Учреждение судебных установлений 1864 г.

 

Созданная законами Екатерины II (см. Учреждение об управлении губерниями 1775 г.) и просуществовавшая до II половины XIX в. судебная система была крайне несовершенной. Суды полностью подчинялись администрации. Имела место множественность судов (для разных сословий и родов дел) и судебных инстанций. Дела могли переноситься в высшую инстанцию без жалоб сторон и иногда рассматривались целыми десятилетиями. Порядок судопроизводства был письменным и канцелярским: приговор выносился за закрытыми дверями по канцелярскому делу, доложенному канцелярией суда. Судьи и особенно канцелярские чиновники получали незначительное жалование и были крайне некомпетентны и коррумпированы.

Разработка судебной реформы началась с 1857 г. До 1860 г. она велась под руководством главноуправляющего II отделением императорской канцелярии гр. Д.Н. Блудова, стремящегося улучшить существующую систему: несколько уменьшить количество судов, ввести образовательный или служебный ценз для судей, создать адвокатуру с право оспаривать канцелярский доклад дела и т.п. Эти проекты не встретили поддержки Государственного совета. Его соединенные департаменты предложили сформулировать общие основания судебной реформы.

С 1861 она стала разрабатываться в государственной канцелярии под руководством государственного секретаря Д.П. Буткова. Наибольший вклад в работу внес статс-секретарь Государственного совета С.И. Зарудный. Было решено не реформировать старые суды, а полностью заменить их новыми, устроенными на совершенно других принципах. Преобразованию активно содействовал министр юстиции Д.Н. Замятнин. После одобрения Государственным советом судебная реформа 20.11.1864 г. была утверждена Александром II.

Они является самой радикальной из Великих реформ. Были введены независимость суда от администрации, устность, гласность и состязательность судебного процесса, суд присяжных, адвокатура. На смену теории формальных доказательств, согласно которой для признания факта доказанным требовалось по общему правилу 2 благонадежных свидетеля, пришла свободная оценка судьями обстоятельств дела.

Судебная реформа включала 4 закона (Судебных устава): Учреждение судебных установлений, Устав уголовного судопроизводства, Устав гражданского судопроизводства, Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями. Важнейшим из них был первый, представлявший собой положение о судах и предлагаемый вниманию читателей.

Учреждение судебных установлений предусматривало введение мирового суда, избираемого земствами, а также назначение всех остальных судей императором из профессиональных юристов. Коронные судьи получили несменяемость. Также было резко сокращено количество инстанций, отменён перенос дел в высшую инстанцию в ревизионном порядке (без жалоб сторон), введено чёткое разделение компетенции между различными судами.

Из-за большого объёма публикуются лишь важнейшие статьи Учреждения.

 

Примечание. Судебная власть духовных, военных, коммерческих, крестьянских судов определяется особыми о них постановлениями[1].

7. Для определения в уголовных делах вины или невинности подсудимых к составу судебных мест в случаях, означенных в Уставе уголовного судопроизводства, присоединяются присяжные заседатели[2].

3) присяжные поверенные[3];

 

 

 

 

 

в 3-х, если притом они сами, или их родители, или жены владеют, хотя бы и в разных местах: или пространством земли вдвое против того, которое определено для непосредственного участия в избрании гласных в уездные земские собрания…[4], или другим недвижимым имуществом ценою не ниже пятнадцати тысяч рублей, а в городах - недвижимою собственностью, оцененною для взимания налога: в столицах не менее шести тысяч, в прочих же городах не менее трех тысяч рублей.

 

 

 

 

 

 

 

 

72. Мировые судьи в продолжение установленного для них выборного срока не могут быть ни увольняемы без прошения, кроме случаев, означенных в статьях 228[5]-230, 295 и 296-й настоящего Учреждения, ни переводимы из одной местности в другую без их согласия. Временное устранение от должности допускается только в случае предания их суду, а совершенному удалению или отрешению от должности они подвергаются не иначе как по приговорам уголовного суда.

 

 

 

77. Окружной суд учреждается на несколько уездов[6] и состоит из председателя и членов.

 

 

5) все прочие лица, владеющие землею в количестве не менее ста десятин[7] или другим недвижимым имуществом ценою: в столицах менее двух тысяч рублей, в губернских городах и градоначальствах не менее тысячи, а в прочих местах не менее пятисот рублей, или же получающие жалованье или доход от своего капитала, занятия, ремесла или промысла: в столицах не менее пятисот, а в прочих местах не менее двухсот рублей в год[8].

 

 

 

 

 

 

135. Предметы занятий лиц, коим вверен прокурорский надзор, ограничиваются делами судебного ведомства[9].

 

 

 

 

205. Судебными следователями могут сверх лиц, указанных в предшедших 203 и 204-х статьях, быть назначаемы состоящие при судебных местах кандидаты на судебные должности (ст.407), достигшие двадцатипятилетнего возраста, если они занимались судебною практикой не менее четырех лет и, по удостоверениям председателей судебных мест и состоящих при оных прокуроров, приобрели достаточные познания по следственной части[10].

 

 

 

216. Сенаторы кассационных департаментов Сената и первоприсутствующие как сих департаментов, так и общего оных собрания назначаются высочайшими именными указами по непосредственному усмотрению императорского величества[11].

 

 

 

 

243. Председатели, товарищи председателей и члены судебных мест не могут быть ни увольняемы без прошения, кроме случаев, указанных в статьях 228 - 230, 295 и 296-й, ни переводимы из одной местности в другую без их согласия. Временное устранение от должностей допускается только в случае предания их суду, а совершенному удалению или отрешению от должностей они подвергаются не иначе как по приговорам уголовного суда[12].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

[1] Примечание показывает некоторую ограниченность судебной реформы. Указанные суды были организованы не на принципах Судебных уставов 1864 г. В частности, военные суды, разбиравшие преступления военнослужащих, а с 1870-х гг. и некоторые политические дела, включали не имевших отношения к праву строевых офицеров, не имели присяжных и поддавались давлению начальства. Духовные суды, разбиравшие в т.ч. дела о разводах, по-прежнему исходили из теории формальных доказательств. Крестьянские (волостные) суды, рассматривавшие мелкие гражданские и уголовные дела крестьян, избирались ими из своей среды и отличались крайней некомпетентностью и коррумпированностью.[2] Присяжные участвовали в рассмотрении дел, в которых подсудимому грозило поражение в правах. Постепенно из компетенции суда присяжных стали изыматься некоторые дела (политические, о преступлениях по должности и др.).[3] Название «присяжных поверенных» получили адвокаты.[4] Соответствующее количество земли было указано в законе. Оно соответствовало среднему местному наделу 100 крепостных мужчин[5] В статье 228 говорится, что назначенные на судебную должность и не явившиеся к ней без уважительных причин в течение месяца считаются отказавшимися от нее.[6] Статья устанавливала несовпадение судебного деления России с административным. Это было сделано для обеспечения независимости судов.[7] Десятина в XIX-XX вв. составляла 2.400 кв. сажень или примерно 1,1 га[8] На практике большинство присяжных были крестьянами.[9] Статья лишала прокуратуру права общего надзора, принадлежавшего ей по Учреждению об управлении губерниями 1775 г.[10] По Учреждению судебных установлений судебные следователи приравнивались к судьям и должны быть несменяемыми. На практике было признано неудобным предоставлять её молодым людям, недавно начавшим службу. Поэтому уже с 1860-х гг. назначались, как правило, не судебные следователи, а исправляющие их должность, не пользовавшиеся несменяемостью.[11] На практике сенаторы кассационных департаментов назначались также по представлению министра юстиции.[12] Статья устанавливала несменяемость коронных сулей.