Законы Временного правительства о политических свободах. 1917 г.
В соответствии со своей декларацией (см. предыдущий документ) Временное правительство вскоре после прихода к власти ввело в полном объеме свободы слова, собраний и союзов. По мере нарастания анархии и после июльского восстания большевиков правительство несколько изменило свою позицию и начало попытки борьбы с большевистской печатью, пропагандировавшей насильственные революционные выступления. Особого успеха эти попытки не имели.
Постановление Временного правительства о собраниях и союзах. 12.4.1917 г.
В отмену, изменение и дополнение подлежащих узаконений постановить:
1. Все без исключения российские граждане имеют право без особого на то разрешения устраивать собрания как в закрытом помещении, так и под открытым небом.
2. Собрания на рельсовых путях возбраняются, собрания же на прочих путях сообщения, улицах и площадях допускаются, поскольку они не препятствуют свободному движению.
3. На собрания не вправе иметь доступ лица вооруженные, за исключением тех, коим ношение оружия присвоено законом.
4. Все без исключения российские граждане имеют право без особого на то разрешения образовывать общества и союзы в целях, не противных уголовным законам.
5. Общества и союзы вправе объединяться с другими обществами и союзами и устанавливать постоянные сношения с общественными и иными организациями, а равно заключать соглашения с образованными за границею союзами и обществами.
6. Право приобретать и отчуждать недвижимые имущества, образовывать капиталы, вступать в обязательства, искать и отвечать на суде предоставляется лишь тем обществам и союзам, уставы которых зарегистрированы судебной властью. Порядок регистрации обществ и союзов имеет быть определен особым постановлением.
7. Принудительное закрытие общества или союза может последовать не иначе, как по суду, и притом лишь в том случае, если деятельность его оказалась направленною к достижению целей, воспрещенных уголовными законами.
8. Настоящее постановление не распространяется на общества и союзы, имеющие своей целью извлечение прибыли.
Вестник Временного правительства. 1917. № 35/81
Постановление Временного правительства о печати. 27 апреля 1917 г.
I. Печать и торговля произведениями печати свободны. Применение к ним административных взысканий не допускается.
II. Порядок печатания и выпуска в свет произведений тиснения определяется нижеследующими правилами:
1) В течение суток после выпуска в свет вновь отпечатанных книг, брошюр-журналов, газет, нот и других произведений тиснения типографии обязаны представлять в исправном виде местному комиссару Временного правительства или заменяющему его установлению или должностному лицу восемь экземпляров каждой в отдельности книги или брошюры или номера повременного издания, в коих три экземпляра для Книжной палаты и по одному экземпляру для комиссариата, для Публичной библиотеки, для Академии наук, для Московского публичного и Румянцевского музеев[1] и Александровского университета в Гельсингфорсе.
2) Каждый желающий выпускать в свет новое повременное издание обязан представить местному комиссару Временного правительства или иному заменяющему его установлению или должностному лицу заявление в двух экземплярах, содержащее в себе обозначение: а) места, в котором издание будет выходить; б) наименование издания (издание литературное или политическое, или техническое и т.п.), сроков выхода в свет и подписной цены; имени, отчества, фамилии и местожительства каждого из них[2], и в) типографии, в которой издание будет печататься. Местный комиссар или иное заменяющее его установление или должностное лицо обязано выдать заявителю расписку в получении от него означенного в сей (2) статье заявления.
3) В местностях, вне городов лежащих, заявление о выпуске в свет нового повременного издания (ст. 2) подается комиссару Временного правительства ближайшего уездного или губернского города или иному заменяющему комиссара установлению или должностному лицу.
4) Ответственными редакторами повременного издания или части его могут быть только лица, проживающие в пределах Российского государства, достигшие совершеннолетия, обладающие общегражданской правоспособностью и не ограниченные в правах по судебному приговору.
5) Если по выходу издания произойдет какое-либо изменение в одном из условий его выпуска в свет (ст. 2), то об этом в течение семи дней должно быть подано в вышеуказанном порядке соответственное заявление (ст. 2).
6) Один из экземпляров заявления о выпуске в свет повременного издания или об изменении в условиях выпуска его хранится у местного комиссара Временного правительства или у лица или в установлении, его заменяющих; другой препровождается в Книжную палату.
7) В каждом номере повременного издания должны быть напечатаны фамилии ответственного редактора и издателя, а также обозначена типография, в которой номер этот напечатан, равно как и адрес редакции. На каждом неповременном издании должно быть обозначено наименование и место нахождения типографии, в которой издание напечатано.
8) Всякое повременное издание обязано безденежно, ежедневное в трехдневный срок, а еженедельное или ежемесячное в ближайшем номере, поместить сообщенное ему от Временного правительства официальное опровержение или исправление обнародованного тем изданием фактического известия, без всяких изменений и примечаний в самом тексте опровержения, напечатав его в том же отделе, где было напечатано первоначальное известие, и тем же шрифтом.
9) На тех же основаниях и в тот же срок должно быть помещено в периодическом издании, опубликовавшем какое-либо фактическое известие о правительственном и общественном учреждении либо о должностном или частном лице, присланное таким учреждением или лицом опровержение или исправление опубликованного, при условии, что указанное опровержение или исправление не превышает размерами сообщенное известие, подписано его пославшими, не заключает в себе признаков преступного деяния и укоризненных выражений, не имеет характера спора и ограничивается одними фактическими указаниями.
10) Правила, изложенные в сем (II) отделе и касающиеся неповременных изданий, не применяются к произведениям, служащим целям в промышленности и торговле или домашнего и общественного обихода, как-то: к циркулярам, визитным карточкам и т.п., а также к избирательным бюллетеням, если они соответствуют форме, установленной законом или правительственным распоряжением.
III. Типографии, литографии, металлографии и все прочие заведения для тиснения подчиняются правилам, установленным для предприятий фабричной и заводской промышленности с соблюдением при том постановлений, изложенных ниже.
1) Всякий желающий учредить типографию, литографию, металлографию или какое-либо иное заведение для тиснения букв и изображений обязан подать о том местному комиссару Временного правительства или заменяющему его должностному лицу или установлению заявление, в котором должно быть указано имя, отчество и фамилия учредителя, а равно местонахождение открываемого ими заведения для тиснения и предполагаемое число рабочих.
2) К означенному в предыдущей (1) статье заявлению учредитель заведения для тиснения обязан приложить шнуровую книгу, в которую должны вноситься все поступающие в заведение работы, за исключением работ по означенным в статье 10 отдела II неповременным изданиям.
IV. Местный комиссар Временного правительства или заменяющее его должностное лицо или установление по получении упомянутого в статьях 1 и 2 отдела III заявления и шнуровой книги в трехдневный срок обязан скрепить означенную книгу по листам и возвратить ее подателю вместе с распискою в приеме заявления.
V. За нарушение правил, изложенных в статьях 1, 2, 3, 5, 7, 8 и 9 отдела II сего постановления виновный подвергается денежному взысканию не свыше 300 рублей.
В случае заведомо ложного указания заведения тиснения, издателя и ответственного редактора, виновный подвергается денежному взысканию до 300 рублей или аресту до 3 месяцев.
VI. Если повременное издание после вступления в силу обвинительного приговора, состоявшегося на основании отдела V сего постановления, продолжает выходить в свет без соблюдения требований, означенных в статьях 2 и 5 отдела II сего постановления, то издатель, ответственный редактор или, если таковых не имеется, типографщик, подвергается денежному взысканию в размере не свыше 100 рублей за каждый вышедший номер, считая со дня постановления обвинительного приговора.
VII. Виновный в устройстве или содержании заведения для тиснения без подачи требуемых статьями 1 и 2 отдела III заявлений и шнуровой книги, а равно до получения расписки в приеме заявления, наказывается денежным взысканием не свыше 300 рублей.
Заведующий заведениями для тиснения, виновный в неисполнении установленных статьею 2 отдела III правил о ведении шнуровых книг, наказывается денежным взысканием не свыше 50 рублей.
Вестник Временного Правительства 1917. № 55 (101)
Постановление Временного правительства об изменении постановления Временного правительства от 27 Апреля 1917 года о печати. 12.7.1917 г.
В изменение и дополнение постановления Временного Правительства от 27 Апреля 1917 г. (Собр. узак., ст. 597) постановить:
Предоставить в виде временной меры военному министру и управляющему министерством внутренних дел закрывать повременные издания, призывающие к неповиновению распоряжениям военных властей и к неисполнению воинского долга и содержащие призывы к насилию и к гражданской войне, с одновременным привлечением ответственных редакторов к судебной ответственности в установленном порядке.
Подписали: министр-председатель А. Керенский[3]
Управляющий Министерством внутренних Дел Ир. Церетели[4]
Временно управляющий Военным министерством ген.-м. Якубович[5]
Собрание узаконений. 1917. Отдел I. № 192. Ст. 1148
[1] Предшественник современной РГБ.[2] Имеются в виду редактор или редакторы.[3] Керенский Александр Федорович (1881-1970) – адвокат и политический деятель, член IV Государственной думы и председатель ее трудовой группы (с 1914), политический масон. В 1917 вступил в ПСР, служил министром юстиции (март-май), военным и морским министром (май – август), министром-председателем (июль – октябрь), верховным главнокомандующим (август – октябрь). Сыграл важную роль в свержении монархии, проводил радикальную демократизацию, в июле – августе принял ряд мер для борьбы с анархией, из-за недоверия к Корнилову поверил ложному доносу и вступил в конфликт с военным командованием, в результате которого окончательно потерял контроль над положением в стране. Свергнут большевиками. Эмигрировал.[4] Церетели Ираклий Георгиевич (1881-1959) – политический деятель, меньшевик. В 1907 председатель социал-демократической фракции II Государственной думы, на процессе фракции за участие в революционной организации приговорен к 5 годам каторги (замененной 6 годами тюрьмы) с последующим поселением в Сибири. В I мировую войну "интернационалист". После свержения монархии амнистирован, в марте 1917 вернулся в Петроград и стал фактическим лидером меньшевиков. Министр почт и телеграфов (5.5-24.7), управляющий МВД (8-24.7.1917). Подписал циркуляр о назначении губернских и уездных комиссаров правительства по представлению местных организаций, закрепив тем самым децентрализацию государственного управления. Инициатор создания Временного совета республики, депутат Учредительного собрания, лидер его социал-демократической фракции. В начале 1918 уехал в Грузию, один из создателей Грузинской демократической республики. В 1919-1920 член грузинской делегации на Парижской мирной конференции. Эмигрант.[5] Якубович Григорий Андрианович (1880-1926) – офицер и революционный деятель, генерал-майор (1917). В чине поручика участвовал в русско-японской войне (обороне Порт-Артура). В I мировую войну в чине полковника служил в Генштабе. Активно участвовал в свержении монархии, с 28.2.1917 был помощником (т.е. заместителем) председателя военной комиссии временного комитета Государственной думы. В мае – августе 1917 помощник военного министра. Эмигрант, работал таксистом и занимался физическим трудом.