Законы о судоустройстве и адвокатуре 1953-1962 гг.
Предлагаемые законы были изданы в связи с "Оттепелью". Они сокращали подсудность военных трибуналов (в т.ч. печально известной военной коллегии Верховного суда), а также увеличивали полномочия региональных судов. В частности, была создана новая надзорная инстанция – президиум верховного суда автономной республики, краевого и областного суда. Кроме этого, судьи получили известную неприкосновенность – для возбуждения против них дел и их арестов стало требоваться согласие высших органов власти Союза или республик.
Указ Президиума Верховного Совета СССР об изменении подсудности военных трибуналов. 11.9.1953 г.
Президиум Верховного Совета СССР постановляет:
1. Изъять из подсудности военных трибуналов и передать в подсудность областных краевых, верховных судов автономных и союзных республик, линейных транспортных и лагерных судов соответственно:
а) дела о преступлениях лиц строевого и административно-хозяйственного состава милиции, направленных против установленного для них порядка несения службы;
б) дела о преступлениях по службе личного состава военизированной охраны предприятий промышленности, железнодорожного, водного и воздушного транспорта и других ведомств, военизированной охраны исправительно-трудовых лагерей и колоний, надзирательского состава тюрем, кроме военизированной охраны первой категории;
в) дела о совершенных не военнослужащими преступлениях, предусмотренных Указом Президиума Верховного Совета СССР от 9 июня 1947 г. "Об ответственности за разглашение государственной тайны и за утрату документов, содержащих государственную тайну".
2. В соответствии со статьей 1 настоящего Указа изложить:
1) Примечание 1 к статье 1 Положения о воинских преступлениях в следующей редакции:
"Примечание 1. По соответствующим статьям настоящего Положения несут ответственность за преступления, направленные против установленного для них порядка несения службы, также лица оперативного состава органов Министерства внутренних дел СССР и лица начальствующего состава Главного управления лагерей и колоний Министерства юстиции СССР".
2) Раздел "А" статьи 8 Положения о военных трибуналах и военной прокуратуре в следующей редакции:
"8. Военным трибуналам подсудны дела:
А. О всех преступлениях, совершенных военнослужащими, и о всех преступлениях, совершенных военнообязанными во время прохождения учебных сборов.
Военным трибуналам подсудны также дела о преступлениях лиц оперативного состава органов Министерства внутренних дел СССР и лиц начальствующего состава Главного управления лагерей и колоний Министерства юстиции СССР".
3. Считать утратившими силу:
а) статьи 2 и 3 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 13 декабря 1940 г. "Об изменении подсудности военных трибуналов";
б) статьи 1 и 2 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 27 января 1944 г. "Об ответственности начальствующего и рядового состава военизированной охраны предприятий и военизированной пожарной охраны НКВД СССР за преступления по службе" и Указ Президиума Верховного Совета СССР от 13 сентября 1945 г. о сохранении в силе на мирное время Указа Президиума Верховного Совета СССР от 27 января 1944 г. в части, касающейся статей 1 и 2 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 27 января 1944 г.;
в) статью 7 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 9 июня 1947 г. "Об ответственности за разглашение государственной тайны и за утрату документов, содержащих государственную тайну".
Председатель Президиума Верховного Совета СССР
К. ВОРОШИЛОВ
Секретарь Президиума Верховного Совета СССР
Н. ПЕГОВ
Указ Президиума Верховного Совета СССР об образовании президиумов в составе верховных судов союзных и автономных республик, краевых, областных судов и судов автономных областей. 14.8.1954 г.
В целях усиления роли местных судебных органов в осуществлении судебного надзора Президиум Верховного Совета СССР постановляет:
1. Образовать президиумы верховных судов союзных и автономных республик, краевых, областных судов и судов автономных областей в составе председателя суда, заместителей председателя и двух членов суда.
Президиум верховного суда союзной и автономной республики утверждается соответственно президиумом верховного совета союзной или автономной республики, а президиум краевого, областного суда и суда автономной области – исполнительным комитетом совета депутатов трудящихся края, области или автономной области.
2. Установить, что президиум верховного суда союзной республики рассматривает уголовные и гражданские дела в порядке надзора по протестам генерального прокурора СССР, председателя Верховного суда СССР, прокурора союзной республики и председателя верховного суда союзной республики и их заместителей на приговоры, решения и определения судебных коллегий верховного суда союзной республики.
3. Президиум верховного суда автономной республики, краевого, областного суда и суда автономной области рассматривает уголовные и гражданские дела в порядке надзора соответственно по протестам прокурора автономной республики, края, области и автономной области и председателя верховного суда автономной республики, краевого, областного суда и суда автономной области на кассационные определения судебных коллегий этих судов и на вступившие в законную силу приговоры и решения народных судов.
4. Установить, что уголовные и гражданские дела президиумами верховных судов союзной и автономной республики, краевых, областных судов и судов автономных областей рассматриваются с участием соответственно прокурора союзной или автономной республики, края, области и автономной области.
5. Установить, что постановления президиума верховного суда союзной республики могут быть опротестованы генеральным прокурором СССР и председателем Верховного суда СССР в соответствующую судебную коллегию Верховного суда СССР.
Постановления президиума верховного суда автономной республики, краевого, областного суда и суда автономной области могут быть опротестованы прокурором союзной республики и председателем верховного суда союзной республики в соответствующую судебную коллегию верховного суда союзной республики.
Указ Президиума Верховного Совета СССР о подсудности дел о государственных преступлениях. 28.7.1956 г.
Президиум Верховного Совета СССР постановляет:
1. Установить, что все дела о государственных преступлениях, совершенных гражданскими лицами, кроме дел о шпионаже, подсудны областным, краевым и верховным судам автономных и союзных республик, а также судебной коллегии по уголовным делам Верховного суда СССР. Дела о шпионаже подлежат рассмотрению военной коллегией Верховного суда СССР и военными трибуналами округов (флотов).
2. Предоставить указанным выше судебным органам право рассматривать протесты на приговоры, определения или постановления, вынесенные по делам данной категории до издания настоящего Указа. Приговоры трибуналов военных округов и бывших трибуналов войск НКВД-МВД-МГБ союзных республик и округов могут быть пересмотрены верховными судами соответствующих союзных республик или судебной коллегией по уголовным делам Верховного суда СССР. Приговоры других военных трибуналов, а также постановления, вынесенные во внесудебном порядке, могут быть пересмотрены президиумами областных, краевых и верховных судов автономных республик.
3. Считать утратившим силу Постановление ЦИК СССР от 10 июля 1934 года "О рассмотрении дел о преступлениях, расследуемых Народным комиссариатом внутренних дел СССР и его местными органами".
Председатель Президиума Верховного Совета СССР
К. ВОРОШИЛОВ
Секретарь Президиума Верховного Совета СССР
Н. ПЕГОВ
Указ Президиума Верховного Совета СССР о расширении прав краевых, областных судов и упразднении управлений министерств юстиции союзных республик при краевых, областных советах депутатов трудящихся. 4.8.1956 г.
В целях дальнейшего укрепления социалистической законности, улучшения работы народных судов и сосредоточения контроля за их деятельностью в одном органе Президиум Верховного Совета СССР постановляет:
1. Предоставить краевым, областным судам право проводить ревизии народных судов и осуществлять контроль за всей их деятельностью.
Упразднить в связи с этим управления министерств юстиции союзных республик при краевых, областных советах депутатов трудящихся.
2. Возложить на краевые, областные суды руководство государственными нотариальными конторами.
3. Установить, что судебные исполнители назначаются народными судьями.
4. Внести на рассмотрение Верховного Совета СССР предложение о соответствующем изменении Закона о судоустройстве СССР, союзных и автономных республик.
5. Считать утратившими силу:
а) Указ Президиума Верховного Совета СССР от 30 апреля 1955 года "О порядке назначения судебных исполнителей";
б) ст. ст. 2, 3 и примечания к ним Постановления ЦИК и СНК СССР от 14 мая 1926 года "Об основных принципах организации государственного нотариата" (Собрание Законов СССР, 1926, № 35, ст. 252; 1928, № 21, ст. 185; 1930, № 2, ст. 10); в ст. 14 этого Постановления исключить слова: "губернским или соответствующим им".
Председатель Президиума Верховного Совета СССР
К.ВОРОШИЛОВ
Секретарь Президиума Верховного Совета СССР
Н.ПЕГОВ
Закон СССР об утверждении Основ законодательства о судоустройстве Союза ССР, союзных и автономных республик. 25.12.1958 г.
Верховный Совет Союза Советских Социалистических Республик постановляет:
Статья 1. Утвердить Основы законодательства о судоустройстве Союза ССР, союзных и автономных республик.
Статья 2. Установить, что народные судьи и народные заседатели, избранные до принятия Основ законодательства о судоустройстве Союза ССР, союзных и автономных республик, продолжают исполнять возложенные на них обязанности до истечения срока их полномочий.
Статья 3. Поручить Президиуму Верховного Совета СССР утвердить перечень законодательных актов СССР, утрачивающих силу в связи с введением в действие Основ законодательства о судоустройстве Союза ССР, союзных и автономных республик.
Статья 4. Поручить верховным советам союзных республик привести законодательство союзных республик в соответствие с Основами законодательства о судоустройстве Союза ССР, союзных и автономных республик.
Председатель Президиума Верховного Совета СССР
К.ВОРОШИЛОВ
Секретарь Президиума Верховного Совета СССР
М.ГЕОРГАДЗЕ
Основы законодательства о судоустройстве Союза ССР, союзных и автономных республик. 25.12.1958 г.
Статья 1. Судебная система
В соответствии со статьей 102 Конституции СССР правосудие в СССР осуществляется Верховным судом СССР, верховными судами союзных республик, верховными судами автономных республик, областными, краевыми, городскими судами, судами автономных областей и национальных округов, районными (городскими) народными судами, а также военными трибуналами.
Статья 2. Цели правосудия
Правосудие в СССР призвано охранять от всяких посягательств:
а) закрепленный Конституцией СССР и конституциями союзных и автономных республик общественный и государственный строй Союза ССР, социалистическую систему хозяйства и социалистическую собственность;
б) политические, трудовые, жилищные и другие личные и имущественные права и интересы граждан СССР, гарантированные Конституцией СССР и конституциями союзных и автономных республик;
в) права и охраняемые законом интересы государственных учреждений, предприятий, колхозов, кооперативных и иных общественных организаций.
Правосудие в СССР имеет своей задачей обеспечение точного и неуклонного исполнения законов всеми учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами СССР.
Статья 3. Задачи суда
Всей своей деятельностью суд воспитывает граждан СССР в духе преданности Родине и делу коммунизма, в духе точного и неуклонного исполнения советских законов, бережного отношения к социалистической собственности, соблюдения дисциплины труда, честного отношения к государственному и общественному долгу, уважения к правам, чести и достоинству граждан, к правилам социалистического общежития.
Применяя меры уголовного наказания, суд не только карает преступников, но также имеет своей целью их исправление и перевоспитание.
Статья 4. Осуществление правосудия путем рассмотрения судом гражданских и уголовных дел
Правосудие в СССР осуществляется путем:
а) рассмотрения и разрешения в судебных заседаниях гражданских дел по спорам, затрагивающим права и интересы граждан, государственных предприятий, учреждений, колхозов, кооперативных и иных общественных организаций;
б) рассмотрения в судебных заседаниях уголовных дел и применения установленных законом мер наказания к лицам, виновным в совершении преступления, либо оправдания невиновных.
Статья 5. Равенство граждан перед законом и судом
Правосудие в СССР осуществляется на началах равенства граждан перед законом и судом, независимо от их социального, имущественного и служебного положения, национальной и расовой принадлежности и вероисповедания.
Статья 6. Осуществление правосудия в точном соответствии с законом
Правосудие в СССР осуществляется в точном соответствии с законодательством Союза ССР и законодательством союзных и автономных республик.
Статья 7. Образование всех судов на началах выборности
В соответствии со статьями 105-109 Конституции СССР все суды в СССР образуются на началах выборности.
Статья 8. Коллегиальное рассмотрение дел во всех судах
Дела в судах рассматриваются коллегиально.
Рассмотрение дел во всех судах по первой инстанции осуществляется в составе судьи и двух народных заседателей.
Дела по кассационным жалобам и протестам рассматриваются в судебных коллегиях вышестоящих судов в составе трех членов соответствующего суда.
Дела по протестам на решения, приговоры, определения и постановления судов, вступившие в законную силу, в судебных коллегиях Верховного Суда СССР и верховных судов союзных республик рассматриваются в составе трех членов соответствующего суда.
Президиум суда рассматривает дела при наличии большинства членов президиума.
Пленум суда рассматривает дела при наличии не менее 2/3 его состава.
Статья 9. Независимость судей и подчинение их только закону
При осуществлении правосудия судьи и народные заседатели независимы и подчиняются только закону.
Статья 10. Язык, на котором ведется судопроизводство
В соответствии со статьей 110 Конституции СССР судопроизводство в СССР ведется на языке союзной или автономной республики, или автономной области, а в случаях, предусмотренных конституциями союзных и автономных республик – на языке национального округа или на языке большинства населения района с обеспечением для лиц, не владеющих этим языком, полного ознакомления с материалами дела через переводчика, а также права выступать в суде на родном языке.
Статья 11. Открытое разбирательство дел во всех судах
В соответствии со статьей 111 Конституции СССР разбирательство дел во всех судах Союза ССР и союзных республик открытое, поскольку законом не предусмотрено исключение.
Статья 12. Обеспечение обвиняемому права на защиту
В соответствии со статьей 111 Конституции СССР обвиняемому обеспечивается право на защиту.
Статья 13. Коллегии адвокатов
В целях осуществления защиты на суде, а также для оказания иной юридической помощи гражданам, предприятиям, учреждениям и организациям действуют коллегии адвокатов.
Коллегии адвокатов являются добровольными объединениями лиц, занимающихся адвокатской деятельностью, и действуют на основании Положения, утверждаемого верховным советом союзной республики.
Статья 14. Участие прокурора в суде
Генеральный прокурор СССР и подчиненные ему прокуроры на основании и в порядке, установленных законодательством Союза ССР и союзных республик, участвуют в распорядительных заседаниях, в судебных заседаниях при рассмотрении уголовных и гражданских дел, поддерживают государственное обвинение в суде, предъявляют и поддерживают иски в суде, осуществляют надзор за законностью и обоснованностью приговоров, решений, определений и постановлений, вынесенных судебными органами, а также за исполнением судебных приговоров.
Статья 15. Общественные обвинители и защитники
В порядке, установленном законодательством Союза ССР и союзных республик, общественное обвинение и защиту на суде могут осуществлять представители общественных организаций.
Обвинение в случаях, предусмотренных законодательством Союза ССР и союзных республик, могут поддерживать также лица, потерпевшие от преступления.
Статья 16. Суды Союза ССР и союзных республик
В Союзе Советских Социалистических Республик действуют суды Союза ССР и суды союзных республик.
Статья 17. Суды Союза ССР
К судам Союза ССР относятся Верховный суд Союза ССР и военные трибуналы.
Статья 18. Суды союзных республик
К судам союзных республик относятся: верховный суд союзной республики, верховные суды автономных республик, областные, краевые, городские суды, суды автономных областей и национальных округов, районные (городские) народные суды.
Статья 19. Порядок избрания районных (городских) народных судов
Народные судьи районных (городских) народных судов избираются гражданами района (города) на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на пять лет.
Народные заседатели районных (городских) народных судов избираются на общих собраниях рабочих, служащих и крестьян по месту их работы или жительства, военнослужащих – по воинским частям сроком на два года.
Порядок выборов народных судей и народных заседателей устанавливается законодательством союзных республик.
Статья 20. Порядок избрания областных, краевых, городских судов, судов автономных областей и национальных округов
Областные, краевые, городские суды, суды автономных областей и национальных округов избираются соответствующими советами депутатов трудящихся сроком на пять лет.
Статья 21. Состав областного, краевого, городского суда, суда автономной области и национального округа
Областной, краевой, городской суд, суд автономной области и национального округа состоит из председателя, заместителей председателя, членов суда и народных заседателей и действует в составе:
а) судебной коллегии по гражданским делам;
б) судебной коллегии по уголовным делам;
в) президиума суда.
Статья 22. Порядок избрания и полномочия верховного суда АССР
Высшим судебным органом автономной республики является верховный суд АССР.
На верховный суд автономной республики возлагается надзор за судебной деятельностью всех судебных органов автономной республики в порядке, устанавливаемом законодательством Союза ССР и союзных республик.
Верховный суд автономной республики избирается верховным советом автономной республики сроком на пять лет.
Статья 23. Состав верховного суда автономной республики
Верховный суд автономной республики состоит из председателя, заместителей председателя, членов верховного суда и народных заседателей и действует в составе:
а) судебной коллегии по гражданским делам;
б) судебной коллегии по уголовным делам;
в) президиума верховного суда.
Статья 24. Порядок избрания и полномочия верховного суда союзной республики
Высшим судебным органом союзной республики является верховный суд союзной республики.
На верховный суд союзной республики возлагается надзор за судебной деятельностью всех судебных органов союзной республики в порядке, устанавливаемом законодательством Союза ССР и союзных республик.
Верховный суд союзной республики избирается верховным советом союзной республики сроком на пять лет.
Статья 25. Состав верховного суда союзной республики
Верховный суд союзной республики состоит из председателя, заместителей председателя, членов верховного суда и народных заседателей и действует в составе:
а) судебной коллегии по гражданским делам;
б) судебной коллегии по уголовным делам;
в) пленума верховного суда.
В верховных судах союзных республик в соответствии с законодательством союзных республик могут быть образованы президиумы.
Компетенция президиумов и пленумов верховных судов союзных республик устанавливается законодательством союзных республик.
Статья 26. Порядок избрания и полномочия Верховного суда СССР
Верховный суд СССР является высшим судебным органом Союза Советских Социалистических Республик.
На Верховный суд СССР возлагается надзор за судебной деятельностью судебных органов Союза ССР, а также судебных органов союзных республик в пределах, установленных "Положением о Верховном Суде СССР".
Верховный суд СССР избирается Верховным Советом СССР сроком на пять лет.
Статья 27. Состав Верховного суда СССР
Верховный суд СССР состоит из Председателя, заместителей председателя, членов Верховного суда СССР и народных заседателей, избираемых Верховным Советом СССР, а также председателей верховных судов союзных республик, являющихся членами Верховного суда СССР по должности.
Верховный суд СССР действует в составе:
а) судебной коллегии по гражданским делам;
б) судебной коллегии по уголовным делам;
в) военной коллегии;
г) пленума Верховного суда СССР.
Статья 28. Военные трибуналы
Устройство и компетенция, а также порядок выборов военных трибуналов определяются "Положением о военных трибуналах".
Статья 29. Требования, предъявляемые к кандидатам в судьи и народные заседатели
Судьей и народным заседателем может быть избран каждый гражданин СССР, обладающий избирательным правом и достигший ко дню выборов 25 лет.
Статья 30. Равные права народных заседателей и судей при осуществлении правосудия
Во время исполнения своих обязанностей в суде народные заседатели пользуются всеми правами судьи.
Статья 31. Срок, на который народные заседатели призываются к исполнению обязанностей в суде
Народные заседатели призываются к исполнению своих обязанностей в судах в порядке очередности не более чем на две недели в году, кроме случаев, когда продление этого срока вызывается необходимостью закончить рассмотрение судебного дела, начатого с их участием.
Статья 32. Сохранение за народными заседателями заработной платы на время исполнения ими обязанностей в суде
За народными заседателями из числа рабочих и служащих на время исполнения ими обязанностей в суде сохраняется их заработная плата.
Народным заседателям, не являющимся рабочими и служащими, возмещаются расходы, связанные с исполнением их обязанностей в суде. Порядок и размеры возмещения устанавливаются законодательством союзных республик.
Статья 33. Отчеты народных судей перед избирателями
Народные судьи систематически отчитываются перед избирателями в своей работе и работе народного суда.
Статья 34. Подотчетность судов органам, их избравшим
Областные, краевые, городские суды, суды автономных областей и национальных округов отчитываются перед соответствующими советами депутатов трудящихся.
Верховные суды союзных и автономных республик отчитываются соответственно перед верховными советами союзных и автономных республик, а в период между сессиями – перед президиумами верховных советов союзных и автономных республик.
Верховный суд СССР отчитывается перед Верховным Советом СССР, а в период между сессиями – перед Президиумом Верховного Совета СССР.
Статья 35. Досрочный отзыв судей и народных заседателей
Судьи и народные заседатели могут быть досрочно лишены своих полномочий не иначе как по отзыву избирателей или органа, их избравшего, или же в силу состоявшегося о них приговора суда.
Порядок досрочного отзыва судей и народных заседателей судов Союза ССР и союзных республик определяется соответственно законодательством Союза ССР и союзных республик.
Статья 36. Порядок привлечения судей и народных заседателей к уголовной ответственности
Судьи не могут быть привлечены к уголовной ответственности, отстранены в связи с этим от должности или подвергнуты аресту:
а) народные судьи, председатели, заместители председателей и члены областных, краевых, городских судов, судов автономных областей и национальных округов и Верховных судов автономных республик – без согласия президиума верховного совета союзной республики;
б) председатели, заместители председателей и члены верховных судов союзных республик, а также народные заседатели этих судов – без согласия верховного совета союзной республики, а в период между сессиями – президиума верховного совета союзной республики;
в) председатель, заместители председателя и члены Верховного суда СССР, а также народные заседатели Верховного суда СССР – без согласия Верховного Совета СССР, а в период между сессиями – Президиума Верховного Совета СССР;
г) председатели, заместители председателей и члены военных трибуналов – без согласия Президиума Верховного Совета СССР.
Статья 37. Дисциплинарная ответственность судей
Судьи несут дисциплинарную ответственность в порядке, устанавливаемом законодательством Союза ССР для судей судов Союза ССР и законодательством союзных республик для судей судов союзных республик.
Статья 38. Исполнение решений, определений и постановлений судов
Исполнение решений, определений и постановлений по гражданским делам, а также исполнение приговоров, определений и постановлений по уголовным делам в части имущественных взысканий производится судебными исполнителями, состоящими при судах.
Предъявляемые судебными исполнителями требования по исполнению судебных приговоров, решений, определений и постановлений обязательны для всех должностных лиц и граждан.
Статья 39. Издание союзными республиками законов о судоустройстве союзных республик
На основании п. "х" статьи 14 Конституции СССР и в соответствии с настоящими Основами верховные советы союзных республик издают законы о судоустройстве союзных республик.
Закон СССР об изменении порядка выборов народных судов. 25.12.1958 г.
Признавая целесообразным изменить сроки полномочий и порядок выборов народных судов, Верховный Совет Союза Советских Социалистических Республик постановляет:
Статья 1. Установить, что народные судьи районных (городских) народных судов избираются гражданами района (города) на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на пять лет.
Народные заседатели районных (городских) народных судов избираются на общих собраниях рабочих, служащих и крестьян по месту их работы или жительства, военнослужащих – по воинским частям сроком на два года.
Статья 2. Изложить статью 109 Конституции СССР следующим образом:
"Статья 109. Народные судьи районных (городских) народных судов избираются гражданами района (города) на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на пять лет.
Народные заседатели районных (городских) народных судов избираются на общих собраниях рабочих, служащих и крестьян по месту их работы или жительства, военнослужащих - по воинским частям сроком на два года".
Председатель Президиума Верховного Совета СССР
К. ВОРОШИЛОВ
Секретарь Президиума Верховного Совета СССР
М. ГЕОРГАДЗЕ
Указ Президиума Верховного Совета СССР о передаче на рассмотрение органов государственного арбитража всех относящихся в настоящее время к ведению судов споров между государственными, кооперативными (кроме колхозов) и другими общественными организациями, предприятиями и учреждениями. 27.7.1959 г.[1]
Президиум Верховного Совета СССР постановляет:
1. Передать на рассмотрение органов государственного арбитража все относящиеся в настоящее время к ведению судов споры между государственными, кооперативными (кроме колхозов) и другими общественными организациями, предприятиями и учреждениями.
Споры между государственными, кооперативными и другими общественными организациями, предприятиями и учреждениями, с одной стороны, и органами железнодорожного или воздушного транспорта – с другой, вытекающие из договоров перевозки грузов в прямом международном железнодорожном и воздушном грузовом сообщении, разрешаются судами в соответствии с международными соглашениями[2].
2. Настоящий Указ ввести в действие с 1 января 1960 г.
<...>[3]
Положение об адвокатуре РСФСР. 25.7.1962 г.[4]
Глава первая. Общие положения
Статья 1. В соответствии со статьей 23 Закона о судоустройстве РСФСР в целях осуществления защиты на предварительном следствии и на суде, представительства по гражданским делам в суде и арбитраже, а также для оказания иной юридической помощи гражданам, предприятиям, учреждениям, организациям и колхозам в РСФСР действуют республиканские (в автономных республиках), краевые, областные и городские (в городах Москве и Ленинграде) коллегии адвокатов.
Коллегии адвокатов являются добровольными объединениями лиц, занимающихся адвокатской деятельностью, и действуют на основании настоящего Положения.
Статья 2. Коллегии адвокатов призваны содействовать охране прав и законных интересов граждан, предприятий, учреждений, организаций и колхозов, соблюдению и укреплению социалистической законности, осуществлению правосудия.
Статья 3. Коллегии адвокатов осуществляют возложенные на них задачи путем:
а) консультаций по юридическим вопросам, советов, разъяснений и справок по законодательству;
б) составления заявлений, жалоб и других документов правового характера по просьбе граждан, предприятий, учреждений, организаций и колхозов;
в) участия адвокатов на предварительном следствии и в судебном разбирательстве в качестве защитников обвиняемых, представителей потерпевших, гражданских истцов и гражданских ответчиков;
г) участия в судебном разбирательстве гражданских дел в качестве представителей истцов, ответчиков и других лиц, участвующих в деле;
д) представительства в суде и арбитраже по поручению предприятий, учреждений, организаций и колхозов и оказания им другой юридической помощи.
Статья 4. Адвокатской деятельностью может заниматься только лицо, состоящее членом коллегии адвокатов.
Статья 5. Организация, руководство и контроль за деятельностью коллегий адвокатов осуществляются советами министров автономных республик, исполнительными комитетами краевых, областных, Московского, Ленинградского городских советов депутатов трудящихся.
Общее руководство коллегиями адвокатов в РСФСР и контроль за их деятельностью осуществляются Министерством юстиции РСФСР.
Статья 6. Размер платы, взимаемой за оказание юридической помощи, а также порядок оказания бесплатной юридической помощи определяются инструкцией Министерства юстиции РСФСР, утверждаемой Советом Министров РСФСР.
Статья 7. Коллегии адвокатов освобождаются от регистрации в финансовых органах штатов, должностных окладов, фондов заработной платы и смет административно-хозяйственных расходов.
Статья 8. Коллегии адвокатов пользуются правами юридического лица.
Глава вторая. Состав коллегии адвокатов
Статья 9. Членами коллегии адвокатов могут быть граждане СССР, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по специальности юриста не менее двух лет.
Лица, окончившие высшие юридические учебные заведения, не имеющие стажа работы по специальности юриста или имеющие такой стаж менее двух лет, принимаются в коллегию адвокатов лишь после прохождения стажировки сроком не менее шести месяцев.
Порядок прохождения стажировки устанавливается Министерством юстиции РСФСР.
В виде исключения с разрешения совета министров автономной республики, исполнительного комитета краевого, областного, Московского, Ленинградского городского совета депутатов трудящихся в члены коллегии могут приниматься лица, не имеющие высшего юридического образования, при наличии стажа работы по специальности юриста не менее 5 лет.
Статья 10. В члены коллегии адвокатов не принимаются лица, имеющие судимость или не отвечающие по своим моральным и деловым качествам званию советского адвоката.
Статья 11. Прием в члены коллегии адвокатов производится президиумом коллегии адвокатов.
Заявления о приеме в члены коллегии рассматриваются не позднее месячного срока с момента их поступления в президиум коллегии адвокатов, как правило, в присутствии лица, подавшего заявление.
О каждом приеме в члены коллегии адвокатов президиум коллегии в семидневный срок доводит до сведения совета министров автономной республики, исполнительного комитета краевого, областного, Московского, Ленинградского городского совета депутатов трудящихся.
Совет министров автономной республики, исполнительный комитет краевого, областного, Московского, Ленинградского городского совета депутатов трудящихся в течение месяца со дня сообщения о приеме нового члена в коллегию адвокатов вправе отчислить вновь принятого.
Статья 12. Каждый член коллегии адвокатов в любое время вправе по собственному желанию выйти из состава коллегии адвокатов.
Адвокаты, выбывшие из коллегии на выборные должности, после окончания работы в этих должностях по их просьбе должны быть приняты в ту же коллегию адвокатов.
Статья 13. Исключение из коллегии адвокатов производится президиумом коллегии, а также советом министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, Московского, Ленинградского городского совета депутатов трудящихся и министром юстиции РСФСР в случаях:
а) обнаружившейся непригодности к исполнению обязанностей адвоката;
б) систематического нарушения правил внутреннего распорядка коллегии адвокатов и недобросовестного выполнения своих обязанностей;
в) получения адвокатом денежного вознаграждения помимо юридической консультации;
г) совершения проступков, порочащих звание советского адвоката;
д) совершения преступления.
Статья 14. Постановление президиума коллегии адвокатов об отказе в приеме в члены коллегии, а равно об исключении из членов коллегии может быть обжаловано в совет министров автономной республики, исполнительный комитет краевого, областного, Московского, Ленинградского городского совета депутатов трудящихся в месячный срок со дня его вынесения.
Совет министров автономной республики, исполнительный комитет краевого, областного, Московского, Ленинградского городского совета депутатов трудящихся может отменить постановление президиума коллегии адвокатов об отказе в приеме в члены коллегии, а равно об исключении из членов коллегии адвокатов.
Глава третья. Органы коллегии адвокатов
Статья 15. Органами коллегии адвокатов являются:
а) общее собрание членов коллегии адвокатов;
б) президиум коллегии адвокатов;
в) ревизионная комиссия.
В коллегиях адвокатов, насчитывающих более 300 адвокатов, вместо общего собрания членов коллегии могут созываться конференции.
Статья 16. Общее собрание (конференция) членов коллегии адвокатов является высшим органом коллегии адвокатов.
Общее собрание (конференция) членов коллегии адвокатов:
а) избирает президиум коллегии адвокатов и ревизионную комиссию;
б) заслушивает и утверждает отчеты о деятельности президиума и ревизионной комиссии и принимает решения по вопросам работы коллегии адвокатов;
в) устанавливает численный состав, штаты, смету доходов и расходов коллегии адвокатов с последующим утверждением их советом министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, Московского, Ленинградского городского совета депутатов трудящихся;
г) утверждает правила внутреннего распорядка коллегии адвокатов по согласованию с профсоюзными органами;
д) рассматривает другие вопросы, связанные с деятельностью коллегии адвокатов.
Статья 17. Общее собрание (конференция) членов коллегии адвокатов созывается не реже одного раза в год.
Общее собрание считается правомочным при участии в нем не менее двух третей состава членов коллегии.
Конференция членов коллегии адвокатов созывается исходя из нормы, устанавливаемой президиумом коллегии адвокатов. Конференция считается правомочной при участии в ней не менее двух третей делегатов, избранных по юридическим консультациям.
Общее собрание (конференция) членов коллегии адвокатов созывается как по инициативе президиума коллегии адвокатов, так и по предложению совета министров автономной республики, исполнительного комитета краевого, областного, Московского, Ленинградского городского совета депутатов трудящихся, министра юстиции РСФСР, а также по требованию не менее одной трети состава членов коллегии.
Решение общего собрания (конференции) членов коллегии адвокатов в случае несоответствия его закону и настоящему Положению может быть отменено советом министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, Московского, Ленинградского городского совета депутатов трудящихся.
Статья 18. Президиум коллегии адвокатов и ревизионная комиссия избираются тайным голосованием сроком на 2 года.
Количество членов президиума и ревизионной комиссии определяется общим собранием (конференцией) членов коллегии адвокатов.
Избранными считаются кандидаты, получившие больше половины голосов присутствующих на собрании (конференции) адвокатов.
В случае выбытия из состава президиума или ревизионной комиссии одного из членов президиума или ревизионной комиссии на очередном общем собрании (конференции) проводятся довыборы вместо выбывших.
Статья 19. Президиум коллегии адвокатов:
а) созывает общие собрания (конференции) членов коллегии адвокатов;
б) организует юридические консультации и руководит их деятельностью, проводит ревизии работы юридических консультаций;
в) производит прием в члены коллегии и в состав стажеров, организует прохождение ими стажировки, производит распределение адвокатов по консультациям, а также исключение из членов коллегии и из состава стажеров;
г) назначает и освобождает от работы заведующих юридическими консультациями по согласованию с исполнительным комитетом соответствующего районного, городского совета депутатов трудящихся;
д) утверждает штаты и сметы юридических консультаций;
е) проводит мероприятия по повышению идейно-политического уровня и юридической квалификации членов коллегии, организует участие адвокатов в пропаганде советского законодательства, осуществляет контроль за качеством работы адвокатов, обобщает и распространяет положительный опыт работы юридических консультаций и адвокатов, разрабатывает и издает методические пособия по вопросам адвокатской деятельности;
ж) изучает и обобщает по имеющимся в коллегии материалам причины преступных проявлений и иных нарушений законности и вносит соответствующие предложения в государственные и общественные организации;
з) осуществляет контроль за соблюдением порядка оплаты юридической помощи, оказываемой адвокатами;
и) осуществляет контроль за соблюдением правил внутреннего распорядка коллегии адвокатов, рассматривает дела о дисциплинарных проступках членов коллегии и налагает на виновных дисциплинарные взыскания;
к) распоряжается средствами коллегии в соответствии со сметой;
л) представляет коллегию адвокатов в государственных и общественных организациях;
м) ведет статистическую и финансовую отчетность по установленным формам и представляет совету министров автономной республики, исполнительному комитету краевого, областного, Московского, Ленинградского городского совета депутатов трудящихся и Министерству юстиции РСФСР отчеты о деятельности коллегии адвокатов.
Статья 20. Президиум коллегии адвокатов проводит свои заседания при наличии не менее половины членов президиума. Решения принимаются большинством голосов. При равенстве голосов рассмотрение обсуждаемого вопроса переносится на очередное заседание президиума с вызовом отсутствовавших членов президиума.
Постановление президиума коллегии адвокатов в случае несоответствия его закону и настоящему Положению может быть пересмотрено самим президиумом или отменено общим собранием (конференцией) членов коллегии адвокатов, советом министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, Московского, Ленинградского городского совета депутатов трудящихся, а также министром юстиции РСФСР.
Статья 21. Президиум коллегии адвокатов открытым голосованием избирает из своего состава председателя президиума и заместителей председателя с последующим утверждением их советом министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, Московского, Ленинградского городского совета депутатов трудящихся.
Члены президиума, занимающие штатные должности в коллегии адвокатов, получают заработную плату в соответствии со штатным расписанием и имеют право заниматься, кроме того, адвокатской практикой.
Статья 22. Председатель президиума коллегии адвокатов:
а) председательствует в заседаниях президиума;
б) организует и планирует работу президиума и подготавливает вопросы для рассмотрения на заседаниях президиума;
в) подготавливает для рассмотрения на заседаниях президиума вопросы о приеме в коллегию и исключении из ее состава адвокатов и стажеров;
г) является распорядителем кредитов в пределах утвержденной сметы;
д) организует проверку жалоб и иных материалов о действиях адвокатов и вносит соответствующие предложения на рассмотрение президиума или передает материалы проверки на разрешение собрания адвокатов юридической консультации для принятия мер общественного воздействия;
е) руководит работой аппарата президиума коллегии адвокатов, осуществляет прием и увольнение работников аппарата президиума и бухгалтеров юридических консультаций.
Статья 23. Ревизионная комиссия коллегии адвокатов открытым голосованием избирает из своего состава председателя и заместителя председателя ревизионной комиссии.
Ревизионная комиссия коллегии адвокатов проводит ревизии финансово-хозяйственной деятельности президиума коллегии адвокатов и юридических консультаций.
Глава четвертая. Юридические консультации
Статья 24. Для организации работы членов коллегии адвокатов создаются юридические консультации.
Состав и местонахождение юридической консультации определяются президиумом коллегии адвокатов по согласованию с исполнительным комитетом соответствующего районного, городского совета депутатов трудящихся.
Юридической консультацией руководит заведующий, назначаемый президиумом из числа членов коллегии.
Статья 25. Заведующий юридической консультацией:
а) организует работу юридической консультации;
б) распределяет работу между адвокатами с учетом их квалификации и персональных к ним обращений, не допуская при этом перегруженности в работе одних и отсутствия надлежащей нагрузки у других адвокатов;
в) устанавливает в соответствии с инструкцией размер оплаты за выполняемую адвокатами работу;
г) осуществляет контроль за качеством работы адвокатов и проводит мероприятия, направленные на улучшение их работы;
д) обеспечивает соблюдение адвокатами правил внутреннего распорядка;
е) ведет статистическую и финансовую отчетность по установленным формам.
Заведующий юридической консультацией действует по доверенности президиума коллегии адвокатов.
Заработок заведующего юридической консультацией состоит из оклада в соответствии со штатным расписанием и из сумм, получаемых за адвокатскую деятельность.
Статья 26. Юридическая консультация в необходимых случаях вправе запросить из государственных и общественных организаций справки, характеристики и иные документы, связанные с оказанием адвокатами юридической помощи.
Статья 27. Юридическая консультация имеет текущий счет в Госбанке или в сберегательной кассе, печать и штамп с обозначением своего наименования.
Глава пятая. Права и обязанности адвокатов
Статья 28. Адвокат имеет право избирать и быть избранным в органы коллегии адвокатов, а также принимать участие в обсуждении вопросов, связанных с деятельностью коллегии.
Статья 29. Права и обязанности адвокатов в стадии предварительного следствия по уголовным делам, а также при рассмотрении уголовных и гражданских дел в суде определяются соответственно уголовно-процессуальным и гражданско-процессуальным законодательством.
Статья 30. Адвокат должен быть образцом точного и неуклонного соблюдения советских законов, моральной чистоты и безукоризненного поведения, обязан постоянно совершенствовать свои знания, повышать свой идейно-политический уровень и деловую квалификацию, активно участвовать в пропаганде советского права.
Статья 31. Адвокат обязан использовать все указанные в законе средства и способы защиты прав и законных интересов граждан, предприятий, учреждений, организаций и колхозов, обратившихся к нему за юридической помощью.
Статья 32. Адвокат не вправе принять поручение на ведение дела в случаях:
а) когда в расследовании и решении дела принимает участие должностное лицо, с которым адвокат состоит в родственных отношениях;
б) когда он по данному делу ранее оказывал юридическую помощь лицу, интересы которого противоречат интересам лица, обратившегося с просьбой о ведении дела, или участвовал ранее в деле в качестве судьи, следователя, прокурора, лица, производившего дознание, свидетеля, эксперта, переводчика или понятого.
Статья 33. Адвокат не должен разглашать сведения, сообщенные ему доверителем в связи с оказанием юридической помощи по данному делу.
Адвокат не может быть допрошен в качестве свидетеля об обстоятельствах дела, которые стали ему известны в связи с выполнением обязанностей защитника по данному делу.
Статья 34. Адвокат не вправе отказаться от принятой на себя защиты обвиняемого.
Статья 35. Труд адвоката оплачивается из средств, поступающих в юридическую консультацию от граждан, предприятий, учреждений, организаций и колхозов за оказание им юридической помощи.
Статья 36. Адвокат пользуется правом на пособие по временной нетрудоспособности, а также на пенсионное обеспечение на общих основаниях.
Статья 37. Члены коллегии адвокатов не могут состоять на службе в учреждениях, организациях и на предприятиях. Исключение может быть допущено президиумом коллегии адвокатов для лиц, занимающихся педагогической или научной работой.
Глава шестая. Меры поощрения адвокатов
Статья 38. Президиум коллегии адвокатов вправе поощрять особо отличившихся адвокатов за примерное выполнение ими своих обязанностей, за продолжительную и безупречную работу.
Статья 39. Мерами поощрения являются:
а) благодарность;
б) денежная премия;
в) награждение ценным подарком.
Глава седьмая. Дисциплинарная ответственность адвокатов
Статья 40. Адвокаты подлежат дисциплинарной ответственности за нарушение правил внутреннего распорядка, небрежное и недобросовестное отношение к исполнению своих обязанностей и другие действия, порочащие звание адвоката.
Статья 41. Мерами дисциплинарного взыскания являются:
а) замечание;
б) выговор;
в) строгий выговор.
В качестве крайней меры, если президиум коллегии адвокатов сочтет недостаточным меры дисциплинарного взыскания, применяется исключение из коллегии адвокатов.
Статья 42. Дисциплинарное взыскание не может быть наложено, если со дня обнаружения проступка, совершенного адвокатом, прошло более одного месяца и более одного года со дня совершения проступка.
Дело о дисциплинарном проступке рассматривается президиумом коллегии адвокатов как по собственной инициативе, так и по предложению совета министров автономной республики, исполнительного комитета краевого, областного, Московского, Ленинградского городского совета депутатов трудящихся, а также министра юстиции РСФСР.
До рассмотрения дела о дисциплинарном проступке президиум коллегии адвокатов должен затребовать от адвоката письменное объяснение, тщательно проверить основания привлечения его к дисциплинарной ответственности и ознакомить с материалами дисциплинарного дела.
Рассмотрение дела о дисциплинарном проступке производится в присутствии привлекаемого к ответственности адвоката. Повторная неявка адвоката без уважительных причин не препятствует рассмотрению дела о дисциплинарном проступке.
В случае совершения адвокатом проступка, за который он может быть исключен из коллегии, президиум отстраняет адвоката от работы до окончательного разрешения о нем вопроса.
Постановление президиума коллегии адвокатов о наложении дисциплинарного взыскания может быть обжаловано адвокатом в двухнедельный срок со дня его вынесения в совет министров автономной республики, исполнительный комитет краевого, областного, Московского, Ленинградского городского совета депутатов трудящихся.
Статья 43. Если в течение одного года со дня наложения дисциплинарного взыскания адвокат не совершит нового проступка, он считается не подвергавшимся дисциплинарному взысканию.
Если адвокат добросовестным отношением к делу и безупречным поведением доказал свое исправление, президиум коллегии адвокатов может снять с него наложенное дисциплинарное взыскание досрочно.
Досрочное снятие дисциплинарного взыскания может быть произведено по ходатайству заведующего юридической консультацией, общего собрания адвокатов или общественных организаций консультации.
Глава восьмая. Средства коллегии адвокатов
Статья 44. Средства коллегии адвокатов образуются из сумм, отчисляемых юридическими консультациями. Размер отчислений устанавливается общим собранием (конференцией) членов коллегии адвокатов, но не свыше 30 процентов от суммы поступившего в юридическую консультацию гонорара.
Секретарь Президиума Верховного Совета РСФСР
С. ОРЛОВ
[1] Утвержден законом СССР от 30.10.1959 г. Приводится с поправкой, внесенной указом Президиума Верховного совета СССР от 12.2.1960 г.[2] Абзац веден указом от 12.02.1960 г.[3] Статья 3 не была опубликована как не имеющая нормативного характера.[4] Утверждено законом РСФСР.