Законы о вузах. 1918-1922 гг.

 

Большевистское законодательство времен Гражданской войны в области высшего образования было направлено на его крайнюю демократизацию. Были отменены все требования к образовательной подготовке абитуриентов (в 1918, в 1921 были восстановлены), а также ученые степени. Преподаватели и вводил 2 (затем 3) разряда вузовских преподавателей по степени их самостоятельности. Было введено коллегиальное управление вузами с участием отобранных партийным начальством представителей студентов.

Особое внимание большевики уделяли преподаванию гуманитарных наук, стремясь подчинить его марксистской доктрине. Однако учёных-марксистов почти не было. Поэтому вскоре после октябрьского переворота преподавание общественных наук в вузах было отменено. С 1921 оно стало восстанавливаться, при этом осуществлявшие его факультеты общественных наук с 1922 г. получили особый статус: они подчинялись не руководству вуза, а напрямую наркомату просвещения.

Для подготовки обществоведов-марксистов был созданы привилегированные учебные заведения – институты красной профессуры. Их слушатели отбирались партийным начальством из коммунистов.

 

Декрет СНК о правилах приема в высшие учебные заведения. 2.8.1918 г.

 

1. Каждое лицо, независимо от гражданства и пола, достигшее 16-ти лет, может вступить в число слушателей любого высшего учебного заведения без представления диплома, аттестата или свидетельства об окончании средней или какой-либо школы.

2. Воспрещается требовать от поступающих какие бы то ни было удостоверения, кроме удостоверения об их личности и возрасте.

3. Все высшие учебные заведения республики на основании Постановления "О введении обязательного совместного обучения"[1] (Собр. Узак., 1918, № 38, ст. 499) во всех учебных заведениях открыты для всех без различия пола. За нарушение указанного Постановления все ответственные лица подлежат суду революционного трибунала.

4. Произведенный же на основании аттестатов или же конкурсных экзаменов прием в число студентов первого курса на предстоящий 1918/19 г. объявляется недействительным. Новые условия приема применительно к требованиям ныне находящегося на рассмотрении общего Положения о высших учебных заведениях республики имеют быть опубликованными не позже 1-го сентября с.г.

5. Взимание платы за учение в высших учебных заведениях Российской Социалистической Федеративной Советской республики отменяется. Внесенная уже за первое полугодие 1918/19 учебного года плата подлежит возвращению.

 

Председатель Совета Народных Комиссаров

В. УЛЬЯНОВ (ЛЕНИН)

 

Заместитель народного комиссара просвещения

М. ПОКРОВСКИЙ

 

Управляющий делами Совета Народных Комиссаров

В. БОНЧ-БРУЕВИЧ

 

 


Декрет СНК о некоторых изменениях в составе и устройстве государственных ученых и высших учебных заведений Российской республики. 1.10.1918 г.

Впредь до издания нового Положения о российских университетах Совет Народных Комиссаров постановляет:

1. Ученые степени доктора, магистра, а также звание адъюнкта и все связанные с этими степенями и званиями права и преимущества отменяются. Право на занятие профессорской кафедры по всероссийскому конкурсу предоставляется всем лицам, известным своими учеными трудами или иными работами по своей специальности либо своей научно-педагогической деятельностью.

2. Разделение преподавательского состава высших учебных заведений на профессоров – заслуженных, ординарных, экстраординарных, адъюнкт-профессоров и доцентов отменяется. Все лица, самостоятельно ведущие преподавание в высших учебных заведениях, носят единое звание профессора. Равным образом упраздняется звание ординарных и экстраординарных академиков. Последним категориям одинаково присваивается наименование действительных членов академии.

3. Звание приват-доцентов упраздняется. Те лица, которые были в звании приват-доцентов не менее 3-х лет, или состояли в этом звании, будучи одновременно профессорами других высших учебных заведений, или были зачислены в состав приват-доцентов из бывших профессоров, или состояли не менее 3-х лет преподавателями высших технических учебных заведений, переводятся с 1-го октября сего года в состав профессоров по соответственным кафедрам тех высших учебных заведений, где они состояли приват-доцентами или преподавателями.

4. Приват-доцентам, не удовлетворяющим требованиям ст. 3-й настоящего декрета, равно как и лаборантам, ассистентам, прозекторам и другим лицам преподавательского состава, ведущим, хотя бы и под руководством профессоров, занятия в высшей школе, присваивается общее звание преподавателей с зачислением их в штат преподавателей соответственно учебного заведения.

5. Те профессора и преподаватели высших учебных заведений, существовавших до 25-го октября 1917 г., которые к 1-му октября 1918 г. закончат в общей сложности 10 лет своей преподавательской деятельности в том высшем учебном заведении, где состоят в звании профессора или преподавателя, или коим к упомянутому сроку исполнится 15 лет учено-учебной службы вообще, как штатной, так и внештатной в высших учебных заведениях, выбывают из состава профессоров или преподавателей соответственного учебного заведения с 1-го января 1919 г. и могут быть вновь избраны на освобожденную ими кафедру лишь по всероссийскому конкурсу.

Примечание 1. Конкурс на освобождение согласно ст. 5 кафедры объявляется не позже 1-го ноября 1918 г.

Примечание 2. Для высших технических и медицинских школ и факультетов соответственные сроки удлиняются на 5 месяцев.

6. Профессора, состоящие на службе одновременно в нескольких учреждениях либо занимающие в одном высшем учебном заведении несколько должностей, получают штатное вознаграждение лишь по одной должности. Заявления с указанием должности, по которой они желают получать содержание, представляются ими в соответственные учреждения.

Примечание. За чтение лекций и ведение практических занятий лицам преподавательского состава, не состоящим на службе по штату в данном учебном заведении, или лицам, читающим лекции и ведущим практическое занятие сверх 6-часовой нормы в том учебном заведении, где они состоят в штате, вознаграждение определяется по часовой норме, согласно утвержденным нормам оплаты труда для высших учебных заведений.

 

Заместитель народного комиссара просвещения

М. ПОКРОВСКИЙ

 

Управляющий делами Совета Народных Комиссаров

В. БОНЧ-БРУЕВИЧ

 


Постановление Народного комиссариата просвещения об отмене государственных экзаменов и об изменении порядка производства всякого рода испытаний студентов в высших учебных заведениях. 10.11.1918 г.

Народный Комиссариат Просвещения постановляет:

1) Дипломы и свидетельства, дающие какие-либо права и преимущества, упраздняются.

2) Сессии государственных и полукурсовых испытаний, а также различного рода испытательные комиссии, наделенные определенными функциями и правами, отменяются. Всякий экзамен в высшем учебном заведении является лишь способом проверки усвоения студентом того или иного предмета и никакого другого значения не имеет.

3) Студенты, независимо от года поступления и времени пребывания в высшем учебном заведении, имеют право сдавать испытания по прослушанным ими курсам в любое время без всяких формальностей, по взаимному соглашению с профессором каждого предмета в отдельности и получать соответствующее удостоверение как от экзаменаторов, так и от высшего учебного заведения.

Примечание. Студенты не могут требовать, чтобы их экзаменовали по каждому предмету чаще одного раза в неделю, профессора же в праве производить испытания чаще, равно как и назначать для экзаменов постоянные дни и часы.

4) Лица, получившие выпускные свидетельства, а также приступившие к государственным экзаменам, но их не закончившие, имеют право экзаменоваться по всем не сданным ими предметам в пределах данного научного цикла и получать соответствующее удостоверение на основаниях, указанных в предыдущих пунктах сего Постановления.

 

Заместитель народного комиссара просвещения

М. ПОКРОВСКИЙ

 


Декрет СНК об учреждении институтов по подготовке красной профессуры. 11.2.1921 г.

 

1. Учредить в Москве и Петрограде институты по подготовке красной профессуры для преподавания в высших школах республики теоретической экономии, исторического материализма, развития общественных форм, новейшей истории и советского строительства.

2. Установить число работающих[2] в Институтах красной профессуры для Москвы в 200 и для Петрограда – 100.

3. Поручить Народному комиссариату по просвещению приступить в срочном порядке к организации указанных институтов.

4. Обязать все советские учреждения оказывать всемерное содействие Народному комиссариату по просвещению в деле скорейшей организации указанных институтов.

 

 

Председатель Совета Народных Комиссаров

В. УЛЬЯНОВ (ЛЕНИН)

 

Управляющий делами Совета Народных Комиссаров

Н. ГОРБУНОВ

 

За секретаря

ГЛЯССЕР[3]

 


Декрет СНК о плане организации факультетов общественных наук российских университетов. 4.3.1921 г.

 

1. Факультеты общественных наук имеют своей задачей создание кадров научно-подготовленных практических работников социалистического строительства.

2. В нормальный состав факультетов общественных наук Российских университетов входят отделения:

экономическое с циклом: организации промышленности, труда, снабжения и финансово-административным;

правовое с циклом: судебным и административным;

общественно-педагогическое с циклом: школьным и внешкольным.

3. В Московском университете в составе факультета Общественных Наук кроме отделений, указанных в предыдущем пункте, учреждаются также отделения:

статистическое, внешних сношений, художественно-литературное.

Примечание. Прочие университеты, кроме Московского, могут организовывать перечисленные в настоящем пункте отделения лишь по особому разрешению Народного комиссариата просвещения по представлении данных о наличии достаточных преподавательских сил.

4. Исторические и филологические отделения факультетов общественных наук при российских университетах с 1-го мая 1921 г. упраздняются[4].

Примечание. Народному комиссариату просвещения вменяется в обязанность к этому сроку разработать план подготовки преподавателей русского, новых и местных и восточных языков.

5. Учебные планы факультетов общественных наук разрабатываются и утверждаются Народным комиссариатом просвещения.

6. Для разработки различных отраслей общественных наук и для подготовки высококвалифицированных научных работников по этим наукам Народному комиссариату просвещения поручается учредить научные институты по основным отраслям общественного знания.

7. Народному комиссариату просвещения поручается в 3-месячный срок разработать положение об указанных в предыдущей статье научных институтах, а также планы научно-учебной и исследовательской работы.

 

Председатель Совета Народных Комиссаров

В. УЛЬЯНОВ (ЛЕНИН)

 

Управляющий делами Совета Народных Комиссаров

Н. ГОРБУНОВ

 

Секретарь Совета Народных Комиссаров

Л. ФОТИЕВА

 


Декрет СНК об установлении общего научного минимума, обязательного для преподавания во всех высших школах Р.С.Ф.С.Р. 4.3.1921 г.

 

1. Во всех школах Р.С.Ф.С.Р., в том числе и в специальных, вводится обязательное преподавание следующих предметов: 

а) По общественным наукам

1) Развитие общественных форм (1 триместр по 4 часа).

2) Исторический материализм (1 триместр по 2 часа).

3) Пролетарская революция (исторические предпосылки переворота, включая империализм; его формы и история в связи с историей 19-20 века вообще и рабочего движения в частности (3 триместра по 2 часа).

4) Политический строй Р.С.Ф.С.Р. (1 триместр по 2 часа).

5) Организация производства и распределения в Р.С.Ф.С.Р. (1 триместр по 2 часа).

6) План электрофикации Р.С.Ф.С.Р., его экономические основы, экономическая география России, значение и условия осуществления плана (2 триместра по 2 часа).

Примечание. Настоящий минимум по общественным наукам читается во всех отделениях всех высших школ, кроме факультетов общественных наук, на которых входящие в минимум предметы читаются в расширенном объеме. 

б) По естественным наукам

1) Физика и космическая физика, включая геофизику (2 триместра по 2 часа).

2) Химия (1 триместр по 2 часа).

3) Биология (2 триместра по 2 часа).

Примечание. Настоящий минимум по естественным наукам читается во всех отделениях всех высших школ, кроме таких факультетов и отделений, на которых эти предметы проходятся в расширенном объеме.

 

Председатель Совета Народных Комиссаров

В. УЛЬЯНОВ (ЛЕНИН)

 

Управляющий делами Совета Народных Комиссаров

Н. ГОРБУНОВ

 

Секретарь

Л. ФОТИЕВА

 


Декрет СНК о высших учебных заведениях Р.С.Ф.С.Р. (Положение). 2.9.1921 г.

 

1. Высшие учебные заведения имеют целью:

а) создавать кадры специалистов по различным отраслям РСФСР;

б) подготовлять научных работников для обслуживания научных, научно-технических и производственных учреждений Республики, в частности, для самих высших учебных заведений;

в) распространять научные знания среди широких пролетарских и крестьянских масс, интересы которых по всей деятельности высшего учебного заведения должны стоять на первом плане.

2. Студентами высшего учебного заведения могут быть граждане обоего пола, достигшие 16 лет и удовлетворяющие правилам приема, установленным Народным комиссариатом просвещения. Студенты обязаны выполнять все требования учебной повинности[5].

Примечание. Доступ в аудитории высшего учебного заведения открыт для всех граждан без различия пола, достигших 16 лет.

3. Обучение в высших учебных заведениях бесплатное. Равным образом не может взиматься никакой платы за пользование вспомогательными учебно-учеными установлениями высшего учебного заведения (библиотеки, лаборатории, музеи, клиники и т.п.).

4. Лица, занятые в высших учебных заведениях научной работой какого бы то ни было рода, носят название научных работников.

5. Научные работники разделяются на:

а) профессоров, которые ведут самостоятельные курсы или занятия, или заведуют одним из научно-учебных установлений высшего учебного заведения и избираются Государственным ученым советом[6];

б) преподавателей, которые ведут вспомогательные курсы или занятия, или же работают самостоятельно, по под руководством одного из профессоров и избираются правлением высшего учебного заведения;

в) научных сотрудников, которые помогают профессорам и преподавателям, или же готовятся к самостоятельной учебной или учебно-ученой деятельности и избираются правлением высшего учебного заведения.

Примечание. Число научных работников в каждой категории, а равно их содержание определяется штатами данного высшего учебного заведения.

6. Высшие учебные заведения открыты круглый год, но правлениям их предоставляется право делать перерыв в занятиях с таким расчетом, чтобы в общей сложности эти перерывы не превышали трех месяцев в течение года, а занятия продолжались не менее 9 месяцев.

Примечание. Перерывы большого размера могут быть допускаемы по постановлению Народного комиссариата просвещения.

7. Высшее учебное заведение делится на факультеты, объединяющие основные группы дисциплин, представляющие собой законченное целое в научно-учебном отношении и имеющие целью подготовку практических деятелей определенных профессий. Число факультетов в каждом высшем учебном заведении в соответствии с существующими узаконениями устанавливается Народным комиссариатом просвещения сообразно с местными условиями. В составе каждой высшей школы непременно должен быть рабочий факультет, имеющий целью подготовку лиц из рядов пролетариата и трудового крестьянства к научным занятиям в высших школах.

Примечание 1-е. Конструкция рабочих факультетов в целом, а также их взаимоотношения с органами высшей школы определяются особым положением о рабочих факультетах.

Примечание 2-е. Специализация в пределах факультетов утверждается для каждой высшей школы по представлению правления высшего учебного заведения главным комитетом профессионально-технического образования[7].

8. В высших учебных заведениях могут быть учреждаемы на основании особых положений, утверждаемых Народным комиссариатом просвещения, научно-исследовательские институты, курсы и научные ассоциации. 

Управление высшей школой

9. Высшее учебное заведение РСФСР находится в заведывании Народного комиссариата просвещения по главному комитету профессионально-технического образования. Исключительно Народный комиссариат просвещения имеет право производить изменения высшего учебного заведения, как в организации, так и в личном составе. Представители губернского исполнительного комитета и его отделов, имеющие соответствующие мандаты президиумов губернских исполнительных комитетов, могут контролировать деятельность высших учебных заведений и, в случае замеченных неправильностей, обращаться в подлежащие органы Народного комиссариата просвещения.

10. Ближайшее заведывание и руководство как учебно-ученой, так и хозяйственно-административной деятельностью высшего учебного заведения принадлежит под общим наблюдением Народного комиссариата просвещения правлениям высшего учебного заведения.

11. Дела, касающиеся не всего высшего учебного заведения, а исключительно отдельных его факультетов, подлежат ведению президиумов факультетов под общим наблюдением и контролем правления высшего учебного заведения.

12. Дела, касающиеся одной или нескольких из родственных дисциплин, преподаваемых в высшем учебном заведении, подлежат ведению предметных комиссий[8] или соответственных отделений под общим контролем и руководством президиума факультета.

13. Предметную комиссию составляют все научные работники, объединенные родственными дисциплинами, а также представители студентов, выполняющих учебную повинность по дисциплинам данной предметной комиссии в количестве, равном половине научных работников.

Представители от студентов избираются на основании особой инструкции.

Примечание. Число предметных комиссий определяется президиумом факультета и утверждается правлением.

14. Предметная комиссия избирает из числа профессоров председателя.

Кроме того, избираются также заместитель председателя и секретарь, составляющие вместе с председателем бюро предметной комиссии, которое утверждается правлением.

15. Ведению предметных комиссий подлежат:

а) распределение преподавателей и научных сотрудников между различными учреждениями, подведомственными предметной комиссии, для работы в них,

б) распределение курсов, читаемых по дисциплинам данной предметной комиссии, между преподавательским персоналом,

в) установление порядка контроля над выполнением студентами учебной повинности,

г) детальная разработка программ, обсуждение методов преподавания, доклады профессоров и преподавателей о способах прохождения курсов и об их результатах,

д) руководство находящимися в ведении данной комиссии вспомогательными учреждениями (лабораториями, кабинетами, музеями, библиотеками, клиниками), рассмотрение их смет,

е) предложение кандидатов в преподаватели и научные сотрудники, представляемых на утверждение правления высшего учебного заведения,

ж) отзывы (подробно мотивированные) о кандидатах на преподавательские должности и должности научных сотрудников, выдвигаемых правлением высшего учебного заведения,

з) рекомендация Государственному ученому совету лиц, пригодных для замещения профессорских вакансий по дисциплинам данной предметной комиссии, причем при прочих равных условиях Государственным ученым советом отдается предпочтение кандидатурам, рекомендованным предметной комиссией.

16. Все постановления предметных комиссий сообщаются немедленно президиумам факультета и входят в силу, если не будут опротестованы ими в недельный срок.

17. Все вопросы в предметных комиссиях решаются простым большинством голосов путем открытого голосования.

18. По постановлению президиума соответствующего факультета, утверждаемому правлением, помимо отделений, основанных на законоположениях, на факультете могут быть образуемы новые отделения. В каждом отделении факультета объединяется та часть преподавательского персонала факультета, которая обслуживает один из учебных планов, выполняемых студентами на данном факультете. В совет каждого отделения рядом со всем преподавательским персоналом отделения вводятся представители от студентов, выполняющих учебную повинность по плану отделения, в числе, равном половине числа всего преподавательского состава отделения. Там, где произошло образование отделений, в ведение их переходит совокупность дел, предоставленных пунктами б, в, г § 15 компетенции предметных комиссий, за которыми остается их предварительное обсуждение. Президиум Совета отделения избирается в порядке, предусмотренном в § 13.

Равным образом к функционированию Советов отделений применяются правила, установленные в § 16 и 17 Положения.

19. Органами факультета являются:

а) совет факультета;

б) президиум факультета.

20. В состав совета факультета входят:

а) президиум факультета;

б) все председатели предметных комиссий;

в) представители от преподавателей и научных сотрудников, избираемые на общем собрании всех преподавателей и научных сотрудников каждой предметной комиссии по одному на комиссию;

г) представители от студентов, избираемые общим собранием студентов данного факультета, выполняющих учебную повинность, в числе, равном числу предметных комиссий. Кроме того, в совет факультета имеют право посылать своих представителей с решающим голосом Союз работников просвещения, межсоюзные профессиональные объединения из кандидатов, выдвигаемых заинтересованными в работе данного факультета профессиональными союзами, по соглашению Народного комиссариата просвещения с Всероссийским центральным советом профессиональных союзов, местный отдел народного образования и главный комитет профессионально-технического образования – по одному из перечисленных учреждений.

21. Председательствует в Совете факультета декан.

22. Совет факультета:

а) вырабатывает общую программу деятельности факультета, согласно заданиям Народного комиссариата просвещения;

б) обсуждает вопросы, касающиеся нескольких отделений, а там, где они отсутствуют – предметных комиссий;

в) координирует деятельность отделений, а там, где они отсутствуют – отдельных предметных комиссий.

Примечание. Все постановления совета факультета немедленно представляются с заключением президиума в правление высшего учебного заведения и входят в силу, если не будут опротестованы в недельный срок.

23. Все вопросы в Совете факультета решаются простым большинством голосов путем открытого голосования.

24. Президиум факультета состоит из декана и двух членов президиума, назначаемых правлением. Кандидаты на должность декана и одного из членов президиума (из числа научных работников) намечаются предметными комиссиями. Кандидаты на должность третьего члена Президиума намечаются в числе не менее 2-х студентами, входящими в состав совета факультета. Назначение должно быть утверждено главным комитетом профессионально-технического образования.

25. Правление высшего учебного заведения может сверх указанных 3-х членов факультетского президиума, назначить еще одного или 2-х из числа лиц, входящих в состав факультета, но не принадлежащих ни к составу научных работников, ни к составу слушателей. Общее число членов Президиума не должно однако же ни в коем случае превышать пяти.

26. Президиум факультета:

а) руководит всей деятельностью факультета;

б) устанавливает перед началом каждого учебного года комплект студентов факультета, подлежащих принятию;

в) составляет и представляет в правление высшего учебного заведения общую смету факультета и всех его учреждений;

г) назначает контрольные комиссии для проверки исполнения студентами факультета учебной повинности.

27. Декан единолично отвечает перед правлением за все происходящее на факультете и имеет право приостанавливать все постановления отделений и предметных комиссий, доводя об этом до сведения правления. В случае несогласия большинства президиума с деканом президиум может обжаловать постановление декана в правление высшего учебного заведения, но не может приостанавливать приведения его в исполнение.

28. Органами, ведающими делами всего высшего учебного заведения в целом, являются:

а) совет высшего учебного заведения и б) правление высшего учебного заведения.

29. Для направления всей работы высшего учебного заведения и контроля над нею не реже одного раза в триместр собирается совет высшего учебного заведения. Совет состоит на членов правления, представителей межсоюзных профессиональных объединений (не более 5-ти) из кандидатов, выдвигаемых заинтересованными в работе высшего учебного заведения профессиональными союзами по соглашению Народного комиссариата просвещения с Всероссийским центральным советом профессиональных союзов, представителя местного губернского исполнительного комитета, представителей заинтересованных народных комиссариатов, а на местах – от соответствующих отделов исполнительных комитетов по одному от каждого, представителя от местного комитета служащих, пяти представителей от профессоров, пяти от преподавателей и научных сотрудников и пяти от студентов данного высшего учебного заведения.

Профессора избирают своих представителей на общих собраниях профессоров высшего учебного заведения. В том же порядке избирают своих общих представителей преподаватели и научные сотрудники. Представители от студентов избираются на факультетских студенческих собраниях, причем в случае, если число факультетов менее пяти количество мест для каждого факультета определяется в зависимости от количества студентов.

Председательствует в совете председатель правления высшего учебного заведения. Заключения совета о работе высшего учебного заведения вместе с отдельными мнениями его членов, а также предположения совета о дальнейшей деятельности высшего учебного заведения, в связи с производственными заданиями, направляются председателем правления в главный комитет профессионально-технического образования.

30. Руководство всей научно-учебной и административно-хозяйственной сторонами жизни высшего учебного заведения осуществляется правлением под общим наблюдением и контролем главного комитета профессионально-технического образования.

31. Правление высшего учебного заведения состоит из трех или пяти человек, назначаемых Народным комиссариатом просвещения. Профессора, преподаватели и научные работники, студенчество, а также заинтересованные в работе высшие учебные заведения профессиональных союзов, губернских исполнительных комитетов и губернских отделов народного образования с обстоятельной мотивировкой представляют кандидатов через совет высшего учебного заведения, который дает о всех кандидатах свои отзывы.

32. Председатель правления (ректор) назначается главным комитетом профессионально-технического образования из числа членов правления. Ректор несет единоличную ответственность перед главным комитетом профессионально-технического образования. В случае несогласия большинства правления с распоряжениями председателя правление может их обжаловать в главный комитет профессионально-технического образования, не задерживая, однако, их исполнения.

33. Член правления, ведающий научно-учебной частью, назначается главным комитетом профессионально-технического образования из числа профессоров данного высшего учебного заведения.

34. Правление:

а) утверждает все постановления советов и президиумов факультетов и имеет право отменить или изменить все постановления предметных комиссий и в исключительных случаях имеет право приостанавливать постановления коллегии научно-исследовательских институтов, доводя об этом немедленно до сведения академического центра Народного комиссариата просвещения;

б) назначает президиумы факультетов и директоров научно-исследовательских институтов, представляя кандидатуры последних на утверждение академического центра Народного комиссариата просвещения;

в) утверждает преподавателей и научных сотрудников высшего учебного заведения;

г) немедленно доводит через Главный комитет профессионально-технического образования до сведения Государственного ученого совета о незанятых кафедрах[9];

д) имеет право по собственной инициативе предлагать кандидатов на должности преподавателей и научных сотрудников, а также кандидатов слушателей[10] научно-исследовательских курсов, посылая означенные кандидатуры на заключение соответственных предметных комиссий;

е) назначает заведующих учебно-вспомогательными учреждениями, обслуживающими все высшее учебное заведение в целом;

ж) назначает и смещает всех административных служащих высшего учебного заведения;

з) составляет ежегодную смету высшего учебного заведения;

и) имеет право инициативы по всем научно-учебным делам;

к) ведет все сношения от имени высшего учебного заведения как с Народным комиссариатом просвещения, так и с другими ведомствами и учреждениями;

л) приводит в исполнение все постановления по высшему учебному заведению Народного комиссариата просвещения и его законно уполномоченных на то органов;

м) в случае неповиновения распоряжениям правления со стороны подчиненных коллегий или единоличных органов или со стороны отдельных лиц и групп, принадлежащих к составу преподавателей, слушателей и служащих высшего учебного заведения, Правление имеет право для восстановления порядка непосредственно обращаться к содействию соответствующих органов власти на местах, немедленно уведомляя об этом главный комитет профессионально-технического образования.

Примечание. Заведующий основной (фундаментальной) библиотекой назначается правлением высшего учебного заведения и утверждается отделом научных библиотек академического центра, причем кандидаты могут рекомендоваться правлению библиотечным комитетом. Заведующий фундаментальной библиотекой подчиняется соответствующим высшим органам Народного комиссариата просвещения только через правление высшего учебного заведения.

35. Все члены правления назначаются на год, но главному комитету профессионально-технического образования предоставляется право продлить полномочия правления еще на один год, если он найдет это нужным.

36. Для детального обсуждения всех входящих в сферу его компетенции вопросов правление высшего учебного заведения может как создавать постоянно действующие комиссии, так и временные совещания.

37. В провинциальных городах с разрешения главного комитета профессионально-технического образования отдельные высшие учебные заведения могут объединяться в одно или несколько общих управлений. Взаимоотношения между объединенными высшими учебными заведениями определяются особой инструкцией, вырабатываемой главным комитетом профессионально-технического образования.

 

Председатель Совета Народных Комиссаров

В. УЛЬЯНОВ (ЛЕНИН)

 

Управляющий делами Совета Народных Комиссаров

Н. ГОРБУНОВ

 

Секретарь

Л. ФОТИЕВА

 


Постановление народного комиссариата просвещения. Положение о научных работниках высших учебных заведений. 26.11.1921 г.

 

Взамен Положения от 5 октября 1920 г. - Собр. Узак., 1920, № 82, ст. 396.

1. Лица, занятые в высших учебных заведениях научной работой какого бы то ни было рода, носят название научных работников.

2. Научные работники разделяются на: а) профессоров, которые ведут самостоятельные курсы или занятия, или заведуют одним из научно-учебных установлений высшего учебного заведения, б) преподавателей, которые ведут вспомогательные курсы или занятия, или же работают под руководством одного из профессоров, в) научных сотрудников, которые помогают профессорам и преподавателям, или же готовятся к самостоятельной учебной или учебно-ученой деятельности.

3. Число научных работников каждой категории, а равно их содержание определяется штатами данного высшего учебного заведения.

4. Лица, не принадлежащие к штатным профессорам и преподавателям данного высшего учебного заведения, могут быть допускаемы к преподаванию в нем на правах сверхштатных. Сверхштатные профессора и преподаватели не имеют права голоса в заседаниях предметных комиссий[11] и отделений. Они получают за читаемые ими курсы и руководимые ими практические занятия вознаграждение лишь в том случае, если эта работа поручена им по постановлению предметной комиссии, утвержденному правлением высшего учебного заведения, в виду невозможности поручить ее штатному профессору или преподавателю, в обязанности которого данная работа входит.

5. Для вступления в состав работников всех категорий (профессоров, преподавателей или научных сотрудников) не требуется никаких формальных условий, как-то: дипломов, ученой степени и т.п. Достаточность их научной подготовки определяется исключительно на основании их ученых трудов, читанных ими курсов, практической деятельности, учебных занятий и т.п.

6. Замещением всех профессорских должностей во всех высших учебных заведениях РСФСР ведает Государственный ученый совет, организующий для этой цели всероссийские конкурсы.

7. Каждое высшее учебное заведение немедленно сообщает в Государственный ученый совет через главный комитет профессионально-технического образования о каждой освободившейся профессорской должности.

8. Списки всех свободных должностей Государственный ученый совет периодически публикует в Известиях Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета, откуда их обязаны перепечатать провинциальные газеты.

9. Все, желающие выставить свои кандидатуры или рекомендовать кандидатов, направляют соответствующие заявления и сведения в Государственный ученый совет.

10. Для оценки всех выставленных кандидатур Государственный ученый совет создает ряд комиссий по отдельным предметам из идейных представителей науки и деятелей просвещения всей республики.

11. Комиссия сообщает Государственному ученому совету свое мотивированное заключение по поводу выступающих на конкурсе кандидатов, причем при разногласиях в комиссии в Государственный ученый совет представляется также мнение меньшинства или отдельных членов комиссии.

12. Через месяц после объявления конкурса прием заявлений прекращается, а через месяц после того по заслушании отзыва комиссии, а также соответственного отдела главного комитета профессионально-технического образования происходит избрание профессора в заседании той секции Государственного ученого совета (научно-технической, научно-политической и научно-педагогической), в ведении которой находится данная кафедра.

13. При баллотировке кандидатов в секции Государственного ученого совета первым баллотируется кандидат, рекомендованный предметной комиссией высшего учебного заведения, в которое данное лицо выдвигает свою кандидатуру.

Если он получает большинство голосов, то считается избранным на вакантную должность; в противном случае ставятся на баллотировку другие рассмотренные комиссией кандидаты.

14. В течение месячного срока правление того высшего учебного заведения, на кафедру которого избран кандидат, может сообщить в Народный комиссариат просвещения через соответствующий отдел главного комитета профессионально-технического образования мотивированное представление об отводе.

15. В случаях, не терпящих отлагательства, Государственному ученому совету предоставляется право по представлении соответственного отдела главного комитета профессионально-технического образования утверждать в должности профессоров кандидатов, рекомендованных предметной комиссией высшего учебного заведения, в котором имеется вакантная кафедра, или самостоятельно выставивших свои кандидатуры без объявлений конкурса и без соблюдения указанных выше сроков.

16. Замещением всех преподавательских должностей, а также должностей научных сотрудников в каждом высшем учебном заведении ведает правление высшего учебного заведения.

17. Президиум каждого факультета и совет каждого института, входящие в состав данного высшего учебного заведения, немедленно сообщают правлению высшего учебного заведения о каждой освободившейся должности преподавателя или научного сотрудника.

18. Кандидаты на преподавательские должности могут быть рекомендуемы предметными комиссиями; кандидаты на должности научных сотрудников – предметными комиссиями и советами научно-исследовательских институтов там, где таковые имеются. Кандидаты предметных комиссий и советов институтов утверждаются в должностях преподавателей и научных сотрудников правлением высшего учебного заведения.

19. В случае отсутствия рекомендованных кандидатов или в случае неутверждения их правлением высшего учебного заведения последнее может объявлять конкурс на замещение свободных должностей или непосредственно намечать лиц, пригодных к замещению указанных должностей; в случаях, предусматриваемых настоящим параграфом, окончательное утверждение в должности возможно лишь по получении подробно мотивированного отзыва о кандидате со стороны соответственной предметной комиссии или совета института.

20. Главный комитет профессионально-технического образования (совет по делам высших учебных заведений) имеет право в исключительных случаях непосредственно назначать преподавателей и научных сотрудников, запрашивая предварительно у предметных комиссий и правлений высших учебных заведений их отзыв о кандидатах, а также отменять назначения, произведенные правлением высшего учебного заведения.

21. Допущение к преподаванию на правах сверхштатного профессора и преподавателя происходит с соблюдением тех же правил, какие установлены при замещении должности штатных преподавателей.

22. Никто не может оставаться профессором более 10 лет и преподавателем более пяти лет без переизбрания.

Научные сотрудники состоят в своей должности три года; их переизбрание на дополнительный год допускается лишь в силу особо уважительных причин. Сверхштатные профессора и преподаватели допускаются к преподаванию на сроки по усмотрению правления высшего учебного заведения, но не более чем на 5 лет.

23. Отчисление профессоров и преподавателей до истечения указанных выше сроков возможно лишь по постановлению соответственной секции Государственного ученого совета. Если отчисление научных сотрудников производится правлением не по инициативе предметной комиссии или совета института, правление запрашивает их отзыв.

 

Заместитель народного комиссара по просвещению

М. ПОКРОВСКИЙ

 

Заведующий главным комитетом профессионально-технического образования

Е. ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ[12]

 


Декрет СНК. Положение о высших учебных заведениях. 3.7.1922 г.

 

1. Высшие учебные заведения имеют целью:

а) Создавать кадры специалистов по различным отраслям научно - технической деятельности.

б) Подготовлять научных работников для обслуживания деятельности научно - технических и производственных учреждений республики, в частности – для самих высших учебных заведений.

в) Распространять научные знания среди широких пролетарских и крестьянских масс, интересы которых во всей деятельности высшего учебного заведения должны стоять на первом плане.

2. Студентами высшего учебного заведения могут быть граждане обоего пола, достигшие 16-ти лет и удовлетворяющие правилам приема, установленным Народным комиссариатом просвещения. Студенты обязаны выполнять все требования учебного плана.

Примечание. Доступ в аудитории высшего учебного заведения открыт для всех граждан без различия пола, достигших 16-ти лет. 

3. Лица, занятые в высших учебных заведениях научной работой какого бы то ни было рода, носят название научных работников.

4. Научные работники разделяются на:

а) Профессоров, которые ведут самостоятельные курсы или занятия или заведуют одним из научно-учебных установлений высшего учебного заведения и избираются Государственным ученым советом.

б) Преподавателей, которые ведут вспомогательные курсы или занятия или же работают самостоятельно, но под руководством или ответственностью одного из профессоров и избираются правлением высшего учебного заведения или Государственным ученым советом по представлению главного комитета профессионально-технического образования.

в) Научных сотрудников, которые помогают профессорам и преподавателям или же готовятся к самостоятельной учебной или учебно-ученой деятельности и избираются правлением высшего учебного заведения или Государственным ученым советом по представлению главного комитета профессионально-технического образования.

Примечание. Число научных работников в каждой категории, а равно их содержание определяются штатами данного высшего учебного заведения.

5. Высшие учебные заведения открыты круглый год, но правлениям их предоставляется право делать перерыв в занятиях с таким расчетом, чтобы в общей сложности эти перерывы не превышали трех месяцев в течение года, а занятия продолжались не менее 9-ти месяцев.

Примечание. Перерывы большего размера могут быть допускаемы по постановлению Народного комиссариата просвещения.

6. Высшее учебное заведение делится на факультеты, объединяющие основные группы дисциплин, представляющие собой законченное целое в научно-учебном отношении и имеющие целью подготовку практических деятелей определенных профессий. Число факультетов в каждом высшем учебном заведении устанавливается Народным комиссариатом просвещения сообразно с местными условиями. В составе каждой высшей школы непременно должен быть рабочий факультет, имеющий целью подготовку лиц из рядов пролетариата и трудового крестьянства к научным занятиям в высших школах.

Примечание. Конструкция рабочих факультетов, а также их взаимоотношения с органами высшей школы определяются особым положением о рабочих факультетах.

7. В Высших учебных заведениях могут быть учреждаемы на основании особых положений, утверждаемых Народным комиссариатом просвещения, научно-исследовательские институты, курсы и научные ассоциации. 

Управление высшей школой 

8. Высшее учебное заведение РСФСР находится в заведывании Народного комиссариата просвещения по главному комитету профессионально-технического образования. Исключительно Народный комиссариат просвещения имеет право производить изменения высшего учебного заведения как в организации, так и в личном составе. Представители губернского исполнительного комитета и его отделов, имеющие соответствующие мандаты президиумов губернских исполнительных комитетов, могут контролировать деятельность высшего учебного заведения и, в случае замеченных неправильностей, обращаться в подлежащие органы Народного комиссариата просвещения.

9. Ближайшее заведывание и руководство как учебной, так и хозяйственной административной деятельностью высшего учебного заведения принадлежит под общим наблюдением и контролем главного комитета профессионально-технического образования правлению высшего учебного заведения.

Примечание. Порядок заведывания и руководства учебно-ученой деятельностью факультетов общественных наук там, где таковые имеются, определяется особым положением[13].

10. Дела, касающиеся не всего высшего учебного заведения, а исключительно отдельных его факультетов, подлежат ведению президиумов факультетов под общим наблюдением и контролем правления высшего учебного заведения.

11. Дела, касающиеся одной или нескольких родственных дисциплин, преподаваемых в высшем учебном заведении, подлежат ведению предметных комиссий или соответственных отделений под общим контролем и руководством президиума факультета.

12. Предметную Комиссию составляют все научные работники, принимающие участие в преподавании соответствующих дисциплин, а также представители студентов, выполняющих учебную повинность по дисциплинам данной Предметной Комиссии в количестве, равном половине научных работников. Представители от студентов избираются на основании особой инструкции.

Примечание. Число предметных комиссий определяется президиумом факультета и утверждается главным комитетом профессионально-технического образования.

13. Предметная Комиссия избирает из числа профессоров председателя. Кроме того, избирается также заместитель председателя и секретарь, составляющие вместе с председателем бюро предметной комиссии, которое утверждается правлением.

14. Ведению предметных комиссий подлежат:

а) распределение преподавателей и научных сотрудников между различными учреждениями, подведомственными предметной комиссии, для работы в них;

б) распределение курсов, читаемых по дисциплинам данной предметной комиссии, между преподавательским персоналом;

в) установление порядка контроля над выполнением студентами соответствующего учебного плана;

г) детальная разработка программ, обсуждение методов преподавания, доклады профессоров и преподавателей о способах прохождения курсов и об их результатах;

д) руководство находящимися в ведении данной комиссии вспомогательными учреждениями (лабораториями, кабинетами, музеями, библиотеками и клиниками), рассмотрение их смет;

е) предложение правлению кандидатов в преподаватели, в научные сотрудники;

ж) отзывы (подробно мотивированные) о кандидатах на преподавательские должности и должности научных сотрудников, выдвигаемых правлением высшего учебного заведения;

з) рекомендации Государственному ученому совету лиц, пригодных для замещения профессорских вакансий по дисциплинам данной предметной комиссии, причем при прочих равных условиях отдается предпочтение кандидатам, рекомендованным предметной комиссией.

15. Все постановления предметных комиссий сообщаются немедленно президиуму факультета и входят в силу, если не будут опротестованы им в недельный срок.

16. Все вопросы в предметных комиссиях разрешаются простым большинством голосов.

17. По постановлению президиума соответствующего факультета, утверждаемому главным комитетом профессионально-технического образования, на факультете могут быть образуемы отделения, соответствующие тому или иному из учебных планов; там, где произошло образование отделения, в ведение его переходит совокупность дел, предоставленных пунктами "б", "в", "г" § 14 компетенции предметных комиссий, и которыми остается их предварительное обсуждение.

18. Органом отделения является совет отделения, состоящий из всего преподавательского состава отделения и из представителей от студентов, выполняющих требования учебного плана отделения, в числе, равном половине всего преподавательского состава. Совет избирает председателя и секретаря в порядке, предусмотренном § 13. Деятельность советов отделения подчиняется правилам, установленным в § 15 и 16 Положения.

19. Органами факультета являются:

а) Совет факультета.

б) Президиум факультета.

20. В состав Совета факультета входят:

а) президиум факультета.

б) Все председатели предметных комиссий.

в) Представители от преподавательского состава факультета, избираемые на общем собрании всех профессоров, преподавателей и научных сотрудников в каждой предметной комиссии по одному на комиссию.

г) Представители от студентов, избираемые общим собранием студентов данного факультета, выполняющие требования учебного плана, в числе, равном числу предметных комиссий.

Кроме того, в совет факультета имеют право посылать своих представителей с решающим голосом Союз работников просвещения, межсоюзные профессиональные объединения из кандидатов, выдвигаемых заинтересованными в работе данного факультета профессиональными союзами по соглашению Народного комиссариата просвещения с Всероссийским центральным советом профессиональных союзов, местный отдел народного образования и главный комитет профессионально-технического образования, по одному от перечисленных учреждений.

Примечание. В тех высших технических учебных заведениях, в которых факультеты объединяют тесно связанные в преподавании и родственные между собой дисциплины, число представителей предметных комиссий, входящих в состав факультета, может быть увеличено согласно постановлению совета факультета, утвержденного главным комитетом профессионально-технического образования.

21. Председательствует в совете факультета декан.

22. Совет факультета:

а) вырабатывает общую программу деятельности факультета, согласно заданиям Народного комиссариата просвещения;

б) обсуждает вопросы, касающиеся нескольких отделений, а там, где они отсутствуют, предметных комиссий;

в) координируют деятельность отделений, а там, где они отсутствуют, отдельных предметных комиссий;

г) дает свои заключения президиуму факультета по вопросам, предусматриваемым пунктами "а" и "б" § 14;

д) дает свои отзывы по поводу кандидатов, рекомендуемых предметными комиссиями на должность профессоров, преподавателей и научных сотрудников, а также, в случае надобности, предлагает самостоятельно кандидатов на указанные должности.

Примечание. Все постановления совета факультета немедленно представляются с заключением президиума в правление высшего учебного заведения и входят в силу, если не будут опротестованы в недельный срок.

23. Все вопросы в совете факультета решаются простым большинством голосов.

24. Президиум факультета состоит из декана и двух членов президиума, назначаемых правлением. Кандидаты на должность декана и одного из членов президиума (из числа научных работников) намечаются предметными комиссиями. Кандидаты на должность третьего члена президиума намечаются в числе не менее двух студентами, входящими в состав совета факультета. Назначение должно быть утверждено главным комитетом профессионально-технического образования.

25. Правление высшего учебного заведения может сверх указанных трех членов факультетского президиума назначить еще одного или двух из лиц, входящих в состав совета факультета, но не принадлежащих ни к составу научных работников, ни к составу слушателей. Общее число членов президиума не должно однако же ни в коем случае превышать пяти.

26. Президиум факультета:

а) Руководит всей деятельностью факультета.

б) Устанавливает перед началом каждого учебного года комплект студентов факультета, подлежащих принятию, представляя свои соображения через правление высшего учебного заведения на утверждение главного комитета профессионально-технического образования.

в) Составляет и представляет правлению высшего учебного заведения общую смету факультета и всех его учреждений.

г) Назначает контрольные комиссии для проверки исполнения студентами факультета учебной повинности.

27. Декан единолично отвечает перед правлением за все происходящее на факультете и имеет право приостанавливать все постановления отделений и предметных комиссий, доводя об этом до сведения правления. В случае несогласия большинства президиума с деканом президиум может обжаловать постановление декана в правление высшего учебного заведения, но не может приостанавливать приведение его в исполнение.

28. Органами, ведающими делами всего высшего учебного заведения в целом, являются:

а) совет высшего учебного заведения и б) правление высшего учебного заведения.

29. Порядок формирования президиума и совета факультета общественных наук, а равно и их компетенция определяются особым положением.

30. Для направления всей работы высшего учебного заведения и контроля над ней не реже одного раза в триместр собирается совет высшего учебного заведения. Совет состоит из членов правления, деканов всех факультетов, представителей межсоюзных профессиональных объединений (не более пяти) из кандидатов, выдвигаемых заинтересованными в работе высшего учебного заведения профессиональными союзами по соглашению Народного комиссариата просвещения с Всероссийским Центральным советом профессиональных союзов, представителя местного губернского исполнительного комитета, представителей заинтересованных народных комиссариатов, а на местах от соответствующих отделов исполнительных комитетов по одному от каждого, представителя от местного комитета служащих, пяти представителей от профессоров, пяти от преподавателей и научных сотрудников и пяти от студентов данного высшего учебного заведения.

Профессора избирают своих представителей на общих собраниях профессоров высшего учебного заведения. В том же порядке избирают своих представителей преподаватели и научные сотрудники. Представители от студентов избираются на факультетских студенческих собраниях, причем, в случае, если число факультетов менее 5-ти, количество мест для каждого факультета определяется в зависимости от количества студентов.

Председательствует в совете председатель правления высшего учебного заведения. Заключение совета о работе высшего учебного заведения вместе с отдельными мнениями его членов, а также предположения совета о дальнейшей деятельности высшего учебного заведения в связи с заданиями, поставленными Народным комиссариатом просвещения, направляются председателем правления в главный комитет профессионально-технического образования.

31. Руководство всей научно-учебной и административно-хозяйственной сторонами жизни высшего учебного заведения осуществляется правлением под общим наблюдением и контролем главного комитета профессионально-технического образования.

32. Правление высшего учебного заведения состоит из трех или пяти человек, назначаемых Народным комиссариатом просвещения. Профессора, преподаватели и научные сотрудники, студенчество, а также заинтересованные в работе высшего учебного заведения профессиональные союзы, губернские исполнительные комитеты и губернский отдел народного образования с обстоятельной мотивировкой представляют своих кандидатов на должности членов правления через совет, который дает о всех кандидатах свои отзывы.

33. Председатель правления (ректор) назначается Народным комиссариатом просвещения из числа кандидатов на эту должность, выдвигаемых преподавательским составом высшего учебного заведения. В случае несогласия с распоряжениями ректора или с постановлением большинства правления каждый из членов правления может их обжаловать в главный комитет профессионально-технического образования, не задерживая, однако, их исполнения.

Примечание. В случае, если Народный комиссариат просвещения найдет невозможным назначить ректора из числа кандидатов, представленных преподавательским составом высшего учебного заведения, последний должен назвать других кандидатов. Если и они окажутся не удовлетворяющими требованиям Народного комиссариата просвещения, Народный комиссариат просвещения назначает ректора по своему выбору.

34. Член правления, ведающий научно-учебной частью, назначается главным комитетом профессионально-технического образования из числа профессоров данного высшего учебного заведения.

35. Правление:

а) Утверждает все постановления советов и президиумов факультетов и имеет право отменить или изменить все постановления предметных комиссий.

б) Назначает президиумы факультетов и директоров научно-исследовательских институтов, представляя кандидатуры последних на утверждение академического центра Народного комиссариата просвещения.

в) Избирает преподавателей и научных сотрудников высшего учебного заведения, представляя их на утверждение главного комитета профессионально-технического образования.

г) Немедленно доводит через главный комитет профессионально-технического образования до сведения Государственного ученого совета о незанятых кафедрах.

д) Назначает заведующих учебно-вспомогательными учреждениями, обслуживающими все высшее учебное заведение в целом.

е) Назначает и смещает всех административных служащих высшего учебного заведения.

ж) Составляет ежегодную смету высшего учебного заведения.

з) Имеет право инициативы по всем научно-учебным делам.

и) Ведет все сношения от имени высшего учебного заведения как с Народным комиссариатом просвещения, так и с другими ведомствами и учреждениями.

к) Приводит в исполнение все постановления по высшему учебному заведению Народного комиссариата просвещения и его законоуполномоченных на то органов.

Примечание 1. Заведующий основной (фундаментальной) библиотекой назначается правлением высшего учебного заведения и утверждается отделом научных библиотек академического центра, причем кандидаты могут рекомендоваться правлению библиотечным комитетом. Заведующий фундаментальной библиотекой подчиняется соответственным высшим органам Народного комиссариата просвещения только через правление высшего учебного заведения.

Примечание 2. Компетенция правления по отношению к факультетам общественных наук определяется особым положением.

36. Все члены правления назначаются на год, но главному комитету профессионально-технического образования предоставляется продлить полномочие правления еще на один год, если он найдет нужным.

Для детального обсуждения всех входящих в сферу компетенции вопросов правление высшего учебного заведения может создавать как постоянно действующие, так и временные совещания.

 

За председателя Совета Народных Комиссаров

А. ЦЮРУПА

 

За управляющего делами Совета Народных Комиссаров

В. СМОЛЬЯНИНОВ

 

Секретарь

Л. ФОТИЕВА

 

 


Декрет СНК. Положение об управлении факультетом общественных наук. 17.8.1922 г.

 

В дополнение к Постановлению Совета Народных Комиссаров о высших учебных заведениях от 3 июля 1922 г.[14] (Собр. Узак., 1922, N 43, ст. 518) Совет Народных Комиссаров постановил:

1. Общее заведывание и руководство учебно-ученой деятельностью факультета общественных наук возлагается на деканов таковых и их помощников, назначаемых главным комитетом профессионально-технического образования и ответственных непосредственно перед ними.

2. Руководство учебно-ученой деятельностью факультета общественных наук декан осуществляет при содействии совета факультета.

3. Декан факультета общественных наук имеет право приостанавливать постановления как предметных комиссий и советов отделений, так и совета факультета общественных наук, доводя о том до сведения главного комитета профессионально-технического образования, а также представлять кандидатов на должность профессоров в Государственный ученый совет и на должность преподавателей на утверждение главного комитета профессионально-технического образования.

4. Правления высших учебных заведений в случаях несоответствия распоряжениям главного комитета профессионально-технического образования и существующим законоположениям действий декана или постановлений прочих органов факультета общественных наук доводят о том до сведения главного комитета профессионально-технического образования, не приостанавливая их исполнения.

5. По всем вопросам, затрагивающим интересы факультета общественных наук, декан факультета имеет право решающего голоса в правлениях высших учебных заведений.

6. При отпуске кредитов высшим учебным заведениям главный комитет профессионально-технического образования выделяет суммы, предназначенные на нужды факультета общественных наук, закрепляя их за таковыми.

 

Заместитель председателя Совета Народных Комиссаров

А.И. РЫКОВ

 

За управляющего делами Совета Народных Комиссаров

Б. СМОЛЬЯНИНОВ

 

Секретарь

Совета Народных Комиссаров

Л. ФОТИЕВА

 

 

 

[1] См. выше Общие законы об образовании. 1917-1918.[2] Т.е. слушателей.[3] Гляссер Мария Игнатьевна (1890-1951) – чиновница. В 1918-1924 служащая секретариата СНК, до 1923 была секретарем политбюро ЦК РКП(б) и Ленина (по делам политбюро). Затем старший научный сотрудник Института Марска-Энгельса-Ленина.[4] Декрет СНК от 21.4.1921 об исправлении п. 4-го декрета о плане организации факультетов общественных наук заменял его следующим постановлением: "Историко-филологические факультеты, а равно исторические и филологические отделения факультетов общественных наук при российских университетах с 1-го июня с.г. упразднить".[5] Т.е. учебного плана.[6] Государственный ученый совет (ГУС) – руководящий научно-методический орган наркомата просвещения в 1919-1933. Возглавлялся М.Н. Покровским и фактически не подчинялся наркому А.В. Луначарскому. Утверждал учебные планы, программы и учебные пособия школ и вузов, руководил политикой в области науки и др. Постановление статьи означало отмену университетской автономии и фактический возврат к правилу Общего устава императорских российских университетов 1884 (см.) о назначении профессоров министерством.[7] Подразделение наркомата просвещения, ведавшее профессиональным образованием. Под разными названиями (до 1921 гл. комитет проф.-тех. образования, в 1921-1922 гл. управление проф.-политех. школ м вузов, затем гл. управление проф.-тех. образования) существовало в 1920-1930.[8] Предметные комиссии стали предшественницами кафедр советского и постсоветского времени.[9] Кафедра (здесь) – должность профессора.[10] Т.е. кандидатов в слушатели (очевидно, аналог современных аспирантов).[11] См. предыдущий документ.[12] Преображенский Евгений Алексеевич (1886-1937) – политический деятель и экономист. В революционном движении с 1902, с 1904 большевик. В декабре 1905 участвовал в Московском восстании. Неоднократно арестовывался, ссылался. В 1917 товарищ председателя Читинского совета. Видный деятель левых коммунистов. В 1918-1919 председатель Уральского обкома РКП(б), участвовал в подавлении восстания левых эсеров в Москве, был контужен при взятии Центрального телеграфа. Был секретарем Уфимского губкома (1920) и ЦК РКП(б) (1920-1921). С 1921 сторонник Троцкого. В 1921-1924 председатель финансового комитета СНК и ЦК, в 1921 председатель главного комитета профессионально-технического образования и вузов, в 1921-1927 член коллегии наркомата финансов. С 1923 выступал за отказ от нэпа и ускоренное развитие тяжелой промышленности за счет сельского хозяйства. Затем исключен из партии и сослан в Казахстан, в 1929 объявил о разрыве с "троцкизмом". В 1932-1933 член коллегии наркомата легкой промышленности. Расстрелян по приговору военной коллегии Верховного суда по делу "параллельного троцкистского центра". В 1988 реабилитирован.[13] См. следующий документ.[14] См. предыдущий документ.