Законы о сельском хозяйстве первых послевоенных лет. 1946-1949 гг.
Послевоенное аграрное законодательство было направлено на укрепление колхозной системы и на продолжение выкачивания из сельского хозяйства ресурсов. Новшеством было разрешение рабочим и служащим получать участки для огородничества и садоводства (1949 г.).
Постановление Совета министров СССР и ЦК ВКП(б) о мерах по ликвидации нарушений устава сельскохозяйственной артели в колхозах. 19.9.1946 г.
Совет Министров Союза ССР и Центральный Комитет ВКП(б) на основании поступивших материалов и произведенной по ряду областей проверки устанавливают наличие серьезных нарушений Устава сельскохозяйственной артели в колхозах.
Эти нарушения выражаются в неправильном расходовании трудодней, расхищении общественных земель колхозов, в растаскивании колхозной собственности, злоупотреблениях со стороны районных и других партийно-советских работников, нарушении демократических основ управления делами сельскохозяйственной артели – выборности правлений и председателей колхозов, их подотчетности перед собраниями колхозников.
Неправильное расходование трудодней
Неправильное расходование трудодней в колхозах идет по линии раздувания штатов управленческого и обслуживающего персонала в колхозах и чрезмерно высоких затрат трудодней и денежных средств на административно-управленческие расходы.
Неправильное использование труда вследствие ничем не обоснованного, чрезмерного расширения штатов административного и управленческого персонала привело во многих колхозах к нехватке трудоспособных колхозников для работы в поле и на фермах, в то время как на обслуживающих должностях оказалось много людей, ничего не делающих и получающих оплату более высокую, чем на производственных работах.
На ненужных и надуманных должностях в колхозах нередко укрываются рвачи и дармоеды, уклоняющиеся от производственной работы, проедающие накопления колхозов и живущие за счет труда тех колхозников, которые работают в поле или ухаживают за скотом.
Вследствие неправильных расчетов с колхозниками нарушается Устав сельскохозяйственной артели во многих колхозах, когда одна часть колхозников недополучает по причитающимся им трудодням натуру и деньги, другая же часть получает больше, чем это им причитается по заработанным трудодням.
Широкое распространение в колхозах получила вредная практика отпуска по запискам председателей колхозов продуктов отдельным колхозникам вне зависимости от заработанных ими трудодней.
Наряду с этим во многих колхозах по требованиям местных органов власти содержатся за счет трудодней колхоза лица, не работающие в колхозе и не имеющие никакого отношения к колхозному производству: дежурные, сторожа и курьеры сельсоветов, начальники пожарных дружин, различного рода внештатные работники сельсоветов и районных организаций.
Кроме того, в колхозах часто содержатся за счет трудодней парикмахеры, сапожники, портные и другие работники, которые обслуживают личные нужды колхозников и в силу этого должны оплачиваться самими колхозниками.
Имеет место также вредная практика начисления трудодней за работы, выполняемые для различных сельских и районных организаций и учреждений (строительство и ремонт помещений, заготовка дров и стройматериалов, погрузочные работы и т.п.).
Эти факты растраты трудодней приводят к обесцениванию трудодня, к уменьшению доходов, подлежащих распределению на трудодень, а следовательно к уменьшению заинтересованности колхозников в колхозном труде.
Расхищение общественных колхозных земель
Советско-партийные и земельные органы обязаны были строго оберегать общественные земли колхозов от расхищения, как об этом предупреждали СНК СССР и ЦК ВКП(б) своим Постановлением от 27 мая 1939 г.[1] Между тем, факты и проверка показывают, что это Постановление на деле многими работниками оказалось забытым и факты расхищения общественных земель колхозов снова приобрели массовый характер.
Это расхищение общественных земель идет по линии увеличения приусадебных участков колхозников путем самовольных захватов или незаконных прирезок со стороны правлений и председателей колхозов в целях раздувания личного хозяйства в ущерб общественному.
Расхищение общественных земель идет также по линии незаконного отвода местными советскими и земельными органами, а то и самочинного захвата общественных земель колхозов всякими организациями и лицами под видом создания на колхозных землях всякого рода подсобных хозяйств и индивидуальных огородов рабочих и служащих. При этом такое расхищение общественных земель зачастую происходит при попустительстве правлений колхозов, председателей сельсоветов и райсоветов. Понятно, что незаконный захват общественных земель колхозов под всякого рода подсобные хозяйства уменьшает земельные фонды колхозов, подрывает общественное хозяйство колхозов и поощряет захват общественных земель в колхозах со стороны отдельных рваческих элементов.
Расхищение общественных земель, как об этом указывали СНК СССР и ЦК ВКП(б) в своем Постановлении от 27 мая 1939 года, ведет к тому, что "интересы общественного хозяйства колхоза, основой которого является общественная колхозная земля, приносятся в угоду частнособственническим и рваческим элементам, использующим колхоз в целях спекуляции и личной наживы".
Растаскивание колхозного имущества
Установлены факты злоупотреблений, выражающихся в растаскивании колхозной собственности, со стороны районных и других партийно-советских работников. Растаскивание колхозного имущества происходит в виде взятия у колхозов бесплатно или за низкую плату колхозного скота, зерна, семян, кормов, мяса, молока, масла, меда, овощей, фруктов и т.п. Некоторые советско-партийные и земельные районные работники вместо того, чтобы строго охранять общественную собственность, как основу колхозного строя, грубо нарушают советские законы и, злоупотребляя своим служебным положением, незаконно распоряжаются имуществом, натуральными и денежными доходами колхозов, принуждая правления и председателей колхозов выдавать им бесплатно или за низкую цену имущество, скот и продукты, принадлежащие колхозам.
Эти факты говорят о том, что некоторые ответственные работники, злоупотребляя своим положением, стали на путь произвола и беззакония в отношении колхозов и без всякого стыда стали залезать в имущество колхозов, как в свой собственный карман.
Легко понять, что эти злоупотребления подрывают основу благосостояния колхоза, разлагают руководящие колхозные кадры и толкают их в свою очередь на всякого рода беззакония.
Вместе с тем в практике имеет место безответственное отношение к расчетам с колхозами со стороны ряда государственных и других организаций, когда причитающиеся колхозам деньги за поставляемую и продаваемую колхозами продукцию или произведенные колхозами работы своевременно не выплачиваются, что расшатывает хозяйство колхозов.
Нарушение демократических основ управления колхозами
Совет Министров Союза ССР и Центральный Комитет ВПК(б) устанавливают наличие серьезных нарушений Устава сельскохозяйственной артели в колхозах в отношении выборности руководящих органов сельскохозяйственной артели – правления, председателя колхоза, ревизионной комиссии, регулярного созыва общих собраний колхозников, подотчетности правления колхоза и председателя перед общим собранием колхозников.
Эти нарушения выражаются в том, что во многих колхозах перестали собирать общие собрания колхозников и, таким образом, колхозники оказались устраненными от участия в делах колхоза и фактически все дела сельскохозяйственной артели, в том числе распределение доходов, хозяйственные планы, распоряжение всеми материальными средствами решаются только правлением или председателем колхоза, правление же колхоза и председатель не отчитываются перед общим собранием колхозников о своей деятельности.
В результате такого нарушения основ демократии общие собрания колхозников для выборов правления, председателя колхоза и ревизионной комиссии по нескольку лет не собираются, установленные Уставом сроки выборов правления и председателя колхоза не соблюдаются. Дело доходит до такого безобразия, что председатели колхозов назначаются и снимаются районными партийно-советскими организациями без ведома колхозников.
Такое положение ведет к тому, что председатели колхозов перестают чувствовать ответственность перед колхозниками, оказываются в независимом от них положении, теряют связь с колхозниками, что является извращением основ Устава сельскохозяйственной артели, нарушает демократические отношения между руководством колхоза и колхозниками и тем самым наносит серьезный ущерб делу укрепления колхозов.
* * *
Совет Министров Союза ССР и Центральный Комитет ВКП(б) считают изложенные выше злоупотребления и нарушения глубоко вредными для дела колхозов и крайне опасными для всего социалистического строительства нашей страны.
Совет Министров Союза ССР и ЦК ВКП(б) считают, что такой вредной и чуждой ленинизму практике извращения политики партии и правительства и нарушений Устава сельскохозяйственной артели должен быть положен конец решительно и бесповоротно.
Совет Министров Союза ССР и Центральный Комитет ВКП(б) постановляют:
1. Осудить указанные в настоящем Постановлении извращения политики партии и правительства в колхозном строительстве и нарушения Устава сельскохозяйственной артели как противоколхозные и противогосударственные, а виновных привлекать к судебной ответственности, как уголовных преступников.
2. Обязать руководителей партийно-советских организаций союзных республик, а также руководителей областных и краевых организаций срочно ликвидировать нарушения Устава сельскохозяйственной артели, восстановить в полной мере действия Устава сельскохозяйственной артели и оградить колхозы от посягательств на колхозное имущество.
3. Покончить с практикой расхищения в колхозах трудодней и неправильного распределения колхозных доходов.
В двухмесячный срок проверить по всем колхозам и сократить раздутые штаты административного и обслуживающего персонала и затраты трудодней на их оплату, а административно-хозяйственные расходы привести в соответствие с Уставом сельскохозяйственной артели.
Снять с оплаты по трудодням лиц, не имеющих отношения к колхозам, и воспретить районным советским и партийным органам требовать от колхозов оплаты трудоднями работ, не имеющих отношения к колхозам.
4. Обязать руководителей партийно-советских организаций союзных республик, а также руководителей краевых и областных организаций восстановить в полной мере действие Постановления Совета Народных Комиссаров СССР и Центрального Комитета ВКП(б) от 27 мая 1939 года "О мерах охраны общественных земель колхозов от разбазаривания".
Проверить в натуре в срок до 15 ноября 1946 года по каждому колхозу и сличить с записями в земельных шнуровых книгах наличие общественных земель и размеры приусадебных участков, изъять незаконно захваченные земли как со стороны отдельных колхозников, так и организаций и учреждений для подсобных хозяйств и возвратить их колхозам.
Восстановить в этот же срок всю документацию записи земель колхозов (акты, шнуровые книги и т.д.).
Отменить пункт 2 действовавшего на время войны Постановления СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 7 апреля 1942 года о предоставлении на время войны Совнаркомам союзных и автономных республик, краевым и областным исполкомам при отсутствии свободных городских земель и земель госфонда права разрешать промышленным предприятиям, учреждениям, организациям и воинским частям производить временно посевы на неиспользуемых землях колхозов с согласия последних, а земли, временно переданные по этому Постановлению, вернуть соответствующим колхозам в срок до 15 ноября 1946 года.
5. Установить, что работники советских, партийных и земельных органов и председатели колхозов, виновные в расхищении и незаконном распоряжении колхозным имуществом, общественной землей, денежными средствами, будут сниматься с постов и отдаваться под суд, как нарушители закона и враги колхозного строя.
Вменить в обязанность советам министров республик, крайисполкомам, облисполкомам, ЦК компартий союзных республик, крайкомам, обкомам партии обеспечить в двухмесячный срок возвращение колхозам незаконно взятого у них имущества, скота и денежных средств и в месячный срок доложить Совету Министров СССР и Центральному Комитету ВКП(б) о мерах, принятых в отношении конкретных виновников в расхищении колхозного имущества.
6. Запретить под страхом уголовной ответственности районным и другим организациям и работникам требовать с колхозов хлеб, продукты, деньги на нужды различного рода организаций и для проведения съездов, совещаний, празднований, финансирования районных строительств.
7. Обязать руководителей партийно-советских организаций союзных республик, а также руководителей краевых и областных организаций навести должный порядок в расчетах различных организаций с колхозами, ликвидировать в 3-месячный срок всю задолженность колхозам со стороны различных организаций и учреждений и впредь установить порядок своевременной и добросовестной расплаты с колхозами за их продукцию и за выполненные ими работы.
8. Восстановить нарушенный во многих колхозах уставной демократический порядок созыва общих собраний колхозников для обсуждения и решения вопросов колхоза, избрание правлений и председателей колхозов общими собраниями, подотчетность правлений и председателей колхозов перед колхозниками и работу ревизионных комиссий.
Воспретить под строгой ответственностью райкомам партии, райсоветам и земельным органам назначать или снимать председателей колхозов помимо общих собраний колхозников.
Провести до 15 февраля 1947 года во всех колхозах общие собрания колхозников для заслушивания отчетов правлений колхозов об итогах хозяйственной деятельности за 1946 год и провести на них выборы правлений колхозов, председателей колхозов и ревизионных комиссий в том случае, если истекли уставные сроки или когда общее собрание колхозников сочтет необходимым сделать это досрочно.
9. Обязать советы министров республик, крайисполкомы, облисполкомы, ЦК компартий союзных республик, крайкомы, обкомы партии представить в Совет Министров СССР и Центральный Комитет ВКП(б) отчет о выполнении настоящего Постановления к 1 января 1947 года.
10. В целях установления строгого контроля за соблюдением Устава сельскохозяйственной артели, ограждения колхозов от попыток нарушений Устава, а также для разрешения вопросов колхозного строительства создать при Правительстве СССР Совет по делам колхозов.
Председатель Совета Министров Союза ССР
И. СТАЛИН
Секретарь Центрального Комитета ВКП(б)
А. ЖДАНОВ[2]
Постановление Совета министров СССР о наделении приусадебными участками постоянных рабочих, специалистов и служащих совхозов и об оказании им помощи в строительстве собственных жилых домов. 17.6.1947 г.
В целях создания в совхозах постоянных кадров рабочих, специалистов и служащих Совет Министров Союза ССР постановляет:
1. Разрешить Министерству совхозов СССР и советам министров союзных республик наделять в зерновых и животноводческих районах постоянных работников совхозов земельными участками на территории совхозов для строительства на этих участках собственных домов и других построек, посадки плодовых деревьев и посева овощных и других сельскохозяйственных культур в следующих размерах:
а) в Казахской ССР, Киргизской ССР, Башкирской АССР, Бурят-Монгольской АССР, Дагестанской АССР, Тувинской автономной области, Алтайском, Краснодарском, Красноярском, Ставропольском, Хабаровском краях, Астраханской, Грозненской, Иркутской, Кемеровской, Крымской, Курганской, Куйбышевской, Новосибирской, Омской, Ростовской, Саратовской, Сталинградской, Тюменской, Челябинской, Читинской, Чкаловской областях – по 0,50 га на семью;
б) в Украинской ССР, Северо-Осетинской АССР, Татарской АССР, Чувашской АССР, Приморском крае, Воронежской, Горьковской, Кировской, Молотовской, Пензенской, Свердловской, Тамбовской, Ульяновской областях –по 0,40 га на семью;
в) в остальных республиках, краях и областях – по 0,30 га на семью;
г) в совхозах с поливными приусадебными участками – 0,15 га на семью.
2. Разрешить директорам совхозов отводить начиная с 1947 года постоянным работникам совхозов земельные участки для строительства собственных домов как в текущем, так и в последующие годы с тем, однако, чтобы освоение отведенных участков (ограда, посадка плодовых деревьев и др.) было начато в год отвода участков, а строительство – в течение трех лет с момента отвода участка.
3. Установить, что:
а) работникам совхозов, не производящим индивидуального строительства, земельные участки для индивидуальных огородов сохраняются в установленных ранее размерах;
б) постоянным работникам совхозов, имеющим свои собственные дома на территории совхоза, земельные участки доводятся до норм, установленных п. 1 настоящего Постановления.
4. Обязать Министерство совхозов СССР и советы министров союзных республик обеспечить постройку в совхозах за период 1947-1950 гг. работниками совхозов не менее 30.000 собственных индивидуальных жилых домов.
Сельхозбанку предусматривать ежегодно в необходимом размере в кредитных планах долгосрочный двухпроцентный кредит рабочим, специалистам и служащим совхозов, строящим собственные дома, в размере от 5 до 15 тыс. рублей на одну семью с погашением кредита равными частями в течение 10 лет.
5. Обязать Министерство совхозов СССР:
а) производить отвод земельных участков постоянным работникам совхозов под застройку собственных домов на центральных усадьбах, фермах и отделениях совхозов с учетом планировки усадеб с тем, чтобы при застройке их жилыми домами создавался благоустроенный жилой поселок;
б) направлять кредиты для индивидуального строительства жилых домов работникам совхозов в первую очередь в совхозы Урала, Сибири, Дальнего Востока, Казахстана и Поволжья.
6. Разрешить директорам совхозов:
а) производить силами совхозов строительство индивидуальных домов по договорам с работниками совхозов как за счет их собственных средств, так и за счет кредитов Сельхозбанка. Стоимость домов для постоянных рабочих, специалистов и служащих совхозов, которые будут строиться совхозами, не должна превышать 15 тыс. рублей;
б) предусматривать в договорах не более чем 2-летний срок строительства жилых домов и распределять между застройщиками выделенный совхозу кредит на индивидуальное строительство в необходимой сумме для строительства данного года.
7. Разрешить Министерству совхозов СССР:
а) выделять в помощь индивидуальным застройщикам квалифицированных строительных рабочих (столяры, плотники, печники и др.);
б) предоставлять транспорт для подвозки строительных материалов к местам работы;
в) производить вспашку приусадебных участков силами совхозов с оплатой по себестоимости;
г) отпускать строительные материалы для индивидуального строительства по себестоимости.
8. Обязать Министерство совхозов СССР в 2-месячный срок разработать и рекомендовать застройщикам типовые проекты строительства индивидуальных жилых домов в совхозах и оказывать застройщикам необходимую техническую помощь.
9. Установить, что:
а) построенные на территории совхозов работниками совхозов дома переходят в их собственность после полного погашения государственного кредита;
б) семьи рабочих, специалистов и служащих, переведенных на другую работу, призванных в Советскую Армию, поступивших в учебные заведения и оставивших работу вследствие инвалидности или перехода на пенсию по старости, а также семьи умерших имеют право пользоваться приусадебным участком наравне со всеми работниками совхоза. Во всех остальных случаях увольнения или ухода работников с работы в совхозе отведенный им ранее приусадебный участок уменьшается до размеров, установленных для рабочих, служащих и специалистов, проживающих в сельской местности.
10. Обязать облисполкомы, крайисполкомы и советы министров союзных республик:
а) оказывать помощь совхозам в строительстве жилых домов для работников совхозов выделением лесосек в лесах местного значения, а также местных строительных материалов;
б) в месячный срок рассмотреть вопрос организации индивидуального жилищного строительства в совхозах в 1947 году и принять соответствующие решения об оказании помощи совхозам в этом деле.
11. С изданием настоящего Постановления считать утратившими силу абзац второй п. 10 и п. 11 Постановления СНК СССР от 29 мая 1941 г. № 1435 "Об организации закрытой государственной торговли и развитии поселкового жилищного строительства в совхозах".
Председатель Совета Министров Союза ССР
И. СТАЛИН
Управляющий делами Совета Министров СССР
Я. ЧАДАЕВ
Указ президиума Верховного совета СССР о подоходном налоге с колхозов. 11.8.1948 г.
I. Общие положения
1. Подоходный налог с колхозов уплачивают:
а) сельскохозяйственные артели, рыболовецкие артели и товарищества по совместной обработке земли;
б) смешанные промыслово-сельскохозяйственные артели (промколхозы) и артели кооперации инвалидов, имеющие сельскохозяйственные доходы.
Доходы от рыболовства, полученные от сдачи продукции улова государственным заготовителям и кооперации, доходы от промышленных предприятий смешанных промыслово-сельскохозяйственных артелей (промколхозов), входящих в союзы промысловой кооперации, а также доходы от предприятий артелей, входящих в союзы кооперации инвалидов, к подоходному налогу с колхозов не привлекаются, а облагаются налогами на основании соответствующих законов.
2. Налог исчисляется по доходу за предшествующий год, определяемому по годовым отчетам колхозов после документальной проверки отчетов финансовыми органами.
Правление колхоза обязано ежегодно не позднее 1 марта представлять в соответствующий финансовый отдел утвержденный общим собранием членов колхоза годовой отчет за предшествующий год с обязательным заключением ревизионной комиссии колхоза.
II. Определение облагаемого дохода
3. В состав облагаемого дохода колхоза входят денежные и натуральные доходы, кроме указанных в ст. 4 настоящего Указа:
а) от растениеводства, животноводства, пчеловодства и шелководства;
б) от продажи изделий подсобных предприятий колхозов;
в) прочие доходные поступления.
4. Не включаются в состав облагаемого дохода колхоза:
а) суммы, полученные от сдачи государству продуктов по обязательным поставкам;
б) фураж, расходуемый на корм колхозному скоту, в том числе и неприкосновенный страховой фуражный фонд;
в) продукты, выделенные на корм птиц колхозных ферм, молоко – на выпойку телят и поросят, яйца – на подкладку птице, мед – на подкормку пчел;
г) продукция, израсходованная на оплату за работы МТС, а также денежные суммы, выплаченные МТС за произведенные работы;
д) суммы, полученные от продажи рабочего и продуктивного скота (в живом виде и продуктами убоя) и зачисленные на счет капиталовложений для приобретения улучшенного и племенного скота или с целью восстановления и расширения стада, а также суммы, полученные от поставки лошадей для Советской армии;
е) производственные затраты деньгами и натурой в подсобных предприятиях колхоза;
ж) суммы страхового возмещения, полученные от органов государственного страхования за погибшее имущество и посевы.
5. При определении стоимости натуральных доходов колхоза продукция, используемая на внутрихозяйственные нужды (семена, возврат семенных ссуд, отчисления в неприкосновенный страховой семенной фонд, в продовольственный страховой фонд, в фонд помощи инвалидам, на содержание детских яслей и сирот и другие натуральные фонды), оценивается по государственным заготовительным ценам, а продукция, распределяемая среди колхозников – по государственным закупочным ценам.
III. Ставки и сроки уплаты налога
6. Налог исчисляется по следующим ставкам:
а) с доходов от продукции, используемой на внутрихозяйственные нужды колхозов – в размере 6 процентов с облагаемого дохода;
б) с доходов от продажи продуктов в порядке контрактации и государственных закупок – в размере 6 процентов с облагаемого дохода;
в) с доходов от продукции, распределенной среди колхозников – в размере 12 процентов с облагаемого дохода;
г) с доходов от продажи продуктов, скота и птицы в порядке колхозной торговли (продажа на рынке, колхозникам, продажа кооперативным и другим организациям по ценам, складывающимся на рынке, и другие продажи), от продажи несельскохозяйственных изделий подсобных предприятий колхозов, от заработков колхозов в виде платы за выполненные работы и оказанные услуги и от прочих денежных доходных поступлений – в размере 13 процентов с облагаемого дохода.
7. Для товариществ по совместной обработке земли сумма исчисленного налога повышается на 25 процентов. Для товариществ по совместной обработке земли, перешедших на Устав сельскохозяйственной артели до первого срока уплаты, сумма налога не повышается.
8. Колхозы уплачивают налог в следующие сроки:
к 25 марта – аванс в размере 20 процентов оклада налога предшествовавшего года;
к 1 июня – 30 процентов оклада текущего года с зачетом уплаченного аванса;
к 1 октября – 30 процентов оклада текущего года и
к 1 декабря – 40 процентов оклада текущего года.
IV. Льготы по налогу
9. Колхозам, организованным из хозяйств переселенцев, а также колхозам, принявшим переселенцев в свой состав, предоставляются льготы по подоходному налогу на основании специальных постановлений Совета Министров СССР.
10. Колхозам, пострадавшим от стихийных бедствий, по решениям исполнительных комитетов районных и городских советов депутатов трудящихся могут предоставляться в пределах текущего года отсрочки в уплате налога.
Советы министров союзных республик, не имеющих областного деления, советы министров автономных республик, исполнительные комитеты краевых и областных советов депутатов трудящихся могут предоставлять отдельным колхозам, пострадавшим от стихийных бедствий, отсрочки в уплате налога сроком до одного года с момента истечения последнего срока уплаты.
11. Советы министров союзных республик по ходатайствам советов министров автономных республик и исполнительных комитетов краевых, областных, городских и районных советов депутатов трудящихся могут полностью или частично освобождать от уплаты налога отдельные колхозы, пострадавшие от стихийных бедствий, в зависимости от размеров понесенного ущерба.
12. Совету Министров СССР предоставляется право освобождать от уплаты подоходного налога колхозы, а также в необходимых случаях устанавливать льготы по налогу колхозам в целях стимулирования развития отдельных отраслей народного хозяйства.
V. Ответственность за неуплату налога
13. За непредставление финансовым органам в срок годового отчета председатель правления колхоза и счетовод (бухгалтер) колхоза по решению исполнительного комитета районного и городского советов депутатов трудящихся привлекаются к штрафу до 50 рублей каждый.
14. За представление заведомо неверных данных в годовом отчете, не соответствующих документам и книжным записям счетоводства, председатель правления колхоза и счетовод (бухгалтер) колхоза привлекаются к уголовной ответственности.
15. Подоходный налог колхозы уплачивают в первоочередном порядке, и в случаях неуплаты налога в установленные сроки неуплаченные суммы налога списываются с текущих счетов колхозов по решениям народного суда.
За просрочку платежа взимается пеня в размере 0,05% за каждый день просрочки.
16. Подача заявлений и жалоб не приостанавливает взыскания налога.
В тех случаях, когда вынесено решение в пользу колхоза, неправильно поступившие суммы возвращаются колхозу в 10-дневный срок.
17. Настоящий Указ ввести в действие с 1 января 1949 года.
18. С введением в действие настоящего Указа считать утратившим силу Закон о подоходном налоге с колхозов от 1 марта 1941 года[3].
Председатель Президиума Верховного Совета СССР
Н. ШВЕРНИК
Секретарь Президиума Верховного Совета СССР
А. ГОРКИН
Постановление Совета министров СССР о коллективном и индивидуальном огородничестве и садоводстве рабочих и служащих. 24.2.1949 г.
Учитывая большое значение развития огородничества и садоводства среди рабочих и служащих, Совет Министров Союза ССР постановляет:
1. Обязать советы министров республик, край(обл)исполкомы и горисполкомы:
а) принять совместно с профсоюзными организациями необходимые меры по оказанию рабочим и служащим помощи в коллективном и индивидуальном огородничестве, обратив особое внимание на повышение урожайности овощных культур и картофеля;
б) выявить и отвести до 1 апреля 1949 г. под огороды рабочих и служащих свободные земли городов, поселков, госземфонда, в полосах отвода железных и шоссейных дорог, а также свободные земли предприятий, учреждений и организаций.
Земельные участки под огороды отводятся только тем рабочим и служащим, которые не имеют приусадебных участков.
Лучшие и ближе расположенные к населенным пунктам земельные участки отводить в первую очередь семьям погибших воинов и инвалидам Отечественной войны;
в) все свободные земли городов, поселков и госземфонда, ранее отведенные под огороды рабочих и служащих, а также отводимые для этой цели в 1949 году в соответствии с подпунктом "б", не намеченные к использованию в ближайшее время под застройку или для других специальных целей, закрепить за коллективами рабочих и служащих сроком до 5 лет, в зависимости от плана дальнейшего использования этих земель.
2. Закрепить на 1949 год под огороды рабочих и служащих ранее отведенные земли подсобных хозяйств (кроме земель подсобных хозяйств курортов, санаториев, домов отдыха), промышленных предприятий, учреждений и организаций, в полосах отвода железных и шоссейных дорог и земли гослесфонда (за исключением земель, предназначенных под посадку лесокультур в 1949 году), срок пользования которыми истек в 1948 году.
3. Продлить на 1949 год действие Постановления Совета Министров СССР от 9 апреля 1947 г. № 940 в части сохранения порядка отпуска воды для полива огородов рабочих и служащих и порядка перевозок семенного картофеля и урожая с коллективных и индивидуальных огородов.
4. Обязать Министерство сельского хозяйства СССР организовать в городах и рабочих поселках до начала весеннего сева продажу рабочим и служащим семян огородных культур, а Министерство торговли СССР – продажу удобрений.
5. Обязать советы министров республик, край(обл)исполкомы и горисполкомы принять меры к широкому развитию коллективного и индивидуального садоводства рабочих и служащих на свободных землях городов и поселков и вокруг городов и поселков на землях госземфонда и гослесфонда.
6. Земельные участки для садоводства рабочих и служащих из земель госземфонда отводятся в ведение городских и поселковых исполкомов по решению соответствующего совета министров республики или край(обл)исполкома, а из земель гослесфонда – по решению Совета Министров СССР в порядке, установленном Постановлением Совета Министров СССР от 25 марта 1948 г. № 906.
7. Городские и поселковые исполкомы, исходя из проектов планировки городов и поселков, а также плана использования переданных им земель госземфонда и гослесфонда, выделяют земельные участки под сады рабочих и служащих предприятиям, учреждениям и организациям, а последние отводят участки рабочим и служащим в размере: в городах – до 600 кв. метров и вне городов – до 1.200 кв. метров, в зависимости от наличия земель.
Земельные участки под сады отводятся только тем рабочим и служащим, которые не имеют приусадебных участков и огородов.
Отводимые рабочим и служащим земельные участки под сады закрепляются за ними в бессрочное пользование при условии беспрерывной работы на предприятии, в учреждении или организации в течение 5 лет после отвода земельного участка под сад.
При переезде на постоянное местожительство в другую местность рабочие и служащие лишаются права пользования садовыми участками, но им возмещаются произведенные затраты новыми пользователями садовых участков в размерах, определяемых городскими или поселковыми исполкомами по согласованию с профсоюзными организациями.
За рабочими и служащими, переведенными на другую работу, оставившими работу вследствие инвалидности или перехода на пенсию до истечения 5-летнего срока после получения земельного участка, а также за семьями лиц, призванных в Советскую армию, поступивших в учебные заведения, и за семьями умерших сохраняется право пользования участками, отведенными им под сад.
8. Рабочие и служащие обязаны в течение первых трех лет полностью освоить личным трудом или трудом членов своих семей отводимые им земельные участки под сад и посадить фруктовые деревья и ягодные кустарники (крыжовник, малина, смородина и др.) в количестве, устанавливаемом городскими и поселковыми исполкомами.
В случае невыполнения этого условия рабочий и служащий лишается права пользования земельным участком, выделенным ему под сад.
9. Освободить от обложения сельскохозяйственным и подоходным налогами доходы рабочих и служащих, полученные с земельных участков, отведенных им предприятиями, учреждениями и организациями:
а) под коллективное огородничество и садоводство;
б) под индивидуальное огородничество и садоводство, если площадь земельного участка не превышает 0,15 га на семью и у них нет рабочего или крупного рогатого скота облагаемого возраста.
Земли, отводимые рабочим и служащим под коллективные и индивидуальные огороды и сады, освобождаются также от обложения земельной рентой.
Считать утратившим силу Постановление Совнаркома СССР от 19 июня 1943 г. "Об освобождении от обложения сельскохозяйственным налогом рабочих и служащих по доходам, полученным с земельных участков, выделенных под коллективные и индивидуальные огороды" (С.П. СССР, 1943, № 9, ст. 153).
10. Обязать советы министров республик, край(обл)исполкомы и Министерство сельского хозяйства СССР обеспечить выделение из имеющихся питомников для продажи рабочим и служащим необходимого количества посадочного материала плодово-ягодных культур, наиболее приспособленных к данным климатическим условиям, в особенности пород и сортов, быстро вступающих в период плодоношения.
11. Обязать советы министров союзных республик организовать в существующей сети питомников министерств коммунального хозяйства республик выращивание посадочного материала плодово-ягодных культур для нужд коллективного и индивидуального садоводства рабочих и служащих.
12. Обязать советы министров республик, край(обл)исполкомы и горисполкомы обеспечить изготовление на предприятиях местной промышленности и промкооперации мелкого огородного и садового инвентаря (лопаты, мотыги, грабли, садовые ножи и пилы, лейки и др.) в необходимом количестве и организовать продажу этого инвентаря рабочим и служащим.
13. Разрешить Министерству путей сообщения и Министерству речного флота продажу рабочим, служащим, учащимся, пенсионерам и членам семей инвалидов Отечественной войны абонементных, месячных, сезонных и навигационных билетов для проезда на свои огороды и сады в период с 15 марта по 15 октября на пригородных поездах, а также по пригородным и внутригородским линиям (в том числе и на переправах) водного транспорта.
14. Обязать министерства и ведомства, а также директоров предприятий и руководителей учреждений оказывать профсоюзным организациям, рабочим и служащим всемерную помощь и содействие в деле развития огородничества и садоводства.
15. Обязать советы министров республик и край(обл)исполкомы представить в Совет Министров СССР и ВЦСПС отчеты о проделанной работе: к 1 июля 1949 г. по итогам весенних работ, к 15 ноября 1949 г. по итогам уборки урожая на огородах рабочих и служащих и к 1 января 1950 года по развитию садоводства рабочих и служащих.
Председатель Совета Министров Союза ССР
И. СТАЛИН
Управляющий делами Совета Министров СССР
Я. ЧАДАЕВ
[1] См. Законы о сельском хозяйстве 1938-1941 гг.[2] Жданов Андрей Александрович (1896-1948) – партийный деятель, большевик с 1915, генерал-полковник (1944). В годы Гражданской войны в Красной армии в политотделах. В 1922 председатель Тверского губисполкома, в 1924-1934 первый секретарь Нижегородского (Горьковского) губкома (крайкома) ВКП(б). С 1934 секретарь ЦК, первый секретарь ленинградских обкома и горкома компартии, один из ее ведущих идеологов. В 1938-1947 председатель Верховного совета РСФСР. в 1938-1940 зав. отделом (управлением) агитации и пропаганды ЦК ВКП(б). В годы войны член военного совета Ленинградского фронта. После война инициатор издания направленных против М. Зощенко и А. Ахматовой партийных постановлений. [3] См. там же.