Уголовные законы советского правительства. 1918-1921 г.
Советское уголовное законодательство этого периода являлось фрагментарным и не основывалось на единых принципах. Различные декреты издавались в ответ на потребности текущей политики или пропаганды.
В частности, предоставление советским чиновникам фактически неограниченных полномочий вызвало их массовые и масштабные злоупотребления. Поэтому один из первых советских уголовных законов устанавливал суровые наказания за взяточничество. Показательна "классовая" направленность декрета: установление повышенных наказаний не взяточникам, а взяткодателям из "имущего класса". Некоторые из уголовных законов, прежде всего постановление от 17.1.1920 г. об отмене смертной казни, являются чисто пропагандистскими документами, не имеющими отношения к реальности.
Из перечня частных декретов можно выделить постановление от 12.12.1919 г., которое представляет собой первую попытку большевиков сформулировать общие принципы уголовного права, обычно составляющие общую часть уголовного кодекса.
Декрет СНК о взяточничестве. 8.5.1918 г.
1) Лица, состоящие на государственной или общественной службе в Российской Социалистической Федеративной Советской республике (как то: должностные лица Советского правительства, члены фабрично-заводских комитетов, домовых комитетов, правлений кооперативов и профессиональных союзов и т.п. учреждений и организаций, или служащие в таковых), виновные в принятии взяток за выполнение действия, входящего в круг их обязанностей или за содействие в выполнении действия, составляющего обязанность должностного лица другого ведомства, наказываются лишением свободы на срок не менее пяти лет, соединенным с принудительными работами на тот же срок.
2) Тому же наказанию подвергаются лица: а) виновные в даче взятки и б) подстрекатели, пособники и все прикосновенные к даче взятки служащим.
3) Покушение на получение или дачу взятки наказывается, как оконченное преступление.
4) Усиливающими меру наказания за взятку обстоятельствами являются: а) особые полномочия служащего, б) нарушение служащим своих обязанностей и в) вымогательство взятки.
5) Если лицо, виновное в даче или принятии взятки, принадлежит к имущему классу и пользуется взяткой для сохранения или приобретения привилегий, связанных с правом собственности, то оно приговаривается к наиболее тяжелым, неприятным и принудительным работам, и все его имущество подлежит конфискации.
6) Настоящий декрет имеет обратную силу с тем, однако, что от преследования за дачу взятки, если таковая была произведена до издания этого декрета, освобождаются те лица, кои в течение трех месяцев со дня издания настоящего декрета заявят судебным властям о даче ими взятки.
Председатель Совета Народных Комиссаров
В. УЛЬЯНОВ (ЛЕНИН)
Управляющий делами Совета Народных Комиссаров
В. БОНЧ-БРУЕВИЧ
Постановление НКЮ. Руководящие начала по уголовному праву Р.С.Ф.С.Р. 12.12.1919 г.
Введение
Пролетариат, завоевавший в Октябрьскую революцию власть, сломал буржуазный государственный аппарат, служивший целям угнетения рабочих масс, со всеми его органами, армией, полицией, судом и церковью. Само собою разумеется, что та же участь постигла и все кодексы буржуазных законов, все буржуазное право, как систему норм (правил, формул), организованной силой поддерживавших равновесие интересов общественных классов в угоду господствующим классам (буржуазии и помещиков). Как пролетариат не мог просто приспособить готовую буржуазную государственную машину для своих целей, а должен был, превратив ее в обломки, создать свой государственный аппарат, так не мог он приспособить для своих целей и буржуазные кодексы пережитой эпохи и должен был сдать их в архив истории. Без особых правил, без кодексов, вооруженный народ справлялся и справляется со своими угнетателями. В процессе борьбы со своими классовыми врагами пролетариат применяет те или другие меры насилия, но применяет их на первых порах без особой системы, от случая к случаю, неорганизованно. Опыт борьбы, однако, приучает его к мерам общим, приводит к системе, рождает новое право. Почти два года этой борьбы дают уже возможность подвести итоги конкретному проявлению пролетарского права, сделать из него выводы и необходимые обобщения. В интересах экономии сил, согласования и централизации разрозненных действий пролетариат должен выработать правила обуздания своих классовых врагов, создать метод борьбы со своими врагами и научиться им владеть. И прежде всего это должно относиться к уголовному праву, которое имеет своей задачей борьбу с нарушителями складывающихся новых условий общежития в переходной период диктатуры пролетариата. Только окончательно сломив сопротивление повергнутых буржуазных и промежуточных классов и осуществив коммунистический строй, пролетариат уничтожит и государство как организацию насилия, и право как функцию государства. Этой задаче, задаче помочь органам советской юстиции выполнить свою историческую миссию в области борьбы с классовыми противниками пролетариата, идет навстречу Народный комиссариат юстиции, издавая настоящие руководящие начала по уголовному праву Р.С.Ф.С.Р.
I. Об уголовном праве
1) Право – это система (порядок) общественных отношений, соответствующая интересам господствующего класса и охраняемая организованной его силой.
2) Уголовное право имеет своим содержанием правовые нормы и другие правовые меры, которыми система общественных отношений данного классового общества охраняется от нарушения (преступления) посредством репрессий (наказания).
3) Советское уголовное право имеет задачей посредством репрессий охранять систему общественных отношений, соответствующую интересам трудящихся масс, организовавшихся в господствующий класс в переходный от капитализма к коммунизму период диктатуры пролетариата.
II. Об уголовном правосудии
4) Советское уголовное право в Р.С.Ф.С.Р. осуществляется органами советского правосудия (народным судом и революционным трибуналом).
III. О преступлении и наказании
5) Преступление есть нарушение порядка общественных отношений, охраняемого уголовным правом.
6) Преступление как действие или бездействие, опасное для данной системы общественных отношений, вызывает необходимость борьбы государственной власти с совершающими такие действия или допускающими такое бездействие лицами (преступниками).
7) Наказание – это те меры принудительного воздействия, посредством которых власть обеспечивает данный порядок общественных отношений от нарушителей последнего (преступников).
8) Задача наказания – охрана общественного порядка от совершившего преступление или покушавшегося на совершение такового и от будущих возможных преступлений как данного лица, так и других лиц.
9) Обезопасить общественный порядок от будущих преступных действий лица, уже совершившего преступление, можно или приспособлением его к данному общественному порядку или, если он не поддается приспособлению, изоляцией его, и, в исключительных случаях, физическим уничтожением его.
10) При выборе наказания следует иметь в виду, что преступление в классовом обществе вызывается укладом общественных отношений, в котором живет преступник. Поэтому наказание не есть возмездие за "вину", не есть искупление вины. Являясь мерой оборонительной, наказание должно быть целесообразно и в то же время совершенно лишено признаков мучительства, и не должно причинять преступнику бесполезных и лишних страданий.
11) При определении меры воздействия на совершившего преступление суд оценивает степень и характер (свойство) опасности для общежития как самого преступника, так и совершенного им деяния. В этих целях суд, во 1-ых, не ограничиваясь изучением всей обстановки совершенного преступления, выясняет личность преступника, поскольку таковая выявилась в учиненном им деянии и его мотивах и поскольку возможно уяснить ее на основании образа его жизни и прошлого, во 2-ых, устанавливает, насколько само деяние в данных условиях времени и места нарушает основы общественной безопасности.
12) При определении меры наказания в каждом отдельном случае следует различать а) совершено ли преступление лицом, принадлежащим к имущему классу, с целью восстановления, сохранения или приобретения какой-либо привилегии, связанной с правом собственности, или неимущим в состоянии голода или нужды; б) совершено ли деяние в интересах восстановления власти угнетающего класса или в интересах личных совершающего деяние; в) совершено ли деяние в сознании причиненного вреда или по невежеству и несознательности; г) совершено ли деяние профессиональным преступником (рецидивистом) или первичным; д) совершено ли деяние группой, шайкой, бандой или одним лицом; е) совершено ли деяние посредством насилия над личностью или без такового; ж) направлено ли деяние против личности или против имущества; з) обнаружены ли совершающим деяние заранее обдуманное намерение, жестокость, злоба, коварство, хитрость или деяние совершено в состоянии запальчивости, по легкомыслию и небрежности.
13) Несовершеннолетние до 14 лет не подлежат суду и наказанию[1]. К ним применяются лишь воспитательные меры (приспособления). Такие же меры применяются в отношении лиц переходного возраста 14-18 лет, действующих без разумения.
14) Суду и наказанию не подлежат лица, совершившие деяние в состоянии душевной болезни или вообще в таком состоянии, когда совершившие его не отдавали себе отчета в своих действиях, а равно и те, кто хотя и действовал в состоянии душевного равновесия, но к моменту приведения приговора в исполнение страдает душевной болезнью. К таковым лицам применяются лишь лечебные меры и меры предосторожности.
15) Не применяется наказание к совершившему насилие над личностью нападающего, если это насилие явилось в данных условиях необходимым средством отражения нападения, или средством защиты от насилия над его или других личностью, и если совершенное насилие не превышает меры необходимой обороны.
16) С исчезновением условий, в которых определенное деяние, или лицо, его совершившее, представлялись опасными для данного строя, совершивший его не подвергается наказанию.
IV. О стадиях осуществления преступления
17) Преступление считается оконченным, когда намерение совершающего преступление осуществилось до конца.
18) Покушением на преступление считается действие, направленное на совершение преступления, когда совершивший выполнил все, что считал необходимым для приведения своего умысла в исполнение, но преступный результат не наступил по причинам, от него не зависящим.
19) Приготовлением к преступлению считается приискание, приобретение или приспособление лицом, подготовляющим преступление, средств, орудий и т.п. для совершения преступления.
20) Стадия осуществления намерения совершающего преступление сама по себе не влияет на меру репрессии, которая определяется степенью опасности преступника.
V. О соучастии
21) За деяния, совершаемые сообща группою лиц (шайкой, бандой, толпой), наказываются как исполнители, так и подстрекатели и пособники. Мера наказания определяется не степенью участия, а степенью опасности преступника и совершенного им деяния.
22) Исполнителями считаются те, кто принимает участие в выполнении преступного действия, в чем бы оно ни заключалось.
23) Подстрекателями считаются лица, склоняющие к совершению преступления.
24) Пособниками считаются те, кто, не принимая непосредственного участия в выполнении преступного деяния, содействует выполнению его словом или делом, советами, указаниями, устранением препятствий, сокрытием преступника или следов преступления или попустительством, т.е. непрепятствованием совершению преступления.
VI. Виды наказания
25) В соответствии с задачей ограждения порядка общественного строя от нарушения с одной стороны, и с необходимостью наибольшего сокращения личных страданий преступника с другой, наказание должно разнообразиться в зависимости от особенностей каждого отдельного случая и от личности преступника.
Примерные виды наказания:
а) внушение,
б) выражение общественного порицания,
в) принуждение к действию, не представляющему физического лишения (напр., пройти известный курс обучения),
г) объявление под бойкотом,
д) исключение из объединения на время или навсегда,
е) восстановление, а при невозможности его возмещение причиненного ущерба,
ж) отрешение от должности,
з) воспрещение занимать ту или другую должность или исполнять ту или другую работу,
и) конфискация всего или части имущества,
к) лишение политических прав,
л) объявление врагом революции или народа,
м) принудительные работы без помещения в места лишения свободы,
н) лишение свободы на определенный срок или на неопределенный срок до наступления известного события,
о) объявление вне закона,
п) расстрел,
р) сочетание вышеназванных видов наказания.
Примечание. Народные суды не применяют смертной казни.
VII. Об условном осуждении
26) Когда преступление, по которому судом определено наказание в виде заключения под стражу, совершенно осужденным 1) впервые и при том 2) при исключительно тяжелом стечении обстоятельств его жизни, 3) когда опасность осужденного для общежития не требует немедленной изоляции его, суд может применять к нему условное осуждение, т.е. постановить о неприведении обвинительного приговора в исполнение до совершения осужденным тождественного или однородного с совершенным деяния. При повторении такого деяния, условное осуждение теряет характер условного и первоначальный приговор немедленно приводится в исполнение.
VIII. О пространстве действий уголовного права
27) Уголовное право Р.С.Ф.С.Р. действует на всем пространстве республики как в отношении ее граждан, так и иностранцев, совершивших на ее территории преступление, а равно в отношении граждан Р.С.Ф.С.Р. и иностранцев, совершивших преступления на территории иного государства, но уклонившихся от суда и наказания в месте совершения преступления и находящихся в пределах Р.С.Ф.С.Р.
Заместитель народного комиссара юстиции
П. СТУЧКА
Постановление ВЦИК и СНК об отмене применения высшей меры наказания (расстрела). 17.1.1920 г.
Разгром Юденича[2], Колчака[3] и Деникина[4], занятие Ростова, Новочеркасска, Красноярска, взятие в плен верховного правителя[5] создают новые условия борьбы с контрреволюцией. Разгром организованной армии контрреволюции подрывает в корне расчеты отдельных групп контрреволюционеров внутри Советской России свергнуть власть рабочих и крестьян путем заговора, мятежей и террористической деятельности.
В условиях самообороны Советской республики против двинутых на нее Антантой[6] контрреволюционных сил рабоче-крестьянское правительство вынуждено было прибегнуть к самым решительным мерам подавления шпионской, дезорганизаторской и мятежнической деятельности агентов Антанты и служащих ей царских генералов в тылу Красной армии.
Разгром контрреволюции вовне и внутри, уничтожение крупнейших тайных организаций контрреволюционеров и бандитов и достигнутое этим укрепление Советской власти дают ныне возможность рабоче-крестьянскому правительству отказаться от применения высшей меры наказания, т.-е. расстрелов, по отношению к врагам советской власти.
Революционный пролетариат и революционное правительство Советской России с удовлетворением констатируют, что разгром вооруженных сил контрреволюции дает им возможность отложить в сторону оружие террора. Только возобновление Антантой попыток путем вооруженного вмешательства или материальной поддержкой мятежных царских генералов вновь нарушить устойчивое положение советской власти и мирный труд рабочих и крестьян по устроению социалистического хозяйства может вынудить возвращение к методам террора, и, таким образом, отныне ответственность за возможное в будущем возвращение советской власти к жестокому методу красного террора ложится целиком и исключительно на правительства и правительствующие классы стран Антанты и дружественных ей русских помещиков и капиталистов.
Исходя из вышеизложенного, Всероссийский Центральный Исполнительный комитет и Совет Народных Комиссаров постановляют: "отменить применение высшей меры наказания (расстрелы), как по приговорам Всероссийской чрезвычайной комиссии и ее местных органов, так и по приговорам городских, губернских, а также и верховного при Всероссийском Центральном Исполнительном комитете трибуналов".
Означенное Постановление ввести в действие по телеграфу.
За председателя Всероссийского Центрального Исполнительного комитета
Л. КАМЕНЕВ[7]
Председатель Совета Народных Комиссаров
В. УЛЬЯНОВ (ЛЕНИН)
Председатель Всероссийской чрезвычайной комиссии
Ф. ДЗЕРЖИНСКИЙ[8]
Секретарь Всероссийского Центрального Исполнительного комитета
А. ЕНУКИДЗЕ
Декрет СНК о делах о несовершеннолетних, обвиняемых в общественно опасных действиях. 4.3.1920 г.
Во изменение и развитие декрета об учреждении комиссии о несовершеннолетних, обвиняемых в общественно-опасных действиях (Собр. Узак., 1918, N 16, ст. 227), Совет Народных Комиссаров постановил:
1. Суды и тюремные заключения для малолетних и несовершеннолетних упраздняются.
2. Несовершеннолетними считаются лица обоего пола, не достигшие 18-летнего возраста.
3. Дела о несовершеннолетних обоего пола до 18-ти лет, замеченных в действиях общественно-опасных, подлежат ведению комиссии о несовершеннолетних.
4. При рассмотрении дел о несовершеннолетних в возрасте 14-18 лет, если комиссией будет установлена невозможность применения к несовершеннолетнему мер медико-педагогического воздействия, дело передается комиссией в народный суд.
Примечание. Народному комиссариату юстиции вменяется в обязанность:
а) помещать означенных выше несовершеннолетних отдельно от взрослых;
б) приступить к организациям соответствующих учреждений (реформаториев) совместно с Народным комиссариатом просвещения.
5. При установлении преступного участия взрослых лиц в деле комиссия сообщает подлежащему судебному или следственному органу об обнаруженных ею признаках преступного участия указанных лиц.
6. Комиссии о несовершеннолетних образуются при Народном комиссариате просвещения и его губернских и уездных органах. Учебно- и лечебно-воспитательные учреждения находятся в ведении народных комиссариатов просвещения и здравоохранения по принадлежности.
Указанные комиссии состоят из обязательных представителей народных комиссариатов просвещения и здравоохранения (врач-психиатр) и народного суда.
Примечание: Поручить Народному комиссариату юстиции осуществить более строгий надзор за личным составом членов комиссии о несовершеннолетних и о том, как выполняется их обязанность.
7. Воспитание, обучение и лечение морально дефективных несовершеннолетних, обвиняемых в общественно-опасных действиях, являясь задачей медико-педагогической, осуществляется народными комиссариатами просвещения и здравоохранения в соответствующих лечебно-воспитательных учреждениях, куда комиссии о несовершеннолетних направляют таковых. В случае надобности такие несовершеннолетние могут быть подвергаемы особо тщательному режиму и изоляции в специальных лечебных учреждениях Народного комиссариата здравоохранения.
8. Вменяется в обязанность Народному комиссариату просвещения совместно с народными комиссариатами здравоохранения и юстиции выработать подробную инструкцию организации работы комиссии и воспитательных учреждений.
Председатель Совета Народных Комиссаров
В. УЛЬЯНОВ (ЛЕНИН)
Управляющий делами Совета Народных Комиссаров
В. БОНЧ-БРУЕВИЧ
Секретарь
Л. ФОТИЕВА
Постановление НКЮ, Народного комиссариата труда и ВЧК о воспрещении заключения под стражу осужденных за трудовое дезертирство и прочие проступки против трудовой дисциплины женщин беременных или имеющих при себе детей до 3-летнего возраста. 29.1.1921 г.
1. Осужденные за трудовое дезертирство и прочие проступки против трудовой дисциплины женщины беременные или имеющие при себе детей до 3-летнего возраста, не подвергаются заключению под стражу, взамен какового к ним применяются другие меры наказания.
Примечание. Заключение под стражу не может применяться также к перечисленным категориям женщин, привлекаемых за указанные проступки, как мера пресечения уклонения от следствия и суда.
2. Заключение под стражу матерей, привлекаемых за проступки, перечисленные в § 1-м, имеющих при себе детей от 3-х до 8-летнего возраста при отсутствии в семье другого лица, могущего ухаживать за ними, применяется лишь в самых исключительных случаях, по исчерпании всех прочих мер наказания и по выяснении возможности ухода за ребенком в отсутствие матери.
3. Настоящее Постановление обязательно для всех судебных и административных учреждений специальных органов по борьбе с трудовым дезертирством и отдельных лиц, имеющих право подвергать аресту.
4. Пункты 1-й и 2-й настоящего Постановления распространяются на беременных и матерей, привлеченных и осужденных за другие преступления, за исключением тех случаев, когда подлежащим судебным и административным учреждением оставление правонарушителей на свободе будет признано общественно-опасным.
Народный комиссар юстиции
КУРСКИЙ
Народный комиссар труда
ШМИДТ
Начальник центрального управления охраны труда Народного комиссариата труда
КАПЛУН[9]
Председатель Всероссийской чрезвычайной комиссии
КСЕНОФОНТОВ[10]
Декрет СНК о лишении свободы и о порядке условно-досрочного освобождения заключенных. 21.3.1921 г.
Принимая во внимание, что, лишая свободы лиц, признанных для советского строя опасными, судебные и административные органы Советской республики должны преследовать цель: 1) поставить таковых лиц в фактическую невозможность причинять вред и 2) предоставить им возможность исправления и приспособления к трудовой жизни.
Совет Народных Комиссаров постановляет установить следующие общие начала изоляции лиц, признанных опасными для Советской республики, и перевода их от более строгих форм изоляции к менее строгим вплоть до досрочного освобождения от наказания:
I. Установить высший предел наказания лишением свободы, а также принудительными работами без содержания под стражей в пять лет.
II. В случае применения вместо лишения свободы принудительных работ без содержания под стражей, отмечать в приговорах один из двух видов этого наказания: общественно-принудительные работы или принудительные работы по специальности.
III. Обязать все судебные учреждения указывать в приговорах о лишении свободы, подлежит ли осужденный более строгой или менее строгой изоляции.
IV. Установить нижеследующий порядок условно-досрочного освобождения заключенных, осужденных по приговорам народных судов и революционных трибуналов.
1) Условно-досрочное освобождение выражается либо в полном освобождении от наказания, либо в сохранении принудительных работ без содержания под стражей на весь остающийся срок его или часть его.
2) Ходатайство о досрочном освобождении может быть возбуждено самим лишенным свободы, его близкими, организациями, учреждениями и должностными лицами не ранее отбытия заключенным половины срока наказания. Судебные учреждения не имеют права возбуждать вопрос о досрочном освобождении.
3) Право предоставления к досрочному освобождению ранее половины срока имеют лишь губернские распределительные комиссии.
4) Ходатайства направляются: а) в народный суд или революционный трибунал, постановивший приговор, если лишенный свободы отбывает наказание в районе им подведомственном; б) в народный суд или в революционный трибунал по месту отбывания наказания, если место это находится в другом районе.
Примечание. При рассмотрении ходатайства по месту отбытия наказания должно быть затребовано подлинное дело.
5) Ходатайство о досрочном освобождении рассматривается народным судом или революционным трибуналом не позже чем в месячный срок со дня поступления в открытом судебном заседании, с вызовом как самого отбывающего наказание, так и лиц или представителей учреждений, возбудивших ходатайство об его освобождении, причем неявка кого-либо из них не останавливает рассмотрения дела.
6) Во всех случаях рассмотрения ходатайств о досрочном освобождении обязательно присутствие в качестве эксперта представителя губернской распределительной комиссии.
7) Если досрочно освобожденный совершит в течение неотбытого срока наказания такого же рода преступление, то он немедленно до постановления нового приговора лишается свободы по постановлению судебного или следственного органа. Назначаемый судебными органами срок по новому приговору лишения свободы или принудительных работ без содержания под стражей не может быть менее того срока, на который первоначально было сокращено наказание, а по совокупности не должен превышать пяти лет со дня нового приговора.
Председатель Совета Народных Комиссаров
В. УЛЬЯНОВ (ЛЕНИН)
Управляющий делами Совета Народных Комиссаров
Н. ГОРБУНОВ
Секретарь
Л. ФОТИЕВА
Декрет СНК об ограничении прав по судебным приговорам. 5.5.1921 г.
Совет Народных Комиссаров постановил:
1. При вынесении обвинительных приговоров по делам о контрреволюции, убийстве, разбое, причинении тяжких ран и увечий, поджоге, грабеже, краже, мошенничестве, самозванстве, вымогательстве, присвоении, растрате, скупке заведомо краденого, ростовщичестве, спекуляции в виде промысла, взяточничестве, подлоге, подделке денежных знаков, изнасиловании, растлении малолетних, профессиональном сводничестве и содержании притонов разврата народные суды и революционные трибуналы в зависимости от обстоятельств дел и личности обвиняемого определяют: признается ли осужденный опороченным по суду и подлежащим вследствие этого ограничению в правах.
2. Ограничение прав обнимает собой: а) лишение активного и пассивного избирательного права в местные советы (Осн. Зак., ст. 64, Собр. Узак., 1918, № 51[11]), б) лишение активного и пассивного избирательного права в союзные и другие организации, в) лишение права занимать ответственные должности в советских, общественных учреждениях и организациях, а равно быть заседателем в народном суде, защитником на суде и поручителем, г) лишение орденов красного и трудового знамени и других знаков отличия и почетных званий.
Примечание. Лишение орденов красного и трудового знамени должно быть утверждено президиумом Всероссийского Центрального Исполнительного комитета.
3. В приговоре об ограничении в правах суд указывает срок такового ограничения, каковой однако не может превышать пяти лет.
4. Лица определенных профессиональных занятий, требующих предварительного долговременного изучения (напр., врачи, инженеры, техники, дантисты, фармацевты, акушерки), в случае проявленного ими тяжкого нарушения профессиональных обязанностей, свидетельствующих о несоответствии их нравственного уровня или профессиональных познаний присвоенному им специальному званию, могут быть приговариваемы к лишению права заниматься своей специальностью.
Примечание. Восполнение профессиональных познаний дает основание осужденному к возбуждению перед подлежащим судом ходатайства о допущении к занятию по специальности не иначе однако, как через подлежащий народный комиссариат.
5. Условное ограничение прав не допускается, но досрочное освобождение от права ограничения возможно на общих основаниях (Собр. Узак., 1921, N 22, ст. 138).
6. Судебный приговор в части, касающейся ограничения прав, может быть обжалован отдельно от остальных частей приговора в порядке и срок, установленные для обжалования приговоров.
Председатель Совета Народных Комиссаров
В. УЛЬЯНОВ (ЛЕНИН)
Управляющий делами Совета Народных Комиссаров
Н. ГОРБУНОВ
Секретарь
Л. ФОТИЕВА
Декрет ВЦИК и СНК о мерах борьбы с хищениями из государственных складов и должностными преступлениями, способствующими хищениям. 1.6.1921 г.
В целях борьбы с усилившимися хищениями с государственных складов и борьбы с должностными преступлениями лиц, способствующих по своему служебному положению указанным хищениям, Всероссийский Центральный Исполнительный комитет и Совет Народных Комиссаров постановляют:
1. Всем губернским революционным трибуналам, военным трибуналам и военно-железнодорожным трибуналам, располагающим высшей мерой наказания, а там, где этого нет – военным отделениям трибуналов, в отношении лиц:
а) работающих в органах снабжения, распределения и заготовки и производства и уличенных заведомо в незаконном отпуске товаров;
б) сотрудников складов, баз и распределителей за заведомо незаконный отпуск товаров, за содействие их хищению и за непринятие мер воспрепятствования хищению;
в) лиц административного и складского персонала промышленных предприятий за расхищение предметов их производства и сокрытия в целях хищения от учета;
г) лиц, охраняющих складские помещения, за содействие хищениям из них и умышленное невоспрепятствование хищениям;
д) лиц, получающих заведомо незаконным путем товары из государственных складов, баз, распределителей и заводов, мельниц и ссыпных пунктов в целях спекуляции и посредников в таком получении;
е) лиц, виновных в массовой скупке, продаже и перепродаже товаров, полученных заведомо для них незаконным путем;
ж) лиц, руководящих пошивочными и обмундировочными мастерскими, артелями и кооперативами, расхищающими предоставленные им государственными органами материалы;
з) лиц, руководящих как государственными, так и частными предприятиями, уличенных в расхищении товаров и материалов, предоставленных им государственными органами для исполнения государственных заказов;
и) лиц, уличенных в хищении товаров при транспортировании их сухопутным, водным и гужевым путем,
установить, как общее правило, применение строгой изоляции на срок не ниже трех лет и высшей меры наказания при отягчающих обстоятельствах (многократность вменяемых деяний, массовый характер хищения, ответственность занимаемой должности и т.д.).
2. Предложить кассационному трибуналу Всероссийского Центрального Исполнительного комитета предписать всем революционным трибуналам рассмотрение дел указанной категории вне всякой очереди в порядке упрощенного производства, т.-е. без допущения защиты и свидетелей, в порядке ст. ст. 14, 17, 19 и 20 основного Положения о Трибуналах (Собр. Узак., 1920, № 22-23, ст. 115), если только вызов упомянутых свидетелей не требуется исключительной сложностью дела или противоречивостью имеющихся показаний таковых.
3. Предложить всем губернским исполнительным комитетам и их президиумам в порядке предоставленных им постановлением Всероссийского Центрального Исполнительного комитета от 22 мая 1920 г. (Собр. Узак., 1920, № 48, ст. 214) прав не пропускать кассационных жалоб и ходатайств о помиловании по вышеуказанным категориям преступлений, обращая приговор к исполнению в течение 24-х часов по его вынесению.
4. В качестве единственного признака, допускающего отступления от вышеизложенных правил рассмотрения дел упомянутых категорий как для трибуналов, так и губернских исполнительных комитетов установить социальное происхождение и классовую принадлежность привлекаемых и осужденных лиц, с тем, чтобы в отношении лиц пролетарского и полупролетарского происхождения суровость репрессии ослаблялась, в отношении же должностных лиц и представителей спекулятивного мира осуществлялась бы со всей неукоснительностью и последовательностью.
5. Обязать кассационный трибунал регулярными отчетами о деятельности подведомственных им трибуналов в этом отношении, направляемыми не менее двух раз в месяц в президиум Всероссийского Центрального Исполнительного комитета и Народный комиссариат юстиции.
Председатель Всероссийского Центрального Исполнительного комитета
М. КАЛИНИН
Председатель Совета Народных Комиссаров
В. УЛЬЯНОВ (ЛЕНИН)
Секретарь Всероссийского Центрального Исполнительного комитета
А. ЕНУКИДЗЕ
Декрет ВЦИК и СНК о порядке наложения административных взысканий. 23.6.1921 г.
1) Административные взыскания налагаются на граждан за нарушение обязательных постановлений местной власти; в уездных городах административные взыскания налагаются президиумом уездных исполнительных комитетов, в губернских – коллегиями губернских отделов управления.
2) Президиум уездных исполнительных комитетов и коллегии губернских отделов управления в праве налагать в административном порядке следующие наказания:
а) лишение свободы сроком до 2-х недель,
б) назначение на принудительные работы без лишения свободы сроком до 1-го месяца,
в) штраф не свыше 50.000 руб. и
г) назначение вместо неисполненной повинности другой, или наложение штрафа в размере, не превышающем пятикратной стоимости оплачиваемых по вольным ценам работ, подлежащих выполнению в порядке повинности.
3) Постановление о наложении административных взысканий обязательно заносится в протокол с указанием, какие именно лица, на основании каких данных, за какое деяние и к какому именно наказанию приговариваются; постановление это сообщается лицу, на которое наложено взыскание, в письменной форме.
4) Привлечение к ответственности в административном порядке допускается лишь в течение одного месяца со дня совершения проступка, после какового срока дело может быть возбуждено лишь в порядке судебном.
5) Лицо, привлеченное за совершение какого-либо проступка к судебной ответственности, не может подлежать за то же деяние наказанию в административном порядке. Равным образом судебные учреждения не могут принимать к своему рассмотрению дел, по которым состоялось постановление о наложении на виновных кар в административном порядке, если не будут обнаружены новые обстоятельства, требующие судебного разбирательства.
6) Постановления о наложении административных взысканий подлежат обжалованию в следующем порядке: постановления президиума уездного исполнительного комитета и коллегии губернского отдела управления – в президиум губернского исполнительного комитета, а постановления губернского исполнительного комитета – в президиум Всероссийского Центрального Исполнительного комитета.
Примечание. Подача жалобы не приостанавливает приведения постановления об административном взыскании в исполнение.
7) Незаконное и неосмотрительное наложение административных взысканий влечет за собой не только отмену постановлений о взыскании, но и предание виновных в том должностных лиц суду как по почину отдельных граждан, так и в порядке надзора.
8) Действие настоящего декрета не распространяется на органы, налагающие взыскания в особо установленном порядке (чрезвычайные комиссии, дисциплинарные товарищеские суды, комиссии по борьбе с трудовым дезертирством, губернские и уездные продовольственные комиссары и т.п.), а равно на местности, объявленные на военном положении.
Примечание. В случае нарушения лицами, состоящими на военной службе, обязательных постановлений местной власти при исполнении ими служебных обязанностей, местная власть налагает административное взыскание через соответствующего начальника согласно Устава Рабоче-крестьянской красной армии.
Председатель Всероссийского Центрального Исполнительного комитета
М. КАЛИНИН
Председатель Совета Народных Комиссаров
В. УЛЬЯНОВ (ЛЕНИН)
Секретарь Всероссийского Центрального Исполнительного комитета
А. ЕНУКИДЗЕ
Декрет СНК о борьбе со взяточничеством. 16.8.1921 г.
В изменение декрета о взяточничестве от 8 мая 1918 г. (Собр. Узак., 1918, № 35, ст. 467) Совет Народных Комиссаров постановил:
1. Караются лишением свободы с конфискацией имущества или без таковой лица, которые, состоя на государственной, союзной[12] или общественной службе, лично или через посредника получили или пытались получить в каком бы то ни было виде взятку за выполнение в интересах дающего взятку какого-либо действия, входящего в круг их служебных обязанностей.
2. Усиливающими меру наказания за взятку обстоятельствами являются: а) особые полномочия должностного лица, б) нарушение служащими обязанностей службы, в) вымогательство взятки.
3. Карается лишением свободы с конфискацией имущества или без таковой посредничество в совершении означенного в первом пункте преступления, а равно укрывательство взяточников.
4. Лицо, давшее взятку, не наказывается, если оно своевременно заявит о вымогателе взятки или окажет содействие раскрытию дела о взяточничестве.
Председатель Совета Народных Комиссаров
В. УЛЬЯНОВ (ЛЕНИН)
За управляющего делами Совета Народных Комиссаров
В. СМОЛЬЯНИНОВ
Секретарь Л. ФОТИЕВА
Постановление СНК о наказаниях за ложные доносы. 24.11.1921 г.
Совет Народных Комиссаров постановил:
1. Карается по суду лишением свободы на срок не менее одного года заведомо ложный донос органу судебной или следственной власти о совершении определенным лицом преступного деяния.
2. Карается по суду лишением свободы на срок не менее одного года ложное показание, данное свидетелем, экспертом или переводчиком при производстве дознания, следствия или судебного разбирательства по делу.
Примечание. Мера наказания усиливается на срок не менее двух лет при установлении: а) ложности обвинения в тяжком преступлении; б) корыстных мотивов доноса или показания; в) искусственного создания доказательства обвинения.
3. Карается по суду лишением свободы на срок не менее одного года заведомо ложное сообщение в письменном заявлении государственному учреждению или должностному лицу или в ответе на официальный запрос государственного учреждения или должностного лица о фактах или данных, касающихся деятельности государственных учреждений, должностных лиц, а также касающихся запрашиваемых сведений.
Председатель Совета Народных Комиссаров
В. УЛЬЯНОВ (ЛЕНИН)
Управляющий делами Совета Народных Комиссаров
Н. ГОРБУНОВ
Секретарь Л. ФОТИЕВА
Постановление СНК о борьбе с контрабандой. 8.12.1921 г.
Совет Народных Комиссаров постановил:
1. Образовать при Всероссийской чрезвычайной комиссии Центральную комиссию по борьбе с контрабандой из представителей Всероссийской чрезвычайной комиссии, Революционного военного совета республики и Народного комиссариата внешней торговли.
2. При особых отделах Всероссийской чрезвычайной комиссии по охране границ образовать комиссии по борьбе с контрабандой из представителей местных органов Всероссийской чрезвычайной комиссии, военного ведомства и таможенного контроля под председательством первого.
3. На указанные комиссии возлагается ближайшее наблюдение за деятельностью органов, охраняющих границу по борьбе с контрабандой и принятие чрезвычайных мер в нужных случаях. В осуществление этого комиссиям предоставляется:
а) наблюдение за фактическим проведением местными органами борьбы с контрабандой;
б) выделение и направление для рассмотрения в губернских революционных трибуналах дел об особых видах контрабанды, как то: вооруженная контрабанда, занятие контрабандой в виде промысла, контрабанда, осуществляемая должностными лицами, провоз за границу предметов, перечисленных в ст. 10 декрета Совета Народных Комиссаров от 17 октября 1921 г. (Собр. Узак., 1921, N 70, ст. 564).
4. Революционные трибуналы рассматривают поступающие к нему дела о контрабанде в порядке, предусмотренном декретом Совета Народных Комиссаров от 1 июня 1921 г. о борьбе с хищениями (Собр. Узак., 1921, № 49, ст. 262[13]), и должны применить, как общее правило, лишение свободы со строгой изоляцией на срок не менее 3-х лет и высшую меру наказания при отягчающих обстоятельствах.
5. Учреждаемые комиссии по борьбе с контрабандой своего аппарата не создают, а пользуются аппаратом соответствующих органов.
За председателя Совета Народных Комиссаров
А. ЦЮРУПА
Управляющий делами Совета Народных Комиссаров
Н. ГОРБУНОВ
Секретарь Л. ФОТИЕВА
[1] В Российской империи уголовная ответственность наступала с 10 лет.[2] Юденич Николай Николаевич (1862-1933) – российский военачальник, генерал от инфантерии (1915). Сын служащего (директора землемерного училища). Участвовал в русско-японской войне, командовал бригадой, дважды был ранен. В I мировой войну был начальником штаба Кавказской армии, командовал корпусом и группой войск. Командующий Кавказской армией (1915-1917) и главнокомандующий Кавказским фронтом (1917). Одержал ряд побед над превосходящими силами турок. В 1919-1920 главнокомандующий Северо-западной армией белых, в 1919 одновременно военный министр Северо-западного правительства. Дважды наступал на Петроград, но потерпел поражение. Эмигрировал.[3] Колчак Александр Васильевич (1874-1920) – российский военачальник, адмирал (1918). Сын морского офицера. В 1900-1904 участвовал в нескольких полярных экспедициях (с 1903 в качестве начальника). Участвовал в русско-японской войне, командовал миноносцем и береговой батареей. С 1906 служил в Морском генштабе, активно участвовал в восстановлении флота. В 1914-1915 флаг-капитан командующего Балтийском флотом, в 1915-1916 начальник его минной дивизией. Расставленные под руководством Колчака минные заграждения обеспечили защиту российского побережья от нападений германского флота. В 1916-1917 командовал Черноморским флотом, обеспечил его господство на Черном море. В 1918 военный и морской министр Всероссийского временного правительства (Уфимской директории), в 1918-1920 верховный правитель белой России и верховный главнокомандующий ее войсками. Не смог ни установить твердую власть на непосредственно подчиненном ему Востоке России, ни объединить действия всех белых армий. Был разбит большевиками, захвачен ими в плен и расстрелян.[4] Деникин Антон Иванович (1872-1947) – российский военачальник, генерал-лейтенант (1916). Сын офицера из крепостных. Участвовал в русско-японской войне (штабной офицер). В I мировую генерал-квартирмейстер армии (1914), командир бригады (1914-1915), начальник дивизии (1915-1916) и командир корпуса (1916-1917) на Юго-Западном и Румынском фронтах. В 1917 начальник штаба верховного главнокомандующего, главнокомандующий Западным и Юго-Западным фронтами. С конца 1917 в Добровольческой армии, начальник дивизии, помощник командующего и командующий армией (1918), главнокомандующий Вооруженными силами Юга России (1918-1920). Одержал ряд побед над превосходящими силами красных, но в итоге был разбит ими. Эмигрировал.[5] Новочеркасск был взят красными 7.1, Ростов-на-Дону – 10.1.1920 г. В Красноярске 23.12.1919 произошло восстание против белых, повстанцы удерживали город до подхода красных 7.1.1920 г. Колчак (4.1 сложивший полномочия верховного правителя)15.1.1920 был выдан захватившему власть в Иркутске эсеровскому Политцентру, 21.1 был передан им большевикам.[6] Антанта (фр. Entente – Согласие) – сложившийся в 1904-1907 (формально в 1914) военно-политический союз Франции, России и Великобритании, существовавший до 1917 г. Стала основой антигерманской коалиции в I мировую войну. Большевистская пропаганда объявляла белых агентами этой коалиции.[7] Каменев Лев Борисович (наст. фамилия Розенфельд, 1883-1936) – политический деятель. С 1901 социал-демократ, с 1903 большевик. Арестовывался и ссылался. В 1914 руководил газетой "Правда" и большевистской фракцией IV Государственной думы, после ареста заявил о несогласии с пораженческими лозунгами Ленина. В 1917 возглавлял правое крыло партии, выступал против применения насилия и за совместные действия с другими социалистами. В частности, в октябре голосовал и выступал против восстания. С 26.10 по 4.11.1917 председатель ВЦИК, добивался создания коалиции всех социалистических партий, подал в отставку по требованию руководства партии. С 1918 член президиума ВЦИК (с 1923 ЦИК СССР), в 1918-1926 председатель Моссовета, в 1922-1926 заместитель председателя СНК РСФСР и (с 1923) СССР, в 1924-1926 председатель Совета труда и обороны СССР. В 1922-1925 входил в состав руководящей "тройки", председательствовал на заседания политбюро ЦК партии. В 1925 один из лидеров "новой оппозиции". В 1926 нарком торговли, в 1926-1927 полпред в Италии. В 1927 исключен из партии и сослан в Калугу, вскоре "покаялся", был освобожден и восстановлен в партии. В 1932 вновь исключен и сослан за недонесение о "Союзе марксистов-ленинцев". Расстрелян по приговору военной коллегии Верховного суда по делу "Объединенного троцкистско-зиновьевского центра". В 1988 реабилитирован.[8] Дзержинский Феликс Эдмундович (1877-1926) – государственный деятель. С 1895 в социал-демократическом движении, видный деятель СДКПЛ, неоднократно арестовывался и ссылался. Во время русско-японской войны организовывал рабочие бунты и диверсии. С марте 1917 большевик. Член Петроградского ВРК, руководил захватом главных почтампа и телеграфа. Член президиума ВЦИК и ЦИК СССР. С 1917 председатель ВЧК (ГПУ, ОГПУ). Категорически возражал против ограничения ее полномочий, руководитель массового красного террора. В начале 1918 "левый коммунист", при решающем голосовании в ЦК большевиков под давлением Ленина воздержался, в результате чего решение о заключении мира было принято. Также был наркомом внутренних дел (1919-1923), заместителем председателя Ревкома Польши (1920), наркомом путей сообщения РСФСР и СССР(1921-1924), председателем ВСНХ СССР (с 1924). В 1920-е руководил ликвидацией массовой беспризорности, был инициатором создания спортивного общества "Динамо". Во внутрипартийной борьбе поддерживал правящее большинство, выступал за сохранение нэпа.[9] Каплун Сергей Ильич (1897-1942) – чиновник и ученый. В 1918-1927 служил в наркомате труда. Один из основных авторов Кодекса законов о труде 1922 г. (см.). Создатель и первый директор (1927-1932) НИИ охраны труда.[10] Ксенофонтов Иван Ксенофонтович (1884-1926) – политический деятель. Большевик с 1903. Неоднократно арестовывался. В 1912-1914 секретарь профсоюза водопроводчиков Московского промышленного района. Участник I мировой войны (телеграфист штаба армии). В 1917 председатель исполкома Несвижского совета и Несвижского комитета большевиков, затем Слуцкого совета. Член ВЦИК. Депутат Учредительного собрания, участвовал в его работе. С 1917 служил в ВЧК, в 1919-1921 заместитель ее председателя, в 1921-1924 управляющий делами ЦК РКП(б), с 1925 заместитель наркома социального обеспечения. [11] См. Конституция РСФСР 1918 г.[12] Т.е. профсоюзной.[13] см. выше.