Законы о запрете частной торговли, государственных хлебозаготовках и создании комбедов. 1917-1920 гг.

 

Октябрьский переворот и первые финансовые мероприятия большевиков вроде очень напоминающего бандитский налет захвата Государственного банка, национализации частных банков, аннулирования государственных долгов и т.п. окончательно подорвали денежное обращение. Крестьяне отказывались продавать хлеб за ничем не обеспеченные денежные знаки. Государственные закупки продовольствия резко снизились. Выходом из кризиса большевики сочли уничтожение товарно-денежных отношений и переход к прямому распределению ресурсов государством, руководствующимся не экономическими соображениями, а интересами низших классов и действующим по принципу "разделяй и властвуй".

В мае 1918 г. (подготовка началась раньше) была введена т.н. "продовольственная диктатура". От крестьян требовалась сдача всего урожая сверх необходимого для посева и питания. Взамен государство направило в деревню промышленные товары (предварительно запретив свободную торговлю ими для накопления необходимых запасов). Однако они должны были выдаваться в первую очередь не сдавшим зерно, а деревенским беднякам.

В июне 1918 г. были созданы комитеты бедноты (комбеды), имеющие основной задачей содействие изъятию у состоятельных крестьян зерна и предметов первой необходимости, а также сложных сельскохозяйственных орудий. Добытое должно было делиться между государством и деревенской беднотой. Именно комбеды должны были распределять получаемые промтовары.

Такой образ действий имел вполне предсказуемые результаты. От ставки на бедноту пришлось отказаться спустя несколько месяцев: в декабре 1918 комбеды были упразднены[1]. Изъятие зерна стало основываться на голом насилии. Эта политика, продолжалась до введения нэпа в 1921 г. (см. Законы о введении нэпа в сельском хозяйстве).

 

Циркуляр Народного комиссариата по продовольствию о запрещении продажи мануфактуры с фабрик частным лицам. 16.12.1917 г.

 Для пресечения спекуляций и для введения равномерного распределения мануфактуры среди населения отделом по тканям при комиссариате продовольствия приняты следующие шаги:

1) Запрещена продажа мануфактуры с фабрик частным лицам, если таковые не имеют доверенности на покупку от губернских или областных продовольственных управ и комитетов.

2) Всякому лицу, купившему мануфактуру по адресам продовольственных управ или комитетов, вывоз таковой разрешается в размерах общегосударственной разверстки из Петрограда комиссариатом по продовольствию, а из Москвы и прилегающих текстильных районов учреждениями, на это уполномоченными комиссариатом по продовольствию.

3) У всякого лица, получившего разрешение на вывоз мануфактуры, отбираются учреждениями, выдавшими разрешение на вывоз, копии счетов на вывозимую мануфактуру и посылаются непосредственно в продовольственные управы или комитеты, от коих было уполномочие на покупку.

 

Народный комиссар по продовольствию

А.Г. ШЛИХТЕР

 

Заведующий отделом снабжения тканями, кожей и обувью

П.А. ЧУКМАСОВ

 

 


Декрет СНК об организации товарообмена для усиления хлебных заготовок. 2.4.1918 г.

1) В целях усиления государственных заготовок хлеба и других продовольственных продуктов на Народный комиссариат продовольствия возлагается, в нижеуказанных пределах, организация правильного товарообмена в государственном масштабе.

2) Для продовольственного товарообмена используется определяемая в порядке § 3 часть следующих товаров: ткани, нитки, галантерея, кожа, шорные изделия, обувь, галоши, спички, мыло, свечи, керосин, смазочное масло, сельскохозяйственные машины и орудия, проволока, листовое, сортовое железо, подковы, гвозди, сноповязальный шпагат, веревочные изделия, стекло, посуда, табак и табачные изделия, соль, патока, сахар и чай с их суррогатами.

Примечание. Перечень этот может быть дополнен и изменен по соглашению Народного комиссариата продовольствия и Высшего совета народного хозяйства. 

3) В распоряжение Народного комиссариата продовольствия для осуществления возлагаемых на него задач по его требованию и согласно планам, утвержденным народным комиссаром продовольствия и председателем Высшего совета народного хозяйства, передаются перечисленные в § 2 товары в необходимых для проведения в жизнь этих планов количествах. На центральные и местные органы распределения указанных продуктов возлагается исполнение всех указаний Народного комиссариата продовольствия по осуществлению упомянутых планов.

Примечание. Часть указанных выше товаров, не включенная в товарообмен, распределяется подлежащими органами по планам, утвержденным Народным комиссариатом продовольствия и Высшим советом народного хозяйства. 

4) Народному комиссариату продовольствия поручается путем особой инструкции установить порядок и нормы выдачи указанных товаров в обмен на хлеб и другие продовольственные продукты, заготовляемые по государственным планам. В основу этой инструкции должно быть положено: а) привлечение деревенской бедноты к организации товарообмена путем передачи товаров, выдаваемых для обмена на хлеб, в распоряжение волостных или районных объединений для дальнейшего распределения их между нуждающимся населением и б) выработка правил, гарантирующих возврат в распоряжение Советской республики всех затрачиваемых на товарообмен государственных средств, а также мер, способствующих извлечению возможно большего количества денежных знаков от деревенской буржуазии.

5) Осуществление товарообмена по указанию Народного комиссариата продовольствия возлагается на местные продовольственные органы и уполномоченные на то Народным комиссариатом организации.

6) Без разрешения Народного комиссариата продовольствия или уполномоченных им на то органов обмен товаров на хлеб не допускается.

7) Виновные в самочинном обмене товара на хлеб или неподчинение указаниям Народного комиссариата продовольствия, основанным на настоящем декрете, подлежат ответственности по суду.

 

Председатель Совета Народных Комиссаров

В. УЛЬЯНОВ (ЛЕНИН)

 

Народные комиссары

А. ЦЮРУПА

Г. ПЕТРОВСКИЙ

В. МИЛЮТИН[1]

 

Управляющий делами Совета Народных Комиссаров

В. БОНЧ-БРУЕВИЧ

 


Декрет ВЦИК о предоставлении народному комиссару продовольствия чрезвычайных полномочий по борьбе с деревенской буржуазией, укрывающей хлебные запасы и спекулирующей ими. 9.5.1918 г.

 

 

 

 

 


Декрет СНК об организации снабжения населения всеми продуктами и предметами личного потребления и домашнего хозяйства. 21.11.1918 г.

1.

В целях замены частно-торгового аппарата и для планомерного снабжения населения всеми продуктами из советских и кооперативных распределительных пунктов на Народный комиссариат продовольствия (Компрод) возлагается заготовка всех продуктов, служащих для личного потребления и домашнего хозяйства.

2.

Означенные продукты, вырабатываемые на национализированных фабриках и заводах и др. предприятиях, а равно и на предприятиях, взятых на учет органами Высшего совета народного хозяйства, передаются Народному комиссариату продовольствия соответствующими главками, центрами и т.д. на основании планов использования (ст. 7). Остальные товары заготовляются Народным комиссариатом продовольствия.

3.

Для снабжения и правильного распределения продуктов используется и организуется сеть государственных и кооперативных оптовых складов и розничных советских и кооперативных лавок. Оптовые склады и розничные лавки кооперативов остаются в их управлении, но под контролем Народного комиссариата продовольствия (ст. 15).

4.

Со дня вступления в силу настоящего декрета никакие центральные и местные государственные учреждения, кроме Народного комиссариата продовольствия и его местных органов, не имеют права принимать мер по регулированию торговли продуктами, на которые распространяется настоящий декрет, а равно издавать запрещения или давать разрешения на ввоз и вывоз внутри страны продуктов, обнимаемых настоящим декретом.

Разрешения на вывоз из какой-либо местности этих продуктов и на провоз в пределах Советской России, выдаваемые Народным комиссариатом продовольствия и его органами, являются окончательными и никакие органы власти не имеют права требовать для исполнения таких нарядов и разрешений Народного комиссариата продовольствия каких бы то ни было иных разрешений.

Примечание. За Высшим советом народного хозяйства и его органами сохраняется право на перевозки и выдачу соответствующих разрешений относительно той части предметов, охватываемых настоящим декретом, которые предназначены для производственного потребления (снабжения фабрично-заводских и других предприятий).

5.

Реквизиция и конфискация оптовых торговых складов и национализация соответственных торговых фирм могут осуществляться только Народным комиссариатом продовольствия или уполномоченными им на то органами.

Реквизиция и конфискация и муниципализация розничных лавок и фирм осуществляются только местными органами Народного комиссариата продовольствия с утверждения исполнительного комитета.

Все продукты для личного потребления и домашнего хозяйства, взятые на учет или реквизированные какими бы то ни было учреждениями, кроме Высшего совета народного хозяйства и его органов, немедленно сдаются на учет и в распоряжение Народного комиссариата продовольствия.

Указанные продукты и впредь в случае их реквизиции или конфискации кем бы то ни было (в том числе железными дорогами, судом и Всероссийской чрезвычайной комиссией) должны сдаваться не позже двухнедельного срока после реквизиции или конфискации их в центральные и местные органы Народного комиссариата продовольствия.

Примечание. Реквизиция и конфискация оптовых торговых складов и национализация торговых фирм, торгующих не только предметами личного потребления и домашнего хозяйства, осуществляются Высшим советом народного хозяйства по соглашению с соответствующим народным комиссариатом.

6.

Всем делом снабжения населения монопольными и немонопольными продуктами промышленного и кустарного производства ведает главное управление продуктораспределения Народного комиссариата продовольствия (Главпродукт). В коллегию Главпродукта входят два представителя Высшего совета народного хозяйства и один представитель Народного комиссариата торговли и промышленности.

7.

В план использования (ст. 2-й) входят: во-первых, определение того, какое количество продуктов предназначается для экспорта, какое для резерва, какое для промышленного потребления и какое для распределения среди населения; во-вторых, установление цены продукта, как фабричной, так и оптовой и розничной; в-третьих, план распределения всего предназначенного для населения продукта.

Выработка плана использования в применении к пунктам 1-му и 3-му предложения первого настоящей статьи производится комиссией Высшего совета народного хозяйства, в состав которой входят три представителя Высшего совета народного хозяйства, три представителя Народного комиссариата продовольствия и один представитель Народного комиссариата торговли и промышленности, а в применении к пункту 2-му – комитетом центр. Высшего совета народного хозяйства. Планы использования всех производимых в стране и импортируемых продуктов, а также план распределения и цены утверждаются президиумом Высшего совета народного хозяйства по соглашению с Народным комиссариатом продовольствия.

8.

Для руководства заготовкой тех продуктов, производство и заготовка которых не являются государственной монополией, Главпродукт организует для отдельных групп продуктов закупочно-регулирующие центры, привлекая к этой работе кооперативы, рабочих и торговых служащих.

9.

На Главпродукт возлагается также проведение других мер по регулированию товарообращения в стране и организации торговой инспекции.

10.

Установление списка монопольных продуктов производится президиумом Высшего совета народного хозяйства по соглашению с Народным комиссариатом продовольствия[6].

Все заводы, фабрики и горные предприятия обязаны впредь сдавать указанные продукты в доле, назначенной планом использования Высшим советом народного хозяйства для распределения среди населения, исключительно Народному комиссариату продовольствия (Главпродукту) и уполномоченным им органам.

11.

Фабрично-заводские оптовые склады, хотя бы находящиеся не в месте нахождения фабрики и завода, а также склады главков, центров и отделов Высшего совета народного хозяйства и их органов остаются в заведывании и управлении соответственных главков и центров и отделов Высшего совета народного хозяйства и их органов и управлений фабрично-заводскими предприятиями. То количество поступающих на эти склады продуктов, какое по утвержденному Высшим советом народного хозяйства плану предназначается для распределения среди населения, с момента поступления в эти склады переходит в распоряжение и на учет Народного комиссариата продовольствия (в лице Главпродукта) и уполномоченных им органов.

12.

За предоставляемый в распоряжение Главпродукта и уполномоченных им органов продукт Главпродукт и его органы расплачиваются с фабриками, заводами, главками, центрами и отделами Высшего совета народного хозяйства и местных советов народного хозяйства в двухнедельный срок с момента получения ими уведомления о приобретении ими права на распоряжение соответственным количеством продукта. Кооперативные организации расплачиваются непосредственно с главками, центрами, фабриками и заводами за продукты, распределение которых передано кооперативам.

13.

Все существующие акцизные сборы отменяются. К цене, по которой Высший совет народного хозяйства сдает продукт Народному комиссариату продовольствия, может быть прибавляемо начисление в пользу государства. Необходимость и размер начисления определяются президиумом Высшего совета народного хозяйства при участии представителей Народного комиссариата по финансовым делам и Народного комиссариата продовольствия, а при разногласии Советом народных комиссаров. Перечисление соответственных сумм на счет государственного казначейства производится Народным комиссариатом продовольствия по каждому продукту в отдельности в двухнедельный срок по отправке продуктов с фабрик по нарядам Главпродукта.

Примечание. Впредь до определения размеров начисления оно производится в размере существовавших до сих пор акцизов.

14.

В каждой губернии губернские органы Народного комиссариата продовольствия не позже чем к 1 января 1919 г. утверждают достаточно густую для удобства населения сеть розничных лавок, через которые отпускаются монопольные продукты, причем в эту сеть розничных лавок включаются советские лавки и лавки кооперативных обществ. Для получения продуктов, распределяемых через советские и кооперативные лавки, каждый гражданин должен приписаться к какой-либо определенной и входящей в сеть розничной лавке.

15.

При переходе к муниципализации розничной торговли местные советы депутатов и продовольственные органы обязаны руководствоваться следующими правилами:

а) муниципализации подлежат, во-первых, розничные торговые предприятия, во-вторых, оптовые торговые предприятия постольку, поскольку они имеются местное значение.

Примечание. Вопрос о том, имеет ли оптовое предприятие местное значение, разрешается в случае сомнений Главпродуктом, который имеет право изымать подлежащее предприятие в свое ведение. 

б) В первую очередь муниципализации подвергается торговля теми продуктами, которые объявлены монопольными.

в) Муниципализация розничной торговли немонополизированными продуктами впредь допускается только при создании центральными органами возможности снабжения этими продуктами населения через советские и кооперативные лавки.

г) При муниципализации отраслей торговли, указанных в предыдущих пунктах, муниципализируемые лавки не должны запечатываться более чем на семь дней; торговля в них должна с 8-го дня продолжаться за ответственностью агента продовольственного отдела, а при невозможности назначить такового за ответственностью комитета служащих, хотя бы учет товара не был окончен, причем вся выручка сдается в кассу продовольственного отдела. Настоящее правило распространяется и на опечатанные до издания настоящего декрета магазины, причем недельный срок в этих случаях считается со дня опубликования настоящего декрета.

д) Кооперативные склады и лавки национализации не подлежат. В тех местах, где до издания настоящего декрета местными органами советской власти были национализированы или муниципализированы кооперативы и реквизированы или конфискованы запасы товаров кооперативных лавок, все эти кооперативы должны быть восстановлены, товары должны быть им возвращены, в недостающей части должен быть дан отчет, и законной деятельности кооперативов не должно впредь ставиться препятствий.

Примечание. При восстановлении кооперативов обязательно принятие мер к тому, чтобы кулацкое или контрреволюционное извращение их деятельности не могло быть допущено и чтобы строгий контроль комитетов бедноты и местных советов над ними осуществлялся систематически.

16.

В правление Всероссийского центрального союза потребительских обществ (Центросоюза) и в правление областных и губернских кооперативных потребительских объединений входит по представителю Народного комиссариата продовольствия, назначенному его коллегией.

Коллегия Главпродукта имеет право приостанавливать и отменять те решения Центросоюза и областных кооперативных объединений, которые касаются распределения продуктов, если эти решения будут признаны Главпродуктом противоречащими утвержденным планам или могущими неблагоприятно на них отразиться.

17.

В той части, в какой кооперативные склады или розничные лавки не могут быть снабжены монопольными или немонопольными продуктами с кооперативных фабрик и заводов или из кооперативных оптовых складов, они могут быть снабжены таковыми с государственных фабрик и заводов или из государственных оптовых складов в общем порядке.

 

18.

Нарушение настоящего декрета карается лишением свободы и конфискацией имущества в размерах по усмотрению суда в зависимости от тяжести нарушения, а для должностных лиц лишением свободы с принудительными работами на срок не менее года.

 

Председатель Совета Народных Комиссаров

В. УЛЬЯНОВ (ЛЕНИН)

 

Управляющий делами Совета Народных Комиссаров

В. БОНЧ-БРУЕВИЧ 

 

 


Постановление ВСНХ и Народного комиссариата продовольствия о государственной монополии на торговлю некоторыми продуктами и предметами. 26.11.1918 г.

 

 

 

 

[1] Милютин Владимир Павлович (1884-1917) – революционер и государственный деятель, в 1903-1910 меньшевик, с 1910 большевик. Неоднократно арестовывался, ссылался. В 1917 председатель Саратовского совета р. и с. д., член Петроградского ВРК. В октябре-ноябре 1917 нарком земледелия, подал в отставку из-за провала попытки создать правительство с участием всех социалистических партий. Депутат Учредительного собрания. И.о. председателя (март – апрель 1918) и заместитель председателя (1918-1921) ВСНХ. Впоследствии был представителем Коминтерна в Австрии и на Балканах (1922-1924), заместителем председателя Госплана (1928-1934) и наркомом-управляющим ЦСУ (1928-1930) и др. Расстрелян по приговору военной коллегии Верховного суда за участие в контрреволюционной организации. В 1955 реабилитирован.[2] Из-за гиперинфляции установленные в 1917 г. "твердые цены" были в значительной степени символическими.[3] в виде промысла – профессионально, с целью постоянного получения средств существования.[4] См. выше Судебные реформы большевиков.[5] См. выше.[6] См. следующий документ[7] Фрумкин Моисей Ильич (1878-1938) – государственный деятель. Социал-демократ с 1898, большевик. В 1909-1911 председатель Центрального бюро профсоюзов Москвы. Арестовывался и ссылался. В 1918-1922 член коллегии наркомата и заместитель наркома продовольствия. В 20-30-е гг. был заместителем наркомов финансов и внешней торговли СССР. В 1928-1930 видный деятель т.н. "правого уклона". Расстрелян по приговору военной коллегии Верховного суда по обвинению в участии в контрреволюционной террористической организации. В 1956 реабилитирован. [8] Революционные комитеты (ревкомы) – чрезвычайные органы власти в годы Гражданской войны. Назначались военно-партийными властями (обычно Реввоенсоветами фронтов или политотделами армий) в недавно занятых Красной армией местностях, в которых выборы в Совет не могли обеспечить большинства большевистской партии. Пользовались неограниченными полномочиями.