Учреждение судебных установлений 1864 г.
Созданная законами Екатерины II (см. Учреждение об управлении губерниями 1775 г.) и просуществовавшая до II половины XIX в. судебная система была крайне несовершенной. Суды полностью подчинялись администрации. Имела место множественность судов (для разных сословий и родов дел) и судебных инстанций. Дела могли переноситься в высшую инстанцию без жалоб сторон и иногда рассматривались целыми десятилетиями. Порядок судопроизводства был письменным и канцелярским: приговор выносился за закрытыми дверями по канцелярскому делу, доложенному канцелярией суда. Судьи и особенно канцелярские чиновники получали незначительное жалование и были крайне некомпетентны и коррумпированы.
Разработка судебной реформы началась с 1857 г. До 1860 г. она велась под руководством главноуправляющего II отделением императорской канцелярии гр. Д.Н. Блудова, стремящегося улучшить существующую систему: несколько уменьшить количество судов, ввести образовательный или служебный ценз для судей, создать адвокатуру с право оспаривать канцелярский доклад дела и т.п. Эти проекты не встретили поддержки Государственного совета. Его соединенные департаменты предложили сформулировать общие основания судебной реформы.
С 1861 она стала разрабатываться в государственной канцелярии под руководством государственного секретаря Д.П. Буткова. Наибольший вклад в работу внес статс-секретарь Государственного совета С.И. Зарудный. Было решено не реформировать старые суды, а полностью заменить их новыми, устроенными на совершенно других принципах. Преобразованию активно содействовал министр юстиции Д.Н. Замятнин. После одобрения Государственным советом судебная реформа 20.11.1864 г. была утверждена Александром II.
Они является самой радикальной из Великих реформ. Были введены независимость суда от администрации, устность, гласность и состязательность судебного процесса, суд присяжных, адвокатура. На смену теории формальных доказательств, согласно которой для признания факта доказанным требовалось по общему правилу 2 благонадежных свидетеля, пришла свободная оценка судьями обстоятельств дела.
Судебная реформа включала 4 закона (Судебных устава): Учреждение судебных установлений, Устав уголовного судопроизводства, Устав гражданского судопроизводства, Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями. Важнейшим из них был первый, представлявший собой положение о судах и предлагаемый вниманию читателей.
Учреждение судебных установлений предусматривало введение мирового суда, избираемого земствами, а также назначение всех остальных судей императором из профессиональных юристов. Коронные судьи получили несменяемость. Также было резко сокращено количество инстанций, отменён перенос дел в высшую инстанцию в ревизионном порядке (без жалоб сторон), введено чёткое разделение компетенции между различными судами.
Из-за большого объёма публикуются лишь важнейшие статьи Учреждения.
Введение
1. Власть судебная принадлежит: мировым судьям,
съездам мировых судей,
окружным судам,
судебным палатам и
Правительствующему сенату - в качестве верховного кассационного суда.
2. Судебная власть означенных в предшедшей 1-й статье установлений распространяется на лица всех сословий и на все дела, как гражданские, так и уголовные.
Примечание. Судебная власть духовных, военных, коммерческих, крестьянских судов определяется особыми о них постановлениями[1].
5. Мировые судьи, их съезды, окружные суды и судебные палаты рассматривают дела по существу; Правительствующий же сенат в качестве верховного кассационного суда, не решая дел по существу в общем порядке судопроизводства, наблюдает за охранением точной силы закона и за единообразным его исполнением всеми судебными установлениями империи.
6. Для производства следствий по делам о преступлениях и проступках состоят судебные следователи.
7. Для определения в уголовных делах вины или невинности подсудимых к составу судебных мест в случаях, означенных в Уставе уголовного судопроизводства, присоединяются присяжные заседатели[2].
8. Для прокурорского надзора при судебных местах состоят обер-прокуроры, прокуроры и их товарищи.
10. Мировые судьи избираются всеми сословиями в совокупности и утверждаются правительством. Присяжные заседатели назначаются особым, установленным для сего порядком. Все прочие должностные лица судебного ведомства определяются правительством.
11. При судебных местах находятся:
1) канцелярии;
2) судебные пристава;
3) присяжные поверенные[3];
4) кандидаты на должности по судебному ведомству и
5) нотариусы.
Раздел первый
О мировых судьях и их съездах
Глава первая. Общие правила
12. Мировые судьи состоят по уездам и по городам. Уезд с находящимися в нем городами составляет мировой округ.
14. Мировой округ разделяется на мировые участки, число которых определяется особым расписанием.
15. В каждом мировом участке находится участковый мировой судья.
16. В мировом округе, кроме участковых, состоят также почетные мировые судьи.
17. Собрание как почетных, так и участковых мировых судей каждого мирового округа составляет высшую мировую инстанцию, именуемую съездом мировых судей. В этом съезде председательствует один из мировых судей по собственному их избранию.
Глава вторая. О порядке избрания и утверждения мировых судей
19. В мировые судьи могут быть избираемы те из местных жителей, которые:
во 1-х, имеют не менее двадцати пяти лет от роду;
во 2-х, получили образование в высших или средних учебных заведениях, или выдержали соответствующее сему испытание, или же прослужили не менее трех лет в таких должностях, при исправлении которых могли приобрести практические сведения в производстве судебных дел, и
в 3-х, если притом они сами, или их родители, или жены владеют, хотя бы и в разных местах: или пространством земли вдвое против того, которое определено для непосредственного участия в избрании гласных в уездные земские собрания…[4], или другим недвижимым имуществом ценою не ниже пятнадцати тысяч рублей, а в городах - недвижимою собственностью, оцененною для взимания налога: в столицах не менее шести тысяч, в прочих же городах не менее трех тысяч рублей.
21. Мировыми судьями не могут быть:
1) состоящие под следствием или судом за преступления или проступки, а равно и подвергшиеся по судебным приговорам за противозаконные действия заключению в тюрьме или иному более строгому наказанию, и те, которые, быв под судом за преступления или проступки, влекущие за собою такие наказания, не оправданы судебными приговорами;
2) исключенные из службы по суду, или из духовного ведомства за пороки, или же из среды обществ и дворянских собраний по приговорам тех сословий, к которым они принадлежат;
3) объявленные несостоятельными должниками и
4) состоящие под опекою за расточительность.
22. Священно- и церковнослужители не могут принимать на себя звания ни почетных, ни участковых мировых судей.
23. Мировые судьи, как почетные, так и участковые, избираются на три года.
24. Выборы мировых судей производятся на уездных земских собраниях.
33. Избранными в должность мирового судьи считаются те только, которые получили более избирательных, нежели неизбирательных голосов. За недостатком таковых лиц по уезду выборы производятся вторично в губернском земском собрании.
34. Земское собрание может постановлением, состоявшимся по единогласному мнению полного, законом определенного числа своих гласных…, предоставить звание мирового судьи и таким лицам, которые хотя и не совмещают качеств, требуемых 19 и 20-ю статьями этого Учреждения, но приобрели общественное доверие и уважение своими заслугами и полезною деятельностью.
37. Списки избранных в мировые судьи представляются председателем земского собрания на утверждение первого департамента Правительствующего сената…
<…>
Глава третья. О должности участковых мировых судей
42. Должность участкового мирового судьи как требующая постоянных занятий и безотлучного пребывания в участке не может быть соединяема с другою должностью по государственной или общественной службе, за исключением только почетных должностей в местных богоугодных и учебных заведениях.
<…>
Глава четвертая. О должности почетных мировых судей
46. Почетный мировой судья во время пребывания своего в мировом округе обязан производить суд и расправу по всем делам, подлежащим мировому разбирательству, в тех случаях, когда обе стороны обратятся к его посредничеству.
48. Почетные мировые судьи могут быть приглашаемы для пополнения присутствия окружного суда в случае недостатка членов оного (ст.146).
49. Должность почетного мирового судьи может быть соединена со всякою другою должностью по государственной или общественной службе, за исключением должностей: прокуроров, их товарищей и местных чиновников казенных управлений и полиции.
50. Почетные мировые судьи никаких сумм на содержание и расходы по своей должности не получают.
Глава пятая. О съездах мировых судей
51. Съезды мировых судей собираются в назначенные сроки для окончательного решения дел, подлежащих мировому разбирательству, а также для рассмотрения в кассационном порядке просьб и протестов об отмене окончательных решений мировых судей.
53. Избранный на основании статьи 17 и п.2-го статьи 35-й сего Учреждения председатель съезда мировых судей остается в сем звании в течение трех лет…
<…>
Глава шестая. Об отношениях, правах и ответственности мировых судей
64. Непосредственный надзор за мировыми судьями принадлежит мировому съезду их округа. Высший надзор за всеми вообще мировыми судьями, так же как и за их съездами, сосредоточивается в кассационных департаментах Сената и в лице министра юстиции.
72. Мировые судьи в продолжение установленного для них выборного срока не могут быть ни увольняемы без прошения, кроме случаев, означенных в статьях 228[5]-230, 295 и 296-й настоящего Учреждения, ни переводимы из одной местности в другую без их согласия. Временное устранение от должности допускается только в случае предания их суду, а совершенному удалению или отрешению от должности они подвергаются не иначе как по приговорам уголовного суда.
76. Дисциплинарная ответственность мировых судей за упущения по службе определяется на основании правил, изложенных в статьях 262-296-й настоящего Учреждения в отношении членов окружных судов…
Раздел второй
Об общих судебных местах
Глава первая. Об окружных судах
77. Окружной суд учреждается на несколько уездов[6] и состоит из председателя и членов.
79. Судебные следователи, считаясь членами окружного суда, состоят в назначенных для каждого из них участках.
<…>
Глава вторая. О присяжных заседателях
81. Присяжные заседатели избираются из местных обывателей всех сословий:
во 1-х, состоящих в русском подданстве;
во 2-х, имеющих не менее двадцати пяти и не более семидесяти лет от роду и,
в 3-х, жительствующих не менее двух лет в том уезде, где производится избрание в присяжные заседатели.
82. Присяжными заседателями не могут быть:
1) состоящие под следствием или судом за преступления или проступки, а равно и подвергшиеся по судебным приговорам за противозаконные деяния заключению в тюрьме или иному более строгому наказанию, и те, которые, быв под судом за преступления или проступки, влекущие за собою такие наказания, не оправданы судебными приговорами;
2) исключенные из службы по суду, или из духовного ведомства за пороки, или же из среды обществ и дворянских собраний по приговорам тех сословий, к которым они принадлежат;
3) объявленные несостоятельными должниками;
4) состоящие под опекою за расточительность;
5) слепые, глухие, немые и лишенные рассудка и
6) не знающие русского языка.
83. Для избрания присяжных заседателей составляются общие и очередные списки.
84. В общие списки присяжных заседателей вносятся:
1) почетные мировые судьи;
2) все состоящие в государственной гражданской службе по определению от правительства в должностях пятого и ниже классов, за исключением:
а) членов судебных мест, участковых мировых судей, обер-секретарей и секретарей судебных мест, судебных приставов и нотариусов;
б) лиц прокурорского надзора при судебных местах;
в) вице-губернаторов;
г) чиновников, занимающих должности казначеев, а также лесничих казенных лесов, и
д) чиновников полиции вообще;
3) все состоящие на местной службе по выборам дворянских и городских обществ, кроме городских голов;
4) крестьяне, избранные в очередные судьи волостных судов или в добросовестные волостных и сельских расправ и равных с ними сельских судов, а также занимавшие беспорочно не менее трех лет должности волостных старшин, голов, сельских старост или другие соответствующие сим должности в общественном управлении сельских обывателей разных наименований, или бывшие церковными старостами;
5) все прочие лица, владеющие землею в количестве не менее ста десятин[7] или другим недвижимым имуществом ценою: в столицах менее двух тысяч рублей, в губернских городах и градоначальствах не менее тысячи, а в прочих местах не менее пятисот рублей, или же получающие жалованье или доход от своего капитала, занятия, ремесла или промысла: в столицах не менее пятисот, а в прочих местах не менее двухсот рублей в год[8].
85. Не подлежат внесению в списки присяжных заседателей:
1) священнослужители и монашествующие;
2) все военные чины, состоящие в действительной военно-сухопутной или морской службе, а также те из гражданских чиновников, которые находятся при войсках или служат по военно-судной части в военном и морском ведомствах, и
3) учители народных школ.
86. В списки присяжных заседателей не могут также быть вносимы все те, которые находятся в услужении у частных лиц.
89. Общие списки присяжных заседателей составляются по каждому уезду отдельно особыми временными комиссиями, состоящими из лиц, назначаемых для сей цели ежегодно уездными земскими собраниями, а в столицах соединенными заседаниями общих городских дум и местных уездных земских собраний….
97. Составление очередных списков присяжных заседателей по всему уезду возлагается на означенные в статье 89-й временные комиссии, которые собираются для сего под председательством уездных предводителей дворянства и при участии одного из мировых судей уездного города.
98. В очередные списки вносятся из числа лиц, имеющих право быть присяжными заседателями, только те, которые в продолжение наступающего за тем года должны быть призываемы для участия в заседаниях судебных мест.
99. Выбор таких лиц из общего списка временная комиссия в усиленном присутствии (ст.97) производит по своему усмотрению и внимательному обсуждению, в какой мере каждое лицо, удовлетворяющее условиям, определенным в статьях 81-88-й настоящего Учреждения, способно по своим нравственным качествам и другим причинам, известным комиссии, к исполнению обязанностей присяжного заседателя…
Глава третья. О судебных палатах
110. Судебная палата учреждается в каждом округе, состоящем из нескольких губерний или областей, по особому расписанию.
111. Судебная палата разделяется на департаменты.
112. Каждый департамент судебной палаты состоит из председателя и определенного штатами числа членов.
113. В общем собрании всех департаментов судебной палаты председательствует назначенный для сего один из председателей департаментов. Председатель сей именуется старшим.
Глава четвертая. О кассационных департаментах Правительствующего сената
114. В составе Правительствующего сената образуются для заведования судебной частью в качестве верховного кассационного суда два кассационных департамента, один для уголовных, другой для гражданских дел.
115. Кассационные департаменты Правительствующего сената находятся в С.-Петербурге.
116. Из кассационных департаментов Сената в определенных законами случаях составляется общее их собрание.
118. В каждом кассационном департаменте Правительствующего сената состоит определенное штатами число сенаторов, из коих один назначается первоприсутствующим.
<…>
Раздел третий. О лицах прокурорского надзора
124. Прокурорский надзор вверяется обер-прокурорам, прокурорам и их товарищам под высшим наблюдением министра юстиции как генерал-прокурора.
125. При каждом окружном суде и при судебной палате состоит особый прокурор и определенное штатами число товарищей прокурора.
126. Из товарищей прокурора окружного суда одни состоят при самом суде, а прочие в других городах округа того суда по особому расписанию.
127. При кассационных департаментах Сената состоят обер-прокуроры и их товарищи.
129. Товарищи прокуроров и обер-прокуроров действуют под руководством тех прокуроров и обер-прокуроров, при коих они состоят. Прокуроры окружных судов подчинены прокурорам судебных палат, а сии последние, равно как и обер-прокуроры, состоят в непосредственной зависимости от министра юстиции.
130. При заявлении судебным местам своих по делам заключений лица прокурорского надзора действуют единственно на основании своего убеждения и существующих законов.
135. Предметы занятий лиц, коим вверен прокурорский надзор, ограничиваются делами судебного ведомства[9].
<…>
Раздел шестой. Об определении, увольнении и перемещении должностных лиц судебного ведомства
Глава первая. Об определении должностных лиц судебного ведомства
Отделение первое. Об условиях для занятия должностей по судебному ведомству
200. В должности по судебному ведомству могут быть определяемы только русские подданные.
201. В должности по судебному ведомству не могут быть назначаемы:
1) состоящие под следствием или судом за преступления или проступки, а равно и подвергшиеся по судебным приговорам за противозаконные деяния заключению в тюрьме или иному более строгому наказанию, и те, которые, быв под судом за преступления или проступки, влекущие за собой такие наказания, не оправданы судебными приговорами;
2) исключенные из службы по суду, или из духовного ведомства за пороки, или же из среды обществ и дворянских собраний по приговорам тех сословий, к которым они принадлежат;
3) объявленные несостоятельными должниками и
4) состоящие под опекою за расточительность.
202. Должности председателей, товарищей председателей и членов судебных мест, в том числе и судебных следователей, а равно чинов прокурорского надзора, обер-секретарей, секретарей и их помощников замещаются с соблюдением порядка, в следующих 203-211-й статьях указанного, не иначе как из числа лиц, имеющих аттестаты университетов или других высших учебных заведений об окончании курса юридических наук или о выдержании экзамена в сих науках или же доказавших на службе свои познания по судебной части.
203. Членами окружного суда могут быть назначаемы лица, служившие по судебной части не менее трех лет в званиях не ниже секретаря окружного суда.
204. В члены окружного суда могут также быть определяемы и присяжные поверенные, состоявшие в сем звании не менее десяти лет и получившие аттестаты советов присяжных поверенных, а также свидетельства судебных мест, при которых они состояли, о точном, исправном и безукоризненном во все сие время исполнении своих обязанностей.
205. Судебными следователями могут сверх лиц, указанных в предшедших 203 и 204-х статьях, быть назначаемы состоящие при судебных местах кандидаты на судебные должности (ст.407), достигшие двадцатипятилетнего возраста, если они занимались судебною практикой не менее четырех лет и, по удостоверениям председателей судебных мест и состоящих при оных прокуроров, приобрели достаточные познания по следственной части[10].
206. Председатели и товарищи председателей окружных судов и члены судебных палат определяются из числа лиц, состоявших по крайней мере три года в судебном ведомстве в должностях не ниже членов и прокуроров окружного суда.
207. Должности председателей судебных палат замещаются лицами, состоявшими по крайней мере три года в судебных должностях не ниже прокурора, или члена судебной палаты, или же председателя, или товарища председателя окружного суда.
208. Сенаторы кассационных департаментов Правительствующего сената определяются из лиц, состоявших не менее трех лет в должностях обер-прокурора, товарища обер-прокурора, или же председателя, члена или прокурора судебной палаты.
210. В должности чинов прокурорского надзора могут быть назначаемы лица, занимавшиеся судебной практикой; для должности товарища прокурора окружного суда – не менее четырех лет; для должности прокурора окружного суда и товарища прокурора судебной палаты – не менее шести лет; для должностей прокурора судебной палаты и товарища обер-прокурора – не менее восьми лет; для должности обер-прокурора – не менее двенадцати лет.
<…>
211. Должности обер-cекретарей, помощников обер-секретарей, а также секретарей и их помощников замещаются из числа лиц, окончивших курс юридических наук в высших учебных заведениях, или выдержавших экзамены в сих науках (ст.202), или же доказавших на службе свои познания по судебной части.
Отделение второе. О порядке определения к должностям по судебному ведомству
212. Председатели, товарищи председателей и члены окружных судов, в том числе и судебные следователи, а также старшие председатели, председатели департаментов и члены судебных палат назначаются высочайшей властью по представлениям министра юстиции.
213. В случае открывшейся в окружном суде или судебной палате должности члена, в том числе и судебного следователя, немедленно составляется общее собрание суда или палаты для совещания, при участии прокурора, о кандидатах на сии должности из числа лиц, удовлетворяющих условиям, определенным в статьях 200-206-й настоящего Учреждения.
214. Представления окружных судов и судебных палат об означенных в предшедшей 213-й статье кандидатах, изъявивших согласие на принятие должности членов сих судов, поступают к министру юстиции через старшего председателя судебной палаты.
215. Министр юстиции представляет императорскому величеству как об указанных судебными местами кандидатах (ст.213 и 214), так и о других имеющих право, по статьям 200-206-й сего Учреждения, на занятие открывшихся должностей.
216. Сенаторы кассационных департаментов Сената и первоприсутствующие как сих департаментов, так и общего оных собрания назначаются высочайшими именными указами по непосредственному усмотрению императорского величества[11].
219. Обер-прокуроры кассационных департаментов Сената и прокуроры судебных палат определяются по представлениям министра юстиции именными высочайшими указами.
221. Товарищи обер-прокуроров и прокуроров судебных палат, а также прокуроры окружных судов определяются по представлениям министра юстиции высочайшей властью.
222. Товарищи прокуроров окружных судов определяются по представлениям прокурора судебной палаты министром юстиции.
<…>
Глава вторая. Об увольнении и перемещении должностных лиц судебного ведомства
Отделение первое. Об увольнении от службы и перемещении
226. Увольнение от службы должностных лиц судебного ведомства зависит от той власти, коею они определены к должностям, а перемещение их в другие судебные места или на другие должности - от той власти, которой принадлежит назначение в сии новые должности. При сем наблюдаются правила, поставленные ниже в статье 243-й.
229. Если в продолжение одного года со времени приключившейся тяжкой болезни, не дозволяющей должностному лицу судебного ведомства вовсе являться на службу, лицо это не подаст просьбы об увольнении от службы, то председатель судебного места, а в отношении чинов прокурорского надзора прокурор судебной палаты или министр юстиции напоминают ему письменно об обязанности оставить службу. Когда же в течение следующих за тем двух недель означенная просьба не будет подана, в таком случае должностное лицо может быть уволено от службы без прошения.
230. Представление об увольнении должностного лица от службы на основании предшедшей 229-й статьи может быть сделано не иначе как по определению общего собрания того судебного места, при коем сие лицо состоит; определение о том постановляется по истребовании объяснений от этого лица и по выслушании заключения прокурора.
<…>
Раздел седьмой. О правах и преимуществах должностных лиц судебного ведомства
<…>
243. Председатели, товарищи председателей и члены судебных мест не могут быть ни увольняемы без прошения, кроме случаев, указанных в статьях 228 - 230, 295 и 296-й, ни переводимы из одной местности в другую без их согласия. Временное устранение от должностей допускается только в случае предания их суду, а совершенному удалению или отрешению от должностей они подвергаются не иначе как по приговорам уголовного суда[12].
<…>
Раздел восьмой. О надзоре за судебными установлениями и об ответственности должностных лиц судебного ведомства
Глава первая. О надзоре за судебными установлениями и должностными лицами судебного ведомства
249. Надзор за судебными установлениями и должностными лицами судебного ведомства, за исключением чинов прокурорского надзора (ст.252), принадлежит высшим в порядке подчиненности судебным местам, а именно:
1) кассационным департаментам Правительствующего сената – за всеми судебными установлениями и должностными лицами судебного ведомства в империи;
2) судебным палатам – за состоящими в округе каждой из них судебными местами и должностными лицами, кроме мировых судей и их съездов (ст.64);
3) окружным судам – за всеми должностными лицами, принадлежащими к сим судам и при них состоящими.
250. Судебное место, обнаружившее неправильное действие или же какие-либо беспорядки или злоупотребления подведомого ему установления или должностного лица судебного ведомства, принимает меры к восстановлению нарушенного порядка, а когда признает нужным привлечь виновных к ответственности, то и возбуждает дисциплинарное о том производство...
251. В каждом судебном месте ближайший надзор за скорым и правильным движением дел и за точным исполнением должностными лицами своих обязанностей принадлежит первоприсутствующему или председателю, которые, заметив какие-либо упущения, или отвращают их собственными распоряжениями, или же принимают меры к преданию виновных ответственности в порядке дисциплинарного производства.
254. Общий надзор за судебными установлениями и должностными лицами судебного ведомства сосредоточивается в лице министра юстиции как генерал-прокурора, в пределах, настоящим Учреждением установленных.
258. Когда министр юстиции убедится, что накопление дел или медленность в движении оных произошли от неисправности самого судебного установления, то возбуждает о том дисциплинарное производство.
<…>
Глава вторая. Об ответственности должностных лиц судебного ведомства
261. Должностные лица судебного ведомства подвергаются ответственности:
или в порядке дисциплинарного производства, или по приговорам уголовного суда...
Отделение первое. О взысканиях дисциплинарных
<…>
264. В порядке дисциплинарной ответственности председатели, товарищи председателей и члены судебных мест, а также мировые судьи подлежат только предостережениям, и не иначе как по рассмотрении дела надлежащим судом…
293. Если судья в течение одного года подвергся три раза предостережению, то в случае новой в том же году, считая со времени первого предостережения, вины, подлежащей тому же взысканию, представляется на усмотрение кассационных департаментов Сената, не признают ли они нужным предать виновного уголовному суду.
295. Когда судья за преступление или проступок, не относящиеся к службе, будет в уголовном порядке подвергнут какому-либо взысканию или наказанию, хотя бы и не соединенному с потерею права на службу, то обстоятельство это передается на обсуждение общего собрания кассационных департаментов Сената, которое, истребовав объяснение от сего судьи, может, смотря по обстоятельствам, постановить об удалении его от должности.
296. Правило предшедшей 295-й статьи распространяется также на судей, подвергшихся личному задержанию за долги или же объявленных в установленном порядке несостоятельными должниками.
<…>
Раздел девятый. О лицах, состоящих при судебных местах.
Глава вторая. О присяжных поверенных.
Отделение первое. О присяжных поверенных вообще
353. Присяжные поверенные состоят при судебных местах для занятия делами по избранию и поручению тяжущихся, обвиняемых и других лиц, в деле участвующих, а также по назначению в определенных случаях советов присяжных поверенных и председателей судебных мест.
354. Присяжными поверенными могут быть лица, имеющие аттестаты университетов или других высших учебных заведений об окончании курса юридических наук или о выдержании экзамена в сих науках, если они сверх того прослужили не менее пяти лет по судебному ведомству в таких должностях, при исправлении которых могли приобрести практические сведения в производстве судебных дел, или также не менее пяти лет состояли кандидатами на должности по судебному ведомству (ст.407), или же занимались судебною практикою под руководством присяжных поверенных в качестве их помощников.
355. Присяжными поверенными не могут быть:
1) не достигшие двадцатипятилетнего возраста;
2) иностранцы;
3) объявленные несостоятельными должниками;
4) состоящие на службе от правительства или по выборам, за исключением лиц, занимающих почетные или общественные должности без жалованья;
5) подвергшиеся по судебным приговорам лишению или ограничению прав состояния, а также священнослужители, лишенные духовного сана по приговорам духовного суда;
6) состоящие под следствием за преступления и проступки, влекущие за собою лишение или ограничение прав состояния, и те, которые, быв под судом за такие преступления или проступки, не оправданы судебными приговорами;
7) исключенные из службы по суду, или из духовного ведомства за пороки, или же из среды обществ и дворянских собраний по приговорам тех сословий, к которым они принадлежат;
8) те, коим по суду воспрещено хождение по чужим делам, а также исключенные из числа присяжных поверенных.
356. Присяжные поверенные приписываются к судебным палатам и избирают место жительства в одном из городов округа той палаты, к которой приписаны.
<…>
Отделение третье. О правах, обязанностях и ответственности присяжных поверенных
I. Порядок поступления в число присяжных поверенных
379. Желающий поступить в число присяжных поверенных должен подать о том прошение в совет сих поверенных, объяснив в прошении: в каком именно городе избирает он себе место жительства, а также что для поступления его в звание присяжного поверенного нет ни одного из тех препятствий, которые означены в 355-й статье сего Учреждения, с тем, что ежели в последствии откроется противное, то он подлежит не только исключению, из числа присяжных поверенных, но и преданию суду. К прошению прилагаются все документы, необходимые для установления в том, что проситель удовлетворяет условиям, требуемым для поступления в присяжные поверенные.
380. Совет присяжных поверенных, рассмотрев документы, означенные в предшедшей 379-й статье, и приняв в соображение все сведения, которые признает нужными, постановляет или о принятии просителя в число присяжных поверенных, о чем выдается ему надлежащее свидетельство, или же об отказе в принятии.
382. По приводе к присяге принятый в число присяжных поверенных вносится в список сих поверенных, о чем делается надлежащая надпись на свидетельстве, выданном ему советом, и о принятии его в присяжные поверенные публикуется от судебного места во всеобщее сведение.
II. Права и обязанности присяжных поверенных
383. Присяжные поверенные могут принимать на себя хождение по делам во всех судебных местах округа судебной палаты, к которой они приписаны.
387. В тех городах, где имеет жительство достаточное число присяжных поверенных, тяжущиеся могут давать доверенности на хождение по тяжебным их делам в судах того города только лицам, принадлежащим к числу сих поверенных.
388. Число присяжных поверенных, признаваемое достаточным (ст. 387) в городах уездных и губернских и в столицах, определяется в особой табели, которую министр юстиции по представлениям судебных палат вносит через Государственный совет на высочайшее утверждение.
<…>
Глава третья. О кандидатах на должности по судебному ведомству
407. Окончившие курс юридических наук в высших учебных заведениях, а также лица, имеющие аттестаты о выдержании экзамена в сих науках, могут быть назначаемы кандидатами на должности по судебному ведомству.
408. Кандидаты на должности по судебному ведомству определяются в это звание министром юстиции и распределяются по окружным судам и судебным палатам или же назначаются к лицам прокурорского надзора.
409. Председателям окружных судов и судебных палат предоставляется также право определять к сим местам кандидатов на должности по судебному ведомству.
410. Отказ председателя судебного места в принятии в звание кандидатов лицам, означенным в предшедшей 407-й статье, допускается не иначе как по определениям общего собрания отделений окружного суда или департаментов судебной палаты с объяснением причин отказа.
412. Кандидаты считаются в государственной службе, но штатного жалованья не получают.
413. Кандидаты занимаются в судебных местах и у прокуроров или их товарищей по распоряжению и под непосредственным наблюдением председателя, прокурора или товарища прокурора, к коему они назначены.
415. Кандидаты на должности по судебному ведомству могут, в случае недостатка судебных следователей и крайней в том надобности, быть командируемы с разрешения суда для производства следствий по преступлениям и проступкам. При исполнении сих поручений они действуют на правах судебных следователей.
416. При недостатке присяжных поверенных председатели судебных мест могут возлагать на кандидатов защиту подсудимых по делам уголовным, в тех же местах, где нет совета присяжных поверенных, кандидатам может быть, по их желанию или по поручению председателя, предоставляема и защита тяжущихся, пользующихся правом бедности.
417. Кандидаты, занимавшиеся с успехом службою в сем звании, могут быть определяемы к штатным должностям по судебному ведомству на основании правил, постановленных в статьях 205 и 211-й сего Учреждения.
<…>
Российское законодательство Х-ХХ веков. Т. 8. М., 1991. С. 32-82
[1] Примечание показывает некоторую ограниченность судебной реформы. Указанные суды были организованы не на принципах Судебных уставов 1864 г. В частности, военные суды, разбиравшие преступления военнослужащих, а с 1870-х гг. и некоторые политические дела, включали не имевших отношения к праву строевых офицеров, не имели присяжных и поддавались давлению начальства. Духовные суды, разбиравшие в т.ч. дела о разводах, по-прежнему исходили из теории формальных доказательств. Крестьянские (волостные) суды, рассматривавшие мелкие гражданские и уголовные дела крестьян, избирались ими из своей среды и отличались крайней некомпетентностью и коррумпированностью.[2] Присяжные участвовали в рассмотрении дел, в которых подсудимому грозило поражение в правах. Постепенно из компетенции суда присяжных стали изыматься некоторые дела (политические, о преступлениях по должности и др.).[3] Название «присяжных поверенных» получили адвокаты.[4] Соответствующее количество земли было указано в законе. Оно соответствовало среднему местному наделу 100 крепостных мужчин[5] В статье 228 говорится, что назначенные на судебную должность и не явившиеся к ней без уважительных причин в течение месяца считаются отказавшимися от нее.[6] Статья устанавливала несовпадение судебного деления России с административным. Это было сделано для обеспечения независимости судов.[7] Десятина в XIX-XX вв. составляла 2.400 кв. сажень или примерно 1,1 га[8] На практике большинство присяжных были крестьянами.[9] Статья лишала прокуратуру права общего надзора, принадлежавшего ей по Учреждению об управлении губерниями 1775 г.[10] По Учреждению судебных установлений судебные следователи приравнивались к судьям и должны быть несменяемыми. На практике было признано неудобным предоставлять её молодым людям, недавно начавшим службу. Поэтому уже с 1860-х гг. назначались, как правило, не судебные следователи, а исправляющие их должность, не пользовавшиеся несменяемостью.[11] На практике сенаторы кассационных департаментов назначались также по представлению министра юстиции.[12] Статья устанавливала несменяемость коронных сулей.