Положение о губернских и уездных земских учреждениях 1890 г.

 

Утвержденное 12.6.1890 г. Положение о земских учреждениях было разработано под руководством министра внутренних дел гр. Д.А. Толстого правителем его канцелярии и консервативным публицистом А.Д. Пазухиным. Он резко критиковал Великие реформы, прежде всего земскую, как подорвавшие сословный строй и руководящую роль поместного дворянства в обществе. По его мнению, на иных началах существование русской национальности было невозможно. Поэтому одной из целей земской контрреформы была замена бессословного земства дворянским. Новое Положение основывалось на т.н. государственной теории местного самоуправления, согласно которой оно являлось не общественным институтом, а частью государственной власти. Гр. Толстой на этом основании делал вывод о необходимости полного подчинения земства МВД.

Новое Положение меняло земскую избирательную систему. Владельцы недвижимости из дворян выделялись в отдельную курию, избиравшую больше половины уездных гласных. Гласных от крестьянских обществ стал выбирать губернатор из предложенных этими обществами кандидатов. Избирательных прав были лишены иудеи.

Также был значительно усилен административный контроль над земствами. По первоначальному проекту председатели земских управ должны были назначаться администрацией, а все решения земских собраний подлежали утверждению губернатора. Эти идеи были реализованы не в полной мере из-за смерти Толстого (1889) до принятия закона. Его преемник И.Н. Дурново был единомышленником предшественника, но не обладал его способностями и влиянием. Поэтому Государственный совет, в котором значительным влиянием пользовались сановники Александра II, смог значительно смягчить проект. В частности, выборность земских управ сохранилась.

Тем не менее губернатор получил право приостанавливать (до решения вопроса Комитетом министров) решения земских собраний, которые ему представлялись нецелесообразными (по положению 1864 административный контроль ограничивался законностью земских решений). Министр внутренних дел и губернатор стали утверждать не только председателей, но и членов земских управ. Для приглашения вольнонаемных служащих также стало требоваться согласие губернатора. Министр через свой совет и губернатор через подконтрольное ему губернское присутствие по земским делам получили право увольнять председателей и членов земских управ в дисциплинарном порядке, а также предавать их и наемных земских служащих суду за преступления по должности.

Несмотря на эти и подобные постановления, Положение 1890 не привело к подчинению земства коронным властям. Оно оставалось самоуправлением и продолжало действовать в интересах местного населения. Попытки губернаторов активно использовать свои контрольные полномочия вызывали конфликты с земствами и местным дворянством. Контрреформа 1889 г. вызвала острое недовольство как земских кругов, так и общественного мнения.

Положение 1890 действовало до 1917 г. С 1906 гласные от крестьян не назначались губернатором из числа выборных от волостей, а избирались съездом этих выборных. Текст закона приводится с сокращениями.

 

 

 

[1] Имеется в виду император Александр II.[2] См. Положение о губернских и уездных учреждениях 1864 г.[3] Такой состав присутствия обеспечивал его подчинение губернатору.[4] Не приводится.[5] Эти города в отношении земского самоуправления пользовались правами уездов.[6] Расписания не приводятся. Т.н. "полный земский ценз" изначально равнявший 100 средним наделам крепостных мужчин накануне отмены крепостного права, при разработке Положения 1890 г. был несколько понижен из-за роста стоимости земли.[7] Совершеннолетие наступало в 21 год.[8] Эти статьи предусматривали наказания за кражу, мошенничество, присвоение и растрату вверенного имущества.[9] В этих губерниях и уездах практически не было дворян-помещиков.[10] В уездном съезде (см. предыдущий документ) в местностях с отсутствием дворянского землевладения председательствовал особый чиновник, назначенный министром внутренних дел по представлению губернатора. [11] Решения Комитета министров и Государственного совета в соответствии с законами о них подлежали утверждению императором.[12] Эта часть статья распространялась на малочисленные должности инженеров путей сообщения и т.п. Для назначения на них требовалось согласие соответствующего ведомственного начальства.[13] Эта статья предписывала испрашивать согласие губернатора при назначении губернских чиновников.[14] Это расписание относило должность председателя губернской земской управы к V классу по Табели о рангах, должности члена губернской и председателя уездной управ – к VI, члена уездной управы – к VII классу .[15] Совет министра внутренних дел – высшая коллегия МВД. Возглавлялся министром и включал его товарищей, директоров министерских департаментов и особо назначенных чиновников. Задумывался как постоянно действующий руководящий орган, но ко II половине XIX в. утратил практическое значение и собирался только по дисциплинарным делам, в которых его участие прямо предусматривалось законами.