Трудовое законодательство первых послевоенных лет. 1945-1951 гг.
По окончании войны произошло некоторое смягчение трудового законодательства. В частности, были восстановлены отпуска, в некоторых случаях отменена уголовная ответственность за прогулы. Однако основные принципы предвоенного законодательства, в т.ч. запрет увольнений по собственному желанию и право администрации принудительно переводить работников на другую должность и другое предприятие, продолжали действовать.
Указ Президиума Верховного Совета СССР об отпусках рабочим и служащим. 30.6.1945 г.
В связи с окончанием Великой Отечественной войны Президиум Верховного Совета СССР постановляет:
1. Восстановить с 1 июля 1945 г. очередные и дополнительные отпуска рабочим и служащим, отмененные на период военного времени Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 июня 1941 г. "О режиме рабочего времени рабочих и служащих в военное время".
Предоставить Совету Народных Комиссаров СССР право отсрочить предоставление отпусков рабочим и служащим в отдельных отраслях промышленности до конца 1945 г. с тем, чтобы за неиспользованный в связи с этим отпуск в текущем году выплатить рабочим и служащим соответствующую денежную компенсацию.
2. В соответствии со статьей 1 настоящего Указа прекратить, начиная с 1 июля 1945 г., перечисление государственными, кооперативными и общественными предприятиями, организациями и учреждениями в сберегательные кассы денежной компенсации за неиспользованный отпуск в качестве специальных вкладов рабочих и служащих.
3. Поручить Совету Народных Комиссаров СССР установить порядок и сроки выдачи рабочим и служащим сумм денежной компенсации за неиспользованный отпуск, переведенных в качестве специальных вкладов в сберегательные кассы.
Председатель Президиума Верховного Совета СССР
М. КАЛИНИН
Секретарь Президиума Верховного Совета СССР
А. ГОРКИН
Постановление Совета Министров СССР о заключении коллективных договоров на предприятиях. 4.2.1947 г.
Совет Министров Союза ССР постановляет:
1. В целях обеспечения выполнения и перевыполнения производственных планов, дальнейшего роста производительности труда, улучшения организации труда, а также повышения ответственности хозяйственных и профсоюзных организаций за улучшение материально-бытовых условий и культурного обслуживания рабочих, инженерно-технических работников и служащих предприятий одобрить предложение ВЦСПС о возобновлении с 1947 года практики заключения коллективных договоров между администрацией предприятий (строительств) и фабрично-заводскими комитетами профсоюзов.
2. Поручить ВЦСПС совместно с соответствующими министерствами рассмотреть и утвердить типовые коллективные договоры.
3. Установить, что коллективные договоры заключаются на предприятиях в соответствии с утвержденными по министерствам государственными планами на 1947 год.
Порядок заключения колдоговоров устанавливается директивными письмами министерств и ЦК профсоюзов, согласованными с ВЦСПС.
В директивных письмах должны быть предусмотрены:
а) утвержденные по предприятиям на основании государственного плана 1947 года показатели по выпуску продукции в абсолютном выражении или в процентном отношении к соответствующим показателям за предыдущий год, по производительности труда, заработной плате, себестоимости продукции и ассигнования на жилищно-бытовое и культурное строительство и охрану труда;
б) показатели по подготовке новых кадров и повышению квалификации рабочих и служащих;
в) утвержденные по предприятиям плановые показатели о работе подсобных хозяйств, в том числе по расширению животноводства и птицеводства;
г) показатели по планам индивидуального жилищного строительства, а также размеры и формы помощи индивидуальным застройщикам.
В отраслях промышленности, в которых предприятия подчинены трестам, указанные показатели даются по трестам, а последние устанавливают их по предприятиям;
д) указания фабрично-заводским комитетам профсоюзов о развертывании социалистического соревнования, о помощи рабочим, инженерно-техническим работникам и служащим в повышении их производственной квалификации, о контроле за соблюдением трудового законодательства и правильным проведением утвержденных систем оплаты труда, о мероприятиях по укреплению трудовой дисциплины и борьбе с простоями и браком.
4. ВЦСПС и министерствам провести заключение коллективных договоров на предприятиях промышленности, транспорта и строительства в течение марта-апреля 1947 года.
5. Установить, что разногласия между хозяйственными и профсоюзными организациями, возникающие в процессе заключения колдоговоров, разрешаются ВЦСПС совместно с соответствующим министерством, за исключением тех вопросов, которые подлежат решению Совета Министров СССР.
6. Возложить на министерства и ВЦСПС ответственность за то, чтобы в коллективные договоры не включались системы оплаты труда рабочих, инженерно-технических работников и служащих, не утвержденные правительством.
7. Установить, что регистрация коллективных договоров производится соответствующими центральными комитетами профсоюзов и министерствами.
Председатель Совета Министров Союза ССР
И. СТАЛИН
Управляющий делами Совета Министров СССР
Я. ЧАДАЕВ
Указ Президиума Верховного Совета СССР о замене судебной ответственности рабочих и служащих за прогул, кроме случаев неоднократного и длительного прогула, мерами дисциплинарного и общественного воздействия. 14.7.1951 г.
Считая, что в связи с укреплением трудовой дисциплины на предприятиях и в учреждениях дальнейшее применение мер уголовного наказания за прогул, кроме случаев неоднократного и длительного прогула, не вызывается необходимостью и может быть заменено мерами дисциплинарного и общественного воздействия, Президиум Верховного Совета СССР постановляет:
1. Установить, что за прогул без уважительной причины, совершенный рабочими и служащими государственных, кооперативных и иных общественных предприятий и учреждений, директор предприятия или начальник учреждения применяет одну из следующих мер:
а) дисциплинарное взыскание согласно правилам внутреннего трудового распорядка, а на предприятиях и в учреждениях, где действуют специальные уставы о дисциплине – согласно этим уставам;
б) лишение права на получение процентной надбавки на срок до трех месяцев или снижение единовременного вознаграждения за выслугу лет в размере до 25 процентов на предприятиях и в учреждениях, где установлена выплата за выслугу лет процентных надбавок к заработной плате или единовременного вознаграждения;
в) увольнение с работы с указанием в трудовой книжке о том, что работник уволен за прогул без уважительной причины.
2. Предоставить право директору предприятия или начальнику учреждения по его усмотрению вместо применения мер, указанных в статье 1 настоящего Указа, направлять дела о прогулах без уважительных причин на рассмотрение товарищеского суда.
3. В случае прогула без уважительной причины, совершенного неоднократно (более двух раз в течение трех месяцев) или продолжавшегося свыше трех дней, директор предприятия или начальник учреждения может передать дело в суд для привлечения виновного к уголовной ответственности.
Рабочий или служащий, виновный в прогуле без уважительной причины, совершенном неоднократно или продолжавшемся свыше трех дней, подвергается по приговору суда исправительно-трудовым работам по месту работы на срок до шести месяцев с удержанием из заработной платы до 25 процентов.
4. Рабочие и служащие государственных, кооперативных и общественных предприятий и учреждений, виновные в самовольном уходе с предприятия или из учреждения, предаются суду и по приговору суда подвергаются исправительно-трудовым работам на срок до шести месяцев с удержанием из заработной платы до 25 процентов или лишению свободы на срок от двух до четырех месяцев.
5. Дела о преступлениях, предусмотренных статьями 3 и 4 настоящего Указа, рассматриваются судом с участием народных заседателей не позднее чем в семидневный срок.
6. С лиц, осужденных по статьям 3 и 4 настоящего Указа, судимость снимается, если они в течение одного года после отбытия наказания не совершат нового преступления.
7. Считать утратившими силу:
а) статью 5 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26 июня 1940 г. о судебной ответственности за прогул без уважительной причины и самовольный уход с предприятий и учреждений;
б) Указ Президиума Верховного Совета СССР от 10 августа 1940 г. "О рассмотрении народными судами дел о прогулах и самовольном уходе с предприятий и учреждений без участия народных заседателей".
Председатель Президиума Верховного Совета СССР
Н. ШВЕРНИК
Секретарь Президиума Верховного Совета СССР
А. ГОРКИН
Постановление Совета Министров СССР об упорядочении проведения организованного набора рабочих. 28.11.1951 г.
Совет Министров СССР отмечает, что в существующей практике проведения организованного набора рабочих для постоянной и сезонной работы в промышленности, строительстве и на транспорте имеют место крупные недостатки.
Министерство трудовых резервов, советы министров республик, крайисполкомы и облисполкомы недостаточно осуществляют регулирование и контроль за проведением организованного набора рабочих, в результате чего в одних и тех же районах и колхозах проводит набор рабочих большое количество представителей различных министерств и ведомств, в ряде случаев руководители многих предприятий и строек набирают рабочую силу из колхозов без нарядов и договоров с колхозниками, что отрицательно влияет на работу колхозов и на выполнение плана организованного набора рабочих.
Советы министров республик, крайисполкомы, облисполкомы и райисполкомы во многих случаях допускают планирование набора рабочих по районам и колхозам без учета состояния трудовых ресурсов в колхозах.
Уполномоченные по организованному набору рабочих проводят набор рабочих больше в экономически слабых колхозах, где легче набрать рабочих, а в колхозах, экономически сильных, имеющих избыток рабочей силы, набор рабочих проводится в меньшем количестве. С другой стороны имеется ряд фактов, когда правления колхозов, имеющих излишек рабочей силы, препятствуют заключению договоров с колхозниками, желающими идти на работу в промышленность.
Недостаточно проводится массово-разъяснительная работа по набору рабочих из числа сельского неколхозного населения.
Существующий порядок отнесения расходов по проведению организованного набора рабочих для постоянной работы за счет государственного бюджета не заинтересовывает руководителей предприятий и строек в создании необходимых условий рабочим, направляемым по организованному набору, что приводит к большой текучести рабочих и неэкономному расходованию государственных средств на проведение организованного набора.
В целях упорядочения проведения организованного набора рабочих Совет Министров Союза ССР постановляет:
1. Установить, что, начиная с 1 января 1952 года, организованный набор рабочих для постоянной работы на предприятиях и стройках всех министерств и ведомств, предусмотренных в народнохозяйственном плане и по отдельным решениям Совета Министров СССР, проводит Министерство трудовых резервов по договорам, заключенным с соответствующими министерствами и ведомствами. Министерство трудовых резервов заключает с набираемыми рабочими индивидуальные трудовые договоры и осуществляет перевозку набранных рабочих до места работы.
Набор рабочих из числа городского не работающего населения проводится Министерством трудовых резервов преимущественно для направления на работу на предприятия и стройки районов Севера, Урала, Сибири и Дальнего Востока.
Набор рабочих из числа городского населения по месту нахождения предприятий и строек проводят сами предприятия и стройки.
2. Установить, что набор рабочих из числа сельского населения для сезонных работ проводят те министерства и ведомства, которым набор рабочих предусмотрен народнохозяйственным планом или отдельными решениями правительства.
3. Обязать Министерство трудовых резервов, советы министров республик, крайисполкомы и облисполкомы навести строгий порядок в планировании и проведении организованного набора рабочих в районах, привлекая к строгой ответственности руководителей хозяйственных организаций, самовольно проводящих организованный набор рабочих без разрешения Совета Министров СССР и нарядов Министерства трудовых резервов или нарушающих порядок организованного набора рабочих, установленный настоящим Постановлением.
4. Обязать советы министров республик, крайисполкомы и облисполкомы доводить в недельный срок утвержденные Правительством планы организованного набора рабочих для постоянной и сезонной работы до райисполкомов в соответствии с состоянием трудовых ресурсов каждого района и обеспечивать доведение в пятидневный срок исполкомами заданий по организованному набору рабочих до сельсоветов и колхозов с учетом экономического состояния колхозов и трудовых ресурсов колхозного и неколхозного населения.
5. Рекомендовать правлениям колхозов отпускать колхозников для постоянной роботы в промышленности, строительстве, на транспорте и в других отраслях народного хозяйства с обязательной регистрацией правлениями колхозов заключенных трудовых договоров. Колхозникам, отпускаемым на сезонные работы, правление колхоза должно выдавать справку о разрешении работать вне колхоза.
6. Запретить руководителям предприятий и строек принимать на постоянную и на сезонную работу колхозников без справок об отпуске их правлениями колхозов.
7. Снять с 1 апреля 1952 года с государственного союзного бюджета операционные расходы по организованному набору рабочих.
Относить расходы, связанные с проведением организованного набора рабочих, на себестоимость продукции предприятий и накладные расходы строек министерств и ведомств, для которых проводится набор рабочих.
8. Обязать Министерство финансов СССР внести необходимые изменения в баланс доходов и расходов соответствующих министерств и ведомств на 1952 год, вытекающие из пункта 7 настоящего Постановления.
9. Обязать Министерство трудовых резервов представить в месячный срок на утверждение Совета Министров СССР согласованную с Министерством финансов СССР инструкцию о порядке взаимных расчетов между Министерством трудовых резервов и министерствами и ведомствами, для которых проводится организованный набор рабочих.
10. Считать целесообразным при заключении в порядке организованного набора индивидуальных трудовых договоров с рабочими для работы в промышленности, строительстве и на транспорте рекомендовать больше заключать договоров на срок 2 года и более, при этом выплачивать рабочим единовременное пособие, установленное Постановлением Совета Министров СССР от 9 августа 1948 г. № 3004, в двойном размере.
11. Установить, что при заключении индивидуальных трудовых договоров с рабочими конторы по организованному набору рабочих Министерства трудовых резервов выдают каждому рабочему за счет предприятия или стройки аванс в размере 50 % от единовременного пособия и суточные, а также оплачивают проезд рабочих к месту нахождения предприятия или стройки (станция, пристань).
Выплата оставшихся в соответствии с индивидуальным трудовым договором сумм производится предприятиями и стройками по прибытии к месту работы.
12. Обязать Министерство трудовых резервов:
а) организовать в 1952 году в республиках, краях и областях, где не имеется контор по организованному набору рабочих, отделы по организованному набору рабочих в составе местных управлений Министерства, возглавляемые заместителем начальника управления, а в республиках, краях, областях и городах, где нет контор по организованному набору рабочих и местных управлений Министерства трудовых резервов, иметь уполномоченных по организованному набору рабочих со штатом 3 - 6 единиц;
б) устанавливать в пределах численности работников и фонда заработной платы системы Главного управления организованного набора рабочих численность районных уполномоченных, инспекторов по набору рабочих и работников, сопровождающих набранных рабочих, с учетом объема работы по организованному набору рабочих.
13. Обязать Государственную штатную комиссию при Совете Министров СССР утвердить по представлению Министерства трудовых резервов штаты отделов и уполномоченных по организованному набору рабочих в соответствии с пунктом 12 "а" настоящего Постановления, с учетом объема работ по организованному набору рабочих в пределах общих штатов, утвержденных Министерству трудовых резервов.
14. Для проведения массово-разъяснительной работы на сборных пунктах среди рабочих, набранных по организованному набору, разрешить Министерству трудовых резервов по согласованию с Государственной штатной комиссией при Совете Министров СССР ввести должность заведующего сборным пунктом и одного работника в пределах общих штатов, утвержденных Министерству трудовых резервов.
15. В дополнение пункта 8 "б" Постановления Совета Министров СССР от 21 мая 1947 г. № 1631 установить, что трудовые договоры с рабочими, набираемыми для работы в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним, заключаются на срок не менее 3 лет.
16. Утвердить прилагаемый типовой трудовой договор, заключаемый с рабочими, набираемыми для постоянной работы на предприятии (строительстве)[1].
17. Обязать Министерство автомобильной и тракторной промышленности поставить в IV квартале 1951 г. Министерству трудовых резервов 30 автомашин ГАЗ-67 за счет перевыполнения плана производства.
Разрешить Министерству трудовых резервов израсходовать на приобретение указанных автомашин необходимые средства за счет операционных расходов на проведение организованного набора рабочих.
18. Считать утратившими силу с 1 января 1952 года:
а) пункты 1, 2, 11, 13, 18, 20 "а" и 29 Постановления Совета Министров СССР от 21 мая 1947 г. № 1631;
б) пункт 40 Постановления Совета Министров СССР от 31 декабря 1950 г. № 5000-2170.
Председатель Совета Министров Союза ССР
И. СТАЛИН
Управляющий делами Совета Министров Союза ССР
М. ПОМАЗНЕВ[2]
[1] Не приводится.[2] Помазнев Михаил Трофимович (1911-1987) – хозяйственный деятель. Служил в Госплане и Экономическом совете СНК, в 1942-1943 секретарь транспортного комитета ГКО, в 1948-1949 первый заместитель председателя Госснаба, в 1949-1953 управляющий делами Совета министров СССР, в 1953-1965 председатель Рязанской плановой комиссии, затем на нижестоящих должностях. С 1972 на пенсии.