Жилищное законодательство. 1953-1960 г.
В 50-е годы советское руководство много сделало для решения жилищного вопроса. Было развернуто обширное строительство городских квартир для рядовых граждан, а также облегчено строительство кооперативных домов. В результате этих мер со временем большинство населения стало жить в отдельных квартирах.
Указ президиума Верховного совета СССР об отмене административного выселения из домов государственных предприятий, учреждений и организаций рабочих и служащих, прекративших трудовые отношения. 10.9.1953 г.
Президиум Верховного Совета СССР постановляет:
1. Отменить административное выселение из домов государственных предприятий, учреждений и общественных организаций, а также из арендуемых ими домов рабочих и служащих, прекративших трудовые отношения с предприятием, учреждением или организацией, кроме случаев, предусмотренных настоящим Указом.
Выселение рабочих и служащих из домов государственных предприятий, учреждений и общественных организаций, а также из арендуемых ими домов может производиться лишь в судебном порядке с предоставлением выселяемым другой годной для жилья площади.
2. Сохранить, в виде исключения, административное выселение без предоставления жилой площади рабочих и служащих, прекративших трудовые отношения в связи с увольнением по собственному желанию или за совершение преступления:
а) из домов, принадлежащих промышленным предприятиям угольной, металлургической промышленности, электростанциям и транспорту, а также наиболее важным предприятиям других отраслей народного хозяйства по списку, утверждаемому Советом министров СССР;
б) из домов Министерства обороны СССР, Министерства внутренних дел СССР и их органов, находящихся:
в обособленных военных городках, при войсковых частях, расположенных вне черты населенных пунктов;
в закрытых военных городках с системой пропусков, расположенных в населенных пунктах;
на аэродромах, военно-морских базах, полигонах, при военных академиях, научно-исследовательских институтах, базах и складах.
Административному выселению не подлежат:
лица, избранные на руководящие должности с освобождением от выполняемой работы;
лица, переведенные на другую работу по решениям директивных органов;
инвалиды Отечественной войны, инвалиды труда I и II группы, пенсионеры по старости, персональные пенсионеры;
семьи военнослужащих и партизан, погибших или без вести пропавших на фронтах Отечественной войны, семьи лиц, находящихся на службе в Советской армии, а также семьи умерших работников, которым была предоставлена жилая площадь предприятием или учреждением.
3. Настоящим Указом не отменяются решения правительства об административном выселении из общежитий и помещений учебных заведений, из рабочих общежитий, предоставляемых работникам на определенный срок в соответствии с трудовым договором, а также о выселении лиц, самоуправно занявших жилую площадь, лиц, проживающих в домах, грозящих обвалом, и дворников, прекративших трудовые отношения.
4. Считать утратившими силу:
а) статьи 1, 2, 5, 6, 7, 9, 10 и 11 Постановления ЦИК и СНК СССР от 13 февраля 1931 г. "О выселении из помещений, принадлежащих органам транспорта, посторонних транспорту лиц и о переселении работников транспорта";
б) Постановление ЦИК и СНК СССР от 17 августа 1931 г. "О выселении из домов, принадлежащих органам Народного Комиссариата по военным и морским делам, лиц, не состоящих в рядах Рабоче-крестьянской красной армии";
в) пункты "а" и "б" статьи 31 Постановления ЦИК и СНК СССР от 17 октября 1937 г. "О сохранении жилищного фонда и улучшении жилищного хозяйства в городах";
г) Постановление СНК СССР от 22 сентября 1939 г. "О выселении из жилых домов, принадлежащих органам НКВД СССР, лиц, не состоящих на службе в органах и войсках НКВД СССР".
Председатель Президиума Верховного совета СССР
К. ВОРОШИЛОВ
Секретарь Президиума Верховного совета СССР
Н. ПЕГОВ
Постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР об устранении излишеств в проектировании и строительстве. 4.11.1955 г.
В нашей стране проводятся огромные работы по строительству и реконструкции городов, поселков и промышленных предприятий. В больших масштабах осуществляется сельскохозяйственное строительство, особенно в районах освоения целинных и залежных земель. Построено много хороших экономичных жилых домов и общественных зданий с удобной планировкой.
В последние годы получают развитие индустриальные методы строительства с применением сборных конструкций, деталей и эффективных строительных материалов, все шире внедряется передовая технология строительного производства. Многие проектные и строительные организации применяют в строительстве типовые проекты, что способствует ускорению строительства и снижению его стоимости.
За последнее время партия и правительство провели ряд мероприятий, направленных на коренное улучшение строительного дела. Подготовлены квалифицированные кадры рабочих, инженеров и архитекторов, правильно понимающих свои задачи – строительства экономичных зданий и сооружений, отвечающих современным требованиям, и внедрения в строительство индустриальных конструкций и прогрессивных методов работы.
Наши успехи в этом деле были бы более значительны, если бы этому не мешали имеющиеся крупные недостатки и ошибки в проектировании и строительстве.
Центральный комитет КПСС и Совет министров СССР отмечают, что в работах многих архитекторов и проектных организаций получила широкое распространение внешне-показная сторона архитектуры, изобилующая большими излишествами, что не соответствует линии партии и правительства в архитектурно-строительном деле.
Увлекаясь показной стороной, многие архитекторы занимаются главным образом украшением фасадов зданий, не работают над улучшением внутренней планировки и оборудования жилых домов и квартир, пренебрегают необходимостью создания удобств для населения, требованиями экономики и нормальной эксплуатации зданий.
Ничем не оправданные башенные надстройки, многочисленные декоративные колоннады и портики и другие архитектурные излишества, заимствованные из прошлого, стали массовым явлением при строительстве жилых и общественных зданий, в результате чего за последние годы на жилищное строительство перерасходовано много государственных средств, на которые можно было бы построить не один миллион квадратных метров жилой площади для трудящихся.
Так, например, в г. Москве в жилых домах по улице Горького (архитектор Жуков), по Можайскому шоссе (архитектор Чечулин), по Ленинградскому шоссе (архитекторы Готлиб и Хилькевич) и в ряде других домов в угоду показному украшательству применены многочисленные колонны, портики, сложные карнизы и другие дорогостоящие детали, придающие домам архаический вид. В то же время не было уделено должного внимания удобной планировке квартир в этих домах и благоустройству территорий.
Особенно большие излишества были допущены архитектором Рыбицким в построенном доме по улице Чкалова, для отделки которого применены дорогостоящие материалы, сложные архитектурные украшения и декоративные аркады; при планировке квартир недопустимо завышены площади передних, коридоров и других вспомогательных помещений. Стоимость одного квадратного метра жилой площади в этом доме составляет 3400 рублей, что в два-три раза превышает стоимость жилой площади в экономично запроектированных домах.
Крупные излишества были допущены при проектировании и строительстве высотных зданий. Так, например, на строительство гостиницы "Ленинградская" на 354 номера на Каланчевской площади в г. Москве (архитекторы Поляков и Борецкий) затрачено столько же средств, сколько понадобилось бы на строительство экономично запроектированной гостиницы на 1000 номеров. Площадь номеров в этой гостинице составляет всего лишь 22% общей площади. Во внутренней отделке помещений допущена чрезмерная, ничем не оправданная роскошь (позолота и роспись потолков, карнизов, дорогостоящие панели из ценных пород дерева, декоративные позолоченные решетки и т.д.). Эксплуатационные расходы на содержание одного места в этой гостинице в полтора раза превышают аналогичные расходы по гостинице "Москва".
Бывшие главные архитекторы г. Москвы т. т. Чечулин и Власов не только не вели должной борьбы с расточительством государственных средств при проектировании и строительстве, но и сами допускали в разрабатываемых ими проектах излишества.
Значительные излишества допущены также при проектировании и строительстве жилых и общественных зданий в г. г. Ленинграде, Тбилиси, Киеве, Харькове, Минске, Воронеже, Баку, Ростове-на-Дону и в других городах.
В проекте строящегося на проспекте им. И.В. Сталина в г. Ленинграде крупноблочного жилого дома, разработанном архитектором Журавлевым, предусмотрена приставная колоннада высотой в два этажа. На этом же проспекте при въезде в город запроектирована площадь размером 7,3 га, что почти в 1,5 раза больше Красной площади в г. Москве. По проектам архитектора Каменского на проспекте Стачек в г. Ленинграде за последние годы построены дома с архаичным оформлением фасадов, с тяжелой рустовкой, пилястрами и сложными карнизами.
При строительстве административного здания комбината "Грузуголь" в г. Тбилиси (архитекторы Чхиквадзе и Чхеидзе) сооружена декоративная, практически не используемая башня высотой 55 метров стоимостью 3 млн. рублей; затраты на облицовку фасадов этого здания составили 8,1 млн. рублей, или 33% общей стоимости строительства. Стоимость отделки фасадов строящегося здания Министерства сельского хозяйства Грузинской ССР (архитекторы Парцхалаишвили и Тавдгиридзе) составляет 3,9 млн. рублей, или 32 % общей стоимости здания.
В результате крупных излишеств, допущенных при проектировании, стоимость строительства одного квадратного метра жилой площади в ряде домов г. Харькова превышает 2 тыс. рублей, а по отдельным домам доходит до 3 тыс. рублей. Например, стоимость одного квадратного метра жилой площади 5-этажного дома Котельно-радиаторного завода составляет 2826 рублей (архитектор Рябченко), 7-этажного жилого дома на Плехановской улице – 2811 рублей (архитекторы Крыкин и Бондаренко).
В г. Воронеже на улице Кольцова строится 5-этажный жилой дом Министерства станкостроительной и инструментальной промышленности (архитектор Скулачев) с башней высотой более 70 метров, стоимость которой составляет около 2 млн. рублей. Построенное на проспекте Революции по проекту архитектора Троицкого 5-этажное здание Управления Юго-Восточной железной дороги имеет 11-этажную башню высотой 70 метров, стоимостью также около 2 млн. рублей. В здании запроектированы 3 декоративные арки и колоннада высотой в 3 этажа.
В г. Баку по проектам архитектора Усейнова построены многие жилые дома и общественные здания с большими излишествами. Архитектор Усейнов некритически переносит в архитектуру современных зданий формы средневековой восточной архитектуры, фасады жилых домов треста "Бузовнынефть", объединения "Азнефть" и Академии наук Азербайджанской ССР перенасыщены сложными эркерами, лоджиями и башенными надстройками.
Некоторые архитекторы, несмотря на резкую критику, данную на Всесоюзном совещании по строительству, до последнего времени продолжают отстаивать проекты зданий с архитектурными излишествами.
Так, главный архитектор г. Горького т. Гречихин в июне 1955 года, несмотря на предложение Министерства речного флота исключить декоративную башню из проекта жилого дома по Октябрьской улице, требовал обязательного ее сохранения.
При строительстве санаториев, особенно в южных районах, широкое распространение получил дворцово-показной стиль, совершенно несвойственный назначению и содержанию санаторных зданий и приводящий к неудобствам в их эксплуатации и излишествам, которые выражаются в завышении объемов зданий, увеличении состава и размера вспомогательных помещений, в неэкономичных приемах планировки и в широком применении неоправданных декоративных украшений. Устраиваются не вызываемые необходимостью аркады, колоннады и башни, применяются дорогостоящие отделочные материалы, искусственный мрамор, ценные породы дерева, бронза и лепные украшения.
Стоимость строительства санаториев в г. Сочи, а также в других южных районах чрезмерно высока и составляет до 200 тыс. рублей на одно место.
В проекте санатория Министерства лесной промышленности СССР в Мисхоре (архитектор Ефимович) допущены крупные излишества в архитектурном оформлении, отделке и оборудовании здания. Безответственное отношение автора проекта к стоимости сооружения привело к тому, что в процессе строительства ранее утвержденная сметная стоимость возросла на 6 млн. рублей. Тем же автором с излишествами запроектирован построенный Министерством лесной промышленности СССР санаторий в г. Сочи.
При проектировании и строительстве вокзалов также имеет место неправильное направление в архитектуре, выражающееся в создании вокзалов-дворцов. Несмотря на высокую стоимость этих вокзалов, в них не созданы необходимые удобства для пассажиров.
Наибольшие излишества допущены в зданиях вокзалов, построенных по проектам архитектора Душкина. В запроектированных им вокзалах в г. г. Днепропетровске, Симферополе и Сочи объем зданий завышен по сравнению с действующими нормами на 180-190 %, а стоимость строительства увеличена в два-три раза.
Намного завышена стоимость вокзалов в г. г. Краснодаре, Армавире, Брянске, Витебске, Смоленске, Бахмаче и на ст. Всполье, построенных по проектам мастерской, руководимой архитектором Душкиным.
Архитектурно-строительные излишества допускаются также при проектировании и строительстве промышленных предприятий и сельскохозяйственных зданий и сооружений. Так, например, здание щита управления Ногинской подстанции Министерства электростанций облицовано на высоту двух метров полированным гранитом. Входы в это здание выполнены также в полированном граните с установкой больших гранитных шаров у входа. Несмотря на то, что в этом здании должны работать лишь несколько человек в смену, вестибюль отделан искусственным мрамором, устроены мраморные лестницы, лепные потолки, стены отделаны мрамором и дубом, здание снаружи украшено пилястрами с лепными капителями. На металлическую ограду вокруг подстанции израсходовано 360 тонн металла. Подобные факты в промышленном строительстве не единичны.
Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР отмечают, что значительная часть жилых, гражданских зданий и большая часть промышленных зданий строится все еще по индивидуальным проектам, что является одной из главных причин, порождающих излишества.
Несмотря на бесспорную технико-экономическую целесообразность строительства по типовым проектам, многие министерства и ведомства считают разработку типовых проектов второстепенным делом и не выполняют планов типового проектирования.
План типового проектирования в 1955 году выполняется неудовлетворительно. Особенно плохо обстоит дело в проектных организациях Министерства черной металлургии СССР, Министерства химической промышленности, Министерства строительного и дорожного машиностроения, Министерства промышленности продовольственных товаров СССР.
Крайне недостаточно применяются типовые проекты в строительстве предприятий машиностроительной, пищевой и легкой промышленности, где типовые проекты должны были найти наиболее широкое применение.
Мосгорисполком неудовлетворительно занимается вопросами типового проектирования жилищно-гражданского строительства в г. Москве. До сих пор Мосгорисполком не утвердил типовые проекты больниц, домов с крупнопанельными стенами и ряд других проектов. В 1954 году объем строительства по типовым проектам в г. Москве составил всего лишь 18 % объема жилищного и культурно-бытового строительства.
В г. Ленинграде из 353 строящихся жилых домов строится по типовым проектам только 14 домов. В г. г. Харькове, Ростове-на-Дону, Воронеже, Горьком, Тбилиси и других городах строительство 4-5-этажных жилых домов осуществляется главным образом по индивидуальным проектам.
Серьезным недостатком в деле типового проектирования является распыление проектных работ по многочисленным организациям. Типовое проектирование жилых и общественных зданий осуществляется в настоящее время более чем 40 проектными организациями различных министерств и ведомств, что не позволяет обеспечить единое методологическое руководство типовым проектированием, унификацию планировочных и конструктивных решений, а также высокое качество разработки типовых проектов.
Наличие крупных недостатков и извращений в архитектуре в значительной мере объясняется тем, что быв. Академия архитектуры СССР (президент т. Мордвинов) ориентировала архитекторов на решение главным образом внешних сторон архитектуры, в ущерб удобствам планировки, технической целесообразности, экономичности строительства и эксплуатации зданий. Эта ошибочная направленность нашла отражение в работе многих архитекторов и проектных организаций и способствовала развитию эстетских вкусов и архаизма в архитектуре. Быв. Академия архитектуры СССР и ее научно-исследовательские институты не дали своевременно критической оценки проявлению формализма и другим крупным недостаткам в архитектуре, оторвались от жизни. Во многих своих работах эта Академия была носителем одностороннего, эстетского понимания архитектуры, преувеличивала и искажала роль классического наследия, прививала некритическое отношение к нему.
Государственный комитет Совета министров СССР по делам строительства не проводил должной работы по ликвидации излишеств в проектировании и строительстве.
Архитектурная секция Комитета по сталинским премиям в области литературы и искусства представляла предложения о присуждении Сталинских премий за работы, содержащие крупные излишества и неправильные архитектурно-планировочные решения.
Большая ответственность за отрыв архитектуры от насущных задач строительства ложится на Союз советских архитекторов СССР, бывшие руководители которого (т. т. Чернышев, Рзянин, Захаров) не поняли необходимости устранения излишеств в строительстве и под флагом борьбы с конструктивизмом содействовали распространению этих излишеств. Союз советских архитекторов СССР не уделял должного внимания вопросам массового строительства и не направлял архитекторов-членов Союза на активное участие в разработке типовых проектов.
Центральный комитет КПСС и Совет министров СССР отмечают, что ошибки в архитектурно-строительной практике во многом определяются также существенными недостатками в подготовке архитектурных кадров. В Московском архитектурном институте и в некоторых других учебных заведениях студентам прививается односторонний, эстетский подход к проектированию жилых, промышленных и общественных зданий. В подготовке молодых архитекторов имеет место игнорирование насущных задач массового строительства и типового проектирования, а также вопросов экономики, современной строительной техники и рациональной эксплуатации зданий и сооружений. Значительная часть профессорско-преподавательского состава культивирует некритическое отношение студентов к использованию архитектурных приемов и форм прошлого, ориентирует студентов на разработку только художественных задач, чем по существу прививает им пренебрежительное отношение к удобствам планировки и к вопросам экономики.
* * *
Центральный комитет КПСС и Совет министров СССР решительно осуждают допущенные ошибки в архитектуре, проектировании и строительстве, как противоречащие линии партии и правительства в этом деле, наносящие значительный ущерб народному хозяйству и тормозящие улучшение жилищных и культурно-бытовых условий трудящихся.
При проектировании и строительстве зданий и сооружений архитекторы и инженеры должны уделять главное внимание вопросам экономики строительства, созданию наибольших удобств для населения, благоустройству квартир, школ, больниц и других зданий и сооружений, а также озеленению жилых районов и кварталов.
Чтобы избежать излишеств и кустарщины, наши архитекторы и инженеры должны стать проводниками всего нового, прогрессивного в проектировании и строительстве. Строительство должно осуществляться по наиболее экономичным типовым проектам, разработанным с учетом лучших достижений отечественного и зарубежного строительства, на основе индустриальных методов производства.
Советской архитектуре должна быть свойственна простота, строгость форм и экономичность решений. Привлекательный вид зданий и сооружений должен создаваться не путем применения надуманных, дорогостоящих декоративных украшений, а за счет органической связи архитектурных форм с назначением зданий и сооружений, хороших их пропорций, а также правильного использования материалов, конструкций и деталей и высокого качества работ.
Центральный комитет КПСС и Совет министров СССР считают, что решительное преодоление недостатков в проектировании и строительстве, быстрое и полное устранение излишеств в архитектуре позволят сэкономить значительные средства и направить их на дальнейшее расширение жилищного, культурно-бытового, промышленного и сельскохозяйственного строительства, а также на расширение работ по благоустройству и озеленению городов и поселков.
Центральный комитет КПСС и Совет министров Союза ССР постановляют:
1. Обязать Государственный комитет Совета министров СССР по делам строительства, Академию строительства и архитектуры СССР, Союз советских архитекторов СССР, министров и руководителей ведомств, советы министров республик, обл(край)исполкомы и горисполкомы, республиканские и местные органы по строительству и архитектуре, руководителей предприятий, строек и проектных организаций, а также архитекторов, инженерно-технических работников строек и проектных организаций в кратчайший срок коренным образом перестроить свою работу по проектированию и строительству, широко внедрять в строительство типовые проекты, смелее осваивать передовые достижения отечественного и зарубежного строительства, вести повседневную непримиримую борьбу с проявлениями формализма в архитектуре и с излишествами в проектировании и строительстве.
2. Обязать руководителей министерств и ведомств СССР, советы министров республик, обл(край)исполкомы и горисполкомы в 3-месячный срок пересмотреть проектно-сметную документацию на строящиеся объекты с целью решительного устранения в проектах излишеств в архитектурной отделке, планировочных и конструктивных решениях.
Государственному комитету Совета министров СССР по делам строительства произвести проверку пересматриваемой министерствами и ведомствами СССР и советами министров союзных республик проектно-сметной документации и о результатах проверки доложить Совету министров СССР.
3. Обязать министров и руководителей ведомств, советы министров союзных республик и руководителей проектных организаций обеспечивать безусловное выполнение установленных планов типового проектирования и принять необходимые меры к ликвидации имеющегося отставания в этом деле.
Считать главной задачей проектных организаций, архитекторов и инженеров разработку экономичных типовых проектов и типовых конструкций и применение их в строительстве.
4. В целях осуществления жилищно-гражданского строительства по высококачественным типовым проектам, обеспечивающим резкое удешевление строительства и улучшение бытовых условий населения, считать необходимым разработать к 1 сентября 1956 года новые типовые проекты жилых домов в 2, 3, 4 и 5 этажей, школ на 280, 400 и 880 учеников, больниц на 100, 200, 300 и 400 мест, детских учреждений, магазинов и предприятий общественного питания, кинотеатров, санаториев, гостиниц и домов отдыха, используя при этом лучший отечественный и зарубежный опыт проектирования и строительства.
Наряду с выполнением установленных планов типового проектирования, в целях выявления лучших проектных решений, организовать конкурсы с широким привлечением архитекторов, инженеров и других специалистов, а также коллективов проектных организаций.
Возложить на Государственный комитет Совета министров СССР по делам строительства проведение конкурсов на разработку лучших типовых проектов зданий, сооружений и предприятий, наиболее экономичных индустриальных конструкций и деталей, а также на лучшее строительство объектов по типовым проектам.
При разработке условий на проведение конкурсов предусмотреть премирование за лучшие проекты, представленные на конкурсы, установив по каждому виду зданий и сооружений премии в следующих размерах:
первая премия 30-50 тыс. рублей,
вторая премия 15-30 тыс. рублей,
третья премия 10-15 тыс. рублей и
поощрительные премии по 5 тыс. рублей.
5. В целях концентрации разработки типовых проектов, массового применения их в жилищно-гражданском строительстве, обеспечения унификации планировочных и конструктивных решений, а также улучшения качества типовых проектов признать необходимым организовать Государственный центральный институт по разработке типовых проектов жилых и общественных зданий.
Поручить Государственному комитету Совета министров СССР по делам строительства в двухмесячный срок представить в Совет министров СССР предложения, связанные с организацией Государственного центрального института по разработке типовых проектов жилых и общественных зданий и созданием для него необходимой производственно-экспериментальной базы.
6. В целях устранения крупных недостатков в подготовке архитектурных кадров обязать Министерство высшего образования СССР и Государственный комитет Совета министров СССР по делам строительства разработать и представить к 1 марта 1956 г. в ЦК КПСС и Совет Министров СССР предложения о коренном улучшении дела подготовки архитекторов.
7. Учитывая, что авторы проекта гостиницы "Ленинградская" после присуждения им Сталинской премии за эскизный проект допустили при последующей разработке проекта крупные излишества в объемно-планировочных решениях и архитектурной отделке здания, лишить архитекторов Полякова и Борецкого звания лауреата Сталинской премии, присужденного им за проект этого здания.
Лишить архитектора Рыбицкого звания лауреата Сталинской премии, присужденного ему за жилой дом на улице Чкалова в г. Москве, в проекте которого допущены крупные излишества и недостатки в архитектурном и планировочном решениях.
8. Обязать Министерство транспортного строительства освободить от должности главного архитектора Мосгипротранса т. Душкина, а Мосгорисполком – освободить от должности руководителя Архитектурной мастерской института "Моспроект" т. Полякова за допущение ими излишеств и расточительства государственных средств при проектировании и строительстве и за неправильное руководство проектными организациями.
9. Обязать Министерство лесной промышленности СССР снять с работы руководителя проектной мастерской Министерства архитектора Ефимовича за допущение им крупных излишеств при проектировании и строительстве санаториев в Мисхоре и Сочи.
10. Предложить Совету министров РСФСР и Совету министров Украинской ССР освободить соответственно от работы главного архитектора г. Горького т. Гречихина и главного архитектора г. Харькова т. Крыкина за допущение ими излишеств в планировке и застройке городов и игнорирование применения типовых проектов в строительстве.
11. Указать президенту быв. Академии архитектуры СССР т. Мордвинову на то, что он проводил неправильную линию в руководстве работой Академии архитектуры СССР и Архитектурной секции Комитета по Сталинским премиям в области литературы и искусства, что в значительной мере способствовало допущению крупных излишеств в архитектуре и строительстве.
12. Обратить внимание председателя Мосгорисполкома т. Яснова и заместителя председателя Мосгорисполкома т. Кулакова на невыполнение планов типового проектирования, задержку рассмотрения проектов и неудовлетворительное применение типовых проектов в строительстве и предупредить их, что они несут личную ответственность за положение дел с типовым проектированием и за применение типовых проектов в строительстве в г. Москве.
13. Обратить внимание руководителей министерств и ведомств, руководителей строительных, проектных и научно-исследовательских организаций, главных архитекторов городов, начальников и главных инженеров главных управлений и управлений капитального строительства, главных инженеров проектов и архитекторов – авторов проектов – на необходимость устранения излишеств во всех видах строительства, широкого внедрения типовых проектов и улучшения качества строительства.
14. Обязать ЦК компартий и Советы министров республик, крайкомы, обкомы, горкомы партии, крайисполкомы, облисполкомы и горисполкомы рассмотреть в соответствии с настоящим Постановлением вопрос об устранении излишеств в проектировании и строительстве и принять необходимые меры.
* * *
Центральный комитет КПСС и Совет министров СССР выражают твердую уверенность в том, что партийные, советские, профсоюзные организации, рабочие и инженерно-технические работники, архитекторы и работники науки направят свои усилия, знания и опыт на устранение в кратчайший срок имеющихся недостатков в проектировании и строительстве, что будет способствовать значительному повышению жизненного уровня нашего народа и укреплению экономики Советского Союза.
Секретарь Центрального Комитета КПСС
Н. ХРУЩЕВ[1]
Председатель Совета Министров Союза ССР
Н. БУЛГАНИН[2]
Указ президиума Верховного совета СССР об изменении статьи 2 указа президиума Верховного совета СССР от 10 сентября 1953 года "об отмене административного выселения из домов государственных предприятий, учреждений и организаций рабочих и служащих, прекративших трудовые отношения". 28.2.1957 г.
Президиум Верховного Совета СССР постановляет:
Изложить статью 2 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 10 сентября 1953 года "Об отмене административного выселения из домов государственных предприятий, учреждений и организаций рабочих и служащих, прекративших трудовые отношения" следующим образом:
"2. Сохранить, в виде исключения, административное выселение без предоставления жилой площади рабочих и служащих, прекративших трудовые отношения в связи с увольнением по собственному желанию или за нарушение трудовой дисциплины, или за совершение преступления:
а) из домов, принадлежащих промышленным предприятиям и стройкам угольной, металлургической промышленности, электростанциям и транспорту, а также наиболее важным предприятиям и стройкам других отраслей народного хозяйства, определяемым постановлениями советов министров союзных республик;
б) из домов Министерства обороны СССР, Министерства внутренних дел СССР и их органов, находящихся:
в обособленных военных городках, при войсковых частях, расположенных вне черты населенных пунктов;
в закрытых военных городках с системой пропусков, расположенных в населенных пунктах;
на аэродромах, военно-морских базах, полигонах, при военных академиях, научно-исследовательских институтах, базах и складах.
Административному выселению не подлежат:
лица, избранные на руководящие должности с освобождением от выполняемой работы;
лица, переведенные на другую работу по решениям директивных органов[3];
инвалиды Отечественной войны, инвалиды труда I и II группы, пенсионеры по старости, персональные пенсионеры;
семьи военнослужащих и партизан, погибших или без вести пропавших на фронтах Отечественной войны, семьи лиц, находящихся на службе в Советской армии, а также семьи умерших работников, которым была предоставлена жилая площадь предприятием или учреждением".
Председатель Президиума Верховного Совета СССР
К. ВОРОШИЛОВ
Секретарь Президиума Верховного Совета СССР
М. ГЕОРГАДЗЕ
Постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР о развитии жилищного строительства в СССР. 31.7.1957 г.
В стране социализма, где власть принадлежит трудящимся, подъем жизненного уровня и благосостояния народа является одной из важнейших задач. Для Коммунистической партии и Советского правительства нет цели более высокой, чем забота о благе и счастье народа, об улучшении условий его жизни.
После того, как в нашей стране власть перешла в руки трудящихся, была поставлена задача обеспечить экономическую независимость советского государства, без чего невозможно было отстоять Советскую власть от посягательств интервентов и осуществлять социалистическое переустройство страны.
Последовательно проводя ленинскую генеральную линию на преимущественное развитие тяжелой индустрии – основы основ благосостояния страны, создав такие отрасли промышленности, каких не знала царская Россия: тракторостроение, автомобилестроение, станкостроение, химическая и авиационная промышленность, сельскохозяйственное машиностроение, коренным образом реконструировав нефтяную промышленность, черную металлургию и ряд других важнейших отраслей тяжелой индустрии, успешно претворяя в жизнь заветы Великого Ленина об электрификации страны, Коммунистическая партия и Советское правительство еще в годы первых пятилеток всемерно расширяли жилищное строительство.
Возникновение новых индустриальных центров привело к росту числа городов и поселков. В стране возникли новые крупные города – Магнитогорск, Комсомольск-на-Амуре, Караганда, Сталинск[4], Кировск, Балхаш и сотни других.
Жилищное строительство не прекращалось в стране и в тяжелые годы Великой Отечественной войны. Огромный ущерб жилищному фонду был нанесен войной и фашистской оккупацией; более 1700 городов и поселков оказались разрушенными, уничтожено около 70 миллионов квадратных метров жилой площади, свыше 25 миллионов человек полностью лишились крова. В трудных условиях военного времени было построено и восстановлено жилых домов общей площадью около 50 миллионов квадратных метров.
Советский народ, разгромив фашистских захватчиков, провел в послевоенные годы под руководством партии и правительства огромную созидательную работу по восстановлению и дальнейшему развитию народного хозяйства СССР. В невиданно короткие сроки были ликвидированы тяжелые последствия войны, что потребовало усилий всего народа. Многое было сделано и в области жилищного строительства. Жилищный фонд городов не только полностью восстановлен, но и значительно увеличен по сравнению с довоенным.
Только за период 1946-1956 гг. в городах и рабочих поселках были построены и восстановлены жилые дома общей площадью около 300 миллионов квадратных метров, что более чем в 1,5 раза превышает весь городской жилищный фонд дореволюционной России. В больших размерах жилищное строительство развернулось и на селе. За этот же период колхозниками и сельской интеллигенцией построено около 5,7 миллиона жилых домов.
Общий жилищный фонд в городах и поселках городского типа за годы Советской власти увеличился в 3,7 раза. За эти годы в Москве, Ленинграде, Киеве, Горьком и других городах страны введены в действие тысячи новых жилых домов. Так, в Москве жилищный фонд на начало 1956 г. более чем в 2 раза превысил жилищный фонд 1926 г. Только в 1956 г. в Москве было построено 1374 тысячи квадратных метров жилищ, а в 1957 г. московские строители взяли на себя обязательство построить и сдать в эксплуатацию 1 миллион 800 тысяч квадратных метров новой жилой площади. Значительно возрос жилищный фонд и в других городах страны. В Горьком жилищный фонд на начало 1956 г. увеличился по сравнению с 1926 г. в 4,2 раза, в Новосибирске – в 6,5 раза, в Свердловске – в 5,4 раза.
Однако темпы промышленного строительства в стране опережали до последнего времени строительство жилищ. Для того, чтобы создать тяжелую промышленность и этим обеспечить дальнейший мощный рост всех отраслей народного хозяйства, осуществить крутой подъем сельскохозяйственного производства и на этой основе добиться значительного повышения материального благосостояния и культурного уровня советского народа, требовались значительные материальные и денежные средства. В связи с этим жилищное строительство отставало от потребности населения.
Вместе с тем в результате повышения жизненного уровня трудящихся, улучшения медицинского обслуживания и бытовых условий в нашей стране из года в год увеличивается рождаемость, резко снижается смертность, растет численность населения. В связи с осуществлением грандиозных планов индустриализации страны и возникновением новых промышленных центров, общая численность городского населения увеличилась за последние 30 лет более чем в 3 раза.
Быстрый рост населения и опережающее развитие промышленности, несмотря на непрерывно возрастающий объем жилищного строительства, привели к тому, что проблема жилья все еще продолжает оставаться одной из самых острых. Население многих городов, рабочих поселков и сел испытывает нужду в благоустроенных жилищах. Значительное количество семейств еще проживает в ветхих домах.
Неудовлетворительная обеспеченность населения жилищами является также и следствием серьезных недостатков, еще имеющихся в жилищном строительстве. Средства, выделяемые государством на эти цели, во многих союзных республиках, краях, областях, городах и районах недоиспользуются; планы ввода жилых домов в эксплуатацию не выполняются, материальные средства и трудовые ресурсы распыляются по многочисленным объектам. Вместо строительства крупными жилыми массивами дома часто возводятся разбросанно на отдельных участках, в различных частях города. Нередко застройка в существующих городах проводится с большим неоправданным сносом жилых домов, что приводит к потере жилой площади. Во многих проектах планировки и застройки жилых районов и проектах жилых домов еще допускаются излишества, удорожающие строительство и снижающие качество вводимой в эксплуатацию жилой площади.
Руководители многих промышленных предприятий и организаций, переложив всю ответственность за строительство жилищ на подрядные строительные организации, не проявляют инициативы в изыскании дополнительных резервов и возможностей к увеличению размеров жилищного строительства.
Строительство жилых домов индивидуальными застройщиками осуществляется в городах и поселках в недостаточных размерах. Во многих местах исполкомы местных Советов депутатов трудящихся, руководители предприятий и учреждений не оказывают необходимой помощи застройщикам, не помогают в благоустройстве поселков, не организуют застройщиков в жилищно-строительные коллективы. Индивидуальное жилищное строительство еще плохо обеспечивается строительными материалами и деталями. Партийные и профсоюзные организации промышленных предприятий зачастую устраняются от руководства индивидуальным жилищным строительством.
Жилищное строительство в сельских местностях также отстает от потребностей, что является следствием неудовлетворительной организации сельского строительства и его слабой производственно-технической базы. Далеко не во всех колхозах имеются постоянные строительные бригады, мало создано межколхозных строительных организаций и предприятий.
Темпы жилищного строительства в городах и в сельской местности во многом сдерживаются нехваткой строительных материалов. Некоторые республиканские, краевые, областные, городские партийные и советские органы, промышленные предприятия и строительные организации не проявляют должной инициативы в использовании для нужд жилищного строительства местных строительных материалов и отходов промышленности. Крайне недостаточно используются в строительстве жилых домов отходы промышленных предприятий и, в частности, металлургические и котельные шлаки, золы ТЭЦ, а также такие дешевые местные строительные материалы, как камыш, солома; не развивается производство извести, фибролита, минеральной шерсти и других местных строительных материалов.
Медленно внедряются прогрессивные сборные конструкции заводского изготовления; недостаточно применяются крупноблочные и крупнопанельные конструкции стен и облегченные кирпичные кладки, отстает развитие заводского, стандартного домостроения.
Очень серьезным недостатком в жилищном строительстве является во многих случаях низкое качество строительных работ: недоброкачественная кладка стен, изготовление столярных изделий и устройство полов из сырых лесоматериалов, небрежное выполнение внутренних санитарно-технических устройств и особенно низкое качество отделочных работ.
Отставание жилищного строительства от потребностей, все еще низкое качество строительства и его высокая стоимость являются в значительной степени следствием того, что многие партийные, советские, хозяйственные, профсоюзные органы республик, краев, областей, городов и районов не всегда уделяют этим вопросам необходимое внимание.
В деле расширения строительства жилищ, сокращения сроков и стоимости строительства приобретает повсеместно огромное значение почин трудящихся промышленных предприятий города Горького строить дома собственными силами, "методом народной стройки".
Коллективы предприятий г. Горького приняли обязательство в 1957 - 1960 гг. построить таким способом дополнительно 700 тысяч квадратных метров жилой площади, в том числе в 1957 году - 85 тысяч квадратных метров, что составляет 60 процентов государственного плана жилищного строительства в г. Горьком. Трудящиеся предприятий Горького, Сталинграда, Харькова, Воронежа и многих других городов страны изыскивают неиспользуемые материалы и оборудование, отходы предприятий и организуют производство строительных материалов для того, чтобы строить жилые дома для себя.
Это является примером высокой социалистической сознательности и должно получить всемерную поддержку со стороны партийных, советских и профсоюзных органов. В этой замечательной инициативе выражено стремление трудящихся как можно скорее решить жилищную проблему в нашей стране.
ЦК КПСС и Совет министров СССР считают, что в настоящее время дальнейшее развитие жилищного строительства, имеющего всенародное значение, является одной из важнейших задач всех партийных, советских, профсоюзных, хозяйственных органов, всего советского народа. План жилищного строительства на шестую пятилетку, установленный директивами XX съезда Коммунистической партии Советского Союза, должен быть не только выполнен, но и перевыполнен.
Партия и Правительство систематически занимаются изысканием дополнительных средств и материальных ресурсов для максимального развития жилищного строительства в стране.
Государственные капитальные вложения в жилищное строительство по сравнению с пятой пятилеткой возрастают в 1956-1960 гг. на 78 миллиардов рублей и в еще больших размерах будут возрастать в последующие годы.
Существенную роль в финансировании все увеличивающихся затрат на развитие жилищного строительства сыграют средства, которыми Советское государство будет располагать в результате отсрочки платежей по государственным займам, размещенным по подписке среди населения до 1957 года. Эти платежи составили бы до конца шестой пятилетки 62 миллиарда рублей.
Постоянный рост материального благосостояния трудящихся позволяет также значительно развить за счет сбережений населения индивидуальное жилищное строительство. Этому будет способствовать отмена, начиная с 1958 года, выпуска государственных займов, размещаемых по подписке среди населения, в результате чего реальные доходы трудящихся увеличатся только в 1958 году на 14,5 миллиарда рублей, а в 1959 году и в последующие годы – еще больше.
Проводимая в настоящее время перестройка управления промышленностью и строительством, организация совнархозов экономических административных районов создают благоприятные условия для дальнейшего развития жилищного строительства; открываются широкие возможности для проявления инициативы на местах, использования имеющихся резервов и привлечения непосредственно к участию в жилищном строительстве широких масс трудящихся.
Организация руководства строительством по экономическим административным районам устраняет междуведомственные барьеры и обеспечивает возможность укрупнения и специализации предприятий строительной индустрии и строительных организаций, осуществляющих жилищное строительство.
ЦК КПСС и Совет министров СССР считают, что в настоящее время созданы необходимые условия для дальнейшего подъема жилищного строительства, и ставят задачу в кратчайшие сроки достигнуть значительного прироста жилищного фонда, чтобы в ближайшие 10-12 лет покончить в стране с недостатком в жилищах.
Центральный Комитет КПСС и Совет министров Союза ССР постановляют:
1. Обязать Госплан СССР, советы министров союзных республик и министерства при определении объемов жилищного строительства в государственных планах развития народного хозяйства исходить из необходимости ликвидации в ближайшие 10-12 лет недостатка в жилищах для трудящихся.
2. Установить объем государственного жилищного строительства на 1956-1960 гг. по вводу в эксплуатацию жилых домов в размере 215 миллионов квадратных метров общей площади, против 205 миллионов квадратных метров, предусмотренных Директивами XX съезда КПСС, в том числе: в 1957 году – 34 миллиона квадратных метров, в 1958 году – 42 миллиона квадратных метров, в 1959 году – 51 миллион квадратных метров и в 1960 году – 60 миллионов квадратных метров.
3. Увеличить на 1956-1960 гг. объем жилищного строительства в городах, поселках городского типа, МТС, совхозах и леспромхозах за счет средств населения и с помощью государственного кредита с 84 миллионов квадратных метров общей площади, намеченных ранее, до 113 миллионов квадратных метров, в том числе в 1957 году – 13 миллионов квадратных метров, в 1958 году – 19 миллионов квадратных метров, в 1959 году – 29 миллионов квадратных метров и в 1960 году – 41 миллион квадратных метров.
4. Расширить объем строительства жилых домов в колхозах силами колхозников и сельской интеллигенции с 2,3 миллиона домов в 1951-1955 гг. до 4 миллионов домов в 1956-1960 гг., в том числе в 1957 году – 750 тысяч домов, в 1958 году – 800 тысяч домов, в 1959 году – 850 тысяч домов и в 1960 году – 900 тысяч домов.
Поручить Госплану СССР совместно с советами министров союзных республик установить ежегодные объемы строительства жилых домов для колхозников и сельской интеллигенции по каждой республике.
5. Установить в соответствии с п. п. 2 и 3 настоящего Постановления на 1956 - 1960 гг. по союзным республикам объем государственного и индивидуального жилищного строительства в городах, рабочих поселках, МТС, совхозах и леспромхозах...
6. Поручить советам министров союзных республик в двухмесячный срок установить задания совнархозам и исполкомам местных советов депутатов трудящихся по строительству жилых домов на 1956-1960 гг., выделив объемы жилищного строительства по отдельным крупным городам в соответствии с Приложением № 1.
7. Возложить, начиная с 1958 года, обязанности заказчика по жилищному, культурно-бытовому и коммунальному строительству в городах, выполняемому подрядным способом, на исполкомы. Проектно-изыскательские работы по этому строительству должны выполняться, как правило, укрупненными проектными организациями обл(край)исполкомов или горисполкомов.
8. Поручить советам министров союзных республик, обл(край)исполкомам утвердить до 1 декабря 1957 г. планы размещения жилищного, культурно-бытового и коммунального строительства по крупным городам на 1958-1960 гг., исходя из необходимости осуществления жилищного строительства на свободных территориях, без сноса существующих строений и преимущественно крупными массивами.
9. Одобрить почин рабочих и служащих промышленных предприятий и организаций города Горького и ряда других городов по строительству жилых домов собственными силами, как начало всенародного движения за скорейшее улучшение жилищных условий, как пример высокой социалистической сознательности.
В целях развития жилищного строительства признать необходимым всемерно поощрять строительство жилых домов силами рабочих и служащих промышленных предприятий и организаций, как один из путей увеличения объемов жилищного строительства и ускорения ввода жилых домов в эксплуатацию.
10. Установить, что жилищное строительство, осуществляемое непосредственно с трудовым участием рабочих и служащих предприятий и организаций, может производиться как за счет ассигнований на жилищное строительство по планам капитальных вложений, так и за счет других средств, используемых в установленном порядке предприятиями и хозяйственными организациями на капитальное строительство сверх государственных планов капитальных работ, в том числе средств из фонда предприятия, фонда директора (начальника), фонда ширпотреба, премий по итогам Всесоюзного социалистического соревнования и других премий, выделяемых предприятиям и организациям.
11. Предоставить право руководителям предприятий и организаций:
объединять средства на указанное жилищное строительство, выделенные как за счет ассигнований, предусмотренных на плановое жилищное строительство, так и за счет специальных средств, находящихся в распоряжении предприятий и хозяйственных организаций, направляемых в установленном порядке на строительство, осуществляемое вне плана капитальных работ;
по согласованию с профсоюзными организациями направлять в 1957-1960 гг. на финансирование жилищного строительства до 70 процентов средств по фонду предприятия, директора (начальника) и фонду ширпотреба, а также премий, полученных по Всесоюзному социалистическому соревнованию, и других премий, выделяемых предприятию и организации, с соответствующим уменьшением затрат на другие цели за счет этих источников;
производить, начиная с 1958 г., авансовые отчисления в фонд предприятия и фонд директора (начальника) на основе балансов за первый, второй и третий кварталы в размере 60 процентов от суммы фондов, исчисляемых в соответствии с действующими положениями.
12. Предоставить право министерствам, ведомствам и Советам народного хозяйства экономических административных районов разрешать подведомственным промышленным предприятиям и хозяйственным организациям для строительства жилых домов использовать дополнительно сверх сумм, отчисляемых в фонд предприятия, директора (начальника) до 30 процентов общей суммы сверхплановой прибыли, полученной данным предприятием (организацией).
13. Распространить на все хозяйственные организации действие п. 3 Постановления Совета министров СССР от 18 апреля 1956 г. № 492 о праве осуществлять совместно с другими предприятиями и хозяйственными организациями жилищное строительство в установленном порядке сверх средств, выделенных на эту цель по государственному плану.
14. Предоставить право промышленным предприятиям и хозяйственным организациям приступать к строительству жилых домов, с трудовым участием рабочих и служащих предприятия (организации), за счет средств, предназначаемых на финансирование строительства, выполняемого сверх плана капитальных работ, при наличии средств не менее 25 процентов сметной стоимости жилищного строительства с тем, однако, чтобы накопление необходимых средств для завершения объектов строительства было обеспечено в срок, установленный нормами продолжительности строительства, или же должны быть изысканы плановые источники финансирования начатого строительства.
Запретить руководителям предприятий и хозяйственных организаций использование на капитальное строительство оборотных средств предприятий (организаций) или отнесение затрат по строительству на себестоимость выпускаемой продукции.
15. Установить, что сметы на строительство жилых домов, осуществляемое предприятиями и организациями хозяйственным способом с трудовым участием рабочих и служащих предприятий и организаций, не должны предусматривать плановые накопления, а размер накладных расходов в сметах должен быть значительно снижен по сравнению с действующими нормами этих расходов.
16. Обязать ЦК компартий союзных республик, крайкомы, обкомы, горкомы партий, советы министров союзных и автономных республик, совнархозы[5], министерства, крайисполкомы, облисполкомы и горисполкомы, руководителей предприятий, хозяйственных организаций и учреждений всемерно поддерживать и оказывать содействие широкому развитию жилищного строительства силами промышленных предприятий с трудовым участием рабочих и служащих.
17. В целях максимальной индустриализации малоэтажного жилищного строительства и снижения его стоимости всемерно развивать в стране производство сборных малоэтажных домов и к 1960 году довести годовые мощности предприятий по выпуску сборных стандартных жилых домов до 20 миллионов квадратных метров жилой площади и комплектов деталей для домов со стенами из местных материалов до 10 миллионов квадратных метров жилой площади.
Установить следующий объем производства стандартных домов и деталей на 1958 - 1961 гг...
Утвердить мероприятия по развитию сборного малоэтажного домостроения согласно Приложению № 2[6].
Советам Министров РСФСР, УССР, БССР и Казахской ССР, крайкомам и обкомам партии, совнархозам, исполкомам краев и областей, где предусматривается развитие сборного малоэтажного домостроения, принять необходимые меры по выполнению указанных мероприятий.
18. Признать необходимым:
а) довести в 1960 году объем производства стеновых материалов до 61 миллиарда штук кирпича (в условном исчислении), повысив при этом производство крупных стеновых блоков по сравнению с 1956 годом в 15 раз, мелких блоков в 3,2 раза, эффективного и лицевого кирпича в 3 раза, блоков из естественного камня в 2,6 раза, блоков из ячеистого бетона до 3,5 миллиарда штук кирпича (в условном исчислении);
б) довести в 1960 году производство асбошифера до 3300 миллионов плиток в условном исчислении, мягкой кровли до 806 миллионов квадратных метров, цементной и гончарной черепицы до 1094 миллиона штук;
в) довести в 1960 году производство гипсовой сухой штукатурки до 106 миллионов квадратных метров; организовать в районах сосредоточенного жилищного строительства массовое производство крупноразмерных гипсобетонных панелей для перегородок;
г) в целях улучшения качества отделки жилых зданий и повышения индустриальности отделочных работ довести в 1960 году производство различных видов линолеума (глифталевого, полихлорвинилового, резинового, пергаминового и нитролинолеума) до 36,5 миллиона квадратных метров и обоев до 200 миллионов кусков.
Организовать массовое производство плиток для полов из синтетического и другого сырья, а также мастик для бесшовных полов.
Значительно увеличить производство качественных лакокрасочных материалов, организовав его в размерах, необходимых для удовлетворения потребностей жилищного и культурно-бытового строительства, в том числе производство: титановых белил, водоразбавляемых эмульсионных эмалей, эмалевых красок для дощатых полов и бесцветных водостойких лаков для паркетных полов, а также производство асбестоцементных окрашенных листов и пластмассовых плиток для внутренней отделки помещений;
д) увеличить в 1960 году по сравнению с 1956 годом объем производства ванн более чем в 2 раза, умывальников, унитазов и радиаторов в 2,3 раза, отопительных котлов, водопроводных и канализационных труб в 1,8 раза.
Госплану СССР в месячный срок представить в Совет министров СССР согласованные с советами министров союзных республик и Госстроем СССР мероприятия по развитию производства указанных материалов и изделий.
19. Обязать совнархозы и местные советы депутатов трудящихся оказывать повседневную помощь строительству предприятий по производству сборных железобетонных конструкций, крупных блоков, крупных панелей, керамзита, термозита, изделий из ячеистых бетонов и других предприятий строительной индустрии.
Поручить Госстрою СССР по результатам конкурса 1957 г. на лучшие конструкции крупнопанельных жилых зданий и рациональную технологию производства этих конструкций представить в Совет министров СССР в ноябре 1957 г. предложения о развитии заводского крупнопанельного домостроения и о развитии строительства крупноблочных домов в 1958-1960 годах.
20. В целях широкого внедрения в строительство опыта Главмосстроя по применению крупнопанельных прокатных перегородок поручить Госстрою СССР в двухмесячный срок представить в Совет министров СССР предложения по изготовлению промышленного оборудования и организации производства крупнопанельных перегородок в экономических административных районах.
21. Разрешить совнархозам, министерствам и исполкомам местных советов депутатов трудящихся использовать мощности подведомственных предприятий для изготовления, сверх установленного плана, материалов, деталей, изделий и оборудования, необходимых для жилищного, культурно-бытового и коммунального строительства.
Установить, что фондируемые материалы, детали, изделия и оборудование, изготовленные сверх плана в порядке использования местной инициативы, в первую очередь должны направляться на удовлетворение нужд жилищного, культурно-бытового и коммунального строительства соответствующих экономических административных районов.
Рекомендовать совнархозам, министерствам и местным советам депутатов трудящихся заключать договоры на взаимную помощь строительными материалами, изделиями, деталями и оборудованием, необходимыми для этих целей.
22. Установить, что в лесоизбыточных районах страны жилищное строительство должно осуществляться преимущественно путем возведения деревянных домов.
23. Обязать ЦК компартий, советы министров союзных республик, крайкомы, обкомы и горкомы партии, совнархозы, министерства, обл(край)исполкомы и горисполкомы оказывать помощь широкому развитию строительства жилых домов на средства рабочих и служащих и с помощью государственного кредита, имея в виду возрастающий бюджет населения в связи с отменой с 1958 года подписки на заем[7].
Возложить ответственность за организацию индивидуального жилищного строительства для рабочих и служащих предприятий и учреждений на руководителей этих организаций. Строительство дорог, инженерных коммуникаций и линий электроснабжения на территории поселков индивидуальных застройщиков должно осуществляться за счет предприятий и организаций, где работают индивидуальные застройщики, с привлечением к выполнению этих работ самих застройщиков.
Предоставить право совнархозам, обл(край)исполкомам и горисполкомам при наличии в поселках индивидуального строительства застройщиков, работающих в разных предприятиях и учреждениях, объединять средства этих организаций для сооружения дорог и инженерных коммуникаций.
Рекомендовать обл(край)исполкомам и горисполкомам выделять предприятиям и организациям земельные участки для индивидуального жилищного строительства в виде поселков с расчетом застройки их в течение 3-5 лет.
24. Рекомендовать предприятиям, организациям и местным советам депутатов трудящихся разрешать и поощрять строительство многоквартирных жилых домов по типовым проектам силами индивидуальных застройщиков на началах трудовой взаимопомощи с сохранением прав личной собственности одного застройщика на одну квартиру.
Разрешить Министерству финансов СССР выдавать ссуды гражданам, осуществляющим совместную постройку многоквартирных жилых домов, на условиях кредитования индивидуального жилищного строительства.
Советам министров союзных республик внести соответствующие изменения в существующие положения по индивидуальному строительству и организации жилищно-строительных коллективов.
В дополнение к п. 1 Постановления Совета министров СССР от 26 августа 1948 г. № 3211 установить, что земельные участки в поселках индивидуального строительства отводятся предприятиям и учреждениям с последующим закреплением участков за отдельными застройщиками, работающими в этих организациях.
Обл(край)исполкомам и горисполкомам отобрать из числа имеющихся типовые проекты для индивидуального строительства, учитывая местные, бытовые и климатические условия, а также наличные строительные материалы. Издать массовым тиражом проекты и рекомендации - советы застройщикам.
25. Обязать совнархозы, министерства, обл(край)исполкомы и горисполкомы, а также руководителей предприятий и организаций обеспечивать индивидуальных застройщиков строительными материалами, строительными деталями, столярными и скобяными изделиями и санитарно-техническим оборудованием, а также оказывать им помощь транспортными средствами, с оплатой материалов и транспорта в установленном порядке.
Советам министров союзных республик обеспечить значительное развитие добычи и производства строительных материалов, а также производства материалов и изделий для жилищного строительства из отходов промышленности, привлекая для этого главным образом предприятия местной промышленности и промкооперации.
26. Учитывая, что забота об улучшении жилищно-бытовых условий трудящихся является важнейшим делом профессиональных союзов, поручить ВЦСПС, центральным и местным комитетам профессиональных союзов:
усилить общественный контроль за выполнением планов государственного жилищного строительства;
оказывать широкую помощь в развитии жилищного строительства на средства предприятий с трудовым участием рабочих и служащих;
организовать социалистическое соревнование коллективов строителей за своевременное выполнение работ по жилищному строительству и производству сверх установленных планов строительных материалов, изделий и деталей для жилищного строительства;
особое внимание уделять индивидуальным застройщикам, содействуя получению ими от местных советов депутатов трудящихся и предприятий необходимой материальной и технической помощи.
27. Обязать ЦК компартий, советы министров союзных республик, крайкомы, обкомы, райкомы партии и обл(край)исполкомы принять решительные меры по усилению жилищного строительства в колхозах.
Считать необходимым значительно расширить сеть колхозных и межколхозных предприятий и увеличить добычу и производство местных строительных материалов, конструкций и деталей. Повсеместно организовать строительство жилых домов в колхозах силами колхозных строительных бригад и межколхозных строительных организаций.
Обязать совнархозы и обл(край)исполкомы оказывать всемерную помощь колхозам в оснащении перечисленных выше предприятий и организаций необходимым оборудованием и запасными частями.
28. Обязать Госплан СССР выделять в 1958 - 1960 гг. для широкого рынка основные строительные материалы в следующем количестве...
Министерству торговли СССР организовать продажу стандартных домов, строительных материалов, изделий и деталей для индивидуального строительства рабочим и служащим через предприятия, организации и учреждения, где они работают.
Центросоюзу открыть межрайонные магазины для продажи колхозам строительных конструкций и деталей, столярных изделий, стеновых материалов, извести, алебастра и других вяжущих материалов, изготовляемых предприятиями местной и кооперативной промышленности.
29. Начиная с 1958 года, в жилых домах, строящихся как в городах, так и в сельской местности, предусматривать экономичные благоустроенные квартиры для заселения одной семьей. Строительство жилых домов осуществлять по типовым проектам.
Поручить Госстрою СССР на основе новых экономичных типовых проектов жилых и гражданских зданий утвердить новые нормы проектирования этих зданий, в том числе высоты помещений.
30. Поручить исполкомам местных Советов депутатов трудящихся и совнархозам:
устанавливать наиболее целесообразную этажность строящихся по государственному плану жилых домов на основе технико-экономических расчетов, принимая для застройки городов в основном жилые дома высотой в 4-5 этажей, а для небольших городов и поселков преимущественно дома в 2 и 3 этажа;
широко развить производство железобетонных деталей зданий, стеновых панелей, панелей перекрытий, расширить применение крупных стеновых блоков, крупноразмерных перегородок, щитовых дверей, спаренных оконных переплетов и других конструкций и деталей;
организовать в необходимом количестве изготовление малогабаритной мебели и встроенного кухонного оборудования для квартир нового типа.
31. При планировании капитальных вложений на жилищное строительство в городах определять размер необходимых средств, исходя из средней стоимости квадратного метра жилой площади по данному городу.
Указанный порядок планирования капитальных вложений ввести в столицах союзных республик и промышленных городах с 1 января 1959 года.
Советам министров союзных республик с участием горисполкомов установить по согласованию с Госстроем СССР до 1 июля 1958 года стоимость 1 квадратного метра жилой площади по каждому городу.
Ввести с 1 января 1959 года планирование и учет жилищного строительства в квадратных метрах жилой и полезной площади и в количестве квартир.
32. Ввести в 1958 году порядок расчетов между заказчиками и подрядчиками за выполненные работы по жилищному строительству по прейскурантным ценам за квадратный метр жилой площади для данного района.
Обязать советы министров союзных республик до 1 июля 1958 г. составить и утвердить по согласованию с Госстроем СССР порайонные прейскурантные цены за 1 квадратный метр жилой площади в жилых домах различного типа.
Поручить Госстрою СССР и Министерству финансов СССР установить порядок расчетов за выполненные работы по строительству жилых домов, способствующий повышению ответственности за качество и сокращение сроков строительства.
33. Считать, что одной из основных задач подрядных территориальных строительных управлений совнархозов и местных советов депутатов трудящихся является выполнение государственного плана по вводу в эксплуатацию жилых домов.
Установить порядок, по которому выплата премий за выполнение плана строительно-монтажных работ производится только в том случае, если строительной организацией выполнен план ввода в эксплуатацию жилой площади.
В целях улучшения жилищного строительства в городах и рабочих поселках, снижения его трудоемкости и себестоимости рекомендовать проводить специализацию и укрупнение строительных трестов и управлений, а также предприятий строительной индустрии, планомерно создавать заделы в строительстве, обеспечивающие в течение года равномерный ввод в эксплуатацию жилых домов.
34. Обязать ЦК компартий, советы министров союзных республик, крайкомы, обкомы и горкомы партии, совнархозы, министерства, обл(край)исполкомы и горисполкомы, руководителей и инженерно-технических работников строек, предприятий и проектных организаций решительно улучшить качество жилищного строительства и строительных материалов.
Советам министров союзных республик, совнархозам и исполкомам краевых, областных и городских советов депутатов трудящихся до 1 января 1958 г. утвердить конкретные мероприятия по улучшению качества строительства и строительных материалов.
35. Обязать советы министров союзных республик, совнархозы, обл(край)исполкомы и горисполкомы осуществить в 1958 году в областных центрах и крупных городах показательное строительство жилых домов по новым экономичным типовым проектам, которое по своему качеству, благоустройству, планировочным и конструктивным решениям служило бы на ближайшие 3-5 лет образцом для государственного, индивидуального и колхозного жилищного строительства.
36. Рекомендовать республиканским, краевым, областным и городским партийным, советским и профсоюзным организациям развернуть социалистическое соревнование между республиками, экономическими административными районами, городами, предприятиями и строительными организациями за лучшее выполнение установленных планов жилищного строительства, снижение его стоимости и улучшение качества.
Учредить переходящие Красные знамена Совета министров СССР, советов министров союзных республик и ВЦСПС победителям в социалистическом соревновании по жилищному строительству и установить первые, вторые и третьи денежные премии.
Поручить ВЦСПС совместно с Госстроем СССР и Министерством финансов СССР по согласованию с советами министров соответствующих союзных республик утвердить Положение о социалистическом соревновании по жилищному строительству, установив количество переходящих знамен и размер премий.
Центральный Комитет КПСС и Совет министров СССР выражают уверенность в том, что партийные, советские, профсоюзные и комсомольские организации вместе с многочисленной армией строителей коллективами предприятий и учреждений направят свои творческие усилия на выявление и использование всех резервов в строительстве жилищ и безусловно решат важнейшую общенародную задачу - устранить в нашей стране в ближайшие годы недостаток в жилищах.
Центральный Комитет КПСС
Совет министров Союза ССР
Приложение № 1 к Постановлению ЦК КПСС и Совета министров СССР от 31 июля 1957 г.
Список городов, по которым советы министров союзных республик выделяют в народнохозяйственных планах объемы жилищного, культурно-бытового и коммунального строительства
1. Москва
2. Ленинград
3. Киев
4. Минск
5. Ташкент
6. Алма-Ата
7. Тбилиси
8. Баку
9. Вильнюс
10. Кишинев
11. Рига
12. Фрунзе
13. Сталинабад[8]
14. Ереван
15. Ашхабад
16. Таллин
17. Барнаул
18. Владивосток
19. Ворошиловград[9]
20. Воронеж
21. Горький[10]
22. Днепропетровск
23. Запорожье
24. Иваново
25. Иркутск
26. Казань
27. Кемерово
28. Красноярск
29. Куйбышев[11]
30. Молотов[12]
31. Мурманск
32. Новосибирск
33. Омск
34. Орел
35. Ростов-на-Дону
36. Саратов
37. Свердловск
38. Сталино[13]
39. Сталинград
40. Тула
41. Уфа
42. Харьков
43. Челябинск
44. Чкалов
45. Ульяновск
46. Ярославль
Постановление Совета министров СССР о жилищно-строительной и дачно-строительной кооперации. 20.3.1958 г.
Учитывая пожелания граждан СССР о расширении кооперативного строительства жилых домов и дач, Совет министров Союза ССР постановляет:
1. Признать целесообразным, наряду с развитием индивидуального жилищного строительства в сложившихся формах, более широкое развитие жилищно-строительной и дачно-строительной кооперации для осуществления строительства многоквартирных жилых домов в городах и поселках городского типа и дач в пригородах за счет собственных средств членов кооперативов.
Жилищно-строительные и дачно-строительные кооперативы организуются, по ходатайствам предприятий, учреждений и организаций, при исполкомах местных Советов депутатов трудящихся по их решениям.
2. Установить, что члены жилищно-строительных и дачно-строительных кооперативов обязаны внести до начала строительства жилого дома (домов) или дач денежные средства в размере полной стоимости строительства.
Члены кооперативов и члены их семей могут лично принимать участие в строительстве жилых домов и дач. Стоимость их трудовых затрат засчитывать в сумму средств, подлежащих внесению в оплату стоимости строительства.
Советам министров союзных республик, совнархозам и исполкомам местных Советов депутатов трудящихся включать строительство жилых домов и дач для жилищно-строительных и дачно-строительных кооперативов в государственный план подрядных строительно-монтажных работ и осуществлять строительство этих домов и дач, после внесения указанными кооперативами в банк полной стоимости строительства жилого дома (домов) или дач, в сроки по согласованию с жилищно-строительными и дачно-строительными кооперативами.
3. Строительство жилых домов и дач для жилищно-строительных и дачно-строительных кооперативов должно осуществляться по типовым проектам и, в виде исключения, по желанию членов кооператива, по индивидуальным проектам, утвержденным в установленном порядке.
Сметная стоимость строительства жилого дома (домов) и дач должна определяться с учетом затрат на проектирование, благоустройство, озеленение и прокладку коммуникаций, исходя из условий отпуска строительных материалов, изделий, деталей, полуфабрикатов и инструментов, установленных распоряжением Совета министров СССР от 22 февраля 1951 г. № 1996.
4. Установить, что жилищно-строительные и дачно-строительные кооперативы осуществляют эксплуатацию построенных жилых домов и дач на правах кооперативной собственности и на началах самоокупаемости.
5. Государственная жилая площадь, на которой проживали члены жилищно-строительных кооперативов до получения жилой площади в доме кооператива, передается ими в распоряжение местных советов.
6. Поручить советам министров союзных республик утвердить примерные уставы жилищно-строительного и дачно-строительного кооперативов в соответствии с настоящим Постановлением, предусмотрев в них условия, исключающие возможность продажи членами кооперативов квартир и дач.
Председатель Совета министров Союза ССР
Н. БУЛГАНИН
Управляющий делами Совета министров СССР
А. КОРОБОВ[14]
Постановление Совета министров РСФСР о мерах содействия коллективному строительству многоквартирных и одноквартирных индивидуальных жилых домов. 9.7.1959 г.[15]
Совет Министров РСФСР постановляет:
<...>
2. Поручить Министерству коммунального хозяйства РСФСР разработать и по согласованию с Министерством юстиции РСФСР утвердить Типовой договор о предоставлении коллективам индивидуальных застройщиков в бессрочное пользование земельного участка под строительство на началах трудовой взаимопомощи многоквартирного жилого дома с сохранением прав личной собственности одного застройщика на одну квартиру жилой площадью не более 60 кв. метров.
3. Утвердить прилагаемое Положение о жилищно-строительных коллективах индивидуальных застройщиков.
4. Обязать совнархозы, советы министров автономных республик, крайисполкомы, облисполкомы:
<...>
оказывать всемерное содействие рабочим, служащим и пенсионерам в организации жилищно-строительных коллективов индивидуальных застройщиков и в строительстве ими жилых домов;
установить систематический контроль за строительством жилых домов, осуществляемым жилищно-строительными коллективами индивидуальных застройщиков.
Положение о жилищно-строительных коллективах индивидуальных застройщиков[16]
1. В целях более успешного осуществления индивидуального жилищного строительства рабочие и служащие могут объединяться по месту работы, при предприятиях, учреждениях и организациях в жилищно-строительные коллективы индивидуальных застройщиков для совместного строительства своими силами на началах трудовой взаимопомощи многоквартирных жилых домов по типовым проектам с сохранением прав личной собственности одного застройщика на одну квартиру и одноквартирных жилых домов на праве личной собственности жилой площадью не более 60 кв. метров.
Рабочие и служащие мелких предприятий, учреждений и организаций, а также пенсионеры могут объединяться в жилищно-строительные коллективы индивидуальных застройщиков при органах коммунального хозяйства исполкомов местных Советов народных депутатов.
2. Число застройщиков, объединяемых в жилищно-строительные коллективы, определяется предприятиями, учреждениями и организациями в каждом отдельном случае в зависимости от условий освоения отводимой территории для жилищного строительства, типа возводимых жилых домов (одноквартирные усадебного типа или многоквартирные), местных условий по заготовке материалов, изготовлению деталей и др.
3. Участники жилищно-строительного коллектива индивидуальных застройщиков для ведения дел коллектива избирают из своей среды одного или нескольких уполномоченных и казначея.
Уполномоченный совершает все действия от имени участников коллектива на основании решений общих собраний коллектива и доверенности, подписанной всеми участниками коллектива (или по уполномочию общего собрания – несколькими из них) и удостоверенной в нотариальном порядке.
Уполномоченный коллектива в сроки, установленные общим собранием коллектива, отчитывается перед коллективом в произведенных расходах.
4. Объединение индивидуальных застройщиков в жилищно-строительные коллективы оформляется договором, заключаемым между участниками этих коллективов. В договоре должно быть указано:
а) имена, отчества и фамилии участников коллектива;
б) какие, где и в какой срок будут строиться коллективом жилые дома;
в) в каком порядке и какими способами коллектив будет осуществлять строительство жилых домов;
г) размер квартиры или одноквартирного дома, возводимого для каждого участника коллектива;
д) трудовое участие, денежные средства, строительные материалы и другое имущество, которые каждый индивидуальный застройщик вкладывает в коллективное строительство соответственно размеру закрепляемой за ним квартиры или дома (доля индивидуального застройщика в коллективном строительстве);
е) обязательство участников коллектива принимать участие в общих расходах коллектива;
ж) условия эксплуатации возведенного дома;
з) юридические адреса участников коллектива.
В договор участников коллектива могут быть включены и другие не противоречащие закону условия совместного строительства и эксплуатации жилых домов, какие коллектив сочтет необходимыми.
5. Договор жилищно-строительного коллектива индивидуальных застройщиков удостоверяется в нотариальном порядке.
6. Земельные участки для строительства многоквартирных жилых домов по типовым проектам силами индивидуальных застройщиков на началах трудовой взаимопомощи с сохранением прав личной собственности одного застройщика на одну квартиру отводятся по решениям исполкомов городских и районных советов народных депутатов в размерах, определяемых ими, исходя из местных условий, на основе проекта планировки, утвержденного для данного населенного пункта, характера его застройки и размеров возводимого дома, а для одноквартирных индивидуальных домов – в пределах норм земельных участков, установленных Постановлением Совета министров СССР от 26 августа 1948 г. № 3211.
<...>
7. Индивидуальные застройщики, объединившиеся в жилищно-строительные коллективы и осуществляющие совместную постройку одноквартирных и многоквартирных жилых домов, могут получать ссуды на условиях кредитования индивидуального жилищного строительства.
Жилищно-строительный коллектив индивидуальных застройщиков хранит денежные средства, внесенные участниками коллектива, в учреждениях Госбанка или Стройбанка СССР, а там где их нет – в сберегательных кассах, в которых открывается текущий счет на имя уполномоченного жилищно-строительного коллектива индивидуальных застройщиков.
Распоряжение текущим счетом осуществляется за двумя подписями: уполномоченного и казначея жилищно-строительного коллектива.
8. Жилищно-строительный коллектив индивидуальных застройщиков осуществляет строительство жилых домов при содействии исполкомов местных советов народных депутатов, государственных предприятий, учреждений и общественных организаций в соответствии с Постановлением ЦК КПСС и Совета министров СССР от 31 июля 1957 г. № 931 "О развитии жилищного строительства в СССР" (СП СССР, 1957, № 9, ст. 102).
9. Жилищно-строительные коллективы индивидуальных застройщиков:
а) при содействии органов коммунального хозяйства исполкомов местных советов народных депутатов, а также предприятий, учреждений и организаций, в которых работают застройщики, производят совместно по одному общему плану подготовку, благоустройство и озеленение земельных участков;
б) производят коллективную заготовку или закупку необходимых для строительства материалов и оборудования, а также организуют их хранение;
в) организуют на коллективных началах ремонт, содержание и охрану домов, уборку прилегающих к домам улиц, проездов и тротуаров, в соответствии с решениями местных советов народных депутатов и их исполнительных комитетов.
10. Расходы жилищно-строительного коллектива индивидуальных застройщиков как по строительству, так и по эксплуатации жилых домов производятся по решению общего собрания коллектива и покрываются индивидуальными застройщиками соответственно доле каждого деньгами, строительными материалами, инструментом и т.д.
Фундамент, крыша, лестничные клетки и другие части многоквартирного дома, которые обслуживают все квартиры, составляют общую собственность участников коллектива, содержатся и ремонтируются на средства участников коллектива соответственно доле каждого.
11. Все решения жилищно-строительного коллектива индивидуальных застройщиков принимаются простым большинством голосов. Решения заносятся в протоколы, подписываемые участниками коллектива.
12. Инвентарь и другое имущество, приобретенное жилищно-строительным коллективом, являются общей собственностью индивидуальных застройщиков, объединенных в коллектив.
13. Убытки жилищно-строительного коллектива индивидуальных застройщиков распределяются между его участниками пропорционально их доле в строительстве и эксплуатации жилых домов.
14. Гражданско-правовые споры между участниками жилищно-строительного коллектива индивидуальных застройщиков решаются в судебном порядке.
15. Жилищно-строительный коллектив индивидуальных застройщиков может иметь круглую печать с указанием наименования города (поселка), улицы и номера домовладения.
Постановление Совета министров СССР об индивидуальном строительстве дач. 30.12.1960 г.
Совет Министров Союза ССР постановляет:
1. Запретить повсеместно отвод гражданам земельных участков под индивидуальное дачное строительство.
2. Признать необходимым прекратить продажу гражданам дачных строений государственными, кооперативными и общественными организациями.
3. Советам Министров союзных республик усилить контроль за использованием земельных участков, отведенных гражданам под индивидуальное строительство дач. В случаях использования земельных участков не по прямому назначению (возведение строений с целью сдачи их в аренду, продажа земельных участков, в том числе продажа участков под видом продажи строений, применение наемного труда для обработки земельных участков и т.п.) лишать граждан права пользования отведенными им участками и привлекать к ответственности в установленном законом порядке.
4. Поручить юридической комиссии при Совете Министров СССР представить в месячный срок в Совет Министров СССР предложения об изменении или признании утратившими силу решений Правительства СССР в связи с принятием настоящего Постановления.
[1] Хрущев Никита Сергеевич (1894-1971) – партийно-государственный деятель, коммунист с 1918 г. Участник Гражданской войны, политработник., затем на хозяйственной и партийной работе. Второй (1932-1934) и первый секретарь Московских горкома (1934-1938) и обкома (1935-1938) ВКП(б), первый секретарь ЦК КП(б) Украины (1938-1944 и 1947-1949), председатель . В годы Великой отечественной войны член военных советов различных фронтов, генерал-лейтенант. В 1944-1947 председатель СНК (Совета министров) Украины. В 1949-1953 секретарь ЦК, первый секретарь московских горкома и обкома компартии. После смерти Сталина Хрущев возглавил заговор против Л.П. Берии, что позволило ему (Хрущеву) стать руководителем партии. Первый секретарь ЦК КПСС (1953-1964). В главе коллективного руководства провел различные реформы, направленные на смягчение режима и повышение жизненного уровня народа. Был инициатором освоения целины и публичного разоблачения "культа личности" И.В. Сталина. В 1957 окончательно выиграл борьбу за власть. В 1958-1964 председатель Совета министров СССР. Во время личного правления провел целый ряд непродуманных реформ в сельском хозяйстве, промышленном и партийно-государственном управлении. Из-за этого, неудач в сельскохозяйственной политике и несолидного поведения утратил популярность в народе и партийно-государственном аппарате. Уволен на пенсию по решению ЦК КПСС.[2] Булганин Николай Александрович (1895-1975) – государственный деятель, маршал (1947, в 1958 разжалован). С 1917 большевик, в 1918-1922 служив в ВЧК на руководящих постах (зам. пред. Московско-Нижегородской железнодорожной ЧК, начальник транспортной ЧК Туркестанского воен. округа (1934-1938) р.), затем на руководящей хозяйственной работе. В 1931-1937 председатель Московского горисполкома, В 1937-1938 председатель СНК РСФСР, в 1938-1944 заместитель председателя СНК СССР, в 1938 -1945 председатель правления Госбанка. В годы войны член военных советов ряда фронтов, член ГКО (1944-1945), заместитель (1944-1946) и первый заместитель (1946-1947) наркома (министра) обороны), заместитель (1947-1950) и первый заместитель (1950-1955) председателя Совета министров , министр вооруженных сил (1947-1949), министр обороны (1953-1955), председатель Совета министров СССР (1955-1958). В 1957 поддерживал противников Н.С. Хрущева. С 1962 на пенсии.[3] Т.е. политбюро или секретариата ЦК КПСС.[4] Так в 1932-1961 гг. назывался Новокузнецк.[5] Советы народного хозяйства (совнархозы) – действовавшие в 1957-1961 гг. местные учреждения, руководившие гражданской промышленностью экономического района.[6] Не приводится как содержащее технические подробности.[7] В сталинское время все работающие фактически были обязаны приобретать облигации государственных займов, тратя на это примерно половину месячной зарплаты в год. В 50-е гг. это правило было отменено.[8] Сталинабад – название Душанбе в 1929-1961 гг.[9] Ворошиловград – название Луганска в 1935-1958 и 1970-1990 гг.[10] Горький – название Нижнего Новгорода в 1932-1990 гг.[11] Куйбышев – название Самары в 1935-1991 гг.[12] Молотов – название Перми в 1940-1957 гг.[13] Название будущего Донецка в 1924-1961 гг.[14] Коробов Анатолий Васильевич (1907-1967) – хозяйственный деятель. Преподавал, служи в Госплане СССР, в 1951-1953 заместитель его (Госплана) председателя, в 1953 помощник председателя Совета министров СССР, в 1953-1958 управляющий делами Совета. Впоследствии был заместителем министра финансов, заместителем председателя Госплана и др. С 1966 на пенсии.[15] Приводится с поправками, внесенными постановлениями Совета министров РСФСР от 30.12.1963 и 21.4.1972 гг.[16] Утверждено предыдущим документом. Приводится с поправками, внесенными постановлением Совета министров РСФСР от 21.4.1972 г.