Законы об административном делении Советской России. 1918-1919 гг.
Первый предлагаемый документ является ярким примером раннего советского конституционализма. Он предоставляет соответствующим Советам право собственной властью менять территориальное деление страны, лишь уведомляя об этом центральное правительство.
Два последних закона направлено на усиление централизации. Особенно далеко в этом направлении идет последний документ, устанавливающий необходимость согласия НКВД на изменение границ не только губерний, но и уездов и даже волостей.
Декрет СНК о порядке изменения границ губернских, уездных и проч. 27.1.1918 г.
1. Вопросы об изменении границ губерний, уездов и волостей разрешаются всецело местными советами рабочих, крестьянских и солдатских депутатов.
2. При отходе частей одной губернии или области к другой возникающие технические вопросы и недоразумения разрешаются смешанными комиссиями заинтересованных губернских советов или съездов их.
3. Такой же порядок соблюдается и при изменении границ одного уезда за счет другого, или одной волости за счет другой.
4. Области, губернии, уезды и волости могут также разделяться на части, образуя новые административные или экономические единицы.
5. О всех подобных изменениях сообщаются подробные данные Народному комиссариату по внутренним делам.
Председатель Совета Народных Комиссаров
В. УЛЬЯНОВ (ЛЕНИН)
Народные Комиссары
ПЕТРОВСКИЙ
А. ШЛЯПНИКОВ
В. ТРУТОВСКИЙ
Управляющий делами Совета Народных Комиссаров
БОНЧ-БРУЕВИЧ
Декрет наркомата по делам национальностей о Татаро-Башкирской советской республике. 22.3.1918 г.
Исходя из принципа национального самоопределения трудовых масс, утвержденного 3-м Всероссийским съездом советов, Народный комиссариат по делам национальностей в согласии с комиссариатом по делам мусульман Средней России выработал следующее положение о Татаро-Башкирской советской республике:
1) Территория Южного Урала и Среднего Поволжья объявляется Татаро-Башкирской советской республикой Российской советской федерации.
2) При определении границ в основу кладется проект, разработанный башкирскими и татарскими революционными организациями (вся Уфимская губ., башкирская часть Оренбургской губ., Казанская губ. за исключением чувашско-черемисской части и прилегающие мусульманские части Пермской, Вятской, Симбирской и Самарской губерний). Окончательное установление границ республики предоставляется Учредительному съезду советов этой республики.
3) Политическое и экономическое взаимоотношение западной части республики и Башкирдистана определяется Учредительным съездом советов Татаро-Башкирской республики.
4) Организация комиссии по созыву Учредительного съезда советов поручается комиссариату по делам мусульман Средней России.
Народный комиссар по делам национальностей
И. ДЖУГАШВИЛИ-СТАЛИН
Комиссар по делам мусульман Средней России
мулла НУР-ВАХИТОВ[1]
Члены Комиссариата
МАНАТОВ[2]
ИБРАГИМОВ[3]
Декрет ВЦИК об областных объединениях. 23.12.1918 г.
1. Впредь до коренного пересмотра административного деления Советской республики сохраняются уездные, губернские и областные центры.
Примечание. Областные органы Центральной промышленной области (Московской области)[4] упраздняются немедленно.
2. Центральный Исполнительный комитет утверждает областные объединения на Урале, на Западе и на Севере.
3. В состав этих объединений входят: Уральско-областного объединения губернии: Пермская, Вятская, Уфимская и Оренбургская[5]; Западно-областного объединения губернии: Смоленская, Могилевская, Витебская, Минская и Гродненская[6]; Северного областного объединения губернии: Петроградская, Олонецкая, Псковская, Новгородская, Архангельская, Вологодская, Северо-Двинская и Череповецкая[7].
Примечание. Губернские съезды советов рабочих и крестьянских депутатов могут постановлять о своем выходе из областного объединения и представлять свои постановления на утверждение президиума Всероссийского Центрального Исполнительного комитета.
4. Основная задача областных объединений заключается в быстром, неуклонном проведении в жизнь всех предначертаний центральной советской власти. Областные объединения являются подсобными к центру органами на местах.
5. Центральные учреждения (Всероссийский Центральный Исполнительный комитет, Совет Народных Комиссаров, народные комиссариаты) сносятся с местами или через областные объединения, или непосредственно, уведомляя в последнем случае о каждом своем распоряжении областной центр.
Примечание. Организационные всероссийские объединения, имеющие специальные конструкции в области соподчинения и сношения, действию этого параграфа не подлежат.
6. Местные советские учреждения сносятся с центром через областные объединения. Местные советские учреждения могут сноситься с центром и непосредственно, уведомляя одновременно область.
7. Областные центры ведут работу на местах через губернские центры.
8. Все распоряжения, циркуляры общероссийского значения сообщаются одновременно областным, губернским и уездным центрам.
9. Учреждения и предприятия, имеющие общероссийское значение, находятся всецело в ведении центральных советских учреждений.
10. В месте пребывания областного исполнительного комитета губернский исполнительный комитет данной губернии и его отделы сливаются с областным исполнительным комитетом и его отделами.
11. Областные исполнительные комитеты сохраняют следующие отделы, впредь до окончательного разрешения вопроса о последних Всероссийским Центральным Исполнительным комитетом:
1) управления, 2) чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией, 3) финансов, 4) труда, 5) юстиции, 6) просвещения, 7) земледелия, 8) совет народного хозяйства, 9) народного продовольствия (снабжения).
12. Заведующие областными отделами утверждаются соответствующими народными комиссариатами.
13. Заведующие областными отделами имеют право принимать участие в заседаниях коллегий народных комиссариатов с совещательным голосом.
Всероссийский Центральный Исполнительный комитет поручает всем народным комиссариатам созвать совещание из представителей областных отделов для разрешения всех вопросов, связанных с существованием и функциями областных отделов, и представить выработанные положения на утверждение Всероссийского Центрального Исполнительного комитета.
Председатель Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета
Я. СВЕРДЛОВ
Секретарь Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета
В. АВАНЕСОВ
Декрет СНК о порядке разрешения вопросов об изменении границ губерний, уездов и волостей. 15.7.1919 года
Во изменение декрета Совета Народных Комиссаров от 27 января 1918 года (Собр. Узак., 1918, № 21, ст. 318), Совет Народных Комиссаров постановляет:
Вопрос об изменении границ губерний, уездов и волостей разрешается по представлению местных губернских советов депутатов народным комиссариатом внутренних дел.
При изменении границ волостей местные советы должны обращать особенное внимание на сокращение излишнего числа волостей путем слияния мелких волостей в одну волость, принимая среднее население волости в 10.000 чел.
Председатель Совета Народных Комиссаров
В. УЛЬЯНОВ (ЛЕНИН)
Управляющий делами Совета Народных Комиссаров
В. БОНЧ-БРУЕВИЧ
Секретарь
Л. ФОТИЕВА
[1] Вахитов Мулланур Муллазянович (1885-1918) – политический деятель. С 1899 входил в революционные кружки. В 1917 создал в Казани мусульманский социалистический комитет, был близок к левым эсерам. В октябре 1917 член Казанского ВРК, участвовал в установлении в Казани советской власти. Избран в Учредительное собрание от мусульманских социалистов, участвовал в его работе. С января 1918 комиссар по делам мусульман Средней России. Автор положения о Татаро-Башкирской республике. С июня 1918 чрезвычайный комиссар по продовольствию в Поволжье. В августе 1918 прибыл в Казань для мобилизации татар против белых. После взятия ими города расстрелян солдатами Народной армии.[2] Манатов Шариф Ахметзянович (1887-1936) – политический деятель. В 1917 меньшевик-интернационалист, в том же году стал одним из лидеров башкирских федералистов. С июля 1917 председатель Башкирского областного шуро (совета). В октябре-ноябре 1917 поддерживал полковника А.И. Дутова. Член Учредительного собрания. После его роспуска провел с Лениным успешные переговоры об автономии Башкирии. В 1918-1919 заместитель комиссара по делам мусульман Средней России, с мая 1918 большевик. В 1919-1920 занимался созданием турецкой компартии. Затем был полпредом наркомнаца в Башкирии, ее представителем при Наркомнаце, занимался научной и преподавательской работой. В 1935 был исключен из ВКП(б) и уволен от должности и.о. профессора Киргизского пединститута.[3] Ибрагимов Галимджан Гирфанович (1887-1938) – татарский писатель и политический деятель. С 1912 участвовал в революционном движении. Член Учредительного собрания, избран по списку татарских эсеров, участвовал в работе Собрания, покинул заседание вместе с большевиками и левыми эсерами. В 1918 входил в комиссариат по делам мусульман Средней России при наркомнаце. В последующем продолжал литературную и преподавательскую работу, считается создателем татарского литературного языка. Герой труда (1932). В 1937 арестован, умер в тюремной больнице от туберкулеза. В 1955 реабилитирован.[4] Московская обл. (здесь) – существовавшая в декабре 1917 – декабре 1918 административно-территориальная единица, включавшая Московскую, Владимирскую, Калужскую, Костромскую, Курскую, Нижегородскую, Орловскую, Рязанскую, Смоленскую (до весны 1918), Тамбовскую, Тверскую, Тульскую и Ярославскую губернии. Ее власти, в которых имели значительное представительство левые коммунисты и левые эсеры, стремились действовать независимо от СНК. [5] Уральская область в составе перечисленных губерний существовала в мае 1917 – январе 1919. Первое время объединяла лишь советы этих губерний, после октябрьского переворота стала административно-территориальной единицей. Прекратила существование из-за оккупации ее территории белыми.[6] Западная область существовала в марте 1917 – январе 1919. Затем на ее основе была создана Белоруссия. [7] Северная область существовала с весны 1918 до февраля 1919. Упразднена главным образом из-за стремления ее руководителя Г.Е. Зиновьева к излишней самостоятельности.