Жилищная реформа 2-й половины 30-х гг. 1936-1937 г.
Создание командно-административной системы коснулось и жилищной сферы. Предлагаемый закон предусматривал передачу государству всех построенных с использованием государственных кредитов кооперативных домов и даже дач (кроме тех, пайщики или владельцы которых смогут погасить кредит в течение 6 месяцев). Была введена централизация управления государственным жилищным фондом, а также ограничена арендная плата в частных домах.
Постановление ЦИК и СНК СССР о порядке выселения в городах Москве, Ленинграде и Киеве из жилых домов, предназначенных к сломке и к капитальной перестройке. 21.7.1936 г.
1. Установить, что в г. г. Москве, Ленинграде и Киеве лица, проживающие в принадлежащих государству жилых домах, предназначенных к сломке или капитальной перестройке в связи с реконструкцией этих городов, а также в связи с отводом в установленном законом порядке земельных участков для строительства и для других государственных надобностей, подлежат обязательному выселению по распоряжению городского совета.
2. В отмену обязательства городских советов г. г. Москвы, Ленинграда и Киева, а также учреждений, предприятий и организаций, производящих выселение, о предоставлении выселяемым жилой площади в случаях, указанных в ст. 1, установить, что эти организации обязаны выплачивать выселяемым денежное пособие в размерах: в г. Москве – 2500 руб. и в г. г. Ленинграде и Киеве – 2000 руб. на душу.
Денежное пособие выплачивается только лицам, проживающим и прописанным в данном доме ко дню выселения не менее шести месяцев.
Денежное пособие не выплачивается в случае предоставления выселяемому городским советом или учреждением, предприятием и организацией, которая производит выселение или в которой работает выселяемый, жилой площади в натуре.
Список лиц, подлежащих выселению в установленном выше порядке, а также сроки выселения утверждаются исполкомом городского совета.
3. Выселяемые должны быть предупреждены о предстоящем выселении не менее чем за два-три месяца до момента выселения.
Указанные в ст. 2 денежные пособия подлежат выплате, начиная со дня предупреждения о выселении, в сроки по желанию выселяемых.
4. В целях оказания помощи выселяемым в деле строительства новых домов в гг. Москве, Ленинграде и Киеве разрешить строительство домов облегченного типа в их пригородах в порядке индивидуального или кооперативного строительства.
Обязать городские советы гг. Москвы, Ленинграда и Киева и соответствующие областные исполнительные комитеты обеспечить внеочередной отвод выселяемым земельных участков для этого строительства и оказать им необходимую помощь в деле покупки и доставки строительных материалов.
5. При сломке в указанных в ст. 1 случаях жилых домов, принадлежащих жилищно-строительным кооперативам, кооперативу возмещаются его собственные средства, вложенные на день отчуждения в строительство данного дома, а членам кооператива и членам их семей, подлежащим выселению, выплачиваются денежные пособия согласно ст. 2.
6. При сломке в указанных в ст. 1 случаях жилых домов, принадлежащих частным лицам на праве собственности или на праве застройки, владельцу дома или застройщику выплачивается стоимость отчуждаемого дома по страховой оценке на день отчуждения, а съемщикам жилых помещений в этих домах и членам их семей, подлежащим выселению, выплачиваются денежные пособия согласно ст. 2.
Постановление ЦИК и СНК СССР о сохранении жилищного фонда и улучшении жилищного хозяйства в городах. 17.10.1937 г.
Успехи социалистической индустриализации, вызвавшие бурный рост населения в старых городах и возникновение новых крупных промышленных центров, обусловили резкое увеличение потребности в жилищах.
Осуществляя жилищную политику в целях неуклонного подъема материально-бытового уровня трудящихся, Советское государство из года в год увеличивает вложения государственных средств в новое жилищное строительство. На 1 января 1937 года построено 54 миллиона квадратных метров жилой площади стоимостью в двенадцать с половиной миллиардов рублей. Весь этот новый жилищный фонд вместе с домами, конфискованными Октябрьской революцией у капиталистических домовладельцев, является согласно ст. 6 Конституции Союза ССР государственной собственностью, т.е. всенародным достоянием.
Возросший материальный и культурный уровень трудящихся требует образцового содержания государственного жилищного фонда.
Между тем существующий порядок управления и пользования этим огромным жилищным фондом не только не соответствует требованиям сохранения жилищного фонда как государственного имущества и образцового его содержания, но, наоборот, тормозит дальнейшее улучшение жилищного хозяйства. В управлении домами и в законодательстве, регулирующем жилищное строительство, распределение и использование жилищ, сохранились вредные пережитки того периода народного хозяйства, когда местные советы, ввиду своей организационной и хозяйственной слабости, были вынуждены передавать права на управление домами, распределение и использование жилой площади отдельным коллективам жильцов – жилищно-арендным кооперативным товариществам. В результате этого вместо государственного распределения и использования домов, осуществляемого через местные советы, государственный жилищный фонд в значительной части оказался на деле в руках по существу бесконтрольных, независимых от местных советов мелких коллективов жильцов, лишь формально объединенных в союзы жилищно-арендной кооперации. Сами местные советы, а также наркоматы коммунального хозяйства не только не способствовали ликвидации такой совершенно недопустимой практики, но, наоборот, охотно уступали жилищно-арендным кооперативам свои права на управление жилищным хозяйством.
В итоге управляемый жилищно-арендной кооперацией жилищный фонд, составляющий 53 миллиона квадратных метров жилой площади, находится в совершенно неудовлетворительном состоянии. Жилищно-арендные кооперативные товарищества (ЖАКТы) в подавляющем большинстве на деле домами не управляют, не заботятся об их ремонте, не поддерживают их в культурном состоянии. Имеющая место бесхозяйственность в управлении домами зачастую приводит их в полуразрушенное состояние.
В домах ЖАКТов безответственно производятся массовые перестройки, особенно переоборудование общих кухонь под жилые помещения, а в других случаях – устройство плит для приготовления пищи в жилых помещениях, что ухудшает жилищно-бытовые условия и усиливает опасность пожаров. Нет заботы о том, чтобы места общего пользования (кухни, ванны, коридоры, уборные, лифты) содержались в чистоте и порядке. Элементарные санитарно-гигиенические требования не соблюдаются. Закон о квартирной плате как в отношении исчисления платы, так и своевременного ее поступления нарушается, что приводит к недополучению домовым хозяйством значительных средств.
Помимо этого, немало таких ЖАКТов, которые способствуют спекуляции жилой площадью.
Системы жилищной кооперации, состоящей из многочисленных звеньев – подрайжилсоюзы, райжилсоюзы, городские, областные (краевые) и республиканские жилсоюзы – расходует около сорока миллионов рублей в год на содержание аппарата союзов, но не обеспечивает должного управления и сохранности жилищного фонда.
В неудовлетворительном состоянии находятся жилые дома, которыми непосредственно управляют местные советы и ведомства, а также дома, принадлежащие жилищно-строительной кооперации.
Жилищный фонд, построенный строительной кооперацией и обошедшийся государству в 1,5 миллиарда рублей, фактически превращен в личную собственность отдельных членов жилищно-строительных кооперативов.
На основании Положения о жилищной кооперации от 19 августа 1924 года и Положения о мерах содействия строительству рабочих жилищ от 15 июня 1927 года жилищно-строительные кооперативы получали через Банк финансирования коммунального и жилищного строительства долгосрочные (до 60 лет) строительные ссуды в размере 80-90 процентов, а иногда и выше 90 процентов стоимости домов. Благодаря этому пайщики кооперации получили за счет государства квартиры в бессрочное и безвозвратное пользование и фактически превратились в привилегированных собственников жилой площади при незначительном вложении собственных средств.
На тот же путь разбазаривания государственного жилищного фонда стали многие государственные учреждения и промышленные предприятия, передавшие большие государственные средства жилищно-строительной кооперации на основании постановлений советов народных комиссаров союзных республик (Постановление СНК РСФСР от 15 ноября 1927 года и аналогичные постановления других республик), предоставивших госорганам право такого финансирования жилищно-строительной кооперации. Жилая площадь в построенных на эти средства домах опять-таки поступала в полное распоряжение квартировладельцев.
Таким образом, вместо мобилизации средств населения для усиления жилищного строительства жилкооперация строила почти целиком за государственные средства, а в то же время надлежащих прав за органами коммунального хозяйства по использованию и управлению построенными домами не было обеспечено.
Жилищно-строительная кооперация из года в год увеличивала число пайщиков, не удовлетворяя их жилплощадью. Значительная часть собранных у этих пайщиков средств направлялась на покрытие убытков, вызванных бесхозяйственностью в кооперативном строительстве.
Жилищное законодательство, разрешавшее расходование государственных средств на кооперативное жилищное строительство и передававшее построенные за счет средств дома фактически в собственность отдельных групп граждан (жилищно-строительных кооперативов), а также разрешавшее передачу в непосредственное управление и использование отдельных групп граждан (жилищно-арендных кооперативных товариществ) домов, принадлежащих государству или построенных госпредприятиями и учреждениями, было разработано в период 1924-1930 гг., когда местные советы и госпредприятия не могли обеспечить надлежащего управления жилищным фондом. Это законодательство теперь, в условиях значительного улучшения работы местных советов, а также государственных предприятий и учреждений, себя совершенно не оправдывает и во многом препятствует оздоровлению жилищного хозяйства. Особенно это относится к следующим законам:
а) "Положение о жилищной кооперации", утвержденное ЦИК и СНК Союза ССР от 19 августа 1924 года;
б) "Положение о фондах улучшения быта рабочих и служащих", утвержденное ЦИК и СНК Союза ССР 27 июня 1928 года; Постановление ЦИК и СНК Союза ССР от 6 июля 1927 года "О передаче рабочим жилищно-арендным кооперативным товариществам жилых строений, возведенных госпредприятиями за счет фонда улучшения быта рабочих и служащих" и Постановление СНК РСФСР от 15 ноября 1927 года "О мероприятиях по жилищному хозяйству в городских поселениях";
в) законы, ограничивающие права местных советов распоряжаться освобождающейся жилплощадью и предоставляющие право заселять и использовать жилплощадь в узковедомственных интересах различным учреждениям и общественным организациям (Главное управление исправительно-трудовых учреждений союзных республик, милиция, секции научных работников и др.).
Действующие законы о праве застройки – ст. ст. 156 и 166 Гражданского кодекса РСФСР от 31 декабря 1922 года и Постановление СНК Союза ССР от 17 апреля 1928 года "О мерах поощрения строительства жилищ за счет частного капитала" – используются владельцами домов на праве застройки, особенно в дачных местностях, в целях взимания неограниченной законом квартирной платы и для спекуляции жилой площадью.
Считая необходимым пресечь все и всяческие пути прямого и косвенного разбазаривания государственного жилищного фонда и прекратить спекуляцию жилой площадью, а также признавая необходимым организовать надлежащее управление жилищным хозяйством для удовлетворения все растущих потребностей граждан Союза ССР в культурном жилье, Центральный Исполнительный Комитет и Совет Народных Комиссаров СССР постановляют:
I. Об упразднении жилищно-арендной кооперации и союзов жилищно-строительной кооперации
1. Упразднить жилищно-арендную кооперацию – ЖАКТы и их союзы, подрайонные, районные, городские, областные (краевые), республиканские, Московский и Ленинградский городские союзы жилищно-строительной кооперации, а также союзы жилищной кооперации на железнодорожном и водном транспорте, Всесоюзный Совет жилищной кооперации и жилищно-строительные кооперативы, не отвечающие условиям, предусмотренным ст. 4 настоящего Постановления.
2. Передать дома, находящиеся в пользовании жилищно-арендной кооперации, в непосредственное управление местных советов и государственных предприятий. Государственным предприятиям передаются дома, сданные кооперации в порядке Постановления ЦИК и СНК Союза ССР от 6 июля 1927 года "О передаче рабочим жилищно-арендным кооперативным товариществам жилых строений, возведенных государственными предприятиями за счет фонда улучшения быта рабочих и служащих".
3. Дома, построенные и строящиеся жилищно-строительной кооперацией в основном за счет государственных средств, передать:
а) в ведение местных советов, если строительство их финансировалось по прямым кредитам Цекомбанка[1] и местных коммунальных банков за счет спецкапиталов;
б) в ведение соответствующих организаций, учреждений и предприятий, если строительство финансировалось за счет их средств.
4. В изъятие из ст. 3 настоящего Постановления оставить в распоряжении жилищно-строительных кооперативов построенные ими дома, если в течение 6 месяцев с момента издания настоящего Постановления эти жилищно-строительные кооперативы полностью погасят полученную от государства ссуду.
Установить, что строительство домов и дач жилищно-строительными кооперативами впредь может осуществляться лишь за счет их собственных средств.
Воспретить государственным учреждениям и предприятиям в какой бы то ни было форме вкладывать финансовые и материальные средства, принадлежащие им, в строительство домов и дач, осуществляемое жилищно-строительными кооперативами.
5. В целях сохранения и улучшения дачного фонда предложить городским советам при наличии в их распоряжении значительных дачных площадей, организовать (в составе жилищного управления) дачные тресты на началах хозяйственного расчета. Возложить на дачные тресты управление и развитие коммунального хозяйства дачных поселков (водопровод, канализация, дороги и т.п.).
Ликвидировать дачно-строительные союзы и те из дачно-строительных кооперативов, которые выстроили или строят дачи с участием государственных средств в размере больше 50 процентов стоимости строительства.
Сохранить дачно-строительные кооперативы, финансирование которых за счет государственных средств составляет менее 50 процентов, при обязательном условии выдачи кооперативом обязательства о погашении ссуды в течение 6 месяцев со дня опубликования настоящего Постановления.
Дачи, построенные и строящиеся дачно-строительными кооперативами с участием банковских кредитов или средств государственных учреждений и предприятий в размере, превышающем 50 процентов стоимости строительства, передаются с соответствующими кредитами городским советам, государственным учреждениям и предприятиям по принадлежности.
Предоставить право городским советам и хозяйственным организациям оставлять дачи за членами ликвидированных дачных кооперативов на правах личной собственности при условии погашения полученной ими ссуды в течение 6 месяцев, для чего члены кооперативов должны выдать городским советам, государственным учреждениям и предприятиям соответствующие обязательства.
При невыполнении этих условий дачи переходят в распоряжение государства.
6. Поручить Совету Народных Комиссаров Союза ССР в месячный срок установить:
а) порядок ликвидации жилищно-арендной кооперации и союзов жилищно-строительной и дачно-строительной кооперации, а также жилищно-строительных и дачно-строительных кооперативов, не удовлетворяющих условиям, предусмотренным ст. ст. 4 и 5;
б) порядок передачи находящихся в их распоряжении домов и дач местным советам и соответствующим учреждениям и организациям;
в) порядок и сроки расчета с пайщиками жилищно-строительной и дачной кооперации, а также определить порядок и сроки возврата пайщикам жилищно-строительной и дачной кооперации их паевых взносов.
7. Разрешить хозорганам и местным советам в отдельных местностях оказывать содействие (строительными материалами и банковским кредитом на срок не свыше 5 лет) трудящимся при постройке ими своих жилых домов.
II. О порядке управления государственным жилищным фондом
8. Возложить непосредственное управление государственным жилищным фондом и полную ответственность за его сохранность на местные советы и на государственные учреждения и промышленные предприятия в отношении домов, находящихся в их ведении.
Отменить порядок закрепления за государственными учреждениями, предприятиями и общественными организациями домов, принадлежащих местным советам. Дома местных советов могут быть переданы ими в пользование государственных учреждений, предприятий и общественных организаций лишь на основе долгосрочных арендных договоров, обеспечивающих полную сохранность этих домов.
9. Установить, что местные советы (городские, районные в крупных городах, поселковые) осуществляют:
а) непосредственное управление принадлежащим им жилищным фондом;
б) технический и санитарный надзор, а также наблюдение и контроль за содержанием и производством ремонта всего остального жилищного фонда, независимо от того, в чьем ведении он находится.
10. Обязать местные советы для выполнения указанных задач организовать жилищные управления (в составе отделов коммунального хозяйства).
Примечания. 1. Районные советы в крупных городах и поселковые советы, в составе которых нет отделов коммунального хозяйства, организуют жилищные управления на правах своих отделов.
2. Допустить в отдельных наиболее крупных районах г. г. Москвы и Ленинграда, по согласованию с Наркомхозом РСФСР, организацию вместо одного районного двух территориальных жилищных управлений с правами районных.
11. Возложить непосредственное управление отдельным домом (группой домов) на управляющего домом, назначаемого жилищным управлением местного совета.
Домовое хозяйство ведется управляющим домом на началах хозяйственного расчета, в соответствии с хозяйственно-финансовыми планами, утверждаемыми жилищным управлением.
12. Установить, что управляющий домом назначается:
а) на каждый дом с жилой площадью свыше 3000 кв. метров или с населением свыше 500 человек;
б) на небольшую группу в 3-5 домов, территориально смежных, с общей жилой площадью от 2000 кв. метров до 3000 кв. метров;
в) на группу мелких домов (переулков, часть улицы) количеством до 10-15 с общей жилой площадью от 1500 до 2500 кв. метров.
13. Управляющий домом отвечает:
а) за правильное ведение домового хозяйства;
б) за своевременный ремонт дома и надлежащее качество ремонта;
в) за содержание в порядке дома и его санитарно-технических устройств и мест общего пользования в квартирах (отопление, освещение, кухни, лестницы, уборные, газ, ванны, лифт и пр.).
14. Установить, что в случаях, когда в квартире имеется несколько самостоятельных съемщиков жилых помещений, управляющий домом назначает по соглашению с ними, преимущественно из числа домохозяек, ответственного по квартире, на которого возлагается наблюдение за местами общего пользования и за соблюдением всеми жильцами правил внутреннего распорядка в квартире. За выполнение этих обязанностей ответственный по квартире получает небольшую плату в размере, определяемом управляющим домом.
15. Все поступления по дому должны вноситься на текущий счет домоуправления, распорядителем которого является управляющий домом.
16. Установить, что средства, получаемые крупными доходными домами, не могут заимствоваться на ремонт дефицитных домов и должны обращаться на текущий и капитальный ремонт и на повышение благоустройства этих же крупных домов. Изъятие из этого правила допускается в исключительных случаях по постановлениям исполнительных комитетов местных советов со сроком возврата не позднее 5 лет.
17. Разрешить местным советам передавать принадлежащие им небольшие дома (размером не свыше 60 кв. метров жилой площади) в пользование отдельным гражданам на основе долгосрочных арендных договоров, на срок от 5 до 10 лет, заключаемых на основе типового договора, подлежащего утверждению СНК Союза ССР.
18. Установить, что торговые и конторские помещения во всех домах города или промышленного пункта предоставляются в пользование государственным, общественным и кооперативным организациям, не являющимся владельцами этих домов, исключительно по распоряжению (ордеру) жилищного управления местного совета.
Пользование этими помещениями во всех домах оформляется письменным договором с управляющим домом на срок, устанавливаемый жилищным управлением отдела коммунального хозяйства местного совета.
19. Из поступлений арендной платы за нежилые помещения в домах местных советов (магазины, конторы, мастерские, столовые, склады и т.п.) 5 процентов обращается в общий доход дома на расходы по его содержанию и управлению и 95 процентов – на финансирование капитального ремонта домов, принадлежащих местным советам, вне зависимости от того, с какого дома получены эти доходы.
Такой же порядок установить для домов ведомств, учреждений и предприятий с тем, что 95 процентов средств, получаемых от арендной платы за нежилые помещения, направляются на ремонт жилищного фонда этих учреждений, предприятий и ведомств.
20. Обязать государственные учреждения, предприятия и общественные организации, имеющие в своем ведении жилые дома, организовать управление ими на началах, предусмотренных ст. ст. 12, 13, 14, 15 и 16, с тем, что управляющий домом назначается руководителем соответствующего учреждения, предприятия или организации.
Обязать наркоматы Союза ССР и союзных республик, имеющие в своем ведении жилищный фонд в размере не менее 200 тыс. кв. метров, организовать жилищные отделы, на которые возложить заведывание находящимся в ведении наркомата жилищным хозяйством, составление плана жилищного строительства и капитального ремонта домов и контроль за его выполнением.
21. Образовать в составе отделов коммунального хозяйства краевых и областных исполкомов и в народных комиссариатах коммунального хозяйства автономных республик управления жилищного хозяйства, а в наркоматах коммунального хозяйства союзных республик – главные управления жилищного хозяйства.
Поручить советам народных комиссаров союзных республик в месячный срок издать положения о жилищных управлениях.
22. Организовать при жилищных управлениях, на хозяйственном расчете, подрядные ремонтные конторы и мастерские, транспортные и снабженческие конторы и подсобные предприятия по производству и обработке местных строительных материалов и мелкого оборудования для ремонта домов.
III. О порядке пользования жилищным фондом
23. Установить, что свободные жилые помещения в домах местных советов предоставляются в пользование граждан исключительно по распоряжениям (ордерам) жилищного управления отдела коммунального хозяйства местного совета.
Свободные жилые помещения в домах государственных учреждений, предприятий и общественных организаций, а также в домах, арендованных ими, предоставляются в пользование их работников распоряжением администрации этих учреждений, предприятий и организаций.
24. Право пользования жилым помещением во всех домах оформляется письменным договором, заключаемым съемщиком с управляющим домом или с арендатором дома, причем в договоре точно определяются права и обязанности сторон и последствия их нарушения.
Договоры заключаются на определенный срок, но не свыше 5 лет.
25. Пайщики жилищно-строительных кооперативов, живущие в бывших кооперативных домах, сохраняют занимаемую ими жилую площадь, но на началах арендного договора.
26. Предоставить:
а) гражданам, проживающим в домах местных советов, государственных учреждений, предприятий и общественных организаций, в том числе и в бывших кооперативных домах, а также в домах, принадлежащих отдельным гражданам – преимущественное право на заключение договора на занимаемое ими жилое помещение;
б) гражданам, выполняющим все обязательства по договору и добросовестно относящимся к содержанию предоставленного в их пользование жилища – преимущественное право возобновления договора по истечении срока его действия.
27. Запретить в течение действия арендного договора одностороннее расторжение его и изменение условий договора.
Если во время действия договора у съемщика образуется излишек жилой площади против установленных жилищных норм в виде изолированной комнаты, местный совет или соответственно администрация государственного учреждения, предприятия и общественной организации может использовать этот излишек по своему усмотрению.
Установить, что местные советы получают право использования указанных излишков жилой площади в том лишь случае, если съемщик в течение 3 месяцев после соответствующего предупреждения со стороны жилищного управления не заселил по своему усмотрению образовавшегося у него излишка жилплощади.
28. Предоставить съемщикам жилых помещений право обмена занимаемой ими площади с другими съемщиками, со взаимной передачей прав и обязанностей по договорам аренды, лишь с разрешения жилищного управления местного совета или соответственно государственного учреждения, предприятия и общественной организации, владеющих или арендующих дом.
29. Съемщики жилых помещений и члены их семей обязаны строго соблюдать установленные правила внутреннего распорядка в квартире, содержать помещение в полной исправности, бережно обращаться со всеми устройствами общего пользования и соблюдать чистоту в помещениях и местах общего пользования.
В случаях разрушения или порчи жилого помещения или мест общего пользования съемщиком или членом его семьи необходимые исправления немедленно производятся домоуправлением с отнесением всех расходов на виновного съемщика.
30. Установить, что договор о предоставлении жилого помещения может быть расторгнут в судебном порядке без предоставления другого жилого помещения лишь в следующих случаях:
а) если съемщик или члены его семьи систематически разрушают или портят жилое помещение и места общего пользования;
б) если съемщик или члены его семьи своим поведением делают невозможным для других жильцов совместное проживание в той же квартире или комнате;
в) если съемщик не внес квартирной платы в течение 3 месяцев со дня истечения срока платежа.
31. Установить, что съемщик может быть выселен в административном порядке без предоставления жилой площади в следующих случаях:
а) если съемщик, которому в связи с его работой предоставлено жилое помещение в доме государственного предприятия или в арендованном этим предприятием доме, уволен с работы;
Примечание. Это не распространяется на работников, уволенных в связи с инвалидностью или увечьем, и на семьи работников, призванных на действительную службу в Рабоче-крестьянскую красную армию.
б) если съемщик, которому в связи с его работой предоставлено жилое помещение в доме государственного учреждения или общественной организации, либо в доме, арендованном ими, уволен по собственному желанию или за нарушение трудовой дисциплины, либо за совершение преступления;
в) в соответствии с Постановлением ЦИК и СНК Союза ССР от 21 июля 1936 г. "О порядке выселения в городах Москве, Ленинграде и Киеве из жилых домов, предназначенных к сломке и к капитальной перестройке";
г) в соответствии с Постановлениями ЦИК и СНК Союза ССР от 17 августа 1931 г. "О выселении из домов, принадлежащих органам Народного комиссариата обороны, лиц, не состоящих в рядах Рабоче-крестьянской красной армии" и от 13 февраля 1931 г. "О выселении из помещений, принадлежащих органам транспорта, посторонних транспорту лиц и о переселении работников транспорта".
32. Во всех остальных случаях выселение жильцов из занимаемых ими помещений может быть допущено только в судебном порядке и только с возложением на органы, производящие выселение, обязанности предоставить выселенному другое, годное для жилья, помещение.
33. Отменить бронирование жилых помещений за лицами, выехавшими с семьей, за исключением случаев выезда их на работу за границу, а также на Дальний Восток и в Арктику. В этих случаях жилое помещение может быть забронировано на срок до 2 лет.
34. За съемщиками, выехавшими с семьей временно, жилые помещения, как правило, сохранять лишь в течение 6 месяцев. Срок этот может быть продлен в каждом отдельном случае соответственно жилищным управлением отдела коммунального хозяйства местного совета или руководителями государственного учреждения, предприятия и общественной организации.
35. Отменить льготы и преимущества застройщикам, как-то: право взимания квартирной платы, не ограниченной нормами; право взимания, помимо периодических платежей, также и единовременных при сдаче в наем (въездные); право сдачи жилой площади без ограничения какими-либо нормами и право выселения жильцов по истечении договора о сдаче в наем жилого помещения (ст. ст. 156 и 166 Гражданского кодекса РСФСР и соответствующие статьи гражданских кодексов других союзных республик и Постановление СНК СССР от 17 апреля 1928 г. "О мерах поощрения строительства жилищ за счет частного капитала").
36. Разрешить в домах, принадлежащих отдельным гражданам на праве застройки и праве личной собственности, или в домах, арендованных ими у местных советов, взимать надбавки к установленным законом ставкам квартирной платы в размере не свыше 20 процентов.
IV
37. Поручить Совету Народных Комиссаров Союза ССР и советам народных комиссаров союзных республик привести в соответствие с настоящим Постановлением действующее законодательство.
Председатель ЦИК СССР
М. КАЛИНИН
Председатель СНК СССР
В. МОЛОТОВ
За секретаря ЦИК СССР член президиума ЦИК СССР
А. АНДРЕЕВ
[1] Т.е. Центрального банка коммунального хозяйства и жилищного строительства.