Положение о губернских и уездных земских учреждениях 1890 г.
Утвержденное 12.6.1890 г. Положение о земских учреждениях было разработано под руководством министра внутренних дел гр. Д.А. Толстого правителем его канцелярии и консервативным публицистом А.Д. Пазухиным. Он резко критиковал Великие реформы, прежде всего земскую, как подорвавшие сословный строй и руководящую роль поместного дворянства в обществе. По его мнению, на иных началах существование русской национальности было невозможно. Поэтому одной из целей земской контрреформы была замена бессословного земства дворянским. Новое Положение основывалось на т.н. государственной теории местного самоуправления, согласно которой оно являлось не общественным институтом, а частью государственной власти. Гр. Толстой на этом основании делал вывод о необходимости полного подчинения земства МВД.
Новое Положение меняло земскую избирательную систему. Владельцы недвижимости из дворян выделялись в отдельную курию, избиравшую больше половины уездных гласных. Гласных от крестьянских обществ стал выбирать губернатор из предложенных этими обществами кандидатов. Избирательных прав были лишены иудеи.
Также был значительно усилен административный контроль над земствами. По первоначальному проекту председатели земских управ должны были назначаться администрацией, а все решения земских собраний подлежали утверждению губернатора. Эти идеи были реализованы не в полной мере из-за смерти Толстого (1889) до принятия закона. Его преемник И.Н. Дурново был единомышленником предшественника, но не обладал его способностями и влиянием. Поэтому Государственный совет, в котором значительным влиянием пользовались сановники Александра II, смог значительно смягчить проект. В частности, выборность земских управ сохранилась.
Тем не менее губернатор получил право приостанавливать (до решения вопроса Комитетом министров) решения земских собраний, которые ему представлялись нецелесообразными (по положению 1864 административный контроль ограничивался законностью земских решений). Министр внутренних дел и губернатор стали утверждать не только председателей, но и членов земских управ. Для приглашения вольнонаемных служащих также стало требоваться согласие губернатора. Министр через свой совет и губернатор через подконтрольное ему губернское присутствие по земским делам получили право увольнять председателей и членов земских управ в дисциплинарном порядке, а также предавать их и наемных земских служащих суду за преступления по должности.
Несмотря на эти и подобные постановления, Положение 1890 не привело к подчинению земства коронным властям. Оно оставалось самоуправлением и продолжало действовать в интересах местного населения. Попытки губернаторов активно использовать свои контрольные полномочия вызывали конфликты с земствами и местным дворянством. Контрреформа 1889 г. вызвала острое недовольство как земских кругов, так и общественного мнения.
Положение 1890 действовало до 1917 г. С 1906 гласные от крестьян не назначались губернатором из числа выборных от волостей, а избирались съездом этих выборных. Текст закона приводится с сокращениями.
Именной Высочайший указ, данный Сенату о введении в действие нового положения о губернских и уездных земских учреждениях
1890 года, июня 12
В 1864 году, по воле почившего в бозе родителя нашего[1], заведывание местными хозяйственными делами вверено губернским и уездным земским учреждениям, образованным из лиц, избираемых плательщиками земских налогов[2]. Деятельность сих учреждений во многом принесла пользу населению, но двадцатипятилетний опыт убедил, что в узаконениях, определяющих состав и порядок действий означенных учреждений, есть недостатки, препятствующие правильному их развитию. Посему Мы повелели министру внутренних дел пересмотреть изданное 1 января 1864 года Положение о земских учреждениях и ввести в него необходимые улучшения, дабы учреждения эти, в предоставленном им круге деятельности и в должном единении с другими правительственными установлениями, с вящим успехом исполняли порученное им важное государственное дело, согласно видам и намерениям их основателя и нашим.
Утвердив составленное на основании сего нашего повеления и рассмотренное в Государственном совете Положение о губернских и уездных земских учреждениях и препровождая его в Правительствующий сенат, повелеваем: Положение сие привести в действие, взамен Положения о земских учреждениях 1 января 1864 года, в губерниях: Бессарабской, Владимирской, Вологодской, Воронежской, Вятской, Екатеринославской, Казанской, Калужской, Костромской, Курской, Московской, Нижегородской, Новгородской, Олонецкой, Орловской, Пензенской, Пермской, Полтавской, Псковской, Рязанской, Самарской, С.-Петербургской, Саратовской, Симбирской, Смоленской, Таврической, Тамбовской, Тверской, Тульской, Уфимской, Харьковской, Херсонской, Черниговской и Ярославской в той последовательности, которая будет определена для сего министром внутренних дел.
Правительствующий сенат не оставит учинить к исполнению сего надлежащее распоряжение.
На подлинном собственною Его императорского величества рукою подписано:
«АЛЕКСАНДР»
Полное собрание законов Российской империи. Собрание III. Т. Х. Отделение 1-е. СПб., 1893. № 6922. С. 465.
Высочайше утвержденное мнение Государственного совета 1890 года, июня 12
Государственный совет в соединенных департаментах законов, государственной экономии и гражданских и духовных дел и в общем собрании, рассмотрев представление министра внутренних дел по проекту нового Положения о губернских и уездных земских учреждениях, мнением положил:
I. Проекты: 1) Именного Высочайшего указа Правительствующему сенату, и 2) Положение о губернских и уездных земских учреждениях поднести к Высочайшему Его императорского величества подписанию и утверждению.
[...]
IV. В дополнение общ его положения о крестьянах (Свода законов, т. IX, Зак. сост., особое приложение, издания 1876 г., I) постановить:
«Волостным сходам предоставляется назначать избранным от них гласным земских собраний содержание из волостных мирских сборов».
VI. Уложение о наказаниях уголовных и исправительных (издания 1885 г.) дополнить следующими постановлениями:
«Ст. 14341. Председатели земских избирательных собраний и съездов, за допущение к участию в оных лиц, заведомо не имеющих права участвовать в земских выборах, или за устранение от выборов имеющих на сие право подвергаются:
сверх денежного взыскания не свыше 60 рублей, аресту на время от трех до семи дней[»].
Ст. 14401. Если гласный не явится в заседание земского собрания и не пришлет отзыва о законных к тому препятствия, или же отзыв его собранием будет признан не заслуживающим уважения (Пол. земск. учр. ст. 59 и 60), то он подвергается за сие:
в первый раз замечанию от председателя земского собрания; во второй – денежному взысканию не свыше 75 рублей; в третий раз сверх такого же денежного взыскания исключению из земского собрания на время, самим собранием определяемое, но во всяком случае не долее, как до следующих выборов.
VII. Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями (издания 1885 г.), дополнить следующим постановлением:
«Ст. 391. За нарушение порядка в земских избирательных собраниях и съездах, виновные подвергаются:
аресту не свыше семи дней или денежному взысканию не свыше двадцати пяти рублей».
[...]
XII. Евреев, впредь до пересмотра действующих о них узаконений, не допускать к участию в земских избирательных собраниях и съездах (Положение о земских учреждениях, ст. 16 и 24).
[...]
Резолюция. Его императорское величество воспоследовавшее мнение в общем собрании Государственного совета, по проекту Положения о губернских и уездных земских учреждениях высочайше утвердить соизволил и повелел исполнить.
На подлинном Собственною Его императорского величества рукою написано:
«Быть по сему»
Полное собрание законов Российской империи. Собрание III. Т. Х. Отделение 1-е. СПб., 1893. № 6927. С. 493-495
Положение
Глава I. Положения общие
1. Губернские и уездные земские учреждения ведают дела о местных пользах и нуждах губерний и уездов, указанные в статье 2 сего Положения.
2. К предметам ведомства земских учреждений в пределах, указанных в настоящем Положении (ст. 62-64, 97, 98, 108 и 109), подлежащими уставами и другими узаконениями принадлежат:
I. Заведование местными губернскими и уездными земскими повинностями денежными и натуральными.
II. Заведование капиталами и другими имуществами земства.
III. Заведование делами по обеспечению народного продовольствия, попечение об устранении недостатка продовольственных средств и оказание пособий нуждающемуся населению разрешенными законом способами.
IV. Содержание в исправности состоящих в ведении земства дорог, дорожных сооружений и бечевников; устройство и содержание пристаней вне городских поселений и попечение об улучшении местных путей сообщения.
V. Устройство и содержание земской почты.
VI. Заведование взаимным земским страхованием имуществ.
VII. Заведование земскими лечебными и благотворительными заведениями; попечение и призрении бедных, неизлечимых больных и умалишенных, а также сирых и увечных.
VIII. Участие в мероприятиях по охранению народного здравия и предупреждению и пресечению падежей скота; развитие средств врачебной помощи населению и изыскание способов по обеспечению местности в санитарном отношении.
IX. Заботы по предупреждению и тушению пожаров и попечение о лучшем устроении селений.
Х. Попечение о развитии средств народного образования и установленное законом участие в заведовании содержимыми на счет земства школами другими учебными заведениями.
XI. Воспособление зависящими от земства способами местному земледелию, торговле и промышленности; заботы об охранении полей и лугов от порчи и истребления вредными насекомыми и животными.
XII. Удовлетворение возложенных в установленном порядке на земство потребностей военного и гражданского управлений.
XIII. Дела, предоставленные ведению земских учреждений на основании особых законоположений и уставов.
5. Губернатор имеет надзор за правильностью и законностью действий земских учреждений.
Глава II. О губернском по земским делам присутствии
8. Для обсуждения в подлежащих случаях правильности и законности постановлений и распоряжений земских учреждений и для решения других дел, в сем Положении указанных, образуется в каждой губернии губернское по земским делам присутствие. Присутствие это состоит, под председательством губернатора, из губернского предводителя дворянства, вице-губернатора, управляющего казенною палатою, прокурора окружного суда, председателя губернской земской управы, или заменяющих их по закону лиц, непременного члена сего присутствия, городского головы губернского города и одного члена от губернского земского собрания, избираемого сим последним из членов губернской управы или гласных собрания[3]. Делопроизводство присутствия возлагается на особого секретаря, назначаемого губернатором.
<...>
11. В губернском по земским и городским делам присутствии дела решаются по большинству голосов, а при равенстве их председатель дает перевес тому мнению, к коему он присоединится.
12. Губернатор, если не признает возможным согласиться с решением большинства членов присутствия, приостанавливает исполнение означенного решения и безотлагательно представляет дело министру внутренних дел, который или предлагает губернатору о приведении решения в исполнение, или входит в Правительствующий Сенат с представлением об отмене оного...
Глава III. О составе, круге ведомства, пределах власти и порядке действий земских учреждений
13. Земские учреждения разделяются, согласно статье 1, на уездные и губернские и состоят из уездных и губернских земских собраний и уездных и губернских земских управ.
14. Уездное земское собрание составляется из земских гласных, избираемых уездными избирательными собраниями и волостными сходами, а губернское земское собрание – из гласных, избираемых уездными земскими собраниями из числа гласных сих собраний. Гласные избираются на три года, в числе, определенном для каждого собрания расписанием, при сем приложенным[4]. В городах С.-Петербурге, Москве и Одессе губернские гласные от сих городов избираются местными городскими думами из числа их гласных[5].
Отделение I. Об избрании Уездных Земских Гласных
15. В каждом уезде созываются через три года: 1) земские избирательные собрания и избирательные волостные сходы — для избрания уездных земских гласных (ст. 16 и 51) и 2) земские избирательные съезды мелких владельцев — для избрания уполномоченных в земские избирательные собрания.
16. Правом участия в выборе гласных на земских избирательных собраниях пользуются: 1) лица, состоящие в русском подданстве, благотворительные, ученые и учебные учреждения, а равно учрежденные на основании законов империи торговые и промышленные общества, товарищества и компании, если эти лица, учреждения, общества, товарищества и компании в продолжении не менее одного года владеют в пределах уезда на праве собственности: а) обложенною сбором на земские повинности землею, в размере не менее определенного для каждого уезда в расписании, к сей статье приложенном[6], или б) другим недвижимым имуществом (не исключая состоящего в городской черте), оцененном, для взимания земского сбора, не ниже пятнадцати тысяч рублей, 2) уполномоченные от владельцев, участвующих в земских избирательных съездах (ст. 24).
Примечание 1. Правом участия в избирательных собраниях, наравне с собственниками, пользуются: 1) лица, владеющие имуществом на праве пожизненного владения, и 2) лица, владеющие горнозаводскими дачами на посессионном праве.
Примечание 2. Если несколько лиц имеют недвижимое имущество в общем нераздельном владении, то каждый из его участников считается владельцем причитающейся на его долю части имущества и, согласно сему, пользуется правом голоса в земских избирательных собраниях.
17. Из лиц, пользующихся правом участия в земских избирательных собраниях на основании пункта 1 статьи 16, не достигшие двадцати пяти лет от роду и лица женского пола не могут участвовать в означенных собраниях лично.
18. За совершеннолетних избирателей[7], не достигших двадцатипятилетнего возраста, в земских избирательных собраниях участвуют лица, снабженные от них доверенностями, а за малолетних и несовершеннолетних – их опекуны и попечители, если поверенные и попечители удовлетворяют условиям, определенным в пункте 1 статьи 16 и в статье 17 для личного участия в означенных собраниях. Лица женского пола на участие в избирательных собраниях могут уполномочивать только своих отцов, мужей, сыновей, зятей, внуков, родных братьев или племянников.
19. Неотделенные сыновья могут участвовать в избирательных собраниях вместо своих отцов по доверенностям последних. Доверенность может быть дана владельцем только одному из его сыновей.
20. В губерниях: Вятской, Олонецкой и Пермской и в уездах: Вельском, Никольском, Сольвычегодском, Тотемском, Устьсысольском, Устюжском и Яренском Вологодской губернии и Златоустовском Уфимской губернии вместо лиц, имеющих право участия в земских избирательных собраниях (ст. 16, п. 1), могут участвовать управляющие их имениями по особым на то уполномочиям от владельцев имений или от опекунов и попечителей сих владельцев. Они могут быть избираемы в земские гласные.
21. Упомянутые в статьях 18-20 уполномоченные лиц женского пола, опекуны, неотделенные сыновья и управляющие имениями могут и не владеть установленным для участия в земских избирательных собраниях имущественным цензом, но должны удовлетворять прочим требуемым для личного участия в земских выборах условиям. Означенные в тех же (18-20) статьях доверенности должны заключать в себе обозначение лица, на имя коего дается доверенность, указание, в каком именно собрании участвовать он уполномочен, и подпись верителя. Доверенности эти предъявляются самими верителями к засвидетельствованию их начальству или же полиции, мировому или городскому судье, земскому начальнику, либо нотариусу.
22. Пользующиеся правом участия в земских избирательных собраниях учреждения, общества, товарищества и компании (ст. 16, п. 1) участвуют в сих собраниях чрез представителей. Представители благотворительных, ученых и учебных учреждений назначаются их управлениями, а представителями торговых и промышленных обществ, товариществ и компаний признаются члены их правлений, по уполномочию сих последних. Означенные представители могут и не владеть установленным имущественным цензом, но должны удовлетворять всем прочим требуемым для личного участия в выборах условиям.
23. Никто не может иметь на земском избирательном собрании более двух голосов: одного по личному праву и другого по праву представительства, по доверенности или уполномочию.
24. Правом участия в избирательных съездах (ст. 16 п. 2) пользуются состоящие в русском подданстве лица мужского пола, достигшие двадцати пяти лет от роду, которые в течение не менее одного года владеют в пределах уезда на праве собственности или пожизненного владения: 1) обложенною сбором на земские повинности землею в количестве не менее одной десятой части числа десятин, определенного для каждого уезда в расписании, приложенном в статье 16, или 2) другим недвижимым имуществом, не исключая состоящего в городской черте, оцененном для взимания земского сбора не ниже тысячи пятисот рублей. Упомянутые в сей статье (24) владельцы никому своего права на участие в избирательном съезде передавать не могут.
Примечание. Относительно лиц, имеющих недвижимое имущество в общем нераздельном владении, соблюдается правило, изложенное в примечании 2 к статье 16.
25. При определении права на участие в земских избирательных собраниях и съездах принимается в соображение только один из указанных в пункте 1 статьи 16 и в статье 24 видов имуществ. Определение избирательного права по совокупности двух различных видов имуществ, из коих каждое само по себе не составляет полного ценза, не допускается.
26. Из лиц, удовлетворяющих условиям, определенных в статьях 16 и 24, в выборах, производимых на избирательных собраниях и съездах, не участвуют: 1) председатель и члены местного губернского по земским и городским делам присутствия, за исключением губернского предводителя дворянства, председателя губернской земской управы и члена от губернского земского собрания; 2) священно- и церковнослужители христианских исповеданий; 3) местные чины прокурорского надзора; 4) лица, занимающие полицейские должности в губернии, и 5) крестьяне, принадлежащие к составу сельских обществ уезда.
27. Права участвовать в избирательных собраниях лично за себя или в качестве представителя (ст. 18-22), а равно права участвовать в избирательных съездах лишаются: 1) подвергшиеся суду за преступления и проступки, влекущие за собою лишение или ограничение прав состояния, либо исключение из службы, а равно за преступления, предусмотренные в статьях 169-177 Устава о наказаниях, налагаемых мировыми судьями[8], когда они судебными приговорами не оправданы; 2) отрешенные от должности – в течение трех лет со времени отрешения; 3) состоящие под следствием или судом по обвинениям в преступных действиях, означенных в пункте 1 сей статьи или влекущих за собою отрешение от должности; 4) подвергшиеся несостоятельности, впредь до определения свойства ее, а из лиц, о коих дела сего рода приведены уже к окончанию – все несостоятельные, кроме признанных несчастными; 5) лишенные духовного сана или звания за пороки, или же исключенные из среды обществ и дворянских собраний по приговорам тех сословий, к которым они принадлежат, и 6) состоящие под гласным надзором полиции.
28. Для производства выборов в уездные земские гласные лицами, участвующими в земских избирательных собраниях (ст. 16 и примеч[ания] к ней), составляются по каждому уезду два избирательные собрания. В первом собрании участвуют, под председательством уездного предводителя дворянства, дворяне потомственные и личные; во втором, под председательством головы губернского или уездного города, по принадлежности – прочие лица, имеющие право участвовать в земских выборах, производимых на избирательных собраниях, а также представители благотворительных, ученых и учебных учреждений, торговых и промышленных обществ, товариществ и компаний.
29. Избирательные собрания созываются в губернском или уездном городе по принадлежности в сроки, определяемые губернатором по представлению уездной земской управы. Собрания сии, с разрешения губернатора, испрашиваемого управою, могут быть созываемы и в других находящихся в пределах уезда поселениях.
30. Второе избирательное собрание (ст. 28) может быть разделяемо на отделения с разрешения губернатора, испрашиваемого уездною земскою управою. В таком случае в отделении, открываемом в уездном или губернском городе, по принадлежности, председательствует местный городской голова, а в остальных — лица, назначаемые губернатором из среды избирателей каждого отделения. Число гласных, которое должно быть избрано каждым отделением из общего числа, причитающегося на избирательное собрание (ст. 14 прил.), определяется губернатором.
31. Для избрания уполномоченных на земские избирательные собрания от владельцев, означенных в статье 24 и в примечании к ней, составляются в местах созыва избирательных собраний в сроки, определяемые губернатором по представлению уездной земской управы, два земские избирательные съезда. В первом съезде под председательством уездного предводителя дворянства участвуют дворяне потомственные и личные. Второй съезд, под председательством головы губернского или уездного города, по принадлежности, образуют все прочие лица, имеющие право участвовать в земских выборах через уполномоченных (ст. 24 и примеч.). Избирательные съезды могут быть разделяемы на отделения с разрешения губернатора, испрашиваемого земскою управою. В таких случаях губернатор указывает поселения, где должны быть открыты те отделения избирательных съездов, которые созываются вне мест, определенных для избирательных собраний, и назначает председателей в оные.
32. В губерниях: Вятской, Олонецкой и Пермской, а также в уездах: Вельском, Никольском, Сольвычегодском, Тотемском, Устьсысольском, Устюжском и Яренском Вологодской губернии[9] полагается по одному избирательному собранию и съезду в каждом уезде. В означенных собраниях и съездах председательствуют лица, назначаемые губернатором.
33. Число уполномоченных, подлежащих избранию на избирательных съездах, определяется количеством обложенной сбором на земские повинности земли, числящейся за лицами, явившимися на съезд, и итогом оценочной стоимости другого, принадлежащего им, недвижимого имущества, полагая по одному уполномоченному на полный ценз, установленный для участия в избирательных собраниях.
34. Списки лиц, имеющих право участия в избирательных собраниях и съездах, должны быть содержимы уездною земскою управою в постоянной исправности, с своевременными отметками о происходящих в составе избирателей переменах. Перед производством выборов, избиратели распределяются управою, согласно статьям 28 и 31, между избирательными собраниями и съездами. Составленные на сем основании списки избирателей публикуются за четыре месяца до выборов в местных губернских ведомостях и, сверх того, могут быть оглашаемы другими способами, которые будут указаны губернатором, как наиболее удобные по местным условиям.
35. В течение одного месяца (в губерниях: Вологодской, Вятской, Олонецкой и Пермской – в течение двух месяцев) со дня оглашения избирательных списков заявления об исправлении оных могут быть предъявляемы в уездную земскую управу. По истечении сего срока, управа, исправив списки, соответственно заявлениям, признанным ею основательными, представляет оные на усмотрение губернатора с заключением своим по тем возражениям, которые оставлены ею без уважения. Одновременно с сим управа объявляет о существе своего заключения лицам, коими сделаны были заявления.
36. Недовольные распоряжением уездной земской управы могут в семидневный со времени получения объявления (ст. 35) срок приносить жалобы губернатору, который передает оные на разрешение губернского по земским делам присутствия. На обсуждение сего присутствия губернатором передаются также сделанные им на списки замечания.
37. Избирательные списки, по исправлении их порядком, указанным в статьях 35 и 36, публикуются в местных губернских ведомостях за месяц до наступления выборов. После опубликования списков никакие в них дополнения не допускаются. Лица, не внесенные в списки или утратившие избирательные права до начала выборов, в выборах не участвуют.
38. Избирательные собрания и съезды могут избирать в гласные или уполномоченные только лиц, имеющих право голоса в том самом собрании или съезде, коим выбор производится.
39. Выборы начинаются с избрания уполномоченных на избирательных съездах. До начала выборов на каждом съезде составляется, за общим подписанием присутствующих, акт о прибывших на съезд избирателях, о количестве числящейся за ними, на праве собственности или пожизненного владения, обложенной сбором на земские повинности земли и об оценочной стоимости другого, состоящего в их владении, недвижимого имущества, а также о числе подлежащих избранию уполномоченных. В уполномоченные могут быть избираемы только присутствующие члены съезда, не заявившие отказа от принятия сей обязанности.
40. Способ удостоверения в личности избирателей предоставляется усмотрению председателя избирательного собрания или съезда. Имеющие право участия в выборах по уполномочию других лиц и учреждений или в качестве их законных представителей обязаны представить председателю: поверенные – установленные доверенности, опекуны и попечители – указы об утверждении их в сих званиях, представители благотворительных, ученых и учебных учреждений – распоряжения командировавших их управлений, а члены правлений торговых и промышленных товариществ, обществ и компаний – удостоверения правлений оных.
41. Избирательные собрания и съезды продолжаются не долее двух дней. Выборы на них производятся закрытою подачею голосов, посредством баллотировки шарами.
42. Избирательное собрание приступает к производству выборов в таком лишь случае, когда избиратели прибудут в числе, превышающем две трети числа гласных, подлежащих избранию. Баллотировке в гласные могут быть подвергаемы и отсутствующие члены собрания, не заявившие отказа от принятия звания гласного.
43. Для избрания в гласные или уполномоченные необходимо получить более избирательных, нежели неизбирательных голосов. Если число лиц, получивших более половины избирательных голосов, превышает число подлежащих избранию гласных или уполномоченных, то избранными признаются старшие по количеству полученных избирательных баллов, а при равенстве оных – избрание определяется по жребию. Выбранные сверх положенного числа гласных зачисляются кандидатами.
44. О числе избирательных и неизбирательных голосов, полученных каждым подвергшимся баллотировке лицом, отмечается в особом выборном листе, который, по окончании выборов, читается избирательному собранию или съезду и подписывается председателем и участвовавшими в выборах наличными избирателями.
45. Если в день, назначенный для открытия избирательного собрания, к трем часам пополудни, в собрание не явится указанного в статье 42 числа избирателей, то все прибывшие в оное лица признаются гласными, о чем составляется протокол за общим их подписанием.
46. По окончании выборов, избирательные собрания и съезды закрываются, а выборные листы передаются председателями оных в подлинниках в уездную земскую управу не позднее как через сутки по окончании выборов. Из этих листов составляется управою список избранных гласных и кандидатов к ним, который в течение двух суток, представляется губернатору, вместе с выборными листами.
47. Губернатор, усмотрев из представленного ему выборного производства существенные нарушения законного порядка при выборах, предлагает о том губернскому по земским и городским делам присутствию. Заявления частных лиц о неправильностях, допущенных на земских избирательных собраниях и съездах, обращаются также к губернатору и им передаются на рассмотрение присутствия.
48. Если губернское присутствие по рассмотрении упомянутых в предшедшей (47) статье предложений и заявлений признает нужным отменить произведенные каким-либо избирательным собранием выборы во всей их совокупности, то постановляет о производстве новых выборов, взамен признанных недействительными.
49. В случае признания неправильным избрания отдельных гласных губернское по земским делам присутствие постановляет о замене их избранными подлежащими избирательными собраниями кандидатами, по старшинству полученных сими лицами избирательных голосов. Если и за таковым пополнением число гласных от которого либо из избирательных собраний окажется менее двух третей того числа, какое надлежало избрать согласно расписанию (ст. 14, прил[ожение]), то присутствие постановляет о производстве подлежащим собранием дополнительных выборов.
50. Когда при первоначальных выборах избирательным собранием будет избрано менее двух третей положенного для оного (ст. 14, прил[ожение]) числа гласных, а равно в случае, означенном в статье 45, губернатор делает распоряжение о созвании вновь избирательного собрания для выбора недостающего числа гласных.
51. Гласные от сельских обществ избираются волостными сходами. Каждый сход избирает одно лицо, но если число волостей в уезде не превышает определенного для оного расписанием (ст. 14, прил[ожение]) числа гласных от сельских обществ, то губернское по земским делам присутствие разрешает волостным сходам наиболее населенных волостей избирать по два лица. Из числа избранных губернатор утверждает положенный расписанием комплект гласных от сельских обществ и определяет очередь, на основании которой остальные избранные лица заступают утвержденных, в случае выбытия последних до окончания трехлетнего срока.
52. По заключении земских выборов составляется, по распоряжению губернатора, окончательный список гласных уездного земского собрания. Список сей публикуется в местных губернских ведомостях.
53. Если и после принятия мер, означенных в статьях 48-50, внесенных в список (ст. 52) гласных окажется менее двух третей общего числа их, положенного для уезда расписанием, приложенным к статье 14, то министр внутренних дел или продолжает на время не долее трех лет срок полномочий гласных, состоявших в сем звании в течение предыдущего трехлетия, или назначает на тот же срок председателя и членов уездной земской управы (ст. 95 и 119).
Отделение II. О Губернских и Уездных Земских Собраниях
54. В губернском земском собрании... председательствует губернский предводитель дворянства. В уездном земском собрании председательствует уездный предводитель дворянства, а в местностях, где не производится дворянских выборов, — председатель уездного съезда[10].
55. Губернские и уездные гласные, при вступлении в исполнение своих обязанностей, приносят присягу по установленной форме... Обязанности гласного исполняются безвозмездно.
59. Никто из гласных, без уважительных причин, не может уклоняться от присутствия на земских собраниях... О причине неявки в собрание гласный обязан известить письменно председателя, а сей последний доводит о том до сведения собрания, с предъявлением объяснения не явившегося гласного.
60. Если гласный не явится в земское собрание и не пришлет отзыва о законных к тому препятствиях, или же отзыв его собранием признан будет не заслуживающим уважения, то собранию предоставляется постановлением, принятым двумя третями голосов, подвергнуть не явившегося взысканиям...
62. Губернским земским собраниям в пределах губернии и уездным в пределах уезда предоставляется:
1) Производство выборов в указанные законом должности и определение размера содержания, присваиваемого сим должностям.
2) Определение порядка действия земских исполнительных органов и снабжение их надлежащими инструкциями.
3) Рассмотрение земских мест и раскладок денежных и натуральных повинностей.
4) Определение размера установленных действующими узаконениями земских сборов.
5) Переложение натуральных земских повинностей в денежные.
6) Сложение безнадежных к поступлению или неправильно числящихся недоимок и пеней по земским сборам.
7) Определение правил для заведывания капиталами и другими имуществами, принадлежащими земству или находящимися в его ведении и распоряжении, также состоящими в ведении земских учреждений лечебными, благотворительными и иными общеполезными заведениями.
8) Приобретение и отчуждение недвижимых имуществ.
9) Образование особых капиталов на предметы народного продовольствия и общественного призрения и на другие земские потребности.
<....>
12) Установление сборов с проезжающих по дорожным сооружениям и переправам, находящимся в заведывании земства, а равно переправам, содержимым частными лицами.
<...>
14) Проверка действий и отчетов земских управ и рассмотрение жалоб на управы и на служащих по земству лиц.
15) Возбуждение дел об ответственности Председателей и Членов Земских Управ, а также лиц, означенных в статьях 137 и 138.
16) Соглашение с правительством о принятии земством на себя содержания шоссейных дорог.
17) Представление заключений по вопросам, предложенным на обсуждение собраний правительством или губернским начальством.
64. К ведомству уездных земских собраний в особенности относятся:
1) Раскладка внутри уезда тех государственных и губернских сборов, разверстание коих возложено по закону на уездные земские учреждения.
2) Представление губернскому земскому собранию сведений и заключений по предметам ведомства земских учреждений, а также предположений по предметам, предоставленным ведению сего собрания.
3) Представление губернскому земскому собранию предположений о ходатайстве пред правительством по предметам, касающимся местных польз и нужд.
65. Очередные земские собрания созываются один раз в год: губернские — не позднее 1 декабря, а уездные — не позднее 1 октября. Распоряжение о своевременном созыве и открытии земских собраний делаются земскими управами, с разрешения губернатора.
67. Время занятий очередных собраний определяется: для губернских собраний — в двадцать, а для уездных — в десять дней, но по ходатайствам собраний сроки эти могут быть продолжены губернатором, в мере действительной необходимости.
68. Чрезвычайные земские собрания, губернские и уездные, назначаются или разрешаются министром внутренних дел, а созываемые в особо важных случаях, как-то: во время народных бедствий и по военным обстоятельствам – губернатором...
69. Земские Собрания открываются и закрываются: губернские — губернатором лично, а уездные — председателем собрания.
74. Для законного состава заседаний земского собрания требуется присутствие не менее половины числа гласных, определенного для оного расписанием, приложенным к статье 14...
75. Дела в земских собраниях решаются простым большинством голосов, а в случае равенства их при открытом голосовании мнение председателя дает перевес.
79. <...> Для обсуждения предположений об издании обязательных для местных жителей постановлений, требующих по свойству своему применения не только вне, но и внутри городских поселений, составляются соединенные заседания уездных земских собраний и городских дум. Такие соединенные собрания разрешаются губернатором... Если против постановления большинства соединенного собрания будет заявлено несогласие большинства членов думы или большинства членов уездного собрания, то дело поступает на решение губернского земского собрания.
80. Все постановления земских и соединенных собраний со следующими к оным приложениями представляются земскими управами в копиях губернатору и могут быть печатаемы с его разрешения.
82. Нижеследующие постановления земских собраний подлежат утверждению губернатора: 1) о разделении земских путей сообщения на губернские и уездные; 2) об изменении направления уездных дорог; 3) об учреждении выставок местных произведений; 4) о переводе из одной местности в другую, об изменении сроков и закрытии существующих торгов и базаров, а также об изменении внутреннего размещения ярмарок, торгов и базаров в пределах назначенных для них селений; 5) о таксах вознаграждения: а) за убытки, причиняемые потравами и другими повреждениями земельных угодий, б) за лесные порубки и в) за тушение лесных пожаров и 6) о ценах, по коим судохозяева должны производить судорабочим плату за сверхсрочный простой на внутренних водных путях сообщения, при отсутствии в договоре между судохозяевами и судорабочими особого по сему предмету условия.
83. Нижеследующие постановления земских собраний подлежат утверждению министра внутренних дел: 1) об обращении земских дорог в проселочные; 2) о сборах с проезжающих по земским дородным сооружениям и переправам, а также переправам, содержимым частными лицами; 3) о разделении имуществ и заведений общественного призрения на губернские и уездные; 4) о переложении натуральных повинностей в денежные; 5) об установлении натуральной и денежной повинности по истреблению вредных для полей и лугов насекомых и животных; 6) об открытии новых и перенесении существующих пристаней на судоходных реках и озерах; 7) об открытии новых ярмарок и о закрытии, перенесении в другие местности или изменении сроков существующих ярмарок и 8) о займах...
84. Если губернатор не признает возможным утвердить одно из указанных в статье 82 постановлений земского собрания, то предлагает оное на рассмотрение губернского по земским делам присутствия. В случае согласия большинства членов присутствия с мнением губернатора постановление земского собрания считается несостоявшимся... При несогласии мнений губернатора и большинства членов губернского присутствия дело представляется министру внутренних дел и разрешается им в порядке, указанном в ст. 85.
85. Постановления земских собраний, подлежащие утверждению министра внутренних дел (ст. 83), представляются ему губернатором с заключением по оным губернского по земским делам присутствия. От министра зависит по сношении в подлежащих случаях с другими министрами утвердить представленное постановление или отказать в утверждении оного. В последнем случае постановление земского собрания считается несостоявшимся...
86. Постановления земского собрания, не подлежащие утверждению (ст. 81-83) приводятся в действие, если губернатор в двухнедельный со дня получения сих постановлений срок не остановит их исполнения по причинам, означенным в статье 87.
<...>
87. Губернатор останавливает исполнение постановления земского собрания в тех случаях, когда усмотрит, что оно: 1) несогласно с законом или постановлено с нарушением круга ведомства, пределов власти либо порядка действий земских учреждений, или 2) не соответствует общим государственным пользам и нуждам, либо явно нарушает интересы местного населения.
88. Постановление земского собрания, которое губернатор остановит, как несогласное с законом или состоявшееся с нарушением круга ведомства или порядка действий земских учреждений, передается им в месячный со дня получения постановления срок на рассмотрение губернского по земским и городским делам присутствия. Решение присутствия о приведении такого постановления в действие или об отмене оного подлежит исполнению.
89. На решение губернского присутствия, коим отменяется постановление земского собрания по основаниям, указанным в статье 88, земское собрание может принести жалобу Правительствующему сенату. Постановление о сем земского собрания должно последовать до окончания ближайшей его очередной сессии по объявлении решения присутствия. Основанная на таком постановлении жалоба приносится земскою управою губернатору и им, с подлинным по делу производством, представляется министру внутренних дел, который не долее, как в трехмесячный срок вносит оную с своим заключением на разрешение Правительствующего Сената.
90. Постановления уездного земского собрания, признаваемые губернатором несоответствующими общим государственным пользам и нуждам или явно нарушающим интересы местного населения, предлагаются губернатором на обсуждение первого очередного губернского земского собрания, постановления которого, если губернатор с ними согласится, подлежат исполнению.
91. Постановления губернского земского собрания, признаваемые губернатором несоответствующими общим государственным пользам и нуждам или явно нарушающим интересы местного населения, представляются министру внутренних дел, по предварительным соображениям оных в губернском присутствии и с заключением сего последнего.
93. Министр внутренних дел или разрешает исполнение представленного ему постановления земского собрания, или же входит с представлением об отмене или изменении оного...
94. Отмена или изменение, по представлению министра внутренних дел (ст. 93), постановлений земских собраний разрешается Государственным советом в тех случаях, когда от этого должно последовать повышение земского обложения против определенного земским собранием размера, и Комитетом министров – во всех остальных случаях[11].
Отделение III. О Губернских и Уездных Земских Управах и других исполнительных органах земского управления
96. Губернская и уездная земские управы состоят из председателя и двух членов. Число членов губернской или уездной управы может быть увеличено по постановлению земского собрания до четырех, а в губернской управе, с разрешения министра внутренних дел, до шести.
97. На земские управы возлагается непосредственное заведывание делами земского хозяйства и управления. Они ведут текущие дела по земскому хозяйству, изыскивают меры к его улучшению, делают, с разрешения губернатора, распоряжение о созвании земских собраний, собирают нужные для собрания сведения и исполняют их определения, составляют проекты земских смет и раскладок, наблюдают за поступлением земских доходов, расходуют земские сборы, ведут под наблюдением земских собраний иски по имущественным делам земства, определяют с разрешения собраний правила и сроки отчетности подчиненных им служащих лиц и учреждений, ревизуют эту отчетность и представляют очередным собраниям отчеты о своей деятельности, денежных оборотах по земским суммам и о состоянии подведомственных им частей, заведений и имуществ...
101. Дела, подлежащие коллегиальному обсуждению управы, решаются по большинству голосов; при равенстве их голос Председателя дает перевес. Если председатель найдет, что определение большинства противно законам, или же несогласно с постановлением земского собрания, то может остановить исполнение определения и представить дело губернатору, который передает его на разрешение Губернского по земским и городским делам присутствия...
103. Губернатору предоставляется производить ревизию земских управ и других исполнительных органов земского управления, а также всех подведомственных земству учреждений. Усмотрев, при ревизии либо иным способом, неправильные действия управ... губернатор, по истребовании от земской управы, в случае надобности, объяснения, предлагает ей о восстановлении нарушенного порядка. Управа, если встретит затруднения в исполнении такого предложения, представляет о сем губернатору, который передает дело на разрешение губернского по земским делам присутствия. Решение присутствия обязательно для земских управ и может быть обжаловано лишь земским собранием в порядке, указанном в статье 89.
105. Для ближайшего заведывания отдельными отраслями земского хозяйства и управления в помощь земским управам могут быть избираемы подлежащими земскими собраниями лица как из гласных, так и из владельцев, имеющих право непосредственного голоса в земских избирательных собраниях. Для управления земскими имуществами и заведениями, а также для исполнения таких по делам земства обязанностей, которые по свойству своему требуют особых познаний и подготовки, земские управы могут приглашать посторонних лиц. Назначение и увольнений лиц, исполняющих в земской управе обязанности по делопроизводству, принадлежит председателю управы.
106. Председателям и членам земских управ, а равно и прочим лицам, служащим по земским учреждениям, воспрещается участвовать в порядках и поставках по предметам земского хозяйства и вообще входить в какие-либо сделки по имуществу с земскими учреждениями той губернии или того уезда, где они состоят на службе.
107. При определении, перемещении и увольнении тех состоящих на земской службе лиц, которые не занимают должностей, замещаемых по выборам, но пользуются правами государственной службы, применяются правила, установленные в Уставе о службе по определению от правительства[12]. При определении, перемещении или приглашении для отдельных занятий прочих лиц соблюдается порядок , указанный в статье 511 Общего губернского учреждения[13].
Глава IV. Об участии земских учреждений в издании обязательных для местных жителей постановлений
108. Губернскому земскому собранию предоставляется составлять обязательные постановления для местных жителей как целой губернии, так и отдельных ее местностей, не состоящих в ведении городского общественного управления, по следующим предметам: 1) о мерах предосторожности от пожаров в местах жилых, лесных и напольных, о тушении пожаров и о постройках в селениях; 2) о порядке содержания в чистоте площадей, улиц, дорог, сточных труб, прудов, колодцев, канав, естественных протоков, мостов и гатей; 3) об устройстве пристаней, переправ и перевозов, а также железно-конных и иных усовершенствованных путей, о порядке их содержания и пользования оными; 4) о производстве извозного промысла на станциях железных дорог; 5) о чистке дворов; 6) об устройстве и порядке содержания в санитарном отношении боен, фабричных, заводских и других промышленных заведений; 7) о мерах к соблюдению чистоты в помещениях для продажи съестных припасов и к обеспечению безвредности оных; 8) о мерах предосторожности против порчи воды; 9) о внутреннем распорядке на ярмарках, рынках и базарах; 10) о местах, где не допускаются склады легковоспламеняющихся веществ и о порядке хранения сих веществ; 11) об уборке или уничтожении палых животных; 12) о мерах предупреждения и прекращения заразительных, повальных и местных болезней и 13) по всем прочим предметам, по коим земским собраниям на основании действующих уставов, положений и иных узаконений предоставляется издавать обязательные для местного населения постановления.
110. Составляемые земскими собраниями обязательные постановления не должны ни в чем противоречить существующим законам. К составлению их губернское земское собрание приступает: 1) по предложению губернатора; 2) по собственному усмотрению, и 3) по представлению подлежащих Уездных Земских и Соединенных Собраний (ст. 79)...
111. Составленные в порядке, указанном в предшедшей статье (110) обязательные постановления представляются губернатору... Если губернатор не признает возможным утвердить представленное ему обязательное постановление, то дело получает разрешение согласно статьям 84 и 85...
Глава V. О порядке замещения должностей и условий земской службы
115. Должности председателей и членов земских управ замещаются по выборам подлежащих земских собраний, коим предоставляется избирать и более одного лица на каждую должность.
116. В земские должности, означенные в статьях 79 и 115, могут быть избираемы не только гласные, но и другие лица, имеющие право голоса на земских избирательных собраниях, с соблюдением притом ограничений, в статье 117 указанных.
117. Председатели земских управ, а равно член губернского по земским и городским делам присутствия от губернского земского собрания должны быть из лиц, имеющих по закону право вступления в государственную службу. При замещении земских должностей наблюдается, чтобы на выборных должностях в одном и том же учреждении не служили одновременно лица, состоящие в первой степени свойства и степени родства: в прямой линии — без ограничения, а в боковых — до третьей включительно...
118. Лица, избранные в председатели губернских управ, утверждаются в должности министром внутренних дел, а избранные в председатели уездных управ и в члены как губернских, так равно и уездных управ — губернатором. В случае избрания на должность двух или нескольких лиц (ст. 115) утверждается одно из них, а остальные могут быть зачислены кандидатами на сию должность.
119. Если министр внутренних дел или губернатор, по принадлежности, не найдет возможным утвердить избранных в должности председателя или членов управы лиц, а равно и в том случае, когда выборы в означенные должности не состоялись, губернатор предлагает подлежащему земскому собранию произвести новые выборы, на коих лица, не удостоившиеся утверждения, не могут быть подвергнуты вторичной баллотировке. Если сии последние выборы не состоятся или вновь избранные лица не будут утверждены, то должности, остающиеся свободными, замещаются в случае надобности на выборный срок лицами, назначаемыми министром внутренних дел с соблюдением условий, в статьях 116 и 117 указанных.
<...>
121. Председатели и члены земских управ, хотя бы они до занятия сих должностей не состояли гласными, участвуют в подлежащих земских собраниях на правах гласных.
122. Председатель и члены земской управы должны устранять себя от участия при решении земским собранием возбужденных об их действиях вопросов, а также не участвуют в постановлении собранием заключений по ревизии отчетов управы.
123. Срок службы на выборных должностях по земскому управлению полагается трехлетний. В случае выбытия председателя или члена земской управы в течение первых двух лет их службы, означенные должности замещаются кандидатами на оные (ст. 118), а при недостатке сих последних производятся новые выборы. Если должности эти окажутся вакантными в последний год выборного срока, то председатель управы заменяется заступающим его место, а члены – имеющимися кандидатами; при недостатке же таковых члены управ назначаются в случае надобности губернатором с соблюдением условий, определенных в статьях 116 и 117...
124. Председатели и члены земских управ считаются состоящими на государственной службе. Члены земских управ из лиц, не имеющих права вступать в государственную службу, в чины не производятся, но пользуются во все время служения в занимаемых должностях зауряд всеми правами и преимуществами тех чинов, которые соответствуют классам их должностей. При прослужении такими лицами в должности члена управы не менее трех трехлетий, они могут быть представляемы губернатором к производству в первый классный чин. Классы должностей председателей и членов земских управ и разряды сих должностей по шитью на мундире определяются в расписании, при сем приложенном[14].
125. Увольнение от службы Председателей и Членов Земских Управ по истечении выборного срока производится, по их о том ходатайствам, властью, от которой зависит утверждение или назначение их к должностям...
126. Содержание председателям и членам земских управ, утвержденных в сих должностях, производится в размерах, определяемых подлежащим земским собранием до производства выборов. Оклады лиц, назначенных на эти должности на основании статей 53, 119, 123, определяются губернским по земским и городским делам присутствием, не свыше однако среднего по губернии оклада соответствующей должности.
Глава VI. О порядке обжалования распоряжений земских учреждений и об ответственности лиц, состоящих на земской службе
127. Частные лица, общества и установления в случае нарушения их гражданских прав действиями земских учреждений имеют право иска на общем основании...
128. Жалобы на незаконность обращенных к исполнению постановлений земских собраний, когда по свойству предмета не может быть начато иска, приносятся Правительствующему сенату. Заявления частных лиц, обществ и установлений о нарушении их прав постановлениями земских собраний, не вступившими еще в силу (ст. 81 и 86), могут быть приносимы губернатору. Те из сих заявлений, которые касаются дел, исчисленных в статье 83, представляются губернатором на разрешение министра внутренних дел, а прочие передаются на разрешение губернского по земским и городским делам присутствия (ст. 88).
129. Жалобы на решения земских управ приносятся, по усмотрению жалующегося, губернатору или подлежащему земскому собранию.
130. Губернатор, когда признает принесенную ему жалобу (ст. 29) заслуживающею уважения, предлагает подлежащей Земской Управе сделать распоряжение об удовлетворении лица, заявившего оную. В дальнейшем ходе дела соблюдается порядок, указанный в статье 103.
131. Частные лица, общества и установления, интересы коих нарушены постановлением губернского по земским и городским делам присутствия, имеют право обжаловать оное в трехмесячный срок со дня объявления им сего постановления, а если оно объявлено не было — то со дня приведения его в исполнение. Жалобы сии подаются губернатору и представляются им, с объяснениями присутствия, в течение месяца министру внутренних дел, который вносит оные с своим заключением на разрешение Правительствующего сената.
132. Председатели и члены земских управ за преступления и проступки по должности подвергаются ответственности в порядке дисциплинарного производства или по приговорам уголовного суда.
133. Дела об ответственности означенных в предшедшей (132) статье лиц возбуждаются или постановлениями подлежащих Земских Собраний или распоряжениями Губернатора, и по предварительном истребовании от обвиняемых объяснений передаются губернатором на обсуждение губернского по земским делам присутствия. При рассмотрении дел сего рода в состав присутствия входит с правом голоса взамен прокурора председатель окружного суда.
134. В порядке дисциплинарной ответственности председатели и члены земских управ могут быть подвергаемы замечаниям, выговорам без внесения в послужной список и удалению от должности.
135. Означенные в предшедшей статье взыскания, кроме удаления от должности, налагаются на членов уездных земских управ губернским по земским делам присутствием. Представления сих присутствий о наложении дисциплинарных взысканий (ст. 134) на председателей земских управ и на членов управ губернских, а равно об удалении от должности членов управ уездных разрешаются постановлениями совета министра внутренних дел[15], утвержденными министром.
136. Члены уездных земских управ предаются суду губернским по земским и городским делам присутствием, а председатели земских управ и члены управ губернских — советом министра внутренних дел с утверждением министра.
137. Лица, избираемые в помощь земским управам для ближайшего заведывания отдельными отраслями земского хозяйства и управления (ст. 105), а также гласные, входящие в состав особых назначаемых земскими собраниями комиссий... за противозаконные действия по исполнению возложенных на них обязанностей подлежат ответственности на одинаковых основаниях с членами подлежащих земских управ.
138. Дела об ответственности подчиненных управам должностных лиц, в том числе и служащих по найму, за преступления по службе возбуждаются предложениями губернатора или представлениями земских собраний и управ. Лица сии предаются суду за преступления должности губернским по земским и городским делам присутствием и подлежат ответственности на одинаковых основаниях с лицами, состоящими на государственной службе.
Полное собрание законов Российской империи. Собрание 3. Т. 10. Отделение 1. № 6927. С. 495-511
[1] Имеется в виду император Александр II.[2] См. Положение о губернских и уездных учреждениях 1864 г.[3] Такой состав присутствия обеспечивал его подчинение губернатору.[4] Не приводится.[5] Эти города в отношении земского самоуправления пользовались правами уездов.[6] Расписания не приводятся. Т.н. "полный земский ценз" изначально равнявший 100 средним наделам крепостных мужчин накануне отмены крепостного права, при разработке Положения 1890 г. был несколько понижен из-за роста стоимости земли.[7] Совершеннолетие наступало в 21 год.[8] Эти статьи предусматривали наказания за кражу, мошенничество, присвоение и растрату вверенного имущества.[9] В этих губерниях и уездах практически не было дворян-помещиков.[10] В уездном съезде (см. предыдущий документ) в местностях с отсутствием дворянского землевладения председательствовал особый чиновник, назначенный министром внутренних дел по представлению губернатора. [11] Решения Комитета министров и Государственного совета в соответствии с законами о них подлежали утверждению императором.[12] Эта часть статья распространялась на малочисленные должности инженеров путей сообщения и т.п. Для назначения на них требовалось согласие соответствующего ведомственного начальства.[13] Эта статья предписывала испрашивать согласие губернатора при назначении губернских чиновников.[14] Это расписание относило должность председателя губернской земской управы к V классу по Табели о рангах, должности члена губернской и председателя уездной управ – к VI, члена уездной управы – к VII классу .[15] Совет министра внутренних дел – высшая коллегия МВД. Возглавлялся министром и включал его товарищей, директоров министерских департаментов и особо назначенных чиновников. Задумывался как постоянно действующий руководящий орган, но ко II половине XIX в. утратил практическое значение и собирался только по дисциплинарным делам, в которых его участие прямо предусматривалось законами.