Положение о постоянных комиссиях Совета Союза и Совета национальностей Верховного Совета СССР. 1967 г. [1]
Предлагаемый закон, изданный 12 октября 1967 г., устанавливает перечень наиболее важных комиссий обеих палат Верховного совета СССР, их компетенцию, порядок избрания и работы. Показательно, что в странах с реально работающим парламентом подобные вопросы решаются не законом, а регламентом соответствующей палаты.
I. Основные принципы организации и деятельности постоянных комиссий, порядок их образования
Статья 1. В соответствии с Конституцией СССР Совет Союза и Совет национальностей избирают из числа депутатов постоянные комиссии для предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, относящихся к ведению Верховного Совета СССР, а также для содействия проведению в жизнь законов СССР и иных решений Верховного Совета СССР и его Президиума, контроля за деятельностью государственных органов и организаций.
Статья 2. Основными задачами постоянных комиссий Совета Союза и Совета национальностей являются:
разработка предложений для рассмотрения соответствующей палатой или Президиумом Верховного Совета СССР;
подготовка заключений по вопросам, внесенным на рассмотрение Верховного Совета СССР и его Президиума;
содействие государственным органам и организациям, а также депутатам Верховного Совета СССР в их работе по осуществлению законов СССР и иных решений Верховного Совета СССР и его Президиума;
контроль за деятельностью министерств, государственных комитетов и ведомств СССР, других общесоюзных организаций, а также республиканских и местных государственных органов и организаций по проведению в жизнь Конституции СССР, законов СССР и иных решений Верховного Совета СССР и его Президиума.
Выполняя возложенные на них задачи, постоянные комиссии Совета Союза и Совета Национальностей призваны всей своей работой во время сессий Верховного Совета СССР и в период между сессиями способствовать постоянной и эффективной деятельности Верховного Совета СССР как высшего органа государственной власти СССР.
Статья 3. Постоянные комиссии Совета Союза и Совета национальностей в своей деятельности исходят из единства интересов Союза ССР и союзных республик, необходимости рационального размещения производительных сил, повышения эффективности общественного производства и качества работы во всех звеньях народного хозяйства, комплексного развития и специализации хозяйства союзных республик и экономических районов, а также из учета национальных и иных особенностей союзных и автономных республик, автономных областей и автономных округов.
Статья 4. Каждая палата Верховного Совета СССР образует мандатную комиссию, комиссию законодательных предположений, комиссию по иностранным делам, планово-бюджетную комиссию, а также постоянные комиссии по другим вопросам государственного, хозяйственного и социально-культурного строительства.
Статья 5. Постоянные комиссии избираются Советом Союза и Советом национальностей на срок полномочий Верховного Совета СССР данного созыва в составе председателя комиссии и членов комиссии. Численный состав комиссии определяется палатой. Каждая постоянная комиссия избирает из числа своих членов заместителя председателя и секретаря комиссии.
В течение срока полномочий Верховного Совета СССР палаты могут образовывать новые постоянные комиссии и вносить изменения в состав комиссий.
В состав постоянных комиссий не могут быть избраны председатели палат, их заместители, а также депутаты, входящие в состав Президиума Верховного Совета СССР, Совета Министров СССР, Комитета народного контроля СССР, Верховного суда СССР, генеральный прокурор СССР и главный государственный арбитр СССР.
Статья 6. Постоянные комиссии Совета Союза и Совета национальностей ответственны перед избравшей их палатой и ей подотчетны.
Деятельность постоянных комиссий Совета Союза и Совета национальностей координирует Президиум Верховного Совета СССР.
Председатель Совета Союза и Председатель Совета национальностей, ведая внутренним распорядком палаты, оказывают помощь в организации работы постоянных комиссий соответствующей палаты.
Статья 7. Постоянные комиссии Совета Союза и Совета национальностей свою работу строят на основе коллективного, свободного, делового обсуждения и решения вопросов, гласности и широкой инициативы членов постоянных комиссий.
Постоянные комиссии палат действуют в сотрудничестве с общественными организациями, изучают и учитывают общественное мнение.
II. Вопросы ведения постоянных комиссий
Статья 8. Вопросы ведения, права и обязанности, порядок организации и деятельности постоянных комиссий Совета Союза и Совета национальностей определяются Конституцией СССР, Регламентом Верховного Совета СССР, настоящим Положением, другими законами СССР и в соответствии с ними – палатами Верховного Совета СССР.
Статья 9. На мандатные комиссии Совета Союза и Совета национальностей возлагается:
1) проверка на основании статьи 110 Конституции СССР полномочий депутатов соответствующей палаты и представление на ее рассмотрение предложений о признании полномочий депутатов, а в случае нарушения законодательства о выборах – о признании выборов отдельных депутатов недействительными[2];
2) подготовка и внесение в Президиум Верховного Совета СССР предложений по вопросам проведения выборов депутатов вместо выбывших;
3) разработка по поручению Верховного Совета СССР, соответствующей палаты, Президиума Верховного Совета СССР, а также по собственной инициативе проектов законов СССР, других актов Верховного Совета СССР и его Президиума и предложений по вопросам, связанным с депутатской деятельностью, подготовка и представление заключений по таким вопросам, переданным комиссиям на предварительное или дополнительное рассмотрение;
4) подготовка заключений по вопросам, связанным с неприкосновенностью депутата и другими гарантиями депутатской деятельности либо с отзывом депутата избирателями.
Статья 10. На комиссии законодательных предположений Совета Союза и Совета национальностей возлагается:
1) разработка по поручению Верховного Совета СССР, соответствующей палаты, Президиума Верховного Совета СССР, а также по собственной инициативе проектов законов СССР, других актов Верховного Совета СССР и его Президиума, подготовка иных вопросов, связанных с совершенствованием законодательства, осуществлением правосудия, укреплением социалистической законности и правопорядка;
2) предварительное или дополнительное рассмотрение переданных комиссиям проектов законов СССР, других актов Верховного Совета СССР и его Президиума и подготовка соответствующих заключений;
3) участие по просьбе других постоянных комиссий в разработке проектов законов СССР и других актов Верховного Совета СССР и его Президиума, подготавливаемых соответствующими комиссиями;
4) подготовка предложений по вопросам кодификации и систематизации законодательства СССР;
5) заслушивание сообщений и докладов министерств, государственных комитетов и ведомств СССР, других общесоюзных организаций, а также республиканских и местных государственных органов и организаций по вопросам укрепления социалистической законности, защиты прав и охраняемых законом интересов граждан, совершенствования законодательства.
Статья 11. На комиссии по иностранным делам Совета Союза и Совета национальностей возлагается:
1) подготовка и предварительное рассмотрение разрешаемых Верховным Советом СССР и его Президиумом вопросов развития политических, экономических, научных, культурных и иных связей СССР с зарубежными государствами, Организацией Объединенных Наций и другими международными организациями, а также представление по этим вопросам предложений и заключений Верховному Совету СССР, соответствующей палате или Президиуму Верховного Совета СССР;
2) предварительное рассмотрение по поручению Президиума Верховного Совета СССР представленных на ратификацию или денонсацию международных договоров СССР и подготовка заключений по этим вопросам;
3) разработка по поручению Верховного Совета СССР, соответствующей палаты, Президиума Верховного Совета СССР, а также по собственной инициативе проектов законов СССР, деклараций, заявлений, обращений, меморандумов, других актов Верховного Совета СССР и его Президиума и предложений по внешнеполитическим вопросам;
4) заслушивание сообщений и докладов министерств, государственных комитетов и ведомств СССР, других общесоюзных организаций, осуществляющих политические, экономические, научные, культурные и иные связи с зарубежными государствами, дипломатических представителей СССР в иностранных государствах и при международных организациях по вопросам их деятельности.
Статья 12. На планово-бюджетные комиссии Совета Союза и Совета национальностей возлагается:
1) предварительное рассмотрение внесенных Советом Министров СССР на утверждение Верховного Совета СССР государственных планов экономического и социального развития СССР и отчетов о выполнении государственных планов;
2) предварительное рассмотрение внесенных Советом Министров СССР на утверждение Верховного Совета СССР государственного бюджета СССР и отчета об исполнении государственного бюджета;
3) рассмотрение поступивших в комиссии от министерств, государственных комитетов и ведомств СССР, советов министров союзных республик, Всесоюзного центрального совета профессиональных союзов и общесоюзных органов других общественных организаций предложений, касающихся изменения показателей государственных планов экономического и социального развития СССР и государственного бюджета СССР, внесенных на утверждение Верховного Совета СССР;
4) подготовка совместно с другими постоянными комиссиями палат заключений по государственным планам экономического и социального развития СССР и государственному бюджету СССР, отчетам о выполнении планов и исполнении бюджета и представление этих заключений Верховному Совету СССР, соответствующей палате, Президиуму Верховного Совета СССР;
5) разработка по поручению Верховного Совета СССР, соответствующей палаты, Президиума Верховного Совета СССР, а также по собственной инициативе проектов законов СССР, других актов Верховного Совета СССР и его Президиума и предложений по вопросам планирования экономического и социального развития, бюджетно-финансовым вопросам, подготовка и представление заключений по таким вопросам, переданным комиссиям на предварительное или дополнительное рассмотрение;
6) заслушивание сообщений и докладов министерств, государственных комитетов и ведомств СССР, советов министров союзных республик по вопросам выполнения государственного плана экономического и социального развития СССР и исполнения государственного бюджета СССР, докладов Всесоюзного центрального совета профессиональных союзов по доходам и расходам бюджета государственного социального страхования, а также докладов государственных органов и организаций по вопросам, касающимся планирования, финансирования, кредитования, и другим вопросам экономического и социального развития.
Статья 13. На постоянные комиссии Совета Союза и Совета национальностей по другим вопросам государственного, хозяйственного и социально-культурного строительства возлагается:
1) предварительное рассмотрение и подготовка вопросов о состоянии и развитии соответствующих областей государственного, хозяйственного и социально-культурного строительства, относящихся к ведению комиссий, и разработка предложений по таким вопросам;
2) разработка по поручению Верховного Совета СССР, соответствующей палаты, Президиума Верховного Совета СССР или по собственной инициативе проектов законов СССР и других актов Верховного Совета СССР и его Президиума по вопросам, относящимся к ведению комиссий, а также подготовка заключений по таким вопросам, переданным комиссиям на предварительное или дополнительное рассмотрение;
3) предварительное рассмотрение соответствующих разделов и показателей государственных планов экономического и социального развития СССР, государственного бюджета СССР и отчетов о выполнении планов и исполнении бюджета;
4) рассмотрение поступивших в комиссии от министерств, государственных комитетов и ведомств СССР, советов министров союзных республик, общесоюзных органов общественных организаций предложений, касающихся изменения соответствующих показателей государственных планов экономического и социального развития СССР и государственного бюджета СССР, внесенных на утверждение Верховного Совета СССР;
5) подготовка совместно с планово-бюджетными комиссиями палат заключений по государственным планам экономического и социального развития СССР и государственному бюджету СССР, отчетам о выполнении планов и исполнении бюджета и представление этих заключений Верховному Совету СССР, соответствующей палате, Президиуму Верховного Совета СССР;
6) заслушивание сообщений и докладов соответствующих министерств, государственных комитетов и ведомств СССР, других общесоюзных организаций, а также республиканских и местных государственных органов и организаций по вопросам, относящимся к ведению комиссий.
Статья 14. Постоянные комиссии одной палаты Верховного Совета СССР в необходимых случаях согласуют свою работу с одноименными комиссиями другой палаты и объединяют усилия по осуществлению возложенных на них задач.
Статья 15. Вопросы, которые относятся к ведению нескольких постоянных комиссий одной или обеих палат, могут по инициативе комиссий, а также по поручению палат либо Президиума Верховного Совета СССР подготавливаться и рассматриваться комиссиями совместно.
Постоянная комиссия по вопросам, находящимся на ее рассмотрении, может запрашивать мнение других постоянных комиссий.
Статья 16. Если постоянная комиссия считает, что вопрос, переданный на ее рассмотрение, относится также к ведению другой постоянной комиссии, либо признает необходимым высказать свое мнение по вопросу, рассматриваемому другой комиссией, то она вправе внести об этом предложение в палату или в Президиум Верховного Совета СССР.
Постоянная комиссия по просьбе других постоянных комиссий может по вопросам своего ведения принимать участие в подготовке вопросов, рассматриваемых этими комиссиями.
III. Права и обязанности постоянных комиссий
Статья 17. Постоянные комиссии Совета Союза и Совета национальностей при рассмотрении вопросов, относящихся к их ведению, пользуются равными правами и несут равные обязанности.
Статья 18. Постоянным комиссиям Совета Союза и Совета национальностей в равной мере принадлежит право законодательной инициативы.
Статья 19. Постоянные комиссии Совета Союза и Совета национальностей могут выступать на заседаниях Совета Союза и Совета национальностей или на совместных заседаниях палат с докладами и содокладами по вопросам, относящимся к их ведению.
Постоянные комиссии по вопросам, внесенным ими в Верховный Совет СССР, либо по вопросам, переданным комиссиям на предварительное или дополнительное рассмотрение, выделяют своих докладчиков или содокладчиков.
По вопросам, подготовленным постоянными комиссиями совместно, комиссии могут выступать с совместными докладами и содокладами либо отдельно представлять свои замечания и предложения.
Статья 20. Постоянные комиссии Совета Союза и Совета национальностей вправе вносить в соответствующую палату либо в Президиум Верховного Совета СССР предложения о передаче проектов законов СССР или других наиболее важных вопросов государственной жизни на всенародное обсуждение, а также об опубликовании законопроектов либо других предложений для обсуждения общественностью.
Поступившие в ходе обсуждения предложения граждан, трудовых коллективов, учреждений и организаций по проектам законов и другим вопросам рассматриваются и обобщаются в порядке, определяемом Верховным Советом СССР или его Президиумом, и докладываются Верховному Совету СССР при рассмотрении проекта закона СССР либо иного вопроса на сессии.
Статья 21. Постоянные комиссии Совета Союза и Совета национальностей по вопросам, относящимся к их ведению, вправе заслушивать представителей Совета Министров СССР, советов министров союзных республик, руководителей министерств, государственных комитетов и ведомств СССР, других общесоюзных, республиканских и местных государственных органов и организаций.
По предложению постоянной комиссии представители и руководители указанных органов и организаций обязаны явиться на заседание комиссии и представить разъяснения по рассматриваемым комиссией вопросам. При этом постоянные комиссии заблаговременно извещают соответствующие органы и организации о предстоящем рассмотрении вопросов.
Статья 22. Постоянные комиссии Совета Союза и Совета национальностей по вопросам, относящимся к их ведению, вправе требовать от государственных и общественных органов и организаций, от должностных лиц представления документов, письменных заключений, отчетных данных и иных материалов.
Все государственные и общественные органы, организации и должностные лица обязаны выполнять требования постоянных комиссий палат, представлять им необходимые материалы и документы.
Статья 23. Разработанные постоянными комиссиями Совета Союза и Совета национальностей рекомендации по вопросам деятельности министерств, государственных комитетов и ведомств СССР, других общесоюзных, республиканских и местных государственных и общественных органов и организаций направляются соответствующим органам и организациям и сообщаются Президиуму Верховного Совета СССР, а в необходимых случаях – Совету Министров СССР или совету министров союзной либо автономной республики.
Рекомендации постоянных комиссий подлежат обязательному рассмотрению государственными и общественными органами, учреждениями и организациями. О результатах рассмотрения или о принятых мерах должно быть сообщено комиссиям не более чем в двухмесячный срок либо в иной срок, установленный комиссиями.
Статья 24. Постоянные комиссии Совета Союза и Совета национальностей вправе входить с предложениями в Совет Министров СССР.
Постоянные комиссии имеют право обращаться с запросами к Совету Министров СССР, к министрам и руководителям других органов, образуемых Верховным Советом СССР.
Статья 25. Постоянные комиссии Совета Союза и Совета национальностей вправе привлекать к своей работе депутатов Верховного Совета СССР, не входящих в состав комиссии, а также представителей министерств, государственных комитетов, ведомств, других государственных и общественных органов и организаций, научных учреждений, специалистов и ученых.
Статья 26. Члены постоянных комиссий Совета Союза и Совета национальностей обязаны участвовать в деятельности комиссий, содействовать проведению в жизнь их решений, выполнять поручения комиссий.
Член постоянной комиссии пользуется решающим голосом по всем вопросам, рассматриваемым комиссией, имеет право предлагать вопросы для рассмотрения постоянной комиссией и участвовать в их подготовке и обсуждении; вносить предложения о необходимости проведения проверок работы государственных органов и организаций, о заслушивании их отчетов или информации на заседании комиссии.
Член постоянной комиссии, предложения которого не получили поддержки комиссии, может внести их в письменной или устной форме при обсуждении данного вопроса в Верховном Совете СССР, соответствующей палате или Президиуме Верховного Совета СССР.
Члену комиссии обеспечиваются условия для активного участия в решении всех вопросов, рассматриваемых комиссией, направляются для этого необходимые документы и другие материалы.
Статья 27. Члены постоянных комиссий Совета Союза и Совета национальностей по поручению комиссии и по своей инициативе изучают на местах вопросы, относящиеся к ведению комиссии, обобщают предложения государственных и общественных органов и организаций, а также граждан, сообщают свои выводы и предложения в комиссию.
Статья 28. Члены постоянных комиссий Совета Союза и Совета национальностей на время заседаний комиссии, а также для выполнения поручений комиссии освобождаются от выполнения производственных или служебных обязанностей с сохранением среднего заработка по месту постоянной работы.
IV. Порядок работы постоянных комиссий
Статья 29. Заседания постоянных комиссий Совета Союза и Совета национальностей созываются по мере необходимости и могут проводиться как во время сессий Верховного Совета СССР, так и в период между ними.
Статья 30. Заседания постоянных комиссий Совета Союза и Совета национальностей правомочны, если на них присутствует более половины состава комиссии.
В случае невозможности прибыть на заседание член комиссии сообщает об этом председателю постоянной комиссии.
Статья 31. Все вопросы в постоянных комиссиях Совета Союза и Совета национальностей решаются простым большинством голосов общего состава членов комиссии.
При проведении совместных заседаний нескольких постоянных комиссий решения принимаются простым большинством голосов общего состава членов каждой комиссии.
Статья 32. В заседаниях постоянных комиссий Совета Союза и Совета национальностей могут участвовать с правом совещательного голоса депутаты Верховного Совета СССР, не входящие в состав данной комиссии.
Статья 33. На заседания постоянных комиссий Совета Союза и Совета национальностей могут приглашаться представители государственных и общественных органов и организаций, научных учреждений, специалисты и ученые, которые участвуют в заседаниях с правом совещательного голоса.
В случае необходимости постоянная комиссия может принять решение о проведении закрытого заседания.
Статья 34. Постоянные комиссии Совета Союза и Совета национальностей для подготовки рассматриваемых ими вопросов могут создавать подготовительные комиссии и рабочие группы из числа депутатов Верховного Совета СССР, представителей соответствующих министерств, государственных комитетов, ведомств, других государственных и общественных органов и организаций, научных учреждений, специалистов и ученых.
Постоянные комиссии одной или обеих палат могут создавать совместные подготовительные комиссии и рабочие группы.
Статья 35. Председатель постоянной комиссии, руководя ее работой:
созывает заседания комиссии и организует подготовку необходимых материалов к заседаниям;
дает поручения членам комиссии, направляет им материалы и документы, связанные с деятельностью комиссии;
вызывает членов комиссии для работы в подготовительных комиссиях и рабочих группах, а также для выполнения других поручений комиссии;
приглашает для участия в заседаниях комиссии представителей государственных и общественных органов и организаций, специалистов и ученых;
председательствует на заседаниях комиссии;
представляет комиссию в отношениях с другими государственными и общественными органами и организациями;
организует работу по исполнению решений комиссии;
информирует Президиум Верховного Совета СССР о рассмотренных в комиссии вопросах, а также о мерах, принятых по реализации рекомендаций комиссии;
информирует членов комиссии о выполнении решений комиссии и рассмотрении ее рекомендаций.
Совместные заседания комиссий ведут председатели этих комиссий по согласованию между собой.
Статья 36. Решения и заключения постоянной комиссии подписываются председателем комиссии. Решения, принятые постоянными комиссиями совместно, и совместно подготовленные ими заключения подписываются председателями соответствующих комиссий.
Протоколы заседаний постоянной комиссии подписываются секретарем комиссии. Протоколы совместных заседаний постоянных комиссий подписываются секретарями соответствующих комиссий.
Статья 37. Постоянные комиссии Совета Союза и Совета национальностей информируют общественность о своей деятельности. На заседания постоянных комиссий, их подготовительных комиссий и рабочих групп могут приглашаться представители органов печати, телевидения, радио и других средств массовой информации.
Сообщения о работе комиссий публикуются в "Ведомостях Верховного Совета СССР" и в газете "Известия Советов народных депутатов СССР".
Статья 38. Обслуживание деятельности постоянных комиссий Совета Союза и Совета национальностей обеспечивается аппаратом Президиума Верховного Совета СССР.
[1] Утверждено законом СССР. Приводится в редакции закона СССР 19.4.1979 и с поправками, внесенными указом Президиума Верховного совета СССР от 22.6.1987 г.[2] Таких случаев в СССР не было.