Законы о государственных предприятиях. 1921 г.

 

Предлагаемые законы предусматривали объединение государственных предприятий в тресты и синдикаты, способные занять на рынке монопольное или олигопольное положение, а также увеличение самостоятельности этих объединений и не вошедших в них предприятий.

 

Постановление Совета труда и обороны. Основные положения о мерах к восстановлению крупной промышленности и поднятию и развитию производства. 12.8.1921 г.

 

Совет труда и обороны постановляет:

I. Наиболее крупные, технически оборудованные, целесообразно организованные и соответственно расположенные предприятия в данной отрасли промышленности могут быть соединены в порядке ст. VIII настоящего Положения в особое объединение, организуемое на началах хозяйственного расчета. На тех же началах могут быть выделены и отделены предприятия.

II. Правление такого рода объединений (и предприятий) организуется в составе или соответственного главного управления или при Высшем совете народного хозяйства в зависимости от размера и характера объединения (предприятия). Форма взаимоотношений между правлением объединений (предприятий) и главным управлением или губернским советом народного хозяйства по принадлежности, порядок контроля и степень самостоятельности определяются особой инструкцией президиума Высшего совета народного хозяйства. Правление объединения (предприятия) назначается для центра[1] президиумом Высшего совета народного хозяйства по представлению главного управления и соответствующего центрального комитета профессионального союза и президиумом губернского совета народного хозяйства с губернскими советами профессиональных союзов для мест.

III. Правлению объединения (предприятия) передаются в заведывание соответственные предприятия со всем их оборудованием, материалами, запасами, топливом и сырьем, полуфабрикатами, с необходимыми подсобными предприятиями (советскими хозяйствами, сельскохозяйственными угодьями, разработками и т.д.), причем всему передаваемому имуществу составляется опись по оценке, производимой согласно специальной инструкции, утверждаемой Советом труда и обороны.

Вся продукция объединения (предприятия) за покрытием расходов по производству поступает в общий государственный фонд.

Примечание. В основу оценки кладется стоимость зданий, оборудований и пр. инвентаря в золотой валюте, исходя из инвентарных описей с поправкой на износ, материалы и сырье расцениваются применительно к средним ценам западноевропейского рынка (в частности лондонского).

 IV. Правление объединения (предприятия) представляет в высший руководящий орган по принадлежности проект производственного плана с соответствующей денежной и материальной сметой в общеустановленном порядке.

В целях обеспечения работы объединения (предприятия) денежными знаками, продовольствием, сырьем, топливом и т.д. государство отпускает в пределах плана использования в распоряжение правления объединения (предприятия) определенные фонды, эквивалируя их частью продукции; для пополнения недостающих ресурсов правлению объединения (предприятия) предоставляется право самостоятельной заготовки за счет своей продукции продовольствия, сырья, топлива, материалов и т.д. согласно норм, утверждаемых Советом труда и обороны.

Примечание. Для наибольшего достижения хозяйственных мероприятий, предприятиям и группам предприятий не только однородной отрасли промышленности, но и различных производств предоставляется право объединения по вопросам заготовок топлива, продовольствия, материалов, обработки советских хозяйств и т.п.

V. Для улучшения техники производства, покупки машин, вспомогательных материалов и в экстренных случаях для закупки продовольствия и одежды правлению объединения (предприятия) предоставляется право закупок за границей с обращением на это части своей продукции или за наличный расчет на основании особых соглашений Высшего совета народного хозяйства и Народного комиссариата внешней торговли и с утверждением Совета труда и обороны.

VI. Порядок приема и увольнения, а также норма выработки и условия оплаты труда разрабатываются правлением объединения (предприятия) по соглашению с соответствующим профессиональным союзом и отделом труда по принадлежности. Оплата труда должна быть не ниже ставок, установленных производственным союзом для соответствующей категории трудящихся.

VII. Правление объединения (предприятия) находится под контролем соответственного высшего органа и несет полную ответственность за выполнение производственного плана, качество выпускаемых изделий, сохранность имущества, состояние хозяйства и отвечает за свои действия не только в административном порядке, но также и по суду.

Примечание. Порядок отчуждения или сдачи в аренду принадлежащих объединению (предприятию) земель, угодий, зданий, оборудования и т.п. устанавливается Высшим советом народного хозяйства.

VIII. На основании настоящего Положения президиуму Высшего совета народного хозяйства предоставляется право по соглашению с президиумом Всероссийского центрального совета профессиональных союзов утверждать положения о выделении как целых групп промышленных предприятий, так и отдельных предприятий для управления ими на вышеизложенных началах.

 

 

Председатель Совета труда и обороны

В. УЛЬЯНОВ (ЛЕНИН)

 

Секретарь Совета труда и обороны

Л. ФОТИЕВА

 


Декрет СНК о расширении прав государственных предприятий в области финансирования и распоряжения материальными ресурсами. 16.8.1921 г.

 

Раздел I. Финансирование 

1. Для государственных предприятий, находящихся в ведении Высшего совета народного хозяйства и его органов, устанавливается порядок упрощенного сметного финансирования.

Примечание. По соглашению Высшего совета народного хозяйства, Народного комиссариата финансов и Народного комиссариата рабоче-крестьянской инспекции отдельные предприятия могут быть изъяты из действия этого декрета.

2. Составленные на основании производственной программы упрощенные финансовые сметы данной отрасли промышленности составляются соответствующим главным управлением и утверждаются Советом Народных Комиссаров по рассмотрении в бюджетном совещании при Народном Комиссариате Финансов.

Не позднее как за месяц до начала сметного периода областным и губернским органам сообщаются из центра размеры назначений, предположенных для каждой отрасли промышленности в общем для данной области или губернии.

Одновременно Высший совет народного хозяйства переводит на места кредиты в размере половины указанной выше суммы в распоряжение соответственных промышленного бюро и губернского совета народного хозяйства в счет смет указанных отраслей промышленности для данных областей и губерний. Кредиты отдельным предприятиям из указанных сумм на основании смет, утвержденных областными и губернскими комиссиями, открываются надлежащими областными и губернскими органами.

3. Сметы предприятий в пределах утвержденных центром фондов для данной отрасли промышленности утверждаются: а) сметы предприятий, находящихся в непосредственном ведении губернского совета народного хозяйства, утверждаются комиссией губернского финансового отдела в составе представителя от губернского совета народного хозяйства, губернского финансового отдела, губернского совета профессиональных союзов и губернского отдела рабоче-крестьянской инспекции; б) сметы предприятий, находящихся в непосредственном ведении промышленного бюро Петербурга, Урала, Юго-востока и Сибири, утверждаются комиссией управления уполномоченного Народного комиссариата финансов в составе представителей по одному от промышленного бюро, Народного комиссариата финансов, Всероссийского центрального совета профессиональных союзов и Народного комиссариата рабоче-крестьянской инспекции; в) сметы предприятий, находящихся в непосредственном ведении Высшего совета народного хозяйства, утверждаются комиссией Народного комиссариата финансов в составе представителей по одному от Высшего совета народного хозяйства, Народного комиссариата финансов, Всероссийского центрального совета профессиональных союзов и Народного комиссариата рабоче-крестьянской инспекции.

Примечание 1. В случае заявления разногласий в сметных комиссиях спорный вопрос передается на окончательное разрешение: в губерниях – в губернский исполнительный комитет, в районах – в районное экономическое совещание, а в центре – в Совет Народных Комиссаров.

Примечание 2. В изъятие § 1 раздела VIII Постановления Совета Народных Комиссаров 17 марта 1921 г. о плановых комиссиях[2] (Собр. Узак., 1921, № 38, ст. 203) рассмотрение и утверждение смет может быть перенесено в сметные комиссии Народного комиссариата финансов, организуемые в вышеуказанном составе при Высшем совете народного хозяйства.

Примечание 3. Как отдельной отрасли промышленности, так и предприятию может быть открыт определенный аванс под смету, если произошло запоздание в утверждении производственной программы, причем дальнейший отпуск средств прекращается впредь до утверждения этой производственной программы.

4. Смета должна исчисляться на годовой срок и состоять из двух частей – доходной и расходной.

Примечание. По истечении полугодового срока в случае недостаточности испрошенных кредитов допускается представление дополнительной сметы.

5. Расходная смета разбивается на следующие семь параграфов без разделения на статьи:

1. заработная плата,

2. сырье, основные и вспомогательные материалы,

3. топливо,

4. оборудование и инструменты,

5. строительно-ремонтные работы,

6. подсобные предприятия,

7. прочие расходы.

6. Все без исключения кредиты, необходимые данной отрасли промышленности или предприятию на выполнение утвержденной для них производственной программы, производятся по сметам данной отрасли промышленности или предприятия, причем в той мере, в какой те или иные заготовки, работы или услуги выполняются соответствующими государственными органами – главное управление или предприятие обязаны немедленно передать соответствующие кредиты в распоряжение этих органов.

7. Смета предприятия с обосновывающими ее материалами должна быть представлена в соответствующую сметную комиссию не позже чем за месяц до начала сметного периода, а рассмотрение ее должно быть закончено комиссией в двухнедельный срок.

8. По утверждении соответствующей инстанцией (§ 2) сметы предприятию открывается в местном финансовом отделе или Центральной приходо-расходной кассе кредит в полной разрешенной к отпуску сумме по каждому сметному подразделению. Если предприятие имеет самостоятельные отделения или подсобные предприятия в другом месте, то оно разассигновывает свой кредит путем переводов на соответственные кассы.

9. Главным управлениям отдельных отраслей промышленности, а также управлениям отдельных предприятий предоставляется право в течение сметного периода передвигать вполне самостоятельно ассигнования из одного параграфа в другой, оставаясь, однако, в пределах утвержденной общей суммы сметы с последующим обязательным уведомлением финансового отдела или Центральной приходо-расходной кассы о произведенных передвижках. Причем кредиты главных управлений и отдельных предприятий в кассах Народного комиссариата финансов должны числиться на объединенном текущем счету соответственного управления или предприятия.

10. Отменяется по отношению к государственным предприятиям и главным управлениям Постановление Совета Народных Комиссаров от 21 апреля 1921 г. об ограничении авансовых сумм на хозяйственные и операционные расходы, и отпуск авансовых сумм на указанные расходы ограничивается одной 12-ой частью годовой сметы.

Примечание. Пополнение аванса может производиться при условии, когда в распоряжении предприятия находится менее 1/12 части годовой сметы, до пределов 1/12 сметы.

11. В пределах утвержденных смет требование Народного комиссариата финансов оправдательных документов по существу как прямых, так и авансовых расходов отменяется.

12. На государственные предприятия и главные управления распространяется действие § 1-го Постановления Совета Народных Комиссаров от 6 июля 1921 года "Об отмене ограничения денежного обращения"[3] (Собр. Узак., 1921, № 52, ст. 301).

13. Не позже месяца по окончании сметного периода предприятие представляет местному финансовому отделу (или Центральной приходо-расходной кассе) кредиторский список сумм, подлежащих оплате за счет истекшего сметного периода. Остатки кредитов предприятия по день окончания сметного периода по каждому сметному подразделению, за вычетом сумм кредиторского списка, закрываются.

14. Не позже месяца по истечении сметного периода главное управление, а также предприятие представляет отчет финансирующему его высшему по отношению к нему хозяйственному органу с подробной мотивировкой допущенных им отступлений от смет. В этом отчете произведенные расходы показываются по тем сметным подразделениям, к которым по предмету своему они относятся.

15. Все поступающие предприятию или подсобным его органам по доходной смете суммы перечисляются в доход государства.

Примечание. По ходатайству Высшего совета народного хозяйства, его органов и предприятий Народный комиссариат финансов открывает при них приписные приходо-расходные кассы: ходатайство должно быть рассмотрено в 2-недельный срок.

16. Предварительный контроль Народного комиссариата рабоче-крестьянской инспекции, как в применении к сметам государственных предприятий и их руководящих органов или объединений, так и их выполнению отменяется.

 

Раздел II. Материальное снабжение

17. В случае невозможности использования материалов, назначенных для выполнения установленной производственной программы, таковые могут быть обращены на удовлетворение нужд предприятия в недополученных им других материалах для выполнения установленной производственной программы, но не иначе как с предварительного разрешения того органа управления, которому непосредственно подчинены предприятия (губернский совет народного хозяйства, районное правление, промышленное бюро, главное управление). О каждом таком изменении производственной программы указанные выше органы управления доводят до сведения соответствующего главного управления в недельный срок со дня выдачи разрешения на отступление от производственной программы.

18. Главным управлениям в пределах отпущенных для выполнения их производственных программ материальных ресурсов разрешается переброска их из одного предприятия в другое в целях своевременного и целесообразного выполнения производственной программы.

В пределах района это право принадлежит районным правлениям, в пределах губернии – отделу губернского совета народного хозяйства, ведающему соответствующей отраслью промышленности.

Примечание. О всех производимых перебросках доводится до сведения соответствующих центральных органов, ведающих перебрасываемыми материалами.

19. Брак, обрезки, отбросы производства в случае, если они не поступают снова в производство, используются по своему усмотрению органами управления, которым предприятие непосредственно подчинено. По каждой отрасли промышленности Высший совет народного хозяйства устанавливает точно номенклатуру брака, обрезков и т.п.

Примечание. Норма брака не должна быть выше нормы довоенного времени.

20. Предприятиям предоставляется право отчислить некоторую долю производства для расплаты натурой с приглашаемыми со стороны грузчиками, возчиками, а также кустарями и за хозяйственные и мелкие подсобные работы; доля отчисления устанавливается Всероссийским центральным советом профессиональных союзов.

21. Предприятиям предоставляется право заказов и покупки на рынке всех продуктов кустарного и мелкого производства.

Примечание. Разрешается покупка и у других частных лиц, предусмотренных декретами[4].

22. Предприятиям предоставляется право производить как хозяйственным, так и подрядным способом разработки и заготовки топлива как для предприятия, так и для рабочих и служащих, а также обеспечивать на тех же основаниях содержание подсобных учреждений для обслуживания нужд рабочих и служащих, как-то: починочных мастерских, бань, прачечных и т.п.

Примечание. Размеры заготовляемого топлива для рабочих и служащих устанавливаются особой инструкцией Высшего совета народного хозяйства и Всероссийского центрального совета профессиональных союзов.

23. Управлению предприятия предоставляется право располагать по соглашению с тарифно-расценочными комиссиями известной частью фондов заработной платы, как натуральных, так и денежных для поощрения особо важных работ и отдельных работников в размере не более 10% от общей суммы фонда.

24. На губернские отделы снабжения возлагается обязанность из получаемых ими через Центральный отдел снабжения вспомогательных материалов снабжать в первую очередь крупные предприятия.

25. Поручается Народному комиссариату юстиции по соглашению с Народным комиссариатом рабоче-крестьянской инспекции и Высшим советом народного хозяйства выработать постановление по вопросу о порядке привлечения к ответственности за нарушение настоящего декрета, в частности за преступления, обнаруживаемые в порядке последующей ревизии отчетности указанных предприятий.

 

 

Председатель Совета Народных Комиссаров

В. УЛЬЯНОВ (ЛЕНИН)

 

За управляющего делами Совета Народных Комиссаров

В. СМОЛЬЯНИНОВ

 

Секретарь

Л. ФОТИЕВА

 

 

 

[1] Т.е. для предприятий, непосредственно подчиняющихся ВСНХ и его главным (центральным) управлениям.[2] См. Законы о сокращении государственного аппарата 1921.[3] См. Законы о введении нэпа в денежном обращении. 1921.[4] Так в тексте. Имеются в виду лица, которым декреты предоставили право заниматься соответствующим производством.