Приказ Петроградского совета № 1. 1917 г.
Приказ № 1 был издан Петроградским советом сразу после победы февральского восстания в Петрограде. Руководившие Советом революционные интеллигенты, исходившие из опыта европейских революций XIX в., опасались контрреволюционных выступлений армии. Опасения эти были беспочвенны из-за гибели большей части кадрового офицерства в боях мировой войны и преобладания в армии «офицеров военного времени» из интеллигенции. Тем не менее, революционные руководители сочли необходимым одним из первых решений любой ценой лишить офицерский корпус контроля над армией.
Приказ отменял основной принцип внутреннего устройства армии – единоначалие и юридически закрепил утрату Петроградским гарнизоном управляемости и дисциплины. В действующей армии приказ также был принят к исполнению и со временем привёл к аналогичным последствиям. Выпущенное Петроградским советом разъяснение («Приказ № 2»), согласно которому приказ № 1 распространяется лишь на Петроградский гарнизон, не имело практических последствий. Основные положения приказа были закреплены Декларацией прав солдата, утверждённой военным и морским министром А.Ф. Керенским 9 мая 1917. Приказ и декларация действовали до роспуска российской армии советским правительством в конце 1917 г.
1 марта 1917 г.
По гарнизону Петроградского округа всем солдатам гвардии, армии, артиллерии и флота для немедленного и точного исполнения, а рабочим Петрограда для сведения.
Совет рабочих и солдатских депутатов постановил:
1) Во всех ротах, батальонах, полках, парках, батареях, эскадронах и отдельных службах разного рода военных управлений и на судах военного флота немедленно выбрать комитеты из выборных представителей от нижних чинов вышеуказанных воинских частей.
2) Во всех воинских частях, которые ещё не выбрали своих представителей в Совет рабочих депутатов, избрать по одному представителю от рот, которым и явиться с письменными удостоверениями в здание Государственной думы к 10 часам утра 2 сего марта.
3) Во всех своих политических выступлениях воинская часть подчиняется Совету рабочих и солдатских депутатов и своим комитетам.
4) Приказы военной комиссии Государственной думы[1] следует исполнять, за исключением тех случаев, когда они противоречат приказам и постановлениям Совета рабочих и солдатских депутатов.
5) Всякого рода оружие, как-то: винтовки, пулеметы, бронированные автомобили и прочее должны находиться в распоряжении и под контролем ротных и батальонных комитетов и ни в коем случае не выдаваться офицерам[2] даже по их требованиям.
6) В строю и при отправлении служебных обязанностей солдаты должны соблюдать строжайшую воинскую дисциплину[3], но вне службы и строя в своей политической, общегражданской и частной жизни солдаты ни в чём не могут быть умалены в тех правах, коими пользуются все граждане. В частности, вставание во фронт и обязательное отдание чести вне службы отменяется.
7) Равным образом отменяется титулование офицеров: ваше превосходительство, благородие и т. п., и заменяется обращением: господин генерал, господин полковник и т. д.
Грубое обращение с солдатами всяких воинских чинов и, в частности, обращение к ним на «ты» воспрещается, и о всяком нарушении сего, равно как и о всех недоразумениях между офицерами и солдатами, последние обязаны доводить до сведения ротных комитетов.
Настоящий приказ прочесть во всех ротах, батальонах, полках, экипажах, батареях и прочих строевых и нестроевых командах.
Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов.
Известия Петроградскаго Совета Рабочих и Солдатских Депутатов. 1917. 2.3. № 3. С. 3.
[1] Военная комиссия Временного комитета Государственной думы – чрезвычайный орган государственного управления. Была создана 27 февраля 1917 г. как «штаб» председателя думской трудовой группы А.Ф. Керенского, в распоряжении которого находились войска, перешедшие на сторону восставших. Вечером того же дня фактически объединилась с военной комиссией временного исполкома Петроградского совета. С 28 февраля возглавлялась революционным комендантом Петрограда членом Государственной думы полковником Б.А. Энгельгардтом, который включил в неё ряд членов Думы и офицеров. Комиссия руководила революционными войсками, обеспечивала их внутреннюю организацию и т.п. По давлением Временного правительства ликвидирована в мае 1917 г.[2] Выделение курсивом сделано в источнике.[3] Это постановление противоречило остальным пунктам и общему духу приказа и не исполнялось.