Законы об аннулировании государственного долга России. 1918 г.
Вскоре после захвата власти отказались платить все внешние и внутренние долги России. Основной причиной этого было стремление ухудшить положение иностранных правительств и отечественных состоятельных классов в видах ускорения мировой революции.
Декрет ВЦИК об аннулировании государственных займов. 21.1.1918 г.
1. Все государственные займы, заключенные правительствами российских помещиков и российской буржуазии, перечисленные в особо публикуемом списке, аннулируются (уничтожаются) с декабря 1917 года. Декабрьские купоны названных займов оплате не подлежат.
2. Равным образом аннулируются все гарантии, данные названными правительствами по займам различных предприятий и учреждений.
3. Безусловно и без всяких исключений аннулируются все иностранные займы.
4. Краткосрочные обязательства и серии государственного казначейства остаются в силе. Проценты по ним не уплачиваются, а самые их облигации имеют хождение наравне с кредитными билетами.
5. Малоимущие граждане, владеющие аннулируемыми государственными бумагами внутренних займов на сумму не свыше 10.000 рублей (по номинальной стоимости), получают взамен именные свидетельства нового займа Российской Социалистической Федеративной Советской республики на сумму, не превышающую 10.000 рублей. Условия займа будут определены особо.
6. Вклады в государственные сберегательные кассы и проценты по ним неприкосновенны. Все облигации аннулируемых займов, принадлежащие сберегательным кассам, заменяются книжным долгом Российской Социалистической Федеративной Советской республики.
7. Кооперативы, местные самоуправления и другие общеполезные или демократические учреждения, владеющие облигациями аннулируемых займов, удовлетворяются на основании правил, вырабатываемых Высшим советом народного хозяйства совместно с представителями этих учреждений, если будет доказано, что эти облигации приобретены до опубликования настоящего Декрета.
Примечание. Местным органам Высшего совета народного хозяйства предоставляется определять, какие местные учреждения подходят под понятие общеполезных или демократических.
8. Общее руководство ликвидацией государственных займов возлагается на Высший совет народного хозяйства.
9. Все дело ликвидации займов возлагается на Государственный банк, которому и вменяется в обязанность немедленно приступить к регистрации всех имеющихся в руках различных владельцев облигаций государственных займов, а также других процентных бумаг, как подлежащих, так и не подлежащих аннулированию.
10. Советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов образуют, по соглашению с местными советами народного хозяйства, комиссии для определения того, какие граждане относятся к числу малоимущих.
Эти комиссии имеют право аннулировать полностью сбережения, приобретенные нетрудовым путем, даже если эти сбережения не превышают сумму в 5.000 рублей.
Председатель Всероссийского Центрального Исполнительного комитета советов
Я. СВЕРДЛОВ
Секретарь
АВАНЕСОВ
Постановление СНК об аннулированных государственных процентных бумагах. 26.10.1918 г.
В разъяснение, развитие и изменение постановлений декрета от 21 января 1918 года "Об аннулировании государственных займов" (Собр. Узак., 1918, № 27, ст. 353) и Постановления "О правилах применения декрета об аннулировании государственных займов" (Собр. Узак., 1918, № 29, ст. 386) Совет Народных Комиссаров постановляет:
1. Всем лицам и учреждениям надлежит немедленно сдать все принадлежащие им аннулированные и гарантированные правительством государственные процентные бумаги, перечисленные в приложенном при сем и могущем быть дополнительно изданном списке[1], в соответствующие учреждения Народного банка Российской Социалистической Федеративной Советской Республики, а где таковых не имеется, в казначейства или в государственные сберегательные кассы, поскольку таковая сдача еще не последовала.
2. Устанавливаемые нижеследующими статьями правила распространяются лишь на аннулированные процентные бумаги, находящиеся в банках, казначействах и сберегательных кассах или своевременно заявленные их держателями к регистрации.
3. Гражданам, владеющим аннулированными государственными и гарантированными правительством процентными бумагами, перечисленными в прилагаемом при сем списке, на сумму не свыше 10.000 рублей (по номинальной их стоимости), зачисляется на их текущий счет в Народном банке Российской Социалистической Федеративной Советской республики или на их книжку в государственной сберегательной кассе сумма, соответствующая стоимости этих бумаг согласно расценкам, указанным в означенном списке. При этом вычитается долг по ссудам, выданным под эти бумаги в учреждениях Народного банка, казначействах и государственных сберегательных кассах.
4. Комиссиям, образуемым согласно ст. 8 сего Постановления, предоставляется право в особых исключительных случаях возбуждать через посредство финансовых отделов губернских исполнительных комитетов советов депутатов перед главной комиссией, учреждаемой на основании ст. 7 сего Постановления, ходатайства об удовлетворении в пределах не свыше 10.000 рублей по нормам ст. 3 сего Постановления отдельных лиц, владельцев аннулированных процентных бумаг, на сумму свыше 10.000 рублей по номинальной стоимости.
5. Держатели аннулированных процентных бумаг, поместившие таковые в государственные сберегательные кассы, удовлетворяются также лишь в порядке ст. ст. 3 и 6 настоящего Постановления.
6. Устанавливается следующий порядок удовлетворения правительственных учреждений, общеполезных и демократических организаций, признанных таковыми в порядке ст. ст. 7 и 8 настоящего Постановления и представивших доказательство того, что облигации аннулированных займов ими приобретены или получены до издания декрета от 29 декабря 1917 года "О прекращении платежей по купонам и дивидендам" (Собр. Узак., № 13, ст. 185):
а) Совершенно не возмещаются убытки, причиненные аннулированием государственных процентных бумаг, принадлежащих правительственным учреждениям, в том числе советам депутатов, бывшим городским и земским самоуправлениям и национализированным предприятиям.
Средства, необходимые на покрытие расходов, прежде удовлетворявшихся за счет доходов с этих аннулированных бумаг, надлежит испрашивать в обычном сметном порядке.
б) Суммы, соответствующие тому процентному доходу, коего лишились по находившимся в их обладании аннулированным государственным процентным бумагам общеполезные и демократические организации, признанные таковыми в порядке ст. ст. 7 и 8 сего Постановления, должны включаться в сметы тех комиссариатов, к ведению коих эти организации относятся.
в) Потребительские кооперативы, кассы взаимопомощи, рабочие страховые кассы и страховые товарищества, в случае, когда последние преобразованы на началах самоуправления застрахованных, ссудо-сберегательных, эмеритальных, пенсионных, похоронных касс рабочих и служащих, удовлетворяются путем записи на их текущие счета в Народном банке Российской Социалистической Федеративной Советской Республики стоимости принадлежащих им аннулированных процентных бумаг, соответственно расценке, приложенной к сему Постановлению.
Примечание. Порядок расходования денежных сумм, записанных взамен аннулированных процентных бумаг на текущие счета ссудо-сберегательных, эмеритальных, пенсионных, похоронных и т.п. касс рабочих и служащих, определяется народным комиссариатом труда.
7. Для общего руководства делом ликвидации аннулированных займов образуется при народном комиссариате по финансовым делам главная комиссия в составе двух представителей от народного комиссариата по финансовым делам и по одному от Высшего совета народного хозяйства, народных комиссариатов государственного контроля, труда, социального обеспечения, а равно представителей заинтересованных в каждом отдельном случае ведомств.
8. Для разрешения вопросов, возникающих на местах при применении настоящего Постановления, а равно декрета от 21 января с.г., при финансовых отделах губернских исполнительных комитетов советов депутатов образуются смешанные комиссии из двух представителей финансового отдела и по одному от местных органов государственного контроля труда, социального обеспечения и губернского совета народного хозяйства, с привлечением в каждом отдельном случае к участию представителей заинтересованных учреждений.
Примечание. Смешанные комиссии губерний, входящих в состав признанных Всероссийским Центральным Исполнительным комитетом советов областных объединений, сносятся с главной комиссией через комиссариат по финансовым делам своей области.
9. Отменяются пункты 8 и 10 декрета от 21 января 1918 года.
Председатель Совета Народных Комиссаров
В.И. УЛЬЯНОВ (ЛЕНИН)
Народный комиссар по финансовым делам
Н. КРЕСТИНСКИЙ[2]
Управляющий делами Совета Народных Комиссаров
В.Д. БОНЧ-БРУЕВИЧ
[1] Не приводится.[2] Крестинский Николай Николаевич (1883-1938) – государственный деятель. С 1903 социал-демократ, с 1905 большевик. Неоднократно арестовывался и ссылался. В 1908-1941 юрисконсульт профсоюзов и социал-демократических фракций III и IV Государственных дум. В 1917 председатель Екатеринбургского комитета большевиков. Член Учредительного собрания. Видный деятель левых коммунистов. В августе 1918 – октябре 1922 нарком финансов. Подготовил и начал денежную реформу 1922-1925 гг. Одновременно в 1919-1922 ответственный секретарь ЦК РКП(б). Во внутрипартийной борьбе в 1921-1926 поддерживал Троцкого, затем перешел на сторону большинства. В 1922-1930 полпред в Германии, в 1930-1937 заместитель и первый заместитель наркома иностранных дел. Расстрелян по приговору военной коллегии Верховного суда по делу "правотроцкистского блока". В 1963 реабилитирован.