Законы о запрете абортов и сопутствующих изменениях семейного, социального и уголовного законодательства. 1936-1937 гг.
В 1936 г. для увеличения прироста населения в СССР под страхом уголовной ответственности были запрещены аборты. Одновременно были немного усложнены разводы (в частности, стала требоваться явка в ЗАГС обоих супругов), несколько улучшена социальная защита беременных женщин и матерей, установлены определенные размеры алиментов (действующие до сих пор) и введена уголовная ответственность за уклонение от их уплаты.
Первый документ приводится в извлечениях.
Постановление ВЦИК и СНК РСФСР об изменении действующего законодательства РСФСР в связи с постановлением ЦИК и СНК СССР от 27 июня 1936 года "о запрещении абортов, увеличении материальной помощи роженицам, установлении государственной помощи многосемейным, расширении сети родильных домов, детских яслей и детских садов, усилении уголовного наказания за неплатеж алиментов и о некоторых изменениях в законодательстве о разводах". 10.5.1937 г.
В соответствии с Постановлением ЦИК и СНК Союза ССР от 27 июня 1936 года "О запрещении абортов, увеличении материальной помощи роженицам, установлении государственной помощи многосемейным, расширении сети родильных домов, детских яслей и детских садов, усилении уголовного наказания за неплатеж алиментов и о некоторых изменениях в законодательство о разводах" (С.З., 1936, № 34, ст. 309) Всероссийский центральный исполнительный комитет и Совет народных комиссаров РСФСР постановляют:
1. Внести следующие изменения в Кодекс законов о браке, семье и опеке:
а) Изложить ст. 20 в следующей редакции:
"20. Факт прекращения брака в случае отсутствия регистрации развода может быть равным образом устанавливаем судом. Решение суда о прекращении брака обязательно должно быть оформлено (зарегистрировано) в органах записи актов гражданского состояния.
Брак прекращается с момента, установленного судом".
б) Изложить ст. ст. 22 и 23 в следующей редакции:
"22. При регистрации прекращения брака отделами актов гражданского состояния обязательно ставится вопрос о том, при ком из супругов и кто из детей остается на воспитании, кто из родителей и в какой мере будет нести издержки по содержанию детей, а также о размере содержания нетрудоспособному супругу.
В случае достижения по этим вопросам соглашения между супругами это соглашение заносится в книгу регистрации прекращения браков, выпись из которой выдается каждому из супругов. Такая выпись имеет силу исполнительного документа, по которому взыскание алиментов производится в порядке, установленном для исполнения судебных решений.
Соглашение о выплате содержания и его размере не лишает права каждого из бывших супругов и детей отыскивать впоследствии в общеисковом порядке содержание в размере, превышающем предусмотренное соглашением".
"23. При недостижении соглашения между разводящимися супругами о том, при ком из них остаются дети и о размере средств, даваемых каждым из супругов на содержание детей (ст. 22), отдел актов гражданского состояния обязан составить об этом акт и в тот же день направить его в суд по месту жительства матери ребенка для разрешения спора в общеисковом порядке".
в) Изложить часть первую ст. 24 в следующей редакции:
"24. Суд одновременно с получением акта о недостижении соглашения между разводящимися супругами о том, при ком из них остаются дети и о размере средств, даваемых каждым из супругов на содержание детей, выносит, сообразно обстоятельствам дела и в интересах детей, определение о том, кто из родителей и в какой мере обязан временно, до разрешения спора, нести расходы по содержанию детей и у кого дети временно должны оставаться на воспитании".
г) Из части второй ст. 24 исключить слово "также".
д) Изложить ст. 34 в следующей редакции:
"34. Если родители носят общую фамилию, то эта фамилия устанавливается и для детей. Если родители не носят общей фамилии, фамилия детей устанавливается соглашением родителей. При отсутствии соглашения родителей по вопросу о фамилии детей фамилия детей определяется органом опеки и попечительства. При неизвестности отца ребенок носит фамилию матери.
В случае прекращения брака дети сохраняют фамилию, полученную ими при рождении.
В случае если родитель, у которого ребенок остался после развода на воспитании, желает присвоить ему свою фамилию, органы опеки и попечительства разрешают вопрос в зависимости от интересов ребенка".
е) Дополнить ст. 50 частью второй следующего содержания:
"По делам о взыскании с родителей средств на содержание детей (алиментов) суд в тех случаях, когда брак зарегистрирован или когда ответчик записан родителем ребенка в книгах записей актов гражданского состояния, одновременно с принятием искового заявления выносит определение о том, в какой мере ответчик обязан временно, до разрешения спора, нести расходы по содержанию детей".
ж) Дополнить Кодекс ст. 51-а следующего содержания:
"51-а. При присуждении алиментов на содержание одного ребенка взыскивается одна четверть получаемой заработной платы ответчика, на содержание двух детей – одна треть и на содержание трех и больше детей – половина заработной платы ответчика.
При присуждении алиментов с колхозников исчисление производится в трудоднях по тем же нормам.
Если мать-колхозница, получающая алименты, работает с ответчиком в одном колхозе, правление колхоза непосредственно при исчислении трудодней записывает соответствующую часть выработанных трудодней отца (в зависимости от наличия детей) на счет матери. Если мать работает в другом колхозе, это перечисление на имя матери соответствующей части выработанных отцом трудодней перечисляется на имя матери правлением колхоза, где работает ответчик, при окончательном подсчете трудодней".
з) Изложить ст. ст. 138, 139 и 140 в следующей редакции:
"138. Регистрация прекращения брака по заявлению супругов (развод) производится отделами записей актов гражданского состояния в присутствии обоих супругов, за исключением случаев, предусмотренных ст. 140".
"139. Заявление о прекращении брака делается в органы записей актов гражданского состояния в письменной или устной форме по месту жительства кого-либо из разводящихся супругов с приложением документов, удостоверяющих регистрацию прекращаемого брака.
При неимении у заявителей таких документов они представляют подписку об этом с указанием времени и места регистрации брака и принимают на себя ответственность за правильность сообщаемых сведений".
"140. Если заявление о прекращении брака делается только одним из супругов, то другому супругу посылается повестка о вызове его в орган записей актов гражданского состояния для регистрации развода. Однако если другой супруг, несмотря на посланный ему вызов, в орган записей актов гражданского состояния в назначенное время не явится, развод регистрируется в его отсутствие по получении от него подтверждения о получении им извещения о предстоящем разводе.
Если местожительство другого супруга неизвестно, извещение посылается по последнему известному постоянному его местожительству.
Если местожительство другого супруга не будет установлено в течение шести месяцев, развод во всяком случае регистрируется".
и) Дополнить Кодекс ст. ст. 140.1 и 140.2 следующего содержания:
"140.1. Органы записей актов гражданского состояния требуют от разводящихся супругов представления их паспортов, а в сельских местностях – от лиц, не имеющих паспортов – свидетельство о рождении, в которых делают отметки о состоявшемся разводе".
"140.2. В тех случаях, когда регистрация развода произведена в присутствии только одного из супругов (ст. 140), другому супругу посылается извещение об этом, и отметка в его паспорте о регистрации развода делается органом записи актов гражданского состояния по месту жительства этого супруга при вручении ему вышеуказанного извещения о разводе.
В случае неявки его в орган записи актов гражданского состояния для производства отметки о разводе эта отметка делается паспортным отделом рабоче-крестьянской милиции по сообщению органа записи актов гражданского состояния".
2. В связи с изменением ст. ст. 22 и 23 Кодекса законов о браке, семье и опеке исключить лит. "б" п. 1 ст. 1 перечня документов, по которым взыскание производится на основании исполнительных надписей нотариальных органов (С.У., 1930, № 38, ст. 477).
3. Изложить ст. 132 Кодекса законов о труде в следующей редакции:
"132. Женщины освобождаются от работы на пятьдесят шесть дней до родов и пятьдесят шесть дней после родов.
Беременные женщины на срок беременности до ухода их в вышеуказанный отпуск, нуждающиеся в переводе на более легкую работу, переводятся на таковую с сохранением за ними прежней заработной платы из расчета последних шести месяцев работы".
4. Внести следующие дополнения и изменения в Уголовный кодекс РСФСР:
а) Дополнить Кодекс ст. 133-а следующего содержания:
"133-а. Отказ от приема на работу женщин по мотивам беременности или снижение заработной платы по тем же мотивам – исправительно-трудовые работы на срок до шести месяцев или штраф до 1000 рублей.
При повторности указанных нарушений наказание может быть повышено до двух лет лишения свободы".
б) Изложить ст. 140 в следующей редакции:
"140. Производство абортов в больнице или родильном доме, кроме случаев, когда продолжение беременности представляет угрозу жизни или грозит тяжелым ущербом здоровью беременной женщины, а равно при наличии передающихся по наследству тяжелых заболеваний родителей – влечет для производящего аборт врача тюремное заключение на срок от одного года до двух лет.
Производство абортов вне больниц или родильных домов во всех случаях влечет для производящего аборт врача то же наказание.
Производство абортов в антисанитарной обстановке или лицами, не имеющими специального медицинского образования – тюремное заключение на срок не ниже трех лет".
в) Дополнить Кодекс ст. ст. 140-а и 140-б следующего содержания:
"140-а. Понуждение женщины к производству аборта – тюремное заключение на срок до двух лет".
"140-б. Производство аборта, кроме случаев, когда это разрешается законом, влечет для самой беременной женщины в первый раз – общественное порицание, а при повторном нарушении – штраф до 300 рублей".
г) Изложить ст. 158 в следующей редакции:
"158. Злостный неплатеж средств на содержание детей, а равно оставление родителями детей до их совершеннолетия без всякой поддержки – карается тюремным заключением на срок до двух лет, с отнесением расходов по розыску уклоняющегося от платежа алиментов за его счет".
5. Внести следующие изменения в Гражданский процессуальный кодекс РСФСР:
а) Дополнить Кодекс статьей 2-а следующего содержания:
"2-а. Дела о взыскании с родителей средств на содержание детей (алиментов) и об установлении отцовства принимаются к производству в судах по заявлению родителей или опекуна, по сообщению отдела актов гражданского состояния, а также по инициативе суда, по иску прокурора, органа охраны материнства и младенчества, опеки или профсоюза.
Прокурор, получивший заявление или материал о невыплате алиментов, обязан начать дело и в случаях, требующих расследования, обеспечить передачу дела в суд не позднее сроков, установленных статьей 53-б".
б) Дополнить статью 26 частью третьей следующего содержания:
"По делам о взыскании с родителей средств на содержание детей (алиментов) и об установлении отцовства, когда местопребывание ответчика неизвестно, прокуратура по постановлению суда делает распоряжение о производстве розыска ответчика через органы Народного комиссариата внутренних дел.
Расходы по розыску взыскиваются с ответчика одновременно с вынесением против него судебного решения".
в) Дополнить Кодекс ст. 53-б следующего содержания:
"53-б. Дела об алиментах и об установлении отцовства рассматриваются судом в случае проживания ответчика в данной местности не позднее десятидневного срока со дня поступления дела, в других случаях – не позднее двадцатидневного срока".
г) Дополнить Кодекс ст. 83-а следующего содержания:
"83-а. По делам о взыскании алиментов народный судья, рассматривающий дело, или прокурор, у которого дело находится на расследовании, обязаны принимать меры обеспечения иска в виде наложения ареста на долю заработной платы ответчика, а также описи и ареста имущества ответчика".
д) Дополнить Кодекс ст. 101-а следующего содержания:
"101-а. По делам о взыскании с родителей средств на содержание детей (алиментов), а также по делам об установлении отцовства явка в суд обязательна. В случае неявки ответчика суд выносит постановление о приводе его через органы милиции. Независимо от привода суд при неявке ответчика без уважительных причин может наложить на него штраф до 100 рублей и отобрать подписку о невыезде впредь до разрешения дела.
От обязательной явки в суд по этим делам ответчик может быть освобожден лишь в случае отдаленности его местожительства от суда, в производстве которого находится дело, или по другим уважительным причинам по постановлению суда в каждом отдельном случае".
е) В связи с введением в Кодекс ст. 101-а в ст. 101 слова: "неимущим и нетрудоспособным супругу и детям" заменить словами: "неимущему и нетрудоспособному супругу".
ж) Изложить п. "в" ст. 255 в следующей редакции:
"255. [исполнению в порядке, определенном нижеследующими статьями, подлежат:]...
в) выписки из книги регистрации прекращения браков о соглашении родителей по содержанию детей и нетрудоспособного супруга".
з) Дополнить ст. 291 второй частью следующего содержания:
"В случае неудержания из заработной платы ответчика причитающихся с него сумм по исполнительному листу или акту соглашения об алиментах (ст. 22 Кодекса законов о браке, семье и опеке), а также в случае несообщения исполнительным органам требуемых по закону сведений о перемене адреса ответчика или о его заработной плате, народный судья вправе вынести определение о наложении на виновное должностное лицо штрафа до 100 рублей".
6. Изложить первую часть ст. 1 Постановления ВЦИК и СНК РСФСР от 11 июня 1928 г. "О мероприятиях, обеспечивающих реальное взыскание алиментов" (С.У., 1928, № 68, ст. 487) следующим образом:
"Учреждение, предприятие или организация, где работает лицо, обязанное платить алименты, должны сообщать о перемене места работы этого лица и об увеличении его заработка как органу, производящему взыскание (судебному исполнителю, сельскому совету и т.п.), так и лицу, получающему алименты. Независимо от этого лица, обязанные платить алименты, должны сообщать обо всех изменениях в их материальном положении, месте жительства и месте работы как лицу, получающему алименты или его опекуну, так и соответствующему судебному исполнителю или сельскому совету".
Председатель ВЦИК
М. КАЛИНИН
Заместитель председателя СНК РСФСР
Д. ЛЕБЕДЬ
И.о. секретаря ВЦИК
НОВИКОВ