Законы о ВСНХ и его местных органах. 1917-1918 гг.
Созданный в декабре Высший совет народного хозяйства задумывался как высшее государственное учреждение, объединяющее действия всех ведомств и официальных общественных организаций в деле управления экономикой. На практике он быстро превратился в ведомство промышленности и отчасти торговли. Вскоре после создания нового ведомства было введено подчинение всех предприятий не только центральным, но и местным советским властям, а также определенная централизация управления экономикой.
Декрет СНК о Высшем совете народного хозяйства. 5.12.1917 г.
1) При Совет Народных Комиссаров учреждается Высший совет народного хозяйства.
2) Задачей В.С.Н.Х. является организация народного хозяйства и государственных финансов. С этой целью В.С.Н.Х. вырабатывает общие нормы и план регулирование экономической жизни страны, согласует и объединяет деятельность центральных и местных регулирующих учреждений (совещание по топливу, металлу, транспорту, центральный продовольственный комитет и пр., соответствующих народных комиссариатов, торговли и промышленности, продовольствие, земледелие, финансов, военно-морского и т.д.), Всероссийского совета рабочего контроля, а также соответственную деятельность фабрично-заводских и профессиональных организаций рабочего класса.
3) В.С.Н.Х. предоставляется право конфискации, реквизиции, секвестра, принудительного синдицирования различных отраслей промышленности и торговли и прочих мероприятий в области производства, распределение и государственных финансов.
4) Все существующие учреждение по регулированию хозяйства подчиняются В.С.Н.Х., которому предоставляется право их реформирование.
5) В.С.Н.Х. образуется: а) из Всероссийского совета рабочего контроля, состав котораго определен декретом от 14 ноября 1917 г.; б) из представителей от всех народных комиссариатов; в) из сведущих лиц, приглашаемых с совещательным голосом.
6) В.С.Н.Х. разбивается на секции и отделы (по топливу, металлу, демобилизации, финансам и проч.), причем количество и сфера деятельности этих отделов и секций определяется общим собранием В.С.нар.хоз.
7) Отделы В.С.Н.Х. ведут работу по регулированию отдельных областей народно - хозяйственной жизни, а также подготовляют мероприятие соответствующих народных комиссариатов.
8) В.С.Н.Х. выделяет из своей среды бюро в составе 15 человек для координации текущей работы секций и отделов и выполнение задач, требующих немедленного разрешения.
9) Все законопроекты и крупные мероприятия, имеющие отношение к регулированию народного хозяйства в его целом, вносятся в Совет Народных Комиссаров через В.С.Н.Х.
10) В.С.Н.Х. объединяет и направляет работу местных экономических отделов советов раб., солд. и кр. депутатов, включающих в себя местные органы рабочего контроля, а также местных комиссаров труда, торговли и промышленности, продовольствие и проч.
При отсутствии соответствующих экономических отделов В.С.Н.Х. образует свои местные органы.
Для экономических отделов местных советов, являющихся местными органами В.С.Н.Х. обязательны все постановление В.С.Н.Х.
Предс. Ц.И.К.
Я. СВЕРДЛОВ
Председ. С.Н.К.
В. УЛЬЯНОВ (ЛЕНИН)
Народные комиссары:
Л. ТРОЦКИЙ
И. СТАЛИН
Н. АВИЛОВ (Н. ГЛЕБОВ)
Управл. Делами С.Н.К.
В. БОНЧ-БРУЕВИЧ
Секретарь
Н. ГОРБУНОВ
Постановление ВСНХ. Положение о районных (областных) и местных советах народного хозяйства. 23.12.1917 г.
1. В целях организации и регулирования всей экономической жизни каждого промышленного района (области) в соответствии с общегосударственными и местными интересами при районных (областных) и местных советах раб., солд. и крест. деп. организуются районные советы народного хозяйства, как местные учреждения по организации и регулированию производства, руководимые Высшим советом народного хозяйства и действующие под общим контролем соответствующего совета раб., крест. и солд. деп.
2. Районный совет народного хозяйства образуется: а) из коллегий, выбранных на совместных конференциях производственных проф. союзов и фабрично-заводских (рудничных, торгово-промышленных, транспортных и т.п.) комитетов, а также конференциях земельных комитетов, созываемых советом раб., солд. и крест. деп; б) из представителей советов раб., солд. и крест. деп., рабочих и демократических кооперативов; в) из представителей технического, административного и коммерческого управления предприятий (в количестве не более одной трети общего числа членов совета).
Примечание 1. Численность коллегий и представительства различных организаций устанавливается советом раб., солд. и крест. депутатов.
Примечание 2. В районный с. н. х. входят с правом совещательного голоса представители ведомств.
3. Районный совет народного хозяйства разбивается на секции по отраслям хозяйственной жизни: 1) государственного хозяйства и банков, 2) топлива, 3) по обработке металла, 4) по обработке волокнистых веществ, 5) бумажных изделий, 6) дерева, 7) минеральных веществ, 8) животных продуктов, 9) пищевых и вкусовых веществ, 10) химического производства, 11) строительных работ, 12) транспорта, 13) сельского хозяйства, 14) продовольствия и потребления или другие, какие по местным обстоятельствам будут признаны необходимыми районным советом народного хозяйства.
Каждая секция, ведающая какой-либо отраслью производства, разбивается на четыре главных отдела:
1) Организации: а) управление, б) финансирование и в) техническая организация предприятий; 2) снабжения и распределения, 3) труда и 4) статистики. Однородные отделы секций своим совместным заседанием образуют совещания: 1) по организации, 2) по снабжению и распределению, 3) по вопросам труда, 4) статистики.
При них существуют постоянные деловые бюро.
В совете народного хозяйства образуются также и другие межсекционные комиссии, как-то: по демобилизации и проч.
4. Районный с. н. х. выбирает исполнительный комитет, который руководит всей деятельностью районного с. н. х. его отделов, секций и бюро.
Районный с. н. х. выбирает президиум, который является президиумом исполнительного комитета и отдельных совещаний районного с. н. х.
5. К предметам ведения районного с. н. х. относятся:
а) обсуждение и разрешение вопросов принципиальных и общих для всего района; объединение и направление действий низших органов рабочего контроля в районе, регулирование их взаимоотношений, составление и разработка для них детальных инструкций, по отдельным статьям контроля;
б) руководство под контролем Высшего совета народного хозяйства правлениями частных предприятий, перешедших в собственность республики;
в) разбор конфликтов, не разрешенных на местах;
г) выяснение всех потребностей района в топливе, сырье и полуфабрикатах, в орудиях производства, в рабочей силе, в средствах транспорта, в продовольствии и вообще в предметах первой необходимости;
д) учет в районе сырья, полуфабрикатов, изделий, рабочей силы, орудий и пр. предметов производства;
е) принятие мер по обеспечению потребностей и хозяйственных нужд населения, сельского хозяйства и пр.;
ж) установление оснований и планов распределений в районе общегосударственных плановых заготовок;
з) установление планов, распределения заказов между предприятиями;
и) регулирование транспорта в районе;
к) установление строгого контроля над всей хозяйственной жизнью района в отношении организационном, финансовом и т.п.;
л) принятие мер к наиболее полному использованию производительных сил района как в промышленности, так и в сельском хозяйстве;
м) установление оснований распределения рабочей силы, материалов, топлива, орудий производства, изделий, предметов продовольствия и т.п.;
н) принятие мер к улучшению санитарно - гигиенических условий труда.
6. Все регулирующие учреждения местного значения переходят в ведение соответствующих районных с. н. х., и все служащие, а также технический и служебный аппарат переходят в распоряжение районных с. н. х.
7. Все постановления районных с. н. х. имеют характер принудительный и подлежащий исполнению всеми местными учреждениями, в том числе и управлениями предприятий.
Постановления районных с. н. х. могут быть постановлены и отменены только В. с. н. х.
8. Установление границ хозяйственных районов принадлежит съезду районных советов народного хозяйства, а до его созыва – Высшему совету народного хозяйства.
9. Все районные советы народного хозяйства должны тотчас по образовании вступить в деловую связь с Высшим советом народного хозяйства, подчиняясь его руководству по вопросам, затрагивающим общегосударственные интересы.
10. Образование советов народного хозяйства более мелкого района (губернских, окружных и т.п.) предоставляется по образцу организации районных с. н. х. инициативе губернских с. р., с. и кр. деп.
Установление района их деятельности, общее руководство и согласование ее принадлежит районным Советам народного хозяйства.
Настоящее положение вводится в действие и публикуется на основании ст. 10 декрета о Высшем совете нар. хозяйства, представляющего Совету образовывать свои местные органы.
Председатель Высшего совета народного хозяйства
В. ОБОЛЕНСКИЙ
Декрет СНК о Высшем совете народного хозяйства (положение). 8.8.1918 г.
1. Высший совет народного хозяйства является экономическим отделом Всероссийского Центрального Исполнительного комитета советов, ответственным перед ним и Советом Народных Комиссаров.
2. Высший совет народного хозяйства регулирует и организует все производство и распределение и управляет всеми предприятиями республики.
Примечание. Все декреты и положения о распределении продуктов через Народные Комиссариаты Продовольствия и Земледелия сохраняют силу.
3. Все сметы государственного бюджета предварительно рассматриваются в Высшем совете народного хозяйства и с его заключением вносятся в Совет Народных Комиссаров.
4. Финансирование всех отраслей народного хозяйства производится Высшим советом народного хозяйства совместно с народными комиссариатами по финансовым делам и государственного контроля на основании особых на этот предмет постановлений.
Состав Высшего совета народного хозяйства
5. Для руководства – в пределах общеэкономической политики, установленной Советом Народных Комиссаров и Всероссийским Центральным Исполнительным комитетом советов – деятельностью Высшего совета народного хозяйства, областных и местных советов народного хозяйства организуется пленум Высшего совета народного хозяйства, следующего состава:
а) от Всероссийского Центрального Исполнительного комитета советов - 10
б) от Всероссийского профессионального производственного объединения - 30
(в том числе от Всероссийского совета профессиональных союзов 1)
в) от областных советов народного хозяйства (2x10) - 20
г) от Всероссийского совета союзов рабочей кооперации - 2
д) от Народного комиссариата продовольствия - 1
е) от Народного комиссариата путей сообщения - 1
ж) от Народного комиссариата труда - 1
з) от Народного комиссариата земледелия - 1
и) от Народного комиссариата по финансовым делам - 1
к) от Народного комиссариата торговли и промышленности - 1
л) от Народного комиссариата по внутренним делам - 1
Итого: - 69.
Примечание. Народные комиссариаты, не поименованные выше, имеют право посылать на заседание пленума Высшего совета народного хозяйства своих представителей с правом совещательного голоса.
6. Все члены пленума Высшего совета народного хозяйства получают свои полномочия на полугодичный срок и привлекаются к регулярной работе по постановлению президиума.
Примечание. Народные комиссариаты должны быть представлены народным комиссаром или его заместителем или членом коллегии.
7. Пленум собирается не реже 1 раза в месяц.
8. Руководство работою Высшего совета народного хозяйства возлагается на президиум в количестве 9 лиц, из коих 8 избираются пленумом Высшего совета народного хозяйства и утверждаются Советом Народных Комиссаров, а председатель избирается Всероссийским Центральным Исполнительным комитетом советов и пользуется правами народного комиссара.
Председатель Совета Народных Комиссаров
В. УЛЬЯНОВ (ЛЕНИН)
Председатель Высшего совета народного хозяйства
А.И. РЫКОВ
Управляющий делами
Совета Народных Комиссаров
В. БОНЧ-БРУЕВИЧ