Законы о запрете частной торговли, государственных хлебозаготовках и создании комбедов. 1917-1920 гг.
Октябрьский переворот и первые финансовые мероприятия большевиков вроде очень напоминающего бандитский налет захвата Государственного банка, национализации частных банков, аннулирования государственных долгов и т.п. окончательно подорвали денежное обращение. Крестьяне отказывались продавать хлеб за ничем не обеспеченные денежные знаки. Государственные закупки продовольствия резко снизились. Выходом из кризиса большевики сочли уничтожение товарно-денежных отношений и переход к прямому распределению ресурсов государством, руководствующимся не экономическими соображениями, а интересами низших классов и действующим по принципу "разделяй и властвуй".
В мае 1918 г. (подготовка началась раньше) была введена т.н. "продовольственная диктатура". От крестьян требовалась сдача всего урожая сверх необходимого для посева и питания. Взамен государство направило в деревню промышленные товары (предварительно запретив свободную торговлю ими для накопления необходимых запасов). Однако они должны были выдаваться в первую очередь не сдавшим зерно, а деревенским беднякам.
В июне 1918 г. были созданы комитеты бедноты (комбеды), имеющие основной задачей содействие изъятию у состоятельных крестьян зерна и предметов первой необходимости, а также сложных сельскохозяйственных орудий. Добытое должно было делиться между государством и деревенской беднотой. Именно комбеды должны были распределять получаемые промтовары.
Такой образ действий имел вполне предсказуемые результаты. От ставки на бедноту пришлось отказаться спустя несколько месяцев: в декабре 1918 комбеды были упразднены[1]. Изъятие зерна стало основываться на голом насилии. Эта политика, продолжалась до введения нэпа в 1921 г. (см. Законы о введении нэпа в сельском хозяйстве).
Циркуляр Народного комиссариата по продовольствию о запрещении продажи мануфактуры с фабрик частным лицам. 16.12.1917 г.
Для пресечения спекуляций и для введения равномерного распределения мануфактуры среди населения отделом по тканям при комиссариате продовольствия приняты следующие шаги:
1) Запрещена продажа мануфактуры с фабрик частным лицам, если таковые не имеют доверенности на покупку от губернских или областных продовольственных управ и комитетов.
2) Всякому лицу, купившему мануфактуру по адресам продовольственных управ или комитетов, вывоз таковой разрешается в размерах общегосударственной разверстки из Петрограда комиссариатом по продовольствию, а из Москвы и прилегающих текстильных районов учреждениями, на это уполномоченными комиссариатом по продовольствию.
3) У всякого лица, получившего разрешение на вывоз мануфактуры, отбираются учреждениями, выдавшими разрешение на вывоз, копии счетов на вывозимую мануфактуру и посылаются непосредственно в продовольственные управы или комитеты, от коих было уполномочие на покупку.
Народный комиссар по продовольствию
А.Г. ШЛИХТЕР
Заведующий отделом снабжения тканями, кожей и обувью
П.А. ЧУКМАСОВ
Декрет СНК об организации товарообмена для усиления хлебных заготовок. 2.4.1918 г.
1) В целях усиления государственных заготовок хлеба и других продовольственных продуктов на Народный комиссариат продовольствия возлагается, в нижеуказанных пределах, организация правильного товарообмена в государственном масштабе.
2) Для продовольственного товарообмена используется определяемая в порядке § 3 часть следующих товаров: ткани, нитки, галантерея, кожа, шорные изделия, обувь, галоши, спички, мыло, свечи, керосин, смазочное масло, сельскохозяйственные машины и орудия, проволока, листовое, сортовое железо, подковы, гвозди, сноповязальный шпагат, веревочные изделия, стекло, посуда, табак и табачные изделия, соль, патока, сахар и чай с их суррогатами.
Примечание. Перечень этот может быть дополнен и изменен по соглашению Народного комиссариата продовольствия и Высшего совета народного хозяйства.
3) В распоряжение Народного комиссариата продовольствия для осуществления возлагаемых на него задач по его требованию и согласно планам, утвержденным народным комиссаром продовольствия и председателем Высшего совета народного хозяйства, передаются перечисленные в § 2 товары в необходимых для проведения в жизнь этих планов количествах. На центральные и местные органы распределения указанных продуктов возлагается исполнение всех указаний Народного комиссариата продовольствия по осуществлению упомянутых планов.
Примечание. Часть указанных выше товаров, не включенная в товарообмен, распределяется подлежащими органами по планам, утвержденным Народным комиссариатом продовольствия и Высшим советом народного хозяйства.
4) Народному комиссариату продовольствия поручается путем особой инструкции установить порядок и нормы выдачи указанных товаров в обмен на хлеб и другие продовольственные продукты, заготовляемые по государственным планам. В основу этой инструкции должно быть положено: а) привлечение деревенской бедноты к организации товарообмена путем передачи товаров, выдаваемых для обмена на хлеб, в распоряжение волостных или районных объединений для дальнейшего распределения их между нуждающимся населением и б) выработка правил, гарантирующих возврат в распоряжение Советской республики всех затрачиваемых на товарообмен государственных средств, а также мер, способствующих извлечению возможно большего количества денежных знаков от деревенской буржуазии.
5) Осуществление товарообмена по указанию Народного комиссариата продовольствия возлагается на местные продовольственные органы и уполномоченные на то Народным комиссариатом организации.
6) Без разрешения Народного комиссариата продовольствия или уполномоченных им на то органов обмен товаров на хлеб не допускается.
7) Виновные в самочинном обмене товара на хлеб или неподчинение указаниям Народного комиссариата продовольствия, основанным на настоящем декрете, подлежат ответственности по суду.
Председатель Совета Народных Комиссаров
В. УЛЬЯНОВ (ЛЕНИН)
Народные комиссары
А. ЦЮРУПА
Г. ПЕТРОВСКИЙ
В. МИЛЮТИН[1]
Управляющий делами Совета Народных Комиссаров
В. БОНЧ-БРУЕВИЧ
Декрет ВЦИК о предоставлении народному комиссару продовольствия чрезвычайных полномочий по борьбе с деревенской буржуазией, укрывающей хлебные запасы и спекулирующей ими. 9.5.1918 г.
Гибельный процесс развала продовольственного дела страны, тяжкое наследие четырехлетней войны, продолжает все более расширяться и обостряться. В то время как потребляющие губернии голодают, в производящих губерниях в настоящий момент имеются по-прежнему большие запасы даже не обмолоченного еще хлеба урожаев 1916 и 1917 годов. Хлеб этот находится в руках деревенских кулаков и богатеев, в руках деревенской буржуазии. Сытая и обеспеченная, скопившая огромные суммы денег, вырученных за годы войны, деревенская буржуазия остается упорно глухой и безучастной к стонам голодающих рабочих и крестьянской бедноты, не вывозит хлеб к ссыпным пунктам в расчете принудить государство к новому и новому повышению хлебных цен и продает в то же время хлеб у себя на месте по баснословным ценам хлебным спекулянтам-мешочникам.
Этому упорству жадных деревенских кулаков-богатеев должен быть положен конец. Продовольственная практика предшествующих лет показала, что срыв твердых цен на хлеб и отказ от хлебной монополии, облегчив возможность пиршества для кучки наших капиталистов, сделал бы хлеб совершенно недоступным для многомиллионной массы трудящихся и подверг бы их неминуемой голодной смерти.
На насилия владельцев хлеба над голодающей беднотой ответом должно быть насилие над буржуазией.
Ни один пуд хлеба не должен оставаться в руках держателей, за исключением количества, необходимого для обсеменения их полей и на продовольствие их семей до нового урожая.
И это необходимо провести в жизнь немедленно, особенно после оккупации Украины германцами, когда мы вынуждены довольствоваться хлебными ресурсами, которых едва лишь хватает для обсеменения и урезанного продовольствия.
Обсудив создавшееся положение и принимая во внимание, что только при строжайшем учете и равномерном распределении всех хлебных запасов Россия выбьется из продовольственного кризиса, Всероссийский центральный исполнительный комитет советов постановил:
1) Подтверждая незыблемость хлебной монополии и твердых цен, а также необходимость беспощадной борьбы с хлебными спекулянтами-мошенниками, обязать каждого владельца хлеба весь избыток, сверх количества, необходимого для обсеменения полей и личного потребления по установленным нормам до нового урожая, заявить к сдаче в недельный срок после объявления этого постановления в каждой волости. Порядок этих заявок определяется Народным комиссариатом продовольствия через местные продовольственные органы.
2) Признать всех трудящихся и неимущих крестьян к немедленному объединению для беспощадной борьбы с кулаками.
3) Объявить всех, имеющих излишек хлеба и не вывозящих его на ссыпные пункты, а также расточающих хлебные запасы на самогонку, врагами народа, предавать их революционному суду с тем, чтобы виновные приговаривались к тюремному заключению на срок не менее 10-ти лет, изгонялись навсегда из общины, все их имущество подвергалось конфискации, а самогонщики, сверх того, присуждались к принудительным общественным работам.
4) В случае обнаружения у кого-либо избытка хлеба, не заявленного к сдаче, согласно пункту 1-му, хлеб отбирается у него бесплатно, а причитающаяся по твердым ценам стоимость незаявленных излишков выплачивается в половинном размере тому лицу, которое укажет на сокрытые излишки, после фактического поступления их на ссыпные пункты, и в половинном размере – сельскому обществу. Заявления о сокрытых излишках делаются местным продовольственным организациям.
Принимая затем во внимание, что борьба с продовольственным кризисом требует применения быстрых и решительных мер, что наиболее плодотворное осуществление этих мер требует в свою очередь централизации всех распоряжений продовольственного характера в едином учреждении и что таким учреждением является Народный комиссариат продовольствия, Всероссийский центральный исполнительный комитет советов постановляет для более успешной борьбы с продовольственным кризисом предоставить народному комиссару продовольствия следующие полномочия:
1) Издавать обязательные постановления по продовольственному делу, выходящие за обычные пределы компетенции Народного комиссариата продовольствия.
2) Отменять постановления местных продовольственных органов и других организаций и учреждений, противоречащие планам и действиям народного комиссара продовольствия.
3) Требовать от учреждений и организаций всех ведомств безоговорочного и немедленного исполнения распоряжений народного комиссара продовольствия в связи с продовольственным делом.
4) Применять вооруженную силу в случае оказания противодействия отбиранию хлеба или иных продовольственных продуктов.
5) Распускать или реорганизовать продовольственные органы на местах в случае противодействия их распоряжениям народного комиссара продовольствия.
6) Увольнять, смещать, предавать революционному суду, подвергать аресту должностных лиц и служащих всех ведомств и общественных организаций в случае дезорганизующего вмешательства их в распоряжения народного комиссара продовольствия.
7) Передавать настоящие полномочия (кроме права подвергать аресту, пункт 6) другим лицам и учреждениям на местах с одобрения Совета народных комиссаров.
8) Все мероприятия народного комиссара продовольствия, связанные по характеру их с ведомствами путей сообщения и Высшего совета народного хозяйства, осуществляются по совещании с соответствующими ведомствами.
9) Постановления и распоряжения Народного комиссара продовольствия, издаваемые в порядке настоящих полномочий, проверяются коллегией Народного комиссариата продовольствия, имеющей право, не приостанавливая исполнения, обжаловать их в Совет народных комиссаров.
Настоящий декрет вступает в силу со дня его подписания и вводится в действие по телеграфу.
Председатель Всероссийского Центрального Исполнительного комитета Совета
Я. СВЕРДЛОВ
Председатель Совета Народных Комиссаров
В. УЛЬЯНОВ (ЛЕНИН)
Секретарь Всероссийского Центрального Исполнительного комитета
АВАНЕСОВ
Декрет ВЦИК и СНК об организации и снабжении деревенской бедноты. 11.6.1918 г.
§ 1
Повсеместно учреждаются волостные и сельские комитеты деревенской бедноты, организуемые местными Совдепами, при непременном участии продовольственных органов и под общим руководством народного комиссариата продовольствия и Центрального исполнительного комитета. Всем Совдепам предлагается немедленно приступить к проведению в жизнь настоящего декрета. Губернские и уездные Совдепы должны принять самое активное участие в организации комитетов бедноты. На губернские и уездные Совдепы возлагается ответственность в равной мере с волостными и сельскими Совдепами за неукоснительное осуществление настоящего декрета.
§ 2
Избирать и быть избранными в волостные и сельские комитеты бедноты могут все без каких бы то ни было ограничений как местные так и пришлые жители сел и деревень, за исключением заведомых кулаков и богатеев, хозяев, имеющих излишки хлеба или других продовольственных продуктов, имеющих торгово-промышленные заведения, пользующихся батрацким или наемным трудом и т.п.
Примечание. Пользующиеся наемным трудом для ведения хозяйства, не превышающего потребительской нормы, могут избирать и быть избираемы в комитеты бедноты.
§ 3
В круг деятельности волостных и сельских комитетов бедноты входит следующее:
1) Распределение хлеба, предметов первой необходимости и сельскохозяйственных орудий.
2) Оказание содействия местным продовольственным органам в изъятии хлебных излишков из рук кулаков и богатеев.
§ 4
Круг лиц, снабжение которых хлебом, предметами первой необходимости и сельскохозяйственными орудиями составляет обязанность волостных и сельских комитетов бедноты, определяется самими комитетами.
Примечание. Постановления, принимаемые в связи с этим волостными и сельскими комитетами бедноты с согласия уездных продовольственных органов, могут отменяться высшими продовольственными органами, если они противоречат основным целям организации деревенской бедноты.
§ 5
Образуемые местными продовольственными органами в зависимости от наличных запасов и от степени нужды населения особые запасы хлеба, предметов первой необходимости и сельскохозяйственных орудий поступают в ведение волостных комитетов бедноты.
§ 6
Распределение на указанных ниже льготных условиях хлеба, предметов первой необходимости и сельскохозяйственных орудий между деревенской беднотой производится сельскими комитетами по спискам, составляемым ими же и утверждаемым волостными комитетами бедноты.
Примечание. Распределительные списки, составляемые сельскими комитетами бедноты и утверждаемые волостными, могут быть опротестованы уездными и губернскими Совдепами и соответственными продовольственными органами.
§ 7
Распределение хлеба, предметов первой необходимости и сельскохозяйственных орудий производится по нормам, вырабатываемым губернскими продовольственными органами, в строгом соответствии с общими планами снабжения народного комиссариата по продовольствию и нормами, устанавливаемыми губернскими продовольственными органами.
Примечание. В зависимости от степени нужды в хлебе в потребляющих районах и успешности изъятия хлеба из рук кулаков и богатеев размеры хлебного пайка, выдаваемого бедноте, могут изменяться в разные периоды распределения губернскими продовольственными органами.
§ 8
Временно, впредь до особого распоряжения народного комиссара продовольствия, устанавливаются следующие правила распределения хлеба:
а) из хлебных излишков, по распределению губернскими и уездными Совдепами и соответственными продовольственными организациями изъятых полностью из рук кулаков и богатеев и ссыпанных в государственные хлебные запасы до 15 июля с.г., выдача хлеба деревенской бедноте производится по установленным нормам бесплатно, за счет государства,
б) из хлебных излишков, изъятых из рук кулаков и богатеев после 15 июля, но не позднее 15 августа с.г., выдача хлеба бедноте производится по установленным нормам за плату со скидкой 50% с твердой цены[2],
в) из хлебных излишков, изъятых из рук кулаков в течение второй половины августа, выдача хлеба деревенской бедноте производится по установленным нормам за плату со скидкой 20% с твердой цены.
§ 9
Временно, впредь до особого распоряжения народного комиссара продовольствия, устанавливаются следующие основания, на которых волостными комитетами бедноты распределяются предметы первой необходимости и простейшие сельскохозяйственные орудия:
а) в волостях, где к 15 июля хлебные излишки по определению губернских и уездных Совдепов и соответственных продовольственных организаций окажутся полностью изъятыми из рук кулаков и богатеев, предметы первой необходимости и простейшие сельскохозяйственные орудия отпускаются бедноте со скидкой 50% с установленных цен,
б) в волостях, где хлебные излишки будут изъяты из рук кулаков и богатеев к 15 августа, предметы первой необходимости и простейшие сельскохозяйственные орудия будут отпускаться со скидкой 25% с установленных цен,
в) в волостях, где хлебные излишки окажутся изъятыми из рук кулаков и богатеев в течение второй половины августа, предметы первой необходимости и простейшие сельскохозяйственные орудия отпускаются бедноте со скидкой 15% с установленных цен.
§ 10
В распоряжение волостных комитетов бедноты передаются сложные сельскохозяйственные орудия для организации общественной обработки полей и уборки урожая деревенской бедноты, причем за пользование такого рода орудиями плата не должна взиматься в местностях, где волостными и сельскими комитетами бедноты будет оказываться энергичное содействие продовольственным органам в изъятии излишков из рук кулаков и богатеев.
§ 11
Для осуществления настоящего декрета в распоряжение народного комиссариата по продовольствию отпускаются необходимые денежные средства в необходимых размерах по мере надобности по постановлениям Совнаркома.
Председатель Всероссийского Центрального
Исполнительного Комитета Я. Свердлов.
Председатель Совета Народных Комиссаров
В. Ульянов (Ленин).
Секретарь Всероссийского Центрального
Исполнительного Комитета В. Аванесов.
Декреты Советской власти. Том II. 17 марта – 10 июля 1918 г. М., 1959. С. 416-419
Декрет СНК о спекуляции. 22.7.1918 г.
1. Виновный в сбыте, скупке или хранении с целью сбыта, в виде промысла[3], продуктов питания, монополизированных республикой, подвергается наказанию не ниже лишения свободы на срок не менее 10 лет, соединенного с тягчайшими принудительными работами и конфискацией всего имущества.
2. Виновный в сбыте, скупке или хранении с целью сбыта, в виде промысла, нормированных продуктов питания по ценам выше твердых (установленных таксами) или других, кроме продуктов питания, монополизированных предметов подвергается наказанию лишением свободы на срок не ниже 5 лет, соединенным с принудительными работами и конфискацией всего или части имущества.
3. Виновный в сбыте, скупке или хранении с целью сбыта, в виде промысла, прочих нормированных предметов массового потребления по ценам выше твердых подвергается наказанию лишением свободы на срок не ниже 3 лет, соединенным с принудительными работами и конфискацией всего или части имущества.
4. Виновный в совершении деяний, предусмотренных в ст. ст. 1, 2 и 3 настоящего декрета, но не в виде промысла, подвергается наказанию лишением свободы на срок не ниже 6 месяцев, соединенным с принудительными работами и конфискацией части имущества.
Примечание. Наказаниям, означенным в 1-4 ст. ст. сего декрета, соответственно подвергаются виновные в сбыте, скупке или хранении с целью сбыта продовольственных карточек или купонов на вышеозначенные продукты.
5. Виновный в подделке продовольственных карточек или купонов или в пользовании поддельными продовольственными карточками или купонами, а равно в отпуске товара по поддельной продовольственной карточке или купону подвергается наказанию лишением свободы на срок не ниже 5 лет, соединенным с принудительными работами и конфискацией части имущества.
6. Виновный в выдаче, распределении или возмездном приобретении продовольственных карточек или купонов в количестве, превышающем установленную норму, или в ином незакономерном приобретении их подвергается наказанию лишением свободы на срок не ниже 6 месяцев, соединенным с принудительными работами и конфискацией части имущества.
Означенное в настоящей статье наказание повышается до лишения свободы на срок не менее 3 лет, если виновный при совершении преступления действовал в качестве заведующего или вообще представителя какого-либо учреждения (правительственного или общественного) или предприятия.
7. Виновный в отпуске нормированного товара помимо продовольственной карточки или купона или в отказе отпустить по ним по нормированным ценам подвергается наказанию лишением свободы, соединенным с принудительными работами и конфискацией части имущества.
8. Виновный в неразрешенных законом сбыте, скупке или хранении платины или серебра или золота в сыром виде, в слитках или в монете подвергается наказанию лишением свободы на срок не ниже 10 лет, соединенным с принудительными работами и конфискацией всего имущества. Наказание это может быть сокращено по усмотрению суда, если предметом преступного деяния являются изделия из вышеуказанных металлов, превышающие установленный вес.
9. Виновный в сбыте, скупке или хранении с целью сбыта не допущенных к обращению или аннулированных процентных бумаг, паев, акций, облигаций и других денежных свидетельств подвергается наказанию лишением свободы на срок не ниже 10-ти лет, соединенным с принудительными работами и конфискацией всего имущества.
10. Виновный в непредставлении к регистрации или учету предметов, кои согласно постановлениям подлежащих учреждений должны быть представлены к учету или регистрации, подвергается наказанию лишением свободы на срок по определению суда, соединенным с принудительными работами и конфискацией части имущества.
11. Подстрекатели, пособники и прикосновенные к вышеозначенным деяниям лица (как-то: снабжающие спекулянтов разрешением на получение и передвижение товаров, нарядами на них, предоставляющие им склады, вагоны и вообще средства передвижения, перепродающие дубликаты и всякого рода товарные квитанции и т.п.) наказываются наравне с главным виновником.
12. Покушение на совершение деяния наказывается как оконченное деяние.
13. С изданием настоящего декрета все вновь возникающие предусмотренные им дела о спекуляции передаются на рассмотрение народных судов по подсудности, а именно по 3, 4, 6 и 7 ст. ст. настоящего декрета – местных, а по остальным – окружных, а где таковых нет – революционных трибуналов[4].
От Народного комиссариата юстиции и президиума Всероссийского Центрального Исполнительного комитета советов зависит особо преступные спекуляции передавать на рассмотрение революционных трибуналов и в тех местах, где имеются народные суды.
Председатель Совета Народных Комиссаров
В. УЛЬЯНОВ (ЛЕНИН)
Народный комиссар юстиции
П. СТУЧКА
Управляющий делами Совета Народных Комиссаров
В. БОНЧ-БРУЕВИЧ
Декрет СНК об обязательном товарообмене в хлебных сельских местностях. 5.8.1918 г.
§ 1
В развитие декрета "Об организации товарообмена для усиления хлебных заготовок"[5] (Собр. Узак., № 30, ст. 398) устанавливается в сельских местностях хлебных губерний и уездов обязательный порядок отпуска товаров обрабатывающей промышленности, как и всех вообще неземледельческих продуктов, исключительно в обмен на хлеб и другие продовольственные продукты, а также пеньку, лен, кожи и т.п. Настоящий порядок отпуска товаров распространяется как на кооперативы, так и на все государственные, общественные и частные учреждения.
§ 2
Настоящий декрет вводится, в первую очередь, в жизнь для Пензенской, Саратовской, Симбирской, Казанской, Уфимской, Пермской, Вятской, Тульской, Орловской, Курской, Воронежской и Тамбовской губерний.
Примечание 1. Особым постановлением Народного комиссариата продовольствия действие этого декрета может быть распространено и на хлебные уезды и волости других губерний.
Примечание 2. В потребляющих сельских местностях удовлетворение потребностей населения в товарах обрабатывающей промышленности производится на общих основаниях снабжения.
§ 3
С 15-го августа с.г. губернские, уездные и районные кооперативные союзы перечисленных выше местностей имеют право отпускать поименованные в § 1 товары отдельным кооперативам (потребительским обществам, кредитным и сельскохозяйственным товариществам) не иначе, как по представлении последними зачетных квитанций о том, что этими кооперативами или их членами сдано соответствующее количество хлебных, фуражных злаков и других продовольственных продуктов на ссыпные пункты, организационные губернскими продовольственными комитетами или кооперативами.
§ 4
Во всех указанных местностях, располагающих излишками сельскохозяйственных продуктов, сельские кооперативы, государственные, общественные и частно-торговые учреждения уплачивают органам, снабжающим их товарами (районным, уездным или губернским кооперативным союзам, уездным и губернским продовольственным комитетам), сельскохозяйственными продуктами, общая стоимость которых должна быть не ниже 85% отпущенных населению товаров, в остальной части – денежными знаками. Изъятия из этого правила допускаются в нижеуказанном порядке.
§ 5
Деревенская беднота, пролетарские элементы деревни (рабочие и мелкие ремесленники) и лица свободных профессий, живущие заработной платой, пользуются в хлебных губерниях правом расплачиваться за товары, отпускаемые в пределах норм распределения, денежными знаками с тем, чтобы каждым уездом было поставлено продовольственных продуктов на сумму не менее 85% стоимости взятых на учет и отпущенных кооперативами товаров. Составление списков лиц, пользующихся правом расплаты денежными знаками за получаемые товары, возлагается на комитеты деревенской бедноты, а в тех местах, где последние не организованы – на местные советы рабочих и крестьянских депутатов.
Примечание. Уездным объединениям кооперативов предоставляется право обращаться к местным губернским продовольственным комитетам с мотивированными ходатайствами о понижении этого % до 50 в зависимости от местных условий.
§ 6
Губернскими продовольственными комитетами по соглашению с кооперативными союзами устанавливаются те кооперативы, которые, хотя и расположены в сельских местностях, но состоят преимущественно из лиц, занимающихся не сельскохозяйственными промыслами, или в местностях с неудовлетворительным урожаем, а потому имеют право на получение товаров от союзов и объединений на прежних основаниях, без представления зачетных удостоверений или с понижением процента обязательных к сдаче хлеба и других продуктов ниже 50.
§ 7
Прием хлеба и других продуктов производится непосредственно кооперативами или ссыпными пунктами с выдачей сдающему лицу именной контрольный квитанции. Все принятые продукты полностью поступают в распоряжение губернского продовольственного комитета.
§ 8
Расчет в ссыпных пунктах за хлеб и другие продукты между кооперативами и союзами за отпускаемые товары производится по ценам, установленным действующими и могущими быть впоследствии изданными узаконениями и распоряжениями, путем наличной уплаты или кредитных расчетов на общих основаниях.
§ 9
В пределах стоимости сданных по зачетным квитанциям (§ 3) продуктов каждый кооператив получает продукты промышленности, необходимые для сельского населения (сельскохозяйственные машины, железо, ткани, обувь, керосин и т.п.), в размере, причитающемся на долю кооператива соответственно численности обслуживаемого им населения.
§ 10
Руководство и контроль за сдачей и приемом хлеба и других продовольственных продуктов, за распределением товаров обрабатывающей промышленности осуществляется губернским и уездным продовольственным комитетом через своих агентов и через волостные комитетами деревенской бедноты, а там, где они не организованы – через волостные советы рабочих и крестьянских депутатов.
§ 11
В случае уклонения кооперативных организаций от указанных правил товарообмена или неисполнения их они, помимо ответственности, указанной ниже, лишаются права получать товары от кооперативных объединений.
§ 12
Немедленно по издании настоящего декрета кооперативы обязуются доставить продовольственным органам сведения о всех имеющихся налицо товарах через кооперативные объединения.
В каждом кооперативном союзе или объединении вводятся учетные книги для записи всех поступивших товаров; кроме того, каждому населенному пункту открывается особый счет, на дебет которого записывается сумма отпущенного товара, а на кредит – сумма стоимости доставленных сельскохозяйственных продуктов или зачетных квитанций ссыпных пунктов (§ 3 декрета).
Квитанции эти хранятся союзами и при описях под расписку сдаются губернским продовольственным комитетам.
§ 13
Для успешного развития товарообмена на указанных выше основаниях кооперативным объединениям хлебопроизводящих районов, действующим на правах агентов продовольственных организаций, оказывается кредит натурою или деньгами.
§ 14
Всем продовольственным организациям и советам рабочих и крестьянских депутатов вменяется в обязанность неукоснительно следить за точным выполнением настоящего декрета.
За нарушение отдельными кооперативами и кооперативными объединениями указанных правил товарообмена члены правления предаются суду революционного трибунала и могут быть замещаемы другими лицами по назначению советской власти, в случае неназначения Всероссийским центральным союзом потребительских обществ (Центросоюзом) надежных заместителей, а, сверх того, кооперативные учреждения могут быть штрафуемы.
Равным образом предаются суду революционного трибунала за неисполнение настоящего декрета члены советских, общественных и частных учреждений.
Председатель Совета Народных Комиссаров
В. УЛЬЯНОВ (ЛЕНИН)
Управляющий делами Совета Народных Комиссаров
В. БОНЧ-БРУЕВИЧ
Декрет СНК об организации снабжения населения всеми продуктами и предметами личного потребления и домашнего хозяйства. 21.11.1918 г.
1.
В целях замены частно-торгового аппарата и для планомерного снабжения населения всеми продуктами из советских и кооперативных распределительных пунктов на Народный комиссариат продовольствия (Компрод) возлагается заготовка всех продуктов, служащих для личного потребления и домашнего хозяйства.
2.
Означенные продукты, вырабатываемые на национализированных фабриках и заводах и др. предприятиях, а равно и на предприятиях, взятых на учет органами Высшего совета народного хозяйства, передаются Народному комиссариату продовольствия соответствующими главками, центрами и т.д. на основании планов использования (ст. 7). Остальные товары заготовляются Народным комиссариатом продовольствия.
3.
Для снабжения и правильного распределения продуктов используется и организуется сеть государственных и кооперативных оптовых складов и розничных советских и кооперативных лавок. Оптовые склады и розничные лавки кооперативов остаются в их управлении, но под контролем Народного комиссариата продовольствия (ст. 15).
4.
Со дня вступления в силу настоящего декрета никакие центральные и местные государственные учреждения, кроме Народного комиссариата продовольствия и его местных органов, не имеют права принимать мер по регулированию торговли продуктами, на которые распространяется настоящий декрет, а равно издавать запрещения или давать разрешения на ввоз и вывоз внутри страны продуктов, обнимаемых настоящим декретом.
Разрешения на вывоз из какой-либо местности этих продуктов и на провоз в пределах Советской России, выдаваемые Народным комиссариатом продовольствия и его органами, являются окончательными и никакие органы власти не имеют права требовать для исполнения таких нарядов и разрешений Народного комиссариата продовольствия каких бы то ни было иных разрешений.
Примечание. За Высшим советом народного хозяйства и его органами сохраняется право на перевозки и выдачу соответствующих разрешений относительно той части предметов, охватываемых настоящим декретом, которые предназначены для производственного потребления (снабжения фабрично-заводских и других предприятий).
5.
Реквизиция и конфискация оптовых торговых складов и национализация соответственных торговых фирм могут осуществляться только Народным комиссариатом продовольствия или уполномоченными им на то органами.
Реквизиция и конфискация и муниципализация розничных лавок и фирм осуществляются только местными органами Народного комиссариата продовольствия с утверждения исполнительного комитета.
Все продукты для личного потребления и домашнего хозяйства, взятые на учет или реквизированные какими бы то ни было учреждениями, кроме Высшего совета народного хозяйства и его органов, немедленно сдаются на учет и в распоряжение Народного комиссариата продовольствия.
Указанные продукты и впредь в случае их реквизиции или конфискации кем бы то ни было (в том числе железными дорогами, судом и Всероссийской чрезвычайной комиссией) должны сдаваться не позже двухнедельного срока после реквизиции или конфискации их в центральные и местные органы Народного комиссариата продовольствия.
Примечание. Реквизиция и конфискация оптовых торговых складов и национализация торговых фирм, торгующих не только предметами личного потребления и домашнего хозяйства, осуществляются Высшим советом народного хозяйства по соглашению с соответствующим народным комиссариатом.
6.
Всем делом снабжения населения монопольными и немонопольными продуктами промышленного и кустарного производства ведает главное управление продуктораспределения Народного комиссариата продовольствия (Главпродукт). В коллегию Главпродукта входят два представителя Высшего совета народного хозяйства и один представитель Народного комиссариата торговли и промышленности.
7.
В план использования (ст. 2-й) входят: во-первых, определение того, какое количество продуктов предназначается для экспорта, какое для резерва, какое для промышленного потребления и какое для распределения среди населения; во-вторых, установление цены продукта, как фабричной, так и оптовой и розничной; в-третьих, план распределения всего предназначенного для населения продукта.
Выработка плана использования в применении к пунктам 1-му и 3-му предложения первого настоящей статьи производится комиссией Высшего совета народного хозяйства, в состав которой входят три представителя Высшего совета народного хозяйства, три представителя Народного комиссариата продовольствия и один представитель Народного комиссариата торговли и промышленности, а в применении к пункту 2-му – комитетом центр. Высшего совета народного хозяйства. Планы использования всех производимых в стране и импортируемых продуктов, а также план распределения и цены утверждаются президиумом Высшего совета народного хозяйства по соглашению с Народным комиссариатом продовольствия.
8.
Для руководства заготовкой тех продуктов, производство и заготовка которых не являются государственной монополией, Главпродукт организует для отдельных групп продуктов закупочно-регулирующие центры, привлекая к этой работе кооперативы, рабочих и торговых служащих.
9.
На Главпродукт возлагается также проведение других мер по регулированию товарообращения в стране и организации торговой инспекции.
10.
Установление списка монопольных продуктов производится президиумом Высшего совета народного хозяйства по соглашению с Народным комиссариатом продовольствия[6].
Все заводы, фабрики и горные предприятия обязаны впредь сдавать указанные продукты в доле, назначенной планом использования Высшим советом народного хозяйства для распределения среди населения, исключительно Народному комиссариату продовольствия (Главпродукту) и уполномоченным им органам.
11.
Фабрично-заводские оптовые склады, хотя бы находящиеся не в месте нахождения фабрики и завода, а также склады главков, центров и отделов Высшего совета народного хозяйства и их органов остаются в заведывании и управлении соответственных главков и центров и отделов Высшего совета народного хозяйства и их органов и управлений фабрично-заводскими предприятиями. То количество поступающих на эти склады продуктов, какое по утвержденному Высшим советом народного хозяйства плану предназначается для распределения среди населения, с момента поступления в эти склады переходит в распоряжение и на учет Народного комиссариата продовольствия (в лице Главпродукта) и уполномоченных им органов.
12.
За предоставляемый в распоряжение Главпродукта и уполномоченных им органов продукт Главпродукт и его органы расплачиваются с фабриками, заводами, главками, центрами и отделами Высшего совета народного хозяйства и местных советов народного хозяйства в двухнедельный срок с момента получения ими уведомления о приобретении ими права на распоряжение соответственным количеством продукта. Кооперативные организации расплачиваются непосредственно с главками, центрами, фабриками и заводами за продукты, распределение которых передано кооперативам.
13.
Все существующие акцизные сборы отменяются. К цене, по которой Высший совет народного хозяйства сдает продукт Народному комиссариату продовольствия, может быть прибавляемо начисление в пользу государства. Необходимость и размер начисления определяются президиумом Высшего совета народного хозяйства при участии представителей Народного комиссариата по финансовым делам и Народного комиссариата продовольствия, а при разногласии Советом народных комиссаров. Перечисление соответственных сумм на счет государственного казначейства производится Народным комиссариатом продовольствия по каждому продукту в отдельности в двухнедельный срок по отправке продуктов с фабрик по нарядам Главпродукта.
Примечание. Впредь до определения размеров начисления оно производится в размере существовавших до сих пор акцизов.
14.
В каждой губернии губернские органы Народного комиссариата продовольствия не позже чем к 1 января 1919 г. утверждают достаточно густую для удобства населения сеть розничных лавок, через которые отпускаются монопольные продукты, причем в эту сеть розничных лавок включаются советские лавки и лавки кооперативных обществ. Для получения продуктов, распределяемых через советские и кооперативные лавки, каждый гражданин должен приписаться к какой-либо определенной и входящей в сеть розничной лавке.
15.
При переходе к муниципализации розничной торговли местные советы депутатов и продовольственные органы обязаны руководствоваться следующими правилами:
а) муниципализации подлежат, во-первых, розничные торговые предприятия, во-вторых, оптовые торговые предприятия постольку, поскольку они имеются местное значение.
Примечание. Вопрос о том, имеет ли оптовое предприятие местное значение, разрешается в случае сомнений Главпродуктом, который имеет право изымать подлежащее предприятие в свое ведение.
б) В первую очередь муниципализации подвергается торговля теми продуктами, которые объявлены монопольными.
в) Муниципализация розничной торговли немонополизированными продуктами впредь допускается только при создании центральными органами возможности снабжения этими продуктами населения через советские и кооперативные лавки.
г) При муниципализации отраслей торговли, указанных в предыдущих пунктах, муниципализируемые лавки не должны запечатываться более чем на семь дней; торговля в них должна с 8-го дня продолжаться за ответственностью агента продовольственного отдела, а при невозможности назначить такового за ответственностью комитета служащих, хотя бы учет товара не был окончен, причем вся выручка сдается в кассу продовольственного отдела. Настоящее правило распространяется и на опечатанные до издания настоящего декрета магазины, причем недельный срок в этих случаях считается со дня опубликования настоящего декрета.
д) Кооперативные склады и лавки национализации не подлежат. В тех местах, где до издания настоящего декрета местными органами советской власти были национализированы или муниципализированы кооперативы и реквизированы или конфискованы запасы товаров кооперативных лавок, все эти кооперативы должны быть восстановлены, товары должны быть им возвращены, в недостающей части должен быть дан отчет, и законной деятельности кооперативов не должно впредь ставиться препятствий.
Примечание. При восстановлении кооперативов обязательно принятие мер к тому, чтобы кулацкое или контрреволюционное извращение их деятельности не могло быть допущено и чтобы строгий контроль комитетов бедноты и местных советов над ними осуществлялся систематически.
16.
В правление Всероссийского центрального союза потребительских обществ (Центросоюза) и в правление областных и губернских кооперативных потребительских объединений входит по представителю Народного комиссариата продовольствия, назначенному его коллегией.
Коллегия Главпродукта имеет право приостанавливать и отменять те решения Центросоюза и областных кооперативных объединений, которые касаются распределения продуктов, если эти решения будут признаны Главпродуктом противоречащими утвержденным планам или могущими неблагоприятно на них отразиться.
17.
В той части, в какой кооперативные склады или розничные лавки не могут быть снабжены монопольными или немонопольными продуктами с кооперативных фабрик и заводов или из кооперативных оптовых складов, они могут быть снабжены таковыми с государственных фабрик и заводов или из государственных оптовых складов в общем порядке.
18.
Нарушение настоящего декрета карается лишением свободы и конфискацией имущества в размерах по усмотрению суда в зависимости от тяжести нарушения, а для должностных лиц лишением свободы с принудительными работами на срок не менее года.
Председатель Совета Народных Комиссаров
В. УЛЬЯНОВ (ЛЕНИН)
Управляющий делами Совета Народных Комиссаров
В. БОНЧ-БРУЕВИЧ
Постановление ВСНХ и Народного комиссариата продовольствия о государственной монополии на торговлю некоторыми продуктами и предметами. 26.11.1918 г.
Согласно пункту 9 декрета об организации снабжения от 21 ноября 1918 г. (Собр. Узак., 1918, № 83, ст. 879) объявляется торговая монополия государства на нижеследующие продукты и предметы: калоши, подошвенная и резиновые пластины, изделия фабрик желтых табаков, махорочных, и сигарных, и гильзовых; сахарин; изделия крахмало-паточных заводов; изделия кондитерских фабрик; чай, кофе, какао и фабричные их суррогаты; соль, спички; изделия ткацких фабрик; швейные нитки; обувь фабричного производства; керосин; смазочные масла нефтяного происхождения; фабричного производства гвозди, подковы и подковные шипы; всякого рода железо; свечи фабричного производства; сельскохозяйственные орудия и машины; мыло фабричного производства; изделия сахарных и сахаро-рафинадных заводов; писчая, почтовая, оберточная и папиросная бумага; охотничий порох и всякие привозимые из-за границы для личного потребления населения продукты.
Председатель Высшего совета народного хозяйства
А.И. РЫКОВ
За народного комиссара продовольствия
М.И. ФРУМКИН[7]
Декрет СНК о товарообмене и обязательной сдаче населением продуктов сельского хозяйства и промыслов. 5.8.1919 г.
В развитие и объединение декретов от 2 апреля (Собр. Узак., 1918, № 30, ст. 398) и 5 августа 1918 г. (Собр. Узак., 1918, № 58, ст. 638) о товарообмене и в целях сбора сырья и топлива для обслуживания и воссоздания промышленности, Совет Народных Комиссаров постановляет:
1. Все снабжение органами Народного комиссариата продовольствия и потребительскими обществами сельского населения Р.С.Ф.С.Р. предметами добывающей и обрабатывающей промышленности, а также хлебом и другими продовольственными продуктами производится лишь при условии обязательной сдачи населением продуктов сельского хозяйства и промыслов.
2. Народному комиссариату продовольствия и Высшему Совету народного хозяйства по их соглашению поручается распубликовать список продуктов сельского хозяйства и промыслов, подлежащих в той или иной губернии обязательной сдаче.
3. Народный комиссариат продовольствия и его органы, а в подлежащих случаях по соглашению с Высшим советом народного хозяйства и его органами, устанавливают для каждой губернии или района в отдельности количество продуктов сельского хозяйства и промыслов, подлежащих обязательной сдаче, и количество товаров, отпускаемых для снабжения сельского населения.
4. Продукты для снабжения направляются Народным комиссариатом продовольствия кооперативным центрам, губернским продовольственным органам или соответствующим кооперативным организациям для распределения между потребительскими обществами.
5. Все означенные в списке ст. 2 продукты сдаются производителями их соответствующим государственным органам или особо на то уполномоченным организациям и лицам на ссыпные или приемочные пункты продовольственных органов, Льнобюро, губернских кожевенных комитетов и т.п.
6. Каждый заготовляющий или приемочный пункт обязан выдавать каждому сдатчику учетную квитанцию с указанием рода, количества, стоимости продуктов и общества, к которому он принадлежит.
7. Товары для непосредственного распределения населению передаются соответствующими распределительными органами потребительским обществам лишь по представлении учетных квитанций на сумму в соответствии с инструкцией, согласно п. 10.
8. Распределение продуктов обрабатывающей и добывающей промышленности производится потребительскими обществами между всеми членами обществ, к нему приписанных, по установленным нормам, за наличный расчет.
Примечание 1-е. При распределении продуктов пролетарские и полупролетарские элементы деревни и лица, живущие заработной платой или пособиями, получаемыми от государства, удовлетворяются независимо от сданных продуктов.
Примечание 2-е. Органам губернского продовольственного комитета и уполномоченным им лицам вменяется в обязанность лишать лиц, имеющих излишки и не дающих их, права на получение товаров.
9. Губернским продовольственным органам поручается осуществлять контроль над распределением, производимым потребительскими обществами. Губернским продовольственным комитетам вменяется в обязанность в случае задержки в сдаче продуктов или несдачи их в положенный срок лишать ту или иную местность права получения продуктов добывающей и обрабатывающей промышленности.
Примечание. Пролетарские и полупролетарские элементы деревни, оказывающие содействие в деле извлечения излишков от производителей, не могут быть лишены регулярного снабжения.
10. Народному комиссариату продовольствия по соглашению с Высшим советом народного хозяйства поручается в 7-дневный срок со дня издания сего декрета разослать подробную инструкцию по проведению его, с указанием как форм технического проведения продуктообмена, так и форм контроля и отчетности.
11. Настоящий декрет входит в силу с 1-го сентября 1919 г. Нарушение его и инструкции Народного комиссариата продовольствия к нему государственными и кооперативными распределительными и заготовительными органами и должностными лицами карается народным судом.
12. Со вступлением в силу настоящего декрета декреты от 2 апреля и 5 августа 1918 г. о товарообмене теряют свою силу.
Председатель Совета Народных Комиссаров
В. УЛЬЯНОВ (ЛЕНИН)
Заместитель председателя Высшего Совета Народного Хозяйства
В. МИЛЮТИН
Народный комиссар по продовольствию
ЦЮРУПА
Управляющий делами Совета Народных Комиссаров
В. БОНЧ-БРУЕВИЧ
Секретарь Совета Народных Комиссаров
Л. ФОТИЕВА
Декрет СНК об изъятии хлебных излишков в Сибири. 20.7.1920 г.
Рабочие, Красная армия и крестьянство потребляющих губерний Советской России испытывают продовольственную нужду. Неурожай текущего года в ряде губерний грозит еще ухудшить продовольственное положение трудящихся. В это время в Сибири насчитывается до сотни миллионов пудов хлеба, собранного в прежние годы и лежащего в кладях и скирдах в не обмолоченном виде. Крестьянство Сибири, перенесшее колчаковщину и на горьком опыте убедившееся, что, не взявши власти в свои руки, рабочие и крестьяне не в состоянии обеспечить себе ни земли, ни воли, и раз навсегда избавиться от политического и экономического гнета, должно пойти на помощь голодающим рабочим и крестьянам потребляющих губерний и дать им то, чего у него много и что лежит без всякого употребления, подвергаясь опасности порчи и гниения.
В виду изложенного, Совет Народных Комиссаров, во имя доведения до победного конца тяжкой борьбы трудящихся с их вековечными эксплуататорами и угнетателями, постановляет в порядке боевого приказа:
1. Обязать крестьянство Сибири немедленно приступить к обмолоту и сдаче всех свободных излишков хлеба урожаев прошлых лет с доставлением их на станции железных дорог и пароходные пристани.
Примечание. Разверстка подлежащих обязательной сдаче излишков хлеба от урожаев прошлых лет определяется и объявляется Народным комиссариатом продовольствия одновременно с разверсткой на излишки хлеба нового урожая.
2. По предъявлении разверстки обязать волостные и сельские советы – революционные комитеты[8] немедленно привлечь все население к обмолоту и сдаче хлеба; в случае необходимости, население привлекается к обмолоту в порядке трудовой повинности.
3. Ответственными за производство обмолота и выполнение разверстки объявить все местные органы власти, начиная с волостных и сельских советов - революционных комитетов и кончая сибирским революционным комитетом.
4. Виновных в уклонении от обмолота и от сдачи излишков граждан, равно как и у всех допустивших это уклонение ответственных представителей власти карать конфискацией имущества и заключением в концентрационные лагери, как изменников делу рабоче-крестьянской революции.
5. В целях облегчения обмолота маломощным хозяйствам и семьям красноармейцев: а) обязать военно-продовольственное бюро Всероссийского центрального совета профессиональных союзов при содействии Главного комитета по всеобщей трудовой повинности привлечь и направить для продовольственной работы в Сибирь продовольственные отряды в составе до 6000 рабочих, причем Центральное управление снабжения обязуется для обмундирования таковых выдать 6000 полных комплектов обмундирования и теплой одежды; б) обязать Народный комиссариат труда мобилизовать и направить в распоряжение сибирских продовольственных органов до 20000 человек организованных в уборочные дружины голодающих крестьян и рабочих Европейской России на работы в течение осеннего и зимнего времени с допущением в составе дружин женщин в количестве 20%.
6. Конечным сроком обмолота и сдачи всех излишков от урожаев прошлых лет установить 1-ое января 1921 года.
7. Обязать Народный комиссариат путей сообщения принять в порядке боевой срочности меры:
а) к переброске продовольственных отрядов, рабочих дружин и продовольственной армии; б) к переброске молотилок и др. сельскохозяйственных машин и в) к вывозу всего представленного сибирскими продовольственными органами к погрузке хлеба.
8. Обязать Центральную автосекцию и Высший совет народного хозяйства в срочном порядке выделить из всех наличных на территории Сибири и Урала запасов автомашин до 500 грузовых автомобилей для создания продовольственного автотранспорта по подвозке хлеба к железнодорожным станциям и пристаням Сибири, обратив на укомплектование продовольственного автотранспорта все сверхштатные автомобили военного ведомства и трофейные машины. Обязать Главный топливный комитет немедленно озаботиться по плану Центральной автосекции организацией в Западной Сибири баз горючего и смазочного материала для нужд автотранспорта, а также для нужд молотилок и сельскохозяйственных машин применительно к плану заготовки хлеба, выработанному Народным комиссариатом продовольствия
9. Обязать Народный комиссариат земледелия из прибывающей из-за границы партии молотилок и сельскохозяйственных машин предоставить в распоряжение продовольственных органов Сибири не менее 200 машин.
Председатель Совета Народных Комиссаров
В. УЛЬЯНОВ (ЛЕНИН)
Управляющий делами Совета Народных Комиссаров
В. БОНЧ-БРУЕВИЧ
Секретарь Совета Народных Комиссаров
Л. ФОТИЕВА
[1] Милютин Владимир Павлович (1884-1917) – революционер и государственный деятель, в 1903-1910 меньшевик, с 1910 большевик. Неоднократно арестовывался, ссылался. В 1917 председатель Саратовского совета р. и с. д., член Петроградского ВРК. В октябре-ноябре 1917 нарком земледелия, подал в отставку из-за провала попытки создать правительство с участием всех социалистических партий. Депутат Учредительного собрания. И.о. председателя (март – апрель 1918) и заместитель председателя (1918-1921) ВСНХ. Впоследствии был представителем Коминтерна в Австрии и на Балканах (1922-1924), заместителем председателя Госплана (1928-1934) и наркомом-управляющим ЦСУ (1928-1930) и др. Расстрелян по приговору военной коллегии Верховного суда за участие в контрреволюционной организации. В 1955 реабилитирован.[2] Из-за гиперинфляции установленные в 1917 г. "твердые цены" были в значительной степени символическими.[3] в виде промысла – профессионально, с целью постоянного получения средств существования.[4] См. выше Судебные реформы большевиков.[5] См. выше.[6] См. следующий документ[7] Фрумкин Моисей Ильич (1878-1938) – государственный деятель. Социал-демократ с 1898, большевик. В 1909-1911 председатель Центрального бюро профсоюзов Москвы. Арестовывался и ссылался. В 1918-1922 член коллегии наркомата и заместитель наркома продовольствия. В 20-30-е гг. был заместителем наркомов финансов и внешней торговли СССР. В 1928-1930 видный деятель т.н. "правого уклона". Расстрелян по приговору военной коллегии Верховного суда по обвинению в участии в контрреволюционной террористической организации. В 1956 реабилитирован. [8] Революционные комитеты (ревкомы) – чрезвычайные органы власти в годы Гражданской войны. Назначались военно-партийными властями (обычно Реввоенсоветами фронтов или политотделами армий) в недавно занятых Красной армией местностях, в которых выборы в Совет не могли обеспечить большинства большевистской партии. Пользовались неограниченными полномочиями.