Временное положение о волостном земском управлении. 1917 г.
Дореволюционное земство именовалось в радикальной публицистике "зданием без фундамента и крыши", т.к. оно присутствовало лишь на средних уровнях государственного управления (губерниях и уездах). Поэтому земские деятели постоянно добивались создания мелкой земской единицы, основу которой большинство видело в волости. По законам 1861 г. она являлась сословной крестьянской единицей и не включала расположенные на ее территории земли дворян и представителей средних сословий, исполняя при этом общегосударственные обязанности. Создание земской волости предусматривалось программой правительства П.А. Столыпина. Соответствующий законопроект был одобрен III Государственной думой в 1911 г., но в 1914 с молчаливого согласия нового правительства был отклонен Государственным советом из-за невозможности обеспечить руководящую роль в волостном земстве малочисленным помещикам и нежелания подчинять их крестьянам.
Временное правительство, отстаивавшее гражданское равенство, сразу же приступило к подготовке соответствующей реформы. Предлагаемый документ (приводится в извлечениях)был одобрен 21.5.1917 г. и предусматривал преобразование крестьянской сословной волости во всесословную земскую. Ею должны были управлять волостное земское собрание, избранное всеобщим, равным, прямым и тайным голосованием по мажоритарной системе в два тура, а также избранная им волостная земская управа.
Реформа вызвала неоднозначное отношение крестьян. Многие из них были недовольны предоставлением избирательных прав женщинам, тайным голосованием, участием в выборах представителей других сословий. Волостные земства были ликвидированы большевиками в конце 1917 – начале 1918 гг.
II. О выборах волостных земских гласных
8) Волостное земское собрание образуется из волостных земских гласных, избираемых на трехлетний срок. На первых по введении в действие настоящего Временного положения выборах гласные избираются на срок до 1 января 1919 г.
9) Число волостных гласных по каждой волости устанавливается уездным земским собранием, в количестве от 20 до 50 лиц, в зависимости от численности населения волости, и распределяется уездным земским собранием между сельскими избирательными округами, о чем подлежащие волости извещаются одновременно с распоряжениями о составлении избирательных списков.
10. Каждое отдельное населенное место волости, на долю которого по численности населения приходится не менее трех гласных, образует отдельный сельский избирательный округ. Населенные места, на долю которых по числу жителей приходится менее трех гласных, соединяются, для образования сельского избирательного округа, с соседними населенными местами.
11. Правом участия в выборах волостных земских гласных пользуются российские граждане обоего пола всех национальностей и вероисповеданий, достигшие ко времени составления избирательных списков двадцати лет, если они во время составления избирательных списков проживают в данной волости, либо имеют в волости домашнее обзаведение, или состоят там на службе, или же имеют иные, связанные с волостью, определенные занятия.
Лица, состоящие на военной службе, принимают участие в выборах на общих основаниях.
12. Никто не может иметь на выборах более одного голоса.
13. Из лиц, удовлетворяющих условиям, означенным в статье 11, в выборах волостных земских гласных не участвуют:
1) лица монашествующие, и
2) лица, признанные в установленном законом порядке безумными, сумасшедшими и глухонемыми.
14. Приговоренные судом к наказаниям, соединенным с лишением или ограничением прав состояния и осужденные по суду за кражу, мошенничество, присвоение вверенного имущества, укрывательство похищенного, покупку или принятие в заклад, в виде промысла, заведомо краденого или полученного чрез обман имущества, подлоги, ростовщичество, лихоимство и лиходательство[1], а также осужденные по суду за преступные деяния против избирательного права (ст. 32) до истечения трех лет по отбытии наказания лишаются права участия в волостных земских выборах.
15. В волостные гласные могут быть избираемы не только лица, пользующиеся правом участия в выборах, но и все прочие лица, хотя и не проживающие в волости и не имеющие домашнего обзаведения, службы или занятий (ст. 11), но удовлетворяющие остальным требованиям установленным для участия в выборах (см. ст. 13 и 14).
16. Лица, имеющие право участвовать в выборах волостных земских гласных, вносятся в избирательные списки, составляемые по каждому сельскому избирательному округу отдельно.
17. Составление списков возлагается на волостные избирательные комиссии, а производство выборов на волостные и сельские избирательные комиссии.
Волостные избирательные комиссии образуются из председателя, приглашаемого уездною земскою управою и членов, в числе от четырех до восьми, из коих половина приглашается уездной земской управой, а половина – волостной земской управой. Комиссия избирает из своей среды заместителя председателя.
Сельские избирательные комиссии образуются из председателя, приглашаемого волостною избирательною комиссиею из своего состава, либо из числа лиц, имеющих право участия в выборах по соответствующему сельскому округу, и не менее двух членов из числа избирателей, приглашаемых председателем. Один из членов комиссии заступает место председателя в его отсутствие. Председатели приглашают кого-либо из избирателей для выполнения обязанностей секретаря подлежащего избирательного собрания.
18. Составленные волостною избирательною комиссиею списки не позднее как за шесть недель до выборов выставляются для всеобщего обозрения, при чем волостною избирательною комиссиею принимаются меры к широкому оповещению о сем населения, между прочим путем обязательной расклейки объявлений во всех населенных местах волости.
19. В течение семи дней со дня предъявления избирательных списков для всеобщего обозрения представитель местной административной власти может заявить протесты, а избиратели подавать жалобы как письменные так и словесные на неправильности или неполноту этих списков, словесные жалобы заносятся в особый протокол. Означенные протесты и жалобы подаются в волостную избирательную комиссию, которая рассматривает их в пятидневный срок. Если в этот срок уведомления волостной избирательной комиссии на протест или жалобу не последовало, а также в случае отказа в удовлетворении протеста или жалобы, лицо, принесшее протест или жалобу, имеет право в трехдневный срок обратиться с протестом или жалобой в уездную инстанцию административного суда, который постановляет свое решение в пятидневный срок. Решения эти подлежат исполнению, но могут быть обжалованы лишь по окончании выборов в порядке обжалования выборов, согласно статьям 34 и 35.
20. Избирательные списки, по исправлении их порядком, указанным в статье 19, не позднее как за две недели до наступления выборов вновь предъявляются для всеобщего обозрения, порядком указанным в статье 18. К означенному в сей (20) статье списку присоединяются составленные расположенными в данной местности воинскими частями и или проверенные списки всех лиц, состоящих на военной службе в упомянутых воинских частях, с соблюдением лишь правил, установленных в ст. 14.
21. За неделю до начала выборов в помещении волостной и сельских избирательных комиссий, кроме избирательных списков, должны быть вывешены объявления: 1) о дне и часе производства выборов, 2) о месте производства выборов, 3) о составе сельских избирательных комиссий и о времени открытия их действий, 4) о числе подлежащих избранию в каждом сельском избирательном округе волостных гласных и 5) о правилах статей 11-14 сего положения, с разъяснением, что незаконно принявшие участие в выборах подвергаются наказаниям, определенным в уголовном законе (ст. 32).
22. Выборы волостных земских гласных назначаются уездною земскою управою одновременно во всех сельских избирательных округах волости в один из воскресных или праздничных дней. Сельские и избирательные комиссии для подачи избирательных записок открыты в день выборов с восьми часов утра до восьми часов вечера.
23. Каждое внесенное в избирательные списки лицо участвует в выборах по тому сельскому избирательному округу, в список которого оно внесено.
24. Лица, не внесенные в избирательный список или утратившие избирательные права до производства выборов (ст. 13 и 14), в выборах не участвуют.
25. Вопросы и сомнения, возникающие при удостоверении личности избирателя, разрешаются избирательною комиссиею, которая обязана устранить от выборов тех лиц, которые, по имеющимся данным, не пользуются правом участия в них.
26. Выборы волостных земских гласных производятся закрытою подачею голосов посредством записок.
27. В каждой избирательной записке должны быть указаны имена, отчества и фамилии (прозвища) лиц, за которых избиратель подает голос[2]. Число указанных в записке лиц не должно превышать общего числа гласных, подлежащих избранию в данном округе. Записки должны быть для обеспечения тайны выборов вложены в одинаковой формы конверты, либо сложены исписанною стороною внутрь. Избиратели лично вручают записки в открытом заседании сельской избирательной комиссии ее председателю, который, не открывая конвертов и не развертывая записок, опускает их в присутствии избирателей в опечатанный ящик.
28. Надзор за порядком во время производства выборов принадлежит избирательной комиссии, которая обязана наблюдать, чтобы в помещении, в коем открыто заседание комиссии, не допускались ни нарушение правильности и свободы выборов, ни предвыборная агитация.
29. На следующий день после подачи записок и в назначенный час сельские избирательные комиссии в присутствии явившихся избирателей производят в открытом заседании подсчет поданных на выборах голосов. При этом в записках с числом лиц, превышающим общее число положенных для данного сельского избирательного округа гласных, лица, стоящие последними в списке, в счет не принимаются. Не принимается равным образом в счет и повторение в одной и той же записке одного и того же лица. Неполнота и неопределенность наименования предлагаемых лиц, а равно и исправление имен, отчеств и фамилий (прозвищ) сами по себе не опорочивают всей записки в целом, но при подсчете голосов, лица, поименованные в записке неполно, неопределенно, или с исправлениями, во внимание не принимаются. Записки, подписанные избирателями, почитаются недействительными. О числе полученных каждым из предложенных лиц голосов отмечается на особом выборном листе.
30. Избранными в волостные гласные считаются лица, которые получили более половины числа голосов, участвовавших в выборах. Если при этом окажется, что избрано менее положенного числа гласных, то на следующий день назначаются новые выборы. В этом случае избранными считаются лица, получившие наибольшее число голосов, хотя бы оно не достигало половины участвовавших в выборах. При равенстве голосов старшинство избрания определяется жребием.
31. В избирательных комиссиях секретарями их ведется протокол, в который заносятся: время открытия и закрытия собрания, число избирателей, принявших участие в голосовании, сделанные избирателями заявления, распоряжения председателя и постановления комиссии. К означенному протоколу прилагается избирательный список с отметкою на нем, кто из избирателей подал избирательную записку. Протокол и выбранный лист (ст. 29) читаются на избирательном собрании, подписываются председателем и членами комиссии и скрепляются секретарем.
32. Лица, виновные в нарушении свободы и правильности выборов гласных в волостные земские собрания, подлежат ответственности.
33. По окончании выборов сельские избирательные комиссии закрываются, а все выборное производство с относящимися к нему протоколом, выборным листом, избирательным списком, избирательными записками и прочими документами передается председателю волостной избирательной комиссии не позднее следующего по окончании выборов дня. Из выборных листов составляется волостною избирательною комиссиею список избранных гласных. Означенный список вместе со всем выборным производством представляется в течение пяти суток уездному представителю административной власти, который в семидневный срок со дня получения производства может заявить свой протест в уездную инстанцию административного суда. Выборное производство препровождается уездным представителем административной власти в уездную инстанцию административного суда.
34. Жалобы на допущенные при выборах неправильности могут быть подаваемы только лицами, имеющими право участия в выборах, и притом в течение десяти дней со дня окончания их. Заявления эти подаются в уездную инстанцию административного суда.
35. Административный суд рассматривает протесты и жалобы (ст. 33 и 34) на допущенные при выборах нарушения в семидневный срок со дня получения выборного производства. Если в результате этого рассмотрения суд признает неправильным избрание отдельных гласных, уездною земскою управою назначаются по соответственному сельскому избирательному округу дополнительные выборы недостающего числа гласных, на основании указанных выше правил, но без составления новых избирательных списков.
В том же порядке назначаются уездною земскою управою выборы в случае отмены уездною инстанциею административного суда выборов всего состава гласных по отдельному сельскому избирательному округу.
36. Уездною земскою управою составляется список гласных по каждому округу и оглашается во всеобщее сведение порядком, указанным в статье 18. Волостные земские собрания созываются и приступают к исполнению своих обязанностей после того, как в оглашенном уездною земскою управою списке гласных по волости объявлены имена не менее двух третей положенного по волости числа гласных.
37. Решения уездной инстанции административного суда подлежат исполнению, но могут быть опротестованы и обжалованы установленным порядком в месячный срок.
38. В случае отмены губернскою инстанциею административного суда или Правительствующим сенатом выборов отдельных волостных гласных или выборов всего состава гласных по отдельному сельскому избирательному округу уездною земскою управою назначаются выборы по правилам статьи 35. Избранные в порядке сей статьи волостные гласные сохраняют свои полномочия до истечения срока полномочий подлежащего волостного земского собрания.
39. Постановления волостного собрания, состоявшиеся до дня получения волостной земской управой извещения об отмене выборов, сохраняют свою силу. Должностные, лица, избранные волостным собранием отмененного состава, сохраняют свои полномочия впредь до вступления в отправление своих обязанностей должностных лиц, избранных волостным собранием нового состава.
40. В случае выбытия волостных гласных, уездною управою назначаются по соответственным сельским избирательным округам дополнительные выборы, которые производятся на основании указанных выше правил, но без составления новых избирательных списков.
41. Подробности порядка производства выборов, непредусмотренные настоящим Временным положением, определяются наказом, издаваемым министром внутренних дел и обнародуемым во всеобщее сведение Правительствующим сенатом[3].
Правила о приведении в действие Временного положения о волостном земском управлении
3. Не позднее двух недель со дня обнародования настоящих правил уездные земские управы:
1) определяют по каждой волости число членов волостной избирательной комиссии и приглашают половину сего числа членов, а также особое лицо для председательствования в означенной избирательной комиссии и для выполнения действий, предусмотренных в статье 8 настоящих правил;
2) сообщают волостным исполнительным комитетам или соответственным общественным организациям о пополнении состава волостных избирательных комиссий, до установленного пунктом 1 сей статьи числа, членами по приглашению сих комитетов или организаций;
3) делают срочные распоряжения о производстве волостных земских выборов и определяют вместе с тем сроки: составления избирательных списков, первоначального предъявления их для всеобщего обозрения и производства самих выборов (Временное положение о волостном земском управлении, ст. 9, 17, 18 и 22; настоящие правила, ст. 4), и
4) по включении в состав образуемых земских волостей имуществ, не входивших в состав прежней области (ст. 5)[4], устанавливают границы означенных земских волостей гласных по каждой земской волости и распределяют это число между сельскими избирательными округами.
4. Списки лиц, имеющих право участвовать в выборах волостных земских гласных, должны быть составлены волостной избирательной комиссией по каждому сельскому избирательному округу не позднее месяца со дня обнародования настоящих правил.
5. При образовании земских волостей, сверх требований, указанных в примечании 1 к статье 2 Временного положения о волостном земском управлении, соблюдаются так же, как общее правило, что образуемая земская волость соответствует существующей крестьянской волости, границы которой там, где определились в натуре, должны оставаться без изменений; однако, в исключительных случаях уездным земским управам предоставляется присоединять отдельные волости или части волостей к одной или нескольким волостям, а равно образовать новые волости из существующих.
6. При определении числа гласных волостных земских собраний наблюдается, чтобы для волости с числом жителей, наиболее близком к среднему по волостям уезда, устанавливалось 35 гласных; для волостей с большим населением означенное число гласных соответственно увеличивается, а для волости с меньшим населением в той же мере понижается, оставаясь в пределах, указанных в статье 9 Временного положения о волостном земском самоуправлении.
7. Уездным земским управам предоставляется собирать все необходимые по введению волостного земского управления сведения через приглашенных ими лиц, волостные правления и продовольственные комитеты и податных инспекторов, на обязанности которых лежит доставлять названным управам имеющиеся сведения не позже семи дней со дня поступления соответственных требований.
8. Приглашенные уездными земскими управами для введения в волостях земского управления и председательствования в волостных избирательных комиссиях лица:
1) выполняют все обязанности председателей названных комиссий;
2) в течение трех дней после оглашения списка избранных волостных гласных созывают и открывают первое волостное земское собрание;
3) выполняют обязанности, указанные в статьях 10-12 настоящих правил; ...
10. По закрытии первого волостного земского собрания председатель оного в тот же день представляет журнал собрания (ст. 60 Временного положения о волостном земском управлении) председателю волостной избирательной комиссии, который сообщает копии означенного журнала уездной земской управе и представителю уездной административной власти (ст. 90 того же Положения).
11. В случае не избрания председателя и членов волостной земской управы (ст. 9), а равно в случае отказа лиц избранных от занятия должности (ст. 65 Временного положения о волостном земском управлении), председателем волостной избирательной комиссии созывается для дополнительных выборов вторичное волостное земское собрание не позднее двух недель со дня созыва первого.
12. По обращении к исполнению постановления волостного земского собрания об избрании состава волостной земской управы председатель волостной избирательной комиссии приводит председателя и членов названной управы к установленной присяге, а от не приемлющих ее принимает торжественное обещание, после чего председатель и члены волостной земской управы вступают в должность.
О производстве выборов волостных земских гласных. Наказ, утвержденный министром внутренних дел
1. Немедленно по обнародовании постановления Временного правительства о волостном земском управлении, т. е. по получении на месте соответствующего номера Собрания узаконений и распоряжений правительства, уездные земские управы, пополненные представителями местных общественных организаций в количестве не свыше десяти человек, согласно ближайшим указаниям губернского комиссара, приступают к указанным в статьях 3-9 сего наказа подготовительным и распорядительным действиям по производству выборов волостных земских гласных.
2. Губернские и уездные комиссары оказывают уездным земским управам, а равно избирательным комиссиям свое содействие в деле производства выборов волостных земских гласных.
3. Уездные земские управы собирают все необходимые по введению волостного земского управления сведения через приглашенных ими лиц, через волостные правления, продовольственные комитеты и податных инспекторов, на обязанности которых лежит доставлять сведения названным управам не позже семи дней со времени поступления соответственных требований (Правила о приведении в действие..., ст. 7).
4. Немедленно по обнародовании постановления Временного правительства о волостном земском управлении уездные земские управы устанавливают границы земских волостей и местопребывание волостных земских управ (Bременное пол. о волостном земском управлении, ст. 2 с прим. 1 и 2).
5. Земская волость, являющаяся сплошным округом, образуется из существующей крестьянской волости путем присоединения к ней земельных владений, находящихся вне городских поселений. Определившиеся в натуре границы крестьянской волости, как общее правило, должны оставаться без изменения. В исключительных случаях уездные управы могут разделять волости на несколько волостей, соединять несколько волостей в одну, а равно образовывать новые волости. Волость не должна быть чресполосна[5] с другими волостями, и сельские населенные места не должны, по возможности, раздробляться между отдельными волостями (Временное пол., ст. 2 и прим. 1 и 2; Правила о привед. в действ., ст. 3 п. 4 и ст. 5). О всяких изменениях числа волостей в пределах уезда уездная земская управа сообщает губернской земской управе и министру внутренних дел.
6. По установлении границ земских волостей уездные управы определяют число волостных гласных в каждой волости в количестве от 20 до 50 лиц в зависимости от численности населения волости. Для волости с числом жителей наиболее близким к среднему по волостям уезда число гласных определяется в 35 человек, для волостей с большим населением означенное число гласных соответственно увеличивается, а для волостей с меньшим населением – в той же мере понижается (Временное пол., ст. 9; Правила о привед. в действ., ст. 3, п. 4 и ст. 6).
7. Общее число волостных гласных распределяется уездными земскими управами между сельскими избирательными округами. Сельский избирательный округ образует каждое отдельное населенное место волости, на долю которого по численности населения приходится не менее трех гласных. Населенные места, на долю которых по числу жителей приходится менее трех гласных, соединяются для образования сельского избирательного округа с соседними населенными местами (Временное пол., ст. 9 и 10; Правила о привед. в действ., ст. 3 и 4).
8. Уездные земские управы: 1) определяют по каждой волости численность волостной избирательной комиссии – от четырех до восьми человек – и приглашают половину этого числа членов, а также особое лицо для председательствования в названной избирательной комиссии; 2) предлагают волостным исполнительным комитетам или соответствующим общественным организациям пополнить состав волостных избирательных комиссий до числа, установленного пунктом первым сей статьи, членами по приглашению помянутых комитетов или организаций; 3) сообщают председателю волостной избирательной комиссии о распределении числа волостных гласных между сельскими избирательными округами и 4) назначают сроки: составления избирательных списков, первоначального предъявления их для всеобщего обозрения и производства самих выборов (Временное пол., ст. 9, 17, 18 и 22; Правила о привед. в действ., ст. 3 п. 1-3).
9. Распоряжения, указанные в ст. 4-8 сего Наказа, должны быть произведены уездными земскими управами в составе не менее трех лиц и в срок не более двух недель со дня обнародования постановления Временного правительства о волостном земском управлении (Правила о привед. в действ., ст. 8).
10. Волостная избирательная комиссия немедленно по образовании ее: 1) приглашает председателей сельских избирательных комиссий, 2) избирает из своей среды заместителя председателя волостной комиссии и 8) приступает к составлению избирательного списка (Временное пол., ст. 17).
11. Председатель сельской избирательной комиссии, немедленно по назначении его, образует сельскую избирательную комиссию, приглашая в состав ее не менее двух членов, из которых одного назначает своим заместителем, и о составе комиссии уведомляет председателя волостной избирательной комиссии (Временное пол., ст. 17).
12. Председатели волостных и сельских избирательных комиссий приглашают секретаря избирательного собрания (Временное пол., ст. 17).
13. Председателями и членами волостной и сельской избирательной комиссии, секретарями избирательных собраний могут быть только лица, имеющие право участия в выборах по соответствующей волости или сельскому избирательному округу (Временное пол., ст. 17).
14. Не позднее месяца со дня обнародования постановления Временного правительства о волостном земском управлении волостные избирательные комиссии (ст. 10 сего Наказа) должны составить избирательные списки не менее, чем в трех экземплярах, по каждому сельскому избирательному округу отдельно (Временное пол., ст. 16 и 17; Правила о привед. в действ., ст. 4). Избирательный список может быть написан от руки или посредством пишущей машины; размножение его типографским, литографским или иным механическим способом необязательно.
15. Избиратели заносятся в списки в алфавитном порядке, по фамилии (прозвищу), имени и отчеству. Против каждого лица, занесенного в избирательный список, отмечаются: а) порядковый номер всех избирателей в сельском округе, б) возраст избирателя ко дню начала составления избирательных списков, обозначенный определенно, или, в крайнем случае, замененный указанием, что избирателю не менее 20 лет, в) основания, по которым избиратель вносится в список по данному сельскому округу, указанные в следующей (16) статье и г) адрес избирателя.
16. Основаниями для внесения избирателя в избирательный список по сельскому избирательному округу считаются: проживание лица в пределах избирательного округа во время составления избирательного списка или же, при отсутствии этого условия, домашнее обзаведение, служба или определенные занятия в округе (Временное пол., ст. 11).
17. Необходимые для составления избирательного списка сведения об избирателях могут быть получаемы: из имеющихся данных и документов посемейных списков, данных, собранных во время последних продовольственных переписей через опрос лиц, могущих сообщить требуемые сведения, путем сношения с подлежащими учреждениями и иными способами.
Для составления избирательного списка волостная избирательная комиссия может обращаться к содействию местных общественных организаций (например, продовольственных и других комитетов и т.п.)
18. Одновременно с составлением избирательного по каждому сельскому округу списка волостная избирательная комиссия обращается к начальникам расположенных в этом округе воинских частей или к начальнику гарнизона с просьбой о составлении списка лиц, состоящих на военной службе в подлежащей воинской части и имеющих права участия в выборах волостных земских гласных (ст. 11 Временного пол.), и о доставлении этих списков Комиссии по крайней мере за три дня до вторичного предъявления составленного комиссией избирательного по округу списка для всеобщего обозрения (Временное пол., ст. 20).
19. Избирательные списки предъявляются для всеобщего обозрения не позднее как за шесть недель до выборов (Временное пол., ст. 18). По исправлении списков, на основании последовавших протестов, жалоб, а также и решений административного суда (Временное пол., ст. 19), избирательные комиссии вновь предъявляют их вместе со списками лиц, состоящих в пределах каждого сельского округа на военной службе (Временное пол., ст. 11, 14, 20, и ст. 18 Наказа), для всеобщего обозрения не менее как за две недели до наступления выборов (Временное пол., ст. 20).
20. Предъявление для всеобщего обозрения как первоначально составленных избирательных списков (Временное пол., ст. 18), так и списков исправленных (Временное пол., ст. 20) производится посредством выставления их на улицах и площадях, в помещениях, занимаемых волостною и соответствующими сельскими избирательными комиссиями, и в других помещениях, доступных для избирателей, а равно и иными способами, какие волостными избирательными комиссиями будут признаны наиболее целесообразными. О времени выставления избирательного списка для всеобщего обозрения население должно быть широко оповещено посредством расклейки о том объявлений во всех населенных местах волости, а также и иными путями, с указанием притом, что списки, выставленные в помещениях комиссий, могут быть обозреваемы с 8 час. утра до 8 час. вечера. Волостные комиссии могут заблаговременно испрашивать указания уездных земских управ относительно наиболее целесообразных способов объявления о составленных избирательных списках, о дне, часе и месте выборов (Временное пол., ст. 21), а также списка избранных волостных гласных (Временное пол., ст. 36).
21. В помещении волостной и сельских избирательных комиссий, не позже, чем за неделю до начала выборов, должны быть вывешены объявления: 1) о дне и часе производства выборов, 2) о месте производства выборов, 3) о составе сельских избирательных комиссий и о времени открытия их действий, 4) о числе подлежащих избранию в каждом сельском избирательном округе волостных гласных и 5) о лицах, имеющих право участвовать в выборах (Временное пол., ст. 11-14), с разъяснением, что незаконно принявшие участие в выборах подвергаются наказаниям, определенным в уголовном законе (Временное пол., ст. 32; Уложение о наказаниях, ст. 323-328; Временное пол., ст. 21).
22. При назначении выборов на один из воскресных или праздничных дней (Временное пол., ст. 22), в целях обеспечения большинству населения возможности участия в выборах, принимаются в соображение распределение населения по национальностям и вероисповеданиям, а также и другие местные особенности.
23. Уездные земские управы до производства выборов заблаговременно заготовляют и рассылают волостным и сельским избирательным комиссиям избирательные записки и, если будет признано необходимым и окажется возможным – конверты для них (Временное пол., ст. 27). Волостные и сельские комиссии раздают эти предметы обращающимся к ним избирателям, давая при том необходимые разъяснения.
24. Для производства выборов волостные и сельские избирательные комиссии приискивают соответствующие помещения, по преимуществу в зданиях общественного пользования. В каждом избирательном помещении отводятся одна или несколько отдельных комнат с письменными принадлежностями для написания избирательных записок. Избиратели допускаются с этой целью по одному к столам, один от другого разобщенным. Кроме того в избирательном помещении по усмотрению избирательной комиссии могут быть отводимы, хотя бы в ограниченном количестве, особые места для посторонних лиц, с тем, чтобы лица эти, имея возможность видеть все действия по производству выборов, ни в чем не стесняли правильного их течения.
25. В день выборов сельские избирательные комиссии с 8 час. утра до 8 час. вечера должны быть открыты беспрерывно. Во время производства выборов избирательный список должен находиться в избирательном помещении в распоряжении избирательной комиссии. При входе в избирательное помещение должен быть вывешен список членов комиссии. Председатель комиссии, в случае необходимости временно отлучиться из избирательного помещения, передает председательство своему заместителю. В избирательных комиссиях секретарями их ведутся протоколы (Временное пол., cт. 31). В помощь избирательным комиссиям для канцелярских работ уездная земская управа может командировать своих служащих.
26. Каждый избиратель в день производства выборов, когда заседание сельской избирательной комиссии открыто, может явиться в избирательное помещение для подачи своей избирательной записки. Избиратели, записки которых опущены в ящик, а также лица, которым отказано в принятии записок, не должны стеснять дальнейшего хода выборов и могут оставаться в помещении избирательной комиссии лишь при наличности свободных мест для посторонних (ст. 24 сего Наказа).
27. Личность каждого избирателя при входе его в помещение, в коем производятся выборы, должна быть удостоверена. Способ удостоверения личности избирателя предоставляется усмотрению сельской избирательной комиссии, которой разрешаются все возникающие в этом отношении вопросы и сомнения. Постановление избирательной комиссии о лишении явившегося лица права подать избирательную записку должны быть занесены с указанием законных оснований в протокол (Временное пол., cт. .31). Избирателю предоставляется доказывать свою личность всеми законными способами (Временное пол., ст. 23-25).
28. Предвыборная агитация, выражающаяся вывешиванием воззваний, раздачею брошюр и плакатов, произнесением речей и т.п., не допускается в день выборов как в самих помещениях, где выборы производятся, так и на лестницах, в проходах и коридорах, через которые избиратели проходят в эти помещения, а равно у входа в них снаружи. Председатель избирательной комиссии наблюдает также, чтобы в избирательном помещении во все время выборных действий сохранялись полный порядок, очередь и тишина, чтобы никто из присутствующих во время чтения избирательных записок и подсчета голосов не подходил к столу, за которым помещаются члены избирательной комиссии, не выражал никаких суждений и проч. Нарушителей порядка избирательная комиссия немедленно удаляет из избирательного помещения.
29. Для опускания избирательных записок в избирательном помещении выставляется особый ящик с отверстием, проделанным в его крышке. Ящик этот, предварительно принятия записок, предъявляется присутствующим избирателям для удостоверения, что в нем нет записок и не имеется никаких отверстий, кроме одного, предназначенного для опускания записок. Затем ящик опечатывается печатью председателя сельской избирательной комиссии, а ярлык, на который наложена печать, подписывается председателем и членами избирательной комиссии, а также желающими из числа наличных избирателей.
30. Избирательная записка представляет собою восьмую часть листа чистой бумаги обыкновенного писчего формата. В ней должны быть указаны лица, предлагаемые избирателями в гласные с обозначением фамилий (прозвищ), имен и отчеств этих лиц. На обратной, не исписанной стороне не должно быть никаких записей и знаков. Записки, не удовлетворяющие означенным требованиям, признаются недействительными. Число указанных в записке лиц не должно превышать общего числа гласных, подлежащих избранию в данном округе (ст. 27 Временного пол.).
31. Избиратель в устранение смешения лиц одноименных может включать в записку кроме сведений, указанных в предыдущей 30 статье, также и иные сведения о лице, за которое подает голос, как-то: звание его, местожительство, номер, под которым это лицо значится в подлежащем избирательном списке и т.п. Признание таковой записки недействительной в целом или в отношении отдельных лиц, по недостаточности помещенных в ней сведений для установления личности, за которую подан голос, зависит от сельской избирательной комиссии (п. «г» ст. 35 Наказа).
32.. Избирательная записка заполняется от руки, посредством пишущей машины или иным механическим способом заблаговременно или в день выборов в самом помещении избирательной комиссии, в особо отведенной для того комнате. Записка вручается сложенною исписанною стороною внутрь или в заготовленном уездною земскою управою конверте, лично самим избирателем председателю сельской избирательной комиссии, который, не открывая конверта и не развертывая записку, опускает ее в присутствии избирателя в избирательный ящик (Временное пол., ст. 27). После того как опущена в ящик избирательная записка, делается соответствующая отметка в избирательном списке против лица, ее подавшего.
К столу, на котором стоит избирательный ящик, избиратели подходят по очереди, в строгом порядке, для соблюдения которого у стола ставятся, в случае надобности, загородки и решетки.
33. В 8 час. вечера двери избирательного помещения закрываются, после чего прием избирательных записок производится только от тех избирателей, которые прибыли в это помещение до 8 час. По окончании принятия записок, отверстие избирательного ящика опечатывается, и к ящику приставляется караул. В то же время председатель комиссии объявляет число всех подавших записки избирателей, которое и вносится в протокол заседания (Временное пол., ст. 22).
34. Подсчет записок и поданных в них голосов за кандидатов в гласные производится на следующий по окончании выборов день с 8 час. утра до 8 час. вечера. Сельская избирательная комиссия по открытии заседания удостоверяется прежде всего в целости печати и ярлыка на избирательном ящике и затем, по вскрытии ящика, приступает к подсчету оказавшихся в нем записок, сверяя их число с числом участвовавших в подаче записок избирателей. Если количество записок не сходится с числом лиц, подавших голос, об этом делается отметка в протоколе заседания сельской избирательной комиссии (Временное пол., ст. 31). По подсчете, записки пронумеровываются и проверяются комиссией.
35. При рассмотрении избирательных записок сельские избирательные комиссии руководствуются следующими правилами: а) указание в записке лиц, за которых избиратель подает голос в числе меньшем или большем, чем число гласных, подлежащих избранию в данном сельском избирательном округе, или повторение имени одного и того же лица в одной и той же записке не влечет за собой признания всей избирательной записки недействительною; б) имена лиц, предложенных в записке сверх числа гласных, положенных для данного округа, считая по порядку записи имен, не принимаются во внимание; в) лица, имена которых повторяются в избирательной записке, считаются предложенными только один раз, и повторение их имен в счет не принимается; г) лица, поименованные в записке неясно, неопределенно или с подчистками и исправлениями, при счете во внимание не принимаются; д) недействительными, кроме указанных в ст. 30 наказа, признаются записки: незаполненные, написанные неразборчиво, подписанные избирателем, а также вложенные в один конверт в числе двух и более.
Об указанных в настоящей статье неправильностях, в случае обнаружения их в избирательной записке, делаются соответственные отметки как в самой записке, так и в протоколе (Вр. пол., ст.29 и 31).
36. Для подсчета голосов по запискам сельская избирательная комиссия может образовать из своей среды особые подкомиссии в составе не менее трех лиц. Избирательные записки в таком случае распределяются председателем комиссии между подкомиссиями, которые и производят подсчет их. Номера избирательных записок (Временное пол., ст. 34), переданных каждой подкомиссии, отмечаются председателем комиссии на особом листе.
37. По окончании просмотра и проверки правильности всех избирательных записок, те из них, которые признаны недействительными, располагаются по порядку номеров, коими они помечены при вынутии из ящика. Затем, начиная с номера первого, записки последовательно прочитываются комиссией или подкомиссией. Прочитанное имя заносится обязательно двумя членами комиссии или подкомиссии, каждым в отдельности, на особые счетные карточки, заготовленные волостной избирательной комиссией или уездною земскою управою из писчей бумаги, разграфленной в клетки.
38. Каждая карточка предназначается для счета голосов, полученных только одним лицом. Прочтение имени лица, предлагаемого в волостные гласные по каждой избирательной записке, отмечается на счетной карточке проставлением в клетке, на которые разделена карточка, порядкового номера избирательной записки (ст. 37). Каждая карточка подписывается лицом, ее составляющим.
39. По прочтении всех избирательных записок и занесении предложенных в волостные гласные лиц на счетные карточки, последние располагаются по алфавиту указанных в них фамилий и затем подсчитываются поданные за каждого кандидата голоса.
40. Если при подсчете обнаружится разногласие счетных карточек, написанных одним членом комиссии или подкомиссии, с карточками, написанными другим, то комиссия или подкомиссия выясняет это разногласие и устраняет ошибку.
41. Если подсчет голосов не может быть закончен в один день, то, по составлении протокола о числе записок: 1) вынутых из ящика, 2) признанных недействительными, 3) признанных возбудившими сомнение и 4) прочитанных, все конверты, избирательные записки, а равно счетные карточки, с именами предложенных в волостные гласные лиц и уже прочитанные записки складываются в особые пакеты, опечатываемые затем печатью председателя комиссии или подкомиссии на ярлыке, подписанном всеми членами комиссии или подкомиссии и желающими из числа присутствующих при этом избирателей. Тем же порядком опечатываются и ящики с не вынутыми записками.
42. Избранными в волостные гласные считаются лица, которые получили более половины числа голосов участвовавших в выборах. Лицо, получившее половину числа голосов участвовавших в выборах или менее, считается неизбранным. Если при этом окажется, что избрано менее положенного числа гласных, то на следующий воскресный и праздничный (Временное пол., ст. 22) день назначаются вновь выборы недостающего числа гласных. На этих дополнительных выборах избранными считаются лица, получившие наибольшее число голосов, хотя бы оно не достигало половины участвовавших в выборах. При равенстве голосов старшинство избрания определяется жребием (Временное пол., cт. 30).
43. По окончании подсчета голосов подкомиссией составляется, за подписанием председателя и членов подкомиссии, протокол, в который заносятся: 1) число всех вынутых из ящика записок, 2) число записок, признанных недействительными, с приведением оснований, к тому послуживших и 3) список лиц, за коих поданы голоса, с указанием числа голосов, полученных каждым из них. Затем конверты, все избирательные записки и карточки запечатываются в отдельные пакеты для приложения к протоколу комиссии (ст. 44).
44. По составлении подкомиссиями протоколов, упомянутых в ст. 43, и проверки их сельской избирательной комиссией, последняя составляет общий сводный протокол (Bpеменное пол., cт. 31) и выборный лист (Временное пол., ст. 29). В протоколе обязательно указывается количество записок, признанных недействительными, с объяснением причин их недействительности. В выборном листе отмечается число голосов, полученных каждым из предложенных в волостные гласные лиц.
45. По окончании подсчета голосов составляется в трех экземплярах список избранных в данном сельском избирательном округе гласных. Два экземпляра списка немедленно и во всяком случае не позднее следующего но окончании выборов дня препровождаются в волостную избирательную комиссию вместе со всем выборным производством сельской избирательной комиссии, а один экземпляр вывешивается в помещении сельской избирательной комиссии.
Все три экземпляра списка лиц, избранных в волостные гласные, подписываются председателем и членами сельской избирательной комиссии, а также, по желанию, присутствовавшими при подсчете избирателями.
46. Волостная избирательная комиссия, по получении списков от сельских избирательных комиссий, составляет в трех экземплярах общий список волостных гласных с подразделением их по сельским избирательным округам. При наличии в списке 2/3 избранных в гласные лиц, один экземпляр списка, вместе с принадлежащим к нему выборным производством, председатель комиссии препровождает в течение пяти суток со дня получения списков уездному комиссару, а другой экземпляр – уездной земской управе. Тот же порядок соблюдается по составлении полного списка гласных.
47. При составлении (ст. 46 сего наказа) списка гласных, избранных по всей волости, в составе волостной комиссии, в качестве ее членов, участвуют председатели сельских избирательных комиссий.
48. Если при составлении волостною избирательною комиссиею общего списка гласных (ст. 46 Наказа) одно и то же лицо окажется избранным по разным сельским избирательным округам той же волости, то оно оставляется в общем списке гласных лишь по одному округу, по которому оно получило наибольшее число голосов или по которому список получен волостною комиссиею раньше, с исключением того же лица из списков по другим округам. В случае получения одним и тем же лицом одинакового числа голосов по разным округам вопрос решается жребием.
По тем сельским округам, по которым за исключением лиц, избранных по нескольким округам, обнаружится недостаточное количество гласных, назначаются дополнительные выборы (ст. 42 сего Наказа).
49. В случае признания административным судом по жалобам избирателей либо протестам уездного комиссара выборов отдельных волостных гласных или всего состава гласных по отдельному сельскому избирательному округу, или по всем избирательным округам волости неправильными, уездные земские управы делают распоряжение об избрании по соответствующим округам недостающего числа волостных гласных порядком, указанным в предыдущих статьях наказа, но без составления новых избирательных списков.
50. Уездные земские управы печатают списки гласных по каждой волости с подразделением по сельским округам (ст. 46 Наказа и ст. 36 Временного пол) и оглашают их во всеобщее сведение порядком, указанным в статье 20 настоящего Наказа.
51. Лица, избранные в волостные гласные, извещаются о том председателем волостной избирательной комиссии.
52. Председатель волостной избирательной комиссии представляет уездной земской управе отчет о своих действиях.
Собрание узаконений и распоряжений правительства, издаваемое при Правительствующем сенате. Отдел первый. № 137. 14 июня 1917 г. Ст. 730. С. 1167-1177.
[1] Лихоимство и лиходательство – разновидности взяточничества. [2] Т.е. официального выдвижения кандидатов не предусматривалось (что не мешало партиям сделать это неофициально). Избиратели могли голосовать за любого имевшего пассивное избирательное право.[3] При этом Сенат должен был проверить законность наказа.[4] См. вступительный текст.[5] Т.е. не должна состоять из земель, разделенных другой волостью.