Законы о мелком и среднем частном предпринимательстве. 1921 г.
Предлагаемые законы являются довольно важными мероприятием нэпа. Они допускали сдачу в аренду частным предпринимателям (в т.ч. бывшим владельцам) мелких и средних государственных предприятий. Также разрешалась свободная деятельность ремесленников и их объединение в производственные кооперативы с получением некоторых льгот. Наконец, предписывалось вернуть бывшим владельцам большую часть ремесленных мастерских, национализированных в 1918-1920 гг.
Декрет СНК о порядке сдачи в аренду предприятий, подведомственных Высшему совету народного хозяйства. 5.7.1921 г.
1. Предоставить кооперативам, товариществам и др. объединениям, а также отдельным гражданам право арендовать государственные промышленные предприятия в целях их экcплуатации.
Примечание 1-е. При предложении одинаковых с прочими соискателями условий предпочтение отдается кооперативным объединениям.
Примечание 2-е. Сотрудники государственных учреждений могут допускаться к участию в аренде промышленных предприятий лишь по особым постановлениям Совета труда и обороны и областных экономических совещаний.
2. Сдача в аренду предприятий, работающих на местные нужды без заданий Центра (3-й группы), и заключение по ним арендных договоров производится постановлениями губернских советов народного хозяйства; договоры на сдачу в аренду остальных предприятий, управляемых губернскими советами народного хозяйства, представляются на утверждение президиума Высшего совета народного хозяйства, а в районах действия областных органов Высшего совета народного хозяйства промышленных бюро этих последних.
Примечание. Неполучение ответа в месячный срок со дня отсылки проекта договора дает губернскому совету народного хозяйства право заключить предложенный договор; при отказе президиума Высшего совета народного хозяйства утвердить договор, вопрос может быть перенесен по инициативе губернского совета народного хозяйства в Совет труда и обороны.
3. Договоры о сдаче в аренду предприятий 1-й группы, заключаемые главными управлениями в соответствующей отрасли промышленности, утверждаются президиумом Высшего совета народного хозяйства.
4. Все установленные и имеющие быть установленными впредь Народным комиссариатом труда и Всероссийским центральным советом профессиональных союзов правила: о найме и увольнении рабочих, об охране труда и других условиях труда, действующие на не национализированных предприятиях, обязательны для арендаторов государственных предприятий.
5. Арендаторы отвечают за сохранность данного им в пользование имущества по суду как в гражданском, так и в уголовном порядке.
6. В течение срока договора таковой может быть расторгнут не иначе как по суду; одностороннее прекращение отношений по договору не допускается ни со стороны государственных учреждений, ни со стороны арендатора. Возникающие в связи с договором споры разрешаются народным судом.
7. Арендаторы вправе принимать заказы от частных лиц, производить товары для сбыта на вольном рынке, а также и заключать договоры подряда и поставки как с частными лицами, так и с государственными учреждениями.
8. Государство не берет на себя никаких обязательств по снабжению предприятий, сданных в аренду, и их рабочих и служащих; исключения допускаются лишь в случаях, когда заказы дает государственное учреждение, и не иначе как по особому на каждый отдельный случай разрешению президиума Высшего совета народного хозяйства; арендаторам может быть предоставлено право с разрешения Народного комиссариата внешней торговли и с соблюдением действующих узаконений приобретения предметов оборудования промышленного снабжения, продовольствия и снабжения рабочих и т.д. за границей.
9. В развитие вышеизложенных постановлений президиуму Высшего совета народного хозяйства в пределах существующих узаконений по согласовании с заинтересованными ведомствами предоставляется издавать инструкции и давать общие директивы местным губернским советам народного хозяйства и главным управлениям о степени желательности с точки зрения интересов государства сдачи в аренду определенного рода предприятий, о сроках арендных договоров по отдельным отраслям промышленности и видам предприятий, о характере и размере эквивалентов, взимаемых с арендаторов за пользование предприятием, о контроле над выполнением арендаторами договоров и т.д.
Председатель Совета Народных Комиссаров
В. УЛЬЯНОВ (ЛЕНИН)
Управляющий делами Совета Народных Комиссаров
Н. ГОРБУНОВ
Секретарь
Л. ФОТИЕВА
Декрет ВЦИК и СНК о кустарной и мелкой промышленности. 7.7.1921 г.
Для поднятия производительности кустарной и мелкой промышленности, Всероссийский Центральный Исполнительный комитет и Совет Народных Комиссаров, в развитие Постановления своего от 17 мая 1921 года (Собр. Узак., 1921, № 47, ст. 230), постановили:
1. Каждый гражданин может свободно заниматься кустарным промыслом, а также организовать мелко-промышленное предприятие.
Примечание. Мелко-промышленные предприятия могут организоваться лишь гражданами, достигшими 18-ти лет, причем каждый гражданин может быть владельцем не более одного предприятия.
2. Мелко-промышленными признаются предприятия, в коих занято не свыше 10 или 20 наемных рабочих, включая и работающих у себя на дому. Предельные нормы для мелко-промышленных предприятий в каждой отрасли промышленности устанавливаются президиумом Высшего совета народного хозяйства по соглашению со Всероссийским центральным советом профессиональных союзов.
3. Мелко-промышленные предприятия, пользующиеся наемным трудом, подлежат регистрации в местных советах народного хозяйства, которые обязаны заносить их в реестр в недельный срок.
4. Кустари и владельцы мелко-промышленных предприятий вправе свободно распоряжаться продуктами и изделиями своего производства и, в пределах действующих узаконений, приобретать сырье, материалы, инструменты и оборудование.
5. Мелко-промышленные предприятия не подлежат ни национализации, ни муниципализации. Находящиеся в распоряжении кустарей и мелко-промышленных предприятий продукты и изделия своего производства, а также приобретенные ими для своего производства материалы, сырье, инструменты и пр. оборудование могут подвергаться реквизиции (изъятие с уплатой стоимости) или конфискации (безвозмездному изъятию) не иначе, как по постановлению суда или на основании особых о том постановлений Совета Народных Комиссаров.
6. Все постановления об охране труда, найме и увольнении, тарифных нормах, ученичестве обязательны для всех кустарей и мелко-промышленных предприятий, предусмотренных настоящим декретом.
7. Наблюдение за исполнением настоящего декрета и содействие кустарной и мелкой промышленности возлагается на органы Высшего совета народного хозяйства.
8. С изданием настоящего декрета считать отмененными: декрет Совета Народных Комиссаров от 24 сентября 1919 года о перерегистрации производственных артелей, промысловых кооперативов, товариществ, союзов и всякого рода кустарных объединений и о праве участия в них (Собр. Узак., 1919, № 48, ст. 467); Постановление Высшего совета народного хозяйства о порядке перерегистрации, ревизии и ликвидации кооперативных организаций, согласно декрета Совета Народных Комиссаров от 24 сентября 1919 года (Собр. Узак., 1919, № 54, ст. 522); декрет Совета Народных Комиссаров от 27 января 1920 года об объединении всех видов кооперативных организаций (Собр. Узак., 1920, № 6, ст. 37) в части, касающейся промысловых кооперативных организаций; декрет Совета Народных Комиссаров о сельскохозяйственных и промысловых кооперативных организациях от 19 апреля 1920 года (Собр. Узак., 1920, № 30, ст. 147); Постановление Высшего совета народного хозяйства и Народного комиссариата земледелия от 20 мая 1920 года о Главном управлении по делам кустарной и мелкой промышленности и промысловой кооперации (Собр. Узак., 1920, № 50, ст. 218), § 5, п. п. 11 и 14, и § 7; декрет Совета Народных Комиссаров о регулировании кустарной промысловой и не национализированной промышленности от 7 сентября 1920 года (Собр. Узак., 1920, № 78, ст. 366, и № 84, ст. 416).
Декрет Всероссийского Центрального Исполнительного комитета от 26 апреля 1919 года о мерах содействия кустарной промышленности (Собр. Узак., 1919, № 14, ст. 140) отменить.
Председатель Всероссийского Центрального Исполнительного комитета
М. КАЛИНИН
Председатель Совета Народных Комиссаров
В. УЛЬЯНОВ (ЛЕНИН)
Секретарь Всероссийского Центрального Исполнительного комитета
А. ЕНУКИДЗЕ
Декрет ВЦИК и СНК о промысловой кооперации. 7.7.1921 г.
В развитие Постановления своего от 17 мая 1921 г. (Собр. Узак., 1921, № 47, ст. 230) Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет и Совет Народных Комиссаров постановили:
1. Трудящимся кустарных и иных промыслов в целях занятия однородным производством предоставляется право образовывать промысловые кооперативные товарищества или артели для ведения совместного производства, равно как для организации труда своих членов, для снабжения их требующимися производственными материалами, инструментами и предметами оборудования для обработки и сбыта продуктов труда своих членов, а также для других мероприятий, направленных к увеличению количества и улучшению качества производимых ими продуктов. Общее число членов промыслового кооперативного товарищества не может быть менее 5-ти.
Примечание 1. Работы как в собственных предприятиях товарищества, так и на дому у отдельных его членов, выполняются личным трудом членов товарищества; для различных вспомогательных работ, которые не могут быть исполняемы самими членами, и работ, требующих особых специальных познаний, товарищество имеет право приглашать на службу посторонних лиц, с тем, чтобы общее число их не превышало 20% всего состава членов товарищества.
Примечание 2. В исключительных случаях наемный труд может быть допущен и в основном производстве артелей с разрешения органов Высшего совета народного хозяйства, ведающих промысловую кооперацию, в указываемых ими размерах.
2. Промысловые кооперативные товарищества (артели) могут объединяться в союзы по территориальным и производственным признакам, причем число кооперативов, входящих в состав союза, не может быть менее трех.
Примечание. Кустарно-промысловым товариществам, артелям и их союзам предоставляется право свободного объединения в пределах губернии и свободного установления взаимоотношений с другими видами кооперации. Обязательные промысловые секции при губернских союзах потребительских обществ упраздняются, причем им предоставляется право в течение месячного срока или преобразоваться в самостоятельный союз или войти в состав соответствующего губернского промыслового союза. Основание и порядок передачи промысловому союзу аппарата секции вырабатывается по соглашению губернского союза потребительских обществ и промыслового союза. В случае отсутствия соглашения заинтересованным сторонам предоставляется право разрешать спорные вопросы третейским судом.
3. Одновременно состоять членами двух промысловых кооперативов и объединений одного и того же производства не разрешается.
4. Промысловые кооперативы пользуются правами юридических лиц и в качестве таковых могут заключать допускаемые действующими узаконениями договоры и принимать на себя обязательства, предъявлять иски и отвечать по искам в народном суде, приобретать в пределах действующих узаконений материалы, сырье, инструменты и предметы оборудования, нанимать помещения в не муниципализированных и занимать таковые по ордеру в муниципализированных строениях, открывать мастерские и иные хозяйственные предприятия как для производства, так и для сбыта своих изделий.
5. Предприятия промышленных кооперативов, равно как и находящиеся в распоряжении промысловых кооперативов продукты их производства, также приобретенные ими для своего производства материалы, сырье и прочее оборудование не подлежат ни национализации, ни муниципализации.
Реквизиция (изъятие с уплатой стоимости) или конфискация (безвозмездное изъятие) может последовать лишь по специальным постановлениям суда или на основании особых о том постановлений Совета Народных Комиссаров.
6. Организация промысловых кооперативов является делом государственно-необходимым, и всем органам государственной власти предлагается оказывать содействие кустарям в деле их кооперирования и с этой целью 1) выдавать заказы кооперативным объединениям преимущественно перед частными лицами, 2) авансировать кооперативные организации для выполнения ими государственных заказов и государственных заданий принадлежащим государству сырьем и денежными средствами и 3) оказывать кооперативным организациям преимущество перед отдельными лицами при подыскании необходимых им помещений, при приобретении инструментов и при заготовке необходимого им сырья.
7. Средства промысловых кооперативных организаций составляются как в денежных, так и натуральных формах, из вступительных взносов, паев, авансов и вкладов от своих членов, займов у лиц и учреждений, начислений на себестоимость производимых операций и государственного кредитования.
8. Промысловые кооперативные организации не подлежат контролю рабоче-крестьянской инспекции, и на них не распространяются правила декрета о расчетных операциях.
9. Органами управления промысловых кооперативных организаций являются общие собрания или собрания уполномоченных и правление.
10. Район деятельности промысловых товариществ (артелей) и их союзов, порядок вступления и выбытия членов промысловых кооперативных организаций, предел и порядок ответственности членов по обязательствам организации, функции общего собрания или собрания уполномоченных, порядок избрания уполномоченных, состав, порядок избрания и компетенция органов управления и контроля, а также система отчетности по делам организации и способ обревизования дел устанавливаются их уставами согласно действующих узаконений.
11. Для учреждения промысловых кооперативных организаций и их объединений, не выходящих в своей деятельности за пределы губернских границ, не требуется предварительного разрешения органов советской власти; для открытия действий таких организаций требуется лишь регистрация их уставов в губернских советах народного хозяйства.
Примечание. Губернский совет народного хозяйства обязан рассмотреть вопрос о регистрации устава в месячный со дня получения устава срок, причем, если в течение месячного срока со дня получения устава не состоится постановления губернского совета народного хозяйства об отказе в регистрации, то кооператив подлежит немедленному внесению в реестр. Отказ в регистрации может последовать лишь в том случае, если устав не согласован с декретами советской власти.
12. Для учреждения всероссийских и областных объединений промысловых коопераций необходимо предварительное разрешение президиума Всероссийского Центрального Исполнительного комитета.
Примечание. Существующая при Всероссийском центральном союзе потребительных обществ кустарно-промысловая секция ликвидируется в месячный со дня издания сего декрета срок. Порядок ликвидации определяется соглашением Всероссийского центрального союза потребительных обществ и Высшего совета народного хозяйства.
13. Наблюдение за исполнением настоящего декрета и содействие промысловой кооперации возлагается на органы Высшего совета народного хозяйства.
14. При применении настоящего декрета надлежит руководствоваться ст. 8 декрета о кустарной и мелкой промышленности[1].
Председатель Всероссийского Центрального Исполнительного комитета
М. КАЛИНИН
Председатель Совета Народных Комиссаров
В. УЛЬЯНОВ (ЛЕНИН)
Секретарь Всероссийского Центрального Исполнительного комитета
А. ЕНУКИДЗЕ
Декрет президиума ВЦИК о воспрещении расторжения договоров об аренде государственных предприятий. 25.8.1921 г.
Из поступивших в президиум Всероссийского Центрального Исполнительного комитета заявлений усматривается, что не все органы советской власти на местах в достаточной мере усвоили основы новой экономической политики, вызванной переходом от борьбы на фронтах внешней и гражданской войны к мирному строительству и связанной с заменой продовольственной и сырьевой разверстки натуральными налогами на продукты сельскохозяйственного производства. В частности существует неясное представление о взаимоотношениях, в каких должны быть государственные органы с теми общественными объединениями и частными лицами, которые должны принять участие в развитии производительных сил страны, на основании договоров, заключенных ими с органами советской власти. Происходящие вследствие такого непонимания нарушения договорных обязательств, вторжение в эту сферу органов и лиц, на то не уполномоченных, и даже одностороннее расторжение состоявшихся уже соглашений не должны иметь места.
Для того, чтобы положить конец колебаниям и неуверенности в твердости нового курса экономической политики советской власти, имеющей своей задачей возможно большее производство материальных благ всеми средствами, президиум Всероссийского Центрального Исполнительного комитета предлагает преподать всем подведомственным губернским исполнительным комитетам органам нижеследующие указания:
1. Договоры об аренде государственных предприятий должны заключаться в строгом соответствии с декретом Совета Народных Комиссаров от 5 июля 1921 г. "О порядке сдачи в аренду предприятий, подведомственных Высшему совету народного хозяйства"[2] (Собр. Узак., 1921, № 53, ст. 313) и изданной в его развитие инструкцией Высшего совета народного хозяйства, согласованной с Всероссийским центральным советом профессиональных союзов ("Экономическая Жизнь" № 156).
Всякого рода иные договорные отношения, в какие органы советской власти вступают с общественными объединениями, либо с частными лицами (договоры подряда, поставки, о сдаче в наем муниципализированных строений, торговых помещений и пр.), должны также заключаться применительно к указанным выше правилам и настоящему Постановлению.
2. Расторжение договоров допускается лишь по суду.
3. Надлежит иметь в виду, что Постановлением Совета Народных Комиссаров от 17 мая 1921 г. (Собр. Узак., 1921, № 47, ст. 230) дальнейшая национализация предприятий не допускается иначе, как в порядке особого о каждом предприятии постановления высших центральных органов республики, а потому впредь не должны иметь места наблюдаемые на местах случаи конфискации, либо реквизиции предприятий с нарушением действующих по этому вопросу узаконений и должны повлечь за собой строгую ответственность всех виновных.
4. Во избежание нежелательной дезорганизации производства, опечатание и закрытие предприятий, существующих на законных основаниях, допускаются только по постановлению суда в случаях столь явного нарушения предпринимателями интересов республики, что дальнейшая деятельность предприятий не может быть допущена.
5. Судебное разбирательство всех возникающих споров по договорным отношениям с частными лицами или объединениями возлагается на особые сессии народного суда при уездных бюро юстиции и губернских советах народных судей.
Председатель Всероссийского Центрального Исполнительного комитета
М. КАЛИНИН
Секретарь Всероссийского Центрального Исполнительного комитета
А. ЕНУКИДЗЕ
Декрет ВЦИК и СНК о предприятиях, перешедших в собственность республики. 10.12.1921 г.
В развитие и дополнение постановления Совета Народных Комиссаров от 17 мая об отмене, приостановке и пересмотре некоторых постановлений о мелкой и кустарной промышленности (Собр. Узак., 1921, № 48, ст. 240) Всероссийский Центральный Исполнительный комитет и Совет Народных Комиссаров постановляют:
1. Все промышленные предприятия, подлежащие национализации на основании постановления Высшего совета народного хозяйства от 29 ноября 1920 г.[3] (Собр. Узак., 1920, № 93, ст. 512), признаются перешедшими в собственность республики, если в отношении их на время до 17-го мая 1921 года фактически осуществлена национализация.
2. Национализация считается фактически осуществленной при наличии одного из условий, указанных в ниже поименованных пунктах:
а) если предприятие было принято органами власти по приемочному акту или иному равнозначащему документу;
б) если организовано управление предприятием или назначен заведующий;
в) если расходы по ведению или охране предприятия фактически производились из государственных средств.
3. Все прочие указанные в постановлении Высшего совета народного хозяйства от 29 ноября 1920 года предприятия, в отношении коих фактическая национализация не произведена в порядке ст. 2 сего Постановления, принадлежат прежним их владельцам и могут быть использованы последними согласно существующим узаконениям.
4. Фактически отобранные от владельца органами государственной власти за время до 26-го апреля 1919 года кустарные и мелко-промышленные предприятия, не подходившие под действие постановления Высшего совета народного хозяйства от 29 ноября 1920 года, признаются перешедшими в собственность республики:
а) если такие предприятия эксплуатируются государством для производства соответствующих предметов;
б) если правительственные органы усилили эти предприятия новым техническим оборудованием или снабжением.
Все прочие кустарные и мелко-промышленные предприятия, отобранные от владельцев распоряжением местных органов власти без утверждения президиума Высшего совета народного хозяйства, подлежат возврату прежним их владельцам по их просьбе по постановлению губернского экономического совещания.
5. Президиуму Высшего совета народного хозяйства предоставляется по ходатайству отдельных кооперативов и частных владельцев мелко-промышленных предприятий с числом рабочих до 20 человек по истребовании в каждом отдельном случае заключений местных советов народного хозяйства освобождать таковые предприятия от произведенной национализации в случае неиспользования или недостаточного использования таковых предприятий государственными органами; в случае если предприятия эти ремонтированы или дооборудованы за государственный счет, понесенные государством издержки возмещаются владельцами при восстановлении их в правах.
6. При восстановлении прав кооперативов и частных владельцев на принадлежавшие им предприятия все имущество, изъятое из означенных предприятий до возбуждения ходатайства о возврате, остается и впредь в распоряжении государства без возмещения стоимости этого имущества.
7. Постановления и инструкции президиума Высшего совета народного хозяйства по вопросам признания предприятий национализированными или не национализированными и по вопросам восстановления владельцев в правах на неправильно отобранные и нецелесообразно национализированные предприятия подлежат безусловному исполнению со стороны губернских советов народного хозяйства и всех отделов губернских исполнительных комитетов.
Председатель Всероссийского Центрального Исполнительного комитета
М. КАЛИНИН
Председатель Совета труда и обороны
В. УЛЬЯНОВ (ЛЕНИН)
Секретарь Всероссийского Центрального Исполнительного комитета
А. ЕНУКИДЗЕ
[1] См. предыдущий документ.[2] См. выше.[3] Это постановление предусматривало национализацию всех мелких предприятий.