Проект реформы Государственного совета П.А. Валуева. 1863 г.

 

Отмена крепостного права вызвала повышение общественно-политической активности различных общественных слоёв. Часть поместного дворянства при поддержке некоторых либеральных и умеренно-консервативных бюрократов потребовала взамен власти над крестьянами долю политической власти. В соответствии с этими настроениями был составлен проект П.А. Валуева (1815-1890), умеренного консерватора, практически всю карьеру проведшего в петербургских канцеляриях и дослужившегося до постов министра внутренних дел (1861-1868) и государственных имуществ (1872-1879), председателя Комитета министров (1879-1881) и графского титула (1880).

Проект создания народного представительства был разработан главным образом из внешнеполитических соображений и отличался крайней умеренностью. Избранный земствами (в 1863 г. заканчивалась разработка земской реформы) Съезд государственных гласных с председателем и частью членов по назначению созывался в качестве законосовещательного органа, притом не столько при императоре, сколько при Государственном совете, являясь фактически его подготовительной комиссией. Впрочем, 16 представителей съезда включались в общее собрание Совета с решающим голосом, однако они оказывались в незначительном меньшинстве и к тому же не столько выбирались Съездом, сколько отбирались его назначаемым председателем. Тем не менее проект Валуева был лучше всего разработанным из соответствующих проектов царствования Александра II и предусматривал наибольшие права представителей земского самоуправления в законодательном процессе.

Пессимистические прогнозы министра о развитии внешнеполитической ситуации не сбылись и основанный на них проект не получил утверждения.

Первый документ (записка) публикуется почти полностью (сокращение оговорено в примечаниях), из проекта Учреждения Государственного совета приводятся только существенные новые или изменённые статьи. Подстрочное примечание содержится в самом документе.

 

Записка о проекте реформы Государственного Совета. 13 апреля 1863 г.

 

Со времени первых революционных событий в Варшаве прошло тяжелых два года[1]. Все испытано для улучшения дел в Царстве, — перемена лиц, изменение системы, полная отдельность местного управления, широкие реформы, передача гражданской администрации в руки поляка[2], назначение наместником члена императорского дома[3], наконец, — сила оружия, — и все испытано безуспешно. Мы теперь далее от цели, чем может быть, были в феврале месяце 1861 года. Между тем, мятеж охватил, хотя доселе только в разбойничьих формах, западную окраину империи; искусственно возбуждаемые симпатии к Польше возрастают; крики клеветников России раздаются все громче и выше; наконец, европейские державы вмешиваются в дело. Нам предстоят на первый раз дипломатические объяснения, а затем война или уступки[4]. Если мы до сих пор не покончили с Царством, то можем ли мы надеяться на скорый успех, когда на его сторону станут новые и громадные силы. Если поляки продолжали упорствовать при безмолвии и бездействии Европы, то можно ли ожидать покорности в то время, когда они увидели, что польский вопрос делается европейским и что у них не только есть ходатаи, но и будут союзники.

Не малодушие приводит к этим сомнениям, но хладнокровная оценка нашего положения. Мы опасаемся новой войны не столько потому, что западные державы сильны, сколько потому, что мы в последнее время чувствовали себя внутренне слабыми. Мы не можем быстро подавить мятежа, потому что мы проливаем кровь бережливо, а на это бережливое пролитие крови поляки решились. Их упорство очевидно и систематически направлено к тому, чтобы протянуть дело до европейского вмешательства. Это вмешательство, в свою очередь, неизбежно, если дело протянется. Мы даже не знаем достоверно, не замедлилось ли оно, между прочим, ожиданием того времени года, когда с открытием навигации оно может обнаружиться быстрее и решительнее. Между тем, каждый день стоит нам значительных пожертвований, поддерживает опасное брожение в Западном крае[5], теснее связывает западный вопрос с вопросом польским и чрез то увеличивает предстоящие нам затруднения. Если после всего того, что вашим величеством уже даровано Царству, после всех жертв, принесенных терпением и человеколюбием Вашего величества делу охранения владычества России над Польшей, нужны уступки, то в чем могут заключаться они, если не в том самом, чего западные державы будут домогаться для Царства. Если мы уступим теперь, в виду вооружающегося вмешательства иностранцев, нам трудно будет с достоинством отвечать на вопрос, почему мы не уступали ранее, и мы обрадуем наших клеветников и завистников, позволив им усвоить России вид коршуна, которого Европа спугнула с его добычи. Если же мы не уступим, — перед нами война, война, к которой мы исподволь не приготовились, и вместе с этой войной — необходимость быстро скрепить поколебавшиеся основы нашего могущества и найти в нас самих источник нужных нам сил. Смею думать, что пробудившийся, наконец, после двухгодового сна, русский патриотизм указывает на этот источник.

Два года патриотические чувства в русских безмолвствовали. Ни польские крамолы, ни клевета иностранцев, ни лживое искажение наших летописей не могли поколебать этого безмолвия. Ныне оно прекратилось. Долговременный сон нарушен. Голос, к звуку коего давно с нетерпением прислушивались вернопреданные слуги Вашего императорского величества, наконец, раздался и не только раздается в разных концах России, но отовсюду возносится к престолу вашего величества. Там, где присущи чувства, о которых этот голос свидетельствует, — есть путь единения, есть основа могущества, есть источник сил, а с ними есть и залог победы.

Знаменательно пробуждение этих чувств. Оно вызвано не одною всеподданнейшей преданностью Вашему величеству, не одним ощущением оскорбленного национального достоинства и не одною заботою об охранении всецелости государства. Тревожная, тяжкая мысль, что при быстром ходе событий вашему величеству могла бы представиться надобность в даровании Польше таких льгот или преимуществ, которые не были бы предоставлены коренным русским областям, — содействовала к возбуждению в высших слоях русского народа, полного и живого сознания его настоящего верноподданнического и патриотического долга. Эта мысль просвечивает даже в тексте подносимых вашему величеству адресов; но выражение ее еще слышнее в общем говоре масс и в самых благонамеренных органах нашей прессы. Вот почему на сей раз патриотические чувства менее торопливо заявляются в тех частях империи, которые не принадлежат к Русской народности, например, в прибалтийских губерниях. Вместе с выражением нелицемерной преданности, глубокой покорности и безусловной готовности на всякие пожертвования, к престолу вашего величества возносится полугласная мольба об оказании доверия к Вашему народу, о признании его способным оправдать это доверие, о даровании ему возможности доказать, что он его достоин.

Всемилостивейший государь! Даруйте любезноверной вам верноподанной России политическое первенство перед крамольною Польшей. Дайте России, на пути развития государственных учреждений, шаг вперед перед Польшей. Вы тогда еще теснее сдвинете вокруг Себя всех Ваших верных подданных. Вы действительно будете, по выражению московского дворянства, «могущественнее ваших предшественников». Вы окончательно укрепите за Россией возвращенное ей и омытое кровью целых поколений западное родовое ее достояние. Вы заставите Западный край, наконец, обратиться лицом к Москве и стать тылом к Варшаве. Тогда западный вопрос будет решен навсегда, и польское дело навсегда проиграно.

Я позволил себе сказать, что мы опасаемся войны потому, что в последнее время чувствовали себя внутренне слабыми. Надлежит всмотреться в причины этой слабости. Финансовые язвы прежних лет еще не исцелены; пути сообщения не устроены; предпринятые вашим величеством великие и необходимые преобразования не приведены к окончанию; разрозненность в направлениях и действиях разных правительственных ведомств не вполне устранена; все прежние связи внутреннего государственного строя поколеблены, а новые не установились на твердой почве; материальные интересы страдают; умы в волнении; между тем, революционная пропаганда, пользуясь обстоятельствами, усиливается подкопать самые основания гражданского порядка. Но смею думать, что во всем этом еще не заключается главной причины той слабости, которую мы доселе ощущали. Доколе чувства верноподданнической преданности вашему величеству и теплой любви к отечеству не поколеблены в массах и сохраняют прежнюю силу в огромном большинстве высших классов населения — в этих самых чувствах заключается твердая опора и неизсякаемый источник сил. Главная опасность состояла в том, что последнее время положение этих чувств к делу, в среде разных явлений гражданской жизни, как будто парализовалось влиянием неблагоприятных обстоятельств и разнородных, большею частью, неопределенных стремлений и ожиданий, направленных к перемене общих условий нашего нынешняго быта. Насчет размеров частных видов и подробностей этой перемены, конечно, не было согласия мнений; но насчет ее необходимости почти не было разномыслия. Между державною особою вашего величества и вашим правительством как будто установилось различие. Вам, лично, все были преданы, но системе правительственных распоряжений как будто никто вполне не сочувствовал. Даже великие реформы, как например, судебная[6], оценивались односторонне, или рассматривались, как начало или задаток других еще более существенных преобразований. Одна мысль, очевидно, обуяла умы. Она проявлялась различно и усваивала себе различные наименования, то в постановлениях сословных собраний, то в произведениях печати, то под видом «самоуправления», или «децентрализации», то в систематическом противопоставлении правительства «обществу» или «народу», то в форме доктрины о «земстве» и панегириков прежним Земским соборам. Но в сущности, эта мысль всегда и везде одна и та же. Она заключается в том, что во всех европейских государствах разным сословиям предоставлена некоторая доля участия в делах законодательства или общаго государственного управления и что если так везде, то так должно сбыться и у нас. Установление начал сего участия считается признаком политического совершеннолетия; и эта мысль, постоянно возбуждаемая в огромном числе русских путешественников зрелищем того, что им представляется заграницею, и в еще большем числе русских читателей не только русскою прессою, но и всеми произведениями печати на всех известных языках, — не может не иметь сильного и ежедневно возрастающего влияния. Этим влиянием искусно пользуются революционные агитаторы. Они увлекают весьма многих и увлекают их весьма далеко, преимущественно потому, что этим многим не дозволено двинуться к той цели, которой они сами желали бы достигнуть. К счастью, эта цель, в понятиях и стремлениях огромного большинства, не постановляется вне пределов верноподданнического долга. Мысль о некотором участии в делах законодательства и общего государственного хозяйства не заключает в себе посягательства на верховные права самодержавной власти Вашего величества. В стремлении к этому участию выражается как бы желание приблизиться к престолу Вашего величества, занять место в ряду учреждений, коим непосредственно объявляется Ваша высочайшая воля, принести Вам непосредственную дань гражданского труда и верноподданнической покорности. Просьбы о том уже возникали и впредь будут, несомненно, повторяться. Предложение царскосельского предводителя Платонова, отсроченное, но одобренное последним губернским дворянским съездом в столице вашего величества[7], будет вслед затем принято не только С.-Петербургским, но и другими дворянскими собраниями и не только этими собраниями, но и будущими съездами представителей земства каждой губернии, призываемого к новой деятельности, на основании начал, высочайше вами одобренных для устройства земско-хозяйственных учреждений. Трудно будет постоянно отклонять подобные просьбы. Если же трудно их отклонить окончательно, то не лучше ли предупредить. В этих видах было уже повергаемо на высочайшее благоусмотрение вашего величества предположение о призвании в Государственный совет, для совещательного участия при обсуждении подведомых ему дел, известного числа представителей дворянского и городских сословий и нескольких членов высшего православного духовенства.

В настоящее время обстоятельства с новою силою указывают на пользу подобной меры. С одной стороны, пробудившиеся после долгого усыпления патриотические чувства особенно благоприятствуют ее принятию, и вместе с тем, как бы нуждаются в ней, для полного развития и для опоры при предстоящих им испытаниях. Верноподданные вашего величества уже ныне теснее сдвигаются вокруг Вас. Всякая высочайшая милость, всякий знак монаршего доверия будут приняты с сугубою, горячею признательностью. С другой стороны, при введении в действие земско-хозяйственных учреждений, настанет потребность в противодействии тем стремлениям к провинциальному сепаратизму, которые уже обнаружились в некоторых частях империи. Это противодействие может быть оказываемо с надлежащим успехом только центральным учреждением, в котором частные интересы разных местностей были бы сопоставлены, в лице их представителей, с интересами, других местностей, и которое само в себе изображало бы единство Государства и охраняла его всецелость.

Но со времени первоначального предположения о призыве в Государственный совет сословных представителей, обстоятельства несколько изменились. Общее стремление к тому участию в делах государственных, о котором выше сего упоминалось, обнаружилось с большею силою. После недавних с.-петербургских выборов и записки Платонова, нельзя ограничиться тем числом представителей и тем способом их призыва, которые первоначально имелись в виду. Для сохранения последовательности в общем ходе предпринимаемых по указаниям Вашего Величества преобразований, кажется необходимым связать дело нового устройства Государственного совета с делом устройства новых земско-хозяйственных учреждений. Из сего следует, что призываемые в Государственный совет представители земства должны быть выборные от местных земских учреждений. Далее следует, что представители и тех частей империи, на которые не распространяется устройство означенных учреждений, например, от Сибири, Кавказского края и прибалтийских губерний, равным образом, должны быть назначаемы по выбору. При сем возникает вопрос, не следует ли допустить особых выборных от дворянских сословных собраний, доколе они сохранят отдельное существование, — хотя, впрочем, потребность в этих особых выборных сомнительна. Наконец, по случаю значительного числа лиц, которые были бы призваны к участию в делах совета, представляется еще другой вопрос: возможно ли учредить из всех его членов одно общее собрание или же следует разделить его на два собрания, и если разделить, то на каких именно основаниях. Подробности и даже существенные частности столь важного дела, конечно, не могут быть взвешены и определены с первого раза в тот краткий срок, который вашим Величеством мне дарован для представления настоящих соображений. Но если вашему величеству благоугодно будет удостоить одобрением их основную мысль, если Вы окончательно соизволите на проведение в исполнение этой мысли и если Вы изволите признать удобным и полезным объявить о том 17 числа сего месяца, — то надлежит, по крайней мере, установить главные начала предполагаемой меры и разрешить особый вопрос о порядке оглашения состоявшегося по сему предмету монаршего благоизволения Вашего величества.

Коренные начала, на основании коих было бы допущено, в известных пределах, участие представителей разных сословий в делах общего государственного управления, могли бы, по моему крайнему разумению, быть следующие:

1. Означенное участие должно быть только совещательное.

2. Собрание представителей должно быть приурочено к Государственному совету потому именно, что и он имеет только совещательное участие в разрешении подведомых ему дел.

3. Участие сословных или земских представителей обнимает вопросы законодательные и распространяется на главные вопросы по части государственного хозяйства, как-то: на рассмотрение государственной приходно-расходной сметы и на установление новых налогов.

4. Представители земства или сословий призываются из всех частей Империи, кроме царства Польского и великого княжества Финляндского.

5. В тех частях империи, где имеют быть введены в действие земско-хозяйственные учреждения, представители избираются местными земскими собраниями. В прочих областях для их выбора установляются особые правила.

6. Призыв представителей в Государственный совет совершается не прежде, как по введении в действие новых земско-хозяйственных учреждений.

7. Число представителей должно быть по возможности ограничено. Не предстоит надобности в отдельных представителях от городов. При определении числа их для каждой области Государства (примерно от 2-х до 4-х на губернию), может быть установлено известное соотношение между выборными от уездов и выборными от городов.

8. Изъятие может быть допущено для столиц и для значительнейших торговых или губернских городов, каковы Одесса, Рига, Киев.

9. Представители не получают никакого денежного вознаграждения от казны.

10. Их участие в делах Государственного совета ограничивается в течение каждого года известным сроком. Сообразно с сим распределяются и дела Совета на два разряда: на дела, которые могут быть разрешаемы без оного или только при содействии нескольких из них.

11. Порядок делопроизводства установляется с принятием надлежащих предосторожностей на тот конец, чтобы за членами совета по назначению от правительства была сохранена надлежащая доля влияния на ход дел и на составляемые по оным постановления. Формы представления дел на высочайшее разрешение Вашего величества и высочайшего утверждения постановлений Совета должны остаться, по возможности, без изменения.

12. В состав Государственного Совета призываются, в одно время с представителями от земства или сословий, но по непосредственному Высочайшему избранию, некоторые члены высшего духовенства.

<…>[8]

Проект нового учреждения Государственного совета[1]. 18 ноября 1863 г.

 

Глава I. Состав и внутреннее устройство Государственного совета.

 

§ 1. В порядке государственных установлений Совет составляет сословие, в коем дела по всем частям управления, в главных их отношениях к законодательству, соображаются и чрез него восходят к верховной императорской Власти (действовавшего Учреждения Гос. сов. ст. 1).

§ 4. Членами Государственного совета могут быть назначаемы по благоусмотрению его величества, и высшие лица духовного звания.

§ 19. При Государственном совете учреждается съезд государственных гласных.

§ 20. Съезд государственных гласных составляется:

I. Из гласных, избираемых на определенный срок губернскими земскими собраниями.

II. Из гласных, назначаемых по выбору, порядком ниже сего указанным, на тот же самый срок, от обеих столиц, от некоторых других городов и от тех частей империи, на которые не распространяется действие положения о земских учреждениях.

III. Из гласных, назначаемых высочайшею властью, особо на каждый съезд, из числа лиц, означенных ниже в 30.

§ 21. Число выборных гласных определяется прилагаемым у сего расписанием[9].

§ 22. Число гласных, назначаемых высочайшею властью, полагается не свыше одной пятой числа выборных гласных.

§ 23. На Съезде государственных гласных председательствует один из членов Государственного совета, по назначению его императорского величества. В помощь председателю — съезд избирает из своей среды двух вице-председателей, которые утверждаются в сем звании высочайшею властью.

§ 24. Назначение председателя и выбор вице-председателей возобновляется при каждом съезде.

§ 25. Министры, главноуправляющие и обер-прокурор Св. Синода имеют право присутствовать на съезде гласных и принимать участие в его совещаниях, но при подаче голосов от них голоса не отбираются.

§ 26. Гласные, избираемые земскими собраниями, избираются на 3 года, но первый выбор производится на один год. Избираемы могут быть не только члены губернского земского собрания, но и другие лица, соединяющие условия, которые требуются для выбора в уездные гласные. При сем наблюдается, чтобы по крайней мере один гласный был избран из числа членов губернского собрания.

§ 27. Гласные от столиц избираются на те же сроки общими думами из числа городских гласных.

§ 28. Гласные от городов, поименованных в расписании, приложенном к 21-му[10], избираются:

1. В городах, где введено новое городское устройство общими думами, из числа местных домовладельцев, или ли купеческого сословия, хотя и не владеющих домами, но производящих в тех городах торговлю по свидетельствам 1 гильдии не менее 3-х лет сряду;

2. В городах, где еще не введено нового устройства, собраниями городских обществ, из числа тех же лиц, о которых упоминается в предшедшем пункте.

§ 29. Порядок выбора гласных от тех частей империи, на которые не распространяется действия Положения о земских учреждениях, имеет быть определен особыми, для каждой из них, правилами.

§ 30. Гласные, назначаемые высочайшею властью, могут быть избираемы как вообще из числа лиц, соединяющих в себе условия, постановленные для выбора гласных, так и из числа лиц, не удовлетворяющих этим условиям, но по своим специальным знаниям, или приобретенной на службе опытности, могущих принять полезное участие в занятиях съезда.

§ 31. Съезд государственных гласных созывается ежегодно Высочайшим Указом к сроку, в том указе определяемому.

§ 33. Вице-председатели Съезда и 14 Гласных, особо избираемых Съездом для каждого из дел, на обсуждение его предложенных, заседают, с правом голоса, в общем собрании Государственного совета, когда те дела в нем рассматриваются.

§ 34. Государственным гласным не полагается, по исполнению возложенных на них обязанностей, никакого денежного содержания.

§ 37. При Съезде государственных гласных состоит особый статс-секретарь с одним помощником и прочими чинами по штату Государственной канцелярии. Кроме того, Съезд избирает из своей среды трех секретарей...

Глава II. Предметы ведомства Государственного совета и распределения их между департаментами

 

§ 47. На уважение Государственного совета, без участия государственных гласных, поступают:

1. Объявление войны, заключение мира и другие важные внешние меры, когда, по усмотрению обстоятельств, могут они подлежать предварительному общему соображению (ст. 23 п. 6).

2. Дела, требующие в законах, уставах и учреждениях объяснения истинного смысла (ст. 23 п. 3).

3. Общие внутренние меры, в чрезвычайных случаях приемлемые, когда они принимаются во время отсутствия съезда гласных или по существу своему не подлежат предварительной огласке (ст. 23 п. 5 измен.).

4. Дела о сверхсменных кредитах, испрашиваемых по разным частям управления на основании особо постановленных для сего правил, когда кредиты испрашиваются вне сроков съезда гласных или по свойству предмета, до которого они относятся, не подлежат преждевременному оглашению.

5. Все дела, по коим отчуждается какая-либо часть государственных доходов, или имуществ, в частное владение (ст. 23 п. 9).

6. Дела о вознаграждении частных лиц за имущества, на государственные нужды отбираемые (п. 9).

7. Новые предположения о доходах и расходах городов и ежегодные сметы столичных дум (п. 11).

8. Дела об учреждении компаний на акциях, когда им испрашиваются особые преимущества или исключительные привилегии (п. 13).

9. Дела о привилегиях на открытие, изобретения или усовершенствования в искусствах, мануфактурах, или ремеслах, равно на введение в России изобретений или усовершенствований, сделанных в чужих краях (п. 14).

10. Дела о сложении недоимок и казенных взысканий (п. 16).

11. Дела о возведении в дворянство, об утверждении в почетных дворянства и классных достоинствах (княжеском, графском и баронском) и о лишении офицерских чинов за преступления (п. 17).

12. Производство следствий над министрами и генерал-губернаторами, в случае обвинений, удостоенных предварительно высочайшего уважения (п. 18).

13. Дела, при разрешении коих в общем Сената собрании не составится узаконенного большинства голосов, или когда с решением его не согласится министр юстиции (п. 19).

14. Дела по разногласию общего Сената собрания с Военным советом, когда при исчислении голосов Членов сего Совета совокупно с голосами Сенаторов, не составится узаконенного большинства[11]; или с большинством, в сем порядке исчисленным, не согласится министр юстиции, (п. 20).

15. Дела, по искам частных лиц на подведомственные Адмиралтейств-совету департаменты и зависящие от них учреждения, в случае несогласия Сената с мнением Адмиралтейств-Совета (п. 21).

16. Доклады Сената об отмене или пересмотре прежних его судебных решений (п. 22).

§ 48. На уважение Государственного совета при участии государственных гласных поступают:

1. Все предметы, требующие нового закона, устава или учреждения (ст. 23 п. 1).

2. Предметы внутреннего управления, требующие отмены, ограничения или дополнения прежних положений (п. 2).

3. Меры и распоряжения общие, приемлемые к успешнейшему исполнению существующих законов, уставов и учреждений (п. 4).

4. Общие внутренние меры, в чрезвычайных случаях приемлемые, кроме случаев означенных в § 47, п. 3 (п. 5 доп.).

5. Ежегодные сметы общих государственных доходов и расходов, способы их уравнения, назначение новых издержек, в течение года встретиться могущих, кроме случаев, определенных в § 47, п. 4, и чрезвычайные финансовые меры (п. 7 доп.).

6. Сметы и раскладки земских повинностей и раскладки общественного сбора с крестьян, водворенных на государственных землях (доколе сии крестьяне находятся в ведении особого управления) (п. 10 изм.).

7. Все вообще штаты, в том числе издаваемые временно и в виде опыта, за исключением штатов таких временных установлений, кои учреждаются на определенный срок для окончания дел прежнего времени, для приведения в порядок какой-либо части, для исполнения какого-либо временного поручения и т.п…

8. Ежегодные отчеты о государственных доходах и расходах (п. 15).

9. Дела, вносимые в Государственный совет из Главного комитета по устройству сельского состояния, из комитетов Кавказского и Сибирского и из Остзейского Комитета.

10. Дела, возникающие по ходатайствам земских собраний и отдельных сословий о своих нуждах и пользах.

11. Дела по устройству железных дорог с гарантиею от правительства.

12. Дела, по особым Высочайшим повелениям вносимые (ст. 23, п. 23)[12].

§ 49. Из вышеозначенных предметов (§§ 47 и 48) изъемлются:

1. Дела, кои особенно предоставлены непосредственному докладу Министров.

2. Дела, кои подлежат соображениям Комитета министров, комитета Кавказского, комитета Сибирского, Главного комитета по устройству сельского состояния, Остзейского Комитета, или рассмотрению и разрешению Правительствующего Сената, или же не превышают собственной власти Министров, на основании учреждений, уставов и законов.

3. Наконец, все дополнения и пояснения законов, или меры усовершенствования законодательства, собственно до военного и морского ведомств относящиеся, когда они никакой связи с прочими частями государственного управления не имеют или когда входят в состав какого-либо общего государственного управления, но относятся исключительно до части искусственной или технической: дела сего рода представляются на высочайшее усмотрение непосредственно от Военного совета или от Адмиралтейств-совета по принадлежности предметов (ст. 24 п.п. 1, 2 и 4).

<…>

Глава III. Порядок и производство дел в Государственном Совете

 

Отделение I. Порядок вступления и производства дел в департаментах и на Съезде государственных гласных

 

<…>

§ 55. В отношении к дальнейшему движению дел, смотря по тому, подлежат ли они рассмотрению Государственного совета при участии государственных гласных, или без их участия, соблюдаются нижеследующие правила:

2. По делам, подлежащим рассмотрению при участии гласных.

<…>

§ 82. От усмотрения председателя Государственного совета зависит передать дело первоначально на обсуждение Съезда, с тем, чтобы оно впоследствии поступило на рассмотрение Департамента, или наоборот, первоначально на рассмотрение Департамента с тем, чтобы оно впоследствии поступило на заключение Съезда.

§ 85. …Председатель Съезда, смотря по свойству и степени спешности дела, предлагает на разрешение Съезда вопрос, следует ли дело назначить к докладу в настоящем его виде, или предварительно передать оное на рассмотрение и заключение особой Комиссии, избранной из среды гласных.

§ 86. Комиссии, смотря по свойству дел, могут быть назначаемы в более или менее многочисленном составе, от 5 до 11 Членов.

§ 87. Избрание комиссий производится следующим порядком:

1. Председатель, по соглашению с двумя вице-председателями и двумя секретарями Съезда, предлагает список членов комиссии на утверждение собрания. При составлении списка обращается внимание на то, чтобы по возможности были назначаемы в комиссии не только лица, более или менее специально ознакомленные с предметом подлежащего рассмотрению дел, но и представители различных мнений или воззрений, обнаружившихся между членами Съезда. Кроме того, в список включается всегда число имен, тремя более против предполагаемого состава комиссии.

2. Если со стороны Съезда не последует возражений, то комиссия составляется из предложенных на основании предшедшего пункта кандидатов, за исключением трех последних по порядку обозначения имен в списке.

3. Если Съезд изъявит по большинству голосов, желание баллотировать предложенных в члены комиссии гласных, то производится баллотировка и назначаются те члены, которые, из числа предложенных на основании п. 1, получат наибольшее число голосов.

4. Если Съезд пожелает дополнить список, предложенный ему, на основании п. 1, то по предложению, сделанному кем-либо из гласных и принятому простым большинством собрания, в список может быть включено до трех новых имен, и затем баллотировка производится, как изъяснено в п. 3-м.

§ 89. Председатель комиссии избирается ею из числа ее членов. Кроме того, комиссия избирает из своей среды секретаря, который ведет краткие журналы ее заседаний и затем принимает на себя, как составление окончательного заключения по рассмотренному докладу, так и доклад этого заключения в общем собрании Съезда.

§ 90. Помощник статс-секретаря при Съезде государственных гласных лично передает комиссии относящиеся до дела бумаги и, присутствуя на первом ее заседании, кратко излагает сущность означенного дела и присовокупляет к тому те объяснения, которые сочтет нужными. Дальнейший доклад дела возлагается на секретаря комиссии.

§ 91. По делам, по которым не будет назначено особых комиссий (§ 85), доклад представляется в общем собрании Съезда помощником статс-секретаря.

§ 92. Очередь дел, назначенных к докладу, устанавливается председателем Съезда.

§ 101. Все заключения Съезда постановляются простым большинством наличных голосов.

§ 105. Члены, несогласные с мнением большинства и заявившие о том во время происходивших до подачи голосов совещаний, имеют право требовать, чтобы их особые мнения были приобщены к журналу заседания…

§ 108. Если при рассмотрении дела в департаменте (§ 80) большинство членов оного в чем-либо не согласится с заключением Съезда гласных, и Министр или Главноуправляющий, к ведомству коего дело принадлежит, разделит мнение большинства, то председатель департамента сообщает о предметах разномыслия председателю Съезда гласных для вторичного предложения дела, в отношении к этим предметам, на обсуждение Съезда.

§ 109. При вторичном обсуждении на Съезде дело докладывается без предварительного обращения оного в подлежащую комиссию, состоящим при Съезде статс-секретарем. К заседанию приглашается статс-секретарь департамента Государственного совета для представления, буде сочтет нужным, надлежащих объяснений.

§111. Засим департамент постановляет, со своей стороны, окончательное по предложенному делу заключение.

§ 112. Если большинство членов департамента (§ 108) согласится с заключением Съезда, или если министр или главноуправляющий, к ведомству коего дело принадлежит, с этим заключением согласен, хотя и не согласен с мнением большинства Департамента, то заключение Департамента равным образом считается окончательно состоявшимся, и о предметах разномыслия между некоторыми членами оного и Съездом гласных не предлагается на вторичное обсуждение Съезда, порядком, в §§ 108-110 указанным.

§ 113. В журнале департамента должно быть упомянуто о согласии гласных. Самое содержание сего заключения, смотря по обширности его, излагается или в самом журнале, или в особом приложении, как постановлено для мнений Министров (§ 74). Если дело было вторично передано на обсуждение Съезда то о сем, равным образом, должно быть упомянуто в журнале.

§ 115. Если по усмотрению председателя Государственного совета (§ 82) дело первоначально должно поступить на рассмотрение подлежащего департамента Совета, то государственный секретарь препровождает все поступившие по оному бумаги к председателю означенного департамента.

§ 116. По рассмотрении дела в департаменте, состоявшийся в нем журнал препровождается, вместе с другими по делу бумагами, председателем департамента к Председателю съезда государственных гласных.

§ 117. Подвергается обсуждению на Съезде порядком, выше сего указанным (§§ 84-97).

§ 118. Если Съезд государственных гласных в чем-либо не согласится с предложением департамента, то председатель Съезда сообщает о предметах разногласия Председателю Департамента, для вторичного предложения на его рассмотрение дела, в отношении к этим предметам.

§ 119. При вторичном обсуждении дела в департамент приглашаются в присутствие оного два депутата от Съезда государственных гласных, для нужных с их стороны объяснений. Депутаты избираются Съездом посредством баллотировки, из числа нескольких гласных, к тому приглашенных председателем.

§ 121. Засим Съезд постановляет, с своей стороны окончательное по подлежащему делу заключение.

§ 122. В окончательном изложении постановлений Съезд да должно быть упомянуто о согласии или несогласии с его положением департамента Государственного совета и с мнением подлежащего министра или главноуправляющего по предмету бывшего в рассмотрении дела. Если дело было вторично передано на обсуждение департамента, то о сем равным образом должно быть упомянуто. Постановления Съезда излагаются в форме особого журнала, применяясь к форме журналов департаментов Совета. Журнал подписывается председателем и вице-председателями Съезда и скрепляется состоящим при нем статс-секретарем и выборными Секретарями. Составление журнала, на основании журналов заседаний, возлагается на Секретарей…

§ 123. В случае разногласия с департаментом или с министром или с главноуправляющим, положение департамента, или мнение министра или главноуправляющего, может быть изложено, смотря по обширности его, или в самом журнале, или в особом приложении.

<…>

Отделение III. Порядок вступления и производства дел в общем собрании

 

<…>

§ 137. общие собрания Государственного совета назначаются отдельно для дел, рассматриваемых без участия государственных гласных, и для дел, рассматриваемых при их участии (§§ 33, 47, 48).

§ 138. Когда общее собрание назначено для слушания дел при участии гласных, государственный секретарь благо-временно извещает о сем председателя съезда Государственных гласных…

§ 139. Присутствующие, на основании § 33, в Общем Собрании, кроме вице-председателей съезда, 14 гласных избираются им заранее, вслед за окончанием рассмотрения подлежащего дела на самом съезде. Они избираются баллотировкою списка из 20 гласных, предлагаемого председателем по соглашению с вице-председателями и секретарями. В случае отсутствия или болезни одного из выбранных гласных в день заседания место его заступает один из остальных 6-ти гласных, значившихся по баллотировочному списку.

§ 142. Дела, к докладу назначенные и в предшедшем заседании возвещенные, предлагаются государственным секретарем и читаются, по его распоряжению, статс-секретарями или их помощниками (ст. 66).

§ 143. Доклад дел совершается чтением журналов (§§ 113, 114, §§ 122-124) департаментов или Съезда государственных гласных (ст. 67 изм.).

§ 145. По окончании чтения, председатель того департамента, к коему принадлежит это дело, или председатель Съезда гласных, присовокупляет нужные объяснения и установляет существенные предметы рассуждения. государственный секретарь дополняет их или повторением нужных статей чтения, или объяснением приложений, в деле находящихся. Сим основываются сущность дела и вопросы, к разрешению предлежащие (ст. 69).

§ 148. После сего начинаются рассуждения по порядку статей или вопросов, к разрешению предлежащих (ст. 72).

§ 153. Никто из членов не может по одному и тому же предмету изъяснять своего мнения более одного раза.

§ 154. Ограничению, постановленному в § 153 не подчиняются:

1) Министры, главноуправляющие отдельными частями и обер-прокурор Св. Синода.

2) Председатель того департамента Совета, в котором дело подлежало предварительному рассмотрению, а в случае отсутствия председателя старший из членов департамента.

3) Председатель съезда государственных гласных, по делам, бывшим в рассмотрении съезда, а при отсутствии председателя старший из вице-председателей.

<…>

§ 158. Для собирания голосов, в случае разномыслия, содержатся особые печатные списки членам. Для присутствующих в общем собрании Совета государственных гласных составляется каждый раз дополнительный список. В списках против имени каждого помощник статс-секретаря отмечает кратко: согласен с таким-то заключением, или подает особое мнение…

§ 159. В случае разномыслия, наблюдается вообще следующим порядок:

1. В журнал вносятся два лишь мнения, именно, что столько-то членов полагают одно, а столько-то другое.

2. В журнал вносятся и дополнения, которые одни или несколько членов признают нужным сделать, но не иначе, как только в подкрепление одного из двух вышеозначенных мнений.

3. Если кто, не соглашаясь с двумя мнениями, в журнал вносимыми, пожелает представить особое мнение, то должен заявить о сущности оного в то же самое заседание, когда дело выслушано и обсуждено.

4. Особые мнения должны быть письменные. Члены присылают их к государственному секретарю не позже, как чрез 7 дней и накануне дня для следующего заседания назначенного, дабы можно еще было, в случае надобности, собрать справки или приготовить объяснения.

5. Особое мнение прочитывается в совете после проекта журнала, к коему оно относится, но прежде его подписания.

6. По прочтении особого мнения, председатель предлагает вопрос: признает ли за сим Государственный совет нужным обратиться к новому о деле суждению.

7. Если большинство голосов отзовется утвердительно; (п. 6), то открывается новое совещание и проект журнала изменяется или дополняется тем, что будет снова постановлено.

8. Если напротив, большинство голосов отзовется отрицательно, то каждому члену, который пожелает присоединиться к особому мнению, сие представляется, не стесняясь прежде объявленным заключением; но самый журнал предшедшего заседания дополняемся только тем, что Государственный совет, по выслушании особого мнения, таким-то членом представленного, не убедился в надобности приступить к новому и деле суждению, а столько-то членов (если есть) согласились с тем мнением. Засим никакое уже новое мнение по предмету бывшего суждения не приемлется, а выслушанное в совете особое мнение представляется на высочайшее усмотрение в списке, при мемории совета.

§ 161. Журналы второго рода суть особые по каждому заседанию и в них означаются положения совета по делам, уважению его представленным. Сии журналы подписываются председателем и всеми членами собрания, в обсуждении дела участвовавшими. Сперва подписывают оные члены совета, по старшинству их чинов, а затем государственные гласные, если по роду дел они в обсуждении их участвовали… (ст. 83 изм.).

<…>

Глава V. Порядок и представление дел на Высочайшее усмотрение

 

<…>

§ 178. Мемория общего собрания составляется по каждому заседанию отдельно и содержит в себе: а) означение лица председательствовавшего и числа присутствовавших Членов; б) поименное означение Членов Государственного совета, не присутствовавших, с показанием против каждого причин; в) сущность предложенных Совету Высочайших повелений, когда таковые есть; г) перечневое означение числа подписанных в том заседании журналов; наконец, содержание выслушанных дел, с заключением по оным департаментов, Съезда государственных гласных, когда дело было в его рассмотрении и Общего Собрания Совета (ст. 100 допол.).

§ 180. В случае разногласия, разные мнения прописываются в мемории в тех самых выражениях, в которых они занесены в журнал. Особые мнения прилагаются.

§ 181. Мемория общего собрания составляется по данной форме и подносится на Высочайшее усмотрение в установленный срок, за подписанием председателя Государственного совета, председателей департаментов и государственного секретаря. К этим подписям присоединяется подпись председателя Съезда гласных, если дело было в его рассмотрении (ст. 102 доп.).

<…>

Берманьский К.Л. Из конституционных проектов царствования Александра II // Вестник права. Ноябрь 1905 г. С. 235-269.

 

 

 

[1] Речь идёт о подъёме сепаратистского движения в Польше с 1861 г.[2] В ноябре 1861 г. помощником по гражданской части наместника и вице-председателем Государственного совета Польши был назначен участник польского восстания 1830-1831 гг. маркиз А.И. Велёпольский. Он провёл ряд реформ: замену барщины чиншем (фиксированным денежным платежом), установление равноправия евреев, восстановление Варшавского университета (под названием главной школы) и др. Из-за сохранения недовольства выступил инициатором объявления в январе 1863 г. рекрутского набора с включением в списки призываемых «неблагонадёжных», что послужило толчком к началу восстания. Летом 1863 уволен в отставку.[3] Великий князь Константин Николаевич служил наместником Польши в мае 1862 – октябре 1863 и поддерживал действия Велёпольского.[4] Австрийская империя, Франция и Великобритания оказали дипломатическую поддержку польскому восстанию 1863-1864 гг., которая однако не вылилась в войну против России и не привела к реальным уступкам с её стороны.[5] Западный край – Белоруссия.[6] «Основные положения» предстоящей судебной реформы были опубликованы в 1862 г.[7] Речь идёт об адресе петербургского дворянства с требованием предоставить ему участие в государственном управлении.[8] Опущены рассуждения о порядке обнародования планов преобразования.[9] Расписание не публикуется. Общее число выборных гласных должно было равняться 181 или 212.[10] Столицы и Одесса, Рига, Киев, Новгород, Псков, Архангельск, Астрахань, Харьков, Саратов, Казань, Вильно.[11] 2/3.[12] Согласно параграфам 47-48, без участия государственных гласных должны были рассматриваться подведомственные Государственному совету административные, судебные и часть финансовых дел (требующих срочности или секретности). Законодательные и основные финансовые вопросы подлежали обсуждению государственных гласных.