Законы о территориальной системе управления гражданской промышленностью и строительством. 1957-1958 гг.
В 1957 г. в СССР по инициативе Н.С. Хрущева была проведена реформа управления гражданской промышленности. Ведавшие ею министерства были упразднены. Страна была разделена на несколько десятков экономических районов. В каждом их них был создан совет народного хозяйства (совнархоз), управлявший промышленностью и строительством района.
Первое время реформа привела к закрытию мелких предприятий, дублирующих друг друга, сокращению излишних перевозок и т.п. Но вскоре выяснилось, что в результате реформа страна в экономическом отношении перестала быть единым целым. Ее не объединяли ни рынок, ни командно-административное управление экономикой. Между экономическими районами стали разрываться экономические связи и быстро сокращаться поставки продукции. Второй документ раздела является одной из безуспешных попыток этому помешать.
В 1965 г. территориальная система управления гражданской промышленностью была отменена (см. Экономическая реформа А.Н. Косыгина. 1965 г.).
Закон СССР о дальнейшем совершенствовании организации управления промышленностью и строительством. 10.5.1957 г.
Верховный Совет Союза Советских Социалистических Республик отмечает, что внесенный Центральным Комитетом Коммунистической партии Советского Союза и Советом Министров Союза ССР на рассмотрение седьмой сессии Верховного Совета СССР вопрос о дальнейшем совершенствовании организации управления промышленностью и строительством имеет важное значение в деле успешного решения задач коммунистического строительства.
Всенародное обсуждение этого вопроса, предшествовавшее сессии Верховного Совета СССР, и рассмотрение его на самой сессии показали, что разработанные Центральным Комитетом КПСС и Советом Министров СССР мероприятия встретили единодушную поддержку и одобрение всех народов Советского Союза. Эти мероприятия полностью соответствуют задачам развития народного хозяйства СССР на современном этапе, интересам дальнейшего укрепления экономического могущества страны и неуклонного подъема благосостояния советского народа.
В результате последовательного проведения в жизнь ленинской генеральной линии на преимущественное развитие тяжелой индустрии, как основы основ всей советской экономики, народы Советского Союза под руководством Коммунистической партии за годы Советской власти навсегда покончили с вековой экономической и культурной отсталостью нашей страны, создали могучую социалистическую индустрию, крупное механизированное сельское хозяйство, добились расцвета науки и техники, огромного экономического и культурного подъема всех наций и народностей СССР. Советский Союз обогнал в экономическом развитии многие капиталистические страны и по уровню промышленного производства вышел на второе место в мире. По сравнению с дореволюционным периодом объем промышленной продукции возрос к 1957 году более чем в 30 раз, а в области машиностроения и металлообработки – в 180 раз, производство электроэнергии возросло почти в 100 раз. Благодаря быстрому развитию тяжелой индустрии оснащены современной техникой многие отрасли народного хозяйства, что в огромной мере облегчает труд миллионов советских людей и повышает его производительность. За последние годы достигнуты крупные успехи в развитии социалистического сельского хозяйства – значительно расширены посевные площади за счет освоения целинных и залежных земель, резко увеличился сбор зерновых и других сельскохозяйственных культур, возросло производство продуктов животноводства. На основе успехов в развитии народного хозяйства в нашей стране неуклонно повышается жизненный уровень трудящихся.
Выдающиеся успехи в области развития социалистической экономики нашей страны являются самым убедительным подтверждением правильности политики, проводимой Коммунистической партией и советским правительством, свидетельством великой жизненной силы ленинских принципов социалистического хозяйствования – ведения всего народного хозяйства по единому государственному плану и централизованного руководства хозяйственным строительством при максимальном развитии творческой инициативы масс, широком участии их в управлении производством.
Вместе с тем бурный рост народного хозяйства, создание мощной социалистической индустрии и небывалый размах промышленного строительства в союзных и автономных республиках, краях и многих областях, наличие на местах многочисленных кадров высококвалифицированных специалистов и ученых все настойчивее ставят вопрос о необходимости дальнейшего совершенствования организационных форм управления промышленностью и строительством с тем, чтобы приблизить руководство к производству – к предприятиям и стройкам, сделать его более конкретным и оперативным.
В настоящее время, когда в нашей стране имеется более 200 тысяч промышленных предприятий и 100 тысяч строек, нельзя конкретно и оперативно управлять производством из нескольких общесоюзных отраслевых министерств и ведомств. Назрела необходимость еще более расширить права союзных республик в области хозяйственного строительства, перенести центр тяжести оперативного руководства предприятиями и стройками на места, в экономические административные районы.
Интересы развития экономики СССР требуют дальнейшего совершенствования организационных форм управления промышленностью и строительством, создания более гибких методов управления народным хозяйством, дающих еще больший простор развитию производительных сил страны.
В этих целях необходимо осуществить переход от управления промышленностью и строительством через отраслевые министерства и ведомства, которые сыграли свою положительную роль в хозяйственном строительстве, к новым формам руководства промышленными предприятиями и стройками по территориальному принципу, сохраняя их специализацию по отраслям, на основе сложившихся экономических районов. Переход к новым формам управления промышленностью и строительством даст возможность улучшить руководство хозяйственным строительством, устранив многочисленные ведомственные барьеры, мешающие дальнейшему развитию специализации, кооперирования в промышленности, наиболее полному использованию имеющихся резервов. Основной организационной формой управления промышленностью и строительством должны являться Советы народного хозяйства, образуемые по экономическим административным районам.
Проведение этих мер означает новый этап в осуществлении ленинского принципа демократического централизма в руководстве хозяйственным строительством, в дальнейшем укреплении планового начала в масштабах всей страны, дает возможность правильно сочетать централизованное государственное руководство хозяйством с развертыванием инициативы республиканских и местных органов, с повышением их прав и ответственности, с еще более активным участием широких трудящихся масс в управлении производством. Это обеспечит неуклонный рост материального производства, успешное осуществление технического прогресса, наиболее полное использование резервов в народном хозяйстве, повышение производительности общественного труда, укрепление экономического могущества страны, подъем благосостояния советского народа.
Верховный Совет Союза Советских Социалистических Республик постановляет:
Статья 1. Одобрить разработанные Центральным Комитетом Коммунистической партии Советского Союза и Советом Министров Союза ССР и получившие единодушную поддержку в ходе всенародного обсуждения мероприятия по совершенствованию организации управления промышленностью и строительством, имеющие целью обеспечить неуклонный подъем народного хозяйства страны, дальнейшее расширение прав союзных республик в хозяйственном строительстве, приближение руководства к производству, еще более широкое участие масс трудящихся в управлении производством, всемерное развитие их творческой инициативы в коммунистическом строительстве.
Статья 2. Установить, что управление промышленностью и строительством должно осуществляться по территориальному принципу на основе экономических административных районов.
Экономические административные районы образуются верховными советами союзных республик.
Статья 3. Для управления промышленностью и строительством в каждом экономическом административном районе образуется совет народного хозяйства.
Статья 4. Совет народного хозяйства экономического административного района образуется советом министров союзной республики в составе председателя совета народного хозяйства, заместителей председателя и членов совета народного хозяйства.
Установить, что председатели советов народного хозяйства по представлению председателя совета министров союзной республики верховному совету союзной республики могут назначаться министрами и входить в состав совета министров союзной республики.
Статья 5. Совет народного хозяйства экономического административного района во всей своей деятельности подчиняется непосредственно совету министров союзной республики.
Совет Министров СССР осуществляет руководство советами народного хозяйства через советы министров союзных республик.
Статья 6. При совете народного хозяйства экономического административного района на правах совещательного органа действует технико-экономический совет.
Статья 7. Структура совета народного хозяйства экономического административного района утверждается советом министров союзной республики.
Статья 8. Совет народного хозяйства экономического административного района в пределах своей компетенции издает постановления и распоряжения на основе и во исполнение законов СССР и союзных республик, а также постановлений и распоряжений Совета Министров СССР и совета министров союзной республики.
Постановления и распоряжения совета народного хозяйства могут быть отменены советом министров союзной республики.
Совет Министров СССР имеет право приостанавливать постановления и распоряжения совета народного хозяйства.
Статья 9. В связи с перестройкой управления промышленностью и строительством упразднить следующие общесоюзные министерства СССР:
автомобильной промышленности;
машиностроения;
приборостроения и средств автоматизации;
станкостроительной и инструментальной промышленности;
строительного и дорожного машиностроения,
строительства предприятий нефтяной промышленности;
тракторного и сельскохозяйственного машиностроения;
транспортного машиностроения;
Тяжелого машиностроения;
электротехнической промышленности.
Статья 10. Объединить Министерство электростанций СССР и Министерство строительства электростанций СССР в общесоюзное Министерство электростанций СССР.
Объединить Министерство оборонной промышленности СССР и Министерство общего машиностроения СССР в общесоюзное Министерство оборонной промышленности СССР.
Статья 11. Упразднить следующие союзно-республиканские министерства СССР:
бумажной и деревообрабатывающей промышленности;
городского и сельского строительства;
легкой промышленности;
лесной промышленности;
нефтяной промышленности;
промышленности мясных и молочных продуктов;
промышленности продовольственных товаров;
промышленности строительных материалов;
рыбной промышленности;
строительства;
строительства предприятий металлургической и химической промышленности;
строительства предприятий угольной промышленности;
угольной промышленности;
цветной металлургии;
черной металлургии.
В связи с этим признать необходимым упразднить соответствующие союзно-республиканские министерства союзных республик.
Статья 12. Предприятия и организации, находящиеся в ведении упраздняемых министерств, передать в непосредственное подчинение соответствующих советов народного хозяйства экономических административных районов.
Статья 13. Передать в непосредственное подчинение соответствующих советов народного хозяйства экономических административных районов по списку, утвержденному Советом Министров СССР, предприятия и организации, находящиеся в ведении общесоюзных министерств: авиационной промышленности, оборонной промышленности, радиотехнической промышленности, судостроительной промышленности, химической промышленности и электростанций.
Определить за указанными в настоящей статье министерствами СССР функции планирования соответствующих отраслей промышленности и обеспечение высокого технического уровня в развитии производства. Установить, что эти функции осуществляются министерствами через советы народного хозяйства экономических административных районов.
Статья 14. Передать в непосредственное подчинение соответствующих советов народного хозяйства предприятия, находящиеся в ведении непромышленных министерств СССР, по списку, утвержденному Советом Министров СССР.
Статья 15. Поручить Совету Министров СССР в соответствии с настоящим Законом установить порядок и сроки передачи в ведение советов народного хозяйства экономических административных районов предприятий и организаций, а также оборудования, сырья и других ценностей, находящихся в ведении упраздняемых министерств.
Статья 16. Поручить Совету Министров СССР и советам министров союзных республик в кратчайшие сроки обеспечить устройство на работу высвобождаемых из аппаратов министерств и ведомств работников, проявив при этом необходимые внимание и заботу.
Статья 17. Поручить советам министров союзных республик внести на рассмотрение верховных советов союзных республик предложения об упразднении республиканских хозяйственных министерств и о передаче находящихся в их подчинении предприятий и организаций в ведение советов народного хозяйства экономических административных районов или местных советов депутатов трудящихся.
Статья 18. Преобразовать Государственную комиссию Совета Министров СССР по перспективному планированию народного хозяйства в Государственный плановый комитет Совета Министров СССР (Госплан СССР).
Установить, что Госплан СССР должен являться научным планово-экономическим органом народного хозяйства страны.
Возложить на Госплан СССР осуществление всестороннего изучения потребностей народного хозяйства и разработку текущих и перспективных планов развития народного хозяйства с учетом достижений науки и техники, проведение единой централизованной политики в развитии важнейших отраслей народного хозяйства и на основе этого обеспечение правильного размещения производительных сил страны и пропорционального развития всех отраслей народного хозяйства, а также разработку планов материально-технического снабжения народного хозяйства и обеспечение контроля за неуклонным соблюдением государственной дисциплины в осуществлении поставок промышленной продукции.
В связи с этим упразднить Государственную экономическую комиссию Совета Министров СССР по текущему планированию народного хозяйства, поскольку ее функции будут осуществляться Госпланом СССР и госпланами союзных республик.
Статья 19. Образовать Государственный научно-технический комитет Совета Министров СССР, возложив на него изучение достижений отечественной и зарубежной науки и техники, а также передового опыта производства, осуществление широкой пропаганды этих достижений, издание научно-технической литературы и контроль за развитием и внедрением новой техники в народное хозяйство.
В связи с этим Государственный комитет Совета Министров СССР по новой технике (Гостехника СССР) упразднить.
Признать целесообразным образование научно-технических комитетов советов министров союзных республик, а в необходимых случаях и при советах народного хозяйства экономических административных районов.
Статья 20. Ввести дополнительно в состав Совета Министров СССР председателей советов министров союзных республик, председателя Государственного научно-технического комитета Совета Министров СССР и начальника Центрального статистического управления при Совете Министров СССР.
Установить, что заместители председателя Госплана СССР и начальники основных отделов Госплана СССР по представлению председателя Совета Министров СССР Верховному Совету СССР могут назначаться министрами СССР и входить в состав Совета Министров СССР.
Статья 21. Поручить Совету Министров СССР разработать и утвердить положения: о советах народного хозяйства экономических административных районов, о Государственном плановом комитете Совета Министров СССР, о Государственном научно-техническом комитете Совета Министров СССР и о Центральном статистическом управлении при Совете Министров СССР.
Статья 22. Установить, что перестройка организации управления промышленностью и строительством, предусмотренная настоящим Законом, должна быть осуществлена до 1 июля 1957 года.
Заместитель Председателя Президиума Верховного Совета СССР
Д. КОРОТЧЕНКО[1]
Секретарь Президиума Верховного Совета СССР
М. ГЕОРГАДЗЕ
Указ Президиума Верховного Совета СССР об ответственности за невыполнение планов и заданий по поставкам продукции. 24.4.1958 г.[2]
Установить, что невыполнение руководителями и другими должностными лицами предприятий, хозяйственных организаций, совнархозов, министерств и ведомств планов и заданий по поставкам продукции в другие экономические административные районы или союзные республики, а также для общесоюзных нужд является грубым нарушением государственной дисциплины и влечет за собой дисциплинарную, материальную или уголовную ответственность.
На руководителей и других должностных лиц предприятий, хозяйственных организаций, совнархозов, министерств и ведомств, виновных в невыполнении без уважительных причин планов и заданий по этим поставкам, налагаются строгие дисциплинарные взыскания или производится денежный начет в размере до 3-месячного оклада заработной платы в порядке, устанавливаемом законодательством союзных республик.
В случаях неоднократного невыполнения без уважительных причин планов и заданий по поставкам продукции в другие экономические административные районы или союзные республики, а также для общесоюзных нужд указанные лица привлекаются к уголовной ответственности, как за должностное преступление.
[1] Коротченко Демьян Сергеевич (1894-1969) – партийный деятель, коммунист с 1918. В 1918 один из организаторов красных партизанских отрядов на Украине., затем политработник Красной армии и на партийной работе на Украине и, в 30-е гг., в Москве под руководством Н.С. Хрущева. В 1937-1938 и.о. первого секретаря Днепропетровского обкома компартии, в 1938-1939 председатель СНК Украины, в 1939-1947 секретарь ЦК КП(б) Украины, в годы войны один из руководителей партизанского движения на ее территории. В 1947-1954 председатель Совета министров, с 1954 председатель Президиума Верховного совета Украины (одновременно по должности – заместитель председателя Президиума Верховного совета СССР).[2] Утвержден законом СССР 25.12.1958 г.