Постановления о министерствах СССР. 1965-1967 гг.
Первый предлагаемый закон, изданный 2 октября 1962 г., предусматривал отказ от территориальной системы управления промышленностью (см. выше) и восстановление отраслевых министерств. Он положил начало экономической реформе А.Н. Косыгина.
Постановление 1967 г. развивает его, устанавливая весьма широкую компетенцию министерств и обязывая их руководить всеми сторонами жизни подведомственных предприятий. В соответствии с общим направлением реформы от министерств требовали сочетать административные и экономические методы управления. Показательно, что в первой статье говорилось об ответственности министерств, прежде всего перед партией и лишь во вторую очередь – перед государством и народом.
Закон СССР об изменении системы органов управления промышленностью и преобразовании некоторых других органов государственного управления. 2.10.1965 г.
В целях улучшения управления промышленностью Верховный Совет Союза Советских Социалистических Республик постановляет:
Статья 1. Образовать следующие союзно-республиканские министерства СССР:
Министерство черной металлургии;
Министерство цветной металлургии;
Министерство угольной промышленности;
Министерство химической промышленности;
Министерство нефтедобывающей промышленности;
Министерство нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности;
Министерство лесной, целлюлозно-бумажной и деревообрабатывающей промышленности;
Министерство промышленности строительных материалов;
Министерство легкой промышленности;
Министерство пищевой промышленности;
Министерство мясной и молочной промышленности.
Статья 2. Преобразовать в союзно-республиканские министерства:
Государственный производственный комитет по энергетике и электрификации СССР – в Министерство энергетики и электрификации СССР;
Государственный производственный комитет по рыбному хозяйству СССР – в Министерство рыбного хозяйства СССР;
Государственный производственный комитет по монтажным и специальным строительным работам СССР – в Министерство монтажных и специальных строительных работ СССР;
Государственный геологический комитет СССР – в Министерство геологии СССР;
Государственный комитет Совета Министров СССР по торговле – в Министерство торговли СССР;
Государственный производственный комитет по орошаемому земледелию и водному хозяйству СССР – в Министерство мелиорации и водного хозяйства СССР.
Статья 3. В союзных республиках, в зависимости от объема производства продукции и количества предприятий соответствующей отрасли промышленности, расположенных на территории республики, образуются одноименные союзно-республиканские министерства или управления (объединения), на которые возлагается непосредственное управление предприятиями и ответственность за их деятельность.
Статья 4. Учитывая особенности машиностроения, требующего для своего развития наиболее широкой специализации и кооперирования производства, унификации деталей и узлов машин и объединения усилий научно-исследовательских, конструкторских организаций и предприятий по созданию новых, технически совершенных конструкций машин и оборудования для всех отраслей народного хозяйства, образовать следующие общесоюзные министерства:
Министерство тяжелого, энергетического и транспортного машиностроения;
Министерство станкостроительной и инструментальной промышленности;
Министерство строительного, дорожного и коммунального машиностроения;
Министерство тракторного и сельскохозяйственного машиностроения;
Министерство автомобильной промышленности;
Министерство химического и нефтяного машиностроения;
Министерство электротехнической промышленности;
Министерство приборостроения, средств автоматизации и систем управления;
Министерство машиностроения для легкой и пищевой промышленности и бытовых приборов.
Совету Министров СССР утвердить представленные соответствующими министрами СССР совместно с Советами Министров союзных республик перечни предприятий и организаций, подлежащих передаче в ведение указанных общесоюзных министерств.
Статья 5. Преобразовать в общесоюзные министерства:
Государственный производственный комитет по газовой промышленности СССР – в Министерство газовой промышленности;
Государственный производственный комитет по транспортному строительству СССР – в Министерство транспортного строительства.
Статья 6. Передать предприятия медицинской промышленности в систему Министерства здравоохранения СССР.
Статья 7. Преобразовать Государственный плановый комитет СССР в союзно-республиканский Государственный плановый комитет Совета Министров СССР (Госплан СССР).
Для обеспечения территориального планирования развития промышленного производства при отраслевом принципе управления промышленностью установить, что проекты планов развития народного хозяйства республик по всем отраслям промышленности союзно-республиканского и республиканского подчинения, а также предложения по проектам планов производства продукции (кроме оборонной) на предприятиях общесоюзных министерств, находящихся на территории республик, разрабатываются Госпланами союзных республик.
Госпланы союзных республик рассматривают также возникающие в ходе выполнения плана вопросы межотраслевого характера по промышленности, расположенной на территории союзной республики, и разрабатывают предложения по этим вопросам.
Статья 8. Преобразовать Государственный комитет по координации научно-исследовательских работ СССР в общесоюзный Государственный комитет Совета Министров СССР по науке и технике, возложив на него подготовку совместно с Академией наук СССР предложений по основным направлениям развития науки и техники в стране, организацию разработки межотраслевых научно-технических проблем, обеспечение научно-технической информации, контроль за внедрением достижений науки и техники в народное хозяйство, а также осуществление связей с зарубежными странами по вопросам научно-технического сотрудничества.
Статья 9. Образовать союзно-республиканский Государственный комитет Совета Министров СССР по материально-техническому снабжению.
Решения Государственного комитета Совета Министров СССР по материально-техническому снабжению по вопросам, входящим в его компетенцию, являются обязательными для исполнения министерствами и другими организациями.
Статья 10. Признать необходимым образовать в союзных республиках Главные управления материально-технического снабжения, подчиненные Советам Министров союзных республик и Государственному комитету Совета Министров СССР по материально-техническому снабжению, которые осуществляют непосредственное руководство территориальными органами материально-технического снабжения.
Статья 11. Преобразовать Государственный комитет по делам строительства СССР в союзно-республиканский Государственный комитет Совета Министров СССР по делам строительства (Госстрой СССР).
Статья 12. В связи с предусмотренными настоящим Законом изменениями в организации управления промышленностью упразднить Высший совет народного хозяйства СССР Совета Министров СССР и Совет народного хозяйства СССР.
Признать необходимым упразднить республиканские советы народного хозяйства и советы народного хозяйства экономических районов.
Статья 13. Совету Министров СССР провести необходимые организационные мероприятия, вытекающие из настоящего Закона, а также рассмотреть замечания и предложения, высказанные депутатами в ходе обсуждения вопроса об улучшении управления промышленностью.
Статья 14. Президиуму Верховного Совета СССР утвердить перечень законодательных актов СССР, утрачивающих силу в связи с принятием настоящего Закона.
Председатель Президиума Верховного Совета СССР
А. МИКОЯН
Секретарь Президиума Верховного Совета СССР
М. ГЕОРГАДЗЕ
Общее положение о министерствах СССР. 10.7.1967 г.[1]
Главные задачи и основные вопросы организации работы министерства СССР
1. Министерство СССР является центральным органом государственного управления, осуществляющим руководство соответствующей отраслью народного хозяйства.
Министерство СССР несет перед партией, государством и народом ответственность за состояние и дальнейшее развитие отрасли, научно-технический прогресс и технический уровень производства, качество выпускаемой продукции и за наиболее полное удовлетворение потребностей страны во всех видах продукции отрасли.
2. Главными задачами министерства СССР являются:
обеспечение всемерного развития порученной ему отрасли как составной части народного хозяйства страны, высоких темпов развития производства и роста производительности труда на основе научно-технического прогресса в целях наиболее полного удовлетворения потребностей народного хозяйства и обороны страны во всех видах продукции;
выполнение заданий государственного плана и обеспечение строгого соблюдения государственной дисциплины;
обеспечение при минимальных затратах общественного труда производства высококачественной продукции, повышение эффективности производства, улучшение использования основных фондов, трудовых, материальных и финансовых ресурсов;
проведение единой технической политики в отрасли, внедрение новейших достижений науки и техники и передового опыта и обеспечение высоких технико-экономических показателей производства;
рациональное использование капитальных вложений и повышение их эффективности, снижение стоимости и сокращение сроков строительства, своевременный ввод в действие производственных мощностей и основных фондов, а также освоение в короткие сроки производственных мощностей;
внедрение научной организации труда и управления, обеспечение предприятий, организаций и учреждений системы министерства квалифицированными кадрами, создание условий для наилучшего использования знаний и опыта работников, выдвижение на руководящую работу молодых, хорошо зарекомендовавших себя специалистов;
улучшение жилищных и культурно-бытовых условий рабочих и служащих, создание безопасных условий труда на производстве.
3. Министерство СССР осуществляет плановое руководство отраслью на научной основе с учетом требований комплексного развития народного хозяйства Союза ССР, союзных республик и экономических районов страны.
4. Министерство СССР обеспечивает правильное сочетание экономических и административных методов руководства, наиболее полное использование таких экономических рычагов, как прибыль, цена, премия и кредит, внедрение эффективных систем управления с применением электронно-вычислительной техники, совершенствование структуры и организационных форм управления.
5. Министерство СССР обеспечивает проведение в жизнь ленинских принципов подбора, выдвижения и расстановки руководящих хозяйственных, инженерных и научных кадров, сосредоточивает свое внимание на проверке и контроле за исполнением руководящими кадрами директив и решений партии и правительства, проводит с участием общественных организаций работу по воспитанию кадров в духе коммунистического отношения к труду, строгого соблюдения государственных интересов и дисциплины, обеспечивает правильное сочетание материальных и моральных стимулов подъема общественного производства и повышение ответственности каждого работника за порученное ему дело и за общие итоги работы коллектива.
6. В соответствии с Конституцией СССР министерство СССР является общесоюзным или союзно-республиканским и образуется Верховным Советом СССР.
Общесоюзное министерство руководит порученной ему отраслью на всей территории СССР непосредственно или через создаваемые им органы.
Союзно-республиканское министерство СССР руководит порученной ему отраслью, как правило, через одноименные министерства союзных республик и управляет предприятиями, организациями и учреждениями союзного подчинения непосредственно или через создаваемые им органы.
7. Министерство СССР, одноименные министерства союзных республик, подчиненные им предприятия, организации и учреждения составляют единую систему соответствующего министерства.
Союзно-республиканские министерства союзных республик находятся в подчинении советов министров соответствующих союзных республик и одноименного союзно-республиканского министерства СССР. Положения о союзно-республиканских министерствах союзных республик, структура и численность работников центрального аппарата этих министерств утверждаются советами министров союзных республик по согласованию с одноименным союзно-республиканским министерством СССР.
8. Министерство СССР решает все вопросы по отрасли в пределах предоставленных ему прав и может поручать решение отдельных вопросов, входящих в его компетенцию, одноименным министерствам союзных республик, а также предприятиям, организациям и учреждениям союзного подчинения.
Министерство СССР обязано строго соблюдать права одноименных министерств союзных республик, а также предусмотренные Положением о социалистическом государственном производственном предприятии и другими актами действующего законодательства права предприятий, организаций и учреждений системы министерства и всемерно содействовать развитию их хозяйственной самостоятельности и инициативы.
Министерство СССР в своей деятельности осуществляет контакты и деловое сотрудничество с другими министерствами и ведомствами в разработке и решении межотраслевых вопросов.
9. Министерство СССР, являющееся ведущим в производстве продукции, выпускаемой предприятиями нескольких министерств, участвует в планировании выпуска этой продукции предприятиями, не входящими в его систему, и разрабатывает вопросы, связанные с совершенствованием технического уровня указанной продукции.
10. Министерство СССР обеспечивает охрану социалистической государственной собственности на предприятиях, в организациях и учреждениях системы министерства и бережливое отношение к ней.
11. Министерство СССР обеспечивает развитие демократических начал в управлении, создает условия для проявления инициативы и активного участия трудящихся и их общественных организаций в работе по совершенствованию производства и устранению недостатков в деятельности министерства и подведомственных ему предприятий, организаций и учреждений.
Вопросы труда и быта рабочих и служащих решаются министерством с учетом предложений советских и профсоюзных органов, а в случаях, предусмотренных действующим законодательством – совместно или по согласованию с этими органами.
12. Министерство СССР в своей деятельности руководствуется законами СССР, указами Президиума Верховного Совета СССР, постановлениями и распоряжениями Правительства СССР и другими нормативными актами, настоящим Общим положением, а также Положением о данном министерстве, утверждаемым Советом Министров СССР, и обеспечивает правильное применение действующего законодательства на предприятиях, в организациях и учреждениях системы министерства.
Министерство СССР обобщает практику применения законодательства в порученной ему отрасли, разрабатывает предложения по его совершенствованию и вносит их на рассмотрение Совета Министров СССР.
13. Министерство СССР организует свою работу на основе сочетания коллегиальности и единоначалия в обсуждении и решении всех вопросов по руководству отраслью, с установлением точной ответственности должностных лиц за состояние дел на порученном участке работы и выполнение определенных заданий.
14. Министерство СССР возглавляет министр, назначаемый в соответствии с Конституцией СССР Верховным Советом СССР, а в период между сессиями – Президиумом Верховного Совета СССР с последующим внесением на утверждение Верховного Совета СССР.
Министр СССР имеет заместителей, назначаемых Советом Министров СССР. Распределение обязанностей между заместителями министра производится министром.
15. В министерстве СССР образуется коллегия в составе министра (председатель) и заместителей министра по должности, а также других руководящих работников министерства.
Члены коллегии министерства утверждаются Советом Министров СССР.
16. Министр СССР несет персональную ответственность за выполнение возложенных на министерство задач и обязанностей, устанавливает степень ответственности заместителей министра, начальников главных управлений и руководителей других подразделений министерства за деятельность предприятий, организаций и учреждений системы министерства.
17. Министр СССР в пределах компетенции министерства издает на основании и во исполнение действующих законов, а также постановлений и распоряжений Совета Министров СССР приказы и инструкции и дает указания, обязательные для исполнения одноименными министерствами союзных республик, предприятиями, организациями и учреждениями системы министерства, и проверяет их исполнение.
Министры СССР в необходимых случаях издают совместные приказы и инструкции.
18. Коллегия министерства СССР на своих регулярно проводимых заседаниях рассматривает основные вопросы развития отрасли и другие вопросы деятельности министерства, обсуждает вопросы практического руководства предприятиями, организациями и учреждениями, проверки исполнения, подбора и использования кадров, проекты важнейших приказов и инструкций, заслушивает доклады министров одноименных министерств союзных республик, отчеты главных управлений, управлений и отделов министерства, предприятий, организаций и учреждений системы министерства.
Решения коллегии проводятся в жизнь, как правило, приказами министра. В случае разногласий между министром и коллегией министр проводит в жизнь свое решение, докладывая о возникших разногласиях Совету Министров СССР, а члены коллегии, в свою очередь, могут сообщить свое мнение в Совет Министров СССР.
19. Для рассмотрения предложений по основным направлениям развития науки и техники, определения научно обоснованной единой технической политики в отрасли, разработки рекомендаций по использованию и внедрению в производство новейших достижений отечественной и зарубежной науки, техники и передового опыта в министерстве СССР создается научно-технический (научный) совет из видных ученых, высококвалифицированных специалистов, новаторов производства, а также представителей научно-технических обществ и других организаций.
Состав научно-технического (научного) совета и положение о нем утверждаются министром.
20. Министерство СССР в установленном порядке создает, реорганизует и ликвидирует предприятия, объединения, организации и учреждения.
21. Министерство СССР образует для рассмотрения хозяйственных споров между предприятиями, организациями и учреждениями системы министерства арбитраж. Арбитражу министерства предоставляется право выдавать приказы на принудительное исполнение выносимых им решений. Положение об арбитраже утверждается министром.
22. Структура и численность работников центрального аппарата министерства СССР утверждаются Советом Министров СССР.
Штатное расписание центрального аппарата министерства, а также положения о главных управлениях, управлениях и отделах министерства утверждаются министром. В положениях о главных управлениях, управлениях и отделах определяются их полномочия в пределах компетенции министерства.
Главные управления, управления и отделы министерства могут быть переведены министром на хозяйственный расчет.
23. Министерство СССР созывает в установленном порядке совещания актива с участием общественных организаций, на которых заслушиваются и обсуждаются доклады о мероприятиях по выполнению решений партии и правительства, важнейшие проблемы развития отрасли, а также обсуждаются на основе развертывания критики и самокритики вопросы, связанные с улучшением деятельности министерства и подведомственных ему предприятий, организаций и учреждений.
24. Министерство СССР организует своевременное и внимательное рассмотрение писем (заявлений и жалоб) трудящихся, добиваясь правильного решения поставленных в этих письмах вопросов, а также принимает меры к устранению сообщаемых в письмах трудящихся недостатков в деятельности предприятий, организаций и учреждений системы министерства.
Функции министерства СССР
В области планирования министерство СССР:
25. Изучает потребности народного хозяйства в продукции отрасли и осуществляет планирование развития отрасли по системе министерства и в территориальном разрезе в соответствии с задачами развития всего народного хозяйства страны, хозяйства союзных республик и экономических районов, с учетом специализации и кооперирования производства.
Разрабатывает схемы развития и размещения промышленности отрасли, направляет их советам министров союзных республик и рассматривает поступившие от них предложения по этим схемам.
26. Обеспечивает рациональное использование и восстановление природных ресурсов, учитывая при их эксплуатации интересы других отраслей и народного хозяйства в целом, осуществляет необходимые мероприятия по охране воздуха, почвы и водоемов от загрязнения промышленными и хозяйственными выбросами, сточными водами, радиоактивными веществами и отходами производства, по сохранению растительного и животного мира.
27. Определяет, исходя из контрольных цифр развития народного хозяйства СССР, и доводит до одноименных министерств союзных республик, предприятий, организаций и учреждений союзного подчинения контрольные цифры перспективных и годовых планов.
Разрабатывает на основе контрольных цифр развития народного хозяйства СССР и проектов планов, представляемых одноименными министерствами союзных республик, предприятиями, организациями и учреждениями союзного подчинения, с учетом предложений советов министров союзных республик проекты перспективных и годовых планов по системе министерства и в территориальном разрезе и представляет их в Совет Министров СССР и в Госплан СССР.
Рассматривает с участием одноименных министерств союзных республик, предприятий, организаций и учреждений союзного подчинения и утверждает им перспективные и годовые планы по установленным показателям в соответствии с заданиями народнохозяйственного плана, обеспечивая увязку всех разделов и показателей этих планов.
Контрольные цифры, проекты планов и утвержденные планы по одноименным министерствам союзных республик, предприятиям, организациям и учреждениям союзного подчинения (кроме показателей по производству оборонной продукции) министерство СССР сообщает советам министров союзных республик.
28. Разрабатывает и осуществляет мероприятия, связанные с реализацией предприятиями системы министерства производимой ими продукции.
Определяет с учетом предложений заинтересованных органов объемы производства предприятиями системы министерства продукции по номенклатуре, не предусмотренной в народнохозяйственном плане.
Принимает меры к развитию рациональных хозяйственных связей предприятий, организаций и учреждений системы министерства.
29. Организует работу по составлению проектов перспективных и годовых планов предприятиями, организациями и учреждениями системы министерства, разрабатывает методические указания по подготовке проектов этих планов и утверждает формы техпромфинпланов предприятий.
30. Обеспечивает выполнение установленных планов всеми предприятиями, организациями и учреждениями системы министерства.
31. Разрабатывает и утверждает в установленном порядке технико-экономические нормативы, нормы расхода и запасов сырья, топлива, материалов и нормы расхода электроэнергии на производственные и эксплуатационные нужды, устанавливает перечень нормативов и норм, утверждаемых одноименными министерствами союзных республик, предприятиями, организациями и учреждениями системы министерства; обеспечивает внедрение утвержденных нормативов и норм.
32. Утверждает или представляет на утверждение в соответствии с действующим законодательством цены и тарифы на продукцию и услуги предприятий и организаций системы министерства; осуществляет контроль за правильным применением цен и тарифов предприятиями, организациями и учреждениями системы министерства.
33. Организует первичный учет на предприятиях, в организациях и учреждениях системы министерства, утверждает для них формы первичного учета; получает в установленном порядке статистическую и бухгалтерскую отчетность; проводит мероприятия по централизации учетных работ, по внедрению прогрессивных методов учета.
В области науки и техники министерство СССР:
34. Проводит систематическую работу по оценке достигнутого технико-экономического уровня производства и выпускаемой продукции отрасли, определяет пути наиболее эффективного использования научных и технических достижений и обеспечивает высокий технический уровень развития отрасли на основе достижений отечественной и зарубежной науки и техники.
35. Обеспечивает разработку научно-технических проблем в отрасли от научного поиска до внедрения полученных результатов в производство, а также выполняет работы, связанные с решением комплексных межотраслевых научно-технических вопросов.
36. Руководит деятельностью научно-исследовательских учреждений и проектно-конструкторских организаций системы министерства и осуществляет мероприятия по совершенствованию планирования и организации научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и повышению их эффективности.
37. Обеспечивает научно-исследовательские учреждения и проектно-конструкторские организации необходимой производственно-экспериментальной базой, соответствующей современному техническому уровню.
38. Обеспечивает разработку и внедрение в производство новых видов продукции, отвечающих современным достижениям науки и техники и требованиям народного хозяйства, а также разработку и внедрение высокоэффективных технологических процессов и методов организации производства, проводит мероприятия по комплексной механизации и автоматизации производства и использованию более экономичных материалов и сырья.
Решает по согласованию с соответствующими министерствами и ведомствами СССР вопросы о снятии с производства устаревшей продукции.
Изучает опыт эксплуатации и использования выпускаемой продукции, разрабатывает и принимает меры к устранению выявленных конструктивных и производственных недостатков продукции, повышению надежности и увеличению сроков службы изделий.
39. Разрабатывает и представляет на утверждение проекты государственных стандартов; обеспечивает внедрение государственных стандартов и современных средств и методов измерений и испытаний качества продукции, а также контроль за соблюдением стандартов и состоянием средств измерений и испытаний.
Утверждает на отдельные виды продукции, на которые не имеется государственных стандартов, нормативно-техническую документацию отраслевого значения.
40. Организует научную и научно-техническую информацию, обеспечивает подготовку и издание в установленном порядке научной и научно-технической литературы по отрасли.
41. Руководит делом развития изобретательства и рационализации; разрабатывает перспективные и текущие тематические планы по изобретательству и рационализации; обеспечивает внедрение изобретений и рационализаторских предложений. Работу по развитию изобретательства и рационализации министерство ведет совместно с ЦК профсоюза и центральным советом Всесоюзного общества изобретателей и рационализаторов.
42. Обеспечивает широкое изучение и использование отечественных и иностранных патентных материалов при разработке новой и совершенствовании существующей техники и технологии и патентоспособность машин, приборов, оборудования и другой продукции, а также технологических процессов; обеспечивает представление в установленном порядке предприятиями, научно-исследовательскими и другими организациями заявок на выдачу авторских свидетельств в СССР и, в случае целесообразности, на патентование изобретений за границей.
43. Разрабатывает и представляет в установленном порядке предложения о закупке за границей лицензий на наиболее прогрессивные в технико-экономическом отношении машины, оборудование, материалы и технологические процессы, обеспечивает быстрейшее освоение производства продукции по закупленным лицензиям.
В области капитального строительства министерство СССР:
44. Осуществляет капитальное строительство в системе министерства, обеспечивает эффективное использование капитальных вложений, рациональное размещение нового строительства, преимущественное развитие прогрессивных производств отрасли, первоочередное направление капитальных вложений на техническое перевооружение действующих предприятий, улучшение межотраслевых и внутриотраслевых пропорций, концентрацию капитальных вложений на пусковых стройках и сокращение незавершенного строительства.
Капитальное строительство ведется, как правило, подрядным способом.
45. Разрабатывает и утверждает в установленном порядке технико-экономические нормативы и показатели, оптимальные мощности вновь строящихся, реконструируемых и расширяемых предприятий отрасли и нормы технологического проектирования.
Обеспечивает разработку и утверждение технико-экономических обоснований и заданий на проектирование строительства новых, реконструкции и расширения действующих предприятий, зданий и сооружений отрасли.
46. Разрабатывает и утверждает в установленном порядке титульные списки строек, а также титульные списки проектно-изыскательских работ для строительства будущих лет.
Обеспечивает своевременную разработку, утверждение и выдачу стройкам необходимой проектной и сметной документации.
Осуществляет контроль за качеством проектной и сметной документации и соблюдением утвержденной сметной стоимости строительства, а также технический надзор за качеством строительно-монтажных работ и оборудования, поставляемого для строящихся объектов; организует авторский надзор за строительством.
47. Обеспечивает финансирование строек и снабжение их оборудованием, материалами и изделиями, поставка которых лежит на обязанности заказчика.
Осуществляет контроль за размещением подведомственными предприятиями и организациями заказов на оборудование для капитального строительства в соответствии с выделенными фондами и ассигнованиями на его приобретение.
Разрабатывает мероприятия по мобилизации внутренних ресурсов в строительстве и осуществляет контроль за их выполнением.
48. Обеспечивает своевременный ввод в действие производственных мощностей и основных фондов, а также освоение в короткие сроки производственных мощностей.
Назначает в пределах своей компетенции государственные комиссии для приемки в эксплуатацию законченных строительством предприятий, зданий и сооружений, утверждает акты о приемке их и принимает решения о закрытии сводных сметно-финансовых расчетов.
49. Организует капитальный ремонт основных фондов, обеспечивая модернизацию, повышение технического уровня и производительности оборудования, а также улучшение технического и эксплуатационного состояния зданий и сооружений; осуществляет мероприятия по повышению качества ремонта и его удешевлению.
В области материально-технического снабжения министерство СССР:
50. Определяет потребность предприятий, организаций и учреждений системы министерства в сырье, топливе, оборудовании и других материальных ресурсах, распоряжается материальными ресурсами, выделяемыми министерству, и несет ответственность за материально-техническое снабжение этих предприятий, организаций и учреждений.
51. Распределяет выделенные министерству фонды на сырье, топливо, оборудование и другие материальные ресурсы между одноименными министерствами союзных республик и предприятиями, организациями и учреждениями союзного подчинения, а также перераспределяет в необходимых случаях указанные фонды с учетом выполнения и перевыполнения производственной программы и плана капитального строительства.
52. Разрабатывает и утверждает планы внутриотраслевых кооперированных поставок продукции с учетом обеспечения поставки продукции потребителям других отраслей.
53. Осуществляет контроль за реализацией фондов на сырье, топливо, оборудование и другие материальные ресурсы, а также за своевременным заключением предприятиями, организациями и учреждениями системы министерства договоров на поставку продукции и выполнением договорных обязательств.
54. Обеспечивает правильное хранение и использование предприятиями, организациями и учреждениями системы министерства сырья, топлива, оборудования и других материальных ресурсов и принимает меры к реализации излишних и неиспользуемых материальных ресурсов.
55. Разрабатывает и осуществляет мероприятия по экономному расходованию материалов, сырья и топлива, сокращению потерь в производстве, использованию производственных отходов и вторичного сырья и другие мероприятия, направленные на эффективное использование материальных ресурсов.
В области финансов и кредита министерство СССР:
56. Проводит мероприятия по укреплению хозяйственного расчета, повышению рентабельности и максимальному увеличению накоплений предприятий и организаций системы министерства, эффективному использованию основных фондов, оборотных средств и банковских кредитов.
Финансирует в установленном порядке предприятия, организации и учреждения союзного подчинения, руководит их финансовой деятельностью.
Осуществляет контроль за использованием финансовых ресурсов в системе министерства.
57. Обеспечивает выполнение одноименными министерствами союзных республик, предприятиями и организациями союзного подчинения финансовых планов, сохранность собственных оборотных средств, своевременные расчеты с рабочими и служащими, бюджетом, поставщиками, подрядчиками, банками, а также перечисление предприятиями и организациями собственных средств, предназначенных на финансирование капитального строительства и капитального ремонта и на другие цели, предусмотренные финансовым планом.
58. Образует в установленном порядке фонд освоения новой техники, фонд для премирования за создание и внедрение новой техники и другие централизованные фонды, а также резерв для оказания финансовой помощи предприятиям и организациям союзного подчинения.
59. Организует совместно с учреждениями банков внедрение наиболее экономичных и прогрессивных форм расчетов, способствующих ускорению платежей, оборачиваемости оборотных средств и укреплению платежной дисциплины; участвует в организации и проведении зачетов взаимной задолженности предприятий, организаций и учреждений системы министерства.
60. Открывает в банках расчетные счета для перераспределения между предприятиями и организациями союзного подчинения собственных оборотных средств, прибыли, сумм на образование фонда освоения новой техники и других средств, а также отдельные счета по хранению средств резерва для оказания финансовой помощи предприятиям и организациям и средств резерва амортизационных отчислений на капитальный ремонт.
61. Рассматривает сводные отчеты и балансы одноименных министерств союзных республик, утверждает отчеты и балансы главных управлений, управлений и отделов министерства, предприятий, организаций и учреждений союзного подчинения; составляет сводные отчеты и балансы по видам деятельности министерства.
62. Организует контрольно-ревизионную работу в системе министерства, обеспечивает в соответствии с действующим законодательством о ведомственном контроле регулярное проведение ревизий, всесторонний анализ состояния экономики, проверку сохранности денежных средств и материальных ценностей, соблюдение режима экономии; осуществляет контроль за правильным ведением и достоверностью учета и отчетности в системе министерства, а также мероприятия по охране государственного имущества и возмещению причиненного материального ущерба.
В области кадров, труда и заработной платы министерство СССР:
63. Обеспечивает предприятия, организации и учреждения системы министерства квалифицированными кадрами работников, организует подготовку кадров и повышение их квалификации; изучает кадры в системе министерства, обеспечивает сочетание старых опытных кадров и молодых способных работников, создает условия для выдвижения на руководящую работу политически зрелых специалистов, хорошо знающих свое дело и пользующихся авторитетом и доверием в коллективе; принимает меры к рациональному использованию молодых специалистов и проводит мероприятия, направленные на создание постоянных кадров в системе министерства.
64. Разрабатывает основные направления совершенствования научной организации труда в отрасли и руководит работой по внедрению научной организации труда и управления на предприятиях, в организациях и учреждениях системы министерства; обеспечивает проведение мероприятий по дальнейшему улучшению и оздоровлению условий труда и строгому соблюдению правил по технике безопасности и требований производственной санитарии.
65. Разрабатывает и вводит в установленном порядке на предприятиях, в организациях и учреждениях системы министерства единые и типовые нормы выработки (обслуживания) и нормативы численности работников, тарифно-квалификационные справочники.
Совместно с ЦК профсоюза организует работу по пересмотру норм выработки (обслуживания) на предприятиях и в организациях системы министерства и осуществляет другие мероприятия по совершенствованию нормирования труда.
66. Утверждает типовые структуры и типовые штаты предприятий, организаций и учреждений системы министерства.
67. Обеспечивает правильное применение действующих условий оплаты труда и премирования, а также правильное соотношение между ростом производительности труда и ростом заработной платы; осуществляет контроль за расходованием фондов заработной платы и поощрительных фондов.
68. Устанавливает и изменяет должностные оклады работникам центрального аппарата министерства с соблюдением схем должностных окладов и в пределах фонда заработной платы, исчисленного по средним должностным окладам.
69. Разрабатывает и утверждает по согласованию с ЦК профсоюза или представляет на утверждение отраслевые нормы по охране труда и правила по технике безопасности и производственной санитарии.
70. Совместно с ЦК профсоюза определяет основные направления коллективных договоров с учетом конкретных задач развития отрасли, руководит заключением коллективных договоров и осуществляет контроль за их выполнением.
71. Обеспечивает с участием ЦК профсоюза улучшение жилищных и культурно-бытовых условий для работников предприятий, организаций и учреждений системы министерства, а также проведение оздоровительных мероприятий.
72. Совместно с ЦК профсоюза организует социалистическое соревнование, утверждает условия всесоюзного соревнования в системе министерства, учреждает в установленном порядке переходящие Красные знамена с денежными премиями, содействует развитию движения за коммунистический труд, за высокую культуру производства.
Совместно с ЦК профсоюза подводит итоги социалистического соревнования и присуждает коллективам-победителям переходящие Красные знамена и денежные премии, присваивает звания коллективов предприятий и организаций коммунистического труда, организует изучение, обобщение и распространение передовых методов труда и передового опыта.
В области экономических, научно-технических и культурных связей с зарубежными странами министерство СССР:
73. Осуществляет в установленном порядке экономические, научно-технические и культурные связи с зарубежными странами и обеспечивает выполнение относящихся к отрасли обязательств СССР, вытекающих из договоров и соглашений, заключенных с иностранными государствами.
74. Разрабатывает мероприятия по перспективе развития экономического и научно-технического сотрудничества в области соответствующей отрасли хозяйства СССР и социалистических стран на принципах взаимной выгоды и товарищеской взаимопомощи.
Подготавливает предложения по координации планов развития отрасли с планами развития аналогичных отраслей стран – членов Совета экономической взаимопомощи и других заинтересованных социалистических стран, а также предложения по развитию экономически эффективной устойчивой межгосударственной специализации и кооперирования по отрасли.
75. Обеспечивает выполнение заданий по производству продукции для экспорта, отвечающей требованиям внешнего рынка, принимает меры к расширению производства товаров для экспорта, реализация которых имеет высокую валютную эффективность, участвует в разработке и осуществлении мероприятий по вопросам экспорта продукции отрасли, а также по вопросам импорта товаров, потребность в которых экономически целесообразно удовлетворять путем закупки их за границей.
* * *
76. Настоящее Общее положение в части, касающейся взаимоотношений министерства СССР с одноименными министерствами союзных республик, относится также к одноименным главным управлениям, управлениям, объединениям союзных республик и к другим союзно-республиканским органам республик, входящим в систему министерства СССР.
77. Министерство СССР имеет печать с изображением государственного герба СССР и со своим наименованием.