Законы об отделении церкви от государства и школы от церкви. 1917-1918 гг.

Большевистская идеология, как и религия, претендовала на объяснение всех сторон действительности, а также на священный характер. Поэтому в традиционных религиях большевики видели конкурентов, подлежащих уничтожению. Поэтому вскоре после октябрьского переворота последовали законы о борьбе с церковью. Уже в декабре 1917 последовала окончательная передача всех церковных учебных заведений в ведомство просвещения. Это преобразование распространялось и на заведения для подготовки священников, которые тем самым становились общеобразовательными. Таким образом, духовное образование уничтожалось.

Через месяц последовал новый декрет, содержание которого шло дальше названия. Церкви не только отделялась от государства, но и лишалась всего имущества и всех прав, т.к. и церкви в целом, ни отдельные общины верующих лишались прав юридического лица. Также запрещалось преподавание богословия во учебных заведениях, в т.ч. частных, дающих общее образование.

Постановление СНК о передаче дела воспитания и образования из духовного ведомства в ведение комиссариата по народному просвещению. 11.12.1917 г.

В виду неясности постановлений предыдущих министерств о переходе церковно-приходских школ в ведение министерства народного просвещения, о чем свидетельствуют многочисленные заявления с мест о разъяснении, Комиссариат по народному просвещению (бывш. м[инистерство]. н[ародного]. п[росвещения].), пересмотрев вопрос, постановил: передать из духовного ведомства дела воспитания и образования ведению Комиссариата народного просвещения. Передаче подлежат все церковно-приходские (начальные одноклассные, двухклассные) школы, учительские семинарии, духовные училища и семинарии, женские епархиальные училища, миссионерские школы, академии и все другие носящие различные названия низшие, средние и высшие школы и учреждения духовного ведомства, со штатами, ассигновками, движимыми и недвижимыми имуществами, т.е. со зданиями, надворными постройками с земельными участками под зданиями и необходимыми для школ землями, с усадьбами (если таковые окажутся), с библиотеками и всякого рода пособиями, ценностями, капиталами и ценными бумагами и процентами с них и со всем тем, что предназначалось для вышеозначенных школ и учреждений.

Вопрос о церквах в этих учреждениях будет разрешен в связи с декретом об отделении церкви от государства.

 

Председатель Совета Народных Комиссаров

В. УЛЬЯНОВ (ЛЕНИН)

 

Секретарь Совета Народных Комиссаров

Н. ГОРБУНОВ

 

Народный комиссар

А.В. ЛУНАЧАРСКИЙ

 

 

Прав. Комис. по отделу народных школ

В. ГАЛКИН

 

Секретарь

Д. ЛЕЩЕНКО[1]

 


Приказ Народного комиссариата государственного призрения РСФСР о прекращении выдачи средств на содержание церквей, часовен, священнослужителей и законоучителей и на совершение церковных обрядов. 20.1.1918 г.

Выдачу средств на содержание церквей, часовен и совершение церковных обрядов прекратить, выдачу же содержания священнослужителям и законоучителям прекратить с 1 марта сего года в соответствии с Постановлением Народного комиссариата труда о выдаче 4-недельного заработка при закрытии предприятий.

Безработному причту, выразившему желание работать на благо народа, может быть предоставлена работа по Комиссариату государственного призрения.

Церковные службы и требы могут продолжаться при условии возбуждения ходатайства коллективами верующих с обязательством принятия на себя ремонта и содержания помещений, инвентаря и служащих.

 

Народный комиссар

А. КОЛЛОНТАЙ[2]

 

 


Декрет СНК об отделении церкви от государства и школы от церкви. 23.1.918 г.

1. Церковь отделяется от государства.

2. В пределах республики запрещается издавать какие-либо местные законы или постановления, которые бы стесняли или ограничивали свободу совести[3], или устанавливали какие бы то ни было преимущества или привилегии на основании вероисповедной принадлежности граждан.

3. Каждый гражданин может исповедовать любую религию или не исповедовать никакой. Всякие праволишения, связанные с исповеданием какой бы то ни было веры или неисповеданием никакой веры, отменяются[4].

Примечание. Из всех официальных актов всякое указание на религиозную принадлежность и непринадлежность граждан устраняется. 

4. Действия государственных и иных публично-правовых общественных установлений не сопровождаются никакими религиозными обрядами или церемониями.

5. Свободное исполнение религиозных обрядов обеспечивается постольку, поскольку они не нарушают общественного порядка и не сопровождаются посягательствами на права граждан Советской республики.

Местные власти имеют право принимать все необходимые меры для обеспечения в этих случаях общественного порядка и безопасности.

6. Никто не может, ссылаясь на свои религиозные воззрения, уклоняться от исполнения своих гражданских обязанностей.

Изъятия из этого положения, под условием замены одной гражданской обязанности другою, в каждом отдельном случае допускаются по решению народного суда.

7. Религиозная клятва или присяга отменяется.

В необходимых случаях дается лишь торжественное обещание.

8. Акты гражданского состояния ведутся исключительно гражданской властью: отделами записи браков и рождений.

 

национально-конфессиональные, культура и образование

9. Школа отделяется от церкви.

Преподавание религиозных вероучений во всех государственных и общественных, а также частных учебных заведениях, где преподаются общеобразовательные предметы, не допускается.

Граждане могут обучать и обучаться религии частным образом.

10. Все церковные и религиозные общества подчиняются общим положениям о частных обществах и союзах[5] и не пользуются никакими преимуществами и субсидиями ни от государства, ни от его местных автономных и самоуправляющихся установлений.

 

11. Принудительные взыскания сборов и обложений в пользу церковных и религиозных обществ, равно как меры принуждения или наказания со стороны этих обществ над их сочленами, не допускаются.

12. Никакие церковные и религиозные общества не имеют права владеть собственностью.

Прав юридического лица они не имеют.

13. Все имущества существующих в России церковных и религиозных обществ объявляются народным достоянием.

Здания и предметы, предназначенные специально для богослужебных целей, отдаются, по особым постановлениям местной или центральной государственной власти, в бесплатное пользование соответственных религиозных обществ.

 

Председатель Совета Народных Комиссаров

УЛЬЯНОВ (ЛЕНИН)

 

Народные комиссары:

ПОДВОЙСКИЙ

АЛГАСОВ

ТРУТОВСКИЙ

ШЛИХТЕР

ПРОШЬЯН[6]

МЕНЖИНСКИЙ

ШЛЯПНИКОВ

ПЕТРОВСКИЙ

 

Управляющий делами Совета Народных Комиссаров

БОНЧ-БРУЕВИЧ

 

 

 

[1] Лещенко Дмитрий Ильич (1876-1937) – партийный деятель. С 1900 социал-демократ, с 1903 большевик. Секретарь редакций газет "Волна", "Эхо" (1906), "Известия" (весна 1917). В 1917 работал вместе с Н.К. Крупской в Выборгской районной управе. С 1917 секретарь Государственной комиссии по просвещению. В 1919-1921 первый заведующий Всероссийским фотокиноотделом (кинематографическим ведомством). С 1924 на преподавательской работе. Расстрелян.[2] Коллонтай (урожд. Домонтович) Александра Михайловна (1872-1952) – политический деятель¸ теоретик феминизма. Дочь генерала и губернатора Болгарии. С 90-х гг. участвовала в революционном движении. В 1906-1925 меньшевичка, с 1915 большевичка. Член исполкома Петросовета (1917), нарком государственного призрения (1917-1918). В январе 1918 во главе отряда матросов безуспешно пыталась захватить Александро-Невскую лавру. Левая коммунистка, ушла в отставку в знак протеста против Брестского мира. Затем была наркомом агитации и пропаганды Крыма, нач. политодела Крымской армии, зав. женотделом ЦК РКП(б) (1920). Один из лидеров "рабочей оппозиции", полпред (посол) в Норвегии (1923-1926 и 1927-1930), Мексике (1926-1927) и Швеции (1930-1945). [3] Это постановление было чисто пропагандистским и на практике не выполнялось.[4] Эти ограничения были отменены еще в марте 1917 г. (см. Декларация Временного правительства. 1917).[5] Это положение было чисто пропагандистским из-за ст. 12.[6] Прошьян Прош Перчевич (1883-1918) – политический деятель. Сын известного армянского писателя. С 1903 эсер. В 1905 за попытку освобождения арестантов приговорен к каторжным работам, после перевода на поселение бежал. С 1917 один из лидеров левых эсеров. С октября 1917 член президиума ВЦИК, в декабре 1917 – марте 1918 нарком почт и телеграфов. Подал в отставку в знак протеста против Брестского мира. В мае – июле 1918 комиссар внутренних дел Северной области. Один из руководителей восстания левых эсеров в июле 1918, после его подавления перешел на нелегальное положение. Умер от тифа.