, другие государственные и общественные органы, предприятия, учреждения и организации.
Депутат вправе осуществлять контроль за рассмотрением направленных им предложений, заявлений и жалоб в государственных органах, предприятиях, учреждениях и организациях, расположенных на территории совета, и принимать личное участие в рассмотрении указанных предложений, заявлений и жалоб.
Статья 20. Отчеты депутата перед избирателями
Депутат Верховного Совета СССР, верховного совета союзной республики, верховного совета автономной республики периодически, но не реже одного раза в год, а депутат краевого, областного совета, совета автономной области, автономного округа, районного, городского, районного в городе, поселкового и сельского совета не реже двух раз в год обязан отчитываться о своей работе и работе совета перед избирателями и перед коллективами и общественными организациями, выдвинувшими его кандидатом в депутаты.
Отчет депутата может быть проведен в любое время по требованию коллективов и общественных организаций, выдвинувших его кандидатом в депутаты, либо по требованию собраний избирателей по месту их жительства.
Депутат информирует совет о проведенном отчете и о поступивших предложениях избирателей.
Статья 21. Содействие депутату в проведении отчетов и встреч с избирателями
Депутату в его избирательном округе обеспечиваются необходимые условия для проведения отчетов и встреч с избирателями. В этих целях исполнительный комитет соответствующего совета, а также администрация и общественные организации предприятий, учреждений, организаций выделяют помещения, извещают избирателей о времени и месте проведения отчетов депутата, его встреч с избирателями, приема депутатом избирателей, а также принимают другие меры по оказанию депутату содействия в его работе в избирательном округе.
По просьбе депутата необходимые ему для отчетов и выступлений перед избирателями справочные и информационные материалы предоставляются соответственно президиумом верховного совета или исполнительным комитетом того совета, депутатом которого он является, а также исполнительными комитетами советов, расположенных на территории избирательного округа.
Статья 22. Участие депутата в работе сессий нижестоящих советов и собраниях трудящихся
Депутат на территории совета, в состав которого он избран, вправе участвовать с совещательным голосом в работе сессий нижестоящих советов.
В своем избирательном округе депутат может участвовать в собраниях хозяйственного актива, трудовых коллективов, граждан по месту жительства.
Статья 23. Обязанности государственных и общественных органов и должностных лиц по рассмотрению обращений депутатов
Депутат вправе обращаться во все государственные и общественные органы, предприятия, учреждения и организации, к должностным лицам по вопросам депутатской деятельности и принимать участие в рассмотрении поставленных вопросов. Указанные органы и должностные лица обязаны рассмотреть его предложения и дать ответ в установленные сроки.
Предложения депутатов по наиболее важным вопросам подлежат рассмотрению соответственно исполнительными комитетами советов, коллегиями министерств, государственных комитетов и ведомств, советами министров, президиумами верховных советов. О дне рассмотрения депутат извещается заблаговременно.
Статья 24. Право депутата на безотлагательный прием должностными лицами
По вопросам депутатской деятельности депутат пользуется правом безотлагательного приема руководителями и другими должностными лицами соответствующих государственных и общественных органов, предприятий, учреждений и организаций.
Статья 25. Право депутата требовать устранения нарушения законности
Депутат обязан стоять на страже советских законов, активно участвовать в борьбе с правонарушениями, в воспитании трудящихся в духе высокой сознательности, исполнения гражданского долга, неуклонного соблюдения социалистической законности.
При обнаружении нарушения прав и охраняемых законом интересов граждан или иного нарушения законности депутат как представитель государственной власти вправе потребовать прекращения этих нарушений, а в необходимых случаях обратиться с требованием к соответствующим органам и должностным лицам пресечь такие нарушения.
Должностные лица государственных и общественных органов, администрация предприятий, учреждений и организаций, а также работники милиции, к которым обращено требование депутата, обязаны незамедлительно принять меры для устранения нарушения и при необходимости – для привлечения виновных к ответственности.
IV. Основные гарантии депутатской деятельности
Статья 26. Содействие депутату в осуществлении его полномочий
Государственные и общественные органы, предприятия, учреждения, организации и их должностные лица обязаны содействовать депутату в осуществлении его полномочий. В случае невыполнения должностными лицами обязанностей по оказанию содействия депутатам в осуществлении их полномочий Совет или его органы могут в установленном порядке налагать дисциплинарные взыскания на этих должностных лиц либо входить в соответствующие органы с представлениями о наложении на указанных лиц дисциплинарных взысканий вплоть до освобождения от занимаемой должности.
Статья 27. Освобождение депутата от производственных или служебных обязанностей для выполнения депутатских полномочий
На время сессий совета, а также для осуществления депутатских полномочий в других случаях, предусмотренных законом, депутат освобождается от выполнения производственных или служебных обязанностей с сохранением среднего заработка по месту постоянной работы.
Статья 28. Обеспечение депутата изданиями совета. Оказание депутату юридической помощи
Президиум Верховного Совета СССР, президиум верховного совета союзной республики, президиум верховного совета автономной республики, исполнительный комитет совета обеспечивает депутата соответствующего совета официальными изданиями и информационными материалами совета.
Исполнительные комитеты советов, администрация предприятий и организаций, а также юридические учреждения обеспечивают депутату помощь по правовым вопросам, возникающим в его депутатской деятельности.
Статья 29. Обязанность руководителей предприятий, учреждений и организаций предоставлять депутатам необходимую информацию
Руководители предприятий, учреждений и организаций, расположенных в избирательном округе, по просьбе депутата предоставляют ему справочные материалы и другую информацию, необходимые для осуществления депутатской деятельности.
Статья 30. Возмещение депутату расходов, связанных с выполнением депутатских полномочий
В случаях и в порядке, установленных законодательством, депутату возмещаются расходы, связанные с выполнением депутатских полномочий.
Статья 31. Право депутата на бесплатный проезд
Депутат Верховного Совета СССР на территории Союза ССР, депутат верховного совета союзной республики, депутат верховного совета автономной республики на территории соответствующей республики пользуется правом бесплатного проезда по всем железнодорожным, автомобильным, водным, воздушным внутренним путям сообщения и на всех видах городского пассажирского транспорта (за исключением такси).
Депутат краевого, областного совета, совета автономной области, автономного округа, районного, городского, районного в городе, поселкового и сельского совета пользуется соответственно на территории края, области, округа, района, города, поселка и сельсовета правом бесплатного проезда на автомобильном и водном транспорте республиканского подчинения и на всех видах городского пассажирского транспорта (за исключением такси), а депутат краевого, областного совета, совета автономной области, автономного округа, районного совета – также на железнодорожном транспорте.
Порядок и условия бесплатного проезда депутатов верховных советов союзных, автономных республик и местных советов, а также порядок связанных с этим расчетов с транспортными организациями определяются Советом министров СССР и советами министров союзных республик.
Статья 32. Охрана трудовых прав депутата
Депутат не может быть по инициативе администрации уволен с работы на предприятии, в учреждении или организации, исключен из колхоза или переведен в порядке дисциплинарного взыскания на нижеоплачиваемую работу без предварительного согласия совета, а в период между сессиями – без предварительного согласия соответственно исполнительного комитета совета или президиума верховного совета.
Депутату, освобожденному от работы вследствие избрания его на выборную должность в органе совета, предоставляется после окончания его полномочий по выборной должности прежняя работа (должность), а при ее отсутствии – другая равноценная работа (должность) на том же или, с его согласия, на другом предприятии, в учреждении, организации.
Время работы депутата на выборной должности в органе совета засчитывается в трудовой стаж по той специальности, по которой депутат работал до избрания на выборную должность в органе совета.
Статья 33. Депутатская неприкосновенность депутатов верховных советов
Депутат Верховного Совета СССР, депутат верховного совета союзной республики не может быть привлечен к уголовной ответственности, арестован или подвергнут мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке, без согласия соответственно Верховного совета СССР, верховного совета союзной республики, а в период между их сессиями – без согласия президиума верховного совета.
Депутат верховного совета автономной республики на территории автономной республики, а также на всей территории союзной республики, в которой состоит автономная республика, не может быть привлечен к уголовной ответственности, арестован или подвергнут мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке, без согласия верховного совета автономной республики, а в период между его сессиями – без согласия президиума верховного совета автономной республики.
Статья 34. Депутатская неприкосновенность депутатов местных советов
Депутат краевого, областного совета, совета автономной области, автономного округа, районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского совета народных депутатов не может быть на территории соответствующего совета привлечен к уголовной ответственности, арестован или подвергнут мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке, без согласия соответствующего совета, а в период между сессиями – без согласия его исполнительного комитета.
Решение совета или его исполнительного комитета по вопросу, указанному в части первой настоящей статьи, может быть отменено соответственно вышестоящим советом или его исполнительным комитетом с передачей вопроса на повторное рассмотрение совета. Если совет подтвердит первоначальное решение, вопрос может быть решен по существу областным, краевым советом народных депутатов, президиумом верховного совета автономной или союзной республики по представлению соответственно прокурора области, края, республики.
Статья 35. Депутатское удостоверение и нагрудный знак депутата
Депутат имеет депутатское удостоверение и нагрудный знак депутата, которые выдаются ему после признания советом полномочий депутата. Депутатским удостоверением и нагрудным знаком депутат пользуется в течение срока своих полномочий.
Образцы депутатских удостоверений и нагрудных знаков депутатов, а также положения о нагрудных знаках депутатов утверждаются:
для депутатов Верховного Совета СССР – Президиумом Верховного Совета СССР;
для депутатов верховных советов союзных и автономных республик и депутатов местных советов – президиумами верховных советов соответствующих союзных и автономных республик.