Положения о дисциплинарных судах. 1923-1926 гг.
Предлагаемые законы создавал дисциплинарные суды для наказания руководящих работников за дисциплинарные проступки. Практического значения эта реформа не имела из-за возможности наказывать проштрафившихся чиновников по партийной линии, а также эластичности уголовного законодательства и особенно судебной практики, позволявшей вынести обвинительный приговор любому. Поэтому увеличение числа дисциплинарных судов по реформе 1926 г. не изменило положение.
Положение о дисциплинарных судах. 7.7.1923 г.[1]
В целях борьбы со служебными упущениями, проступками и неправильными действиями лиц, занимающих ответственные должности в государственных органах, если эти действия не подлежат наказанию в уголовном порядке, II-я сессия Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета постановляет:
Учредить дисциплинарные суды на следующих основаниях:
Раздел I. Организация дисциплинарных судов
Ст. 1. Дисциплинарные суды образуются:
а) при Всероссийском Центральном Исполнительном Комитете – Главный дисциплинарный суд;
б) при губернских (областных) исполнительных комитетах – губернские (областные) дисциплинарные суды.
Ст. 2. Губернские (областные) дисциплинарные суды действуют в составе трех членов, назначаемых сроком на одни год губернскими (областными) исполнительными комитетами советов, при которых они состоят, из следующих лиц: одного из состава членов президиума областного или губернского исполнительного комитета, одного из состава местного губернского суда и одного по выбору губернского (областного) исполнительного комитета. Один из членов этого состава утверждается губернским (областным) исполнительным комитетом председателем губернского (областного) дисциплинарного суда.
Главный дисциплинарный суд действует в составе председателя и двух членов, назначаемых Президиумом Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета.
Кроме того, в каждом губернском (областном) дисциплинарном суде и в Главном дисциплинарном суде назначаются в порядке, установленном для назначения членов суда, два запасных члена суда.
Раздел II. Подсудность дисциплинарных судов
Ст. 3. Губернским дисциплинарным судам подсудны:
А. Дела о служебных упущениях и проступках:
а) членов губернских и уездных исполнительных комитетов;
б) должностных лиц, избираемых или утверждаемых губернским исполнительным комитетом;
в) директоров и членов правления трестов, а также отдельных предприятий, подведомственных губернским советам народного хозяйства.
Ст. 4. Главному дисциплинарному суду подсудны дела о служебных упущениях и проступках, касающиеся членов Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета и членов центральных исполнительных комитетов автономных республик, народных комиссаров и их заместителей, членов коллегий народных комиссариатов, членов Совета труда и обороны и Малого совета народных комиссаров, председателей и членов президиумов губернских исполнительных комитетов и ответственных должностных лиц центральных учреждений и народных комиссариатов не ниже заведующих отделами, а также директоров и членов правления трестов и отдельных предприятий, подчиненных непосредственно центру, причем в отношении двух последних категорий лиц от Главного дисциплинарного суда зависит принять дело к своему производству или направить его в соответствующий губернский дисциплинарный суд.
Ст. 5. Право направления дел в дисциплинарный суд принадлежит:
а) учреждениям и лицам, коим предоставляется право наложения дисциплинарных взысканий по декрету Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета от 27 января 1921 года о дисциплинарных взысканиях за нарушение служебной дисциплины в советских учреждениях (Собр. Узак., 1921, № 8, ст. 58), если, по их мнению, направление дела в дисциплинарный суд более соответствует серьезности допущенного должностного упущения или проступка;
б) распорядительным заседаниям Верховного и губернских судов в случае, если они признают, что привлеченные к суду лица, указанные в ст. ст. 3 и 4, не подлежат наказанию в уголовном порядке.
Примечание 1. Право внесения в распорядительные заседания Верховного и губернских судов представлений о направлении дел в порядке п. "б" настоящей статьи предоставляется прокурорскому надзору и Народному комиссариату рабоче-крестьянской инспекции.
Примечание 2. Прокурорский надзор и Народный комиссариат рабоче-крестьянской инспекции обязаны одновременно с представлением о направлении дела в дисциплинарный суд приложить отзыв соответствующего ведомства.
Ст. 6. В Главный дисциплинарный суд дела направляются также Президиумом Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета, президиумами центральных исполнительных комитетов автономных республик, Советом Народных Комиссаров, Советом труда и обороны и прокурорами республик.
Ст. 7. В отношении членов Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета, Совета Народных Комиссаров и Совета труда и обороны направление дела о них в дисциплинарные суды может иметь место исключительно с соблюдением правил, указанных в ст. ст. 23 и 24 Положения о Всероссийском Центральном Исполнительном Комитете (Собр. Узак., 1922, № 74, ст. 925), а в отношении членов Совета Народных Комиссаров и Совета труда и обороны – с разрешения Совета Народных Комиссаров и Совета труда и обороны по принадлежности.
Ст. 8. Если при рассмотрении дела дисциплинарный суд придет к убеждению, что деяния привлеченных к ответственности лиц выходят за пределы компетенции дисциплинарных судов, последние вправе направить дело в общесудебном порядке.
Раздел III. Меры взыскания, налагаемые дисциплинарными судами
Ст. 9. Дисциплинарные суды вправе налагать следующие меры взыскания:
а) замечание;
б) выговор с опубликованием в печати или без опубликования;
в) перемещение на другую должность;
г) арест домашний на срок от трех суток до одного месяца;
д) лишение права занимать ответственные должности в государственных органах до двух лет;
е) увольнение от должности;
ж) возложение обязательств загладить причиненный вред или возместить ущерб.
Примечание. Дисциплинарным судам предоставляется право при наложении дисциплинарных взысканий соединять меры взыскания, предусмотренные настоящей статьей.
Раздел IV. Производство в дисциплинарных судах
Ст. 10. Рассмотрение в дисциплинарных судах начинается докладом одного из членов дисциплинарного суда по назначению председателя. Суду предоставляется право производить слушание дела при закрытых дверях. Вызов обвиняемого обязателен, однако неявка его без уважительных причин не останавливает производства дела. Суд вправе поручить одному из своих членов дополнительное, вне суда, расследование отдельных обстоятельств дела или всего дела.
Ст. 11. Никакого специального представительства сторон при рассмотрении дела не допускается. Однако лица и учреждения, возбудившие дисциплинарное преследование, а в случаях направления дела в дисциплинарный суд в порядке п. "б" ст. 5 и заинтересованное в деле начальство привлекаемых лиц, а также представитель прокуратуры вызываются, если они того потребуют, к объяснению лично или через специально на то уполномоченных лиц. Обвиняемому должно быть предоставлено последнее слово.
Ст. 12. Постановления губернских (областных) дисциплинарных судов могут быть в семидневный срок обжалованы в Главный суд. Постановления Главного суда никакому обжалованию не подлежат.
Ст. 13. Дисциплинарное производство может быть возбуждено не позднее одного года со времени совершения служебного проступка или упущения.
Раздел V. Подотчетность дисциплинарных судов
Ст. 14. Дисциплинарные суды поднадзорны по принадлежности: областные или губернские дисциплинарные суды – Главному дисциплинарному суду, областному или губернскому исполнительному комитету, а Главный дисциплинарный суд – Президиуму Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета.
Председатель Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета
М. КАЛИНИН
Народный комиссар юстиции
Д. КУРСКИЙ
Секретарь Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета
Т. САПРОНОВ
Декрет ВЦИК и СНК РСФСР об утверждении положения о дисциплинарных судах. 14.6.1926 г.
Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет и Совет Народных Комиссаров Р.С.Ф.С.Р. постановляют:
В отмену Положения о дисциплинарных судах, утвержденного 2 сессией Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета X созыва (Собр. Узак., 1923, № 54, ст. 531), утвердить и ввести в действие нижеследующее Положение о дисциплинарных судах:
Положение о дисциплинарных судах
В целях борьбы со служебными упущениями, проступками и неправильными действиями лиц, занимающих ответственные должности в государственных органах, если эти действия не влекут за собою ответственности в уголовном порядке, организуются дисциплинарные суды на следующих основаниях:
Раздел I. Организация дисциплинарных судов
1. Дисциплинарные суды образуются:
а) при Всероссийском Центральном Исполнительном Комитете – Главный дисциплинарный суд;
б) при центральных исполнительных комитетах автономных республик, не имеющих губернского деления – дисциплинарные суды автономных республик;
в) при краевых и областных исполнительных комитетах – краевые и областные дисциплинарные суды;
г) при исполнительных комитетах автономных областей – областные дисциплинарные суды;
д) при губернских исполнительных комитетах – губернские дисциплинарные суды;
е) при окружных исполнительных комитетах – окружные дисциплинарные суды;
ж) при уездных и соответствующих им исполнительных комитетах – уездные (или соответствующих иных наименований) дисциплинарные суды.
2. В автономных республиках, имеющих губернское деление, открываются отделения Главного дисциплинарного суда на основании особых о них положений, утверждаемых в законодательном порядке.
Председатель и члены означенных отделений назначаются Президиумом Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета по представлению центральных исполнительных комитетов соответствующих республик и по заключению Главного дисциплинарного суда.
Отделения Главного дисциплинарного суда действуют под контролем Главного дисциплинарного суда и прокурора Р.С.Ф.С.Р.
3. Дисциплинарные суды автономных республик, а также краевые, областные, губернские, окружные, уездные и соответствующие им дисциплинарные суды действуют в составе председателя и двух членов, назначаемых сроком на один год исполнительным комитетом, при котором данный суд состоит.
В состав каждого из этих судов входят: один из членов президиума исполнительного комитета, при котором суд состоит, одно лицо по выбору того же исполнительного комитета и, кроме того, в судах краевом, областном и губернском – одно лицо из состава местного суда, а в суде окружном и уездном – один из членов постоянной сессии краевого или областного суда, там же, где ее нет – уполномоченный краевого, областного или губернского суда или один из местных народных судей.
Главный дисциплинарный суд действует в составе председателя и двух членов, назначаемых Президиумом Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета.
Кроме того, в Главном дисциплинарном суде, а также в каждом дисциплинарном суде автономной республики, краевом, областном, губернском, окружном и уездном, назначаются в порядке, установленном для назначения членов суда, два запасных члена суда.
Примечание. Кроме предусмотренных настоящей статьей двух запасных членов суда, в состав Главного дисциплинарного суда входят два кандидата в члены суда.
Раздел II. Подсудность дисциплинарных судов
4. Дисциплинарным судам автономных республик, краевым, областным, губернским, окружным и уездным дисциплинарным судам подсудны дела о служебных упущениях и проступках:
а) членов исполнительных комитетов, при которых суды состоят, за исключением председателей и членов президиумов этих исполнительных комитетов;
б) должностных лиц, избираемых или утверждаемых теми же исполнительными комитетами;
в) председателей и членов президиумов непосредственно нижестоящих исполнительных комитетов и советов;
г) председателей, членов правлений и единоличных управляющих трестов и отдельных предприятий, подведомственных соответствующим местным советам народного хозяйства (отделам местного хозяйства), и коммунальных трестов, находящихся в ведении местных исполнительных комитетов, а также председателей и членов ревизионных комиссий этих трестов и предприятий;
д) окружным и уездным дисциплинарным судам подсудны, кроме того, дела о служебных упущениях и проступках председателей и членов районных и волостных исполнительных комитетов и сельских советов, а также волостных (районных) и сельских ревизионных комиссий.
5. Главному дисциплинарному суду подсудны дела о служебных упущениях и проступках, касающихся:
а) членов Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета, народных комиссаров и их заместителей, членов коллегий народных комиссариатов, членов экономического совещания и Малого совета народных комиссаров, председателей, членов президиумов центральных исполнительных комитетов и членов советов народных комиссаров автономных республик, председателей и членов президиумов краевых, областных и губернских исполнительных комитетов, а также ответственных должностных лиц нейтральных учреждений и народных комиссариатов, не ниже заведующих отделами центральных учреждений;
б) председателей, членов правлений, единоличных управляющих, председателей и членов ревизионных комиссий трестов общегосударственного значения, синдикатов и акционерных обществ с исключительным участием государственного капитала, а также представителей государственного капитала в правлениях и ревизионных комиссиях смешанных акционерных обществ.
Примечание. В отношении должностных лиц, упомянутых в п. "б" ст. 5, Главному дисциплинарному суду предоставляется в случае, если он признает это целесообразным, передавать дело о них на рассмотрение соответствующих местных (краевых, областных и губернских) дисциплинарных судов.
6. Право направления дел в дисциплинарный суд принадлежит:
а) учреждениям и лицам, которым предоставляется право наложения дисциплинарных взысканий по декрету Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета от 27 января 1921 года о дисциплинарных взысканиях за нарушение служебной дисциплины в советских учреждениях (Собр. Узак., 1921, № 8, ст. 58), если, по их мнению, направление дела в дисциплинарный суд более соответствует серьезности допущенного должностного упущения или проступка;
б) судебно-следственным органам, прокурорскому надзору и органам рабоче-крестьянской инспекции.
Примечание. Судебно-следственные органы, прокурорский надзор и органы рабоче-крестьянской инспекции обязаны одновременно с представлением о направлении дела в дисциплинарный суд приложить отзыв соответствующего ведомства.
7. Дисциплинарному суду предоставляется право привлекать к дисциплинарной ответственности лиц, причастность которых к тому или иному служебному упущению или проступку выяснилась при рассмотрении дела.
8. В Главный дисциплинарный суд дела направляются также Президиумом Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета, президиумами центральных исполнительных комитетов автономных республик, Советом Народных Комиссаров и Экономическим совещанием Р.С.Ф.С.Р.
9. В отношении членов Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета направление дела о них в дисциплинарный суд может иметь место исключительно с соблюдением правил, установленных ст. 15 Положения о членах Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета (Собр. Узак., 1925, № 87, ст. 643), а в отношении членов Совета Народных Комиссаров и Экономического совещания Р.С.Ф.С.Р. – с разрешения Совета Народных Комиссаров и Экономического Совещания по принадлежности.
10. Если при рассмотрении дела выяснится, что деяния привлеченных к ответственности лиц выходят за пределы компетенции дисциплинарного суда, последний направляет дело в общем судебном порядке.
Раздел III. Меры взыскания, налагаемые дисциплинарными судами
11. Дисциплинарные суды вправе налагать следующие меры взыскания:
а) замечание;
б) выговор с опубликованием в печати или без опубликования;
в) перемещение на другую должность;
г) арест домашний на срок от трех суток до одного месяца;
д) лишение на срок до двух лет права занимать руководящие или ответственные должности в государственных органах;
е) увольнение от должности;
ж) возложение обязательства загладить причиненный вред или возместить ущерб.
Примечание. Дисциплинарным судам предоставляется право, при наложении дисциплинарных взысканий, соединять меры взыскания, предусмотренные настоящей статьей.
Раздел IV. Производство в дисциплинарных судах
12. Рассмотрение дел в дисциплинарных судах начинается докладом одного из членов дисциплинарного суда по назначению председателя. Суду предоставляется право производить слушание дела при закрытых дверях. Вызов обвиняемого обязателен; однако, неявка его без уважительных причин не останавливает производства дела. Суд вправе поручить одному из своих членов дополнительно, вне суда, расследование отдельных обстоятельств дела или всего дела.
13. Никакого специального представительства сторон при рассмотрении дела не допускается. Однако лица и учреждения, возбудившие дисциплинарное преследование, а в случаях направления дела в дисциплинарный суд в порядке п. "б" ст. 6 и заинтересованное в деле начальство привлекаемых лиц, а также представитель прокуратуры или рабоче-крестьянской инспекции вызываются, если они того потребуют, к объяснению лично или через специально на то уполномоченных лиц. Обвиняемому должно быть предоставлено последнее слово.
14. Постановления окружных и уездных дисциплинарных судов могут быть в семидневный срок обжалованы соответственно в краевой, областной или губернский дисциплинарный суд или дисциплинарный суд автономной республики, постановления которого по этим жалобам считаются окончательными.
Постановления краевых, областных и губернских дисциплинарных судов, а также постановления дисциплинарных судов автономных республик по делам, по которым они являются первой инстанцией, могут быть обжалованы в семидневный срок в Главный дисциплинарный суд.
Постановления Главного дисциплинарного суда обжалованию не подлежат.
15. Дисциплинарное производство может быть возбуждено не позднее одного года со времени совершения служебного проступка или упущения.
Раздел V. Подотчетность дисциплинарных судов
16. Все дисциплинарные суды подчинены в порядке надзора Главному дисциплинарному суду и президиуму того исполнительного комитета, при котором суд состоит.
Главный дисциплинарный суд подчинен в порядке надзора Президиуму Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета.
17. Краевым, областным и губернским дисциплинарным судам, а равно дисциплинарным судам автономных республик, предоставляется:
а) право требовать от окружных и уездных (или соответствующих им) дисциплинарных судов отчеты о их деятельности, для представления таковых в соответствующий исполнительный комитет и в Главный дисциплинарный суд;
б) право инструктирования, надзора и контроля за деятельностью окружных и уездных (или соответствующих им) дисциплинарных судов без организации в этих целях специального аппарата.
18. Дисциплинарные суды автономных республик, краевые, областные, губернские, окружные и уездные (или соответствующие им) дисциплинарные суды своего аппарата не имеют и обслуживаются аппаратом соответствующих исполнительных комитетов или судебных учреждений.
Председатель Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета
М.КАЛИНИН
Заместитель председателя Совета Народных Комиссаров
А.СМИРНОВ
Секретарь Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета
А.КИСЕЛЕВ